Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей работе мы, естественно, ограничились решением только тех задач, которые были сформулированы во вводной части диссертации. Проблема развития воображения школьников очень многогранна и многие ее аспекты требуют дальнейших психологических исследований. Мы, в частности, считаем, что очень актуальным является изучение половозрастных различий в развитии воображения. Целесообразно также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
    • 1. 1. Место и функции воображения в структуре психической деятельности ребенка
    • 1. 2. Особенности развития воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Анализ практического опыта работы учителей начальных классов по развитию воображения учащихся
    • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
    • 2. 1. Общая характеристика возможностей инновационных программ
    • 2. 2. Система заданий по развитию творческого воображения
    • 2. 3. Основные условия реализации возможностей инновационных программ
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Методика изучения воображения младших школьников
    • 3. 2. Анализ и обсуждение результатов обучающего эксперимента
    • 3. 3. Выводы

Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема воображения является одной из наиболее значимых в психологии. И это понятно, значение процесса воображения в психической деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С.Выготский [12−14], С. Л. Рубинштейн [98], Т. Рибо [86], В. В. Давыдов [18], А. В. Брушлинский [8], Э. В. Ильенков [32], И. М. Розет [89], К. Тейлор (Taylor С.) [131], Ричарде (Richads L.) [130] и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается в психологии недостаточно изученной. Не случайно в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, с образным мышлением), так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельностью продуктивно-творческого характера. Существование полярных точек зрения на сущность одного и того же процесса свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена. Пока же психологи могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях его формирования и связях с другими функциями.

Анализ литературы показывает, что слабо изученным является процесс развития детского воображения, хотя многие педагоги и психологи (Н.И.Непомнящая [62], Д. Родари (Gianni Rodary) [87], В. Левин [47], З. Н. Новлянская [67], Г. Д. Кириллова [36], Л. Н. Галигузов [16], О. М. Дьяченко [22], М. Е. Каневская [34], Н. Н. Палагина [73]) отмечают важность его исследований в связи с тем, что воображение играет существенную роль в формировании способности к самореализации. В научно-педагогической литературе справедливо указывается, что в психологической науке особенно мало исследований, посвященных развитию воображения в младшем школьном возрасте. А ведь младший школьный возраст представляет собою такой период развития ребенка, в ходе которого формируются основные психологические новообразования личности и особенности познавательных процессов. Исходя из вышесказанного, мы и определили выбор темы нашего исследования.

Актуальность темы

Включение младшего школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех познавательных процессов, в том числе и воображения. К сожалению, эти возможности используются в практическом обучении далеко недостаточно: учителя, как правило, не создают необходимых условий для активизации воображения, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. К тому же существующие программы обучения направлены, в основном, на формирование и совершенствование конкретных умений и навыков (речевых, вычислительных, трудовых), а не на развитие творческих способностей учащихся. Эти программы в значительной степени ориентированы на репродуктивную деятельность учащихся, развитию же творческого воображения предается меньшее значение.

В настоящее время школы переходят на новые модели обучения. В связи с этим происходит существенное изменение учебных планов и программ, вводятся новые предметы и педагогические технологии, соответствующие новым образовательным стандартам. Все это требует от учителя изменения не только привычных форм и методов обучения, но и перестройки сложившихся стереотипов организации познавательной деятельности учащихся.

Проведенный нами анализ инновационных программ показывает, что они содержат большие возможности для развития личности школьника, его познавательных интересов, творческого воображения. Однако вопрос реализации этих возможностей в практике обучения требует специального изучения. Необходимо, в частности, выяснить влияние внешних и внутренних условий на проявление творческого воображения учащихся, определить роль воображения в обеспечении продуктивности учебной деятельности, разработать систему заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учащихся в условиях инновационного обучения, а также решить ряд других задач.

Цель исследования — выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения.

Объект исследования — воображение как важнейший психологический процесс в структуре учебно-познавательной деятельности ребенка.

Предмет исследования — особенности и условия развития воображения младших школьников в процессе инновационного обучения.

Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что успешное развитие творческого воображения школьников происходит только в том случае, если в процессе обучения создаются оптимальные «внешние» и «внутренние» психологические условия. Инновационные программы содержат необходимые предпосылки для моделирования таких условий. С помощью специально организованной системы обучающих заданий, разрабатываемых с учетом возможностей инновационных программ, можно эффективно решать задачу развития воображения школьников в процессе обучения.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ состояния проблемы воображения и изучить практический опыт работы учителей по развитию воображения в процессе обучения.

2. Выявить возможности инновационных программ для организации целенаправленного развития воображения младших школьников (на примере программ начального литературного чтения).

3. Изучить особенности и условия развития воображения младших школьников в процессе обучения по инновационным программам.

4. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, способствующих развитию воображения школьников в условиях инновационного обучения.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода, разработанный в трудах А. Н. Леонтьева [48], С. Л. Рубинштейна [99], Д. Б. Эльконина [124], а также некоторые теоретические положения Л. С. Выготского [12] и других исследователей (О.М.Дьяченко [20], Г. Н. Кудиной [42], В. В. Лиманченко [51], Е. А. Лустиной [52], Ю. А. Полуянова [78], Н. Н. Палагиной [73] по проблеме воображения и его развития у детей.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки — наблюдение, анкетирование, изучение и анализ практического опыта работы учителей, изучение продуктов деятельности учащихся, обучающий эксперимент. Для оценки эффективности развивающего обучения использовался метод экспертных оценок и разработанные нами показатели уровней развития воображения. При обработке полученных данных применялись статистические методы.

Исследование проводилось в течение 1994;1997 годов на базе общеобразовательных школ № 1 и 5 г. Благовещенска. В обучающем эксперименте принимали участие школьники первых-третьих классов. Общий объем выборки составил 360 человек.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, применением методов математической статистики, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В проблеме впервые определены возможности инновационных программ в плане развития воображения учащихсявыявлены и обоснованы внешние и внутренние условия проявления творческого воображения в условиях инновационного обученияразработан комплекс развивающих игр и упражнений, направленных на развитие воображения школьников в условиях целенаправленного обучения литературному чтению. Результаты исследования позволили уточнить и конкретизировать общетеоретические представления об условиях развития воображения младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по эффективному развитию творческого воображения младших школьников в урочное время, которые используются в практической работе учителями и психологами общеобразовательных учреждений. Полученные в ходе настоящего исследования результаты и сделанные на их основе выводы и рекомендации могут быть также использованы преподавателями вузов в работе по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Успешное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе тесного сочетания «внешних» и «внутренних» психологических условий. К их числу относятся климат доверия между учителем и учащимися, «открытость» школьника опыту творческой деятельности, внутренний локус оценива: ния деятельности и т. д. В рамках инновационного обучения создаются благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся.

2. Инновационные программы по начальному литературному образованию содержат необходимые предпосылки для развития когнитивной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы и эстетических потребностей. Развитие воображения на основе этих программ достигается путем целенаправленной и систематической работы учителя по использованию в процессе обучения таких видов творческих работ как иллюстрирование, драматизация, рассказ по сюжетным картинкам, продолжение рассказа по данному началу или концу литературного произведения, устное рисование, коллективные или индивидуальные этюды. Выполнение подобных заданий помогает овладеть основными приемами создания образов, обогащает словарный запас учащихся, активизируют их творческую деятельность.

3. Разработанная с учетом возможностей инновационных программ система заданий, использованная автором в обучающем эксперименте, позволяет учителю вести плановую и целенаправленную работу по развитию и формированию творческого воображения школьников. В результате такой работы учащиеся успешнее овладевают приемами создания образов воображения, лучше осваивают те средства, с помощью которых выражается личное отношение к персонажам и событиям литературного произведения.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные материалы исследования публиковались в печати, на их основе разработаны учебные программы и методические рекомендации по развитию творческого воображения. О результатах исследований автор докладывал на:

— межрегиональной научно-практической конференции «Обновление содержания общего образования» (г.Благовещенск, 1995 г.);

— межвузовском семинаре учреждений высшего профессионального образования Дальневосточного региона «Общие подходы в подготовке специалистов: проблемы и пути их решения в условиях интеграции высшего военного и гражданского образования вузов Дальнего Востока» (Благовещенск, 1997);

— межвузовской научно-практической конференции «Новые стандарты и педагогический процесс в вузе» (г.Благовещенск, 1997);

— межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы» (г.Благовещенск, 1998).

Автором разработан спецкурс «Психология творческой личности», который читается студентам Благовещенского государственного педагогического университета и на курсах учителей при Благовещенском институте повышения и переподготовки кадров.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 132 источника, и приложения. В тексте диссертации имеется 11 рисунков и 5 таблиц. Общий объем работы составляет 182 страницы.

З.З.Выводы.

Развитие воображения в условиях обучающего эксперимента осуществлялось с помощью методики, позволяющей достаточно точно диагностировать творческую активность учащихся, а также выявлять особенности, продуктивность, оригинальность и самостоятельность воображения младших школьников.

Анализ и обсуждение результатов обучающего эксперимента позволяют сделать следующие выводы. Динамика воображения, его творческая активность и продуктивность непосредственно зависят от системы обучения учащихся: в условиях инновационного обучения создаются благоприятные внешние и внутренние условия, позволяющие учителю и учащимся эффективнее раскрывать свой творческий потенциал.

Разработанная нами система творческих заданий, построенная на основе использования метода реконструкции литературного произведения, открывает возможности для целенаправленной и систематической работы по развитию и формированию творческого воображения учащихся. Умение составлять рассказ по предложенному началу или концу, вырабатываемое у детей в процессе обучения литературному чтению, изменяет уровень развития воображения школьников и его качественные характеристики (оригинальность, самостоятельность, продуктовность). Последние наиболее ярко проявляются к началу третьего года обучения.

В условиях инновационного обучения учащиеся успешнее овладевают языком искусств. Лучше осваивают те средства, с помощью которых выражается личное отношение к действующим персонажам и событиям, описываемых в художественном произведении. Школьники глубоко и детализированно начинают анализировать композиционный сюжет стимульного материаласоздаваемые ими образы воображенияразноплановы, индивидуальны и неповторимы.

Таким образом, апробация предложенной нами системы творческих заданий по развитию воображения учащихся показала ее педагогическую эффективность, что позволяет рекомендовать ее к более широкому использованию в школьной практике.

Заключение

.

В диссертационном исследовании была рассмотрена проблема развития воображения в условиях инновационного обучения. Данная проблема становится актуальной в связи с тем, что в настоящее время происходит реорганизация системы народного образования, требующая не только изменения учебных планов, программ, привычных форм и методов обучения, но и перестройки сложившихся стереотипов организации познавательной деятельности учащихся. Иными словами, речь идет о формировании нового подхода к развитию личности школьника, его познавательных интересов и творческого воображения.

Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических исследований показал, что воображение как познавательный процесс, занимает важнейшее место в структуре психической деятельности ребенка. Оно органически включено в ее когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. В каждой из этих сфер психики воображение выполняет ряд специфических функций: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, влияет на характер протекания эмоционально-волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование деятельности.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте проходит две основные стадии. На первой стадии особенностью воображения является опора на конкретные предметы и их свойства. Воссоздаваемые в данном случае образы характеризуются незначительной переработкой чувственного материала и представлений. Они носят схематический, фрагментарный характер и отражают только внешние наиболее яркие признаки предметов. Иначе говоря, на первой стадии преобладает воссоздающее воображение. Вторая стадия развития воображения характеризуется увеличением количества отражаемых признаков и свойств.

Воображение становится все более управляемым процессом. К концу младшего школьного возраста, наряду с воссоздающим воображением, важную роль в психической деятельности учащихся начинает играть творческое воображение.

Проведенный анализ инновационных программ обучения показал, что они обладают большими возможностями для развития творческого воображения учащихся, однако эти возможности в практической работе учителя используются явно недостаточно. Целенаправленной и систематической работы по развитию воображения учащихся фактически не ведется, хотя опытные учителя, несомненно, пытаются работать в данном направлении. Здесь, безусловно, многое зависит от личности учителя, его психологической подготовки, наличия творческих способностей и умения моделировать творческую деятельность учащихся. Полученные в нашей работе данные позволяют утверждать, что использование возможностей инновационных программ помогает учителю приобщать младших школьников к художественной литературе, воспитывать эстетически развитого читателя, способного постигать подлинно художественные произведения, высказывать собственные суждения о героях произведения.

Развитие воображения школьников с помощью указанных про, грамм достигается путем целенаправленной и систематической работы учителя по использованию в процессе обучения таких видов обучения творческих работ как иллюстрирование, драматизация, рассказ по сюжетным картинкам, продолжение по данному началу или концу литературного произведения, устное рисование, коллективные или индивидуальные этюды. Выполнение подобных заданий помогает учащимся овладевать основными приемами создания образов, обогащает их словарный запас, активизирует творческую деятельность.

Результаты обучающего эксперимента показали, что эффективность предложенных заданий во многом зависит от создания внешних и внутренних условий для проявления творческого воображения. К внутренним условиям относятся: внутренний локус оценивания, способность к необычным сочетаниям элементов и понятий, а также «открытость» школьников опыту творческой деятельности. К числу внешних условий относятся: климат доверия в отношениях между учителем и учеником и создание ситуации «психологической свободы» для максимального проявления творческой активности. Тесное сочетание в процессе обучения указанных внешних и внутренних условий способствует успешному ' формированию и развитию творческого воображения учащихся.

Предложенная система творческих заданий, апробированная в ходе обучающего эксперимента, позволяет целенаправленно и систематически формировать воображение учащихся в процессе преподавания литературного чтения. Данные эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в условиях инновационного обучения создаются более благоприятные внешние и внутренние условия, позволяющие учителю и учащимся эффективнее раскрыть свой творческий потенциал.

В нашей работе мы, естественно, ограничились решением только тех задач, которые были сформулированы во вводной части диссертации. Проблема развития воображения школьников очень многогранна и многие ее аспекты требуют дальнейших психологических исследований. Мы, в частности, считаем, что очень актуальным является изучение половозрастных различий в развитии воображения. Целесообразно также рассмотреть особенности формирования творческого воображения в рамках других инновационных программ школьного цикла (например, естественнонаучного). Все это позволит в перспективе подойти к разработке единой системы межпредметных связей в организации инновационного обучения и использовании его возможностей в развитии творческого воображения младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.- 288с.
  2. Н.Д. Метафора и дискурс/ЛГеория метафоры/Общ. ред. Арутюновой Н. Д. и Журинской М. А. М., 1990. — С.5−32.
  3. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — С.96
  4. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995. — 212 с.
  5. Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.150 с.
  6. Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977. — С.304−319.
  7. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Воронеж, 1996. 392 с.
  8. Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. — 336 с.
  9. Л.М. Психические процессы. Т.1. Л., 1974. — С.262−271, 278−295.
  10. Вопросы психологии познавательной деятельности. Сб. научных трудов. МГПИ им. Ленина, 1980. — С. 115−124.•12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.-13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. — 479 с.
  11. Л.С. Психология искусства. М., 1986. — 572с.
  12. Л.С. Собр. Соч.: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики. — М., 1983. — 368 с.
  13. Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего, возраста//Вопросы психологии, 1993. № 2. С. 17−26.
  14. Дж. (Gene V. Glass), Стенли Дж. (С. Julian Stanly).Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. -М., 1976. -496 с.
  15. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -239 с.
  16. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. Новоселовой С. Л. М., 1985. — 114 с.• 20. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкодьника//Вопросы психологии, 1988. № 6. С.52−59.
  17. О.М. Пути активизации воображения дошкольни-ков//Вопросы психологии, 1987. № 1. С.44−51.
  18. О.М. Развитие воображения дошкольников. М., 1996.- 197 с.
  19. А.Я. Некоторые особенности воссоздающего воображения// Вопросы психологии, 1958. № 3. С.61−73.
  20. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творче-, ства. Смоленск, 1974. — 76 с.
  21. Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953. — 114 с.
  22. Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии, 1993. № 2. С.54−63.
  23. A.B. Развитие воображения и деятельно-сти//Вопросы психологии, 1996. № 6. С. 43−51.
  24. Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников/Шачальная школа, 1995. № 10. С.4−8.
  25. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223 с.
  26. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Запоржца A.B., Марковой Т. А. М., 1978. — 183 с.
  27. Э.Ф. Об эстетической природе фантазии//Вопросы эстетики, 1964. Вып.6. С.46−92.
  28. Э.ф. Философия и культура. М., 1991. — 464 с
  29. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., 1983. — 158 с.
  30. М.Е., Фирсова JI.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей//Вопросы психологии, 1990. № 3. С.69−75.
  31. Э. Сила метафоры/ЛГеория метафоры/Общ. ред. Арутюновой Н. Д. и Журинской М. А. М., 1990. — С.33−43.• 36. Кириллова Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих, наук М., 1971.
  32. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. — 159 с.
  33. Корепина J1. Работа с иллюстрациями на уроках чте-ния//Начальная школа, 1990. № 2. С.25−28.
  34. Коршунова J1.C. Воображение и его роль в познании. М., 1979.- 145 с.
  35. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М., 1989. — 180 с.
  36. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.144 с.
  37. И.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Сиб., 1993.
  38. В. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. — 192 с.
  39. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -304 с. I
  40. А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Психологическая наука и образование, 1996. № 3. С. 19−32.
  41. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе. Кишинев, 1987. — 135 с.
  42. В.В. Продуктивное воображение: философско-педагогический аспект проблемы: Дис. канд. филос. наук. Киев, 1991.• 52. Лустина Е. А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1984.
  43. А.К., Никонова, А .Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя//Вопросы психологии, 1987. № 5. -С.41−42.
  44. М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.-144с.
  45. Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком. -М., 1990.-156 с.
  46. Г. А. Развитие воображения и творчества на уроках композиции//Искусство в школе, 1995. № 1.- С.38−39.
  47. B.C. Воображение//Семья и школа. 1969. № 6. — С.1821.
  48. Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.- 184 с.
  49. В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 1976, — 238 с.
  50. В.А. Роль позиции в развитии логического мыш-ления//Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников. -М. 1985. 105 с.
  51. P.C. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. -576 с.
  52. Н.В. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992. — 160 с.
  53. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. — 155 с.
  54. О.И. К вопросу о воображении//Вопросы психологии, 1972. № 2.-С.67−76.
  55. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М., 1995.-264 с.
  56. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под. ред. Богословского В. В. и др. М., 1981. — 383 с.
  57. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под ред. Петровского A.B. М., 1986. — 464 с.
  58. Общая психология/Сост. Е. И. Рогов. М., 1995. — 448 с.
  59. О роли непосредственных восприятий и представлений в деятельности творческого воображения учащихся. Ученые записки МГПИ им Ленина. Восприятие и воображение. М., 1963. — 185 с.
  60. H.H. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Дис. докт. псих, наук М., 1992.•74. Палагина H.H. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста//Вопросы психологии, 1994. № 5. С. 12−20.
  61. Г. Н. Декоративное искусство детям. — М., 1976.143 с.
  62. A.B. К вопросу о соотношении воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности. Материалы III Всесоюзного съезда психологов. Т. 1, 1968.
  63. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. Шадрикова В. Д. М., 1990. — 141 с.
  64. Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. — 96 с.
  65. Ю.А. Перспективы реализации идей Выготского Л.С. о детском художественном творчестве//Вопросы психологии, 1997. № 1.-С.98−107.
  66. Ю.А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста//Музей и дети. Ташкент, 1982. — 87 с.
  67. Ю.А., Борисовская О. Б. Соотношение вербального и изобразительного в содержании детского рисунка//Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. -105 с.
  68. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Лейтеса Н. С. -М., 1996.-416 с.
  69. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. Давыдова B.B. М., 1990.-160 с.
  70. А.Н. К вопросу о сущности и природе воображения. Материалы III Всесоюзного съезда психологов. Т. 1,1968.
  71. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Венгера Л. А. М. 1986. — 223 с.• 86. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Сиб., 1901.
  72. Дж. (Gianni Rodari) Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итал. М., 1978. — 191 с.
  73. К. (Carl R. Rogers) Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М., 1994. — 480 с.
  74. И.М. Психология фантазии. Минск, 1977. — 312 с.
  75. А.И. Фантазия и творчество/ЛВопросы философии, 1966. № 9. С. 31−38.
  76. З.И. Живое слово: Учеб. по чтению для 1 кл. М., 1995. -352 с.
  77. З.И. Живое слово: Учеб. для 2 кл. В 2 кн.: Кн.1. -• 2-е изд.-М., 1997.-303 с.
  78. З.И. Живое слово: Учеб. для 2 кл. В 2 кн.: Кн.2. -2-е изд. -М., 1997.-286 с.
  79. З.И. Живое слово: Учеб. для 3 кл. В 2 кн.: Кн.1. -М&bdquo- 1997.-336 с.
  80. З.И. Живое слово: Учеб. для 3 кл. В 2 кн.: Кн.2. -М., 1997.-272 с.
  81. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. -М., 1989.- С.344−360.t 99. Рубинштейн С.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  82. Руд и к П. А. Психология. М., 1976. — 239 с.
  83. М.М. Развитие творческого воображения в учебной деятельности младшего школьника//Педагогическая психология и школьная практика. Ученые записки. № 90. Ярославль, 1872. — С.29−38.
  84. Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс вiдетском воображении//Вопросы психологии, 1996. № 2. С.45−52.
  85. Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников/ЛВопросы психологии, 1993. № 3. -С.24−32.
  86. Е.Е. Соотношение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения/ЛВопросы психологии, 1990. № 6.
  87. В.В. Современные проблемы психологии позна-ния//Психол. журнал, 1994. Т. 15. — № 3. — С. 173−175.
  88. В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии//Дошк. восп., 1993. № 10. -С.69−72.
  89. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995. — 384 с.
  90. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. — 231 с.
  91. И.В. Психология творчества. Саратов, 1971.
  92. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.-240 с.
  93. Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. — 205 с.
  94. В.А. об умственном воспитании/Сост. и автор вступ. статьи М. И. Мухин, Ред-кол.: Н. Д. Ярмаченко и др. К.: Рад. Школа. 1983.-224 с.
  95. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1985. — 328 с.
  96. А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. — 176 с.
  97. А.П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. Запорожца A.B.-М. 1976.-96 с.
  98. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка//Собр. соч. Т.5. М.- Л., Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  99. C.B. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. докт. дис. псих. наук. Новосибирск, 1996. — 36 с.
  100. Философский словарь/ Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина и др. -М., 1963. -544 с.
  101. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. Давыдова В. В. и др. М., 1982. — 216 с.
  102. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды, М.- Воронеж, 1995. 414 с.
  103. П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.
  104. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста//Вопросы психологии, 1994. № 5. с.37−42.
  105. Andrews E.G. The development of imagination in the pre-school child/AJniversity of Iowa Studies of character. 1930. Vol.3. № 4. P. 15−35.
  106. Heymann K. Phantasie. Basel- N.Y., 1956. P. 10−77.
  107. Koestler A. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969. -P.3−27.
  108. Richards L.A. Prihciples of Literary Cryjticisin Routledge and K. Paul London: 1967. — P.5−9.
  109. Taylor C.W. Minnesota studies of creative thinking// Taylor C.W. (Ed.) of Widening horizons in creativity. N.Y., 1964. P.2−12.
  110. Torrence E.P. Developing creative thinking through school experience//Parnes S.J. and Harding H.F. (Eds.) A source book for creative thinking. N.Y., 1962.-P.3−15.
Заполнить форму текущей работой