Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рынка: На примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашим расчетам для создания условий по стабилизации и развитию сельскохозяйственных предприятий Минсельхозпрода РСО-Алания необходимо дополнительно выделять на формирование собственных оборотных средств до рекомендуемых нормативов, в сумме 142 763,8 млн руб. на погашение, превышение кредиторской задолженности над дебиторской — 285 377,0 млн руб., на погашение убытков прошлых лет, непокрытых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аграрный сектор экономики и условия его функционирования
    • 1. 1. Аграрный сектор экономики и его место в народнохозяйственном комплексе страны
    • 1. 2. Характеристика социально-экономического положения РСО- Алания
    • 1. 3. Структура аграрного сектора экономики РСО- Алания и особенности его функционирования
  • В
  • Глава 2. Состояние и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве республики
    • 2. 1. Развитие многоукладной экономики в аграрном секторе республики
    • 2. 2. Товарный рынок сельскохозяйственной продукции и эффективность его функционирования
    • 2. 3. Финансовое состояние предприятий сельского хозяйства ф РСО-Алания
  • Глава 3. Основные направления совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства
    • 3. 1. Оптимизация государственных регулируемых цен на продукцию сельского хозяйства
    • 3. 2. Основные направления совершенствования финансово-кредитных форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей
    • 3. 3. Параметры основных форм государственной поддержки сельского хозяйства на стабилизационный период

Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рынка: На примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За всю историю развития сельского хозяйства в нашей стране вопросы государственной поддержки сельских товаропроизводителей были и остаются одной из важнейших проблем государственной экономической политики. Государственная поддержка сельских товаропроизводителей присуща не только нашей стране. Она осуществляется и в развитых странах с рыночной экономикой.

Таким образом, в настоящий же период развития производительных сил и производственных отношений, даже в самых развитых и сильных в экономическом плане странах, без помощи государства сельскохозяйственное производство обречено, что грозит крупными социальными потрясениями любой стране, любому экономическому строю.

Современная проблематика, которой уделяется значительное внимание правительством, учеными-аграрниками, политиками, социологами, теоретиками-экономистами и практиками, заключается в определении форм, методов государственной поддержки их параметров, эффективности их применения.

Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики нашли отражение в трудах академика РАСХН, В. Назаренко, члена РАИ Т. Шмелова, к.э.н. И. Липсица, к.э.н. О. Мелюхиной, д.э.н. Е. Серова, А. Багурина, членкор., Россельхозакадемии В. Хлыстунова, Е. С. Савченко, вице-президента Россельхозакадемии Б. Лошнуса, Н. В. Верьянова, Л. Холода, В. Щербака.

Необходимость государственной поддержки сельских товаропроизводителей обуславливается следующими факторами. Земля — это ограниченный ресурс, ее размеры фиксированы. Ее нельзя сравнивать с такими ресурсами, как производственные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и другими неземельными производственми фондами, которые весьма эластичны и активно реагируют на рыночную конъюнктуру, т. е. на спрос и предложение.

Другим важнейшим фактором необходимости господдержки является влияние на объемы выпуска продукции и их структуру — природно-климатические условия производства. Главные из них — это качество почвы, среднегодовое количество осадков и температурный режим.

Северная ОсетияАлания, имея всего 8 тыс. км. земельной площади подразделяется на четыре агроклиматические зоны. Республика находится в зоне рискованного земледелия, здесь ежегодно, наблюдаются засухи, градобития, ливни, бури и другие природные стихии, которые приводят к понижению или уничтожению урожаев, снижению производства продукции животноводства. Все это приводит к крупным разрывам в уровне доходов, как по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, так и внутри сельхозтоваропроизводителей. Необходимо отметить и то, что сельские товаропроизводители под влиянием природных факторов не в состоянии активно использовать рыночную конъюнктуру, оперативно изменить структуру производства в соответствии с требованиями рынка.

Основополагающим фактором необходимости государственной поддержки сельских товаропроизводителей является диспаритет цен при обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, чьей продукцией и услугами пользуются сельскохозяйственные предприятия.

Наличие диспаритета объясняется тем, что сельское хозяйство находится в тисках промышленных монополистов, поставляющих свою продукцию по монопольно высоким ценам и диктующих свою ценовую политику.

Известно и то, что сельскохозяйственное производство является сезонным и созревание одноименной продукции во всех хозяйствах происходит почти одновременно. На рынок выбрасывается огромное количество сельскохозяйственной продукции, производители которой попадают под ценовую зависимость от заготовительных организаций и перерабатывающей промышленности.

Таким образом, предприятия, поставляющие свою продукцию сельскому хозяйству и перерабатывающие предприятия обладают рыночной властью, сельские же товаропроизводители ввиду слабой монополизации не обладают ею.

Необходимость новых подходов к государственной поддержке сельских товаропроизводителей основывается и на том, что в настоящее время большинство населения нашей страны — потребителей сельскохозяйственных продуктов не в состоянии приобретать их по равновесным или действительным ценам.

Здесь на первый план выступает социальная значимость продукции сельского хозяйства, являющейся одним из главных жизнеобеспечивающих факторов населения. Поэтому государство вынуждено на основные продукты сельского хозяйства устанавливать предельные регулируемые цены с учетом платежеспособного спроса населения.

Таким образом, государство, решая острейшую социальную проблему обеспечения населения продуктами питаниявынуждено ограничивать доходы сельхозпроизводителей.

Необходимость государственной поддержки вытекает из того, что Республика Северная ОсетияАлания является самым густонаселенным регионом РФ, где высокая плотность населения усугубляется интенсивными миграционными процессами, скоплением огромного количества беженцев.

Следует отметить, что рыночные отношения по своему содержанию являются активными регуляторами производства, но они оказываются недостаточными для сельских товаропроизводителей по обеспечению им доходности производства, рентабельного ведения хозяйства.

Так, с начала рыночных реформ положение сельского хозяйства, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, ухудшилось в больших масштабах. Несмотря на сохранение ранее существовавших форм государственной поддержки сельского хозяйства, начиная с 1992 г. прибыли хозяйств начали резко сокращаться и уже 1994;1997 г. г. предприятия сельского хозяйства Госагропрома Республики закончили хозяйственную деятельность с убытками.

Таким образом, существующие формы, направления и размеры государственной поддержки сельских товаропроизводителей оказались неэффективными.

Цели и задачи исследования. На основании глубокого изучения состояния экономики сельских товаропроизводящих предприятий, обобщения исторического опыта государственной поддержки сельских товаропроизводителей разработать основные направления совершенствования форм, методов и параметров государственной поддержки сельских товаропроизводителей, обеспечивающих в рыночных условиях рост объемов производства продуктов сельского хозяйства, уровня потребления населением республики собственного продовольствия, улучшения экономических, финансовых и социальных показателей предприятий сельского хозяйства и их трудовых коллективов.

В этой связи перед данным исследованием ставится следующие задачи:

1. На основе изучения ценообразующих факторов определить оптимальные размеры и пропорции закупочных цен, дотации и компенсации по основным продуктам сельского хозяйства.

2. На основе анализа эффективности использования банковского кредита в сельскохозяйственном производстве определить оптимальную цену кредита под капитальные вложения и оборотные производственные фонды.

3. Исследовать проблему паритетности при обмене между сельским хозяйством и промышленностью и разработать предложения по совершенствованию системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей, способствующих сглаживанию диспаритета при сочетании свободных рыночных цен и экономических регуляторов государства.

4. На основе анализа системы взаимоотношений сельских товаропроизводителей с бюджетом в области фискальной политики и обратных потоков бюджетных ресурсов, направляемых государством на развитие сельского хозяйства. Определить их эффективность и разработать предложения по совершенствованию финансовых отношений между сельскими товаропроизводителями и бюджетной сферой.

5. Обосновать необходимость государственной помощи экономически слабым сельским товаропроизводителем.

6. Изучить внутренние резервы роста производства и улучшения финансовой стабильности, качество реализуемой продукции и состояния расчетов.

7. Определить социально-экономические последствия внедрения предложений, вытекающих из исследования.

Объекты исследования. Объектом исследования явились совершенные формы и направления государственной поддержки сельских товаропроизводителей в рамках предприятий сельского хозяйства Минсельхозпрода РСО-Алании.

Методы исследований. Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области рыночной экономики политологов, разработки научноисследовательских институтов, руководителей регионов и центральных органов власти, нормативные акты, принимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации по исследуемой теме.

В диссертационной работе использованы различные методы экономических исследований: статистикоэкономический, монографический, расчетноконструктивный, абстрактно-логический и экспертных оценок.

При выполнении работы использованы данные Госкомстата, Минсельхозпрода, Агропромбанка, Министерства финансов, передовых сельхозпредприятий Республики.

Научная новизна,.

1. Исследована эффективность и структура государственных экономических механизмов в условиях РСО-Алания.

2. Доказана экономическая целесообразность увеличения доли госзакупок в реализации сельскохозяйственной продукции.

3.Обоснована необходимость выравнивания доходности отдельных продуктов с использованием дотаций и компенсаций в рыночных условиях.

4.0пределены суммы необходимых финансовых ресурсов для стабилизации экономики сельскохозяйственных предприятий и их источники.

5.Разработаны проектируемые показатели по объему реализации государству конкретных продуктов сельского хозяйства.

6.Расчитаны параметры гарантированных закупочных цен, дотаций и компенсаций, а так же их соотношение.

7.0боснована необходимость изменения источника финансирования отрасли животноводства, ввиду высокой зависимости бюджета РСОАлания от Федеральных трансфертов.

8.Предложен механизм усиления контроля за ценовой политикой предприятий через налоговую систему.

9.Предложена методика определения предельной цены кредита для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ю.Определена социальная значимость усиления государственного регулирования экономики сельхозпредприятий.

Практическая значимость. Анализ современного состояния экономики сельского хозяйства, причин сложившегося уровня производства и финансового положения помогут руководству АПК принять соответствующий дополнительные решения, направленные на стабилизацию и развитие АПК республики. Внедрение разработанных рекомендаций и предложений будет в определенной мере способствовать увеличению объёмов производства продукции сельского хозяйства, финансовой устойчивости, улучшаться социальноэкономические показатели уровня жизни сельских тружеников.

Наряду с развитием рыночных регуляторов производства использование государственных создаст условия для стабильного функционирования АПК.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные результаты исследования доложены на научно-производственных конференциях Горского Госагроуниверситета в 1996, 1997 г. г. и опубликованы в Тезисах докладов за 1996 год и 1997 год в программе стабилизации и развития агропромышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 19 972 001 годы.

Опубликована статья «Оптимизация государственных закупочных цен в монографии коллектива авторов под редакцией д.э.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ Басаева Б.Б.».

Все выводы и предложения вытекают из сложившихся показателей и нормативных документов на момент проведения данного исследования. Однако автор считает возможным последующую корректировку своих выводов и предложений в контексте изменившейся экономической политики, вытекающих из дальнейшего развития рыночных реформ.

Заключение

.

Государственная поддержка сельских товаропроизводителей признана приоритетной во всех странах с развитыми рыночными отношениями. При этом используются различные формы и методы регулирования их доходов, включая протекционизм на внешних продовольственных рынках, создания таможенных барьеров для импортной продукции, прямые субсидии, научные консультации, подготовку кадров и предоставление всевозможных фискальных льгот.

Существовавшие в нашей стране формы и методы государственной поддержки сельского хозяйства до перехода к внедрению рыночных отношений в нашу экономику за последние годы не претерпели существенного изменения.

Однако некоторые базовые показатели, принимаемые в расчет при исчислении сумм бюджетных ресурсов, направляемых на рост доходов сельских товаропроизводителей, были изменены. Так, появилась новая форма увеличения доходов в сельском хозяйстве — возмещение 30% стоимости приобретенных минеральных удобрений и средств химической защиты растений. Производится возмещение за счет бюджета потери сельского хозяйства от засухи и других природных аномалий (ранее они возмещались Госстрахом) — производятся надбавки за центнер сданной продукции — вместо в % к закупочной цене. Между тем сократились как суммы господдержки в сопоставимой оценке, так и в доле к издержкам производства и выручке от реализации.

Необходимость приоритетной поддержки сельских товаропроизводителей обусловлена следующими специфическими условиями их работы:

• земля — ограниченный ресурс и не может в силу своего естественного положения активно реагировать на рыночную конъюнктуру, как в территориальном, так и в качественном плане ее использования;

• природно-климатические условия являются определяющими факторами объемов и структуры производства и оказывают существенное влияние на финансовые результаты хозяйств;

• длительность производственного цикла не позволяет оперативно реагировать на конъюнктуру рынка;

• сезонность производства ведет к превышению предложений сельхозпродукции в периоды массовой уборки урожая над спросом при ограниченном уровне государственных закупок и отсутствии продовольственной интервенции, снижении цен на свободном рынке, потере сельхозтоваропроизводителями доходов;

• наличие диспаритета цен при обмене товарами и услугами между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

• высокая социальная значимость продукции сельского хозяйства, которая в условиях современного экономического кризиса не может быть реализована по равновесным ценам из-за низкой покупательной способности основной массы населения.

Основные направления государственной бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей подразделяются на следующие основные формы: дотации на продукциюкомпенсация затраткредитные дотацииналоговые льготыобщие расходыцентрализованные госкапвложенияфинансирование затрат по повышению плодородия почвгарантированные государственные закупочные цены. Первые четыре формы относятся к прямой бюджетной поддержке. При закупке сельскохозяйственной продукции создается региональный целевой фонд из бюджетных средств на возвратной основе.

При определении источников и уровне бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей необходимо учитывать региональные особенности и иметь дифференцированный подход.

К этим особенностям в Республике Северная Осетия-Алания относятся: высокая дотационность бюджета республики предполагает ее исключительную зависимость от Федеральных трансфертов, составлявших в 1997 году 72,2% доходной части бюджета, что ставит ее в затруднительное положение при формировании бюджетных ссуд на закуп сельскохозяйственной продукции, а также выплат дотации на продукцию животноводстваболее половины территории Республики находится в горной зоне, из 200 тыс. га пашни, 65 тыс. га обладают повышенной кислотностью, 82 тыс. га подвержены ветровой эрозии, 120 тыс. га — водной эрозии, 53 тыс. га засорены камнями и в 80% почв подстилается галечник на небольшой глубинеплотность населения республики почти в десять раз превышает среднероссийский уровень, при производстве сельхозпродукции на га пашни больше в 1,62 раза, чем в среднем по Россиипокупательная способность денежных доходов и потребление продуктов питания населением нашей республики ниже, чем в среднем по РФ на одну третьсреднемесячная зарплата во всех сферах экономики республики по данным за 1997 год в два раза ниже, чем в целом по РФ, в сельском хозяйстве нашего региона 77% тружеников получают заработную плату ниже прожиточного минимума.

За годы рыночных реформ в сельском хозяйстве республики сложилась многоукладная экономика. По формам собственности и хозяйствования она представлена совхозами, колхозами, новыми формированиями, крестьянскими (фермерским) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами населения. По данным за 1997 год в общественном секторе произведено 45% валовой продукции сельского хозяйства, в личных подворьях -51,5% и в крестьянских фермерских хозяйствах — 3,5%. Государство не использовало механизм цен в качестве регулятора доходов промышленности и сельского хозяйства на переходный период, создав тем самым огромный диспаритет цен.

За период за с 1991 по 1997 год цены на промышленную продукцию, составляющие основу материальных затрат, возросли в 8848 раз, а на продукцию сельского хозяйства в 2003,4 раза. В течение последних пяти лет (1993;1997 г. г.) убытки хозяйств от реализации продукции достигли 153,7 млрд руб., в том числе за 1997 год — 84 млрд руб. Валовой доход в 1997 году к уровню 1993 года составил всего лишь 2,9% и уменьшился в 240,4 раза. Это привело к тому, что только за 1996;1997 годы сверх валовых доходов было начислено заработной платы 134,7 млрд руб.

Темпы роста дотации и компенсации не адекватны темпам роста инфляции и цен на материальные ресурсы промышленного происхождения. Сельское хозяйство превратилось в донора монопольных производителей промышленной продукции, переработчиков, продавцов сельскохозяйственной продукции, финансово-банковских структур. В этой связи необходимо при определении коэффициента на дотации исходить из темпов роста цен на промышленную продукцию и проводить обязательную индексацию закупочных цен.

Государственная поддержка сельских товаропроизводителей имеет два основных недостатка. Во-первых, их уровень далеко не покрывает потери сельского хозяйства в результате сложившегося диспаритета цен. Во-вторых, государство не полностью возмещает сельским товаропроизводителям причитающиеся им суммы из бюджета согласно существующих нормативных документов. Только за 1997 год не возмещено сельхозпроизводителям Минсельхозпрода республики в виде дотации и компенсации по растениеводческой отрасли 12 004,8 млн. рублей и в животноводстве -11 210 млн руб.

С целью увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, насыщения продовольственного рынка собственным производством, финансовой стабилизации сельскохозяйственных предприятий мы предлагаем:

1. принять закон, предусматривающий ответственность всех землепользователей, независимо от форм собственности, включая личные подсобные хозяйства граждан, — за сохранение и улучшение плодородия почв, эффективное использование всех земель, включая горные и мелиоризо-ванные земли;

2. министерству сельского хозяйства и продовольствия стимулировать в структуре посевных площадей сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение удельного веса культур, обеспечивающих формирование государственных продовольственных фондов, в каждом административном районе восстановить сеть семеноводческих и племенных хозяйств, предусмотреть финансовую поддержку по реконструкции крупных животноводческих комплексов, независимо от форм собственности, имеющих долговременные договора на поставку своей продукции в республиканский и федеральный продовольственный фонд;

3. прекратить льготное кредитование, выделение дотаций различного рода компенсаций, централизованных капиталовложений и предоставление налоговых льгот сельским товаропроизводителям всех форм собственности, допускающих спад объемов производства (за исключением случаев стихийных бедствий) и ухудшение финансовых показателей;

4. ужесточить меры государственного контроля и управления в отношении хозяйств, которые в течение длительного времени работают убыточно, не обеспечивают социальные гарантии своим работникам вплоть до изменения форм собственности, предусмотрев при этом особые условия государственной бюджетной поддержки;

5. министерству финансов, банковским структурам осуществить предварительный и последующий контроль за целевым и эффективным использованием выделенных сельскому хозяйству бюджетных средств и льготных кредитов.

6. учитывая неэффективную ценовую политику многих руководителей сельхозпредприятий, особенно убыточных, приведшую по нашим расчетам к потере только за 1995;1997 годы в виде разницы между государственными закупочными ценами, с учетом дотации и компенсации и ценами на свободном рынке 65 560 млн руб., допускающих реализацию своей продукции ниже рыночных цен или себестоимости, мы считаем необходимым ужесточить налоговые отношения вплоть до отмены льгот по налогу на прибыль;

7. в условиях значительной дефицитности и ограниченных возможностей бюджета по финансированию сельского хозяйства, считаем возможным направлять бюджетные ресурсы в хозяйства, увеличивающих объем производства, выполняющих свои обязательства перед государством, ведущих эффективную социальную политику и имеющих основные экономические показатели не ниже среднереспубликанского уровня;

8. по нашим расчетам для создания условий по стабилизации и развитию сельскохозяйственных предприятий Минсельхозпрода РСО-Алания необходимо дополнительно выделять на формирование собственных оборотных средств до рекомендуемых нормативов, в сумме 142 763,8 млн руб. на погашение, превышение кредиторской задолженности над дебиторской — 285 377,0 млн руб., на погашение убытков прошлых лет, непокрытых доходами на 01.01.98 г. 208 013 млн руб., для обеспечения простого воспроизводства основных фондов — 187 000 млн руб., а всего 823 153,8 млн руб. Эти суммы должны быть инвестированы в течение пяти лет за счет собственных источников предприятий (прибыль), бюджетных ресурсовльготных кредитов банка и прочих заинтересованных инвесторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 26.06 1991 года «О приоритетном обеспечении Агропромышленного комплекса материально- техническими ресурсами» принятой съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12. 1991 года № 82 «О мерах по выполнению закона РСФСР о приоритетном обеспечении АПК материально — техническим ресурсами»
  3. Указ Президента РФ от 4.01. 1992 года № 10 Постановление Правительства РФ от 14.01. -1992 года № 65 -Р «О формировании продовольственных фондов на 1992 год»
  4. Указ Президента РФ от 4.04 1992 года № 360 «О мерах по стабилизации экономики агропромышленного комплекса»
  5. Постановление Правительства РФ от 8.05. 1992 года № 289 «О введении в 1992 году дотации на животноводческую продукцию»
  6. Постановления Правительства РФ от 14.06 1992 года № 401
  7. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ издаваемые в течение 1993,1994,1995,1996,1997 годы по аграрной политике
  8. Закон РФ от 2.12.-1994 года № 53 ф. З «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и Постановление Правительства РФ от 13 марта 1995 года№ 241 по вышеуказанному вопросу.
  9. Указ Президента РФ «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 -2000 годы» № 933 от 18. 06 1996 года.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.02. 1996 года «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году»
  11. Постановление Правительства РФ от 26.02 1997 года за № 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году»
  12. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. М.- 1997 год.
  13. Ежегодный доклад Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации» Москва, 1997 год
  14. Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года № 297 «О мерах по либерализации цен»
  15. Постановление Правительства РСФСР за № 155 от 19.12 1991 год «По либерализации цен в народном хозяйстве?» Уточнить название
  16. Положение о порядке регулирования цен на продукцию предприятия -монополистов. Утвержденной Министерством экономики и Министерством Финансов РФ 29. 12 1991 года
  17. Социально экономическое положение РСО- Алания за 1996- 1997 гг. г. Владикавказ.
  18. Федеральная целевая программа «Социально-экономического развития РСО- Алания до 2000 года» Москва. 1996 г.
  19. И. Рыночная экономика М.- Республика 1993 .-524 стр.
  20. A.M. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями М.- АО Менатеп — Инфо 1994 .-576 с.
  21. Л.А., Афаумова Ш. Ч. Основы бухгалтерского учета : учебное пособие -Нл. Эль-фа 1996 .-237 с.
  22. Акулова, Позель. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М.- Финансы и статистика 1992 .-223 с.
  23. В.А. Основы теории переходной экономики М. Дело 1996.320 с.
  24. М.Н., Семенов В. А., Макроэкономика М.- АОДИС- 1996.-320 с.
  25. С. А. Экономика М.- БЕК- 1996. -816 стр.
  26. С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности. М.- Финансы и статистика- 1986 г.- 407 стр.
  27. М. И. Шермет А.Д. Теория экономического анализа М.- Финансы и статистика 1996.-288
  28. В. Я. Экономика предприятия М.- ЮНИТИ 1996.-328
  29. Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно -кредитная политика. СП-б- 1994.-496 с.
  30. В.А. Экономика сельского хозяйства М.- Агропромиздат 1990.-475 с.
  31. М.Р., Рябцев В. М. Общая теория статистики М.- Финансы и статистика 1991.- 304 стр.
  32. Р. Г. Лукин М.Ю. Макроэкономика М.- ДИС 1997.-320 стр.
  33. М. В. Хромова Т.Ф. Практикум по статистике сельского хозяйства М.- Финансы и статистика, 1990.- 143 стр.
  34. Р. Макконелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс М.- Республика 1992- 423
  35. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.- Финансы и статистика. 1996.-432 с.
  36. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.- Институт Экономики РАН. 1994.125 с.
  37. А. П. Минаева Н.В., Экономика М.- ЦИПКК АЛ 1996.-392 с.
  38. Е.П. Бухгалтерский учет М. 2- изд. «Финансы и статистика» 1997.-576 с
  39. Н.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету М.- Экономика 1996.- 349 с.
  40. Н.Н. Бухгалтерский учет М.- ИНФРА — М — 1997.- 560 с.
  41. В.В. Финансовый анализ : Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.- Финансы и статистика 1996.- 432 с.
  42. Г. В. Экономические методы управления в АПК М.- Росагропромиздат 1989.- 318
  43. З.А. Перекрестова J1.B. Практикум по финансам с.х. М.- Финансы и статистика 1994.-328
  44. А.Я., Никулина И. Н. Ведение в рыночную экономику М.- Высшая школа 1995 -447 стр. 51 .Липсиц И. Экономика без тайн М.- Дело 1993 — 351 стр.
  45. В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций: Методика и практика М.- Финансы и статистика 1995.-172 стр.
  46. Э. Справочник по прикладной статистике М.- Финансы и статистика 1990 — 526 стр.
  47. О.Ю. д.э.н. учебное пособие. Современная экономика. Рн Д- Феникс 1996 -448
  48. .Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII-XIXbb.) -Л.- Наука 1985−146 стр.
  49. Е.Б. Основы экономической теории- М.- ИНФРА 1997.-496 стр.
  50. М.Т. Курс социально-экономической статистики. -М.- Финансы и статистика 1982.- 326
  51. О.Ю. Основы экономики в вопросах и ответах РнД Феникс 1997.-448 стр.
  52. Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства -М. Финансы и статистика 1997.-448 с.
  53. В. Ф. Макроэкономика М.- ДИС 1997.-328 стр.
  54. Г. И. Основы рыночной экономики . -М. ЮНИТИ 1996.-423 с.
  55. . А. Рыночная экономика М.- Деловая жизнь 1993 — 224 стр.
  56. И.Н. Методология экономического исследования М. Экономика 1983.- 220 стр.
  57. В. П. Смирнова Н.Б. Основы российского аудита: руководителю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. М.- АНКИЯ 1997.-256 стр.
  58. Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ М -АОЗТ Литера плюс 1996.- 272 стр.
  59. Э.А. Цены : Ценообразование. Ценовая политика М.- Тандем 1997.-224 стр.
  60. С., Дорнбум Р. Экономика М.- Дело ЛТД 1993. — 863 стр.
  61. А.И. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. М. Финансы и статистика 1996.- 296 стр.
  62. А. Д. Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. М.- ИНФРА М 1995.-240 стр.
  63. А.К. Учет, анализ, аудит на предприятии : М.- ЮНИТИ 1996.496 стр.
  64. А. Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа: М.- ИНФРА — М 1996. — 496 стр.
  65. Политэкономический словарь. М.- 1972.1.I. Периодические издания
  66. JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. // Вопросы экономики № 6 1997 год.
  67. В.А., Прасолова В. П. Экономика предприятий: тесты, задачи, ситуации М.- ЮНИТИ 1997.- 95 стр.
  68. А. Б. Заруба А.Д. Национальный доход и экономический рост-К.- Науково думка 1990. 144 стр.
  69. В.И. Закупочная цена и расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве М.- Экономика 1980.- 123 стр.
  70. В. Б. Корнев Г. Н. Анализ эффективности с.х. производства -М.- Росагропмиздат 1990.- 270 стр.
  71. Абалкин J1. и другие. Доклад ученых института экономики РАН: «Стратегия реформирования экономики России» //Вопросы Экономики № 3 1996 г.
  72. А. Государственное регулирование необходимо. // Экономист № 10 1993.
  73. Н., д.э.н. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. //Экономика и управление АПК № 5 1996 год
  74. Н., Назаренко А., Цены, инфляция, паритет. // Экономика сельского хозяйства. № 2,3,4,5,6,8- 1996.
  75. И. гл. специалист Минсельхозпрода. Животноводство: прогноз не радует. Экономика и жизнь № 18, 1996 г.
  76. И. Состояния животноводства России. // Экономика сельского хозяйства № 6 1996 год.
  77. . Продовольственный рынок России и цены в 1995 году. Экономика сельского хозяйства России № 6 1996 г. 8 5. Заверюха А. зам. председателя правительства РФ. Реформы в агропромышленном комплексе необратимы. Экономика и управление АПК. № 8 1996 год
  78. Н., зам. начальника Управления ценовой политики Минсельхозпрода России. Выплаты дотаций на продукцию животноводства. // Экономика сельского хозяйства России № 4, 1996 г.
  79. С.В. д.э.н. зам. директора Всероссийского Института аграрных проблем и информатики. //Экономика сельского хозяйства.
  80. В. «Разгулялись ножки Буша» // «Экономика и жизнь» № 23 1998 год.
  81. А. Анализ тенденции развития регионов России в 1992- 1995 годах. // Вопросы экономики № 6 1996 год
  82. В., член- корр. Россельхозакадемии. Социальные проблемы села. // Экономика сельского хозяйства России № 7, 1996 год
  83. О. к.э.н., Серова Е. д.э.н., «Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства» Применимость стандартных методов в переходной экономики. Вопросы экономики № 7 1996 год.
  84. В. «Проблемы экономической безопасности России» Вопросы экономики № 3 1997 год.
  85. А. министр сельского хозяйства РФ Проблемы и пути выхода из кризиса АПК РФ. // Экономика, управление АПК № 4, 1995 год
  86. В. академик РАСХН, Шмелев Г. член. -корр. РАН «Государственная политика в аграрном секторе» // Вопросы экономики № 9, 1996
  87. В. академик РАСХН Мировой продовольственный рынок. // Экономика, управление АПК. № 2,1996 год.
  88. Н. академик РАН, Перламутров В., д.э.н. профессор. Россия -зона экономической катастрофы. // Вопросы экономики № 3 1996 г.
  89. Экономика сельского хозяйства № 10 1997 год.
  90. Г. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства № 2 1996 год
  91. . «Особенности аграрной реформы в России» // Экономика, управление АПК № 2 1996 г.
  92. Н.А. Проблемы ценообразования и учет затрат. // Бухгалтерский учет № 1, 1995 г.
  93. Вопросы экономики № 12 1996 год.
  94. Л. Финансовая устойчивость предприятий АПК // Экономика, управление АПК, № 7, 1997 г.
  95. М.И. Особенности развития экономики России и Москвы. // Деньги и кредит № 1 1996 г.
  96. Е.С. Стабилизировать агропромышленное производство. // Экономика сельского хозяйства России № 5 1996 год.
  97. Е. д. э. н. Особенности государственной поддержки аграрного сектора. // Вопросы экономики № 7 1996 год
  98. Л.В. Учет реализации продукции ниже себестоимости. // Бухгалтерский учет № 2 1998 год
  99. И. д. э. н. Вариантов много, но это не спасает. // Экономика и жизнь" № 10 март 1998 год
  100. Система государственного регулирования АПК. // Экономика, управление АПК" № 3−4 1996 г.
  101. Л. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК.
  102. В. Финансово-кредитная система АПК. // Экономика сельского хозяйства России. № 2 1996 год
  103. В. Курсом стабилизации агропромышленного комплекса. // Экономика, управление АПК № 5, 1996 год
  104. Д. д. э. н. О механизме диспаритета цен. // Экономика, управление АПК № 6 1996 год.
  105. Деньги и кредит № 5 1998 год.
Заполнить форму текущей работой