Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиологические критерии профессионального отбора курсантов учебных центров ГВМУ МО РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальноегь вопроса онредедгетея также гем фактом, что характеристики функционального состоят" и резервных возможностей сердечно-ИСУДКПЛ II дыхательной систем организм* являются профсссиоидльио-важными качествами, определяющими успешность боевой дсятельностн всех военнослужащих во время локальных войн. Особенно эти качества необходимы для военнослужащих СГ1Г, военно-профессиональна* деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений, условных обозначений. сиымлов, е. нишц >i терминов—."
  • ВВЕДЕНИЕ,
  • ГЛАВА I. Профессиональный отбор в ВС РФ современное состояние проблемы -.. (
    • I. I Особенности профессионального отбора л учебные центры МО РФ 5 1,2. Фичиологнчсскне аспекты профессионального отборе,
      • 1. 3. ЕЗжнно-проф"С1ши1имна* работоспособностью!* объективны! показатель эффективности профессионального отвора
      • 1. 4. Филологические резервыорганизмавоеннослужащихюи>-основа поенио-професеиоиальиоЯ адаптации и рйботоеноерб|гостн военнослужащих. У
    • I. 5 Особенности профессионального отбора, подготовки и военноп рофесс 1 ы] I (iL' 11. и о й дсятсл ьности младших специалистов медицинской службы и ВС РФ
  • ГЛАВА 2. МпололОПП, обим материала, оргпннзашю к мсголикн исследования
    • 2. 1. Методология исследования
    • 22. OpraHirraiui* н объем исследований, хдрак (сристика обед сломи иых
      • 2. 3. Описание метали к и методов исследования
      • 2. 4. Совдияшо-псшишлгачююе изучение
      • 2. 5. I кихологнческое и пси хофн вюжгкческое обследование 70 26 Физиологические методы исследования. f
      • 2. 7. Мстолика исСМОНМИ уровня физического развития
      • 2. 8. Методы статистической обработки данных-------------.---.&bdquo
  • ГЛАВА 3. Результаты со&твигных исследований
    • 3. 1. Характеристика призы ню го коитиклотц пвпупноМ для
  • НШИКПйШ учебного Центра
  • ГВМУ МО РФ,
  • 3−2 Регрессионна* модель (методика) определения урони работоспособности военнослужащих (пригодности к дальнейшей военной службе).—.,
    • 3. 3. Фюиологачесхие критерии определения пригодности * дальнейшей военной службе курсан год УЦ ГВМУ МОРФ
  • 3−4 Квицептуадьиэд модель определенна категории пригодности курсам г од УЦ ГВМУ МО |*Ф к военно-профессиональному обучению н аыъиейтеП носимой службе ft ропгаШк имдах н родах ВС РФ
    • 3. 5. Определение места должности санитарного инструктора п Классах с ходных воинских должностей.—-.
  • ГЛАВА 4. Обсуждение полученных регул ьта го в-.,
    • 4. ] Основные закономерности структуры физиологических 135 поката! елей при оценке степени пригодности санитарных инструкторов к дальнейшей поенной службе
      • 4. 2. Пропмлирониие профессиональной надежности младших специалистов медицинской службы
  • ВЫВОДЫ.-N

Физиологические критерии профессионального отбора курсантов учебных центров ГВМУ МО РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность теми.

Реформирование ВС РФ в настоящее врем* проводится «о пути перевода военной службы в перспективе на профессиональную основу. Одной из г, цв-мш задач на чтом пути являйся снижение количественного состава армии при сохранении обороноспособности страны В святи е этим повышается роль человеческого фактора в поддержании боеспособности частей н нодразлелсниА ВС РФ <�Чермянкн С.В., 1997. 1999, Жилки Е. Г. Златоустов Н-Н. Кострипа В, Г., 1999; Сыеве&В Н-, 2001}.

Резул ьташ проведенных исследований евндетелъетауктт, что боеспособность частей и подразделений ita 65% обусловлена функщмишинн «I психофизиологическими резервами it возможностями организма военнослужащих и только на 35% зависит от технических средств веяния воПны (Новиков B.C.f Бочснхои, А А&bdquo- [997: Жиля ел Е. Г-, Шалимов ГШ, 2000). В mix условиях особую актуальность приобретают мероприятия профессионального егг&ора.

Н сияти с этим, особую важность приобретают задачи прогнозирования процесса адаптации, опенки фуищногалмшх возможностей^ степени фиигк-ской готовности организма — наличной совокупности характеристик функций и качеств, обеспечивающих учебно-боевую деятельность.

Профессиональная деятельность человека, протекающая на фоне высокого нсрпни-нсн viiHccKOi о напряжения н воздействия на организм иеблагоприяг-ных факторов hiKuinefi срслЫ, осложненная добыткам или недостатком информации, пршШШ высокие требоммн* к его фипиологическны н психическим функциям. его качествам н возможностям. В тли условиях особую актуальность приобретают задачи опенки фуикцноиольн ого состояния и эффехтивно-спг работы «клоаека. а также лрошюйрошпп сю работоспособности (Ген-КНИ А. А, Медведей В И., 1973; Ефнмчих М. К. Нвкович В Л, Кудрявцева ВЛ-1971; Бочсиков АЛ. Мухин А. П. Маклаков Л. Г и др. 1994}.

Особенно это актуально для призывного контингента, направляемого о учебные подразделении Специфика военной службы в УЦ определена строго регламентированным характером дектельностп и общения «по вертикали и го-рк"нтали», жесткими рамкп. чн подчинен"*. Относительной сошгадьной изоляцией. отрывом от дома, от родных н близких, освоением воинской Спещштыю-с ги и вхождением в боевой расчет, экипаж, осознанием угрозы для житии н здорот.*, 8случаях направления в район боевых КЙСПИЙ (КурПВТОВ В-Им др., I495- Маклаков AJ~, 1996),.

На ос ноле КИПР «Лавииа», «Мобилизация-РФ» и ряда других работ, проведенных и МО РФ, была разработана методологи* проведения профессио-¦ильного отбора кандидатов ¦ учебные центры МО РФ Была исками, а целесообразность кспол ьэовани* в структуре профессионального отбора комплексного подхода, направленного на прогнозирована" эффективности профессионального обучении и ДЫЫКЙшеЛ профессиональной деятельности курсантов учеб' ных иентров МО РФ,.

Однако существ)"идя* система профессионального психологическою отбора (ППО) базируется на психологических и психофизиологических методиках (тестах), в то время как опенка функционального состояния и резервных возможностей сердечно-сосудистой н дыхительиой систем организма, надежность и физиологическая цена деятельности, от которых зависит успешность обучения, л также адаптация к условиям военной службы и эффективность профессиональной деятельности в целом до настоящего времени практически не учитываются, Между тем. литературные данные убеждают, что успех профессионального обучения и дальнейшей военной службы, переносимость pat-ною рода воздействия. выносливость и здоровье военнослужащих в еипчитсль-пай степени ивиеят от № физиологических птмпжностей и рскрвов организма (Ссыодков АС. та. J9S2. 1Ш, Коробов P HJ999. Аверьянов Н, СЧ Вино-¦рэдова О. В. Капустин КГ. 1993; Чермяинм СВ, МвкляковСВ,^- Чермя-ннн С.В., 1997.2003; Завьялов АВ&bdquo- 1999, .Порофееи И И, 2005),.

Актуальноегь вопроса онредедгетея также гем фактом, что характеристики функционального состоят" и резервных возможностей сердечно-ИСУДКПЛ II дыхательной систем организм* являются профсссиоидльио-важными качествами, определяющими успешность боевой дсятельностн всех военнослужащих во время локальных войн. Особенно эти качества необходимы для военнослужащих СГ1Г, военно-профессиональна* деятельность которых осуществляется «СЛОЖНЫХ климатических условиях, в условиях межэтнических столкновений и требует предельного физического и психического напряжения (Чсрмяиин с в., 1997; Мид tcucKiiii Н И. Марценок Ю, А. 2004; Орехов О-В,. Чскинов С Г. 2004).

Как покатал опыт нахождения воинских частей н подразделений ВС РФ в условиях локальных вооруженных конфликтов, а также в очагах крупномае-ниабиы.ч катастроф, военнослужащие, обладавшие достаточным уровнем нерв-ио-пенхичесхой устойчивости и хорошими резервными возможностями организма. в боевых {экстремальных} условиях успешно справлялись со служебными обязанностями. Напротив, у военных специалистов, не обладавших указанными профессионально-важными качествами, а боевой (экстремальной) обстановке достаточно быстро развивались девдаптшионные нарушения. 1Сйеа№ вне чего командование вынуждено было отстранять их от выполнения боевых ыдач (Чермянни C. BJ997.2000).

Otiwr проведения войсковых операций в условиях локальных вооруженных конфликт (Чеченекал республика. ТмхныкпиО и выполнения миротворческих миссий (Абхазия, Юпемпа) показал острую необходимость наличия в подразделении хорошо подготовленного, грамотного санитарного инструктора, который способен не только окай п. первую медицинскую помошь раненым, но и доставить их in ряйо"и боевых действий на следующий этап эвакуации (ЧермяиинС В, 1497. Мяпояои, А В, 2003).

Аишппируя исторические аспекты профссснонолыюго отбора сан и гарных инструкторов" систему полготовки таких специалистов, было выявлено. что ii настоящее время на бак изученных профессионально-ножных качеств (ПВК) Военнослужащих разработаны организационные н методические модели прогнозирования успешности военно-профессиональной деятельности для большинства военно-учетных специальностей, в т. ч. н для санитарных инструкторов (Новиков B.C., Бочеиков АЛ, 1997; Мапохов, А В., 2003: НИР «Ла"И-•га». 1990, ПИР «Мобмлнитаа-РФ», 2002; Справочник некоторых воинских должностей. 1997).

Однако в методических моделях не («пользовались физиологические методики профессиональной диагностики, а некоторые элементы фнПГОЛОГяче-ского отбора „отданы“ о основном медицинскому отбору» т. е. военно-врачебным комиссиям. Полому целенаправленны к исследований, но физиодо-iihicCKitM кри 1 сриям профессионального отбора санитарных инструкторов ранее не ркюИОО.

Возможным решением возникших противоречий научно-методического обеспечен!" мерлпршгтий профессионального отбора должен стать выбор методологии системного подхода При атом повышение эффективности моделей профессионального отбора может быть достигнуто внедрением в нее блока методик оценки функциональных возможностей н резервов человека, т. е. «физиологического блока». Учитывая важность оценки функционального состояния •осююслужашнх. руководящие документы ГенерАлмюго штаба ВС РФ требуют направить усилия на совершенствование процедур профессионального отбора на всех его этапах с целью более качественного определения профессиональной пригодности военнослужащих при назначении на должности солдат и еержшпов.

Таким образом, совершенствование системы профессионального отбора в УЦ ГВМУ МО является актуальной задачей на современном jraiicформирования ВС РФ.

Цель работы.

Совершенствование процедур профессионального отбора и рационального распределении сатгтарнык ННСГрукторМ после окончания учебного ueirrpa ГВМУ МО РФ, но родам и видам ВС РФ н подразделениям медицинской службы с уметом физиологических и психологических кршернев.

Задачи: — Изучить литературные данные, освсшаюишс суть проблемной ситуации — профессиональный отбор санитарных инструкторов, а МО РФ.

2, Оценить качество призываемого контингента в учебный остр ГВМУ МОРФ,.

Охарактеризовать особенности службы санитарных инструкторов в 'юстях спношинге назначения и подразделениях медицинской службы с учетом профессионально важных качеств н определить значимость физиологических показатеяей, обеспечивающих успешность дальнейшей военно-нрофессисч сальной деятельности {ВИД) младших специалистов медицин С коЛ службы.

Разработать методику (решающее правило) ллн вынесения заключения об уровне военно-профессиональной работоспособности с учетом физиологических критериев н интесралмтП оценки профессиональной пригодное lit военного специалиста напапе распределения санитарных инструкторов после завершения У Ц ГВМУ МО,.

5.Обосновать необходимость перевода младших специалистов медицинской службы из класса «прочие» в класс «командные* (организаторские) согласно классификации боннских должностей, заметаемых сержантами, старшинами. солдатами и матросами.

Научная цовшиа исследования.

Впервые параду с еоииштмю-психологнчеекнми, психологическими и пенхофегаюл отческими методиками, применяемыми я процедурах ирофессио-иалмюго oriJgpa кандидатов в УЦ ГВМУ МО. были неполно валы методики оценки физического раицггия и методики опенки физиологических резервов органичма курсантов на этапе распределении по родам и видам ВС РФ и подразделениям мелицннскоЛ службы.

По результатам исследовании уточнены и расширены представления о соотношении психологических, психофизиологических и физиологических компонентов в процессе профессионального отбора курсантов дня обучения it УЦ ГВМУ МО Обосисчниш физиологические критерии успешности ИОСННо-профсссиональной нодгоговки и эффективное&tradeпрофессиональной лентельно-сти младших специалистов медицине ко Я службы.

D ходе исследований выявлены особенности bocji н о-11рофесси (ншльиой деятельности младших специалистов медицинской службы в различных родах и видах ВС РФ.

Определен наиболее информативный комплекс (факторное ироссранстло) физиологических показателей, определяющих успешность аосино-профессионхзыюй деятельности. разработаны физиологические критерии и показана их значимость при распределении санитарных инструкторов после а-иерикинн обучении В УЦ ТИМУ МО.

Предложена концептуальная диагностическая модель, разработанная и виде структурно-функциональной многокритериальной организации для определения категории Пригодности мвнюшцшцп к менно-профессмомалыюму обучению п УЦ 13МУ МО и дальнейшей военной службе it подразделениях медицинской службы в различных родах н пилах ВС РФ.

Теоретическая и практическая значимость.

Предложенные методы могут быть нспсаитш не только специалистами подразделений НПО. 1ю и командирами учебных подразделений и специалистами медицинской службы с целью контроля военно’профсссионачьниЛ адаптации молодых военнослужащих.

Для оценки военно-профессиональной работоспособности младших специалистов медицинской службы предложено жнадиомть комплекс показателей интегральную оценкл, включающую психологические и физиологические компоненты При этом процедура л Алгоритм профессионального отбора могут также использоваться при проведении профессионалтого отбора кандидатов для других воинских УЦ, частей и подразделений МО РФ.

Разработаны прскпнйпи ио сакршеистяоюмню процедур профессионального отбора с учетом физиолопР1есхих критериев с целью более качественной оценки профессиональной пригодности младших специалистов медицинской службы для различных рми и видов ВС РФ и подразделений медицинской службы.

На основании проведенного исследования, учитывая особенности военно-профессиональной деятельности И выполняемые функциональные офтанно-сти. рекомендовано отнести младших специалистов медицинской службы и класс сходных воинских должностей «командные* (организаторские), согласно классификации воинских должностей, замещаемых ссржшгтами. старшинами, солдатами и матросами.

Достоверность и обоснованность ре^липм исследования обеспечена репрезентативностью выборок обследу емых контннгеитов, корректным использованием надежных и валидных психофизиологических и физиологических диагностических методик. адекватных цели н задачам исследования, применением современных матсматнко-статнстнчеекнх методов обработки и анализа экспериментальных данных, что и подтверждается непротиворечивостью полученных результатов н процессе их верификации, а также апробашкй основных положений на научных конференциях и практической реализацией p&-jpaGorau-ных моделей в холе проведения процедур Профессионалмк>Iх> отбора молодого понолиеник в УЦ ГВМУ МО в 2004; 2005 гт Положснмя, выносимые на защиту: 1) До последнего времени в практике профессионального отбора не использовались физиологические показатели для оценки нрофесеио"|альиой пригодности санитарных инструкторов. Достаточный уровень физиологических резервов организма является необходимым ПВК санитарных инструкторов. выполняющих свои обязанности и условиях боевых действий и в ходе ликвидации последствий крупномасштабных катастроф. Физиологические критерии профессионального отбора младших специалистов медицинской службы необходимо учитывать при назначении на должности санитарных инструкторов н соединениях постоянной боевой готовности (СПГХ в частях специального назначения, ВДВ. разведывательных рот, морской пехоты, медицинских отрядоп специальною назначения (МОСН).

2) Процедуры и алгоритм проведения профессионального отбора с учетом физиологических критериев на разных этапах профессионального отбора н профессионального психологического сопровождения младшнх спешил истов медицинской службы в виде многокритериальной структурно-лопгчсской схемы позволяют с большой достоверность" определять степень пригодности курсантов УЦ ГВМУ МО к дальнейшей поенно-ирофеееионлльной деятельности п подра (делениях медицинской службы в различных родах и вилах ВС N'.

Особенности военно-профессиональной деятельности и выполняемые функциональные обязанности, как в мирное, так и в военное время позволяют определенно отнести младших специалистов медицинской службы в класс сходных воинских должностей «команлиыеш (организаторские) согласно классификации воинских должностей, заметаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами.

Практическая реализация результатов иеследоааии* и внедрена Результаты работы реализованы в документах.

— 1″ Методические указания по организации и проведению профессионального психологического отбора кандидатов в учебные центры ГВМУ", МГВМУ МО РФ, 2003:

— отчет по теме НИР «Применение методов математического моделирова-ним при оценке функционального состояния организма и работоспособности военнослужащих» (шифр «Пропюз-М">, 2004.

— отчет по теме НИР. «Разработка обобщенных критериев профессиональной пригодности граждан, подлежащих призыву «а военную службу, поступающих на военную службу по котпракту. н военнослужащих к освоению военно-учетных специальностей и последующей профессиональной деятельности» (шифр «Новобранец»), 2005;

— отчет, но тече НИР и методические указан и*- «Физиологические критерии безопасности воснно-ирофееснональноА деятельности» (шифр «Безопас-iiocib.ii), 2006.

По результатам диссертационного исследования оформлено рационной «а-торское предложение: «Способ определения уровни работоспособности восн-НОСлужошнх». принятое в В Мед, А к использованию (Удостоверение № 9493/-) от 23.08.2005 г.). Полученные результаты иеподыуютск си спим и стаи и группы профессионального психологического отбора УЦ ГВМУ МО.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследований доложены и обсуждены на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса и военно-учебных заведениях» (СПб, 2002). «Пенхолого-педягогкческое сопровождение подготовки военного специалист®-» (СПб. 2003). на V межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального отбора в учебные заведения МО РФ* (СПб, 2003). на Юбилейной научной конференции молодых ученых Северо-Западного региона (СЗ16, 2004), на Всероссийской научной конференции «Психофизиология профессиональной деятельности человека» (СПб. 2004). а также на методических совещаниях научно-исследовательского отдела обитаемости и профессионального отбора НИЦ Во-снно-мслининской академии в 2003;2006 годах.

Публикации Материалы исследования опубликованы в 7 печатных работах.

ВЫВОДЫ.

1 Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что до настоящего времени при проведении процедур профессионального отбора кандидатов для обучения «УЦ ГВМУ МО недостаточно учитывались ларактернсги-кн функционального состояния и резервных возможностей организма, влияющих на успешность военно-профессиональной деятельности санитарных ннсг-рукторои.

2, В процессе диссертационного исследования установлено, что около 5% военнослужащих, направляемых в учебный центр ГВМУ МО РФ, имеют неуловлелюрнтедыту" нервно-психическую устойчивость и низкий уровень обшнх познавательных способностей, до 14% - заболевания дыхательной и сер-дечно-сосулзтстой систем, при этом до 9% военнослужащих нуждаются в дополнительном медицинском обследован ни в стационаре по поводу имеющихся у них хронических заболеваний.

3, Около 60% числа военнослужащих, прибывающих «УЦ ГВМУ МО РФ, имеют третью (рекомендуются условно) и до 5% - четвертую (не рекомендуются) кате тори и профессиональной пригодности, что значительно затрудняет отбор кандидатов, пригодных к военно-профессиональному обучению, и осложняет в дальнейшем процесс рационального распределения курсантов ил со-отвстствующие должности санитарных инструкторов.

4, Изучение особенностей военно-профессиональной деятельности санитарных инструкторов позволило выделить значимость оценки физиологических резервов организма данных специалистов при назначении их на указанные должности. На основании проведенного математнко-статиетичсского анализа н моделирования установлено, что успешность военно-профессионального обучения и дальнейшей деятельности младших специалистов медицинский службы. особенно в зкетрсмальных условиях, я основном (на 7б.#4% от суммарной дисперсны всех показателей) определяется функциональным состоянием н резервными возможностями организма.

5, Разработанные критерия н интегральная оценка дня вынесения заключения о категории профессиональной пригодности с учетом физиологических показателей военного специалиста и разработанное • решающее правило-) позволяют с большой достоверностью (доверительной вероятностью не менее 0,95) определять степень пригодности курсантов УЦ ГВМУ МО РФ к дальнейшей воснно-профессноналыюй деятельности в различных видах и ролпх ВС РФ и подразделениях медзшннской службы. При этом надежность и валидное гь предложенной модели составили соответственно 0,924 и 0,897.

6. Анализ особенностей военнопрофессиональной деятельности и пы-нолняемых функнноназьных обязанностей предполагает необходимость перевода младших специалистов медицинской службы в класс сходных воинских должностей «командные» (оршни иторсюк) согласно классификации воинских должностей. заметаемых сержантам в. старшинами, солдатами и матросами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

По результатам проведенного исследования сформулированы основные рекомендации, направленные на повышение эффективности профессионального пси. чолшнческого отбора курсантов в учебные центры МО РФ.

I. Для определения катетирин пршолности курсантов УЦ Г ВМУ МО РФ к военно-профессиональному обучению и прогнозирования степени пригодности их к дальнейшей ВПД необходимо учитывать психологические и фи «иоло-тческие показатели комплексно Такая модель позволит с большой достоверностью прогнозировать успешность обучения н степень прикчцдаезн курсантов к дальнейшей военной службе в различных видах и родах ВС РФ,.

2 Результаты проведешюго исследования могут быть использованы Для организации и проведения профессионального отбора курсантов в дру гих УЦ

МО РФ, если профессиональна* деятельность поенных специалистов спя шли с большими физическими нагрузками в экстремальных условиях.

3 Разработанная и проверенная на практике концептуальная диагностическая модель определения категории пригодности курсантов к военио-профсссиональному обучению и дальнейшей военной службе может быть использована для проведения профессионального отбора на резных его этапах, начиная с этапа военкоматов н до тгапи распределения военнослужащих после завершения обучения в учебной части.

4 Предлагаемый нами алгоритм физиологического обследования может служить методологической основой при разработке автоматизированных систем для диагностики психофизиологического состояния военнослужащих с формированием итогового заключения, выраженного в количественной форме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А, Ветчннкнна К, I Проблема плантации и здоровье студентов И Ня/чные основы охраны здоровья студентов. М — Им- университета дружбы народов, 1987.-С-3−13,
  2. НА., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990. -239 с
  3. Адмтташ!* молодого воина к условиям воинской службы н профилактика дезадаптищюнных расстройств Метод Руководство М МО РФ, Г990.-28 с.
  4. Актуальные вопросы профессионального психологического отбора и рационального распределении призывиикок в военных комиссариатах, М.- МОРФ, 1988 — 155с,
  5. X. М. Проблемы боевой подготовки Сухопутных войск и пути их решения: Дне. д-ра поен. наук. М&bdquo- 1977, 320 с,
  6. Анохин П К. ОчсрКй, но фнишопа функциональных систем М Медицина. 1975,-448 с.
  7. В.Я. Стресс и стрсссоустойчивость человека в повсешквных и экстремальных условиях. СПБ.: ВИФК, 1ЧЧ7 — 64 с,
  8. Ю.Алчел ВЛ. Цыган В Н. Стресс н СТрСссоустайЧМОсть человека dfc: ВМедА, 1999. — 85 с.
  9. Ay ли к И. В. Определение физической работоспособности, а клинике и спорте. М, 1 979. — С. 122−12?
  10. P.M., Берсенева А.П-. Бакунин В К Оценка эффективности профилактических мероприятий на осиоае измерения адшггвцноиното потенциала системы кровообращении // Здравоохранение Российской Федерации. 1987 Д* Я.-С. 6−10.
  11. П.Бэсяскнй P.M. МедиIQIвскис проблемы автоматизации контроля за состоянием здоровья космонавтов И Космическая биод. 1991 -№ 2,.-С 21−26.
  12. N. Боевский P.M., Берсенева А. П. Опенка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний М: Медицина, 1997. — 265 с.
  13. Белоусов Н. С Пути улучшения воздушно-д есан ти*" й подготовки И Военный вестник, 1970. Л 10, с.46−48,
  14. Берсзин Ф Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-JL: Наука, 1988. 268 с.
  15. С. К Вооруженные силы основных юимшшчеекцх государств- М. Воениздат, 1988 -1319 с,
  16. А.Ф. Нормирование функциональных сост<�чний человека. работающего в экстремальных условиях: Авторсф дне д-ра биол. наук -М&bdquo- I993.-3Sс.
  17. В. А, Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: ИТ1РАН. — 1998. — 285 с,
  18. Бодьшпя Советская зицнклотгелия. Изл 3 М- Советская энциклопедия. 1969,-Т. I.-C-216
  19. .М., Примаков В И., Мартнрова Т А. Экологические подходы в оценке состояния здоровья подростков И Восн -мед журн 1996 — Т, 317,№ 2. -С. 51−55,
  20. А. И. Опыт подготовки санитарных инструкторов н стажировки преподавателей-токенколотов иа базе химического полигона округа г, г Воси. мед жури.: Сборник статей N 28−29. — М.: Воащдяг, 1966.- С- 187 188.
  21. Боченков, А А&bdquo- Мухин, А П., Маклаков А. Г. к др. Психологические качества подводников, влияющие ил успешность профессиональной деятель-ностн во время аварий н катастроф // Морс к. мел. журн 199−5 Т 2. Jfe2. С- 2−9
  22. Бочеиков А. А, Шостак В П., Глушко АЛ. Актуальные проблемы военной психофтнологниУ/Восн.- мед. журн. 1996. — Jfe 2 — С. 35
  23. А.А., Чермяиии С. В. Булыхо В.И, Методология и принципы комплексной психологи ческой опенки профессиональной пригодное ги военных специалистов//Воен.- мед. журн. (994. — JrfVI I. — С. 41−46.
  24. Боченков А-А. Маклаков А, Г, Левин С И. и др. Автоматизированная система психофизиологического обследования специалистов объектов Гражданской обороны (для ПЭВМ IBM AT 386),-СПб: ВМедА, 1995 32 с,
  25. А.А., Шостак 0 И, Глушко А.П. Актуальные проблемы военной психофизиологии И Воен.-мед, журн. 1996 Т. 317. Л* 12. — С 3540.29,Вресткин М И Функции организма в условиях измененной газовой среды -Л. 1968. -64с.
  26. В.И. Дербенев ДД, Жмакин Н, А Пути улучшения ||мпическото развития и психологического состояния юношей It Воен. мед. журн, -1997,-Т.3l8.Jfr6.-C.2L
  27. Буя к" АЛ. Прогнлнройнкв успешности профессиональной деятельности военнослужащих на основе математической модели нечеткой нейронной сети: Авто реф. дне. х-та мед. наук. СПб., 200S. — 24 с,
  28. ВишнсвскиП Н, А О первой помощи раненым в Советской Дрмн. Л. 1953 -254 с.
  29. Власов В В Реакция организма на пнешпне воздействия: общие закономерности развития и методические проблемы исследования. Иркутск Иркутский университет. 1994- С. 344
  30. А.И. Синдром поетгравматнчсского стресса у ветеранов войны, перенесших боевую психическую травму И Воеи мед. журн. 1991. -№ 8. — С. 71−74.
  31. Временные методические указания, но организации it проведению профессионального нсихофизиолошчееиио отбора санитарных инструкторов в ВС РФ М&bdquo-: ГВМУ.- 1998, — 72 с.
  32. ЗЯ.ВязнцкиЙ П.О., Дьяконов М. М, Ендадьцсв 1″. В&bdquo- Комареико Д И., Кудрин И Д., Петров BIT. Адаптация к условиям воинской службы и профилак-то дезадаптанионных расстройств // Вое и,-мед. журн. 1988 — .V* 8, -С. 45−47.
  33. А.А., Медведев В. И. Пролюзировашге шлгхофизиологнческих со* стояний- -Л, 1973, С. 143,
  34. Гладких П-Ф Краткий исторический очерк становления и развития системы медишшского обеспечения Сухопутных войск России СССР М, Воешпдат. 1985- - 89 с.
  35. Глушко Л I I Пеихофиэиололгкскне основы Псих опт гиены и психопрофилактики // в"м- мел, жури -1998- -Т, 319,16 1 — С. 63−70.
  36. Городецкнй Б. И, Комаров Л Л Изучение уровня к структуры военно-профессиональной адаптации Kypeaitroa ВУЗов МО // Актуальные проблемы психофизиологического обеспечения учебно-боевой деятельности личного состава Вооруженных Сил. М, 1997. — С- 64−65
  37. ГОСТ 21 033–75. Система ^человек-машина" основные ижЯЯД, термины, определения. М.: Б.и.Ю 1975. — 12 е.
  38. Громе" 10, Б, Анализ боевой подготовки общевойсковых соединений армии США и ФР1 * и использование ее податедьных сторон в боевой подготовке обиквойсковых соединений Советской Армии: Дне канд. носи наук, — М. Д983.-.223 с.
  39. Гурвич М Н. Руководство для санинструкторов. М. Медгиз, 195 Г 48 е.
  40. АГ. Актуальные проблемы современной спортивной медицины М. «ФиС. 1980.-296 с
  41. НА. Лихачева О. А, Дударова Н.С Некоторые методические приемы изучения утомления И Гигиена труда и профессиональные ыбо-левяння. J 975, — № 5. — С- 47−49.
  42. В. В, Кудрин И. Д, Кудрин А- И. Маклаков А. Г., Чермя-ннв СВ. Преморбидные пограничные состояния в экстремальной медицине н экстремальной психологии СПб, 2003. — 234 е.
  43. В.Г., Кет кии А.Т- Сезонные ишикння кардиореспиразорные показателей у человека на Севере .'V Физиология человека. 1982 — Т. 8 -С- <�Ш-4вВ.
  44. Жиляев Е Г Златоустов Ц. Н., Косгрпна В. Г Проблемные вопросы медицинской оценки боеспособности личного состава Вооруженных Сил /' Воен.-мед. журнал. 1999. — St 3. — С- 56−61.
  45. Жиляев Е. Г-, Шалимов П. М. Меднктызенхофизнололскскве проблемы обеспечения боеспособтюстн военнослужащих В кн Человек в авиации и проблемы сохранения его здоровья М ААК"УМР. 2000. — С. 18−20.
  46. ЗД.Загородннков ГII Об адаптации военнослужащих к военной службе // Воен. мед. журн. J992. -St 12. — С.16−17.
  47. Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека Автореф.дие. .док. мед. Наук -JL, 1968. 45 с.
  48. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде: Методические рекомендации. 2-е изл. перераб. и дол. -М.- Экономика. 1990, — 110 с.
  49. Калин Э. М, Кур леи ГА. Шорни ЮЛ, Лурье СБ- Использование автоматизированных программ для комплексной оценки Индивидуальных адаптивных возможностей организма Н Физиология человека -1993 -Т 19, Jfe 3. —С-88−93.
  50. Казначеев В П., Казначеев С В. Адаптация и конституция человека Новосибирск: Наука. 1986. — 119 с.
  51. ЖКлкшнн M B. Прогрессирующая деградация призывного контингента ft Нммоннов военное обозрение. 1997. — № 19.-С 1−4.
  52. Копт ЛЬ, Владимирский Б. М, функциональное состояние человека-оператора: Оценка и прогноз, Л.- Наука, 19SS. -212 с. 72,Коробов Р-Н, К оценке военно-профессиональной работоспособности ft Воен -мед. жури 1994 — Яе 11. — С4 (-S3
  53. Коробов P H., Забродскнй ГШ Изменение КММутпюто статуса у военнослужащих в процессе адптгшмн к условиям военной службы It Морской мед, жури. 1999 — Т. 6. № 2. — С-13−15.
  54. НТ. Адаптация и военно-профессиональная подготовки it Во-еи -мед жури. -1997. Т. 318, Ht 4 -С-51−53.
  55. Коршс№ер Н. Г. Опыт исследования физической работоспособности выпускников военных училищ на зтдце становления If Внедрение и учебный процесс передового опыта обучения и воспитанна курсантов. Энгельс ЗВЗРКУ, 1989, — С, 84−87.
  56. Кулвлнг Б, В, Основы профессиональной психодиагностики.. л.: Медицина, 19S4. -216 с
  57. КО, Куликов В В,. Камышников Н Д. Чечерхо М. И Анализ причин необоснованного призыва на военную службу по состоянию здоровья // Воси -„ел журн, i 997, — Т. JW. /к 4. -С. П-13.
  58. Куликов В. В,. Собанин Ю. В. Тарасов А.А., Лопают А. П. Работкнн О. С, Чернов ОЭ К вопросу зпидсмиолоти нервно-психической заболеваема-стп контннгентов призывных во^чктов // Bocjl-мед жури 1998. — J 318, № 4.-С, 63.
  59. Курочкни К-В. Воздушно-десантные войска в локальной войне -Венная мысль, 1974.-Hi 2. —C.4W50.
  60. Курпатов В-И, Влияние специфических особен"1йстей служебной деятельности на психическое состояние плавсостава ВМФ ,' Морской мел жури, 1997. — Т. 4, Jft 5. — С, 9−14,
  61. Лсмвн I“ Практическая физиология труда: Пер, с нем. — М.- Медищпгл. 1967.-336 с.
  62. Лик ник В. С. Автоматизация диагностики ФС и рлботоспособзадсти военнослужащих СВ / 'Отчет о НИР „Сокол.2' ВмедА 1998. — 220 с.
  63. Лннник В. С Контроль, прогнозирование и коррекция ФС и работоспособности военных специалистов Сухопутных войск. U Отчет о НИР „Сокол“ ВмедА* 199а, ч 122 с.
  64. Л „и шик В. С Методы математического моделирования при оценке ФС организма и работоспособности военнослужащих. И Отчет о Hill“ „Основа- 1ВмедА. 2003 -112 с
  65. С.В., Чермяини С В&bdquo- Маклаков А.Г Методологические аспекты оценки псрвно-пенхическоЦ устойчивости военнослужащих И Морск мед. жури. 1997. -A3.-С- 5−8.
  66. Jlonanm С.А.“ Мухин А. П, Чермяннн С. В., Шулыга АЛ. психологические н гнпкмнчкнк аспекты при ликвидации катастроф1!1 Воен. мед. жури — 2000. -J&2, -С-23−27.
  67. Медведев В Л Психологические реакции человека, а жстреадтьных условиях И Экологическая фитиопопи человека, Алдпташю человека к экстремальным условиям среды М- Наука, 1979, — С- 625−672,
  68. Медведев В. И Устойчивость фенологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов, Л.: Наука. 19&2. — 103
  69. Медведев В Н. Учение об адаптации н его значении для военной медицины. — Л: ВМедЛ, 1983, -24 с,
  70. Медведев В, И“ Леонова Л Б Функциональные состояния человека. // Физиология трудовой деятельности, СПб., 1993. — С, 25−62.
  71. Медведе» В Н., Марьлкоаич Л-Т" Аверьянов ВС. Уткина ШС-, Капустин К. Г. Виноградова О.В. Бахарев В Д. Трифонов Е. В., Ермолаева M B Компоненты адаптационного процесса- Л-- Наука, 1984. 112с.
  72. Месрсон Ф. З- Адаптационна* медицина: механизмы и защитные эффекты адаптащт. M. t 1993. -332 с. t02.MeepcoH Ф З. Защитные эффекты адаптации и некоторые перспективы развития алднтвЦНонной чедзгцины '' Успехи физиологических наук -1991 -Т. 22,№ 2 -С 52−89,
  73. Мел ьниченко П. И. Оценка состояния здоровья личного состава войск -основа планирования мероприятий по профилактике болезней U Восн -мед. журн 1996 — Т-317, Xt 8, — С.4−14.
  74. Методические у казания по проведению мероприятий профессионального психологического отбора в учебных цсшрох ГВМУ МО РФ",-М.-ГВМУ МО РФ. 2003.- 63 с,
  75. НО Мороз Mil, Чуба ров ИВ. Методологий оценки и прогнозирования работоспособности человека-оиератора • СПб, 2001 С, 79.
  76. ИЗ. Новиков В. С, Психофизиологическое обеспечение боегюл деятельности военнослужащих// Воен -мед, жури. 1996. — Т. 317, № 4 — С 37−40.
  77. Новиков В С-, Бочеиков, А Л. Теорептсекие и прикладные основы профессионального психолопгчесхого отбор" аоеипосяужагаих. СПб.: ВМелА, 1997 -88 с.
  78. Новиков В. С, Ченрасои В К) и др. Методические подходы к опенке <14.' человека //Медицина катастроф. 1995. — N 3 — 4. — С. 11 -12.
  79. Новиков В С, Шустов EJE. и др. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека, а зкетремальных и субэкс-зремальных условиях СПб. 2001, -35 с
  80. Общеиоииские уставы ВС РФ. СПб, — Царское Дело, 1999.-526 с
  81. Павлов М П Полное собрание сочинений. М.- Л Изд-во АН СССР. I95I.-T. 3, ки 1.-392 с.
  82. Пал кии ВВ.: Подготовка и усовершенствована петю-ШЩШнсш кадров, а отдельном учебном медицинском батальоне франта.: Дне канд. мед. наук- М., 1992 .-157 с.
  83. К.К. Краткий словарь системы психологических понятии 2-е изд. перераб И Дон М Высшля школа, 1984, — 174с.
  84. ЮИ. Новиков ВС., Бочснков А.А Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих (I Воен.-мед Жури.-Т. 319,1998. -Л'в П. -С 27−36
  85. Положение об Учебном Центре подготовки младших специалистов медицинской службы Сухопутных войск. М., 1998. -49е.
  86. Пономарев" В А. Профессиональное здоровье личною состава как категория боеготовности и боеспособности войск./' Воен.-мед. журнал (991.-^3,-С-54−57
  87. В.А., Разумов А.Н Новые концепции охраны н восстановления здоровья здоровою человека в трудовой деятельности М.: Б. и, 1997, — ISO с
  88. Программа боевой подготовки учебных медицинских подразделений Утверждена заместзгтелем Министра обороны начальником шла Вооруженных Сил СССР. М- Йоеинтдат. 1986. 203 с.
  89. Психологическая оценка и прогиолировлнне профессиональной пригодности военных специалистов. И Под ред. Забродина Ю. М. Кудрина И Д. -М — Военимат, 1988. 263 с.
  90. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности частей и подразделений- Метод, указания. М&bdquo- 1995. — 58 с, 133, Пухов В Л, Кулагин БД., Карлов В Ф и др. Профессиональный психофизиологический отбор военных сиешмдиетов. М-: МО СССР, 197К 272 с.
  91. М.К. Закономерности изменения работоспособности человека в различных условиях деятельности. ^'Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функциональною состояния военнослужащих, СПб.: ВМедА. 2001. — С.345−346.
  92. Руководство по профеестшнальному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, объявленному приказом Министра обороны Российской Федерации от 2000 г Nr 50,
  93. Самойлов В О. История Российской медицины М. Пзд-во «Эпндавр, 1997. 200 с,
  94. Сани гарные и безвозвратные потери личного состава медицинской службы в период Великой Отечественной войны 194М945гг Отчет о HHP ВММ МО СССР. Л., I9S9, — 88 с
  95. И.А. Некоторые физтгологнчсские н мслининские аспекты адаптации II Морской мед. журн. 1998. — Т. 5. № б, — С, 24−29.
  96. И.А., Солодков, А С Состояние функций организма и работоспособности моряков. Л.: Медицина, 1980. — 192 с.
  97. Г. К. Укомплектование и подготовка военно-врачебных кадров по опыту Великой Отечественной войны 1941−1945гг. Дне. канд. мед. наук.-Д. 1958.-294 с.
  98. Словарь физиологических терминов -М: Наука. 1987 -448с
  99. А.Д. Учение о физиологических адаптация.* /I Руководство по физиологии Экологическая физиологии человека к различным климато-пянрафическим условиям.- JI-: Наука. J 980. С.73−182.
  100. Е. И. Война и военная медицина. М: „Медицина“. J 979. — 524 с.
  101. Совершенствование научно-методических основ социально-психологического изучения и пснхологзпсского обследования в интересах профессионального отбора: Отчет по НИР 111−92-п7, Шифр» Лавина" - Инв 536, — СПб.: ВМедА. J 990- -64 с,
  102. Солодков, А С- Адатгпшия н физиологические резервы организма Во-ен.-мед. жури, 1980. 6. — С 12−17,
  103. А.С. Физиологические аспекты одатгпшии моряков Л . 19SI. -46 с.
  104. Солодков А. С Адаптационные возможности человека // Фишологня человека. (982, -Т. 8, Л 3. — С. 445—449.
  105. Солодков А. С Физиологические резервы организма ведущая проблема физиологии военно-морского труда. // Воен.-мсд. журн — 1974, — tfi 4 — С 61−63.
  106. Солодкой А. С- Физиологические ретервы организма и спорт // Спорт-емеи-подводник. J982 — № 67 -С. 16−21
  107. Я0,Солодков А, С Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам, -Л, 1988.
  108. Справочник спецналыюстсЯ (должностей) воеинослужаишх сержантского н солдатского еостапа Сухопутных войск с учетом их сходства с гражданскими спсиншп. ностями .'V Под обшей ред. Забродина Ю.М. М. Военизлат, 1994. — 219 с,
  109. Справочник некоторых воинских должностей, эамеинемых солдатами, матросами, ссржантв-чи и старзвинамн, ирохоляипгмн военную службу iro контракту -М- * Нина России", 1997 288с,
  110. J S3 Ступвхоп Г. П., Шалимов II М Методологические вопроси психофизиологического обеспечения профессиональной надежности А1 Волеологня -1996. № 2. — С- 21−24.
  111. Су л и мо-Сл му йлл о 3, К. Воешкчфофсссиональиая работоспособность И Актуальные проблемы физиологии поенного труда, СПб,. 1992 -С. ЗА.
  112. Сысоев Ij Н, Особенности мотипапионной сферы личности и успешность обучения /|'Вестинк Балтийской Академии. СПб, 199У — Вып. 26. № 2 — С, 86−02.
  113. Сысоев Й Н. Новые подходы к оценке профессиональной пригодности воензюслужащих. -СПб., ВМедА. 2001. С. 5−8.
  114. Трифонов Е-В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь терминов.- СПб, — Б и., 1996, -316 с.
  115. Чермяиин С. В, Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих в условиях локальных войн: Дне. д-ра мед. наук ¦ СПб ВМедЛ. 1997 409 с
  116. Чнж И М Учебник саннтлряото инструктора -М: Военниат, 199t> ¦ 479 с
  117. Чнж И М О первоочередных: юдачах медицинской службы II Восн -мед. жури- 1997, а.-Т. 3>8, Jfe 7--С. 4−11,
  118. Чиж И М. Актуальные проблемы охраны здоров** личного состава Вооруженных Сил //Воен.- мед. жури. 1997, б. — ТЛ8, Л 8. — С 4−12,
  119. Чнж Н.М., Жилкев Е. Г. Актуальные проблемы психофизиологического обеспечения военно-профессиональной деятельности II Воен.-мед. жури 1998. — Т- 3t9, Jft 3. — С- 4−10.
  120. Шебалин В-А. Ромашкин-Тимапов В. И, Сулимо-Самуйлло З К" Оснон-ные методические подходы к оценке ФС организма. /I Воен.-мед, жу ри1982, С, 40−43 ¦
  121. В.Ю., Дергунов А, В., Кутубаев O.K., Цыган В Н. Динамика физиологических показателей у военнослужащих в процессе прерывистой гарной адяптвшш // Восн -мед жури. 2000, № 3 — С 56−62
  122. ЮЛ. Мнрзаханова P.M. Казни З М и лр Оценка адаптивных возможностей организма подростков с различным темпом полового созревания по вегетативным, морфомстричесхнм и гормональным показателям // Физиология человека 1993. Г 19, № 3. С, 94−99.
  123. Шоетак В Н. Яньшин Л. А Военно-профессиональная работоепособ-н ос п. как критерий здоровья И Воен.-мед. журн.- 1992- № 11 — С 54−56,
  124. В.И., Григорьев С. Г. Математико-статнстичесжая обработка ДШИнх ысд| щи неких исследований СПб ВМедА. 2002- 266 с
  125. Afifi A.A., Clark V. Computet Aided Multivariate Analysis, — New York, 1990, — 327 p,
  126. С., Вант F, Statistic. Mflnchcn, 1993. -326 p,
  127. Banko 1.1. The intraclass correlation coclViciem as a measure of reliability // Psychol Rep. -1996.-Л&- 19. P. 3 — 11
  128. Bernard CI, Lee «в Sur lei pbenomeites tie vie. Paris, 1878. — 504 p
  129. Bourget-DcvoHassoux J., VolkoITS, Bilans de „uite des earricies tflouvriera •'.'
  130. Bcon. et-staibL- 1991.-№ 242.-P. 33−93,100,102,
  131. BUM A, Z&fcJ P, — SPSS Method™ for die Marfct und Meimmgsforschuriy Mflnchcn, 2000 292 p,
  132. Cannon W.B. Organization for physiological homeostasis tt Physiol, Revs -1929. Vol. 9. ЙЗ — P, 27−56,399−431
  133. KokUuner С Angewandte ReBressionsanalyse mil SPSS. Braunschweig, 1998.-369 p. t SI. Lazarus R S From psychological stress to the emotions A history of changing outlook, ft Ann, Rev. Psyeol., 1993. Vol. 44. — P. 1−21.
  134. Lazarus R S. Fdkman S. StreB, appraisal and coping New York. Springer, I9W, — 324 p
  135. Morehouse ZI, Beckman E.Z. lixcerci. se tolerance of Seal obi I. aguanaiMs. it J Sport, Med, 1967. 6. — P. 163−165.
  136. Morehause Z. E, Bcckman EX Heart paced ergomeuy. U Biomed. Sd- In-stnun. -1968, -№ 3,-p. 139−149.
  137. Niitka J, Continual charades of the adaptiv processes at the sea it Bull ln“
  138. Mam. and Trap. Med. Gdynia. ¦ 1989. Vol. 40. № 3−4. — P. 135−139.
  139. J 86- Roihc И, P., Morehouse Z. E, Heart conuoJled trgotwriy К Bwn>cd. Sci. In-sttum,' 1968. P. 84−91.
  140. Sclve H. Stress in heal» and discacc. Reading. Mass Buthcr Wont" -1976.
  141. S*lye VI (Седьс Г.) Стресс 6ei дистресса: Пер. с англ М Прогресс, 1982. — 124 с,
  142. Statistical report of die Ministry of Health 1982 Sepeqes/sequqy. J 983. — N 4 — P. 261−264.
  143. W. В., Wi 11 iams A P. Newouse J. P. Wnsbcrqcr C. W // Ate we training many medical specialists J. A. M A. 1988 — Vol. 259,12- - P. 233 239.
  144. Tabac fault В J. Fidell L. S, Using Multivariate Statistics. New York- 1998. -514 p.
  145. Warr P. B Decision Latitude. Job demand and emplace" well-being U Work and stress. 1990, — Vol. 4, № 4, — P 285−295
  146. Zot’cl P, Univariate Vorian/analysen Surttegsrt. 1993. — 401 p.
Заполнить форму текущей работой