Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные основы региональной системы краткосрочного прогноза и предотвращения высоких уровней загрязнения воздуха: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что в последние 10 лет производство сократилось на 30−60%, есть города, которые так насыщены промышленными предприятиями, что на много превышают расчётные нормы предельно допустимой экологической нагрузки (ПДЭН) на данную территорию. Поэтому работа этих предприятий даже на 40−50% от их мощности оказывает большое влияние на загрязнение атмосферного воздуха города, а, следовательно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
    • 1. 1. Физико-географические условия Республики Башкортостан и г. Уфы
    • 1. 2. Уровень загрязнения воздуха в городах Республики Башкортостан и его тенденция
    • 1. 3. Состояние работ по прогнозу НМУ в России и за рубежом
  • Глава 2. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА
    • 2. 1. Влияние метеорологических условий на уровень загрязнения воздуха
    • 2. 2. Потенциал загрязнения воздуха на территории Республики Башкортостан
  • Глава 3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТ В ПЕРИОДЫ НМУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ХАРАКТЕРИСТИК ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ И РАСЧЁТНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРИМЕСЕЙ
    • 3. 1. Постановка задачи
    • 3. 2. Разделение источников выбросов вредных веществ на группы. Установле -ние комплексов НМУ
    • 3. 3. Распределение источников выбросов и расчётных концентраций
    • 3. 4. Оценка вклада источников выбросов в создание уровня загрязнения воз -духа и определение необходимого количества режимов работ в периоды НМУ
    • 3. 5. Рекомендации по установлению количества режимов работ в периоды НМУ для источников выбросов на отдельных предприятиях
  • Глава 4. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА, СОЗДАВАЕМОГО АВТОТРАНСПОРТОМ
    • 4. 1. Анализ загруженности автотрасс г. Уфы автотранспортом, как источника выбросов вредных веществ в атмосферу
    • 4. 2. Анализ загрязнения воздуха автотранспортом
    • 4. 3. Метеорологические условия загрязнения воздуха автотранспортом
    • 4. 4. Статистические схемы загрязнения, создаваемого автотранспортом
    • 4. 5. Усовершенствование статистических схем с использованием. метода разложения по естественным ортогональным функциям
  • Глава 5. ОПТИМАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРОГНОЗУ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОПАСНЫХ УРОВНЕЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА
    • 5. 1. Работа прогностических подразделений
    • 5. 2. Условия составления предупреждений трёх степеней опасности
    • 5. 3. Взаимодействие прогностических центров и предприятий
    • 5. 4. Обязанности различных ведомств в работах по защите атмосферы от загрязнения в периоды НМУ, их взаимодействие
    • 5. 5. Первые результаты внедрения региональной системы краткосрочного прогноза и предотвращения высоких уровней загрязнения воздуха

Научные основы региональной системы краткосрочного прогноза и предотвращения высоких уровней загрязнения воздуха: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема загрязнения среды обитания человека насчитывает несколько столетий. Известен Указ Карла VI от 1382 г. запрещавший выпускать в Париже «. дым тошнотворный и дурно пахнущий» [24]. Однако до развития промышленности загрязнение среды носило ограниченный характер как по месту и времени распространения, так и по количеству и вредному воздействию загрязняющих веществ на живые организмы. Обстановка резко изменилась в связи с ростом промышленного производства и населения городов (урбанизацией).

Несмотря на колоссальные экологические резервы биосферы и возможности эволюции в новых условиях, некоторые антропогенные воздействия приводят к резко отрицательным последствиям, с которыми биосфера справиться не в состоянии. В первую очередь это относится к загрязнению биосферы химическими веществами, несвойственными природе (так называемыми ксенобиотическими веществами), нарушению природных геохимических циклов [28].

Отношение человека с природой должно быть основано на доверии,. человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить её работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в изменённой человеком среде" [28]. При решении этой проблемы всё большая роль отводится метеорологической науке. Поведение попавших в атмосферу выбросов определяется, в основном, метеорологическими факторами. Выполнение исследования процесса распространения примесей позволили получить ряд практических выводов, от реализации которых в значительной степени зависит чистота воздуха.

Важнейшей задачей, связанной с обеспечением чистоты воздушного бассейна, является предотвращение роста концентраций вредных примесей в воздухе в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), в течение которых усиливается отрицательное влияние загрязнения на здоровье людей и окружающую среду.

В настоящее время прогнозирование случаев значительного роста концентраций является необходимым практически во всех городах. Там, где уровень концентраций значителен, благодаря мерам, принимаемым в период НМУ, предотвращается сильное скопление примесей в приземном слое атмосферы, представляющее опасность для населения.

Несмотря на то, что в последние 10 лет производство сократилось на 30−60%, есть города, которые так насыщены промышленными предприятиями, что на много превышают расчётные нормы предельно допустимой экологической нагрузки (ПДЭН) на данную территорию [28]. Поэтому работа этих предприятий даже на 40−50% от их мощности оказывает большое влияние на загрязнение атмосферного воздуха города, а, следовательно, и на здоровье человека. К таким городам прежде всего относится г. Уфа, где сконцентрированы три нефтеперерабатывающих завода с общей мощностью переработки 50−100 млн. т нефти в год, завод синтетического спирта, Химпром, РТИ, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, Уфимское моторостроительное производственное объединение, агрегатный завод, витаминный завод и многие другие, всего — 49 крупных предприятий, с общим валовым выбросом вредных примесей в 1999 г. — 333,053 тыс. т в год, а в 2000 г. — 357,3 тыс. т.

Во многих городах и, в частности, в г. Уфе сложился высокий уровень загрязнения атмосферы. Отмечающийся в последнее время спад производства по ряду причин не привел к его существенному снижению. Так индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) г. Уфы по формальдегиду, диоксиду азота, пыли, оксиду углерода составил -6,8 ед., а в северной части города ИЗА — 7,2 ед.

Одной из причин сохранения высокого уровня загрязнения является сокращение выбросов на тех источниках, которые не вносят основной вклад в загрязнение воздуха. Крупные предприятия оказались раздроблены на множество мелких предприятий и учёт источников загрязнения со стороны контролирующих природоохранных органов значительно затруднён.

Таким образом, высокий уровень загрязнения воздуха в первую очередь обусловлен снижением уровня природоохранной деятельности. Другая причина сохранения высокого уровня загрязнения воздуха — увеличение количества автомашин, особенно индивидуального автотранспорта. В целом по России за 1998;2000гг. количество индивидуальных автомашин увеличилось на 2,5 млн. единиц. В то же время в подавляющем большинстве городов страны до сих пор не производилась инвентаризация выбросов индивидуального автотранспорта. А с учётом его доли вклад автотранспорта в общий выброс в ряде регионов России составляет 80−90%.

Наиболее доступным и реальным путём снижения уровня загрязнения воздуха, не требующего больших усилий и затрат, является прогноз и предотвращение опасных случаев загрязнения атмосферы города имеющих место в периоды НМУ [24].

Решить проблему чистоты атмосферного воздуха в крупных городах только контрольными методами невозможно, особенно, в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Вот почему все больше внимания и за рубежом и в России уделяется вопросам краткосрочного прогноза загрязнения воздушного бассейна. Разработка методов такого прогнозирования является одной из основных метеорологических задач, решение которых обеспечивает защиту воздушного бассейна над городами без особых затрат и капиталовложений. Широко известны случаи катастрофического роста концентраций в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Токио и других городах, которые можно было бы предотвратить или уменьшить при заблаговременном прогнозе НМУ и сокращении поступления в атмосферу вредных веществ в эти периоды [58, 59].

В то же время, организация работ по эффективному прогнозированию загрязнения воздуха, предупреждению об опасных случаях и обеспечению их предотвращения требует решения ряда вопросов. Они связаны как с существом работ, так и непосредственно с организацией. Уровень загрязнения воздуха в городах создаётся выбросами множества источников, для каждого из которых имеются свои НМУ. Такое положение требует точного анализа поступления в атмосферу выбросов вредных веществ, установления НМУ для различных групп источников, создания соответствующей системы составления и передачи предупреждений. Организационные сложности связаны с тем обстоятельством, что для достижения необходимого эффекта следует обеспечить не только составление прогнозов и предупреждений, но и регулирование выбросов на предприятиях, проводить контроль над выполнением мероприятий, ведущих к реальному предотвращению опасного увеличения концентраций примесей в воздухе в периоды НМУ.

В промышленном городе действует большое количество источников выбросов вредных веществ в атмосферу. Естественно, источники дают различный вклад в создание уровня загрязнения воздуха, в том числе, в периоды НМУ. Кроме того, для разных источников отличаются метеорологические условия, при которых создаётся наибольшее загрязнение воздуха. До настоящего времени эти положения недостаточно учитываются в работах по предотвращению опасного скопления примесей в воздухе.

Важнейшей проблемой, решение которой в значительной степени посвящена данная диссертация, является установление степени участия предприятий, отдельных производств, отдельных источников выбросов в работах в периоды НМУ. При таком подходе существенно повышается уровень организации работ по прогнозу и предотвращению опасного загрязнения воздуха и их эффективность.

Целью данной диссертации является научное обоснование создания эффективной региональной системы прогноза и предотвращения высоких уровней загрязнения воздуха, формирующихся в периоды НМУ. В соответствии с этой целью в диссертации решались следующие задачи: определение степени участия предприятий, автотранспорта, отдельных источников выбросов в работах по защите атмосферы в периоды НМУ;

— усовершенствование метода прогноза загрязнения воздушного бассейна от отдельных источников с разделением их на группы с учётом комплексов НМУ и максимальных расчётных концентраций источников на примере г. Уфы;

— анализ данных о параметрах выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях г. Уфы, распределение источников выбросов и поступающих в атмосферу примесей на территории города;

— установление необходимого количества степеней опасности предупреждений и режимов работ в периоды НМУ для предприятий и отдельных производств;

— анализ материалов об интенсивности движения автотранспорта в г. Уфе и определение комплексов НМУ для наиболее напряженных автотрасс;

— разработка статистических схем прогноза загрязнения воздуха, создаваемого автотранспортом;

— разработка системы обслуживания информацией о высоких уровнях загрязнения воздуха в периоды НМУ;

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Усовершенствование метода прогноза загрязнения воздуха, создаваемого отдельными источниками выбросов, на основе анализа массовых данных о параметрах выбросов на предприятиях г. Уфы.

2. Установление новых групп источников выбросов вредных веществ в атмосферу, которые ранее не учитывались в прогностической работе. Определение соответствующих комплексов НМУ для этих групп.

3. Разработка рекомендаций для установления числа степеней опасности предупреждений и, соответственно, режимов работы в периоды НМУ на предприятиях и основных производствах, с учетом вклада источников выбросов в создание уровня загрязнения воздуха. Установление необходимого числа степеней опасности предупреждений и режимов работ при НМУ для предприятий и отдельных источников выбросов г. Уфы.

4. Для составления предупреждений о возможном формировании высоких уровней загрязнения воздуха, создаваемого автотранспортом, по материалам наблюдений 8 в г. Уфе, разработка статистических схем прогноза с использованием данных о концентрациях в воздухе диоксида азота.

5. Составление методических рекомендаций по оптимальной организации и проведению работ по прогнозу загрязнения воздуха в Башкирском Управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС).

Решение данных задач позволяет разработать региональную систему прогноза и предотвращения высоких уровней загрязнения воздуха отдельно для каждой группы источников в соответствии с установленными комплексами НМУ, что даёт возможность прогнозисту более целенаправленно работать с каждым предприятием и его источниками загрязнения воздуха, а предприятиям — более стабильно и эффективно работать в периоды НМУ.

Выводы о влиянии синоптических условий на загрязнение воздуха N02 (выбросами автотранспорта) по данным наблюдений в г. Уфе заключаются в следующем:

1. Увеличение загрязнения воздуха связано с расположением над данным районом центральной области малоподвижного антициклона, оси малоподвижного гребня, барической седловины.

2. К высокому уровню загрязнения воздуха приводит вынос теплого воздуха и распространение на район города малоподвижного фронта (в связи с наличием в зоне фронта тёплого воздуха на некоторой высоте, что приводит к усилению термической устойчивости атмосферы, в частности, к формированию приподнятых инверсий).

3. Активизация циклонической деятельности приводит к снижению уровня загрязнения воздуха в городе.

4. Относительно чистый воздух имеет место в ситуации с четко выраженным циклоническим тылом за холодным фронтом.

5. При ветрах северного направления происходит некоторое увеличение уровня загрязнения в г. Уфе.

В холодное время года о влиянии синоптических условий на уровень загрязнения воздуха в г. Уфе можно судить по материалам наблюдений.

На рис. 34 показаны характерные синоптические ситуации, оказывающие влияние автотранспорта на загрязнение воздуха в холодный период в г. Уфе. Сравнение с данными за тёплый период показывает наличие общих особенностей такого влияния в зимний и летний сезоны.

Количественным выражением выделенных типов синоптических ситуаций является среднее значение параметра РР при каждом типе (табл. 4.7, 4.8).

заключение

.

1. Установлено, что несмотря на снижение промышленного производства, уровень загрязнения воздуха в городах Республики Башкортостан остаётся высоким.

2. Выявлены основные зависимости уровней загрязнения воздуха в г. Уфе и других городах Республики Башкортостан от метеорологических условий. В целом они соответствуют результатам других разработок и имеющимся представлениям.

3. На основе детального анализа распределения по территории республики потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА) проведено климатическое районирование. Выделены 3 зоны ПЗА. При этом наиболее неблагоприятные климатические условия оказались в южной части республики (гг. Салават, Стерлитамак, Ишимбай), где имеет место наибольшее число штилевых дней и инверсий.

4. В результате анализа обширного материала о выбросах вредных веществ в атмосферу г. Уфы установлены основные источники, определяющие загрязнение воздуха в городе, их расположение относительно жилых кварталов и относительно друг друга, выбрасываемые примеси, создаваемые концентрации как отдельными источниками выбросов, так и их совокупностью.

5. Выделены 6 групп источников выбросов. Для каждой группы установлены комплексы НМУ. Для г. Уфы показано значительное преобладание (90%) низких источников.

6. Выполнен специальный анализ группы низких источников выбросов. Эта группа разделена на 3 подгруппы в зависимости от взаимного расположения источников и жилых кварталов. Дополнительно выделена группа низких источников с большими значениями опасной скорости ветра (Um > 5м/с). Проведённые расчеты распространения загрязнения вредных выбросов от стационарных источников при различных скоростях 0,5м/с и 5 м/с показали, что неблагоприятным направлением для г. Уфы является С, СВ, СЗ направления ветра, когда зона загрязнения с превышением ПДК достигает жилых кварталов и значительно увеличивается при скорости ветра 5 м/с.

7. Определен вклад источников выбросов в формирование уровней загрязнения воздуха. Показано, что высокие источники и большинство источников средней высоты не создают экстремально больших концентраций примесей в воздухе. Основной вклад в создание высоких уровней загрязнения воздуха на территории г. Уфы вносят низкие источники выбросов.

8. Разработаны рекомендации по составлению предупреждений трех степеней опасности для выделенных групп источников с учетом установленных комплексов НМУ. На основе этих рекомендаций предупреждения составляются только для тех источников, которые в данной метеорологической ситуации определяют значительное увеличение концентраций вредных веществ в атмосфере.

9. Разработаны рекомендации по установлению количества режимов работ в периоды НМУ для предприятий и отдельных источников в зависимости от создаваемых ими концентраций примесей в жилых кварталах и от уровня загрязнения воздуха в городе. При небольших концентрациях за счет выбросов данного предприятия, оно работает по двум или даже по одному режиму, независимо от степени неблагоприятности метеорологических условий.

10. Установлено, что одним из главных источников загрязнения атмосферы в г. Уфе является автотранспорт. На основе анализа интенсивности движения автомашин и специальных измерений на перекрестках показаны улицы, на которых могут формироваться наибольшие концентрации вредных веществ в воздухе.

11. Для решения задачи защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта в периоды НМУ для г. Уфы разработаны схемы прогноза загрязнения воздуха диоксидом азота с использованием метода множественной линейной регрессии с предварительным исключением нелинейности связей и метода графической регрессии. Изыскания разработанных схем прогноза по независимому материалу показали их достаточную эффективность.

12. Разработан вариант прогностической схемы с использованием комплексных метеорологических предикторов, полученных в результате разложения их рядов по естественным ортогональным функциям. Повышение эффективности в первую очередь относится к прогнозированию высоких уровней загрязнения.

13. Для использования в оперативной прогностической работе составлена карта-схема г. Уфы, на которую нанесены промышленные предприятия, трассы с наиболее напряженным движением, жилые кварталы, стационарные посты наблюдений за загрязнением воздуха.

14. На основе результатов выполненного исследования создана усовершенствованная региональная система работ по защите атмосферы от загрязнения в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А л и с о в Б. П. Климат СССР. М.: Изд. МГУ, 1956. — 126 с.
  2. А л и с о в Б. П., П о л т, а р, а у с Б. В. Климатология. М.: Изд. МГУ, 1974.299 с.
  3. Н. А. Аналитическое представление последовательности метеорологических полей посредством естественных ортогональных составляющих//Труды ЦИП. 1959. — Вып. 74. — С. 3−24.
  4. Б е з у г л, а я Э. Ю. Метеорологический потенциал и климатические особенности загрязнения воздуха городов Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — 184 с.
  5. Э. Ю., Клинго В. В. О структуре поля концентрации в городском воздухе//Труды ГГО. 1973. — Вып.293. — С. 60 — 67.
  6. Э.Ю., Клинко В. В. Статистический метод оценки влияния метеорологических условий на содержание примесей в атмосфере//Труды ГГО. 1974. -Вып. 314.-С. 152- 164.
  7. Э. Ю., Сонькин Л. Р. Влияние метеорологических условий на загрязнение воздуха в городах Советского Союза//Метеорологические аспекты загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1971. — С. 241 — 252.
  8. Э. Ю., Горчиев А. А., Разбегаева Е. А. Годовой и суточный ход содержания атмосферных примесей в городских условиях//Труды ГГО. -1971.-Вып. 254.-С. 152- 164.
  9. Б е р л я н д М. Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. -448с.
  10. Б е р л я н д М. Е. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — 272 с.
  11. Б е р л я н д М. Е. Об опасных условиях загрязнения атмосферы промышленными выбросами/ЛГруды ГГО, 1966. Вып. 185. — С. 15 — 25.
  12. Б е р л я и д М. Е., К, а н ч, а н Я. С. К теории образования радиационных туманов и их влияние на распространение примесей//Труды ГГО, 1973. Вып. 293. — С. 3−20.
  13. Б е р л я и д М. Е., В, а с и л ь ч е н к о И. В., Сонькин Л. Р. Методы изучения загрязнения атмосферы и рекомендации по расчёту промышленных выбросов//Инф. письмо № 15. Вопросы прикладной климатологии. М.: Гидрометеоиздат, 1966. — С. 38 — 40.
  14. Б е р л я н д М. Е., С о л о м, а т и н, а И. И., С о н ь к и н JI. Р. О прогнозировании загрязнения воздуха//Метеорология и гидрология. 1972. — № 9. — С. 11 -13.
  15. М. Е., Беньяминсон Г. В., Дунаевский JI. В., Онику л Р. И. Об оптимальной организации выбросов от совокупности источников//Труды ГГО. 1975.-Вып. 325.-С. 3−25.
  16. Б е р л я н д М. Е. и др. Численное исследование атмосферной диффузии при нормальных и аномальных условиях стратификации//Труды ГГО. 1964. — Вып. 158. — С. 22 — 32.
  17. М. Е., Оникул Р. И., Генихович Е. JI., Ложкина В. П. О загрязнении атмосферы промышленными выбросами при аномальных условиях стратификации//Метеорология и гидрология. 1963. — № 8. — С. 3 — 10.
  18. М. Е., Демянович В. К., Генихович Е. JI. Некоторые актуальные вопросы исследования атмосферной диффузии//Труды ГГО. 1965. — Вып. 172.-С. 3−22.
  19. В, а в и л о в, а Н. Г., Г е н и х о в и ч Е. Л., С о н ь к и н Л. Р. С татистический анализ данных о загрязнении воздуха в городах с помощью естественных функций//Труды ГГО. 1969. — С. 27−32.
  20. В д о в и н В. И. Об особенностях стратификации нижнего километрового слоя воздуха над Ленинградом по данным вертолётных наблюдений//Труды ГГО. 1973. -Вып. 293.-С. 201 -208.
  21. Г е н и х о в и ч Е. Л., Гущин В. А., С о н ь к и н Л. Р. О возможности прогноза загрязнения воздуха методом распознавания образов//Труды ГГО. 1973. — Вып. 293.-С. 21−25.
  22. Г О С Т 21 393 75. Государственный стандарт СССР. Автомобили с дизелями, Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности. — М.: Изд. стандартов, 1986.
  23. Г О С Т 21 393 75. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности. — М.: Госстандарт, 1993.
  24. Е л е к о е в a JI. И. И др. Объективная статистическая схема прогноза загрязнения воздуха в городах/Л.И. Елекоева, Т. П. Ивлева, В. Б. Киселёв, JI.P. Сонькин// Труды ГГО. 1987. — Вып. 511. — С. 119−124.
  25. Е. И., Сонькин JI. Р. Прогнозирование загрязнения воздуха в Ленинграде с учётом особенностей синоптических процессов. Труды ГГО. 1975. — Вып. 352.-С. 71−77.
  26. И в, а н о в, а Е. И., Сонькин Л. Р. Прогнозирование загрязнения воздуха в Ленинграде с учётом особенностей синоптических процессов. Труды ГГО. 1975. — Вып. 352.-С. 71−77.
  27. Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. — С. 1−10.
  28. Информационный бюллетень за 1998 г. Состояние работ по прогнозу загрязнения воздуха в городах Российской Федерации. С.-П., 1999.
  29. А. Статистический прогноз среднего загрязнения атмосферы. Л: Гидрометеоиздат, 1971. — С. 82−85
  30. Р. А. Метеорология и загрязнение воздуха в городах/УБюллетень ВМО. 1989. — Т. 18. — № 3. — С. 189−196.
  31. С. П. Вопросы защиты атмосферы от загрязнения в г. Череповце в периоды НМУ//Информационный бюллетень № 2 (16). С.-П. — 1997.
  32. М, а х о н ь к о К. П. Элементарные теоретические представления о вымывании примесей осадками из атмосферы//Труды ИПГ. 1967. — Вып. 8. — С. 26−34.
  33. Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Д.: Гидрометеоиздат, 1983. — 93 с.
  34. Методические указания по расчёту валовых выбросов вредных веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки. РД 17−86. Л.: Гидрометеоиздат, — 1986.
  35. М етодические указания по прогнозу загрязнения воздуха в городах// Под редакцией Берлянда М. Е. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 80 с.
  36. М етодические указания: Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52 85. — Л.: Гидрометеоиздат. 1987. — 52 с.
  37. А.В., Руховец Л. В., Юдин М. И., Яковлева И. И. Естесственные составляющие метеорологических полей. Л.: Гидрометеоиздат, 1 970 200 с.
  38. М о н о л о в, а Л., Т е н ё в, а М. Результаты изучения запылённости приземной атмосферы по данным содержания пыли в воздухе//Гидрология и метеорология. 1967. — № 4. — С. 45−52.
  39. М р о з е X., В, а р м б т 3. Регистрация содержания сернистого газа на окраине большого города//Метеорологические аспекты загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1971. — С. 269−280.
  40. П ановский Г. А., Брайер Г. В. С татистические методы в метеорологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1967. — 242 с.
  41. П е р ш и н, а Р. А., С о н ь к и н Л. Р. Возможность прогнозирования загрязнения городского воздуха методом линейного регрессионного анализа//Труды ГГО. -1987.-Вып. 387.-С. 47−51.
  42. Постановление правительства РФ № 1410 от 21.12.1999. О создании и ведении Единого госудаственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, её загрязнения. М. — 1999.
  43. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1979.-448 с.
  44. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД 52.04.186−89. -М.: Гидрометеоиздат, 1991.
  45. Руководство по прогнозу загрязнения воздуха. РД 52.04.306−92. С.-П.: Гидрометеоиздат, 1993.
  46. С е б, а с т ь я н Г. С. Процессы принятия решения при распозновании образов. Киев: Техника, 1965.
  47. Сонькин J1. Р. Некоторые результаты синоптико-климатического анализа загрязнения воздуха в городах//Труды ГГО. 1968. — Вып. 207. — С. 56−64.
  48. СонькинЛ.Р. Изучение загрязнения воздуха в городах//Метеорологические аспекты промышленных загрязнений атмосферы. М.: Гидрометеоиздат, 1968. — С. 57−63.
  49. С о н ь к и н Л. Р. Некоторые возможности прогноза содержания примесей в городском воздухе//Труды ГГО. Вып. 254. — С. 121−132.
  50. С о н ь к и н Л. Р. Вопросы прогнозирования фонового загрязнения воздуха в городах//Труды ГГО. 1974. — Вып. 314. — С. 42−61.
  51. Л.Р., Храпаченко В. А. Содержание примесей в городском воздухе в зависимости от метеоусловий в летний сезон//Труды ГГО. 1973. — Вып. 293. -С. 68−77.
  52. С о н ь к и н Л. Р., Ч, а л и к о в Д. В. Об обработке и анализе наблюдений за загрязнением воздуха в городах//Труды ГГО. 1968. — Вып. 207. — С. 51−55.
  53. Л. Р., Разбегаева Е. А., Терехова К. М. К вопросу о метеорологической обусловленности загрязнения атмосферы над городом/ЛГруды ГГО. -1966.-Вып. 185.-С. 44−54.
  54. С о н ь к и н Л. Р. и др. О влиянии метеорологических условий на загрязнение воздуха в различных городах//Труды ГГО. 1975. — Вып. 325. — С. 52−60.
  55. С о н ь к и н Л. Р. Синоптико-статистический анализ и краткосрочный прогноз загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. — 223 с.
  56. Уральское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды. Климат г. Уфы. С.-П.: Гидрометеоиздат, 1987. — 118 с.
  57. Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды. РД 18.595−96. С.-П.: Гидрометеоиздат, 1996.
  58. X р о м о в С. П., Мамонтова Л. И. Метеорологический словарь Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 568 с.
  59. X р, а п, а ч е н к о В. А. Вопросы прогнозирования загрязнения воздуха в летний сезон//Труды ГГО. 1977. — Вып. 387. — С. 52−58.
  60. Шевчук И, А Аэросиноптические условия установления длительных периодов максимального загрязнения воздуха в г. Кемерово//Труды НИИАК (Новосиб. фил.). 1966. — Вып. 42 (2). — С. 96−101.
  61. Ш е в ч у к И. А. Аэросиноптические особенности периодов максимального загрязнения атмосферы в городах Сибири//Метеорологические аспекты промышленных загрязнений атмосферы. М.: Гидрометеоиздат, 1968. — С. 77−80.
  62. В е n, а г i е М. Essai de prevision sinoptique de la pollution par I’aciditeforte dans la region Ronennaise//Atmos. Environ. 1971. — V. 5, N 5. — P. 313−326.
  63. В e n a r i e M. Emploi des reqressions multiples pour la definition du nivean de found de la pollution urbaine et pour sa prevision a court terme//Vest-le-Petit, Frans, 1971.-19 p.
  64. В о e t t g e r S. M., Smith H. J. The Nashville daily air pollution forecast//Mon. Wea. Rev. 1961 — V. 89, N 11. — P. 477−481.
  65. В о e 11 g e r S. M. Air-pollution potential East of the Rocky Mountains Fall 1959//Bul. Amer. Met. Soc. — 1961. — V. 42. — P. 615−620.
  66. Bringfeld B. Important factors for the sulphur dioxide concentration in central Stockholm//Atmos. Environ. 1971. — V. 5, N 11. — P. 949−972.
  67. В u b n i k J. Krathoba prognoza potencialu znecisteni//Praga, 1972. 36 p.
  68. С h a n d 1 e r T. J., E 1 s о n D. M. Meteorological controls upon ground-level concentration of smoke and sulphur dioxide in two urban areas of the United Kingdom//Atmos, Environ.- 1978.-V. 12, N6−7.-P. 1543−1554.
  69. С 1 a r e n b u r g L. A. Air-pollution control. A sistem to predict unfavourable weathtr conditions//Property of Air Poll. Technical Information Center, 1968. 17 p.
  70. F i t с h M., В r a z e 1 S. Regional patterns of air quality potential in the southwest U. S. Pap. 38th Ann. Meet. Ariz. Nev Acad Sei Glendale, Ariz., Apr. 16, 1994.
  71. G a i z a g о L. Изменение содержания сернистого газа в воздухе в зависимости от условий nonw>i//Idojaras. 1964. — № 2. Р. 103−110.
  72. G, а 1 b, а 11 у I. Е., Goodman Н. S. A study of three trace substances in an urban atmosphere//Atmos. Environ. 1972. — V. 6, N 6. — P. 23−25.
  73. G e о r g u H. W., Hoffnann L. Beurteilung von SO2 Anreicherungen in Abhangigkeit von meteorologischen Einflussgrossen//Staub-Reinhalt Luft. -1966. — H. 26, N 12.
  74. G u i d e for control of air pollution episodes in mediam-sized urban areas//U. S. Environ. Protec. Agency. 1971. — 55 p.
  75. Н е 11 e m a n s Н. Meteorological survey of the episode of severe pollution over Belgium during the period 14−21 January 1985 'Publ. Inst, roy meteorol. Belg.' 1987, N 118, A. 47−51.
  76. H6 schel K. Ergebnisse von messungen des Schwefeldioxidehalts der Luft in Karlsruhe und ihre statistische Bearbeitung//Staub. 1965. — N/ 25. — P. 102−112.
  77. I s h i h a r a O., S a i t о I. A forecast for concentration of air pollution by statistical method using microcomputer//Proc. 42 Symp. Use Comput. Environ. Eng. Relat. Build. Tokio, 1983. P. 256−261.
  78. К, а у p e r E. K., Hopper C. J. Control of emissions through efficient use of atmospheric dispersion and forecast system// J. Air Pollut. Control Assos. 1966. — V. 16, N 11. -P. 600−609.
  79. К a p s h у с к i A. Local statistical model of air pollution forecasting//Idojras. -1973.-V. 77. N5.-P. 296−303.
  80. L e a v i 11 I. M. e. a. Meteorological proqram for Limitinq power plant stack emissions//! Air Pollut. Control Assoc. 1971. — V. 21, N 7. — P. 400−405.
  81. L e о n e I. А., В r e n n a n E., D a i n e s R. H. The relationship of wind parameter in determining oxidant concentration in two New Jersey communities//Atmos. Environ.- 1968.-V. 2, N 1.-P. 25−33.
  82. M, а с h a 1 e к A. Das vertical Temperatur-profil//Wetter und Leben. 1974. — H. 26, N2.-P. 87−93.
  83. M a г с h K. J., F о s t e r M. D. An experimental study of the dispersion of the emissions from chimneys in Reading//Atmos. Environ. 1967. — V. 1. — P. 527−550.
  84. M с С о r m i к R. A. Air-pollution climatology//Air Pollut. Academic Press, New-York, 1967.-N 1.
  85. M i 1 1 e r M. E. Semi-objective forecasting of atmospheric stagnation in the Western United States//Mon. Wea. Rev. 1964. — V. 92, N 1. — P. 23−32.
  86. N e v a 1 1 H. E., Eaves A. The effect of wind speed and rainfall on the cjncentration at sulphur dioxide in the atmosphere//Int. J. Air Wat. Pollut. May-Aug. 1962. V. 6.-P. 173−178.
  87. P о о 1 e r F. The air over cities//Bul. Amer. Met. Soc. 1962. — V. 43, N 6. — P.234.237.174
  88. S с h г е п к Н. Н. Air pollution in Donora. Epidemiology of unusual smog episode of October 1948. Public Health Security Agancy, 1949.
  89. S с h m i d t F. H. Air pollution studies in the Netherlands, SEC Techn. Rept. 1962.-N 5.
  90. S 1 a d e к I. Imissionswarnungsdienst fur Nordwestbohmer//Z. Meteor. 1974. -Bd. 24, N3−8.-P. 168−172.
  91. S 1 a d e к I. Vztahy mezy rezinum znecisteni ovzdusi a pocasim v severo-zapadnich Cechach//Meteorologicke Zpravy. 1975. — V. 28, N 4. — P. 97−103.
  92. Takaaki Masuhara. Studies on air pollution from automobile exhaust in Tokio analysis of urban influense and estimates of air pollution potential Japanese progress in climatology//Japan climatology seminar, December, 1991.
  93. W a 11 e r R. E., С о m m i n s В. T. Episodes of high pollution in London (19 521 966). Report by Nat. Soc. For Clean Air, London, 1966, p. 63.
  94. W e x 1 e г H. Роль метеорологических факторов в загрязнении атмосферного воздуха//Загрязнение атмосферного воздуха, ВОЗ, Женева, 1962.
  95. Zbigniev Т. Ustnut. A model of air pollution due to meteorological conditions//27th Int. Georg. Congr., Washington, D. C., Aug. 9−14, 1992- Techn. Program and Abstr. Washington (D. C.), 1992. — C. 633.
Заполнить форму текущей работой