Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей с множественной психомоторной патологией развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны методические рекомендации по стимуляции психофизиологических функций детей с МПМП для психологов, педагогов, социальных работников. По результатам исследования внесено рационализаторское предложение «Способ оценки уровня психомоторного развития у детей с множественными нарушениями» № 14/01 от 03.07.2001. Результаты внедрены в деятельность Детских домов-интернатов (ДДИ) для детей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. l.l
  • Глава II
    • 2. 2. 2.2.1
    • Глава III.
    • Обзор литературы
    • Становление системы медико-социальной помощи лицам с тяжелыми пороками развития
    • Структура детской инвалидности и сочетанной патологии у детей, имеющих множественные ^ ^ психомоторными нарушения
    • Факторы, влияющие на возникновение грубой множественной патологии детского возраста. zu
    • Особенности формирования психического дизонтогенеза при множественной патологии развития в детском возрасте
    • Основные направления и перспективы развития медико- социальной помощи детям с множественной ^ психомоторной патологией развития
    • Материалы и методы исследования
    • Объекты исследования
    • Методы исследования
    • Клинико-анамнестическое исследование
    • Психофизиологическое и психолого-педагогичесое ^ исследование
    • Нейрофизиологическое исследование
    • Физиологическое исследование
    • Статистическая обработка материала
    • Психофизиологические особенности развития у детей с выраженной патологией сенсорной и двигательной сферы

    Влияние социально-биологических факторов риска на формирование патогенетических механизмов множественной психомоторной патологии развития. 48 Характеристика множественной психомоторной патологии сенсорной и двигательной сферы у детей. 55 Особенности психомоторного развития детей (^множественной патологией сенсорной и ^ двигательной сферы.

    Глава IV

    Глава V

    3.4 Динамика развития психических функций в структуре нарушений психического развития у детей q-j с множественной психомоторной патологией развития

    3.5 Развитие познавательной и игровой деятельности у детей с множественной психомоторной патологией развития.

    Особенности физического развития детей с множественной психомоторной патологией

    Особенности физического развития и степени его гармоничности у детей с выраженной сочетанной психомоторной патологией.

    4.2 Взаимосвязь уровня психомоторного развития и уровня заболеваемости у детей с множественной патологией 93 сенсорной и двигательной сферы.

    Организация системы медико-социальной абилитации детей с патологией развития сенсорной и двигательной сферы.

    Оценка уровня психомоторного развития детей при наличии множественных нарушений сенсорной и двигательной сферы.

    5.2 Организация медико-социальной абилитации детей с тяжелой патологией в условиях стационарных Q2 учреждений системы социальной защиты.

    Обсуждение результатов.

    Выводы.

  • Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей с множественной психомоторной патологией развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность проблемы. Характер современной патологии определяет совокупность факторов риска, включающую сбой в генетическом фоне организма, недостаточную эффективность в системе охраны здоровья, нарушение санитарно-гигиенического характера в окружающей среде (Банникова Р.В., 2001). В связи со значительным ростом детской патологии развития и изменения структуры дефекта в сторону утяжеления возросла актуальность изучения особенностей развития детей с множественной патологией (Назарова Н.М., 2000; Катаева А. А., 2001; Стребелева ЕА., 2001; Исаев Д. Н., 2003). До 4,5% всей детской популяции относятся к категории детей с «ограниченными возможностями» здоровья. По степени распространенности патологии в пределах детской возрастной группы второе место (около 20%) занимает нарушение интеллекта, при этом в 15% случаев речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития — нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (Чепурных Е.Е., 2003; Мамайчук И. И., 2003; Шипицына JI.M., 2003).

    Опыт работы зарубежных специалистов указывает на необходимость оказания специальной помощи детям со множественными психомоторными поражениями (Nielsen L., 1996; Pitersi М., Trilor R., 1998). Минобразованием РФ (2003) подчеркивается актуальность проблемы образования и реабилитации детей инвалидов с выраженными нарушениями интеллекта и сложной структурой дефекта. Остро стоит вопрос о поиске эффективных методов работы с детьми, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. На динамику состояний психического недоразвития влияет нередко возникающая дезорганизация функционально-недостаточных систем мозга под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних факторов вследствие отсутствия адекватных мер воспитания и тренировки этих систем (Ковалев В.В., 1995;

    Берштейн Н.А., 2002). В связи с возрастающим вниманием к проблеме множественной патологии требуется разработка новых направлений развития детей данной группы, определение критериев образовательных потребностей, создание системы их абилитации и социальной адаптации.

    Целью исследования явилось выявление психофизиологических особенностей и показателей физического развития детей со множественной психомоторной патологией для обоснования рекомендаций по медико — социальной абилитации.

    Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

    1 .Выявить психофизиологические особенности познавательной деятельности детей, имеющих глубокую степень умственной отсталости и-1 сопутствующие нарушения.

    2.Провести оценку физического развития и установить выраженность компонентов сочетанной патологии у детей с множественными нарушениями психомоторного развития.

    3.Обосновать критерии оценки психомоторного развития ребенка с наличием множественной патологии сенсорной и двигательной сферы.

    4.Разработать программу медико — социальной абилитации детей с множественной психомоторной патологией развития.

    Научная новизна исследования.

    Новым в настоящем исследовании является комплексный подход к выявлению нарушений познавательной деятельности у детей, со сложной сочетанной структурой психического недоразвития с учетом их психофизиологических особенностей. Недоразвитие познавательной деятельности рассмотрено не только с точки зрения оценки интеллектуального дефекта, обусловленного резидуально-органической церебральной патологией, но и с учетом развития коммуникативных навыков, адаптивного поведения и сенсомоторного дефицита. Данные нарушения были обозначены как множественная психомоторная патология (МПМП) развития у детей. Впервые обоснованы объективные критерии выделения различных групп детей с МПМП с оценкой механизмов развития ведущих нарушений и в зависимости от выраженности и структуры патологии: с преобладанием аномалий развития, патологии двигательной или психической сферы.

    Обоснованы коррекционно-развивающие направления медико-социально-педагогической помощи детям с МПМП по развитию познавательной и двигательной сферы в рамках программы по медико-социальной абилитации в условиях интернатных учреждений.

    Научно-практическая значимость и внедрение. результатов.

    Результаты исследований позволили выявить психофизиологические особенности развития детей со МПМП для ранней профилактики вторичной патологии и облегчения тяжести ведущих нарушений.

    Данные исследования способствуют проведению дифференциальной диагностики МПМП развития у детей на основе исследования психомоторных реакций, высших психических функций и предметной деятельности, позволяющей эффективно оценить степень отклонения от нормы и тяжесть нарушений психической сферы.

    Разработаны методические рекомендации по стимуляции психофизиологических функций детей с МПМП для психологов, педагогов, социальных работников. По результатам исследования внесено рационализаторское предложение «Способ оценки уровня психомоторного развития у детей с множественными нарушениями» № 14/01 от 03.07.2001. Результаты внедрены в деятельность Детских домов-интернатов (ДДИ) для детей с нарушением интеллекта г. г.Новодвинска и Северодвинска.

    Архангельской области, (акт внедрения в деятельность Северодвинского ДДИ, от 01.03.02., акт внедрения в деятельность Новодвинского ДДИ, от 01.11.01).

    Основные положения, выносимые на защиту.

    1. Данные о суммарной электрической активности клеток мозга у детей с множественной психомоторной патологией свидетельствуют о том, что недоразвитие познавательной деятельности является следствием грубых изменений биоэлектрической активности коры головного мозга.

    2. Дети с множественной психомоторной патологией развития имеют сложную сочетанную структуру психического недоразвития, осложненную соматоневрологическими заболеваниямитяжесть физиологических нарушений определяется выраженностью основного вида интеллектуального недоразвития.

    3. Сочетанные нарушения при множественной психомоторной патологии у детей проявляются неравномерно и характеризуются выраженным недоразвитием всех компонентов психической деятельности, сопровождаются нарушением процессов восприятия, памяти, внимания неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей.

    4. Применение комплексной программы медико-социально-педагогической абилитации детей с множественными нарушениями с учетом индивидуального подхода способствует положительной динамике формирования познавательной сферы, адаптивного поведения и навыков социальной коммуникации, всестороннему воздействию на интеллектуальную, эмоциональную сферы и личностные особенности ребенка.

    ВЫВОДЫ.

    1. Данные о суммарной электрической активности головного мозга у детей с множественной психомоторной патологией свидетельствуют о том, что недоразвитие познавательной деятельности является следствием грубых изменений биоэлектрической активности коры головного мозга, локализующихся преимущественно в лобных отделах (у 58% детей) и проявляется в виде дисфункции стволовых регуляторных структур на уровне мезодизенцефальных отделов.

    2. Сочетанные дефекты психического развития при множественной психомоторной патологии определяются таламо-кортикальной дисфункцией, проявляются неравномерно и характеризуются значительным недоразвитием всех компонентов познавательной деятельностиведущим нарушением, встречающимся в 100% случаев, является патология восприятия, сопровождающаяся неадекватным поведением и задержкой интеллекта.

    3. Физическое развитие детей с множественной психомоторной патологией является дисгармоничным (по типу условно-гармоничного до 24%, по типу отставания роста до 50%, по типу кахексии до 26%) при выраженном отставании полового созревания, с сочетанными нарушениями органов и систем (до трех — в 58,2%- четырех и более — в 26,3%).

    4. Множественная психомоторная патология развития у детей характеризуется сложной сочетанной структурой психического недоразвития с превалированием нарушений со стороны нервной системы (высокая судорожная активность, дегенеративные процессы), органа зрения и костно-мышечной системывзаимоотягощенная патология усугубляет выраженность нарушения здоровья.

    5. Критерии оценки развития детей с множественной психомоторной патологией основаны на распределении детей по четырем уровням с учетом проявлений психомоторных реакций — эмоциональной, речевой, двигательной, особенностей функционирования зрительного и слухового анализаторов. Самый высокий уровень соответствует возрастной норме психомоторного развития ребенка в 1 год.

    6. В основе медико-социальной программы абилитации детей с множественными нарушениями лежит комплексный подход по стимуляции психомоторного развития с учетом индивидуальных особенностей для интенсификации ограниченных познавательных возможностей. Эффективность реабилитационных мероприятий определяется выраженностью резидуально-органической церебральной патологии и зависит от раннего коррекционного воздействия на ведущий дефект и от развития психической сферы в целом.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

    1. В процессе абилитационных и реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими множественные психомоторные нарушения развития, необходимо учитывать сочетанный характер патологии, выраженность ведущих нарушений и наличие вторичных дефектов.

    2. Оценка уровня психомоторного развития должна включать исследование психомоторных реакций — эмоциональной, речевой, двигательной, особенностей функционирования зрительного и слухового анализаторов для проведения динамического наблюдения, качественной и количественной оценки параметров развития сенсорной и двигательной сферы с учетом индивидуальных особенностей.

    3. Необходимо проведение медико-социальных программ по стимуляции детей с тяжелыми множественными нарушениями на базе детских домов интернатов для детей с нарушением интеллекта, что позволяет повысить познавательные возможности, развивает перспективы социальной интеграции, способствует оздоровлению и повышению качества жизни данной категории детей.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Н.Н. Вы и младенец: У истоков общения / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова.- М.: Педагогика, 1991.- 160 с.
    2. Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова, В. Г. Ражников. М.: Издательство ACT, 1996.- 384 с.
    3. А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.-СПб.: Питер, 2003.- 256 с.
    4. К. Помощь детям с церебральным параличом Кондуктивная педагогика: Книга для родителей / К. Акош, М. Акош.- М.: Улисс, 1994.- 196 с.
    5. А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна / А. В. Алехина // Дефектология .- 1999.- № 5.-С. 11−18.
    6. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии/В.М. Астапов.-Ярославль: Междунар. пед. акад., 1994.-243 с.
    7. Ю.А. Изучение психики дошкольника / Ю. А. Афонькина, JI.C. Беляева, Г. А. Урунтаева.- Мурманск: Мурм. гос. пед. ин-т, 1992.62 с.
    8. JI.O. Детская неврология / JI.O. Бадалян.- М.: Медицина, 1984.-576 с.
    9. Р.В. Роль социальных работников в системе охраны здоровья / Р. В. Банникова // Интеграция теории и практики в подготовке специалистов по социальной работе и психологов: Материалы регион, науч.-практ. конф.- Архангельск, 2001.-С. 19−20.
    10. Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод, пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001.-416 с.
    11. Т.А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями / Т. А. Басилова // Дефектология.- 1994.- № 5.-С. 79−88.
    12. Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка / Т. А. Басилова // Дефектология.-1987.-№ 1.-С. 54−56.
    13. А.С. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни / А. С. Батуев, А. Г. Кащавцев, М. В. Соболева // Вопр. психологии.- 1996.- № 4.- С. 127−132.
    14. А.С. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора / А. С. Батуев, А. Г. Кащавцев, М. В. Соболева // Вопр. психологии.- 1995.- № 3.- С. 114−118.
    15. М.В. Воспитание детей / М. В. Бениаминова.- М.: Медицина, 1985.- 542 с.
    16. Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты / Г. П. Бертынь//Дефектология.- 1985.-№ 5.- С. 23−26.
    17. Н.А. Развитие координации в раннем онтогенезе / Н. А. Берштейн // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т.1.-С. 389−411.
    18. М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов / М. Г. Блюмина // Дефектология.- 1989.-№ 3.-С. 18−22.
    19. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова.- М.: Гном-Пресс, 1999.-285 с.
    20. Е.А. Семейная среда как фактор, формирующий речевое и психическое развитие ребенка / Е. А. Бочарова // Проблемы социальной реабилитации детей инвалидов и пути их решения: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Архангельск, 2002.- С. 38−40.
    21. А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон.- СПб.: Питер, 2001.- 208 с.
    22. Л.И. Методы нейропсихологической диагностики / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон.- СПб.: Стройлеспечать, 1997.- 195 с.
    23. Г. А. Особенности поведения детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме / Г. А. Волкова // Нарушения поведения детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр.- СПб.: Образование, 1992.- С. 45−47.
    24. И.М. Обобщенный взгляд на возможные причины и механизмы развития синдрома внезапной смертности у детей / И. М. Воронцов, И. А. Кельмансон, А. В. Цинзерлинг // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия.- М., 2002, — Т. 2.-С. 18−22.
    25. Л.С. Проблемы развития психики / Л. С. Выгодский // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия.-М., 2002.- Т.1.-С. 10−22.
    26. А. Цикл умственного развития / А. Гезел // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т.1.-С. 206−242.
    27. В.Т. Краткая история философии / В. Т. Голобокова.- М.: Олимп, 1996.-387 с.
    28. Л.Г. Физическое развитие как показатель состояния здоровья / Л. Г. Голубева // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста.- М., 1987.- С. 64−73.
    29. А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева.-М.: Академия, 1999.-280 с.
    30. А.В. Структура и основные направления деятельности института развития ребенка / А. В. Грибанов // Проблемы социальной реабилитации детей инвалидов и пути их решения: Материалы меж-дунар. науч.-практ. конф.- Архангельск, 2002.- С. 14−17.
    31. Л.П. О теоретическом и практическом значении нейро-психологических исследований в дефектологии / Л. П. Григорьева, Н. Н. Зислина, В. А. Толстова и др. // Дефектология.- 1997.-№ 5.- С. 1526.
    32. Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л. П. Григорьева // Дефектология.- 2002.-№ 1.- С. 3−13.
    33. Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха / Л. П. Григорьева // Дефектология .- 1997.- № 1.-С. 22−26.
    34. М.Э. Вальдорфская педагогика / М. Э. Грюнелиус.- М.: Аспект Пресс, 1992.- 243 с.
    35. Давыдовский И. В. Приспособительные основы патологии и нозологии человека / И. В. Давыдовский // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т.1.- С. 43−59.
    36. Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова." М.: Аспект Пресс, 2001.- 373 с.
    37. Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми, страдающими ДЦП / Г. В. Дедюхина, Л. Д. Могучая, Т.А. Янь-шина. -М.: Гном-пресс, 1999.-32 с.
    38. Н.Ф. Дома-интернаты: Руководство для врачей учреждений соц. защиты населения РФ / Н. Ф. Дементьева, В. Н. Катюхин.-СПб.: Спец. олимп. ком. Санкт-Петербурга, 1996.- 168 с.
    39. Н.Ф. История развития медико-социальной помощи детям с врожденной умственной отсталостью: Обзорная информация / Н. Ф. Дементьева, Л. Н. Поперечная, Е. Н. Табунова.- М.: ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1982.- 12 с.
    40. Н.Ф. Организация медицинской помощи умственно отсталым детям в домах интернатах: Метод, рекомендации / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова, Н. Р. Мингалимова.-М.: ЦИЭТИН, 1984.-18 с.
    41. Ю.Г. Мультидисциплинарный подход к оказанию помощи людям с речевой и интеллектуальной недостаточностью / Ю. Г. Демьянов // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: Материалы науч.-практ. конф.- СПб., 2001, — С. 17−18.
    42. Детский церебральный паралич: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед., психол. и мед. учеб. заведений / Сост.: JI.M. Шипицина, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2003.-272 с.
    43. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей: Справ, пособие для педиатров / Сост.: Л. Г. Голубева, K.JI. Печора, В. Г. Саитова.- М.: Центр, ин-т усовершенствования врачей: Оренбург, гос. мед. ин-т, 1993.- 87 с.
    44. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. JI.A. Венгера, М. А. Холмовской.- М.: Педагогика, 1978.- 321 с.
    45. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1998.- 211 с.
    46. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993.- 254 с.
    47. Л.М. Социализация слепых дошкольников со сложными комплексными отклонениями в развитии / Л. М. Егормина // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: Материалы науч.-практ. конф.- СПб., 2000.- С. 85−88.
    48. Е.В. Распространенность и причины детской инвалидности детского населения Калужской области / Е. В. Елисеева, Е.В. Пронина
    49. Актуальные проблемы заболеваемости, инвалидности и реабилитации детей в современных условиях: Тез. докл. конф.- СПб., 2003.- С. 12−13.
    50. М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М. В. Ермолаева. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.- 288 с.
    51. Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии / Н. Э. Есина // Дефектология.- 2002.-№ 2.- С. 14−16.
    52. С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. / С. Д. Забрамная. М.: Новая школа, 1998.241 с.
    53. С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов пед. ин-тов / С. Д. Забрамная.- М.: Просвещение, 1988.- 87 с.
    54. Р. Групповое исследование умственной отсталости / Р. Заззо // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.Т. 2. — С. 333−360.
    55. JI.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. -М., 2002.- Т.2.-С. 272−311.
    56. А.И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность / А. И. Захаров // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост.: В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе.- СПб., 2001.- С. 208−282.
    57. И.Н. Детский церебральный паралич / И. Н. Иваницкая // Детский церебральный паралич: Хрестоматия.- СПб., 2003.- С. 78−100.
    58. Е.С. Состояние помощи детям с нарушениями психического развития на рубеже XX и XXI века / Е. С. Иванов // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: Материалы науч.-практ. конф. СПб., 2001.- С. 17−18.
    59. Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.
    60. А.Н. Проблема «самоотверженных» детей / А. Н. Ирецкий, Л. Б. Ирецкая // Любовь-Семья-Ребенок: Материалы межвуз. науч. конф.- СПб., 2000. -С. 66−77.
    61. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство / Д. Н. Исаев.- СПб.: Речь, 2003.- 391 с.
    62. А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М.: ВЛАДОС, 2001.- 175 с.
    63. А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: ВЛАДОС, 1998.- 198 с.
    64. В.П. Исключительные дети: Их изучение и воспитание / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашов.- М., 1929.- 142 с.
    65. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко.- М.: Академия, 2000.304 с.
    66. Т.Н. Рождение ребенка как биоэтическая проблема / Т.Н. Ке-това // Любовь-Семья-Ребенок: Материалы межвуз. науч. конф.- СПб., 2000. -С. 46−48.
    67. Е.С. Психомоторное развитие детей на первом году жизни: Пособие для врачей / Е. С. Кешишян.- М.: Моск. науч.-исслед. ин-т педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ, 2000.- 23 с.
    68. А.А. Психиатрия: Учебник для мед. ин-тов / А.А. Кирпи-ченко.-2-е изд., перераб. и доп.- Минск: Вышэйш. шк., 1989.-380 с.
    69. X. де «Мама, это человек или животное?». Об аутизме / X. де Клерк- Под науч. ред. Е. С. Иванова СПб.: ИСПиП, 2001.- 83 с.
    70. Комплексная реабилитация детей с хромосомными болезнями: Метод, рекомендации / Д. К. Берлинская, Д. А. Ледащева, В. В. Красильников и др.- СПб.: ООО «Мединформатика», 2001.- 322 с.
    71. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000.374 с.
    72. О.А. Переживание ребенком нелюбви к себе как страдание / О. А. Контиевская // Любовь-Семья-Ребенок: Материалы межвуз. науч. конф.- СПб., 2000. -С. 55−58.
    73. Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений: Метод, пособие для
    74. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000.- 374 с.
    75. О.А. Переживание ребенком нелюбви к себе как страдание / О. А. Контиевская // Любовь-Семья-Ребенок: Материалы межвуз. науч. конф.- СПб., 2000. -С. 55−58.
    76. Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений: Метод, пособие для дистанционного обучения педагогов и психологов: В 4-х т. М., 2001.- Т. 2.
    77. О. Психосоматика в психопатологии младенчества / О. Крейслер // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. -М., 2002.-Т. 2.-С. 142−177.
    78. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.- М.: Просвещение, 2001.-253 с.
    79. Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни / Н. Я. Кушнир // Вопр. психологии.- 1994, — № З.-С. 53−59.
    80. Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни / Н. Я. Кушнир // Вопр. психологии.- 1993.- № 3.- С. 17−23.
    81. В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов.- М.: Просвещение, 1991.- 164 с.
    82. В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития / В. В. Лебединский // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. -М., 2002.-Т. 1. -С. 182−190.
    83. Р.Е. Автономная речь в нормальном и патологическом развитии ребенка / Р. Е. Левина // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т. 2.-С. 312−332.
    84. А.Л. Невропатология: Справ, пособие / А. Л. Леонович, О. В. Казакова.- Минск: Навука i тэхшка, 1996.- 351 с.
    85. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.- Т.2.-318 с.
    86. Ф. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями / Ф. Лофорн // Дефектология. -1998.- № 2.- С. 82−88.
    87. А.Р. Изменение регулирующей роли речи при патологических состояниях мозга / А. Р. Лурия // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т. 1.-С. 528−549.
    88. С.С. Клиника олигофрении: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак. М.: Просвещение, 1973.- 230 с.
    89. С.Е. К вопросу о проблемах обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта / С. Е. Малков // Проблемы образования детей с тяжелой умственной отсталостью: Материалы обл. науч.-практ. конф.- Архангельск, 2001.-С. 34−36.
    90. А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото // Сб. науч. трудов. Акад. пед. наук СССР. -М., 1988.- С. 78.
    91. А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие / А. Р. Маллер.- М.: АРКТИ, 2002.-140 с.
    92. А.Р. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей / А. Р. Маллер.- М.: Просвещение, 1990, — 124 с.
    93. Н.Н. Специальное образование: наука практике / Н. Н. Малофеев // Специальное образование: состояние, перспективы разви-тия.-М.: Просвещение, 2003.-С. 14−28.
    94. И.И. Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии / И. И. Мамайчук // Детский церебральный паралич: Хрестоматия.- СПб., 2003.- С. 306−309.
    95. Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1997. -№ 1.- С. 15−21.
    96. Е.М. Интеллектуальные нарушения у детей с церебральными параличами / Е. М. Мастюкова // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью: Сб. науч. тр. НИИ дефектологии АН СССР.- М., 1976.- С. 98.
    97. Е.М. Лечебная педагогика: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: ВЛАДОС, 1997.- 304 с.
    98. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова.- М.: Просвещение, 1991.- 159 с.
    99. Л.Ф. Госпитализм детей грудного возраста /Л.Ф. Мейер.- М., 1914.
    100. А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами / А. И. Мещеряков // Дефектология.- 1973.-№ 3.- С. 32−35.
    101. .Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев, С. В. Гречаный.- СПб.: Питер, 2001.256 с.
    102. Е.Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США / Е. Н. Моргачева // Дефектология. -1999. -№ 6.- С. 45−54.
    103. Т.Ф. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов / Т. Ф. Мурзина // Проблемы социальной реабилитации детей инвалидови пути их решения: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Архангельск, 2002.- С. 18−22.
    104. Юб.Мухамедхаримов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца / Р. Ж. Мухамедхаримов // Вопр. психологии, — 1994.- № 6.-С. 16−25.
    105. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / B.C. Мухина. 3-е изд., стер.- М.: Академия, 1998.- 456 с.
    106. B.C. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / B.C. Мухина.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.- 287 с.
    107. B.C. Психология / B.C. Мухина, JI.A. Венгер.- М.: Просвещение, 1988.-472 с.
    108. Неонатология / Под ред. Н. П. Шабалова.- М.: Медицина, 1998.-432 с.
    109. Г. Н. Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека / Г. Н. Никитина // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т. 2.-С. 7−17.
    110. ИЗ. Новые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатных учреждений: Метод, пособие для дистанционного обучения воспитателей и педагогов домов-интернатов: В 4-х т.- М., 2001.-Т. 1.
    111. О положении детей в Архангельской области: Информ.-аналит. материалы за 2001 год / Сост. Л. П. Терехова.- Архангельск: Комитет по делам женщин семьи и молодежи администрации области, 2002.- 22 с.
    112. Обучающие и учебные средства: Метод, пособие.- Минск: Изд-во Бе-лАПДИ, 1996.-32 с.
    113. Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т. Н. Осипенко.-М.: Медицина, 1996.- 288 с.
    114. К. Влияние гипоксии на показатели перинатальной смертности в отдельном регионе / К. Остерлунд // Гипоксия плода и новорожденного.-М., 1984.-С. 188−192.
    115. Открытый разговор: Методическое пособие из опыта социальной работы с семьей и детьми в учреждениях г. Петрозаводска / Л. Алексеева, Н. Вишнякова, Н. Есина.- Петрозаводск: Периодика, 2003.- 88 с.
    116. И.П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов.- СПб.: Питер, 2001.- 432 с.
    117. A.M. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / A.M. Панов // Детский церебральный паралич: Хрестоматия.- СПб., 2003.- С. 58−70.
    118. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина и др.-М.: Академия, 1998.- 244 с.
    119. В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998.- 112 с.
    120. В.Г. Психология умственно отсталого ребенка и специальное обучение / В. Г. Петрова // Нарушения поведения детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр.- СПб., 1992.- С. 8−13.
    121. М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: В 8 кн. / М. Z1″ ерси, Р. Триллор, С. Керне.- М.: ИОИ, 2001.
    122. В.Н. Поведенческие реакции детей, усыновленных из психоневрологического дома ребенка, в процессе их адаптации к жизни в семье / В. Н. Попов // Нарушения поведения детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр.- СПб., 1992.- С. 27−29.
    123. Г. К. Нарушения поведения при умственной отсталости / Г. К. Поппе // Нарушения поведения детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр.- СПб., 1992.- С. 12−14.
    124. JI.B. Детское поведение и социальная адаптация / JI.B. По-сипова // Любовь-Семья-Ребенок: Материалы межвуз. науч. конф.-СПб., 2000. -С. 59−64.
    125. М.Е. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста / М. Е. Проселкова, Г. В. Козловская, В. М. Башина // Журн. невропатологии и психиатрии.-1995.-№ 5, — С. 55−58.
    126. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод, рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии им. Р. Валенберга, 1999.-123 с.
    127. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова.-СПб.: Питер, 2001. 496 с.
    128. Равич-Щербо И. В. Исследование генотип-средовых соотношений в изменчивости компонентов темперамента у детей первых лет жизни / И.В. Равич-Щербо // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия.-М., 2002.-Т. 1.-С. 135−161.
    129. А.А. Философия / А. А. Радугин.- М.: Центр, 2001.- 95 с.
    130. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврина, H.JI. Кутявина, И. Г. Топоркова и др.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 231 с.
    131. Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разен-кова.- М.: Школьная пресса, 2000, — 176 с.
    132. Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод, рекомендации. Ч. 1 / Ю.А. Разенкова// Дефектология.- 1997.- № 1.- С. 62−69.
    133. Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод, рекомендации. Ч. 2 / Ю.А. Разенкова// Дефектология.- 1997.- № 2.- С. 62−67.
    134. Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка / Ю. А. Разенкова // Дефектология. 1998. — № 3.- С. 57−63.
    135. СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999.-345 с.
    136. Руководство для врачей домов ребенка / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л. В. Дружинина, ЭЛ. Фрухт и др.- М.: Медицина, 1987.- 318 с.
    137. А.С. Из опыта восстановительной работы после тяжелой черепно-мозговой травмы / А. С. Самыличев, В. М. Олейник // Дефектология.- 1997.- № 4. С. 24−25.
    138. Т.Н. Роль общественных организаций в социальной реабилитации детей с особым развитием / Т. Н. Седовина // Проблемы социальной реабилитации детей инвалидов и пути их решения: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Архангельск, 2002.- С. 55−56.
    139. К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП/ К. А. Семенова.- М.: Антидор, 1999.- 321 с.
    140. Семья с больным детским церебральным параличем / A.JI. Санников, Р. В. Банникова, С.В. Дудова- Под ред. A.M. Вязьмина.- Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2000.- 124 с.
    141. Г. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта / Г. К. Сергеева. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2002.- 35 с.
    142. И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов.- СПб.: Питер, 2001.416 с.
    143. М. Ребенок играет от 3 до 5 лет / М. Сигал, Д. Адкок.-СПб.: Питер, 1996.-214 с.
    144. Т.П. Экзогенно обусловленные пограничные формы / Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т.2.-С. 563−592.
    145. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэт-форда.-М.: Педагогика, 1991.-331 с.
    146. О.Г. Особенности наблюдения за детьми из групп повышенного риска в условиях поликлиники / О. Г. Соломатина, И. А. Шевченко, Н. И. Ахмина.- М.: Изд-во ЦОЛИУВ, 1981.-31 с.
    147. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е.А. Стребеле-ва, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- М.: Академия, 2001.- 312 с.
    148. Т.П. Экзогенно обусловленные пограничные формы / Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т.2.-С. 563−592.
    149. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэт-форда.-М.: Педагогика, 1991.-331 с.
    150. О.Г. Особенности наблюдения за детьми из групп повышенного риска в условиях поликлиники / О. Г. Соломатина, И. А. Шевченко, Н. И. Ахмина.- М.: Изд-во ЦОЛИУВ, 1981.-31 с.
    151. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- М.: Академия, 2001.- 312 с.
    152. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.-М.: Академия, 2000.- 400 с.
    153. Специальная школа: Метод, пособие.- Минск: Изд-во БелАПДИ, 1996.-42 с.
    154. Е.А. Дети-сироты, консультирование и диагностика развития / Е. А. Стребелева.- М.: Академия, 1998.- 212 с.
    155. В.А. О системе раннего выявления детей с риском отставания в развитии / В. А. Сулейменова // Дефектология 1999. — № 3.- С. 58−64.
    156. Г. Е. Группировка психопатий / Г. Е. Сухарева // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т. 2.-С. 254 271.
    157. Г. Е. Преимущественные для детского возраста психогенные реакции / Г. Е. Сухарева // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. -М., 2002.- Т. 1.-С. 593−610.
    158. С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учеб. пособие / С. Г. Тарасов.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.- 116 с.
    159. М.Ю. Информационное общество. Философские проблемы управления наукой и образованием / М. Ю. Тихонов.- М.: Академия, 1998.- 432 с.
    160. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева.- М.: Гном и Д, 2000.- 265 с.
    161. Ю.С. Опыт организации педиатрической службы МСЭ в Республике Башкортостан / Ю. С. Томилов, Н. Я. Кашаева // Актуальные проблемы заболеваемости, инвалидности и реабилитации детей в современных условиях: Тез. докл. конф.- СПб., 2003.- С. 46−47.
    162. Д.А. Комплексные проблемы специальной психологии и экологии ребенка и системный подход к их решению / Д. А. Уголев // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: Материалы науч.-практ. конф.- СПб., 2001.- С. 13−16.
    163. Г. Н. Основные методы физической реабилитации больных с двигательными нарушениями / Н. Г. Уэстрайх.-Минск: БелАПДИ, 1997.-248 с.
    164. М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении / М. Н. Фишман // Дефектология.- 1999.-№ 5.- С. 19−26.
    165. И.Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов.- М.: Просвещение, 1990.-213 с.
    166. А.А. Индивидуальный план улучшения качества жизни молодых людей с нарушением интеллекта: Метод, рекомендации.- СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000.
    167. Э.И. «Любовь/семья/ребенок» в мировосприятии и понимании // Любовь-Семья-Ребенок: Материалы межвуз. науч. конф, — СПб., 2000. -С. 50−54.
    168. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова.- М.: Роспедагенство, 1998.- 289 с.
    169. Л.С. Мозг и интеллект / Л. С. Цветкова.- М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.- 492 с.
    170. Л.С. Нейро-психологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность / Л. С. Цветкова.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 327 с.
    171. Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып. 2 / Под ред. А. А. Хилько.-СПб., 1996.-54 с.
    172. Человек и природа. Программа по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып. 2 / Под ред. А. А. Хилько.- СПб., 1996.-48 с.
    173. Е.Е. Специальное образование в России: состояние и перспективы развития / Е. Е. Чепурных // Специальное образование: состояние, перспективы развития. М.: Просвещение, 2003.-С. 5−13.
    174. Т.Я. Методы исследования и оценки состояния здоровья / Т. Я. Черток // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста.- М., 1987.- С. 19−30.
    175. Т.Я. Определение понятия здоровья / Т. Я. Черток, Р.В. Тонко-ва-Ямпольская // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста.- М., 1987.-С. 10−18.
    176. Т.Я. Психическое развитие и заболеваемость детей 2-го, 3-го года жизни / Т. Я. Черток, Т. С. Залевская // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста.- М., 1987.-С. 116−119.
    177. Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Л. В. Шапкова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-164 с.
    178. А.К. Принципы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в г. Архангельске / А. К. Шилов // Проблемы социальной реабилитации детей инвалидов и пути их решения: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Архангельск, 2002.- С. 31−34.
    179. JI.M. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / JI.M. Шипицина // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: Материалы науч.-практ. конф.-СПб., 2001.-С. 5−12.
    180. JI.M. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта: Руководство для родителей и программа для педагогов / JI.M. Шипицина. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000.- 123 с.
    181. Р.А. Три организатора психики / Р. А. Шпиц // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002.- Т. 1.-С. 358−380.
    182. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос / Р. Штайнер.-Калуга: Духовное познание, 1992.- 111 с.
    183. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штай-нер.- М.: Просвещение, 1994.- 213 с.
    184. Э.А. Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей / Э. А. Эделыптейн // Руководство для врачей домов ребенка.-М., 1987.- С. 143−148.
    185. И. Право детей на развитие / И. Элнеби.- Минск: Изд-во Бел-АПДИ, 1997.- 197 с.
    186. A new neurological syndrome with mental retardation, choreoathetosis, and abnormal behavior maps to chromosome Xpll / E. Reyniers, P. Van Bogaert, N. Peeters et al. // Amer. J. Hum. Genet. -1999.-Vol. 65, № 5.-P. 1406−1412.
    187. A nonsense mutation of the ATRX gene causing mild mental retardation and epilepsy / R. Guerrini, J.L. Shanahan, R. Carrozzo et al. //Ann. Neurol.-2000.-Vol. 47, № l.-P. 117−121.
    188. A normed study of face recognition in autism and related disorders / A. Klin, S.S. Sparrow, A. de Bildt et al. // J. Autism Dev. Disord.- 1999.- Vol. 29, № 6.-P. 499−508.
    189. Abbeduto L. Parental scaffolding of the discourse of children and adolescents with intellectual disability: the case of, referential expressions / L. Abbeduto, M.D. Weissma, K. Short-Meyerson // J. Intellect Disabil. Res.- 1999.- № 43, Pt. 6.- P. 540.
    190. Abnormalities of imaged motor sequences in children with developmental coordination disorder / P. Maruff, P. Wilson, M. Trebilcock, J. Currie // Neuropsychologic- 1999.-Vol. 37, № 1 l.-P. 1317−1324.
    191. Acquired microcephaly after low Apgar score in Zimbabwe / M.J. Wolf, B. Wolf, C. Bijleveld et al. // J. Trop. Pediatr.-1999.- Vol. 45, № 5.- P. 281 286.
    192. Admiraal R.J. Causes of hearing impairment in deaf pupils with a mental handicap / R.J. Admiraal, P.L. Huygen // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol.-1999.-Vol. 51, № 2. -P. 101−108.
    193. Admiraal RJ. Causes of hearing impairment in deaf pupils with a mental handicap / R.J. Admiraal, P.L. Huygen // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol.-1999.- Vol. 51, № 2. -P. 101−108.
    194. American Association on Mental Retardation: Mental Retardation: Definition, Classification, and System of Supports / American Association on Mental Retardation .- Washington: DC, 1992.
    195. An MRI study of the corpus callosum and cerebellum in mentally retarded autistic individuals / F. Manes, J. Piven, D. Vrancic et al. // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci.- 1999.-Vol. 11, № 4.-P. 470−474.
    196. Aylott J. Should children with Down’s syndrome have cosmetic surgery? / J. Aylott//Brit. J. Nurs.-1999. -Vol. 8, № l.-P. 33−38.
    197. Bergstrom E. Assessment of body perception among Swedish adolescents and young adults / E. Bergstrom, H. Stenlund, B. Svedjehall // J. Adolesc. Health. -2000.- Vol. 26, № l.-P. 5−70.
    198. Bois R. Distinction between regression and retardation // Prax. Kinderpsychol. Kinderpsychiatr. -1999. -Bd. 48, № 8.-S. 571−579.
    199. Browne G. Stress and the quality of life in the parents of young people with intellectual disabilities / G. Browne, P. Bramston // J. Psychiatr. Ment. Health Nurs.- 1998.- Vol. 5, № 5.-P. 415−421.
    200. Configural and local processing of faces in children with Williams syndrome / C. Deruelle, J. Mancini, M.O. Livet et al. // Brain Cogn.- 1999.-Vol. 41, № 3.-P. 276−298.
    201. Congenital hypoplastic anaemia in a patient with a new multiple congenital anomalies-mental retardation syndrome / P.G. Mori, M. Priolo, M. Lerone et al. // Amer. J. Med. Genet.- 1999.- Vol. 87, № i.p. 36−39.
    202. Difficulty in writing Japanese semantic characters in a 9-year-old boy with Williams syndrome / M. Nakamura, К. Нага, T. Watamaki et al. // J. Intellect Disabil. Res.- 1999.-Vol. 43, Pt. 6.-P. 562−567.
    203. Embryonic pathology caused by maternal phenylketonuria. A cause of under diagnosed mental retardation. A report of 8 cases / J. Campistol-Plana, M. Arellano-Pedrola, P. Poo-Arguelles et al. // An. Esp. Pediatr.-1999.- Vol. 51, № 2.-P. 139−142.
    204. Facon B. Chronological age and crystallized intelligence of people with intellectual disability / B. Facon, T. Facon-Bollengier // J. Intellect Disabil. Res.- 1999.-Vol. 43, Pt 6.-P. 489−496.
    205. Farrant A. Recall readiness in children with autism / A. Farrant, M. Blades, J. Boucher//J. Autism Dev. Disord.-1999.- Vol. 29, № 5.- P. 359−366.
    206. Fidler D.J. Craniofacial maturity and perceived personality in children with Down syndrome / D.J. Fidler, R.M. Hodapp // Amer. J. Ment. Retard.1999.-Vol. 104, № 5.-P. 410−421.
    207. Frontonasal dysplasia, macroblepharon, eyelid colobomas, ear anomalies, macrostomia, mental retardation, and CNS structural anomalies: another observation / M. Masuno, K. Imaizumi, N. Aida et al. // Clin. Dysmorphol.2000.-Vol. 9,№ l.-P. 59−60.
    208. Fullerton A. A reliability study of measures assessing the impact of deinstitutionalization / A. Fullerton, M. Douglass, R.A. Dodder // Res. Dev. Disabil. -1999.- Vol. 20, № 6.-P. 387−400
    209. Gardiner C.A. High myopia, and mild mental retardation in three brothers / C.A. Gardiner, C.G. Woods // Clin. Dysmorphol.- 2000.-Vol. 9, № l.-P. 43−46.
    210. Gigineishvili D. Psychogenic non-epileptic seizures: can we make a positive diagnosis? / D. Gigineishvili // Seizure.- 1999,-Vol. 8, № 8.- P. 485−489.
    211. Guthrie E. Diagnosing genetic anomalies by inspection / E. Guthrie, J. Mast, M. Engel // Child Adolesc. Psychiatr. Clin. N. Amer.- 1999.- Vol. 8, № 4.-P. 777−790.
    212. Hand-eye dominance in a population with mental handicaps: prevalence and a comparison of methods / S.E. Robison, S.S. Block, J.D. Boudreaux, R.J. Flora//J. Amer. Optom. Assoc.- 1999.-Vol. 70, № 9.-P. 563−570.
    213. Hong C.P. Child psychiatric consultations in a general hospital / C.P. Hong, L.C. Lim // Singapore Med. J. -1999.- Vol. 40, № 9.-P. 584−586.
    214. Kumai M. Relation between self-paced and synchronized movement in persons with mental retardation / M. Kumai // Percept. Mot. Skills.- 1999.-Vol. 89, № 2.-P. 395−402.
    215. Linkage mapping of a new syndromic form of X-linked mental retardation, MRXS7, associated with obesity / W. Ahmad, M. De Fusco, M.F. Haque et al. // Eur. J. Hum. Genet. -1999.-Vol. 7, № 7.-P. 828−832.
    216. Linking theory of mind and central coherence bias in autism and in the general population / C. Jarrold, D.W. Butler, E.M. Cottington, F. Jimenez // Dev. Psychol.- 2000.- Vol. 36, № 1. -P. 126−138.
    217. Megarbane A. Unknown syndrome in two male sibs with hypotonia, ptosis, hand malformations, 2/3 toes syndactyly, and mental retardation / A. Megarbane, C.B. Farah, R. Nabbout // Genet. Couns.- 1999.- Vol. 10, № 2.-P. 183−188.
    218. Mental and behavioral outcome of infantile epilepsy treated by vigabatrin in tuberous sclerosis patients / I. Jambaque, C. Chiron, C. Dumas et al. // Epilepsy Res.- 2000. -Vol. 38, № 2−3.-P. 151−160.
    219. Merrick J. Hepatitis С prevalence in persons with mental retardation / J. Merrick // Public Health Rev.- 1998.-Vol. 26, № 4.-P. 311−316.
    220. MRI volumes of amygdala and hippocampus in non-mentally retarded autistic adolescents and adults / E.H. Aylward, N.J. Minshew, G. Goldstein et al. //Neurology.-1999.- Vol. 53, № 9.- P. 2145−2190.
    221. Neurologic soft signs in chronic posttraumatic stress disorder / T.V. Gurvits, M.W. Gilbertson, N.B. Lasko et al. // Arch. Gen. Psychiatry.-2000.- Vol. 57, № 2.-P. 181−186.
    222. Nottestad J.A. Psychiatric health needs and services before and after complete deinstitutionalization of people with intellectual disability / J.A. Nottestad, O.M. Linaker // J. Intellect Disabil. Res.- 1999.- Vol. 43, Pt. 6.-P. 523−530.
    223. Nowaczyk M.J. Blepharophimosis, minor facial anomalies, genital anomalies, and mental retardation: report of two sibs with a unique syndrome / M.J. Nowaczyk, T.L. Sutcliffe // Amer. J. Med. Genet.- 1999.-Vol. 87, № 1.-P. 78−81.
    224. Nozza R.J. Unmasked thresholds and minimum masking in infants and adults: separating sensory from nonsensory contributions to infant-adult differences in behavioral thresholds / R.J. Nozza, A.M. Henson // Ear. Hear. -1999.-Vol. 20, № 6.-P. 483−496.
    225. Richards J.E. Localizing the development of covert attention in infants with scalp event-related potentials / J.E. Richards // Dev. Psychol.- 2000.- Vol. 36, № 1.-P. 91−108.
    226. Roccella M. Niikawa-Kuroki syndrome / M. Roccella // Minerva Pediatr.-1999.-Vol. 51, № 7−8.-P. 271−278.
    227. Season of birth in autism: a fiction revisited / E.C. Landau, D.V. Cicchetti, A. Klin, F.R. Volkmar // J. Autism Dev. Disord.- 1999.-Vol. 29, № 5. P. 385−393.
    228. Simple mental addition in children with and without mild mental retardation / R. Janssen, P. De Boeck, M. Viaene, L. Vallaeys // J. Exp. Child Psychol.- 1999.- Vol. 74, № 3.-P. 261−281.
    229. Sleep abnormalities in mentally retarded autistic subjects: Down’s syndrome with mental retardation and normal subjects / M. Diomedi, P. Curatolo, A. Scalise et al. // Brain Dev.- 1999.-Vol. 21, № 8.-P. 548−553.
    230. Spatial working memory in Asperger’s syndrome and in patients with focal frontal and temporal lobe lesions / R.G. Morris, A. Rowe, N. Fox et al. // Brain Cogn.- 1999.-Vol. 41, № l.-P. 9−26.
    231. Submicroscopic Xpter deletion in a boy with growth and mental retardation caused by a familial t (X., 14) / B.B. de Vries, B.H. Eussen, O.P. van Diggelen et al. // Amer. J. Med. Genet.-1999.- № 19.- P. 94−189.
    232. The relationship of self-injurious behavior and aggression to social skills in persons with severe and profound learning disability / D. Duncan, J.L. Matson, J.W. Bamburg et al. //Res. Dev. Disabil.- 1999.- Vol. 20, № 6.-P. 441−448.
    233. Сердечно благодарю коллег Новодвинского детского дома интерната: педагогов, врачей, младший медицинский персонал за безграничную преданность своему делу, за проявленную к детям ежедневную заботу, уход, внимание и доброту.
    234. Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность моим научным руководителям академику РАМН Павлу Ивановичу Сидорову и профессору Андрею Горгоньевичу Соловьеву.
    235. Приношу также искреннюю благодарность всем детям принявшим участие в научном исследовании за мужество, старание, искренность и эмоциональное бескорыстие.
    236. Акт внедрения результатов научно-исследовательской работы
    237. Дата Oj’j Директор Северодвинского ДДИ1. Чебыкина Р.Н.1. V У
    238. Акт внедрения результатов научно-исследовательской работы
    239. И.О.директора Новодвинского ДДИ Семеногова Л.Ф.
    240. Е.В. Стимуляция осязания у детей с МПМП // Матер, регион, конф. «Проблемы образования детей с тяжелой умственной отсталостью».- Архангельск, 2001. С. 56−58.
    241. Е.В. Основные направления организации студенческой практики в Новодвинском ДДИ // Матер, регион, науч.-практ. конф. «Организация студенческой практики студентов факультетов социальной работы».- Архангельск, 2001.- С.65−68.
    242. Е.В. Практическое обоснование термина «множественная психомоторная патология» // Матер, междун. науч.-практ. конф. «Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов и пути их решения». Архангельск, 2002. — С. 74−77.
    243. Е.В. Введение термина «множественная психомоторная патология» в практику работы с тяжелыми детьми // Бюллетень СГМУ.-2001.-№ 1.-С.-105.
    244. Е.В. Особенности психического дизонтогенеза у детей с множественной патологией развития // Бюллетень СГМУ. 2002. — № 1. -С.85−86.
    245. Е. В. Сидоров П.И. Влияние организации режима питания на психическое развитие ребенка с множественной патологией развития // Матер, науч.-практ. конф. «Медицинская сестра вчера, сегодня, завтра». — Архангельск, 2002. — С.48−50.
    246. Е.И., Шалаурова Е. В. Использование адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями // Матер.междун. науч.-практ. конф. «VIII Царскосельские чтения».- Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина.- 2004.- С.113−115.
    247. Е.В. Организация медико-социальной абилитации детей, имеющих множественную психомоторную патологию в условиях дома-интерната // Бюллетень СГМУ. 2004. — № 1. — С.275−278.
    Заполнить форму текущей работой