Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Актуарный анализ автотранспортного страхования: Формирование страховых тарифов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования в диссертации являлись величины страховых возмещений, тарифных ставок и риски, возникающие при страховании автотранспортных средств на условиях полного или частичного «Автокаско», а также, при страховании гражданской ответственности. Данные виды автострахования наиболее популярны и наиболее полно отражают все особенности автострахования в целом. Следует заметить, что все… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая сущность автотранспортного страхования и статистические расчеты
    • 1. Необходимость применения актуарных расчетов
    • 2. Основные понятия и виды автотранспортного страхования
    • 3. Система статистических показателей автотранспортного страхования
    • 4. Исследование зависимости основных показателей автотранспортного страхования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Моделирование тарифных ставок автострахования
    • 1. Понятие риска при автотранспортном страховании
    • 2. Классификация моделей риска при автостраховании
    • 3. Моделирование страховых тарифов
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Система бонус-малус
    • 1. Понятие системы бонус-малус
    • 2. Статистическое исследование системы бонусмалус
    • 3. Построение оптимальной системы бонус-малус
  • Выводы по главе

Актуарный анализ автотранспортного страхования: Формирование страховых тарифов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Страхование автотранспортных средств относят к «рисковым видам страхования». По этой причине во главу угла страховые компании ставят вопросы, связанные с оцениванием тех рисков, которые возникают в период действия как отдельно взятого договора, так и страхового пакета в целом. Оценка этих рисков и определение факторов, влияющих на формирование расходов, служат основой для устойчивости страховой компании, ее конкурентоспособности.

Необходимость применения актуарных расчетов в автостраховании, в принципе, очевидна. В условиях рыночной экономики для страховой компании, пожалуй, единственным критерием (здесь мы абстрагируемся от таких понятий, как реклама или общественное мнение, формирующее степень доверия к той или иной страховой компании) для привлечения клиентов является ее тарифная политика, а именно возможность страхования клиента на аналогичных с другими страховыми компаниями условиях при одинаковой величине страховой суммы, но за меньшую для страхователя цену. Определяя эту минимально возможную для себя цену, страховщик неминуемо сталкивается с необходимостью математического и вероятностного оценивания своей деятельности, с необходимостью построения математических моделей по учету рисков и с актуарным подходом при формировании своих тарифов.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является комплексный анализ страхования автотранспортных средств математико-статистическими методами. В связи с этим в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

• дано описание видов автострахования, охарактеризованы различия между ними;

• описана экономическая сущность показателей автотранспортного страхования;

• предложена система статистических показателей автострахования, приведены взаимосвязи между основными показателями;

• определены наборы факторов, влияющих на величину страховых возмещений;

• разработана методика и модели многомерного статистического анализа показателей автотранспортного страхования;

• дана оценка методам отбора, основанным на регрессионном анализе;

• предложены правила построения систем бонус-малус и приведены актуарные расчеты в рамках данных систем;

• дано описание моделей риска в автостраховании;

• построены модели расчета страховых тарифов по различным видам автострахования;

• доказана оптимальность построенных моделей.

Объект исследования.

Понятие «Автострахование» достаточно широко. К объектам автострахования относят: страхование «Автокаско», страхование гражданской ответственности, страхование от всех рисков, страхование экспортно-импортных грузов, страхование грузов при перевозках на внутренних сообщениях, страхование от несчастных случаев при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Объектом исследования в диссертации являлись величины страховых возмещений, тарифных ставок и риски, возникающие при страховании автотранспортных средств на условиях полного или частичного «Автокаско», а также, при страховании гражданской ответственности. Данные виды автострахования наиболее популярны и наиболее полно отражают все особенности автострахования в целом. Следует заметить, что все полученные модели в равной степени могут быть применимы и для других видов автострахования.

Методы исследования.

Статистические расчеты проводились с использованием корреляционного и факторного анализа. Анализ проводился на нескольких наборах данных, представленных разными российскими страховыми компаниями и публикуемых в печати данных зарубежных компаний. Были проведены актуарные расчеты по построению моделей риска в автостраховании и оптимизации систем бонус-малус.

При решении задач использовались пакеты прикладных программ: Microsoft Excel 7.0., Statistica for Windows 5.0., SPSS.

8.О., Olymp, Mesosaur, а также ряд прикладных программ, составленных автором.

Методологической основой явились работы отечественных и зарубежных ученых в области страхования, математической статистики и теории рисков.

Научная новизна и вопросы, выносимые на защиту.

Работа представляет собой наиболее полное изучение зависимости между показателями автотранспортного страхования и степени их влияния на величину страховых возмещений. Предложены новые модели формирования страховых тарифов, дана оценка их эффективности.

В диссертации сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

• предложена система статистических показателей автострахования, описаны ограничения, на них накладываемые;

• предложена модель статистического анализа суммы страховых возмещений;

• разработана модель формирования страховых тарифов по условиям «Автокаско»;

• дано определение оптимальной системы бонус-малус и модель составления тарифов по условиям страхования гражданской ответственности.

Структура работы.

Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе описана экономическая сущность страхования автотранспортных средств, представлена система статистических показателей автострахования, сформулированы задачи актуарного анализа, определение и оценивание взаимосвязей между различными факторами автотранспортного страхования, проведен статистический анализ данных.

Вторая глава содержит описание моделей оценивания риска страховой компании, градацию этих рисков, определение минимально допустимой страховой ставки, описание моделей страхового фонда компании и построение модели страховых тарифов по страхованию «Автокаско».

В третьей главе дано понятие оптимальной системы бонус-малус для страхования гражданской ответственности, построена модель составления тарифов по данному виду автострахования.

Благодарности.

Автор выражает особую благодарность главному руководителю этого проекта — профессору кафедры «Математической статистики и эконометрики» МЭСИ Дуброву А. М. за постоянную заботу и оказанную помощь при написании диссертации, руководителю проекта — доктору физико-математических наук Шоргину С. Я. за предоставленные материалы по расчету минимально-допустимой тарифной ставки, а также за помощь при подготовке и сборе данных для анализа.

Огромная благодарность директору департамента автотранспортного страхования страхового общества «Континент-Полис» Морозу Д. Э. за оказанную им поддержку и консультации.

Выводы по главе.

1. Для того чтобы дифференцировать страховые премии, большинство развитых стран используют классификационные переменные. Такие переменные обычно называют априорными рейтинговыми переменными, поскольку их значение может быть определено до того, как страхователь сядет за руль автомашины. Основной целью их использования является разделение страхователей на классы.

2. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что эти факторы в действительности являются самыми важными и наилучший прогноз будущего числа страховых случаев основан не на возрасте, поле или виде занятости водителя, а на его водительском «послужном списке», его предшествующей аварийности. Поэтому еще в конце 1950;х годов была высказана мысль о корректировке тарифных ставок, которая проводилась бы в зависимости от «истории» страховых случаев для каждого страхователя. Такая система называлась либо расчетом ставок страховой премии с учетом индивидуальной практики, либо системой со скидками за ненаступление страховых случаев, либо системой бонус-малус (СБМ), штрафующей страхователей, ответственных за одну и более аварию, надбавками к страховой премии (малус), и поощряющей страхователей, не совершивших страховых случаев, скидкой (бонус). Основная цель этих систем — помимо повышения заинтересованности в аккуратном вождении — состоит в улучшении учета индивидуальных рисков с тем, чтобы каждый, в конечном счете, платил премии, соответствующие его собственной частоте страховых случаев.

3. По определению страховая компания использует СБМ, если:

— Полисы, принадлежащие данной тарифной группе, могут быть разделены на конечное число классов, которые обозначаются через С/ / = (1,., я) так, чтобы размер годовой премии зависел только от этого класса.

— Класс, к которому относится полис в текущий период страхования (обычно один год), определяется исключительно классом, в котором он находился в предыдущий временной период, и числом страховых случаев, зарегистрированных в этот период. Такая система определяется тремя элементами:

— премиальной шкалой Ь = (Ь{,. ,.Ъ!);

— начальным классом С/0;

— переходными правилами — правилами, которые определяют переход из одного класса в другой, если число страховых случаев известно.

4. Система Бонус-малус считается оптимальной, если она соответствует следующим требованиям:

— требование страховщика: средний уровень премий не меняется от года к году;

— требование страхователя: каждый страхователь платит премию, размер которой пропорционален риску, который он собой представляет.

Заключение

.

При подготовке данной работы основной акцент делался на российский рынок автострахования. Можно сказать, что к настоящему моменту этот рынок окончательно сформировался, по большинству видов автострахования накоплена достаточно обширная информация, что создало не только благоприятную возможность для применения различных методов статистического оценивания, но и, в конечном счете, привело к необходимости их использования.

Актуарные методы пока еще не нашли широкого применения в автостраховании, да и в страховании в целом. Это связано, прежде всего, с нехваткой специалистов-актуариев в этой сфере бизнеса. Немалую сложность создает и достаточно скудное предложение программных продуктов, позволяющих соединить автоматизированный сбор информации и актуарные расчеты. Однако, использование в данной работе вполне доступных и достаточно распространенных программ статистического оценивания позволило решить эту проблему.

Круг рассматриваемых в диссертации вопросов достаточно широк: от определения факторов, влияющих на величину страховых возмещений, до вопросов, связанных с формированием тарифных ставок, систем бонус-малус и моделей риска. Такой подход к проведению актуарного анализа в этой области представляется вполне обоснованным и опирается на опыт общения автора с различными страховыми компаниями, на тот ряд вопросов, которые в настоящий период интересуют страховщиков.

Все проведенные в диссертации расчеты и построенные модели опираются на построенную систему статистических показателей автострахования.

Отличительными особенностями диссертации являются, по мнению автора, применение достаточно обширного набора методов исследования зависимости между показателями автотранспортного страхования, принцип моделирования тарифных ставок на базе вероятностных моделей риска, глубокий анализ системы Бонус-малус.

При исследовании влияния различных факторов на величину страховых возмещений большое внимание уделялось причинам и методам устранения мультиколлиниарности показателей автотранспортного страхования. Проведены корреляционный анализ, факторный анализ, построены уравнения регрессии: линейные, гребневая регрессия, пошаговая регрессия, регрессия на главных компонентах.

Анализ проводился на данных, представленных и публикуемых разными страховыми компаниями, как российскими, так и зарубежными, что позволяет считать построенные модели приемлемыми не в рамках отдельно взятой компании, а применимыми для всей области автострахования. С уверенностью можно сказать, что предложенные в работе модели по статистическому исследованию взаимосвязей между показателями автострахования и формированию тарифных ставок будут применимы и для других видов страхования, например, имущественного. Результаты, полученные в диссертации, могут в дальнейшем послужить базой как дня построения прогнозных моделей в данной сфере, так и для моделей оптимального перестрахования.

Были описаны и охарактеризованы виды страхования автотранспортных средств и риски, связанные с ними. Применение вероятностных методов позволило дать оценку величине этих рисков, а с помощью математико-статистических расчетов были определены основные факторы, влияющие на величину расходов страховой компании.

Представлена модель определения страховых тарифов и проведен обзор моделей страхового фонда компании. Были внесены конкретные предложения по оценке тарифных ставок и принципам их формирования.

Введено определение оптимальной системы Бонус-малус, построена модель формирования такой системы, рассмотрены различные подходы к формированию тарифных ставок по страхованию гражданской ответственности. Системы Бонус-малус пока еще мало применимы отечественными страховыми компаниями, в основном, из-за отсутствия методики их построения, что делает модели, представленные в данной работе наиболее актуальными и практически значимыми.

Приведенные в диссертации описания видов страхования автотранспортных средств, методов математической статистики, работ зарубежных и отечественных ученых позволяют использовать данную работу в качестве методического пособия при подготовке специалистов в сфере автотранспортного страхования.

Опираясь на исследования и результаты, полученные в данной работе, можно сделать вывод о том, что применение страховыми компаниями предложенной методики для проведения актуарных расчетов в автостраховании, позволит постаточно точно вести анализ страховой деятельности, дать адекватную оценку рискам, возникающим в этой области страхования и вести конкурентоспособную тарифную политику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. П. Агаев, Н. М. Васильев, С. Н. Катырин Страхование: теория, практика и зарубежный опыт М., Экспертное бюро-М, 1998
  2. С.А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных.
  3. М., Финансы и статистика, 1983
  4. С.А. Айвазян, B.C. Мхитарян
  5. Прикладная статистика и основы эконометрики М., Юнити, 1998
  6. С.А. Айвазян, B.C. Мхитарян
  7. Практикум по прикладной статистике и эконометрике. Учебное пособие. М. МЭСИ, 1998
  8. О.В. Амуржуева и др. Словарь делового человека М., Экономика, 19 926. Д.М. Барсов
  9. Минимизация ошибки классификации при использовании смешанных дискриминантных функций // Статистика, вероятность, экономика М., Наука, 19 857. В. И. Бенинг, В.И. Ротарь
  10. Одна модель оптимального поведения страховой компании. М., Эконом, и матем. методы 19 938. Д. Б ланд
  11. Страхование: принципы и практика М., Финансы и статистика, 1998
  12. JI.H. Болынев, Н. В. Смирнов Таблицы математической статистики М., Наука, 196 510. A.A. Боровков
  13. Курс теории вероятностей М. Наука, 197 211. К. Бурроу
  14. Основы страховой статистики
  15. М., Издательский центр «Анкил», 1992
  16. М. Додж, К. Кината, К. Стинсон
  17. Microsoft Excel for Windows / Перевод с английского М., Channel Trading Ltd., 1996
  18. A.M. Дубров, B.C. Мхитарян, JI.H. Трошин Многомерные статистические методы
  19. М., Финансы и статистика, 199 814. А.Ю. Зайцев
  20. О точности аппроксимации распределения сумм независимых случайных величин, отличных от нуля с малой вероятностью, с помощью сопровождающих законов Теория вероятности и ее применение, 1983
  21. О.О. Замков, A.B. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных Математические методы в экономике
  22. М. МГУ, Издательство ДИС, 1997
  23. К. Карлберг Бизнес-аналис с помощью Excel М. Диалектика, 1997
  24. Дж. Кемени, Дж. Снелл Конечные цепи Маркова М., Наука, 1970
  25. М. Кендал, А. Стюарт Теория распределений М., Наука. 1966
  26. М. Кендал, А. Стюарт Статистические выводы и связи М., Наука. 197 320. М. Кендал, А. Стюарт
  27. Многомерный статистический анализ и временные ряды М., Наука. 1976
  28. В.А. Колемаев, О. В. Староверов, В. Б. Турундаевский Теория вероятностей и математическая статистика М., Высшая школа, 199 122. H.A. Корнилов
  29. Актуарные расчеты в практике страхования М., МЭСИ, 199 823. И.А.Корнилов
  30. Основы актуарных расчетов М. МЭСИ, 1997
  31. В.А. Королькевич Страхование.1. М., НТК «Трек», 199 425. Г. Крамер
  32. Математические методы статистики М., Мир, 1975
  33. А.Н. Колмогоров, C.B. Фомин
  34. Элементы теории функций и функционального анализа М., Наука, 1968
  35. В.М. Круглов, В. Ю. Королев Предельные теоремы для случайных сумм М., МГУ, 199 028. Э. Леман
  36. Теория точечного оценивания. М., Наука, 199 129. Э. Леман
  37. Проверка статистических гипотез М., Наука, 197 930. Ж. Лемер
  38. Автомобильное страхование. Актуарные модели, (перевод с английского В.К. Малиновского) М., Янус-Ко, 199 831. Ж. Лемер
  39. Системы бонус-малус в автомобильном страховании, (перевод с английского В.К. Малиновского) М., Янус-Ко, 199 832. Ю.П. Лукашин
  40. Регрессионные и адаптивные методы прогнозирования. Учебное пособие. М. МЭСИ, 199 733. В.К. Малиновский
  41. Расчет общего числа страховых выплат и предельные теоремы теории вероятностей Страховое дело, 1995
  42. Методика расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования, утвержденная Распоряжением Росстрахнадзора № 02−03−36 от 08.07.93 // В сборнике «Страхование», М., Издание журнала «Финансы», 199 435. Я.С. Мелкумов
  43. Экономическая оценка эффективности инвестиций М., ИКЦ ДИС, 1997
  44. Ф. Мостеллер, Дж. Тьюки Анализ данных и регрессия М., Финансы и статистика, 1982
  45. B.C. Мхитарян, А. Аль-Кодмани Автотранспортное страхование. Актуарные расчеты. М., Соминтэк, 1994
  46. B.C. Мхитарян, A.M. Дубров, Л. И. Трошин Многомерные статистические методы в экономике. Учебное пособие.1. М. МЭСИ, 1995
  47. B.C. Мхитарян, A.M. Дубров, Л. И. Трошин, Т. А. Дуброва, И. А. Корнилов
  48. Многомерный статистический анализ на IBM PC с использованием пакета «Олимп». Исследование зависимостей и снижение размерностей. М., МЭСИ, 1997
  49. B.C. Мхитарян, Н. Я. Бамбаева, Д. Балинтова Компьютерные исследования временных рядов и взаимосвязи показателей с использованием пакета «MESOSAUR». М., МЭСИ, 1996
  50. B.C. Мхитарян, Л. И. Трошин Задачник по математической статистике М., МЭСИ, 1989
  51. A.A. Первозванский, Т. Н. Первозванская Финансовых рынок: расчет и риск1. М., Инфра-М, 199 443. В.В.Петров
  52. Суммы независимых случайных величин М., Наука, 1972
  53. Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни. Утверждено приказом Росстрахнадзора от 18.03.1994 № 02−02/04 // Российский страховой биллютень1. М., Рост, 199 445. Э.Л. Пресман
  54. О сближении биноминальных и безгранично делимых распределений // Теория вероятностей и ее применение, 198 346. Э.Л. Пресман
  55. О сближении по вариации распределения суммы независимых бернуллиевских величин с пуассоновским законом // Теория вероятностей и ее применение, 198 547. Ю.В. Порохов
  56. А, СУШТОТИЧеСКОе Поведение биноминального распределения и Успехи математической науки, 1956
  57. B.K. Райхер Общественно-исторические типы страхования М., Издательство АН СССР, 1947
  58. К. Рэдхэд, С. Хьюс Управление финансовыми рисками М., Инфра-М, 1996
  59. С.А. Смоляк, Б. П. Титоренко Устойчивые методы оценивания М., Статистика, 1980
  60. Страховой портфель (Книга предпринимателя. Книга страховщика. Книга страхового менеджера.)1. М., СОМИНТЭК, 199 452. JI. Такач
  61. Комбинированные методы в теории случайных процессов М., Мир, 1971
  62. Ю.Н. Тюрин, A.A. Макаров Статистический анализ данных на компьютере М., Инфра-М, 199 854. Г. И. Фалин
  63. Математический анализ рисков в страховании М., Российский юридический издательский дом, 199 455. В. Феллер
  64. Введение в теорию вероятностей и ее приложения М., Мир, 198 256. Ю.С. Харин
  65. Робастность в статистическом распознавании образов Минск, БГУ, 1992
  66. В.В. Шахов Введение в страхование
  67. М., Финансы и статистика, 199 258. С.Я. Шоргин
  68. Определение страховых тарифов: стохастические модели и методы оценки.
  69. М., Диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук, 199 659. A.M. Шурыгин
  70. Прикладная стохастика: робастность, оценивание, прогноз. М., Финансы и статистика, 2000
  71. С. Dougherty Introduction to econometrics. Oxford University Press, 199 261. P. Embrechts, H. Schmidli
  72. A general insurance risk model/ ETH Preprint, 1992
  73. J. Grandell Aspects of risk theory NY, Springer-Verlag, 199 063. R. Kaas
  74. Ordering of actuarial Risks Brussels, С AIRE, 1994
  75. H.H. Pahjer, G.E. Willmot Insurance risk Models1. linois, The Society of Actuaries, 1992
Заполнить форму текущей работой