Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрыв коммуникативных связей и эмоциональных отношений оказывается для некоторых невосполнимым. Неудивительно поэтому, что одиночество является серьёзной проблемой осужденных, особенно для тех, кто впервые осужден к лишению свободы. Многие заключённые испытывают состояние напряжённости, чувство неуверенности в себе, обособленности, внутреннего дискомфорта, когда впервые сталкиваются с новой для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое исследование детерминант возникновения одиночества в условиях групповой изоляции
    • 1. 1. Теоретический анализ подходов по проблеме одиночества и причин его возникновения
    • 1. 2. Содержание и специфика детерминант возникновения одиночества в условиях групповой изоляции
    • 1. 3. Анализ теории и практики психологической помощи лицам, находящимся в условиях групповой (тюремной) изоляции
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Общая характеристика процедуры и объекта исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Анализ результатов пилотажного исследования
  • Глава 3. Анализ детерминант, вызывающих одиночество в условиях групповой (тюремной) изоляции
    • 3. 1. Возрастные детерминанты, вызывающие одиночество в условиях групповой изоляции
    • 3. 2. Опыт нахождения в условиях групповой изоляции как детерминанта возникновения одиночества
    • 3. 3. Срок (период) нахождения в условиях групповой изоляции как детерминанта возникновения одиночества

Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из серьезных проблем человечества является проблема одиночества, когда не складываются взаимоотношения, которые не могут породить ни дружбы, ни вражды, оставляя людей равнодушными друг к другу. Одиночество человека — сложная ситуация, обусловленная социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами. Деятельность и развитие человека тесно связаны с обществом, но по разным причинам он может попасть в изоляцию. Лишение человека свободы — мощный фактор модификации его поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Тюрьма, колония — это, прежде всего, нарушение привычной жизнедеятельности, расставание с родными, близкими людьми: годы тяжелого обреченного существования.

Условия тюремной изоляции характеризуются повышенными трудностями адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны администрации, персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты. Основой тюремной жизни становится состояние тоски (по дому, родным, близким). Одним из сложных комплексных психических состояний, возникающих у лиц, лишенных свободы, является состояние одиночества, связанное с повышенной психической напряженностью.

Будучи оторванным от обычной социальной среды, человек начинает приспосабливаться к новой. Нахождение в пенитенциарном учреждении часто разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с обществом и подталкивает осужденных искать способы преодоления негативного влияния среды, в которую он попал. Своеобразной аксиомой всех современных теорий одиночества, по мнению Н. Е. Покровского, стало признание того, что физическая изолированность субъекта далеко не всегда соседствует с одиночеством. Наиболее остро современный человек ощущает одиночество в ситуациях интенсивного и, как правило, принужденного общения в городской толпе, в кругу собственной семьи, в среде друзей. Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, отражает тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я».

Следует отметить, что большинство авторов, обращающихся к изучению проблемы одиночества, считают его исключительно негативным явлением и мало обращают внимания на его положительные стороны. Научная объективность требует, чтобы данное явление было рассмотрено в совокупности различных своих сторон. Иными словами, одиночество нельзя сводить к психическому состоянию с отрицательной модальностью переживаний. Это гораздо более сложный феномен, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями человека с окружающей природной и социальной действительностью, приводящий к возникновению разных психических состояний и переживаний. Анализ классических психологических теорий, концепций и подходов позволяет говорить о том, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте определенных отношений и в связи с их деформацией (Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, B.C. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, C. J1. Франк и др.). Наибольшее распространение среди них получили подходы зарубежных авторов к пониманию одиночества: психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман) — интеракционистский (Р. Вейс) — интимный (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис) — когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман) — феноменологический (К. Роджерс) — экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

Методологическое значение обозначенных подходов заключается в том, что на основе их анализа стало возможным определение собственного подхода к изучению одиночества в условиях групповой изоляции, в котором находят отражение понимание одиночества и как детерминанты деформированного развития личности, и как ресурса развития личности.

Анализ исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его генезиса и особенностей проявления, что позволяет очертить проблемное поле изучения одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова) — изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С. А. Ветров, Ю. М. Швалб, О.В. Данчева) — изучение психологических особенностей одиночества на различных этапах онтогенеза (И.С. Кон, О. Б. Долгинова, Н.В. Перешина) — описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, А.У. Хараш).

Анализ теорий, концепций, подходов к пониманию проблемы одиночества, а также современного состояния психологической помощи осужденным позволяют обозначить следующие противоречия:

1. Между отсутствием единого теоретического подхода к пониманию проблемы одиночества и насущной необходимостью специализированной профессиональной помощи лицам, переживающим одиночество в условиях групповой изоляции.

2. Между одиночеством как фактором, затрудняющим реадаптацию осужденных к условиям гражданской жизни, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная адаптация к условиям изоляции невозможна.

Всё отмеченное позволило сформулировать проблему исследования, которую можно выразить следующим образом: каковы детерминанты, вызывающие одиночество в условиях групповой изоляции.

Объект: лица, отбывающие наказание в условиях групповой изоляции. В эмпирическом исследовании приняли участие осужденные, мужчины 18−55 лет, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима ЯП 17/11 г. Ставрополя за преступление, предусмотренное статьёй 105 УК РФ.

Предметом исследования являются детерминанты, вызывающие переживание одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой изоляции.

Цель исследования — выявить и изучить детерминанты переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции.

Цель, объект и предмет диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие задачи;

1. На основе анализа психологической литературы изучить представления о проблеме одиночества в отечественной и зарубежной литературе.

2. Изучить имеющиеся в исследованиях представления о переживаниях одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой изоляции.

3. Выделить и обосновать наличие объективных факторов, порождающих переживание одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции.

4. Выделить и обосновать субъективные факторы, порождающие переживание одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции.

5. Подобрать и обосновать комплекс методик, адекватных поставленным задачам.

6. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение объективных факторов, порождающих одиночество: наличие или отсутствие предшествующего опыта изоляции, продолжительность и стадия нахождения в условиях изоляции, возрастные детерминанты одиночества.

7. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение субъективных факторов переживания одиночества.

8. Дать характеристику детерминантам возникновения одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции.

9. Изучить особенности социально-психологической адаптации и психических реакций у лиц, отбывающих наказание в условиях групповой изоляции.

Гипотеза исследования:

1. Детерминанты переживания одиночества в условиях групповой изоляции обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

2. Возрастные детерминанты переживания одиночества будут оказывать влияние на социально-психологическую адаптацию и особенности психических реакций у лиц, отбывающих наказание в условиях групповой изоляции.

3. Наличие или отсутствие предшествующего опыта изоляции характеризует специфику внутреннего состояния осужденных.

4. Продолжительность нахождения в условиях изоляции обуславливает особенности психических реакций и социально-психологическую адаптацию.

Теоретико-методологическая база исследования. Методологической базой исследования стал личностно-деятельностный подход (А.Г.Асмолов, Б. С. Братусь, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б.М.Теплов).

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения о человеке как субъекте деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.) — философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (К.Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П.Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В. С. Соловьев, Н.И.Бердяев) — концепции психологии деятельности органов, исполняющих наказание (пенитенциарной психологии) (А.Д.Глоточкин, А. И. Канунник, Ю. Ф. Чуфаровский, М. И. Еникеев, А. М. Столяренко, А. Р. Ратинов, А. И. Папкин, В. Ф. Пирожков, А. Г. Ковалев, М. Г. Дебольский,.

О.Ю.Михайлова) — концепции отечественных и зарубежных психологов в области исследования психических состояний, эмоций и переживаний (Л.М.Адолин, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Изард, О. А. Прохоров и др.).

Методы и конкретные методики исследования. Теоретический анализ литературы, анализ биографических данных, условий содержания и взаимодействия заключенных, наблюдение, статистические методы обработки данных. Блок психологических тестов: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймондаметодика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Ферпосонаметодика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмуроваметодика диагностики психических состояний Г. Айзенкаметодика диагностики мотивов аффилиацииметодика личностного дифференциала.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась соответствием выбранных теоретических положений и их адекватной реализацией, достаточным объёмом выборки, стандартизацией процедуры исследования и корректным применением современных методов статистической обработки данных эмпирического исследования. Для обработки результатов исследования использована компьютерная программа «STATISTICA (Stat Soft, версия 6)» [Боровиков В., 2003].

Этапы диссертационного исследования: На этапе научного поиска (ноябрь 2002 г. — ноябрь 2004 г.) — определение темы, целей, задач, выбор объекта и предметавыдвижение основных гипотез, теоретических подходов к исследованию. Изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ документов системы МВД РФ ГУИН, касающихся пенитенциарной системы.

На втором этапе (декабрь 2004 г. — январь 2005 г.) проведено пилотажное исследование. Это исследование ставило своей целью проверку основных идей диссертационного исследования. Определились общие подходы к проведению исследования, выявились особенности установления контакта с испытуемыми.

На третьем этапе (февраль 2005 г. — май 2005 г.) осуществлялось проведение констатирующего эксперимента.

Заключительный этап (июнь 2005 — апрель 2006) — были обобщены полученные результаты и основные положения работы, статистический анализ данных.

Теоретическая новизна и научная значимость исследования заключается в том, что:

— проведено комплексное исследование детерминант, обусловливающих особенности возникновения чувства одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции;

— операционализировано и получило эмпирическое обоснование понятиепереживание одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции;

— описаны и раскрыты детерминанты одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляциидана характеристика особенностей социально-психологической адаптации и особенностей психических реакций лиц, отбывающих наказание в условиях групповой изоляции;

— расширено поле проблем исправительной психологии, в частности, касающихся индивидуально-психологических особенностей осужденных на разных возрастных этапах, с опытом нахождения в условиях групповой изоляции, а также на разных стадиях отбывания наказания.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования дополняют и расширяют имеющиеся в юридической психологии теоретические положения о влиянии субъективных и объективных факторов на переживание одиночества, о специфике изменений психоэмоциональных состояний в условиях вынужденной групповой изоляции.

Выявленные в ходе исследования факторы, определяющие переживание одиночества, позволяют использовать полученные результаты при разработке эффективных мер психологического сопровождения отбывания наказания, направленных как на предотвращение или смягчение негативных последствий, так и на подкрепление и развитие позитивных тенденций в переживании одиночества.

Полученные результаты могут быть использованы и перенесены на другие изолированные группы.

Проанализированные и разработанные данные могут быть использованы при чтении лекций по курсу: «Пенитенциарная психология», а также при разработке спецкурсов, посвящённых психопрофилактике психических состояний, переживаний и эмоций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Переживание одиночества в условиях групповой изоляции обуславливается совокупностью психоэмоциональных состояний, порождаемых объективными (предшествующий опыт нахождения в изоляции, возраст, продолжительность нахождения в данных условиях) и субъективными (особенности психических реакций, социально-психологическая адаптация к условиям изоляции) факторами, которые содержат как позитивный, так и негативный потенциал.

2. Переживание одиночества выступает ресурсом для адаптации и влияет на эффективное приспособление к условиям отбывания наказания в возрасте до 26 лет и механизмом психологической защиты после 31 года.

3. Для впервые осужденных лиц условия изоляции являются непривычными, поэтому и их активность больше связана с перестройкой внутреннего состояния. Для ранее осужденных лиц — психическое состояние вписывается в рамки нормы, так как условия групповой изоляции для них более привычны.

4. Временные детерминанты переживания одиночества обусловлены: у лиц, отбывающих наказание 1/3 и 2/3 срока, спецификой внутренних состояний непосредственно в момент действия, отбывающих 3/3 сроканеобходимостью преодоления внешних и внутренних противоречий.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на аспирантских семинарах кафедры прикладной психологии СевероКавказского социального института (ноябрь 2004 г., май 2006 г.), на X годичном научном собрании СКСИ «Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития» (Ставрополь, 2003 г.) — в ежегодном сборнике научных работ аспирантов и студентов СКСИ по проблемам социального развития России (Ставрополь, 2004 г.) — на Всероссийской межрегиональной научно-практической конференции по проблемам экономического, социального и гуманитарного развития Северо-Кавказского региона (филиал Кубанского государственного университета в ст. Отрадной, 2004 г.) — на Всероссийской научной конференции по теоретическим и прикладным аспектам психологической науки в вузе и школе (Карачаево-Черкесский государственный университет, 2005 г.) — в тематическом выпуске «Психология и педагогика». Известия ТРТУТаганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. № 14 (69). — 396с.- в межвузовском сборнике научных статей «Психология личности: состояние и перспективы изучения». — Карачаевск: из-во КЧГУ, кафедра общей психологии, 2007;231 с.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 217 источников, из них 9 на английском языке, и 6 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:

Проведённое исследование показало, что переживание одиночества в условиях групповой изоляции порождается совокупностью психоэмоциональных состояний, обусловленных объективными (предшествующий опыт нахождения в изоляции, возраст, продолжительность нахождения в данных условиях) и субъективными (особенности психических реакций, социально-психологическая адаптация к условиям изоляции) факторами, которые имеют как позитивный, так и негативный потенциал.

Другими словами, объективные факторы одиночества в условиях групповой изоляции способны создать определенные условия, позволяющие воспринимать одиночество как позитивное психологическое состояние. Субъективные факторы одиночества (или — собственно одиночество) в условиях групповой изоляции порождаются специфическим состоянием личности, проявляющимся в различных формах социально-психологической адаптации к условиям изоляции, детерминированным трансформацией окружающей обстановки.

Состояние одиночества может проходить в двух формах: позитивной (одиночество как ресурс) и негативной (одиночество как проблема). Позитивное состояние одиночества является обязательным этапом становления индивидуальности человека и формирования процесса адаптации к условиям изоляции и реадаптации к условиям гражданской жизни.

Негативное состояние одиночества обладает свойством подчинения себе других психических процессов и состоянийоно способно разрушить внутреннюю целостность личностиодиночество может выступать механизмом психологической защиты.

Поэтому понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества приводит к следующему выводу: при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт преодоления трудностей, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер. Таким образом, взаимодействие негативных и позитивных факторов одиночества может выявить основные пути психологической помощи осужденным и выбрать конкретные меры профилактической и психокоррекционной работы психолога ИУ.

Вне зависимости от возраста условия групповой изоляции создают эмоциональный дискомфорт. Однако наиболее быстро адаптируются к этим условиям осужденные в возрасте 18−20 лет, сохраняя при этом навыки адаптации к условиям гражданского общества, а наименее адаптируемыми являются осужденные в возрасте 41−45 и старше 45 лет. После 46 лет осужденные проявляют дезадаптивные формы поведения к условиям групповой изоляции. Это можно расценивать как тот факт, что в ранней возрастной группе доминирует категория настоящего, т. е. они значительно легче приспособляются, в меньшей степени переживают различные лишения, связанные с нахождением в ИУ. А с возрастом происходит нарастание ригидности поведения.

Несмотря на то, что осужденные всех выделенных нами возрастных категорий в той или иной мере испытывают ощущение одиночества, исследуемые нами процессы и состояния наиболее ярко протекают в возрасте 18−25 и после 35 лет. Конкретное настроение переживается как чётко идентифицируемое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающемстрах может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживаниями опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Однако на этом фоне в 18−25 лет осужденные более склонны к принятию себя, верят в возможность самому изменить свою жизнь, менее — к уходу от проблем, чувствуют себя более эмоционально комфортно по сравнению с другими возрастными группами. То есть в данной возрастной группе одиночество выступает ресурсом адаптации к условиям групповой изоляции. А в возрастных категориях после 35 лет наиболее выражены непринятие других, внутренний контроль. Осужденные данных возрастных групп наиболее остро переживают одиночество, что, возможно, приводит к тому, что после 45 лет происходит отвержение всякого рода неблагоприятных психологических состояний, связанных с отбыванием наказания, сознательная коррекция психического состояния. Одиночество выступает механизмом психологической защиты и обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояниянарушает внутреннюю целостность личности, и здесь уже можно говорить о негативном переживании одиночества. Осужденные в возрасте 25−35 лет менее восприимчивы к данным условиям, что связано с переоценкой жизненных стереотиповнаблюдается низкая активность, и как следствие пассивное приспособление к условиям изоляции.

Механизмы адаптации к условиям групповой изоляции, субъективное ощущение одиночества, переживание депрессивных состояний не зависят от факта наличия ранней судимости. Однако условия групповой изоляции для ранее судимых лиц более привычны, поэтому и их психические процессы вписываются в рамки нормы. В этой группе осужденных представлены лица, которых условно можно назвать максимально защищенными от одиночества. В отличие от ранее судимых лиц, у впервые осужденных испытуемых, для которых условия изоляции являются непривычными, активность больше связана со спецификой внутреннего состояния, которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, появлением чувства вины, разочарования, подавленности, снижением уровня самооценки и принятия себя.

У осужденных, отбывающих наказание 1/3 срока, происходит адаптация к непривычным условиям групповой изоляции, поэтому активность носит преимущественно приспособительный характер и обусловлена спецификой внутренних состояний непосредственно в момент действия. Однако на данной стадии отбывания наказания сохраняются навыки социально-психологической адаптации к условиям гражданского общества.

В группе осужденных, отбывающих наказание 2/3 срока, диагностируются уход от трудностей, сверхнормативная активность, выражающаяся в стремлении индивида не только повысить официальные требования к условиям групповой изоляции, но самим соответствовать им.

Субъективное переживание ощущения одиночества у осужденных, отбывающих 3/3 срока, обусловлено личностными особенностями осужденных, с одной стороны, а с другой — тем, что осужденные готовятся к освобождению из ИУ, поэтому активность носит надситуативный характер, когда осужденные ставят избыточные цели с точки зрения условий отбывания наказания. Как следствие появляется необходимость преодоления внешних и внутренних противоречий. Ситуации непреодоления этих условий вызывают аффективную подавленность, чувство эмоционального дискомфорта, поверхностность эмоций, ослабленную привязанность к жизни, в связи с чем вероятность эффективной адаптации к условиям гражданской жизни после выхода из ИУ уменьшается.

Полученные результаты корреляционного анализа позволяют говорить о том, что одиночество оказывает влияние на неэффективное приспособление к условиям групповой изоляции, вызывает негативные эмоциональные переживания, уход от трудностей, неуверенность в себе, тревогу. Причём это влияние в разных возрастных группах характеризуется по-разному. С возрастом влияние социально-психологической адаптации на переживание одиночества уменьшается и сводится к влиянию психоэмоциональных состояний, таких как самочувствие, настроение, переживание одиночества. Особенно это влияние становится заметным после 36 лет, когда одиночество начинает подчинять себе психические свойства и состояния. Влияние одиночества на неэффективное приспособление к условиям отбывания наказания более всего выражено в возрастной категории 18−20, и, учитывая уменьшение количества достоверных корреляций, это влияние к 26 годам сводится к ведомости. После 31 года это влияние снова начинает увеличиваться, причём социально-психологическая дезадаптация как результат переживания одиночества сопровождается не только отрицательным эмоциональным фоном, но и неудовлетворённостью существующих отношений. Исходя из этого, можно полагать, что наиболее эффективной будет целенаправленная работа персонала ИУ с осужденными в возрасте 18−20 лет, так как именно в этом возрасте одиночество является неотъемлемой частью процесса адаптации.

Разрыв коммуникативных связей и эмоциональных отношений оказывается для некоторых невосполнимым. Неудивительно поэтому, что одиночество является серьёзной проблемой осужденных, особенно для тех, кто впервые осужден к лишению свободы. Многие заключённые испытывают состояние напряжённости, чувство неуверенности в себе, обособленности, внутреннего дискомфорта, когда впервые сталкиваются с новой для них межличностной средой. Решение проблемы одиночества зависит от быстроты и успешности прохождения периода адаптации к новым условиям, от уровня психологического состояния способности переживать возникшую сложную жизненную ситуацию. Причём, учитывая отсутствие корреляции, по сравнению с группой впервые осужденных в группе ранее судимых с такими показателями социально-психологической адаптации, как непринятие других и эскапизм можно говорить о том, что для впервые осужденных одиночество связано с невозможностью освободиться от влияния других людей, недостатком собственных убеждений, уходом от трудностей. Уделяя внимание этому и меньшему количеству корреляций в группе ранее осужденных, можно также сделать вывод, что с каждой последующей судимостью человек приобретает навыки адаптации к условиям групповой изоляции, вследствие чего переживание одиночества не имеет значимых и достоверных корреляций с депрессией.

Характер переживания одиночества в зависимости от отбытого срока наказания связан с особенностями социально-психологической адаптации, среди которых можно назвать и эмоциональный фон. Причём у осужденных, отбывающих наказание 3/3 срока, только с особенностями социально-психологической адаптации. Во всех группах испытуемых одиночество коррелирует с чувством превосходства, лидерством, тревожностью и неуверенностью в себе.

Переживание одиночества у осужденных, отбывающих наказание 1/3 и 2/3 срока, коррелирует в равной степени с неудовлетворённостью своими социальными связями, негативизмом, сопровождаемыми депрессией. Поэтому для осужденных, находящихся на разных стадиях отбывания наказания, требуются различные виды психологической помощи.

В данном диссертационном исследовании рассмотрена лишь часть социально-психологических проблем, связанных с переживанием одиночества в условиях групповой изоляции. Проблема, по нашему убеждению, имеет большое значение для дальнейшего развития юридической и пенитенциарной психологии как в теоретическом, так и прикладном плане. Она требует дальнейших детальных исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отбывание наказания предполагает изменение правового статуса гражданина. Находясь в условиях изоляции, осужденные утрачивают постоянные контакты с родственниками, сослуживцами, друзьями. Социальные роли их меняются. Личность заключённого оказывается в глубоком кризисе. Нарушается структура её компонентов: направленность, мотивации. Повседневная жизнь регламентирована до мелочей. Появляется состояние отсутствия будущего, своего рода феномена «отсутствия себя в своей жизни». Появляется амбивалентный характер реакций. В этих условиях проблема одиночества становится более актуальной.

Исследование показало, что переживание одиночества в условиях групповой изоляции порождается совокупностью психоэмоциональных состояний, обусловленных объективными (предшествующий опыт нахождения в изоляции, возраст, продолжительность нахождения в данных условиях) и субъективными (особенности психических реакций, социально-психологическая адаптация к условиям изоляции) факторами, которые имеют как позитивный, так и негативный потенциал.

Другими словами, объективные факторы одиночества в условиях групповой изоляции способны создать определенные условия, позволяющие воспринимать одиночество как позитивное психологическое состояние. Субъективные факторы одиночества (или — собственно одиночество) в условиях групповой изоляции порождаются специфическим состоянием личности, проявляющимся в различных формах социально-психологической адаптации к условиям изоляции, детерминированным трансформацией окружающей обстановки.

Состояние одиночества может проходить в двух формах: позитивное (одиночество как ресурс) и негативное (одиночество как проблема).

Позитивное состояние одиночества является обязательным этапом становления индивидуальности человека и формирования процесса адаптации к условиям изоляции и реадаптации к условиям гражданской жизни.

Негативное состояние одиночества обладает свойством подчинения себе других психических процессов и состоянийоно способно разрушить внутреннюю целостность личностиодиночество может выступать механизмом психологической защиты.

Поэтому понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества приводит к следующему выводу: при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт преодоления трудностей, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер. Таким образом, взаимодействие негативных и позитивных факторов одиночества может выявить основные пути психологической помощи осужденным и выбрать конкретные меры профилактической и психокоррекционной работы психолога ИУ.

Проведённое исследование детерминант переживания одиночества в условиях групповой изоляции позволило сделать следующие основные выводы:

1. Вне зависимости от возраста условия групповой изоляции создают эмоциональный дискомфорт. Однако наиболее быстро адаптируются к этим условиям осужденные в возрасте 18−20 лет, сохраняя при этом навыки адаптации к условиям гражданского общества, а наименее адаптируемы осужденные в возрасте 41−45 и старше 45 лет. При этом после 46 лет осужденные проявляют дезадаптивные формы поведения к условиям групповой изоляции. Это можно расценивать как тот факт, что в более молодой возрастной группе доминирует категория настоящего, т. е. они значительно легче приспособляются, в меньшей степени переживают различные лишения, связанные с нахождением в ИУ. А с возрастом происходит нарастание ригидности поведения. Несмотря на то, что осужденные всех выделенных возрастных категорий в той или иной мере испытывают одиночество, исследуемые процессы и состояния наиболее ярко протекают в возрасте 18−25 и после 35 лет. Конкретное настроение переживается как чётко идентифицируемое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающемстрах может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживаниями опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Однако на этом фоне в 18−25 лет осужденные более склонны к принятию себя, верят в возможность самому изменить свою жизнь, менее — к уходу от проблем, чувствуют себя более эмоционально комфортно по сравнению с другими возрастными группами. То есть в данной возрастной группе одиночество выступает ресурсом адаптации к условиям групповой изоляции. А в возрастных категориях после 35 лет наиболее выражены непринятие других, внутренний контроль. Осужденными данных возрастных групп наиболее остро переживается одиночество, что, возможно, приводит к тому, что после 45 происходит отвержение всякого рода неблагоприятных психологических состояний, связанных с отбыванием наказания, сознательная коррекция психического состояния. Одиночество выступает механизмом психологической защиты и обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояниянарушает внутреннюю целостность личности и здесь можно говорить о негативном состоянии одиночества. Осужденные в возрасте 25−35 лет менее восприимчивы к данным условиям, что связано с переоценкой жизненных стереотиповим свойственна низкая активность, и как следствие пассивное приспособление к условиям изоляции.

2. Полученные результаты корреляционного анализа позволяют говорить о том, что ощущение одиночества оказывает влияние на неэффективное приспособление к условиям групповой изоляции, вызывает негативные эмоциональные переживания, уход от трудностей, неуверенность в себе, тревогу. Причём это влияние в разных возрастных группах характеризуется по-разному. С возрастом влияние социально-психологической адаптации на переживание одиночества уменьшается и сводится к негативным переживаниям психоэмоциональных состояний, влияющих на самочувствие и настроение, сопровождающих переживание одиночества. Особенно это влияние становится заметным после 36 лет, когда одиночество начинает подчинять себе психические свойства и состояния. Влияние одиночества на неэффективное приспособление к условиям отбывания наказания более всего выражено в возрастной категории 18−20 лет, и к 26 годам оно сводится к ведомости. После 31 года это влияние снова начинает увеличиваться, причём социально-психологическая дезадаптация как результат переживания одиночества сопровождается не только отрицательным эмоциональным фоном, но и неудовлетворённостью существующих отношений. Исходя из этого, можно полагать, что наиболее эффективной будет целенаправленная работа персонала ИУ с осужденными в возрасте 18−20 лет, так как именно в этом возрасте одиночество является неотъемлемой частью процесса адаптации.

3. Условия групповой изоляции для ранее судимых лиц более привычны, и их психические процессы вписываются в рамки нормы, поэтому их можно условно назвать максимально защищёнными от одиночества. У впервые осужденных испытуемых, для которых условия изоляции являются непривычными, активность больше связана со спецификой внутреннего состояния.

4. Результаты показали, что для впервые осужденных одиночество связано с невозможностью освободиться от влияния других людей, недостатком собственных убеждений, уходом от трудностей. Учитывая это, можно также сделать вывод, что с каждой последующей судимостью человеком приобретаются навыки адаптации к условиям групповой изоляции, вследствие чего и состояние одиночества не имеет незначимых и достоверных корреляций с депрессией.

5. У осужденных, отбывающих наказание 1/3 срока, происходит адаптация к непривычным условиям групповой изоляции, поэтому активность преимущественно носит приспособительный характер и обусловлена спецификой внутренних состояний непосредственно в момент действия. Однако на данной стадии отбывания наказания сохраняются навыки социально-психологической адаптации к условиям гражданского общества. В группе осужденных, отбывающих наказание 2/3 срока, диагностируются уход от трудностей, сверхнормативная активность, выражающаяся в стремлении индивида не только повысить официальные требования к условиям групповой изоляции, но самим соответствовать им. Субъективное ощущение одиночества у осужденных, отбывающих 3/3 срока, обусловлено личностными особенностями осужденных, с одной стороны, а с другой — тем, что осужденные готовятся к освобождению из ИУ, поэтому активность носит надситуативный характер, характеризующийся тем, что осужденные ставят избыточные цели с точки зрения условий отбывания наказания. Как следствие появляется необходимость преодоления внешних и внутренних противоречий. Ситуации непреодоления этих противоречий вызывают аффективную подавленность, чувство эмоционального дискомфорта, поверхностность эмоций, ослабленную привязанность к жизни, поэтому и вероятность эффективной адаптации к условиям гражданской жизни после выхода из ИУ уменьшается.

6. Анализ результатов показал, что у осужденных, отбывающих наказание 3/3 срока, состояние одиночества обусловлено только особенностями социально-психологической адаптации и необходимостью преодоления внешних и внутренних противоречий. Во всех группах испытуемых одиночество коррелирует с чувством превосходства, лидерством, тревожностью и неуверенностью в себе. Состояние одиночества у осужденных, отбывающих наказание 1/3 и 2/3 срока, коррелирует в равной степени с неудовлетворённостью своими социальными связями, негативизмом, сопровождаемыми депрессией. Состояние одиночества обусловлено спецификой внутренних состояний непосредственно в момент действия.

В данном диссертационном исследовании рассмотрена лишь часть социально-психологических проблем, связанных с переживанием одиночества в условиях групповой изоляции. Проблема, по нашему убеждению, имеет большое значение для дальнейшего развития юридической и пенитенциарной психологии как в теоретическом, так и прикладном плане. Она требует дальнейших детальных исследований.

Результаты диссертационного исследования проблемы указывают на актуальность дальнейшего исследования проблемы переживания одиночества в условиях групповой изоляции. В качестве исследовательских аспектов данного явления могут быть проанализированы вопросы влияния одиночества на отдельные психологические проблемы, связанные с отбыванием наказаниясовершенствования организационно-содержательной и методической сторон оптимизации профессиональной деятельности психолога ИУсовершенствования и построения программ психологического сопровождения отбывания наказания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987. — 230 с.
  2. Л.М. Эмоциональная устойчивость в направленности деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения. Дисс.. .док. психол. наук. М., 1988. — 432 с.
  3. К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. — № 5. — С.5−14.
  4. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. М.: Наука, 1977.-224 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  6. Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия" — Раритет, 1997. — 704 с.
  7. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
  8. Ю. М. Деев В.Г. Программа изучения осужденного в ИТУ. М., 1973.
  9. Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учебное пособие / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1984.
  10. Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осужденных. Рязань, Высшая школа МВД СССР, 1973.
  11. И.Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход). Дисс. .док. психол. наук. Казань, 2002. — 367 с.
  12. Ю.А., Козюля В. Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде Домодедово, 1996.
  13. З.Алферов Ю. А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях Домодедово, 1994.
  14. Н.Алферов Ю. А. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы Домодедово, 1992
  15. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  16. Г. М. Психология социально познания. М.: Аспект Пресс, 1997. -239 с.
  17. П.Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  18. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. -М., 1984.
  19. Е.А. Социальная роль и активность личности. М: Изд-во МГУ, 1971.
  20. Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысление, преображение ситуаций и психологическая защита. / Психологический журнал. 1994. № 1.
  21. А.Г. Психология личности: принципы общечеловеческого анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  22. В.А., Мебель Л. Г. Ситуационный подход к исследованию психики и поведения человека // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сб. науч. тр. / Ред. В. А. Барабанщиков, М. Г. Рогов. Н. Челны, 2000. — С. 54−69.
  23. А.А. Ресурсы экзистенционального кризиса в местах лишения свободы. / Ананьевские чтения 99») / Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: СПБГУ, 1999. -С.140−141.
  24. Д. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. — С. 42−56.
  25. Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. — № 3. -С. 105−124.
  26. Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж: Имка-пресс, 1934. — 287 с.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 1999.-528 с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  29. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  30. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  31. Ю.Ю. Изучение личности заключенных. М.: НКВД РСФСР, 1928.
  32. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  33. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  34. М. Я и Ты. -М.: Высшая школа, 1993. 173 с.
  35. А.В. Практическая психология воспитательной работы с осужденными. Учебное пособие Домодедово, 1988.
  36. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. Л.: Наука, 1989. — 145 с.
  37. В.В. Воздействие на личность осужденного. // К новой жизни. № 3,1974.
  38. В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.
  39. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1980. — 192 с.
  40. Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С 114−128.
  41. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. — 142 с.
  42. .Ф. Психологические особенности личности осужденного -Омск, 1982.
  43. В.П., Полюхов A.M. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении // Старение и адаптация. Тез. и реф. докл. 29−31 окт. 1980 г. — Минск — Киев, 1980. — 182 с.
  44. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
  45. Н.Н., Краснянская Т. М., Болотова О. В., Станкевич Г. В., Тылец В. Г. Исправительно-трудовая психология. Курс лекций. Ст.: СГУ, 2003. -256 с.
  46. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. Т.З. — М.: Педагогика, 1983. — С.5−328.
  47. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. -М.: Педагогика-Прогресс, 1993.-224 с.
  48. Л.А., Луганский В. Д. Основы дифференциации осужденных и условия их содержания в ИТУ М., 1974.
  49. С.В. Мое мировоззрение. Курс лекций. М.: Изд-во Росс, открытого университета, 1992. — 208 с.
  50. М.В., Герасимов B.C., Горелов Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Пед. общество России- Изд. дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
  51. М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.
  52. М.Н. Очерки тюремной психологии. М., Право и жизнь, 1925. -с.40.
  53. Г. Избранные произведения. М.: Панорама, 1995. 480 с.
  54. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  55. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Под ред. Б. М. Леонтьева. М., 1992. — 364 с.
  56. А.Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы. Лекция. М., 1970.
  57. А.Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. Лекция. М., 1968.
  58. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. -М.: Академия МВД СССР, 1974.
  59. Е. И. Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев, 1997.
  60. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. — 175 с.
  61. Ф.Д., Мясников В. И., Яздовский В. И. О состояниях напряженности и утомления в условиях изоляции от внешних раздражителей // Журн. ВИД, 1963. Т. 13. — Вып. 4. — С.22−28.
  62. Л.П. Одиночество // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб: Питер, 2000. — С.401−407.
  63. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. -1997.-№ 1.-С.121−132.
  64. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.
  65. В.И. Подготовка к освобождению осужденных. М.: Политотдел МВД СССР, 1973.
  66. В.В. Эмоционально волевая регуляция поведения в деятельности. Симферополь, 1983.-237 с.
  67. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1999.
  68. М.Г. Миссия психологической службы уголовно-исполнительной системы России // Материалы 3 съезда психологов. СПб. 2003.-. Т.З.С. 28−31.
  69. М.Г. Социально-психологический тренинг для осужденных «Мои жизненные планы» (учебно-методические материалы для психологов-практиков в системе ИТУ). М, 1994 52 с.
  70. М.Г. Психологический фактор и нововведения в ИТУ. М., 1991.
  71. В.Г. Изучение психологических особенностей осужденных, содержащихся в ИТУ. Рязань, 1975.
  72. В.Г. Методы биографического изучения личности осужденного. / Сб. трудов Рязанской высшей школы ВД СССР. Рязань, 1973, — № 1.
  73. В.Г. Наблюдение как метод изучения личности осужденного: Учебно-практическое пособие. Рязань, 1976. — 154 с.
  74. В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в ИТУ. / Автореф. дис. док. псих, наук. М., 1986.
  75. Г. В. Жизнь вдвоем: интимность и одиночество. Книга для учащихся. М., 1992. — 408 с.
  76. Джонг-Гирвельд Дж. де и Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989. С. 301−319.
  77. О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Практическая психология. 2000. — № 4. — С.28−36.
  78. А.П., Романенко Н. М., Шмаров И. В. Изучение личности заключенного и организация индивидуальной работы с ним. М., 1964.
  79. М.И. Юридическая психология. М., 1999.
  80. М.П., Михлин А. С. Осужденные к лишению свободы. М.: ВНИИ МВД СССР, 1972.81.3абродова Ю.А. Социально-психологическая презентация одиночества //
  81. К. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -464 с.
  82. А.Р. Субъектный опыт и позитивные аспекты переживания одиночества у подростков // Материалы 3 съезда психологов. СПб. 2003. -. Т. 4. С. 225−226.
  83. Е.А., Королькова Г. Ф. О некоторых эмоциональных переживаниях как психодиагностических индикаторов в профессиональной консультации // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.-С.72−78.
  84. А.Г. Личность воспитывает себя. -М.: Политиздат, 1983. 143 с.
  85. У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976. 440 с.
  86. Кон И. С. Многоликое одиночество: (Психол. исслед.) // Знание сила. 1986.-№ 12. С.40−42.91 .Кон И. С. Открытие «Я». М., 1984. — 367 с.
  87. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  88. Г. Психология развития. СПб.: Питер Ком, 2000. — 784 с.
  89. Лабиринты одиночества / Пер. с англ. Под общ. ред. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс. 1989. — 624 с.
  90. В.И., Кузнецов О. Н. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-407 с.
  91. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. -304 с.
  92. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 343 с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  94. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. — 39 с.
  95. Л.А. Осужденные. Киев, 1928. Лешко В. Т. Индивидуализация исполнения наказания — важное условие борьбы с рецидивной преступностью. — В кн. Вопросы предупреждения преступности. Вып. 3.
  96. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. -Т.З. -№ 1. -С.18−30.
  97. Лукьянов Я. А, Барьеры общения, конфликты, стресс. 2-е издание. -Минск: Вышейн. Шк., 1988. 222 с.
  98. ЮЗ.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1984.- 160 с.
  99. Ю4.Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. — 688 с.
  100. Ю5.Марковкина С. Г. Особенность адаптации пожилых // Социс. 1997. -№ 12.-С.48−50.
  101. Юб.Маслоу А. Самоактуализация. / В кн. Психология личности. Тексты. М., 1986.
  102. О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход / Под. ред. П. Н. Ермакова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000.-150 с.
  103. Ю8.Михлин А. С. Изучение личности в ИТУ. М., 1975.
  104. Ю9.Михлин А. С. Изучение личности заключенного. М., 1969.
  105. Ю.Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.52−87.
  106. Т.Д. К вопросу о сущности процессов социализации и адаптации личности. Таганрог, 1997.
  107. В.Н. Психические состояния и отношения человека // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. З. Куликова. СПб.: Питер, 2000. — С.52−60.
  108. Наказание и исправление преступников / Под ред. проф. Ю. М. Антоняна: Пособие. М.: НИИ МВД РФ, 1992. — 392 с.
  109. А.В. Психологическая характеристика жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста. / Автореф. дис. .канд. псих. Наук. Рязань, 1997.
  110. Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -573 с.
  111. Л.Э., Мицелии М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества / Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1989. С. 169−191.
  112. И9.Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества/Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1989.-С.152−168.
  113. В.А. Феномен субъективности в психологии личности. М., 1993−69 с.
  114. В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы // Психологический журнал. 1997. № 2.
  115. А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных, М., 1992.
  116. А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденного. Домодедово, 1995.
  117. С.В. Криминальная психология. Преступные типы. -Ленинград, 1926.
  118. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара.: Бахрах, 1998 — 672 с.
  119. Практическая психология воспитательной работы с осужденными. -Домодедово, 1998. 111 с.
  120. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1998.
  121. Психологическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998.
  122. Психология в ИТУ. Домодедово, 1993.
  123. А.О. Психические состояния и функции. Казань.: КГУ, 1994. -167 с.
  124. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: ИП РАН, 1999. -152 с.
  125. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999. — 494 с.
  126. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченко. Мн.: Харвест, 2004. — 592 с.
  127. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнас и Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
  128. Психологические исследования в исправительных учреждениях (учебно-методическое пособие). Ставрополь, 2001 99 с.
  129. Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. С. 192−226.
  130. Д. Некоторые типы характера и общество // Соц. исслед. 1993. -№ 3 — С.121−129. № 5 — С.144−151.
  131. К. К науке о личности. / В кн. История зарубежной психологии. Тексты.-М., 1986.
  132. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.- М.: Прогресс. Универс, 1994. 480 с.
  133. А.З. Семья, одиночество, любовь. М.: Сов. Россия, 1986. — 192 с.
  134. К. и Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.275−300.
  135. С.Л. Бытие и сознание. -М.: АН СССР, 1957.
  136. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959.-204 с.
  137. М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях. Саратов, 1998.
  138. О.В. Системная картина коллективного человеческого поведения (групповой аспект). Ростов н/Д: Рост, ун-та, 1996. — 160 с.
  139. У.А. и Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С. 21−51.
  140. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Л. В. Борзикова, В. В. Водзинская, Л. Д. Докторова и др.- под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  141. З.Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества учащейся молодежи. / Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1998. -158 с.
  142. В.А. Эмоционально-волевые качества осужденных молодежного возраста и психологические особенности их коррекции в ИТУ. / Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1991.
  143. В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1989. — С.227−242.
  144. Ю.Е. Психические состояния человека, их квалификация и диагностика. Горький: ГПИ, 1975. — 119 с.
  145. Л.И. Одиночество: социально-философский анализ. М.: Союз, 1996.-42 с.
  146. Социально-правовые и психолого-педагогические аспекты деятельности ИТУ. Рязань, 1992.
  147. Л.И. Осмысление феномена одиночества в экзистенционализме // Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). М.: МГСУ, 1994. -№ 3 С. 103−107.
  148. Г. В. Любовь против одиночества. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  149. Стратегия самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 2. — С.21−28.
  150. А.Н. Психология криминогенного общения в среде осужденных. / Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., 1991.
  151. А.Н. Психология общения осужденных. М, 1984.
  152. А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. -Рязань, 1987.
  153. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 175 с.
  154. В. Психология суицидального поведения осужденных в местах лишения свободы // Материалы 3 съезда психологов. СПб. 2003. Т. 7. С. 399−404.
  155. Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. М., 1980 218 с.
  156. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981.-93 с.
  157. Н.М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристическийтезаурус. Казань: Институт среднего специального образования РАО. 1993- 106 с.
  158. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Пер с франц. М.: Прогресс, 1965.-296 с.
  159. Теоретические и практические проблемы исследования среды и личности осужденных в ИТУ. Рязань, 1979.
  160. Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М.: 1980. — 230 с.
  161. Е.Н. Смысл жизни.-М.: Республика, 1994.-431 с.
  162. В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990.
  163. O.K. Исследование переживания одиночества в юношеском возрасте // Материалы 3 съезда психологов. СПб. 2003. Т. 7. С. 547−549.
  164. Г. В. Изучение подходов к типологизации осужденных: психологический аспект // Материалы 3 съезда психологов. СПб. 2003. Т. 7. С. 580−584.
  165. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005)//Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Информэкспо, Воронеж: издательство Борисова, 2005 -816 с.
  166. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  167. Узы брака, узы свободы. Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. М.: Мол. гвардия, 1990. — 224 с.
  168. Б. С. Евграфов А.П., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика. / Под ред. Б. С. Утевского. М., 1966.
  169. Ухтомский А. А Избранные труды. JL: Наука, 1978. — 358 с.
  170. А.И., Казак Б. Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. // Учебн. пособие. Рязань, 2000. 217 с.
  171. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флита, 1999. — 672 с.
  172. Философский энциклопедический словарь // Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Абраб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-815 с.
  173. С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. — № 6. — 68−132.
  174. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  175. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.-384 с.
  176. П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — Вып. 5. — С. 111−195.
  177. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  178. Э. Человек для себя. М., 1993.-253 с.
  179. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.
  180. А. Наедине с собой // Урания. 1994. — № 4. — С. 12−19
  181. А. Психология одиночества // Педология. 2000. № 4. — С.7−16.
  182. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Прогресс, Универс, 1993. — 478 с.
  183. Л.М., Френч Р. Де С. и Андерсон К. А. Прототип одинокой личности // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С 243−274.
  184. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.
  185. И.И. О тенденции исследования состояния личности в психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.95−115.
  186. Человек один не может. / Сост. И. М. Ачильдиев. М.: Советская Россия, 1989.-208 с.
  187. Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ. / Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003.
  188. В.Д. Основные средства воздействия на осужденных и механизм их реализации. Домодедово, 1996. — 178 с.
  189. В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1992. — № 6. — С. 71−79
  190. Ю.М., Данчева О. В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев: Украина. 1991 — 270 с.
  191. М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. -558 с.
  192. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  193. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1977.-522 с.
  194. Юнг К. Г. Психологические типы. / Пер. с нем. Софии Лорие. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 480 с.
  195. Юридический энциклопедический словарь.-М., 1994.
  196. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. книж. изд-во, 1991.-191 с.
  197. П.М. Психология чувств и мотиваций. М.: НПО «Модек», 1998.-304 с.
  198. Янг Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. -С.552−593.
  199. Flanders J.P. A general Systems approach to loneliness // Loneliness. A Sourcebook of Current and Therapy / Ed. L.A. Peplau & D. Perlman. NY: John Wiley&Sons, 1982.-P. 166−179/
  200. Fromm-Reihmann F. Loneliness // Psychiatry. 1959. V.22. — P. 1−15.
  201. Jones H. Loneliness and social behavior // Loneliness. A Sourcebook of Current and Therapy / Ed. L.A. Peplau & D. Perlman. NY: John Wiley&Sons, 1982. -Р.238−252/
  202. Leiderman P.H. Loneliness: A psychodynamic interpretation // Hartog J., Audy J.R. & Cohen Y.A. (Eds.) The anatomy loneliness. NY.: International University Press, 1980.
  203. R.F. & Ellison C.W. Loneliness, spiritual well-being and the quality of life // Loneliness. A Sourcebook of Current and Therapy / Ed. L.A. Peplau & D. Perlman. NY: John Wiley&Sons, 1982. — P.224−237.
  204. Perman D., Peplau L.A. Toward a social psychology of loneliness // Personal relationships 3: Personal relationships in disorder / S. Duck & R. G loneliness ilmour (Eds.). London: Academic Press, 1981.
  205. Schultz T. Bittersweet: Surviving and growing from loneliness. NY.: Crowell, 1976.
  206. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. NY.: Norton, 1953.
  207. Tajfel H., Flament C, Billig M.G., Bundy R.P., Social categorization and intragroup behavior // European Journal of Social Psychology. 1971. № 1. -P.149−178.
Заполнить форму текущей работой