Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Генезис и трансформация механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение человека как новоевропейского субъекта в мысли прошло путь от единственно несомненного, действующего и трансцентентального до единичного человека в его реальной познавательной практике. Эпоха репрезентирует человека именно как субъекта через осознание самого себя и самополагание, что становится определяющим для человека как такового: он есть постольку, поскольку он осознает себя как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема репрезентации человека. Генезис представленности
    • 1. 1. Репрезентация: истоки, история и границы понятия
    • 1. 2. Средневековая традиция репрезентации
      • 1. 2. 1. Эпоха и ее человек как «святой»
      • 1. 2. 2. Биографическая традиция как традиция репрезентации
      • 1. 2. 3. Ordo: Иерархия земная и небесная
    • 1. 3. Возрождение: рождение человека в добродетели
    • 1. 4. Открытие человека как художественного «образа и подобия»
  • ГЛАВА II. Субъект как новоевропейская форма репрезентации человека
    • 2. 1. Новоевропейская рациональная реальность и ее человек
    • 2. 2. Концептуализация субъекта
      • 2. 2. 1. Философская традиция рассмотрения понятия
      • 2. 2. 2. Рождение субъекта в методологии Декарта
      • 2. 2. 3. Снятие субъекта: субъективное и объективное в рационализме
    • 2. 3. Классическая новоевропейская образность и механизмы репрезентации
  • ГЛАВА III. Трансформация субъективности в западноевропейской культурной традиции второй половины XIX века
    • 3. 1. Культур-философская трансформация субъективности
      • 3. 1. 1. Преодоление классической рациональности
      • 3. 1. 2. Экзистенциальный выбор и путь веры Кьеркегора
      • 3. 1. 3. «Преодоление метафизики» и переоценка ценностей
    • 3. 2. Портрет и автопортрет: границы субъективности
    • 3. 3. Трансформация репрезентативности и смена субъект-объектных оснований

Генезис и трансформация механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема осмысления человека и форм его репрезентации в культуре является одной из основных для гуманитарного знания в целом, определяя широкое поле исследования, различные аспекты рассмотрения и методологические подходы. Реконструкция культур-философских оснований для определения социокультурного образа человека и форм его репрезентации, которой посвящена настоящая диссертация, обретает особую важность в контексте рассмотрения процесса конституирования человека в культуре, предпринимаемого в современной исторической, культурологической и философской науке.

Исследование генезиса и трансформации механизмов репрезентации необходимо для более четкого понимания традиции репрезентации человека в западноевропейской культуре, выявления ее истоков и внутренних взаимосвязей. До недавнего времени репрезентативность, активно осмысляемая в культур-философских текстах XX века, соотносилась с размерностью субъект-объектных отношений, определяющих формирование новоевропейской традиции. Показательной в рассмотрении темы репрезентации человека является проблема наследования культурных оснований прошлого и их многоаспектное раскрытие, начиная от онтологического плана и заканчивая осмыслением повседневности.. Но, несмотря на целостное рассмотрение антропологической парадигмы, человек, в том, каким образом он явлен в культуре, остается не до конца изученным, особенно в контексте культурного преемства и развития. В предлагаемом исследовании формы и механизмы репрезентации человека, ставшие главным предметом рассмотрения, оцениваются как необходимые для более точного определения возможных форм бытования человека в культуре, специфики его самообъективации. В этом отношении проблема представленности «Я» и его легитимности в культурном контексте должным образом не оценены.

Научная значимость темы генезиса и трансформации механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре (в ее связи с периодом смены субъект-объектных оснований, начиная со второй половины XIX века), оказывается достаточно очевидной, в особенности, если мы будем учитывать современный философский дискурс, осмысляющий кризис субъективности и ищущий варианты его преодоления. Поэтому важнейшей задачей настоящего исследования было воссоздание общего культур-философского контекста возникновения, существования и развития основных форм репрезентации человека в западноевропейской культуре.

Проблема генезиса и трансформации механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре особенно актуальна в рамках дисциплинарного пространства истории и теории культуры, поскольку решает проблемы, имеющие конститутивный характер для основных мыслительных стратегий и концептуальных маршрутов, осуществляемых t в данной отрасли знания.

Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение механизмов и форм репрезентации человека в культуре предполагает включение различных областей гуманитарного знания, определяющих широкий спектр источников. Можно выделить несколько научных направлений сообразно смысловым аспектам, актуализированным в исследовании историко-культурного контекста развития механизмов репрезентации человека и культур-философской традиции их осмысления.

Рассмотрение форм репрезентации человека в западной традиции приводит к необходимости воссоздания целостного культурного контекста разных периодов* европейской истории. Среди работ медиевистов наибольшую значимость для настоящего исследования имеют тексты, созданные в духе школы «Анналов», обращающиеся к ментальному плану в исторической реконструкции повседневности. К таким авторам можно отнести М. Блока, Ф. Броделя, Ж. ле Гоффа, А. Воше, П. Брауна, Ф. Арьеса, О. Г. Эксле, Ж. Дюби. Подробное изучение форм средневековой культуры принадлежит отечественным авторам: С. С. Аверинцеву, М. М. Бахтину, А. Я. Гуревичу.

Новоевропейская традиция репрезентации, собственно, субъективность, рассматривается такими авторами как: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Ж. Делез, А. Рено, Э. Трельч. Осмысление субъекта становится одной из ключевых задач и для исследователей классической философии В. Виндельбанда, Э. Кассирера, Г.-Г. Гадамера. Разработке проблемы человека, преодоления классической рациональности и кризиса субъективности, а также осмысление оснований эпохи Модерна и рассмотрение ее пересмотра в философии и культуре «конца века» отражено у Ю. Хабермаса, Ф. Г Юнгера, Дж. Лукача, К. Поланьи. Не менее значимыми являются исследования М. К. Мамардашвили, Б. В. Маркова, В. А. Подороги.

Разработка проблемы человека и механизмов его репрезентации в западноевропейской художественной традиции, актуализация проблемы классической образности и раскрытие культурного опыта визуальности прослеживается в работах Г. Вёльфлина, М. Дворжака, X. Зедльмайра, Э. Панофского, X. Ортеги-и-Гассета, М. Фуко.

Объект диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования является исторический, философский и культурный контекст развития механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре.

Предмет диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования являются механизмы репрезентации человека в их генезисе и трансформации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное рассмотрение генезиса и трансформации механизмов репрезентации человека в западноевропейской культуре. В соответствии с данной целью автор ставит следующие задачи:

1. Критически осмыслить историко-культурный контекст развития традиции репрезентации человека.

2. Раскрыть историко-культурное и философское осмысление проблемы репрезентации человека в культуре.

3. Реконструировать генезис образа «святого» и «субъекта» как ведущих форм репрезентации человека в европейской культуре.

4. Проанализировать процессы трансформации субъективности в новоевропейской традиции!

5. Определить значение субъекта как одной из основных форм новоевропейской репрезентации человека.

6. Выявить трансформацию механизмов репрезентации человека в смене субъект-объектных оснований в культуре рубежа XIX—XX вв.еков.

7. Продемонстрировать развитие форм репрезентации человека в художественной культуре.

Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследованиясвязана с необходимостью реконструирования историко-культурного контекста формирования традиции репрезентации, что позволяет не ограничиваться методом исторического описания, но сочетать его с методом контекстуального анализа. В ходе работы применялись основополагающие «исследовательские принципы > гуманитарного знания, с помощью которых было осуществлено комплексное рассмотрение основных культур-философских, антропологических направлений. Для постановки и обоснования проблемы был применен системно-комплексный подход и феноменологический метод, сравнительно-исторический метод позволил выявить наследуемые элементы в традиции репрезентации и то, что сохранялось в качестве отличительных особенностейаналитический метод реконструкции позволил проследить взаимосвязь форм репрезентации человека в западноевропейской культуре. Для определения сущности субъективности и характера ее трансформации на основе художественной и текстуальной традиции применялись методы исторической герменевтики.

Источниковедческая база исследования. Источниковедческая база, на которой основано диссертационное исследование, может быть разделена на несколько групп: тексты, связанные с европейской средневековой и ренессансной традицией, работы, относящиеся к новоевропейскому философскому осмыслению проблемы субъекта, а также труды мыслителей второй половины XIX века.

Первая группа содержит, главным образом, источники, относящиеся к биографической традиции, рассматриваемой в работе как традиции репрезентации. Так, к ведущим авторам могут быть причислены: Августин Аврелий, Бернард Клервоский, Гвиберт Ножанский, Григорий Турский, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр. А также работы Н. Кузанского, Ф. Петрарки, Б. Челлини, М. Фичино, П. делла Мирандолы, JI. Б. Альберти.

Ко второй группе источников относятся классические философские тексты, в которых было определено понятие «субъекта» как действующего, познающего и трансцендентального. Здесь ключевыми являются работы Р. Декарта, Д. Юма, И. Канта, И. Г. Фихте, Ф.В.Й. 'Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Э. Кассирера.

В третью группу входят источники, посвященные философским проблемам преодоления классической рациональности и раскрывающие проблему трансформации субъективности. Среди авторов, относящихся к данному направлению, выделим основных — С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, X. Ортегу-и-Гассета, Ж.-П. Сартра.

Другую важную группу источников представляют собой тексты, связанные с репрезентацией человека и реконструкцией визуального опыта. Таковыми являются письма, дневники и труды художников, определявших развитие живописной традиции своего периода, главным образом, А. Дюрера, В. Ван Гога, В. Кандинского, П. Филонова.

Результаты диссертационного исследования.

1. Проанализирован и реконструирован историко-культурный контекст рассмотрения проблемы человека и механизмов его репрезентации.

2. Исследованы формы и механизмы репрезентации человека в западноевропейской культуре.

3. Реконструирована традиция культур-философского осмысления субъективности.

4. Показан генезис субъективности как формы репрезентации человека в европейской культуре.

5. Установлено значение субъективности как ведущей формы репрезентации человека.

6. Выявлена трансформация новоевропейской субъективности в смене субъект-объектных оснований.

7. Определено влияние механизмов репрезентации на образ человека в художественной культуре.

Основные положения, выносимые на защиту, и их новизна.

1. Обосновано понятие репрезентации применительно к рассмотрению проблемы человека и его представленности в западноевропейской культуре. Механизмы репрезентации, позволяющие выявить репрезентативные формы человека, определяются как конститутивные в отношении генезиса и трансформации образа человека в культуре.

Новизна полученного результата заключается в том, что понятие репрезентации рассматривается в рамках антропологической парадигмы, где процедура означивания соотносится с механизмами репрезентации человека.

2. Реконструирован генезис традиции репрезентации человека в западноевропейской культуре. Данный процесс, связанный с осмыслением образа человека как «святого» в западноевропейской средневековой традиции, раскрывается в рассмотрении историко-культурного контекста конституирования механизмов репрезентации человека.

Новизна полученного результата заключается в том, что образ «святого» определяется как одна из основных репрезентативных форм человека в западноевропейской средневековой традиции, вбирая в себя весь спектр социальных ролей и допуская различные механизмы взаимодействия, в которых проявляется человек в культуре.

3. В контексте рассмотрения проблемы генезиса и развития основных форм репрезентации человека в западноевропейской культуре определена внутренняя взаимосвязь механизмов репрезентации человека, проявляющаяся в наследовании репрезентативных форм в культуре и их последующей трансформации.

Новизна полученного результата заключается, с одной стороны, в выявлении ряда важных внутренних связей механизмов репрезентации человека в культуре, проявляющейся в наследовании репрезентативных форм, с другой стороны, в идентификации образа человека в культуре как «святого» и как «субъекта».

4. Определено понятие «субъекта» как одна из основных форм репрезентации новоевропейского человека. Репрезентация человека как действующего субъекта раскрывается не только в отношении процесса познания, что закреплено в классическом рационализме, но и проявляется как действительное основание человека в его взаимодействии с предметным миром.

Новизна полученного результата заключается в том, что субъективность, рассмотренная в контексте культур-философской традиции, определяется как репрезентативный механизм, необходимый для целостного воспроизведения образа новоевропейского человека в культуре.

5. Установлены культур-философские основания трансформации субъективности как новоевропейской формы репрезентации человека в контексте рассмотрения проблемы преодоления классической рациональности в рамках неклассических концепций С. Кьеркегора и Ф. Ницше, а таюке художественной традиции второй половины XIX века.

Новизна полученного результата заключается в том, что рассмотренные трансформации новоевропейской субъективности интерпретированы как механизмы репрезентации, выявленные в ходе исследования кризиса субъекта второй половины XIX века, повлиявшего на формирование неклассической философской традиции и нового типа изобразительности.

6. Показано значение неклассических культур-философских концепций как фиксирующих смену субъект-объектных отношений, что оказало влияние на трансформацию субъективности как формы репрезентации человека в культуре, проявившуюся, в том числе, в художественной традиции второй половины XIX века.

Новизна полученного результата заключается в выделении соответствующих оснований культур-философских концепций преодоления новоевропейской парадигмы: классической рациональности и субъект-объектной позиции, а также в определении их влияния на художественную практику, устанавливающую границы субъективности в портрете и автопортрете.

7. Прослеживается степень влияния трансформации субъективности и ее репрезентативных форм на последующую художественную традицию. Смена субъект-объектных отношений рассматривается как определяющая в процессе формирования неклассической образности.

Новизна полученного результата заключается в интерпретации культурных процессов второй половины XIX века и кризиса субъективности применительно к репрезентативным формам авангарда, открывающим визуальный опыт смены позиций субъект-объект.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты диссертационного исследования позволяют расширить представление о традиции репрезентации, способствуют формированию более точного понимания субъективности как формы представленности «Я» в рамках новоевропейской философии и культуры.

Осуществленное в диссертации исследование и реконструкция генезиса и трансформации механизмов репрезентации позволяет более полно представить проблему человека в культуре. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при дальнейших исследованиях культур-философского статуса человека в западноевропейской культуре. В культурологическом аспекте значимо рассмотрение процесса адаптации важнейшей составляющей культурного наследия античности в формирующейся культуре христианского средневековья, а также ренессансное переосмысление оснований и переход к Новому времени. Выявление механизмов репрезентации в содержательном развитии западноевропейской культуры имеет значение не только для теории, но и для истории культуры, также они важны для понимания философской проблематики в целом.

Поскольку исследование касается генезиса репрезентативных форм в средневековой христианской традиции, а также трансформации субъективности в новоевропейской культуре, результаты диссертационного исследования могут представлять практический интерес, как в аспекте истории культуры, так и в более широком культурологическом плане. Данные настоящего исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности, в частности, в курсах истории культуры и культурологии при рассмотрении процессов формирования христианской Европы, перехода от Средневековья к Новому времени, становления рационализма, преодоления классической рациональности и кризиса периода «конца века».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на теоретических семинарах аспирантов кафедры теоретической и прикладной культурологии философского факультета СПбГУ. Основные положения исследования были также отражены в публикациях автора, в частности, в ряде статей: Художественный опыт и границы субъективности //"Вопросы культурологии". — 0,4 п.л.- Проблема субъекта и преодоление классической рациональности в западноевропейской культуре вт. п. XIX века // Личность. Культура. Общество. — 0,5 п.л.- Трансформация культурной традиции в эпоху модерна: субъективность и рациональность // Studia culturae. — 0,5 п.л.

Отдельные положения диссертации апробировались также в выступлениях автора на различных научных конференциях: «Реальность. Человек. Культура: религия и культура» (Омск, 2008) — «Молодежь, Наука, Творчество — 2008» (Омск, 2008), «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве» (СПб, 2009).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Репрезентативность, проблема «представленности» Я и его легитимности в культурном контексте, осмысляемая в XX веке, соотносилась с процессами, определяющими формирование новоевропейской традиции. Рассмотрение форм репрезентации, необходимое для более точного определения специфики самообъективации человека в том или ином статусе, возможно через обращение к генезису и трансформации механизмов репрезентации в западноевропейской культуре. В этом смысле проблема наследования культурных оснований прошлого и их раскрытие, начиная от онтологического плана и заканчивая осмыслением повседневности, оказывается достаточно очевидной, особенно учитывая современный философский дискурс, осмысляющий кризис субъективности и ищущий варианты его преодоления. Проблема генезиса и трансформации механизмов репрезентации человека раскрывается путем воссоздания общего культур-философского контекста возникновения, бытования и развития основных форм репрезентации человека в западноевропейской культуре.

Формы репрезентации человека в европейском Средневековье, легитимное антропологическое начало эпохи находит отражение в особенностях клерикальной и светской культуры, биографической и художественной традиции, где образ Святого выступает единственно достойным образа идеального мира, для воссоздания которого и предназначен человек как Святой. Вызревание определенного типа репрезентации человека Средневековья происходит через Откровение и Диалог, что станет основополагающим для обретения западноевропейской картины мира через причастность риторическому наследию античности и христианству. Оправдание и самоопределение человека Средневековья происходит в русле христианской религиозности с установкой на спасение в лоне церкви, где святой — это репрезентация пути возможного спасения.

Преодоление двух миров Средневековья в целостности святости, символизме и иерархизме основано на некотором объективировании невидимого, которое в установках эпохи более реально, чем материальный мир. Пребывание святых на границах — возможность актуализации «горнего» и «дольнего» в едином опыте и культовой практике, репрезентируя человека как «образ и подобие». Репрезентативность биографического начала определяется в заданной им ориентации культуры Средних веков, и основанием здесь служит августинианская традиция, где исповедь оказывается средством рассмотрения душевного состояния через аллегории библейской истории.

Самоопределение и спасение, таким образом, происходит в христианских образцах, где проявляется доминанта идеи Бога, где божественное лицо определяет и лицо человеческое. Самоанализ через грех и праведность для позднего Средневековья — регулярная и утвержденная практика. Биографическая традиция, рождающая в повествовании не только героя исповедального самоартикулирования, но и образ человека, выступающего как святой в житииона становится полем, репрезентирующим человека через его путь к сопричастности Богу.

В преддверии Ренессанса происходит некоторое жанровое смешение: новый биографизм имеет тенденциозность к автобиографизму, репрезентируя уже не только святого, или того, кто ищет сопричастности Богу и описывает свой путь. Здесь создается основа того, что может быть названо открытием человека в добродетели в эпоху Возрождения. Человек и его репрезентация в ренессансной культуре отличны от средневековой традиции прежде всего тем, что он есть: человек рождается как человек, признаваемый таковым в добродетели в миру, что понимается иначе, нежели избранничество святого или личное благочестие.

Однако обращение к сверхчувственному и поиск идеального прообраза в символизме христианских сюжетов никуда не пропадает, все это осознается вновь в рождении нового гуманизма, который продолжает оставаться гуманизмом христианским даже в интересе к Платону и античному риторическому наследию. Опыт самонаблюдения, утвердившийся в практике регулярной исповеди, и развитие этики, посредством переводов античных авторов, позволяли человеку позднего Средневековья посмотреть на собственный душевный мир. Именно христианское европейское Средневековье, сохранившее себя в классической латыни, давало Возрождению основания и возможность оглянуться назад с тем, чтобы обрести действительный мир и человека в нем в целостности.

Мир становится соизмеримым в едином плане, вещный мир получает оправдание в своем бытии, и поэтому его миметическое воспроизведение и пытливое исследование его телесности, становятся определяющими. Это по-прежнему средневековый мир вне субъективного и объективного, но мир оправданный в своем бытии, как будто открытый заново и усвоенный в художественном творении. Возрождением снимается разница в изображении святых, конкретных исторических лиц или современников, но подобное смешение нельзя назвать чем-то несоответствующим традиционному миропорядку, поскольку оно выступает как особенность средневекового мышления, для которого идеальное есть подлинно реальное. Образ человека-идеала, репрезентируемого и легитимируемого культурой, находит отражение в том самом imago Dei, который стал логическим завершением средневековой теологии человека.

Человек Средневековья, стоящий вне мира, сменяется человеком, включенным в мир и даже становится единственно тем, что в нем безусловно есть. Однако принадлежность к миру не является теперь ценностью, возникает ценность, укорененная в нашей с миром разнородности, происходит отождествление воли человека с волей Бога, когда Декарт определяет человека как «господина природы».

Человек эпохи Модерна, освободившийся от прочных связей с церковью в идеальной картине мира, приходит к осознанию вопроса об истине сущего и о своем пути к ней. Этот вопрос ставится и в философии. Первым на него ответил Декарт утверждением ego cogito, ergo sum, — «я мыслю, следовательно, я есть», выводя субъекта как единственную достоверность, вручая ему метод постижения, действительности в мышлении. Вместе с тем проблема познания и проблема морали, получившие определенность в субъекте, ставят вопрос о самой природе субъективности, которая выходит за пределы самой себя в суждении.

Рассмотрение человека как новоевропейского субъекта в мысли прошло путь от единственно несомненного, действующего и трансцентентального до единичного человека в его реальной познавательной практике. Эпоха репрезентирует человека именно как субъекта через осознание самого себя и самополагание, что становится определяющим для человека как такового: он есть постольку, поскольку он осознает себя как мыслящего и как действующего. Субъектно-ориентированная философская традиция, охватившая всю эпоху Модерна, приходит к единичному человеку и вместе с тем открывает новую бездну «или-или». С появлением человека как человека возникнет проблема «пограничной ситуации», определяющей его конституирование в актах внутреннего выбора. Экзистенциальная ситуация выбора зафиксирует обращенность сознания уже к самому себе, но не к миру, относительно которого и возникало первоначальное «сомнение».

Субъект-объектная размерность, скрывающая человека и мир в их взаимодействии, оказывается еще более призрачной, чем тень идеального мира Средних веков: она в действительности не обрела определенности оснований. Утверждение субъекта и объекта в качестве определенного способа отношений по установлению реальности в познании обернется их трансформацией: в «конце века» они начнут меняться местами.

Поворот к единичному индивиду и жизни как источнику и основе реальности проявляется в стремлении к утверждению новых онтологических связей человека и мира, субъекта и объекта. Новоевропейская традиция, утвердившая субъекта, вместе с тем сделала видимый мир далекимприблизить и узнать его вновь было необходимо в искусстве. Искусство «конца века» меняет представления о предметности художественного образа и его истоках, совершая, тем самым, неосознанную попытку разрешить экзистенциалистскую дилемму в пограничной ситуации. Объект открывается в его субъективности, находит единичное во всеобщем, пытаясь преодолеть установленный порядок вещей, преодолевая, тем самым, эпоху классической рациональности.

Новое время исследует форму своей деятельности и, на излете своего существования, пытается отдать себе в ней отчет. Поскольку сознание оказывается источником репрезентативных форм, происходит пересмотр собственных оснований в смене позиций субъекта и объекта вместе с изменением стратегий репрезентации. Трансформация механизмов репрезентации позволяет выявить не только определенные историко-культурные формы и способы представленности «Я», но и реконструировать образ человека в культуре как ее универсальное основание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ad Marginem'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. — М., 1994.
  2. П. История моих бедствий. / Пер. с лат. В. А. Соколова, Н. А. Сидоровой. Отв. ред. Н.А. Сидорова-М., 1959.
  3. П. Тео-логические трактаты. -М., 1995.
  4. А. Исповедь./ Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Вст. ст. А. А. Столярова. М., 1991.
  5. А. Творения в 4-х тт./ Сост. С. И. Еремеева. СПб., 1998.
  6. Августин: pro et contra. / Сост., примеч. Р.В. Светлова- сост., вступ. ст., примеч. В. Л. Селиверстова. — СПб., 2002.
  7. С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989, № 3. СС. 3−13.
  8. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью. // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. -М., 1976. СС. 17−62.
  9. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. Под. ред. В. А. Подороги. Серия «Ессе homo». М., 2001.
  10. В. Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М., 2001.
  11. Т.А., Бердюгина JI.A. Новые грани старых иллюзий. — Л., 1984.
  12. Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х тт. Т.1. Фрагмент анонимной биографии: Десять книг о зодчестве. М., 1935.
  13. Анналы на рубеже веков: антология. / Пер. с фр. М., 2002.
  14. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т.1 / Под ред. С.С. Неретиной- сост. С. С. Неретиной, JI.B. Бурлака. СПб., 2001.
  15. Антропология культуры. Выпуск 1. М., 2002.
  16. Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской С.В.- Предисл. А. Я. Гуревича. — М., 1992.
  17. В. Ф. Декарт. М., 2006.
  18. . История истории искусства: от Вазари до наших дней. М., 1994.
  19. JI.M. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М., 1993.
  20. JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. -М., 2000.
  21. JI.M. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.
  22. М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
  23. М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, текст подгот. Г. С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М., 1979.
  24. А. Творческая эволюция. / Пер. с фр. Э. А. Флеровой. Под ред. Н. Саркитова. М., 2001.
  25. Бернард Клервоский. О любви к Богу. О благодати и свободном выборе / Под ред. Ю. А. Ромашева. — СПб., 2009.
  26. М., Георгиевская Е. Франция второй половины XIX—XX вв.ека. -М., 2001.
  27. П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
  28. Бонавентура. Путеводитель души к Богу / Пер. с лат., вступ. статья и коммент. B.JT. Задворного. М., 1993.
  29. П. Ван Гог: ослепленный солнцем. — М., 2002.
  30. А. Греческая цивилизация. Т. 1. От Илиады до Парфенона / Пер. с фр. О.В. Волкова- Предисл. В. И. Авдиева. М., 1992.
  31. Ю.М., Гайденко П. П. С. Кьеркегор и критика Гегеля с позиций экзистенциализма // Вестник Московского университета. Сер. 8. 1961. № 2. СС. 45−54.
  32. П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. / Пер. с англ.- Под. ред. С. В. Месяц. — М., 2004.
  33. В своем кругу. Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала нового времени. М., 2003.
  34. ВазариД. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. З.-М., 1996.
  35. . Несчастное сознание в философии Гегеля. СПб., 2006.
  36. Ван Гог В. Письма. СПб., 2000.
  37. ВеберА. Избранное: кризис европейской культуры. СПб., 1999.
  38. Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб., 1999.
  39. Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.
  40. В. От Канта до Ницше / Пер. с нем. Под ред. А. И. Введенского.-М., 1998.
  41. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М., 1991.
  42. П. П. История новоевропейской философии* в ее связи с наукой. М., СПб., 2000.
  43. П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. М., 1970.
  44. Р. Конец Нового времени// Вопросы философии. 1990. № 4.
  45. Г. В. Ф. Феноменология духа. М., 2000.
  46. Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. Т. 1. -М., 1968.
  47. Э. Разум и культура: Историческая роль рациональности и рационализма. -М., 2003.
  48. М.Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. — М., 2004.
  49. Н. Блаженный Августин. М., 2003.
  50. К. Интерпретация культур. М., 2004.
  51. Э. История искусства. — М., 1998.
  52. В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М., 1996.
  53. Григорий Турский. История франков. / Пер. с лат. и прим. В. Д. Савуковой. М., 1987.
  54. Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. / Сост., авт. вступ. ст., отв. ред. JI.M. Брагина. -М., 2004.
  55. В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  56. А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. -СПб., 2006.
  57. А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.
  58. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М., 1984.
  59. Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -Мн., М., 2000.
  60. И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998.
  61. И.Е. Судьба картины в европейской живописи. — СПб., 2005.
  62. А. Ницше как философ. М., 2001.
  63. М. История искусства как история духа. СПб., 2001.
  64. Р. Сочинения в 2 тт. / Пер. с лат. и фр. Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова.-М., 1989.
  65. . Ницше-и философия. М., 2003.
  66. . Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. / Пер. с франц. Я. И. Свирского. — М., 2001.
  67. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. / Отв. ред. А. А. Гусейнов. М., 2005.
  68. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. — СПб., 2001.
  69. Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. / Пер. с англ. А. Д. Пантелеева и А.В. Петрова- общ. ред. Ю. С. Довженко. -СПб., 2003.
  70. КМ. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М., 1990.
  71. КМ. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М., 2004.
  72. Другие средние века. /Сост. И. В. Дубровский, С. В. Оболенская, М. Ю. Парамонова. М., СПб., 1999.
  73. А.В. Проблема субъекта в постструктуралистской перспективе: (Онтологический аспект). — М., 2005.
  74. . Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. М., 2000.
  75. JI. Эссе об индивидуализме. Пер. с фр. А. Д. Гарькавого. -Дубна, 1997.
  76. Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. / Пер. с фр., общ. ред., послесл. и примеч. С. С. Неретиной. -М., 2004.
  77. Западноевропейское искусство второй половины 19 века. / Под общ. ред. Б. Р. Виппера и И. Е. Даниловой. М., 1975.
  78. Ю.П. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Энеа Сильвио Пикколини (Пий II). — Н. Новгород, 2000.
  79. X. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. М., 1999.
  80. Знание и традиция в истории мировой философии. М., 2001.
  81. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. / Ред. Е. А. Найман. Томск, 1998.
  82. С.А. Этика отчаяния и веры. //Этическая мысль: Науч.-публ. чтения / Редколл.: А. А. Гусейнов и др. — М., 1990.
  83. Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. / Отв. ред. О. А. Кривцун. СПб., 2000.
  84. Историко-философский ежегодник'92. / Ин-т философии. М., 1994.
  85. Историко-философский ежегодник'04. / Ин-т философии. М., 2004.
  86. Историко-философский ежегодник'06. /Ин-т философии. М., 2006.
  87. Исторические типы рациональности. / Отв. ред. В. А. Лекторский. Т.1. -М., 1995.
  88. История ментальностей и историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  89. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. / Сост. М. Стасюлевич. Т. З СПб., 1887.
  90. История субъективности: Средневековая Европа / Сост. Ю. П. Зарецкий (Приложение к журналу «Средние века»). — М., 2009.
  91. Н.Н. Французский портрет XIX века. — Л., 1985.
  92. В.В. О духовном в искусстве. — М., 1992.
  93. В.В. Точка и линия на плоскости. — СПб., 2001.
  94. И. Критика способности суждения. / В ст. ст. и комм. А. В. Гулыги. М., 1994.
  95. И. Критика чистого разума. М., 1994.
  96. Ф. Истоки средневекового рыцарства. Сретенск, 2000.
  97. Э. Избранное: Индивид и космос. М., СПб., 2000.101 .Кассирер Э. Философия символических форм. Том 4. Человек. М., СПб., 2001.
  98. Э. Философия Просвещения. М., 2004.
  99. Ю.А. Субъект и субъективность в современной западной философии. — М., 2006.
  100. С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб., 2004.
  101. А. С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб., 2000.
  102. С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. — СПб., 2007.
  103. М. Ранний итальянский гуманизм и его историография: Критической исследование в 4-х тт. СПб., 1914.
  104. Космос и душа. Учение о Вселенной и человеке в Античности и в Средние века. / Под. ред. П. П. Гайденко М., 2005.
  105. Н. Сочинения в 2-х тт. М., 1979.
  106. С. Наслаждение и долг. М., 1991.
  107. С. Страх и трепет: этические трактаты. / Пер. с дат., коммент. Н. В. Исаевой, С.А. Исаева- Общ. ред., сост. и предисл. С.А. Исаева-М., 1993.
  108. Jle Гофф Ж. Людовик IX Святой / Пер. с фр. В.И. Матузовой- коммент. Д. Э. Харитоновича. -М., 2001.
  109. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. /Серия «Становление Европы». /Пер. с фр. А. И. Поповой. Предисл. А. О. Чубарьяна. — СПб., 2007.
  110. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Под общ. ред. В.А. Бабинцева- Послесл. АЛ.Гуревича. — Екатеринбург, 2005.
  111. Jle Гофф Ж., Трюои Н. История тела в средние века / Пер. с фр. Е. Лебедевой. М., 2008.
  112. К. От Гегеля к Ницше. СПб., 2001.
  113. ЛибераА. де. Средневековое мышление. М., 2004.
  114. Д. Конец двадцатого века и конец эпохи модерна. СПб., 2003.
  115. В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М., 1983.
  116. Мамардашвили М. К Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.
  117. М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996.
  118. Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. // Собрание сочинений. Т 10. -М., 1961.
  119. .В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. -СПб., 2005.
  120. .В. Философская антропология XX века. // www.antropologv.ru/www.antropology.ru/ru/texts/markov/phanxx.html, 17.03.2007.
  121. Марру А.-И. Святой Августин и августианство. / Пер. с фр. О.Головой. Долгопрудный., 1992.
  122. Мартин Хайдеггер: Сб. статей. / Сост. Д. Ю. Дорофеев. СПб., 2004.
  123. Мелъьииор-Бонне С. История зеркала. / Предисл. Ж. Делюмо. Пер. с фр. Ю. М. Розенберг. -М., 2005.
  124. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Сёрена Кьеркегора. М., 1994.
  125. Н., Боулт Дж. Филонов. Аналитическое искусство. М., 1990.
  126. Модерн. Модернизм. По материалам конференции «Эпоха модерн: Нормы и казусы в европейской культуре на рубеже XIX XX вв. Россия,
  127. Австрия, Германия, Швейцария». / Ред.: Р. С. Павлова (отв. ред.), О. В. Павленко (отв. ред.), Р. Фигут, Н. А. Бакши. М., 2004.
  128. Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора//Вопросы философии. 1979. № 10. СС. 76−86.
  129. С. Точки на зрении. СПб., 2005.
  130. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
  131. Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 1. М., 1996.
  132. Образ «Другого» в культуре. М., 1994.
  133. Одиссей. Человек в истории. 2003. / Гл. ред. А .Я. Гуревич- Институт всеобщей истории. М., 2003.
  134. Ортега-и-Гассет X Вера и разум в сознании европейского Средневековья // Человек. 1992. № 2.
  135. Ортега-и-Гассет X. Веласкес. Гойя. М., 1997.
  136. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
  137. От Средних веков к Возрождению. СПб., 2003.
  138. Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. / Пер. с нем. Ю. Н. Попова. Изд. 2-е испр. — СПб., 2002.
  139. Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. / Пер. с англ. А. Г. Габричевского. СПб., 2006.
  140. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — СПб., 1999.
  141. Г. А. Р. Декарт. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. СПб., 1895.
  142. А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.
  143. А. Сезанн. -М., 1966.
  144. Ф. Автобиография. Исповедь. Сонеты. / Пер. с лат М. Гершензона, Вяч. Иванова. — М., 1915.
  145. X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. — М., 2004.
  146. В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. М., 1993.
  147. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. — СПб., 2002.
  148. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М, 2001.
  149. Проблема человека в западной философии: Переводы. / Общ. ред. Ю. Н. Попова. М., 1988.
  150. Пространства жизни субъекта. Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. / Отв. ред. Э. В. Сайко. М., • 2004.
  151. Дж. Постимпрессионизм. -М., 1996.
  152. А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб., 2002.
  153. Рид Г. Краткая история современной живописи. М., 2006.
  154. П. История и истина. / Пер. с франц. СПб., 2002.
  155. П. Память, история, забвение./ Пер. Г. М. Тавризян. М., 2004.
  156. Сакральное в истории культуры. СПб., 1997.
  157. С. Три образа метафизики. // http.7/korfo.kubsu.ru/totum/eng/12 002/samovlov.html#0, 29.03.07.
  158. СартрЖ.-П. Бытие и-ничто: Опыт феноменологической онтологии. / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М., 2004.
  159. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. — СПб., 2001.
  160. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. / Пер. с фр. В. П. Гайдамака. --М., 2008.
  161. Семиотика и авангард: Антология / Редакторы-составители: Ю. С. Степанов, Н. А. Фатеева, В. В. Фещенко, Н. С. Сироткин. М., 2006.
  162. К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.
  163. Дж. Рациональность в действии. — М., 2004.
  164. А. Портреты святых./ Пер. с итал. — Милан, 1991.
  165. Синий всадник: Альманах. / Под ред. В. Кандинского, Ф. Марка- Пер., коммент. и статьи З. С. Пышновской. — М., 1996.
  166. М. Е. Философия символических форм Э. Кассирера. Генезис. Основные понятия. Контекст. СПб., 2001.
  167. .Г. Движение «против»: Серен Кьеркегор и Лев Шестов // www.antropology.ru/ru/texts/sokolovb/ruseur22.html, 17.03.2007.
  168. Социальная идентичность средневекового человека. М., 2007.
  169. Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции. / Отв. ред. Э. В. Сайко. -М., 2006.
  170. Субъект действия, взаимодействия и понимания. / Отв. ред. Э. В. Сайко.-М., 2001.
  171. П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель // Избранное. Теология культуры. М., 1995. СС. 455−458.
  172. Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. / Пер. с нем. М., 1994.
  173. Г. П. Собр. соч. в 12 т. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911−1925 гг. / Сост., вступ. ст., примеч. С. С. Бычков, примеч. М. Г. Галахтин. М., 1996.
  174. Феномен человека: Антология. / Сост., вступит, статья П. С. Гуревича. М., 1993.
  175. . П.Н. Декларация «Мирового Расцвета» // Жизнь искусства. 1923. № 20. СС. 13−15.
  176. П. Н. Дневник. СПб., 2000.
  177. Философия эпохи постмодерна: Сб. обзоров и рефератов. Мн., 1996
  178. И. Г. Сочинения. Работы 1792−1801 гг. / Пер. с нем Б. В. Яковенко. М., 1995.
  179. . Повседневная жизнь рыцарей в Средние века. / Пер. с фр. Ф. Ф. Нестерова. М., 2006.
  180. М. Об искусстве и знаточестве. СПб., 2001.
  181. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.
  182. М. Герменевтика субъекта./ Пер. И. И. Звонаревой // Социологос. Вып.1. Общество и сферы смысла. -М., 1991.
  183. М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. / Пер. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб., 1994.
  184. Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005.
  185. Ю. Философский дискурс о модерне./ Под. ред. E.JI. Петренко. М., 2003.
  186. М. Время и бытие. М., 1993.
  187. М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  188. И. Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. -М., 1988.
  189. М., Адорно ТДиалектика Просвещения. М., СПб., 1997.
  190. С.С. К феменологии аскезы. М., 1998.
  191. , Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов/ Пер. с нем. А. Б. Демидов. Мн., 2006.
  192. . Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. / Пер. с итал. М. Лозинского. Вступ. ст. и прим. Н. Томашевского. М., 1987.
  193. Человек в культуре Возрождения. М., 2001.
  194. Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. Ютв.ред. Ю. А. Бессмертных М., 2000.
  195. Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала Нового времени) / Под ред. Ю. Л. Бессмертного и О. Г. Эксле. М., 2000.
  196. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  197. Человек как субъект культуры. / Отв. ред. Э. В. Сайко. М., 2002.
  198. Человек эпохи Просвещения. М., 1999
  199. М. Натюрморт как личный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге // Топос. 2001. № 5. СС. 28−39.
  200. М. Избранные произведения. М., 1994.
  201. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М., 1966.
  202. Л. Киргегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне. М., 1992.
  203. А. Собрание соч. в 5тт. Т.1. Мир как воля и представление. / Пер. Ю. И. Айхенвальда. -М., 1992.
  204. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. / Пер. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник. СПб., 1998.
  205. О.Г. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья./ Пер. с нем. и предисл. Ю. Арнаутовой. М., 2007.
  206. М. История веры и религиозных идей. Т. 2, 3. М., 2002.
  207. М. Трактат по истории религий. Т 2. / Пер. с фр. А. А. Васильева. СПб., 2000.
  208. Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии. / Пер. А. П. Кухтенкова. М., 2002.
  209. Т.Е. Августин. Беспокойное сердце./ Пер. с норв. Л. Горлиной. — М., 2003.
  210. Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века: антология / РГГУ- Сост. Г. А.Белая- Вступ. ст. Е. Трубецкова и др. М., 2003.
  211. Юм Д. Сочинения в 2-х тт. М., 1965.
  212. ЮнгерФ.Г. Ницше. М., 2001.
  213. М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и духовном в культуре. — М., 2007.
  214. М. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М., 2004.
  215. К. Ницше и христианство. М., 1994.
  216. К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.
  217. Bergvall A. Augustinian Perspectives in the Renaissance. Uppsala, 2001.
  218. Burke P. Representations of the Self from Petrarch to Descartes // Rewriting the Self: Histories from the Middle Ages to Present. London, 1997.
  219. ChadwickH. Augustine. Oxford, 1986.
  220. Chartier R. Lectures et lecteurs dans la France de l’Ancien Regime, Paris, Ed. du Seuil, 1987.
  221. Courcelle P.P. Les confessions de Saint Augustin dans la tradition litteraire: Antecedents etposterite. Paris, 1963.
  222. Delehaye H. Les passions des martyrs et des genres litteraires. Bruxelles, 1966.
  223. Gilson E. La theologie mystique de saint Bernard. Paris, Vrin, 1986.
  224. Matsuda Matt K. The Memory of the Modern. N.-Y., 1996.
  225. Misch G. Geschichte der Autobiographie. Frankfurt a. M., 1949−1969. 4 Bde.
  226. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modem Age. Stanford, 1991.
  227. O’Connell R.J. St. Augustine’s early theory of man, a. d. 386−391. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts. 1968.
  228. Panofsly E. The Life and Art of Albrecht Diirer. Princeton, 1955.
  229. Perkins M.A. Christendom and European Identity. The Legacy of a Grand Narrative since 1789. Berlin. New York. 2004.
  230. Reconstructing Individualism: Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought. Stanford, 1986.
  231. Representations of the Self from the Renaissance to Romanticism / Ed. by P. Coleman, J. Lewis and J. Kowalik. Cambridge, 2000.
  232. Romancing Decay. Ideas of Decadence in European culture. Studies in European transition. Vol.3. Ashgate, Aldershot. 1999.
  233. Schwartz V. Spectacular Realities: Early Mass Culture in Fin-de-siecle Paris. Berkeley, 1999.
  234. Seigel J. The Idea of the Self. Thought and Experience in Western Europe since 17 cent. Cambridge, 2005.
  235. Self and society in Medieval France: the memoirs / of Abbot Guibert of Nogent. With an introduction and notes by John F. Benton. N.-Y., 1970.
  236. Taylor Ch. Sources of the Self. The Making of the Modern Identity. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts. 1989.
  237. The Augustinian tradition. Berkeley, 1999.
  238. The Culture of Autobiography: Constructions of Self-Representation. Stanford, 1993.
  239. Ullman W. The Individual and Society in the Middle Ages. Baltimore, 1966.
  240. Wahrman D. The Making of the Modern Self: Identity and Culture inV
  241. Eighteenth-Century England. London, 2004.
  242. Winders J.A. European culture since 1848: from Modern to Postmodern and beyond. N.-Y., 2001.
  243. Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigation the First Person Perspective. Cambridge, MA, 2005.
Заполнить форму текущей работой