Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Магнитные системы синхронных электрических машин с редкоземельными постоянными магнитами и повышенной частотой вращения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, повышение частоты вращения ведет к снижению массы электромеханических преобразователей (ЭМП). В последние годы при разработке ЭМП применяются новые типы подшипниковых опор, которые позволяют поднять частоту вращения и повысить ресурс работы изделий. Это магнитные подшипниковые опоры, газостатические и лепестковые газодинамические опоры. В настоящее время в электромеханике весьма… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ СИНХРОННЫХ МАШИН ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ С РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫМИ МАГНИТАМИ
    • 1. 1. Современные типы подшипниковых опор, применяемые в ЭМП с повышенной частотой вращения. Ограничения, накладываемые характеристиками опор на конструкцию ротора
    • 1. 2. Материалы и конструктивные схемы, применяемые для ЭМП с повышенной частотой вращения. Ограничения, накладываемые свойствами материалов на выбор размеров активной зоны
    • 1. 3. Конструктивные схемы электрических машин, рассматриваемых в диссертации
    • 1. 4. Проблемы, возникшие при разработке рассматриваемых ЭМП
    • 1. 5. Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. УТОЧНЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РАСЧЕТА МАГНИТНЫХ СИСТЕМ СИНХРОННЫХ МАШИН С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ МАССЫ РОТОРОВ И УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПОДШИПНИКОВЫЕ ОПОРЫ
    • 2. 1. Уточнение системы расчетных коэффициентов для учета влияния реакции якоря и выбора размеров магнитов в ЭМП с постоянными магнитами
    • 2. 2. Программы для определения расчетных коэффициентов в синхронных машинах с РЗМ с различными конструкциями индуктора
    • 2. 3. Численный анализ магнитных полей на трехмерной модели ЭМП с индуктором нетрадиционной конструкции с торцевыми крепежными кольцами
    • 2. 4. Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ СИЛ ПРИТЯЖЕНИЯ И ОТТАЛКИВАНИЯ В МАГНИТНЫХ СИСТЕМАХ СИНХРОННЫХ МАШИН С ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ
    • 3. 1. Анализ численных и аналитических расчётов усилий одностороннего магнитного притяжения в двухполюсных и многополюсных ЭМП с повышенной частотой вращения
    • 3. 2. Компенсация веса ротора усилием магнитного притяжения при горизонтальном расположении вала ЭМП
    • 3. 3. Использование для разгрузки опор осевого усилия магнитного притяжения ротора к статору при вертикальном расположении вала ЭМП
    • 3. 4. Исследование упорных магнитных подшипников с возбуждением от постоянных магнитов
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ПРОЧНОСТИ И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН С ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ
    • 4. 1. Анализ многосекционной конструкции ротора с торцевыми крепежными кольцами
    • 4. 2. Анализ прочности ротора с немагнитной обоймой или бандажом из композитного материала
    • 4. 3. Анализ теплового состояния электродвигателя, имеющего повышенное значение относительной длины 1,
    • 4. 4. Выводы по главе 4
  • ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН С ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ
    • 5. 1. Экспериментальное подтверждение автоматизированных методик определения расчетных коэффициентов поля возбуждения и реакции якоря ЭМП
    • 5. 2. Экспериментальное подтверждение работоспособности конструктивных схем с компенсацией веса ротора усилием магнитного притяжения
    • 5. 3. Выводы по главе 5
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Магнитные системы синхронных электрических машин с редкоземельными постоянными магнитами и повышенной частотой вращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Как известно, повышение частоты вращения ведет к снижению массы электромеханических преобразователей (ЭМП). В последние годы при разработке ЭМП применяются новые типы подшипниковых опор, которые позволяют поднять частоту вращения и повысить ресурс работы изделий. Это магнитные подшипниковые опоры, газостатические и лепестковые газодинамические опоры. В настоящее время в электромеханике весьма перспективным является использование лепестковых газодинамических опор. В частности, их применение рационально в центробежных компрессорах систем кондиционирования, где уровень мощности ЭМП может достигать сотен киловатт, а частоты вращения — десятков тысяч оборотов в минуту.

Однако при повышении частоты вращения одновременно со снижением активной массы снижается и предельная мощность ЭМП. Окружные скорости роторов ограничиваются их прочностью, а вытекающее из этого ограничение наружного диаметра роторов ведет к снижению критической частоты вращения, увеличению относительной длины машин и ухудшению условий охлаждения ЭМП. Проектирование ЭМП на мощности до нескольких десятков и сотен кВт на частоты вращения, составляющие десятки тысяч оборотов в минуту, ведется в рамках этих противоречий. В этих условиях рационально использование конструктивных схем синхронных машин с высокоэнергетическими редкоземельными постоянными магнитами (РЗМ), обладающими повышенной механической прочностью и высокими массоэнергетическими показателями. При этом необходимо отметить, что современный уровень развития силовой полупроводниковой и микропроцессорной техники обеспечивает высокие регулировочные свойства ЭМП с РЗМ.

В настоящее время при проектировании электрических машин целесообразно совместное использование традиционных и компьютерных технологий на основе сосредоточенных и распределённых параметров.

Разработка магнитных систем (МС) ЭМП с повышенной частотой вращения требует уточнения электромагнитных расчетов с целью снижения массы магнитов и других вращающихся элементов магнитной системы, нагружающих опоры, а также учёта и ослабления магнитного тяжения. Повышение механических нагрузок на элементы роторов требует также уточнения их расчетов на прочность. Ограничение диаметров роторов, которое приводит к увеличению активной и конструктивной длины ЭМП, требует уточнения тепловых расчетов. Повышение точности расчетов позволяет снизить затраты на экспериментальную доработку ЭМП, особенно при использовании строго ограниченных по своим возможностям нетрадиционных бесконтактных подшипниковых опор.

Теории и проектированию синхронных электрических машин посвящено большое количество работ, опубликованных в нашей стране и за рубежом. Здесь необходимо отметить труды научных школ ВНИИЭМ [80, 97], МАИ [11, 18, 37, 44−50, 65], МЭИ [8, 12, 51−53, 57−59, 70−72, 94], ВВИА им. Н. Е. Жуковского [62, 92], предприятий АКБ «Якорь» [2, 5, 38, 68, 69], «Аэроэлектромаш» [76, 87] и многих других организаций [23, 60, 79, 88, 106], работы которых отмечены в списке литературы. Вместе с тем, уточнение методов расчета синхронных машин с постоянными магнитами и повышенной частотой вращения является актуальной задачей.

Цель работы.

Целью диссертационной работы является развитие традиционных и компьютерных технологий и уточнение методик проектирования магнитных систем для создания ЭМП с РЗМ, работающих с повышенной частотой вращения.

Задачи.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: обоснования традиционных и нетрадиционных конструктивных схем роторов магнитных систем для ЭМП с повышенной частотой вращения;

— уточнения электромагнитного расчета магнитных систем синхронных машин с целью снижения массы роторов и усилий, действующих на подшипниковые опоры;

— анализа электромагнитных сил притяжения и отталкивания в магнитных системах синхронных машин с повышенной частотой вращения с целью обоснования конструктивных мероприятий по разгрузке подшипниковых опорисследования прочности роторов и теплового состояния синхронных машин с повышенной частотой вращения с целью обеспечения работоспособности предложенных в диссертации конструктивных схемэкспериментальной проверки уточненных методик расчета и нетрадиционных конструктивных схем магнитных систем ЭМП с повышенной частотой вращения.

Методы исследования.

В работе использованы методы теории поля, теории электрических и магнитных цепей, теории прочности, методы математической физики, методы вычислительной математики и программирования. Для аналитического решения задач электромагнитного поля в активной зоне ЭМП методом гармонического анализа использовался многофункциональный математический пакет MathCAD. Для создания трехмерных моделей магнитных систем ЭМП был использован пакет трехмерного моделирования SolidWorks [4]. Для численного решения задач электромагнитного поля в активной зоне ЭМП и напряженно-деформированного состояния вращающихся роторов использовались программные пакеты конечно-элементного анализа (ANSYS EMAG, COSMOS-Works) [16, 55, 104].

Объекты исследования.

Объектами исследования являются синхронные ЭМП с повышенной частотой вращения с РЗМ. Рассматриваются конструктивные схемы с постоянными магнитами на роторе. Исследования связаны с задачами, возникшими при проектировании двигателей электропривода испытательного стенда мощностью Р=100 кВт с частотой вращения «=12 000 об/мин, электропривода центробежного компрессора мощностью Р=100 кВт, «=30 000 об/мин, генераторов для системы автономного электропитания с S=3 кВА, «=160 000 об/мин и аварийного канала электропитания постоянного тока с Р=3 кВт, работающего в диапазоне «=9500−12 000 об/мин.

Изложенные в диссертации рекомендации и методики проектирования могут быть использованы при проектировании двигателей силового электропривода мощностью от нескольких десятков до нескольких сотен кВт и генераторов для систем автономного электропитания мощностью от единиц до нескольких сотен кВА.

Предмет исследования.

Предметом диссертационного исследования являются методики электромагнитных, прочностных и тепловых расчетов синхронных электрических машин с повышенной частотой вращения.

Научная новизна.

Методом гармонического анализа магнитных полей активных зон ЭМП на основе векторного магнитного потенциала получено аналитическое решение задачи расчета поля реакции якоря синхронной машины с тангенциальными редкоземельными магнитами и ферромагнитными наконечниками полюсов;

Методом конечных элементов (МКЭ) получено численное решение задачи расчёта поля реакции якоря синхронной машины с тангенциальными редкоземельными магнитами на основе векторного магнитного потенциала, подтвердившее с высокой точностью результаты аналитического решения, а также показано условие эквивалентности прямоугольной и секторной моделей магнитов;

На основе аналитического и численного исследований магнитных полей обоснована система расчетных коэффициентов ЭМП с РЗМ, позволяющая уточнить электромагнитный расчет, массы роторов и усилия, действующие на опоры, с учетом особенностей конструкций магнитных систем;

Обоснована нетрадиционная конструктивная схема ротора с полюсными наконечниками и крепежными кольцами, позволяющая выполнить ЭМП с малым немагнитным зазором без применения сложной технологии сварки ферромагнитного и немагнитного сплавов;

Показано, что магнитное притяжение в ЭМП с двухполюсным ротором существенно ниже, чем в ЭМП с четырьмя и более полюсами, а также дана количественная оценка его пульсаций при двухполюсном и четырёхполюсном роторах;

С помощью МКЭ показано, что влияние зубчатости статора и насыщения стали при расчете сил магнитного притяжения существенно и может достигать 10−15%;

С помощью МКЭ показано, что погрешность приближенного механического расчета магнитной системы с крепежными кольцами на роторе методами сопротивления материалов по сравнению с расчетом численным методом составляет 15−20% в сторону запаса прочности конструкции;

Предложена и обоснована конструкция генератора с вертикальным расположением вала, где для компенсации веса ротора и разгрузки опоры-подпятника используется вывешивание ротора в статоре под действием электромагнитных сил притяжения;

Обоснована конструкция ЭМП с вертикальным расположением вала и осевой магнитостатической подшипниковой опорой.

Практическая ценность.

Обоснованная система расчётных коэффициентов проверена при расчётах основных геометрических размеров рассмотренных в диссертации машин и может быть рекомендована для использования при расчёте синхронных машин с РЗМ, имеющих ферромагнитные наконечники полюсов;

Даны рекомендации по выбору рациональных конструктивных схем и крепежных материалов для роторов ЭМП с повышенной частотой вращения;

Разработаны программы на языке APDL, позволяющие методом конечных элементов рассчитывать зависимости магнитной индукции поля возбуждения и реакции якоря, а также расчётных коэффициентов поля возбуждения и реакции якоря от геометрических размеров магнитных систем для основных конфигураций ЭМП с радиальными и тангенциальными прямоугольными или секторными магнитами с немагнитной обоймой или полюсными наконечниками;

Показано, что использование ЭМП с повышенной частотой вращения рационально для центробежных компрессоров в системах кондиционирования с использованием рабочей среды в качестве хладагента ЭМП.

Показано, что хотя ЭМП предельной мощности с повышенной частотой вращения требуют более интенсивной системы охлаждения из-за увеличения активной длины, при работе в системе кондиционирования с использованием рабочей среды в качестве хладагента ЭМП перепад температур в обмотке незначителен;

Предложены конструктивные схемы ЭМП с использованием возникающих между статором и ротором сил магнитного притяжения для разгрузки опор при горизонтальном и вертикальном расположении вала ЭМП;

Разработана автоматизированная методика расчета осевой магнитостатиче-ской подшипниковой опоры для ЭМП с вертикальным расположением вала;

Обоснованы направления дальнейшего развития ЭМП с повышенной частотой вращения: снижение массы роторов за счет выбора рациональных конструктивных схем, уточнение электромагнитного и прочностного расчетов, учет и использование сил магнитного притяжения и отталкивания для разгрузки подшипниковых опор.

Реализация результатов.

Разработанные автором методики и сформулированные им рекомендации по проектированию ЭМП используются в ОАО АКБ «Якорь» при расчетном проектировании и конструкторской проработке синхронных электродвигателей и генераторов с повышенной частотой вращения мощностью до нескольких сотен кВт. С использованием уточненных методик и конструктивных решений, представленных в данной работе, при непосредственном участии автора разработаны три ЭМП с повышенной частотой вращения: электродвигатель компрессора системы кондиционированияэлектродвигатель привода испытательного стенда и генератор автономной системы электропитания.

Достоверность полученных результатов.

Достоверность результатов определяется использованием положений теории поля, теории электрических и магнитных цепей, теории прочности, методов математической физики, методов вычислительной математики и программирования и подтверждается сходимостью результатов решения рассматриваемой задачи с результатами полунатурных и натурных испытаний, внедрением полученных автором решений в конкретные разработки и образцы электрических машин.

Апробация работы.

Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на различных российских и международных конференциях, в том числе: на международной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Радиотехника, электроника и энергетика» в МЭИ, г. Москва, в 2005, 2006, 2007 годахна международном научно-техническом семинаре «Современные технологии в задачах автоматики, управления и обработки информации» в г. Алуште в 2006, 2007, 2008 годахна всероссийской научно-технической конференции «Научно-технические проблемы электропитания» в МАИ, г. Москва, в 2006 годуна всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Информационные технологии в авиационной и космической технике — 2008», в МАИ, г. Москва, в 2008 году.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 10 научных работ [3, 19, 20, 35, 36, 43, 61, 68, 77, 96], из них 1 — в журнале «Электричество» [48], рекомендованном ВАК РФ. По теме диссертации получен 1 патент на изобретение [81].

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы и 4 приложенийимеет 167 страниц, 44 рисунка, 13 таблиц и 108 наименований списка литературы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. Развитие традиционных (на основе моделей с сосредоточенными параметрами) и компьютерных (на основе моделей с сосредоточенными параметрами) методов проектирования ЭМП позволяет эффективно решать задачи, возникающие при разработке ЭМП с повышенной частотой вращения.

2. Методом гармонического анализа магнитных полей активных зон ЭМП на основе векторного магнитного потенциала получено аналитическое решение задачи расчета поля реакции якоря синхронной машины с тангенциально намагниченными редкоземельными магнитами и ферромагнитными наконечниками полюсов. Результаты данного решения с высокой точностью подтверждены с помощью метода конечных элементов.

3. На основе аналитического и численного исследований магнитных полей обоснована система расчетных коэффициентов ЭМП с редкоземельными магнитами, позволяющая уточнить электромагнитный расчет, массы роторов и усилия, действующие на опоры, с учетом особенностей конструкций магнитных систем.

4. Обоснованная система расчетных коэффициентов проверена при расчетах основных геометрических размеров рассмотренных в диссертации машин и может быть рекомендована для использования при расчете синхронных машин с редкоземельными магнитами, имеющих ферромагнитные наконечники полюсов.

5. Обоснована нетрадиционная конструктивная схема ротора с полюсными наконечниками и крепежными кольцами, позволяющая выполнить ЭМП с малым немагнитным зазором без применения сложной технологии сварки ферромагнитного и немагнитного сплавов.

6. Показано, что магнитное притяжение в ЭМП с двухполюсным ротором существенно ниже, чем в ЭМП с четырьмя или более полюсами, а также дана количественная оценка пульсаций усилия магнитного притяжения при двухполюсном и четырехполюсном роторах.

7. С помощью метода конечных элементов показано, что в случае, если при расчете сил магнитного притяжения не учтено влияние зубчатости статора, насыщения стали и несинусоидальности распределения магнитной индукции в зазоре, это дает погрешность, равную 5−15%.

8. Предложена и обоснована конструкция ЭМП с осевой магнитоста-тической подшипниковой опорой для ЭМП с вертикальным расположением вала. Разработана методика автоматизированного расчета подобной опоры.

9. Разработаны программы, позволяющие методом конечных элементов рассчитывать зависимости амплитуды поля возбуждения и реакции якоря, расчетных коэффициентов поля возбуждения и реакции якоря от геометрических размеров магнитных систем для основных конфигураций ЭМП с радиальными и тангенциальными прямоугольными или секторными магнитами с немагнитной обоймой или полюсными наконечниками.

10. Показано, что использование ЭМП предельной мощности с повышенной частотой вращения рационально для центробежных компрессоров в системах кондиционирования с использованием рабочей среды в качестве хладагента ЭМП. Хотя ЭМП предельной мощности с повышенной частотой вращения требуют более интенсивной системы охлаждения из-за увеличения активной длины, при работе в системе кондиционирования с использованием рабочей среды в качестве хладагента ЭМП перепад температур в обмотке незначителен.

11. Обоснованы конструктивные схемы ЭМП с использованием для разгрузки опор сил магнитного притяжения между статором и ротором при горизонтальном и вертикальном расположении вала ЭМП.

12. Таким образом показано, что основными направлениями совершенствования ЭМП с повышенной частотой вращения являются: снижение массы роторов за счет разработки рациональных конструктивных схем, уточнение электромагнитного и прочностного расчетов, учет и использование сил магнитного притяжения и отталкивания для разгрузки подшипниковых опор.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Е. Конструкция электрических машин. Л.: Госэнерго-издат, 1958.
  2. И. И., Зечихин Б. С., Клейман М. Г., Старовойтова Н. П. Особенности электромагнитного расчета генераторов с редкоземельными постоянными магнитами. Электричество, 1985, № 11.
  3. А. А. и др. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  4. В. Г., Зечихин Б. С., Радько М. С. Бесконтактные синхронные генераторы с внутризамкнутым магнитопроводом. — М.: МАИ, 1970.
  5. М. Введение в методы оптимизации. М.: Наука, 1977.
  6. В. Н. Тепловые процессы в электромеханических преобразователях энергии ЛА М.: Издательство МАИ, 1991.
  7. В. А., Галтеев Ф. Ф., Ларионов А. Н. Электрические машины с постоянными магнитами. — М.: Энергия, 1964.
  8. . Методы оптимизации. Вводный курс. М.: Радио и связь, 1988.
  9. Н. С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  10. А. И. Авиационные электрические генераторы. -М.-Л.: Оборонгиз, 1959.
  11. В. Я., Котеленец Н. Ф. Электрические машины: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. М.: «Академия», 2006
  12. Л. А. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле: Учебник. 10-е изд. — М.: Гардарики, 2003.
  13. К., Лоуренсон П. Анализ и расчет электрических и магнитных полей. — М.: Энергия, 1970.
  14. О.Б. Методы расчета магнитных систем электрических аппаратов. Программа ANSYS: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  15. В. А., Головкин Г. С., Машинская Г. П. и др. Армированные пластики. -М.: МАИ, 1997.
  16. Бут Д. А. Бесконтактные электрические машины: Учеб. пособие для электромех. и электроэнерг. спец. вузов. — М.: Высшая школа, 1990.
  17. A.M. Регулируемый синхронный электропривод. — М.: Энергоатомиздат, 1985.
  18. Е., Келленбергер В. Конструкции электрических машин. Сокр. пер. с нем. Под ред. Б. Н. Красовского. Л.: Энергия, 1972.
  19. А. И. Электрические машины. Учебник для студентов высш. техн. учебн. заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л.: Изд-во «Энергия», 1974.
  20. С. К. Решение систем линейных уравнений. Новосибирск:1. Наука, 1980.
  21. Д. П. Уравнения математической физики. Решение задач в системе Maple. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.
  22. О. Д., Свириденко И. С. Инженерное проектирование и САПР электрических машин: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. О. Д. Гольдберга. -М.: Академия, 2008.
  23. Г. Нагревание и охлаждение электрических машин. (Пер. с нем.) Под ред. В. В. Мальцева // M.-JL: Госэнергоиздат, 1961.
  24. К. С. Моделирование магнитных полей. JL: Энергия, 1974.
  25. К. С., Ефимов Ю. Н., Сапожников JI. Б., Солнышкин Н. И. Реализация метода конечных элементов на ЭВМ для расчета двухмерных электрических и магнитных полей. Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт, 1974, № 1, с.142−148.
  26. К. С., Солнышкин Н. И. Расчет трехмерных магнитных полей методом конечных элементов. Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт, 1975, № 5, с.39−49.
  27. К. С., Чечурин В. JI. Машинные расчеты электромагнитных полей: Учеб. пособие для электротехн. и энерг. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1986.
  28. В. В. Справочное пособие по расчету электромагнитного поля в электрических машинах. — JL: Энергоатомиздат, Ленингр. отд-ние, 1983.
  29. Ю. И., Равикович Ю. А. Экспериментальное определение предельной несущей способности осевых лепестковых газодинамических подшипников малоразмерных высокооборотных турбомашин. Вестник МАИ, 2008, т. 15, № 3.
  30. С. В., Зечихин Б. С., Куприянов А. Д. Компьютерные технологии проектирования ЭМП с РЗМ. 3-я международная конференция «Авиация и космонавтика — 2004». 1−4 ноября 2004 года. Москва. Тезисы докладов. М.: Изд-во МАИ, 2004.
  31. С. В., Зечихин Б. С., Ситин Д. А. Расчетные коэффициенты синхронных машин с редкоземельными магнитами. — Электричество, 2009, № 3.
  32. С. В. Линейные синхронные двигатели с редкоземельными постоянными магнитами. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. — Москва, 2005.
  33. . С., Андреев В. Г., Радько М. С. Бесконтактные синхронные генераторы с комбинированным возбуждением. -М.: МАИ, 1972.
  34. . С., Чварков Э. А. Автоматизированный расчет синхронного генератора с постоянными магнитами: Учебное пособие. — М.: Изд-во МАИ, 1991.
  35. . С., Куприянов А. Д., Сыроежкин Е. В. Автоматизированное проектирование бесконтактных синхронных машин. — Электричество, 2002, № 5.
  36. . С., Старовойтова Н. П. Автоматизированное проектирование синхронных генераторов с электромагнитным возбуждением. Учебное пособие. -М.: Изд-во МАИ, 1989.
  37. . С., Старовойтова Н. П., Цыбакова О. Ю. Электромагнитные поля и параметры синхронных машин с редкоземельными постоянными магнитами без полюсных наконечников. Электромеханика, 1988, № 5, с.35−42.
  38. . С., Тимершин Ф. Г. Исследование магнитного поля в активном зазоре синхронной машины с постоянными магнитами. Электромеханика, Изв. ВУЗов, 1977, № 1, с.30−39.
  39. . С. Анализ магнитных систем бесконтактных синхронных машин. — Электричество, 2003, № 12.
  40. . С. Электрические машины летательных аппаратов. Гармонический анализ активных зон. М.: Машиностроение, 1983.
  41. . С., Журавлев С. В. Автоматизированное проектирование асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором: Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 2003.
  42. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины: Учеб. для вузов в 2-х томах. М.: Издательский дом МЭИ, 2006.
  43. Иванов-Смоленский А. В. Электромагнитные силы и преобразование энергии в электрических машинах: Учеб. пособие для вузов по спец. «Электромеханика». -М.: Высш. шк., 1989.
  44. Иванов-Смоленский А. В., Абрамкин Ю. В., Власов А. И., Кузнецов В. А. Универсальный метод расчета электромагнитных процессов в электрических машинах. / Под ред. А. В. Иванова-Смоленского. М.: Энергоатом-издат, 1986.
  45. JI. В., Крылов В. И. Приближенные методы высшего анализа. -M.-JL: Физматгиз, 1962.
  46. А. Б., Морозов Е. М., Олферьева М. A. ANSYS в руках инженера: Практическое руководство. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  47. В. П., Санталов А. М., Хоцянова О. Н., Хоцянов И. Д. Вентильные электроприводы для центробежных насосов. — Вестник МЭИ, 2007, № 3.
  48. И. П. Математическое моделирование электрических машин: Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 1994.
  49. И. П. Электрические машины: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа- Логос- 2000.
  50. И. П., Клоков Б. К., Морозкин В. П., Токарев Б. Ф. Проектирование электрических машин: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Ко-пылова. -М.: Высшая школа, 2005.
  51. М. П., Пиотровский Л. М. Электрические машины. Часть II. -М.-Л.: Изд-во «Энергия», 1965.
  52. В. С., Морозовский В. Т., Синдеев И. М. Электроснабжение самолетов. М.: Оборонгиз, 1956.
  53. Н. И., Суханов А. Б. Компоновочные работы при конструировании электромеханических преобразователей энергии летательных аппаратов. Учебное пособие. М.: МАИ, 2004.
  54. Н. И., Суханов А. Б. Конструирование электромеханических преобразователей энергии летательных аппаратов. Учебное пособие. — М.: МАИ, 2004.
  55. А. Д. Автоматизированное проектирование ЭМП с возбуждением от РЗМ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. — Москва, 2004.
  56. П. А., Аринчин С. А. Численный расчет электромагнитных полей М.: Энергоатомиздат, 1984.
  57. JI. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика: Учеб. пособ.: Для вузов. В 10 т. Т.VIII. Электродинамика сплошных сред. — 4-е изд. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001.
  58. А. В., Лившиц Э. Я. Композиционные материалы в конструкциях роторов высокооборотных электрических машин. — Электричество, 2004, № 10.
  59. А. Н. Электрические машины с высококоэрцитивными постоянными магнитами. — М.: Энергоатомиздат, 1985.
  60. В. В. Высокоиспользованные магнитоэлектрические машины (теория и разработка): Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. — М.: МАИ, 1998.
  61. В. В. и др. Проектирование магнитоэлектрических машин с применением вычислительной техники. Тр./ Моск. энерг. ин-т, 1980, вып.483.
  62. Е. Г. Сопротивление материалов на базе Mathcad. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  63. Материалы магнитотвердые спеченные на основе сплавов неодима с железом и бором. Технические условия ТУ 1984−001−18 785 310−2003. ООО «НПК «Магниты и магнитные технологии», Москва, 2003.
  64. Г. А., Щукин В. К. Термодинамика и теплопередача: Учеб. для авиац. вузов. 3-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991.
  65. В. И., Клочков О. Г. Авиационные электрические машины с интенсивным охлаждением. М: Машиностроение, 1977.
  66. И. JI. Паншин A. JI. Численный расчет магнитного поля электрических машин с постоянными магнитами. // Электротехника, № 11, 1992, с.9−11.
  67. И. Л., Шакарян Ю. Г. Электрические машины: Синхронные машины: Учеб. пособие для вузов по спец. «Электромеханика» /Под ред. И. П: Копылова. М.: Высш. шк., 1990.
  68. Л. М. Электрические машины автономных источников питания. М.: Энергия, 1972.
  69. Пат. 72 101. Российская Федерация, МПК51 Н02К 15/02. Турбоэлек-трическая установка / ОАО «Агрегатное конструкторское бюро «Якорь», Лаптев Н. Н., Левин-А. В., Довгаленок В. М., Ходунов М. Ф., Ситин Д. А. — опубл. 27.03.2008, Бюл. № 9.
  70. Пат. 2 137 954. Российская Федерация, F16 С27/02. Лепестковый газодинамический подшипник / Заявители и патентообладатели Московский государственный авиационный институт (технический университет), Ермилов Ю. И., Равикович Ю. А. опубл. 20.09.1999.
  71. П. П., Покровский Д. В. Диаграмма состояния системы Fe-Nd-B и особенности структуры ее сплавов. — В кн.: Высокоэнергетические постоянные магниты и их применение в электротехнике // Тр. ВНИИЭМ, 1988, Т.85, с.93−120.
  72. У.Г. Численные методы: Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1998.
  73. Л. И. Конструкции авиационных электрических машин. Под ред. А. Ф. Федосеева. — М.: Энергоиздат, 1982.
  74. Постоянные магниты: Справочник / Под ред. Ю. М. Пятина. М.: Энергия, 1980.
  75. Ю. М., Сергеев В. В., Потапова Л. В., Кононенко А. С., Афанасьева Т. Е. Эксплуатационные характеристики постоянных магнитов из сплавов типа РЗМ-Fe-B. Электротехника, 1989, № 11.
  76. М. Ю., Захарова Н. Е., Сигачёв С. И. Опыт разработки высокоскоростных турбомашин на кафедре ЭКАО МЭИ. — Вестник МЭИ, 2007, № 3.
  77. В. А., Федоров Д. Л. Об определении индуктивности обмоток электрических машин по результатам расчета магнитного поля. ВВИА им. Н. Е. Жуковского, Электрификация ЛА, 1997.
  78. Л. Применение метода конечных элементов. — М.: Мир, 1979.
  79. П. С., Виноградов Н. В., Горяинов Ф. А. Проектирование электрических машин. Изд. 3-е. М.: Энергия, 1969.
  80. П., Феррари Р. Метод конечных элементов для радиоинженеров и инженеров — электриков. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986.
  81. Т. Г. Магнитоэлектрические машины переменного тока. Диссертация. -М.: МЭИ, 1947.
  82. Г., Фикс Дж. Теория метода конечных элементов. — М.: Мир, 1977.
  83. Г. Г., Бандурин В. В., Остапенко В. Н., Остапенко С. Н. Математические модели теплопередачи в электрических машинах. Киев, Нау-кова Думка, 1986.
  84. Теоретические основы электротехники. В 3-х ч. 4.1. Атабеков Г. И. Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи: Учебник для вузов. 5-е изд. — М.: Энергия, 1978.
  85. А. Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики. -М.: Изд-во «Наука», 1966.
  86. А. Н., Свешников А. Г. Теория функций комплексной переменной. -М.: Наука, 1979.
  87. И. Ф. Теплообмен в электрических машинах: Учеб. пособие для вузов. JL: Энергоатомиздат, 1986.
  88. А. В., Кравчук А. С., Смалюк А. Ф. ANSYS для инженеров. Справочное пособие. М.: Машиностроение, 2004.
  89. В. И., Горшков А. Г., Трошин В. Н. Сопротивление материалов. Учебное пособие. М.: МАИ, 2000.
  90. В. П. Расчет электрических машин (перевод с нем.) -Л.: Энергия, 1968.
  91. Kingsbury, Inc. Babbitted fluid film thrust and journal bearings for rotating machinery. — CH Bearing. — http://www.kingsbury.com/pdfs/catalog-chbearing.pdf. Дата обращения: 31.03.2009.
  92. S2M magnetic bearings and high speed motors: personalisation, specification, for high reliability. http://www.s2m.fr/E/3-PRODUCTS/products.html. Дата обращения: 31.03.2009.
Заполнить форму текущей работой