Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Автоматизированные системы для исследования зрения с электронными устройствами визуализации и активным управлением параметрами зрительных стимулов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метрологическое обеспечение АСОфИ в значительной степени определяет функциональные возможности комплекса. Разрабатываемые биотехнические измерительно-вычислительные системы предназначены для решения различных задач исследований зрения. При их использовании для клинических исследований с целью выявления патологических нарушений зрения, как показывают экспериментальные исследования, оценка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРЕНИЯ
  • ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ
    • 1. 1. Проблемы исследования функций зрения человека
    • 1. 2. Инструментальные средства для исследования функций зрения
    • 1. 3. Проблемы автоматизации исследований зрения
    • 1. 4. Системные аспекты синтеза комплексов для исследования зрения
    • 1. 5. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА II. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Обобщенная структурная схема АСОфИ
    • 2. 2. Модели зрительной системы
    • 2. 3. Обобщенная схема исследований функций зрения
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА III. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСОфИ
    • 3. 1. Основные источники инструментальных погрешностей
    • 3. 2. Цветная электронно-лучевая трубка как генератор эталонных визуальных стимулов
    • 3. 3. Исследование искажений энергетических характеристик тестовых воздействий
    • 3. 4. Исследование искажений пространственных параметров изображения
    • 3. 5. Искажение временных параметров зрительных стимулов
    • 3. 6. Выводы
  • ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗРЕНИЯ
    • 4. 1. Цели и задачи методического обеспечения
    • 4. 2. Источники методических погрешностей исследований зрения
    • 4. 3. Организация тестового задания и регистрации ответной реакции испытуемого
    • 4. 4. Биотехнические методики исследования функций зрения
    • 4. 5. Выводы
  • ГЛАВА V. СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗРЕНИЯ
    • 5. 1. Пути повышения точности офтальмологических исследований
    • 5. 2. Система контроля характеристик электрооптического измерительного преобразователя
    • 5. 3. Система интеллектуальной поддержки принятия решений врача-исследователя
    • 5. 4. Выводы
  • ГЛАВА VI. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОФТАЛЬМОДИАГНОСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 6. 1. Структурные схемы систем для исследования зрения
    • 6. 2. Исследования светотехнических характеристик дисплея
    • 6. 3. Клинические и лабораторные исследования зрения
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ

Автоматизированные системы для исследования зрения с электронными устройствами визуализации и активным управлением параметрами зрительных стимулов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование функций зрения и оценка его состояния имеют большое народно-хозяйственное значение ввиду исключительной роли зрения в производственной и бытовой деятельности человека. Широкое применение электронных дисплеев в составе измерительно-вычислительных, информационных и управляющих комплексов, их повсеместное использование в системе школьного и вузовского образования приводит к увеличению нагрузки на зрительный анализатор. В этой связи актуальными становятся исследование зрения, диагностика его нарушений, профессиональная ориентация и оценка профпригодности. Эти проблемы относятся к числу социально значимых, так как позволяют регулировать трудовой потенциал страны, эффективно приобщать людей к активной жизнедеятельности. Для решения перечисленных задач требуются методы и средства офтальмологических исследований, позволяющие изучить индивидуальные субъективные особенности зрительного восприятия. Эти особенности связаны с психофизикой зрения, влиянием зрительного внимания, мышления, памяти.

Для исследования функций зрения широко используются современные инструментальные методы и средства. Ведущие фирмы мира SHIN-NIPPON, NICON, GRAND SEIKO, HAAG-STREIT, HUMPHREY (Zeiss), MEDELEC и другие принимают активное участие в разработке автоматических рефрактометров, кератометров, средств исследования вызванных зрительных потенциалов [2,25,26,93,95]. Существенный вклад в развитие этих методов и средств внесли отечественные и зарубежные исследователи: Аветисов Э. С., Волков В. В., Глезер В. В., Луи-зов A.B., Розенблюм Ю.3., Айзенштат Л. И., Урмахер Л. С., Campbell F.W., Ginsburg А. Р, Hubell D.H., Robson J. G, Wiesel Т. N. Эти приборы, использующие в основном объективные методы исследования, позволяют оценить характеристики либо некоторых отделов системы зрения, например, оптической системы глаза, либо исследовать процессы передачи зрительной информации от зрительного анализатора до зрительных центров коры головного мозга. При всех преимуществах инструментальных средств, основанных на объективных методах, они не позволяют изучить индивидуальные, субъективные свойства зрения. Эти методы и средства позволяют исследовать только психофизиологические аспекты зрительного восприятия. Знание индивидуальных, субъективных особенностей зрения имеет большое значение при решении ряда задач, связанных с профессиональной ориентацией человека по зрению, оценкой зрительной способности и профпригодности, прогнозированием зрительного утомления, обеспечением условий для надежной зрительной деятельности человека-оператора, диагностикой нарушений зрения на ранних стадиях их развития [1,27,62,88,94,102]. Для изучения субъективных, индивидуальных особенностей зрения, по мнению многих офтальмологов необходимо использовать субъективные методы исследования, основанные на исследовании свойств и характеристик зрительного образа — модели объекта наблюдения [26,93,95]. Эти свойства и характеристики регистрируются в процессе тестирования испытуемого, как правило, по его речевым ответам. Качественный характер и возможность преднамеренных искажений ответов является существенным недостатком субъективного метода.

Для повышения точности и достоверности оценки характеристик зрительного образа необходимо объективизировать ответную реакцию испытуемого. С этой целью ему предоставляется возможность изменять параметры зрительного стимула в соответствии с тестовым заданием. Субъективные особенности зрения при этом можно оценивать по характеру выполнения тестового задания [29,66,89].

Использование методов офтальмологических исследований с привлечением испытуемого к действиям над стимулом требует применения специальных инструментальных средств. Перспективными для этих целей являются системы с электронными устройствами визуализации (ЭУВ). Однако их использование связано с решением ряда принципиальных вопросов, таких как синтез стимулов и управление его параметрами, регистрация ответной реакции испытуемого, обработка результатов и оценка характеристик зрения.

Одной из важных проблем, обусловленных применением ЭУВ, является разработка методов исследования. Система для исследования зрения представляет собой биотехническую измерительно-вычислительную систему (БТИВС). Особенность взаимодействия ее технических звеньев, в частности ЭУВ, с испытуемым требует разработки специальных методов исследования, использующих активное управление (АУ) испытуемым параметрами стимула.

Следующей проблемой является обеспечение воспроизводимости параметров тестового воздействия и разработка метрологических требований к ЭУВ как к генератору эталонных зрительных стимулов. Наиболее пригодны для этих целей дисплеи на цветных электронно-лучевых трубках (ЦЭЛТ), которые превосходят другие типы электронных устройств визуализации по светотехническим параметрам. Решение этой проблемы требует изучения искажений стимулов и определения допустимых уровней при их визуализации.

Важной проблемой также является автоматизация исследований. Она обусловлена сложностью процессов синтеза зрительных стимулов и независимого изменения их параметровнеобходимостью объективизации регистрации реакции испытуемогосложностью обработки результатов исследований и оценки характеристик зрения через показатели эффективности выполнения тестового задания. Решение этой проблемы связано с разработкой автоматизированной системы офтальмологических исследований (АСОфИ).

Системность рассмотрения АСОфИ приводит к выделению ее основных компонентов — инструментального, метрологического, методического, информационного и аппаратно-программного обеспечения. Они тесно взаимосвязаны между собой, и их содержание определяется исходя из решаемой задачи исследования зрения и свойств объекта исследования.

Целью настоящей работы является разработка принципов построения и практической реализации инструментального, метрологического, методического и информационного обеспечений биотехнических систем для исследования зрения с электронными устройствами визуализации.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач исследования:

1. Разработка принципов построения систем для исследования зрения с ЭУВ и активным управлением параметрами стимулов.

2. Разработка математической и феноменологической моделей зрительной системы, содержащих описания пороговых характеристик зрения.

3. Разработка математической и информационной моделей устройства визуализации, информационной модели АСОфИ с ЭУВ и изучение ее измерительных и управляющих каналов.

4. Исследование факторов, определяющих методическую погрешность исследования зрения, и формирование требований по снижению.

ИХ влияния.

5. Разработка биотехнических методик исследования зрения, учитывающих взаимодействие элементов АСОфИ при использовании АУ.

6. Разработка методов и средств, направленных на повышение точности оценки состояния зрения, системы контроля и поверки светотехнических характеристик дисплея.

7. Создание инструментального, информационного и аппарат-но-алгоритмического обеспечений, разработка АСОфИ и их экспериментальная и клиническая апробация.

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы исследования: системного анализа и математического моделирования, теории синтеза биотехнических систем, измерений, математической статистикиметоды машинного моделирования и графики. Экспериментальные методы исследования использовались при изучении зрения и светотехнических характеристик ЭУВ.

Решение сформулированных задач исследования привело к следующим новым результатам.

Научная новизна результатов заключается в разработке и исследовании:

— принципов построения АСОфИ с электронными устройствами визуализации и активным управлением параметрами зрительных стимулов, учитывающих взаимосвязанные компоненты системы — инструментальное, методическое, метрологическое и информационное обеспечения;

— информационной модели исследований зрения с АУ испытуемым параметрами тестового воздействия, комплексно учитывающей этапы преобразования информации в технических и биологических звеньях АСОфИ;

— модели зрительной системы, предназначенной для синтеза измерительного канала АСОфИ, отражающей процессы аккомодации, адаптации, пространственной фильтрации, временной дискретизации и интегрирования сигналов при передаче и обработке зрительной информации, а также собственные шумы фоторецепторов, определяющие пороговые характеристики зрения;

— методов исследования энергетических, пространственных и временных искажений зрительных стимулов и метрологических требований по определению предельно допустимых уровней искажений с учетом пороговых характеристик зрения, позволяющих использовать ЦЭЛТ в качестве генератора эталонных зрительных стимулов для оценки характеристик зрения;

— биотехнических методик исследования зрения с АУ, основанных на использовании итерационных процедур тестирования, функционального управления параметрами стимула, тестовых заданий с обнаружением и различением фрагментов изображения;

— метода контроля и коррекции параметров тестового изображения, основанного на использовании оптико-электрического измерительного преобразователя с пространственно-временным разделением фотоэлектрического преобразования для обеспечения точности и воспроизводимости зрительных стимулов;

— метода повышения эффективности работы АСОфИ, основанного на интерактивном взаимодействии врача-исследователя с подсистемой интеллектуальной поддержки.

Практическую ценность работы представляют:

— информационная структура АСОфИ с ЭУВ и АУ, позволяющая оценивать характеристики зрения испытуемого по эффективности выполнения тестового задания;

— и.

— аналитические соотношения для оценки предельных яркостных, цветовых, пространственных и временных искажений, вносимых электронным устройством визуализации, в частности ЦЭЛТ;

— рекомендации по снижению влияния ряда факторов на методические погрешности оценки характеристик зрения, обеспечивающие воспроизводимость и достоверность результатов исследования;

— биотехнические методики оценки характеристик зрения, основанные на использовании ЭУВ в качестве генератора эталонных стимулов;

— средства контроля и коррекции характеристик устройства визуализации, обеспечивающие стабильность параметров зрительных стимулов;

— требования к элементам аппаратного обеспечения автоматизированного комплекса для решения ряда задач исследования зрения;

— разработанные АСОфИ, рекомендации по их эксплуатации и результаты экспериментальных исследований, повышающие эффективность офтальмологических исследований.

Совокупность теоретических положений работы, направленных на синтез автоматизированных систем офтальмологических исследований с ЭУВ, представляет собой решение научной проблемы, имеющей важное социальное и народнохозяйственное значение.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Синтез автоматизированной системы для изучения субъективных особенностей зрения должен основываться на комплексной разработке инструментального, метрологического, методического и информационного обеспечений системы, а также на использовании электронных устройств визуализации и активного управления испытуемым параметрами стимулов.

2. Метрологические требования по предельным яркостным, цветовым, пространственным и временным искажениям стимулов, вносимым ЭУВ, необходимо определять исходя из порогов зрения, зависящих от пространственных передаточных характеристик и собственных шумов зрительной системы.

3. Биотехнические методики исследования зрения с активным управлением параметрами стимулов должны использовать: методы косвенного управления и функционального изменения параметров стимулаитерационные процедуры тестирования и регистрации реакции испытуемогоспособы выполнения тестового задания, направленные на выявление простых тестовых реакций — обнаружение и различение зрительных стимулов.

4. Коррекция сигналов изображения с целью снижения искажений, вносимых на этапе электро-оптического преобразования, и обеспечения воспроизводимости зрительных стимулов должна осуществляться с помощью оптико-электрического измерительного канала с пространственно-временным разделением фотоэлектрического преобразования.

5. Интерактивное взаимодействие врача-исследователя с системой интеллектуальной поддержки, направленное на уточнение методик исследования, методов обработки результатов, параметров зрительных стимулов, критериев оценки, моделей состояния зрения и стратегии поиска решений, является основой для эффективной работы автоматизированной системы офтальмологических исследований.

Реализация результатов работы. Результаты теоретических и прикладных исследований, полученные в работе, использовались при разработке БТИВС для исследования зрения при выполнении 11 научно-исследовательских работ в рамках научно-технических программ, в том числе: «Разработка методов и средств оценки состояния цветового зрения оператора» (1987;1988 гг., N гос. регистрации 0187 29 383, межотраслевая комплексная программа «АВАНГАРД», НИИ авиационного оборудования, г. Жуковский) — «Разработка средств оценки характеристик зрения операторов, работающих с дисплейными индикаторами» (1990;1991 гг., межотраслевая комплексная программа «Р0-ТЕРИН», НИИ авиационного оборудования, г. Жуковский) — «Разработка методов и средств оценки характеристик зрения операторов, работающих с дисплейными индикаторами» (1992;1993 гг., межотраслевая комплексная программа «РОТЕРИН», НИКТИ Биотехнических систем, г. Санкт-Петербург) — «Автоматизированный комплекс для оценки зрительной способности человека — оператора» (1997;1998 г., N гос. регистрации 0197 6 874, НТП Минобразования «Конверсия и высокие технологии 1997 — 2000 гг.) — «Методы формирования и измерения параметров спектрально-распределенных световых потоков для диагностических исследований» (1997;1998 гг. N гос. регистрации 0197 6 877, НТП Минобразования) — «Разработка автоматического кампи-метра» (1992;1993 гг., N гос. регистрации 0193 5 722, НТП Минобразования «Трансферные технологии, комплексы и оборудование») — «Компьютерная технология офтальмо-психологического контроля детей дошкольного возраста» (1995;1997 гг., N гос. регистрации 0196 13 040, НТП Минобразования «Фундаментальные проблемы приборостроения») и др.

Результаты работы внедрены в НИИ авиационного оборудования, НИКТИ Биотехнических систем, Государственном научно-производственном унитарном предприятии по Биотехническим системам, НТОО «СИГМА», учебном процессе СПб ГЭТУ, использовались при проведении научных исследований в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, ВНИИ охраны труда, в СПб филиале МНТК «Микрохирургия глаза» .

Апробация работы. Основные научные и практические результаты работы докладывались и обсуждались в 1980;1998 гг. более, чем на тридцати международных, всесоюзных и республиканских научно-технических конференциях и симпозиумах по проблемам теории синтеза БТИВС, медицинского приборостроения, метрологии, офтальмоэргоно-мики, в том числе международной конференции по мягким вычислениям и измерениям «ЗСМ-98» (Санкт-Петербург, 1998 г.), международном симпозиуме «Электроника в медицине» (Санкт-Петербург, 1998 г.), научно-технических конференциях «Диагностика, информатика, метрология, экология, безопасность» (Санкт-Петербург, 1996;1998 гг.), «Диагностика, информатика, метрология» (Санкт-Петербург, 1994;1995 гг.), международном симпозиуме ЗУМВКШБЧМ (Санкт-Петербург, 1994 г.), всесоюзных симпозиумах «Офтальмоэргономика операторской деятельности» (Ленинград, 1986 г.) «Зрение организмов и роботов» (Вильнюс, 1986 г.), всесоюзных научно-технических конференциях «Измерения в медицине и их метрологическое обеспечение» (Москва, 1986 г.), «Реализация математических методов с использованием ЭВМ в клинической и экспериментальной медицине» (Москва, 1986 г.) «Диспансеризация населения и автоматизированные информационные системы, медицинская техника для диспансеризации всего населения» (Москва, 1984 г.), «Фотометрия и ее метрологическое обеспечение» (Москва, 1982 г.) и др. и получили положительную оценку.

Разработанные на основе полученных научных и практических результатов работы АСОфИ «Установка для комплексного исследования цветового зрения ЦВЕТОТЕСТ», «Установка для исследования частотно-контрастной чувствительности зрения СПЕКТР», «Автоматизированный комплекс для исследования зрения», «Автоматизированный комплекс для офтальмо-психологического контроля детей дошкольного возраста» неоднократно демонстрировались на международных, всесоюзных и республиканских научно-технических выставках, в т. ч. ТЕ-ЬЕС0М-83 (Швейцария, 1983 г.), ВДНХ СССР (1981, 1982, 1985, 1986 гг.), «Достижения Высшей Школы России» (Москва, 1995 г.), «Достижения Высшей школы России в области высоких технологий, экологии и медицины» (Египет, 1996 г.) и были отмечены 4 медалями и дипломами выставок.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 62 печатные работы, в том числе учебное пособие «Биотехнические системы в оф-тальмодиагностических исследованиях» и 15 авторских свидетельств на изобретения.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, включающего 162 наименования и приложения. Основная часть работы изложена на 253 страницах машинописного текста. Работа содержит 42 рисунка и 4 таблицы.

2.4. ВЫВОДЫ.

1. Показано, что важными компонентами разработки эффективной системы для исследования зрения являются: комплексность рассмотрения объекта исследования (зрительной системы) как центрального элемента измерительного канала биотехнической измерительно-вычислительной системывыполнение совокупности общих и частных требований синтеза биотехнических системиспользование двух и более контуров управления для получения диагностической информациисогласование характеристик всех биологических и технических звеньев системы.

2. Для разработки измерительного канала АСОфИ требуется знание модели объекта исследования, содержащей описания сенсорных характеристик зрения, и обобщенной структуры измерительного процесса. Для оптимального согласования характеристик объекта исследования со звеньями измерительного канала разработана математическая модель зрительной системы, учитывающая влияние: световой адаптации и аккомодации на обработку и анализ зрительной информации, собственных шумов, порогов восприятия, нелинейностей преобразования информации и структуры обработки зрительной информации на характер зрительного восприятия.

3. Для изучения субъективных особенностей зрения человека необходимо использовать интерактивный режим работы испытуемого с тестовым воздействием, АУ его параметрами и оценку эффективности выполнения тестового задания.

4. Для обеспечения сопоставимости результатов исследований с использованием различных методик оценку характеристик зрения необходимо осуществлять через параметры тестового воздействия, т.к. достигается общность описаний тестового воздействия и ответной реакции испытуемого и исключается влияние неточностей сенсомотор-ных действий на точность результатов исследований;

5. Разработанная обобщенная структура измерительного процесса позволяет предложить механизмы формирования различных методик исследования системы зрения для задач офтальмоэргономики.

ГЛАВА III. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСОфИ.

Метрологическое обеспечение АСОфИ в значительной степени определяет функциональные возможности комплекса. Разрабатываемые биотехнические измерительно-вычислительные системы предназначены для решения различных задач исследований зрения. При их использовании для клинических исследований с целью выявления патологических нарушений зрения, как показывают экспериментальные исследования, оценка характеристик зрения должна осуществлять с погрешностью не более 15−20%. При решении исследовательских задач, изучении механизмов передачи, обработки и анализа зрительной информации погрешности измерения должны быть не более 5−10% в зависимости от решаемой задачи, а при решении задач ранней диагностики нарушений зрения — не более 2−5% [25, 27,134,162]. Следовательно, метрологические требования к системе исследования зрения должны обосновано определяться целями и задачами проводимых офтальмологических исследований, и вместе с аппаратным, методическим и информационным обеспечениями составлять основу биотехнической измерительно-вычислительной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЦВЕТНАЯ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВАЯ ТРУБКА КАК ГЕНЕРАТОР ЭТАЛОННЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ
  2. Для разработки метрологических требований к ЦЭЛТ как генератору визуальных стимулов рассмотрим осуществляемые в ней преобразования.
  3. J (x, y) = R (x, у) г' + G (х, y) g' + B (x, y) b где г', g' и Ь' оси координат цветового пространства- R (x, у), G (х, у) и В (х, у) — цветовые координаты векторного поля.
  4. В процессе электро-оптического преобразования можно выделить три этапа 77,129.
  5. На третьем этапе имеет место электронно-оптическое преобразование электронных пучков 1 г (х, у), 1ё (х, у) и 1ь (х, у) в оптические излучения красного И (х, у), зеленого С (х, у) и синего В (х, у) цветов этап ЭОП:1. Р.(х, у) = бгЫх. у)-б (х, у) = бв18(х, у) —
  6. В (х, у) = бь1ь (х, у), где коэффициенты 6 Т, бё и бь характеризуют светоотдачу люминофоров красного, зеленого и синего цветов.
  7. Таким образом, модель ЭОИП в первом приближении, не учитывая взаимовлияния этапов преобразований, можно представить в виде следующей схемы:1. ПСТ РП ЭОП•1* Ji- i1
  8. Ur (t) -- Ir (t) → Ir (x, y) → R (x, y) —
  9. Ug (t) → lg (t) → lg (x, y) → G (x, y) —
  10. Ub (t) -" lb (t) → Ib (x, y) → B (x, y).
  11. Диапазон воспроизведения яркости стимулов, кд м~2, не менее 0,5 150
  12. Количество воспроизводимых градаций яркости, не менее 100
  13. Абсолютные погрешности воспроизведения яркости, % не более 15
  14. Дифференциальные погрешности воспроизведения яркости, % не более 0,5
  15. Абсолютные искажения цветности, порогов Мак-Адама, не более 10
  16. Дифференциальные искажения цветности, порогов1. Мак-Адама, не более
  17. Диапазон изменения яркостного контраста, не менее0.0,5 О, 005 51,0
  18. Шаг изменения яркостного контраста, не более Растровые искажения %, не более Временные искажения %, не более10
  19. В соответствии с приведенными предельно-допустимыми искажениями рассмотрим искажения формируемых ЦЭЛТ зрительных стимулов.
  20. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКАЖЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК1. ТЕСТОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
  21. С учетом сказанного можно получить соотношение для цветовых координат формируемого изображения J (x, у) учитывающее нелинейность и различие модуляционных характеристик каждого из каналов электро-оптического преобразования 77.:
  22. Рис 3.1. Представление тестового воздействия в цветовом пространстве
  23. Для упрощения записи формул для координат цветности г и g здесь принято Ьг.=Ь[ё]=Ь[ь}=1.
  24. Определим погрешности формирования эталонных стимулов.
  25. Пусть Ьэ, гэ и яркость и координаты цветности задаваемого (эталонного) стимула, Ь, г и ё — яркость и координаты цветности формируемого на экране ЦЭЛТ стимула, а Дь, Дг и А§- - ошибки формирования эталонного стимула.
  26. Допустим, что модуляционные характеристики трех каналов идентичны и соответствуют номинальным: кг=кё=кь=кн, Зг=Зё=Зь=Зн, иог=и{^=иоь=ин- Яркость и цветность эталонного стимула будут определяться номинальными характеристиками ЦЭЛТ:
  27. Ьэ^а^н Шг-ин)кн + ае3н (иё-ин)кн + аьВн (иь-ин)кн:
  28. Гэ =(иг-ин)кн/(иг ион) кн + (ие-ион)кн + (иь- ион) кн1- (3.2)gэ =(и§-ион)кн/(иг- ион) кн + (и§-ион)кн + (иь- и0ЬН) кн.
  29. С учетом гамма-коррекции и обеспечения идентичности характеристик каналов преобразования яркость и координаты цветности эталонного стимула определяются соотношениями: Ьэ = (агиг + а§ и§ + аь иь)8н-
  30. Гэ = иг/(иг + ие + иь) — gэ = иё/(иг + иё + иь).
  31. Аь = £ь Шт" Л эт Л sg Л эь Лкг Лkg ЛкЬ Лиг Ли§- Лий) «
  32. Рис. 3.2. Зависимость искажений яркости и цветности от разброса крутизны вольт-амперных характеристик каналов. ды0,640,320,160,08о0,040,080,120,160,2 уи1. Лг, Ад 0,100,080,060,040,0200,040,080,120,160,2 уи
  33. Рис. 3.3. Зависимость искажений яркости и цветности от разбросанапряжений отсечки каналов.
  34. Аг = АЬГЬ 1 Г./(ЬГЬ 1[г]+ЬёЬ 1[ё]+ЬьЬ ^[ь]) ~- г (АЬгЬ 1 Г.+АЬёЬ 1[ё]+АЬ)3Ь 1[ь])/(ЬгЬ 1[Г]+ЬёЬ 1[ё]+ЬьЬ ^ь])^
  35. АЬГ/ЬГ гДЬг/Ъг + ALg/Lg + АЬь/Ьь.-
  36. АЬёЬ 1ё./(ЬгЬ 1[Г]+ЬёЬ 1[ё]+ЬьЬ 1сь]) ~- g (ALrL 1r.+ALgL 1[g]+ALbL 1[b])/(LrL 1[r]+LgL 1[g]+LbL *[b]K < ALg/Lg g[ALr/Lr + ALg/Lg + ALb/Lb].
  37. Выразив предельно-допустимые относительные искажения яркости основных цветов через пороговый контраст зрения, получим: Аг < Кпг (а)) гКпг (ш) + Kng ((D) + КпЬ (w).- Ag < Кцg ((d) — g[Knr ((D) + KngCw) + Кпь (ш)].
  38. Анализ полученных неравенств позволяет сделать следующий вывод:
  39. Av (Ur, Ug, Ub) = Vi v3 — 1 = 1,24,где:u3=(ar3Ur + br3Ug + gr3Ub)/(a3Ur + b3Ug + g3Ub)-v3=(ag3Ur + bg3Ug + gg3Ub)/(a3Ur + b3Ug + g3Ub) —
  40. Ui=(arlUr + brlUg + griUb)/(aiUr + btUg + giUb) —
  41. Vi = (arlUr + brlUg + g7TUb-)/(aiUr + biUg + gtUb).
  42. Задаваясь одними и теми же уровнями цветовых сигналов Ur ,
  43. Рис. 3.5. Стандарты люминофоров ЦЭЛТ и границы предельного разброса спектральных характеристик.
  44. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКАЖЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ1. ПАРАМЕТРОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  45. Для разработки требований по предельно-допустимым растровым искажениям, не вдаваясь в причины, вызвавшие эти искажения (они изучены в 98., рассмотрим процесс восприятия изображения человеком.
  46. Н (ш) = 3|®) ?Г{ш): = Б (со) РЩх, у)}, где Р{. оператор Фурье-преобразования изображения.
  47. При восприятии изображения с растровыми искажениями в коре головного мозга наблюдателя формируется зрительный образ И'(ш): Г (со) = Б (ш) Л (и))= Б (со) Р (ПКхх, Куу)}.
  48. J (Кхх, Куу) ^ (х, у) =Е~1 {К' (со) -Щи). Б"1 (со)} СЕ"1 (Р (со) Б"1 (со)}, где Е~1{} оператор обратного преобразования Фурье.
  49. Анализируя сформулированное требование, можно сделать следующий вывод:
  50. Предельно-допустимые растровые искажения тестового изображения зависят от пространственных передаточных характеристик и порога чувствительности к изменению пространственных частот зрения, а также пространственного спектра тестового изображения.
  51. Это означает, что структура тестового изображения, при оценке той или иной характеристики зрения оказывает влияние на погрешности оценки характеристик зрения.
  52. ИСКАЖЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗРИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ
  53. Предельная погрешность времени засветки зрительного стимула определяется соотношением:1. At = Тсф Тс < Тк + Ti.
  54. О 2,0 4,0 6,0 8,0 10 12 14 тС
  55. Рис. 3.9. Временные диаграммы излучения люминофоров ЦЭЛТ.
  56. Кдоп = Ьитах /ЬиШ (Ш//Ъи (1-)сП < 0,01, где ЬИ (Ъ) — изменение яркости излучения люминофоров во времени- Ьишах — максимальное значение яркости- постоянная интегрирования определяется инерционностью зрительной системы ти = тзс.
  57. Ьв (х, у) = /Ь (х, у, Ъ) с1Ъ1. Т-з с
  58. При формировании динамических стимулов его свойства дополнительно характеризуются: — скоростью изменения яркости Уя = йЬ (х, у, ^/Ш-- скоростью изменения пространственных параметров Ух =
  59. Ь (х, у Л)/ х*с1х/(и и Уу= Ь (х, у, Ь)/ у*йу/йЬ.
  60. УяТп/Ь (х, уЛ) = Ь (х, уД+Тк)-Кх, у, 1)./Ь (х, у^) < Кп-
  61. УХТК/ Б < бх — Уутп/ Б < бу, где Кп пороговый контраст (дифференциальный порога различения яркости), бх и бу — порог пространственного углового различения, Б — расстояние от экрана ЦЭЛТ до наблюдателя.
  62. ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗРЕНИЯ
  63. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  64. Целью методического обеспечения является получение результатов исследований, на основе которых можно достоверно судить о состоянии объекта исследования.
  65. Рассмотрим методики исследования.
  66. Методики исследования зрения должны включать следующие этапы:
  67. Этап обработки врачом (исследователем) априорной информации о состоянии объекта исследования и выбора методики исследования, параметров тестового воздействия, условий исследования-
  68. Этап формирования зрительного стимула-
  69. Этап воздействия на испытуемого-
  70. Этап регистрации ответной реакции испытуемого и формирования и обработки командных (управляющих) сигналов-
  71. Этап направленного изменения структуры тестового изображения в процессе выполнения испытуемым задания-
  72. Этап обработки параметров изображений, получаемых при выполнении тестового задания, и оценки характеристик зрения-
  73. Этап компьютерного анализа результатов исследований с целью интеллектуальной поддержки принятия решения и предъявления результатов исследований врачу.
  74. ИСТОЧНИКИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРЕНИЯ
  75. Источники методической погрешности в зависимости от места их происхождения следует разделить на две группы эндогенные и экзогенные.
  76. Рассмотрим факторы экзогенного (внешнего) происхождения. К этим факторам следует отнести те факторы, которые являются внешней первопричиной изменения свойств объекта исследования.
  77. Наиболее существенным внешним фактором, влияющим на характер зрительного восприятия, является внешняя фоновая засветка. Она, во-первых, уменьшает яркостной контраст тестового изображения, что можно выразить следующим соотношением:
  78. К! = АВ/(Вф+Ввз) < К2 = АВ/Вф, где К и К2 соответственно яркостные контрасты изображения с внешней засветкой и без, АВ — перепад яркости изображения, Вф -фоновая яркость тестового изображения, Ввз — яркость экрана, обусловленная внешней засветкой.
  79. Внешний источник света может исказить и спектральный состав тестового изображения, сдвиг цветности формируемого изображения будет зависеть от цветностей задаваемого изображения и внешнего источника и определяется законами колориметрии.
  80. Для снижения влияния внешнего источника излучения на точность оценки характеристик зрения необходимо яркость внешнего излучения ограничить до уровней, значительно меньше яркости тестового изображения.
  81. Рассмотрим эндогенные факторы методических погрешностей.
  82. Таким образом, в результате рассмотрения различных источников методической погрешности оценки характеристик зрения и изучения характера их влияния, выделенные группы эндогенных и экзогенных факторов сведены в следующую таблицу (Табл.4.1).
  83. Среди перечисленных факторов погрешности следует особенно выделить те, влияние которых существенно и необходимо их учиты
Заполнить форму текущей работой