Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Определение рациональных аэродинамических характеристик и условий пассивной стабилизации подвижного зонда в закрученном, ограниченно-пространственном дозвуковом потоке газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях: Школа-семинар молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А. И. Леонтьева (г. Калуга, 2005; г. Санкт-Петербург, 2007; г. Жуковский, 2009) — XVII Международная Интернет-конференция молодых ученых и студентов по современным проблем машиноведения (г. Москва, 2005) — Школа — семинар… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ исследований физического и математического моделирования процессов турбулентного отрывного обтекания тел вращения с дисковыми надстройками
    • 1. 1. Анализ устойчивости исследуемого тела в потоке
    • 1. 2. Экспериментальные исследования влияния геометрии тела и дисковых надстроек на структуру обтекания
    • 1. 3. Методы определения АДХ
    • 1. 4. Понятие об устойчивости и управляемости аппарата-зонда
    • 1. 5. Особенности аэродинамики плохообтекаемых тел
    • 1. 6. Численное моделирования процессов дозвукового отрывного обтекания
    • 1. 7. Движение тела в атмосфере и динамика тела на тросе
    • 1. 8. Цели и задачи исследования
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Экспериментальные исследования обтекания тел вращения с дисковыми надстройками
    • 2. 1. Методика проведения эксперимента
    • 2. 2. Вертикальная установка
    • 2. 3. Аэродинамическая труба Т
    • 2. 4. Установка свободных колебаний
    • 2. 5. Экспериментальные модели и весовой эксперимент
    • 2. 6. Визуализационный эксперимент
    • 2. 7. Установка «винт-кольцо»
    • 2. 8. Осреднение скорости неравномерного потока
    • 2. 9. Поправка на АДХ с учетом загромождения потока
    • 2. 10. Эксперимент в вертикальной прозрачной установке
    • 2. 11. Анализ точности измерений
    • 2. 12. Достоверность полученных результатов
  • Выводы к главе 2
  • Глава 3. Метод расчета параметров обтекания тел вращения несжимаемым потоком газа
    • 3. 1. Пакетные технологии
    • 3. 2. Математическая модель и метод конечного объема
    • 3. 3. Обзор методов дискретизации
    • 3. 4. Пакет OpenFOAM
    • 3. 5. Основные классы в OpenFOAM
    • 3. 6. Дискретизация уравнений в OpenFOAM
    • 3. 7. Граничные условия в OpenFOAM
    • 3. 8. Методы решения СЛАУ в OpenFOAM
    • 3. 9. Модели турбулентности
    • 3. 10. Алгоритм для решения уравнения для давления
    • 3. 11. Препроцессор Salome
    • 3. 12. Постпроцессор Paraview
    • 3. 13. Тестовый расчет. Обратный уступ
    • 3. 14. Тестовый расчет. Цилиндр
  • Выводы к главе 3
  • Глава 4. Анализ результатов исследований обтекания стабилизирующих устройств зонда
    • 4. 1. Постановка задачи
    • 4. 2. Цилиндр с одним диском
    • 4. 3. Цилиндр с двумя дисками
    • 4. 4. Параметрические исследования. Влияние геометрических параметров модели на АДХ
    • 4. 5. Влияние закрутки потока на АДХ
    • 4. 6. Моделирование процесса теплообмена на поверхности зонда
    • 4. 7. Расчет обтекания модели комплекса «Сканлайнер»
    • 4. 8. Вклад стабилизирующих устройств в интегральные АДХ
    • 4. 9. АДХ, определяющие продольную и боковую устойчивость
    • 4. 10. Влияние геометрических характеристик зонда на параметры течения в ближнем следе
  • Выводы к главе 4

Определение рациональных аэродинамических характеристик и условий пассивной стабилизации подвижного зонда в закрученном, ограниченно-пространственном дозвуковом потоке газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В настоящее время во многих областях науки и техники (авиации, космонавтики, машиностроении, атомной энергетики, транспорте, нефтяной и газовой промышленности) возникают задачи, связанные с обтеканием тел произвольной формы несжимаемым потоком жидкости или газа. При этом набегающий поток, как правило, имеет малую дозвуковую скорость. Подобные задачи возникают как при внешнем обтекании тел произвольной формы, так и при внутреннем обтекании тел, находящихся в каналах различной геометрии и формы.

Подобные тела могут использоваться в качестве диагностических и измерительных аппаратов для задач конверсионной тематики. Их принято называть спускаемыми аппаратами или аппаратами-зондами.

Создание современного диагностического оборудования является актуальной задачей для народного хозяйства. В последнее время на территории РФ и СНГ все чаще стали происходить крупные техногенные катастрофы (аварии на электрических подстанциях, разрушение нефтеи газотрубопроводов, разрушение дымовых труб), которые приводили к загрязнению окружающей среды, остановке технологических производственных процессов, а также гибели трудоспособного населения. Это, в первую очередь, связано с постоянным устареванием действующего оборудования, с тем фактом, что многое промышленное оборудование давно выработало свой ресурс, либо эксплуатируется при повышенной нагрузке. Опыт эксплуатации промышленных установок показал, что необходимо проводить техническое обследование оборудования с целью сбора информации для дальнейшего анализа и предотвращения возможных аварий, технических повреждений. Удачным примером создания диагностического оборудования для проведения технического обследования различного оборудования являются: диагностический комплекс (автономный внутритрубный снаряд-дефектоскоп для контроля магистральных нефтепроводов), разработанный в ОАО «Центр технической диагностики (ЦТД) ДИАСКАН» и диагностический комплекс «Сканлайиер» для обследования дымовых труб на промышленных предприятиях РФ, разработанный в Центре исследований экстремальных ситуаций (ЦИЭКС). Примером использования высокотехнологичного оборудования в медицине является шнековый насос для перекачки крови в сосудах человека, разработанный Институтом трансплантологии и искусственных органов.

Внутритрубная диагностика трубопроводов основана на использовании автономных снарядов-дефектоскопов, поршней, движущихся внутри контролируемой трубы под напором перекачиваемого продукта (нефть, нефтепродукты, газ и т. п.). Снаряд снабжен аппаратурой (обычно ультразвуковой или магнитной) для неразрушающего контроля трубы, записи и хранения в памяти данных контроля и вспомогательной служебной информации, а также источниками питания аппаратуры. Снаряд вводится в контролируемый трубопровод через специальную камеру пуска-приемки, проходит по трубе согни километров, накапливая информацию о ее состоянии в бортовой памяти, а затем извлекается через аналогичную камеру. После выгрузки снаряда информация считывается на внешний терминал. Далее информация поступает на сервер базы данных, расшифровывается, обрабатывается специальной программой, анализируется оператором и представляется в виде отчета. Программное обеспечение позволяет автоматически выделить области аномалий трубы, идентифицировать до 15 классов аномалий (трещины, коррозионные поражения и т. д.), определить местоположение и размеры дефектов.

В начале 2000;х годов в организации ООО «ЦИЭКС» под руководством д.т.н. Сущева С. П., д.т.н. Акатьева В. А. проводились работы по разработке опытной конструкции диагностического комплекса «Сканлайнер» для обследования внутренней поверхности дымовых и вентиляционных труб [147−150]. Было создано несколько прототипов аппаратов-зондов, которые должны были работать в сложных условиях восходящих высокотемпературных кислотосодержащих дымовых газов. Первый действующий макет-прототип был создан в форме фугасной авиабомбы. Такая форма, как казалось авторам, была наиболее перспективна для стабилизации аппарата-зонда при его спуске в дымовой трубе. Результаты натурного эксперимента выявили существенные недостатки: неудачно выбранная форма макета и расположение центра масс вызывали его соударение со стенками и появление динамических теней на изображении, повышенная температура на борту приводила к выходу из строя оборудования (лазер, бортовой компьютер, двигатель поворотного устройства). Экспериментальным путем была подобрана оптимальная аэродинамическая компоновка и система термостабилизации. В результате было предложено использовать два дисковых стабилизатора в качестве пассивной системы стабилизации. Система термостабилизации включала в себя быстросъемные капсулы с хладагентом в твердом состоянии. За короткий срок был изготовлен опытный образец диагностического комплекса «Сканлайнер», который успешно использовался для обследования различных дымовых промышленных труб на ТЭЦ, газоперерабатывающих заводах, котельных.

Сканлайнер" - это не имеющая аналогов технология и оборудование для неразрушающего контроля дымовых труб изнутри без выключения оборудования предприятия, на территории которого работают трубы. «Сканлайнер» оснащен бортовым компьютером, системами подсветки оптической развертки и приема лазерного луча, видеокамерами, системой термостабилизации и защиты от агрессивных воздействий высокотемпературных кислотосо-держащих дымовых газов, истекающих из трубы. Сканирующий аппарат доставляется к устью трубы специальным подъемно-транспортным механизмом, состоящим из крана-манипулятора и лебедки. Включение видеокамер аппарата производится с помощью магнита запуска у оголовка дымовой трубы. Кран-манипулятор, который монтируется на оголовке трубы и может перемещаться во всех направлениях, опускает «Сканлайнер» па тросе в действующую трубу. Система подсветки видеокамер освещает футеровку трубы для формирования ее изображения. Ввод информации в бортовой компьютер осуществляется по участкам. Уникальная технология лазерного сканирования футеровки позволяет измерить ширину, высоту и глубину дефектов внутренней поверхности трубы. Разрешающая способность при обнаружении дефектов футеровки (внутренней поверхности трубы) до 2 мм. В качестве методов дистанционного сканирования используются рентгеновский, ультразвуковой, оптический методы и метод акустической эмиссии.

Особенностью такого диагностического комплекса является тот факт, что он может эксплуатироваться в ограниченном пространстве и в агрессивной среде, содержащей жидкость или газ, при наличии закрутки потока и высокой температуры газа. Скорость восходящего потока газа может достигать 20.25 м/с, что для диагностическог о комплекса «Сканлайнера» соответствует числу Рейнольдса 11е = 2×106. С учетом возникающих сил аэродинамического сопротивления была принята масса аппарата около 160 кг. Угловая скорость вращения троса должна быть не более 5.6 оборотов в минуту. Это требование обеспечивалось за счет применения малокрутящегося троса двойной завивки. Температура при эксплуатации могла достигать 300 °C. Высота обследуемых труб может достигать 400 метров, диаметр труб — 12 метров. Основные габаритные размеры: длина аппарата — 1.2 м, диаметр первого диска — ?>,=0.8 м, диаметр второго диска — Д =0.7 м.

Таким образом, со стороны практических специалистов возник запрос на разработку различного класса диагностических аппаратов и зондов. Компоновка таких диагностических зондов включала в себя: цилиндрический корпус, модуль сбора информации с видеокамерами, затупленную головную часть и стабилизирующие устройства (СУ), расположенные на боковой поверхности корпуса. Впоследствии разработчиками отмечалось, что в процессе эксплуатации комплекса на промышленных предприятиях РФ и СНГ возникали нежелательные режимы работы аппарата в закрученном потоке газа, приводящие к его колебаниям на тросе и сильной раскачке. Амплитуда колебаний комплекса «Сканлайнер» при спуске на тросе не должна была превышать 10 градусов, иначе происходило искажение изображения во время съемки поверхности дымовой трубы.

Таким образом, с точки зрения задач аэродинамики высокотехнологическое диагностическое оборудование работает и находится в потоке сопротивляющейся среды. В связи с этим при эксплуатации оборудования могут возникать задачи, связанные с выбором оптимальной формы компоновки, разработкой системы термостабилизации, предотвращением нежелательных колебаний и вибраций в потоке движущейся вязкой среды. Для решения подобных задач целесообразно использовать накопленные знания и достижения в области экспериментальной аэродинамики, теории отрывных течений, численного моделирования пространственных вязких течений, теории устойчивости движения и теории колебаний, теории теплопередачи, компьютерного моделирования в машиностроении.

Экспериментальные и численные методы моделирования отрывного обтекания и движения подобных диагностических приборов позволяют правильно обосновать выбор оптимальной компоновки, рациональных аэродинамических характеристик (АДХ), выработать рекомендации и повысить ресурс эксплуатации в тяжелых условиях.

Ввиду этого изучение дозвукового обтекания цилиндрических зондов с различными дисковыми надстройками, систематизация структур течения, выработка рекомендаций по выбору массогабаритных зондов, работающих в ограниченном пространстве, в том числе для диагностического комплекса «Сканлайнер», создание научной методики расчета параметров обтекания и АДХ стабилизирующих устройств, представляется возможным считать актуальной задачей.

Целыо работы являлось повышение эффективности функционирования зондов рассматриваемого класса путем разработки и выбора рациональных параметров, аэродинамической компоновки аппарата-зонда на основе совершенствования использования выбранной научной методики и достоверности определения основных АДХ подвижного зонда при отрывных режимах обтекания в закрученном дозвуковом потоке вязкого газа. В результате необходимо было выдать конструкторам технические рекомендации по выбору основных массогабаритных характеристик зондов, в том числе для диагностического комплекса «Сканлайнер».

Для этого в работе были проведены эксперименты в вертикальной установке «воздуходувка» двух типов, в дозвуковой аэродинамической трубе МГТУ им. Н. Э. Баумана, в установке свободных колебаний и в экспериментальной горизонтальной установке «винт-кольцо». Был создан программный комплекс и проведен расчет трехмерного обтекания аппарата-зонда, создана математическая модель движения зонда в свободном потоке и на тросе.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— провести обзор существующей литературы;

— изготовить экспериментальные модели аппарата-зонда;

— провести эксперимент в вертикальной установке «воздуходувка» с целью выбора оптимальной компоновки зонда, определения профиля скорости в различных сечениях трубы, рационального соотношения для отношения силы тяжести Р и продольной силы X;

— провести эксперимент и получить АДХ модели зонда с помощью весовых измерений в дозвуковой трубе и экспериментальной установке «винт-кольцо»;

— провести эксперимент в установке свободных колебаний с целью определения демпфирующих свойств исследуемой модели;

— провести разработку и апробацию программного комплекса для решения задач вычислительной аэрогидродинамики на базе метода конечного объема с использованием простейших модельных задач;

— выбрать оптимальные численные схемы расчета для слагаемых, входящих в уравнения неразрывности, движения и модели турбулентности, а также схемы решения для системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ);

— сформулировать выбор расчетной области, сетки и граничных условий для расчета пространственного обтекания зонда;

— выбрать приемлемую дифференциальную модель турбулентности;

— провести численное моделирования обтекания зонда в свободном и закрученном ограниченном потоке несжимаемого турбулентного газа при различных углах атаки и значениях угловой скорости вращения потока;

— исследовать структуру обтекания зонда;

— разработать методику для проведения параметрических исследований модели с целью выбора рациональных АДХ;

— получить АДХ и сравнить со значениями, полученными с помощью эксперимента;

— разработать математическую модель колебаний зонда на тросе в восходящем закрученном потоке газа. Получить собственные частоты и формы колебаний зонда;

— построить траектории движения центра масс зонда на тросе и получить фазовые портреты;

— обосновать выбор аэродинамической компоновки;

— выдать рекомендации по оптимальным массогабаритным параметрам зонда (отношение веса к силе сопротивления, геометрические параметры);

— выдать рекомендации по способам подавления нежелательных колебаний.

Методы исследования. В работе использованы методы экспериментальной аэродинамики, предусматривающие визуализацию течений и проведение весовых экспериментов, математическое моделирование обтекания цилиндрических тел с различными стабилизирующими устройствами, на основе решения вязкой нестационарной задачи пространственного обтекания тела вращения с использованием численного метода конечных объемов.

Степень достоверности полученных результатов. Достоверность результатов гарантируется: приемлемой точностью при проведении экспериментальных исследований измеряемых и вычисляемых величин, согласованием результатов локальных и интегральных характеристик с результатами экспериментальных исследований соискателя и данными, полученными при проведении физических испытаний в ЦАГИ им. II.Е. Жуковского, ФГУП ЦНИИмаш, Институт Механики МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана и других организациях, последовательным использованием при построении математических моделей обтекания стабилизирующих устройств основных уравнений аэрогазодинамики, которые являются выражением фундаментальных законов сохранения массы, количества движения и энергии, корректностью выбора исходных ограничений и допущений при постановке задачи.

Научная новизна. В диссертационной работе выявлены основные структуры течений и установлены закономерности их изменений в зависимости от геометрии изучаемой компоновки. Определено влияние форм дисковых настроек на аэродинамические характеристики аппарата и конструктивные параметры, при которых наблюдается перестройка структуры течения, приводящая к глобальному срыву потока. Разработана методика численного моделирования обтекания зонда при малых дозвуковых скоростях полета, позволяющая определять параметры сложных, в том числе отрывных, течений с достаточной для инженерной практики точностью в широких диапазонах определяющих парамегров.

Практическая значимость диссертации заключается в разработке систем стабилизации, алгоритмов расчета и вычислительных программ, которые позволяют проводить математическое моделирование дозвукового пространственного обтекания аппарата со стабилизирующими устройствами. Кроме того, получен большой объем экспериментальных данных по аэродинамическим характеристикам цилиндрических аппаратов с различными головными и хвостовыми дисковыми стабилизаторами, выработаны рекомендации по выбору конструктивных параметров компоновок и особенностям исполнения СУ, функционирующих в условиях закрученного потока и возможного отрыва потока. Для создания математической модели использовалось свободное программное обеспечение: пакеты Salome, OpenFOAM, Paraview.

Результаты исследований, вошедшие в диссертацию, использовались в учебном процессе кафедры СМЗ МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также являлись составной частью госбюджетной НИР «Проведение исследований и создание научно-технического задела по созданию вычислительной платформы с набором средств разработки (АР1) для проведения автоматизированных инженерных расчетов больших задач аэрогидродинамики на суперкомпьютерах петафлопного класса» в 2011;2012.

На защиту выносятся названные методики и перечисленные результаты.

1. Результаты выбора системы аэродинамической стабилизации.

2. Результаты экспериментальных исследований обтекания стабилизирующих устройств зондов дозвуковым турбулентным потоком.

3. Методика и алгоритм расчета аэродинамических характеристик органов управления зонда, результаты математического моделирования и параметрических исследований.

4. Рекомендации по выбору конструкционных параметров компоновки зонда в закрученном потоке газа.

5. Анализ амплитуды колебаний зонда в свободном и возмущенном дозвуковом потоке по углу атаки.

Личный вклад автора состоит в разработке методик аэродинамических испытаний, расчетных методик, анализе и обобщении полученных результатов.

Рекомендации по внедрению: Результаты данной работы были рекомендованы к внедрению в ООО «ЦИЭКС». На основании рекомендаций были выбраны уточненные геометрические и весовые параметры диагностического комплекса «Сканлайнер».

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях: Школа-семинар молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А. И. Леонтьева (г. Калуга, 2005; г. Санкт-Петербург, 2007; г. Жуковский, 2009) — XVII Международная Интернет-конференция молодых ученых и студентов по современным проблем машиноведения (г. Москва, 2005) — Школа — семинар «Современные проблемы аэрогидродинамики», (г. Туапсе, 2005,2006,2007) — Международная научно-техническая конференция «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» (г. Москва, 2006 и 2007) — Российская Национальная конференция по теплообмену (г. Москва, 2006 и 2010) — Международная научная конференция «Ракетно-космическая техника: фундаментальные и прикладные проблемы механики» (г. Москва, 2007) — Школа-семинар «Аэродинамика летательных аппаратов» (п. Володарского, 2008 и 2010) — Научно-техническая конференции молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов «Будущее авиационной науки» (г. Жуковский, 2008) — Международная научная конференция ПАВТ (г. Нижний Новгород, 2009) — Всероссийская научно-техническая конференция «Фундаментальные основы баллистического проектирования» (г. Санкт-Петербург, 2010 и 2012) — Всероссийская конференция «Свободное программное обеспечение-2010» (г. Санкт-Петербург, 2010) — XXXVI Академические Чтения по космонавтике (г. Москва, 2012).

Публикации. Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 25 научных работах, в том числе в 5 научных статьях перечня ВАК и 20 тезисах докладов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего программы расчета. Общий объем составляет 236 страниц, в том числе 188 страниц текста, 150 рисунков и 29 таблиц.

Список литературы

содержит 180 наименований. Приложение составляет 32 страницы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Выбрана оптимальная система пассивной аэродинамической стабилизации. Компоновка зонда в форме цилиндра с двумя дисками была устойчива в закрученном ограниченном потоке восходящего вязкого газа.

2. Проведен комплекс экспериментов, анализ результатов которых позволил выявить характерные структуры течения, закономерности их трансформации, их влияние на изменения АДХ в условиях отрыва потока. Показано, что при малых дозвуковых скоростях обтекание стабилизирующих устройств сопровождается образованием локальных зон отрывного течения. При сравнении результатов, полученных в аэродинамической трубе с открытой и закрытой частью, необходимо вводить поправку на блокировку потока.

3. Разработана методика численного моделирования течений при малых дозвуковых скоростях, позволяющая определять параметры сложных, в том числе отрывных, течений с достаточной инженерной точностью в широких диапазонах определяющих параметров. Проведена серия вычислений, подтверждающая приемлемость методики, а также позволившая проанализировать основные требования, предъявляемые к расчетным сеткам, использующимся в подобных задачах, и влияние числа конечных объемов на точность получаемого решения. В результате расчетов получено распределение параметров потока при наличии закрутки во всех возмущенных областях при обтекании цилиндрических тел с различными дисковыми надстройками (стабилизирующими устройствами), существенно дополняющее результаты экспериментальных исследований. При увеличении интенсивности закрутки возможно развитие динамической неустойчивости.

4. Установлено, что геометрия СУ оказывает влияние на интегральные АДХ и распределение давления. Получено для случая закрученного потока изменение продольной силы до 10%, нормальной силы более 50%, увеличение момента тангажа по модулю до 25%, что обусловлено воздействием отрывного течения. Определено влияние СУ на АДХ, которое связано с интерференционным воздействием течений. Различие с экспериментом составило 6%. Максимальная ошибка в расчете коэффициента давления составила 5%.

5. С помощью полученных методик были даны рекомендации по выбору массогабаритных параметров. При выборе массы зонда необходимо было использовать соотношение Р/Х> 10. Для выбора геометрических параметров необходимо использовать соотношения: ?,/?>2=1.3−1.6, I,/г/=2.5−3.0, £>,/с/= 3.8−5.0- ?/?/=5.5−6.0. Данный результат может быть использован при проектировании конструкции зонда.

6. Разработана модель динамики зонда на тросе, которая представлена в Приложении. Проведены исследования зонда в свободном и возмущенном потоке. Показано, что при выбранных конструктивных параметрах амплитуда колебаний зонда не превышает 10 градусов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполненного диссертационного исследования, носящего квалификационный характер, решена актуальная научно-техническая задача, посвященная разработке методики моделирования (физического, математического) АДХ СУ зондов при дозвуковом отрывном обтекании. Это позволило повысить эффективность использования СУ и достоверность определения их аэродинамических характеристик.

Проведен комплекс экспериментов (дренажных, визуализационных, весовых), анализ результатов которых позволил выявить характерные структуры течения и закономерности их трансформации, определить влияние конструктивных параметров на АДХ СУ и дать рекомендации по их выбору.

Разработанная методика расчета аэродинамических характеристик цилиндрических зондов различной формы, базирующаяся на решении задачи вязкого пространственного обтекания тел несжимаемым потоком с использованием метода конечного объема показала удовлетворительное согласование с экспериментом в широком диапазоне конструктивных параметров. На основании проведенных исследования даны рекомендации по выбору рациональных массогабаритных характеристик зондов, работающих в ограниченно-пространственном закрученном дозвуковом потоке газа.

Основные работы, отражающие содержание диссертации:

1. Калугин В. Т., Стрижак C.B., Сущев С. П. Аэродинамическая стабилизация диагностического комплекса «Сканлайнер» // Известия РАН. Проблемы машиностроения и надежности машин. 2006. № 3. С. 87−94.

2. Калугин В. Т., Стрижак C.B. Физическое и математическое моделирование отрывного обтекания аппарата-зонда с дисковыми стабилизаторами в закрученном потоке газа // Научный Вестник МГТУ ГА. Аэромеханика и прочность. 2008. № 125. С. 63−67.

3. Калугин В. Т., Стрижак C.B. Конструирование многоблочных сеток для тел вращения с дисковыми надстройками // Научный Вестник МГТУ ГА. Аэромеханика и прочность. 2009. № 138 (1). С. 82−85.

4. Калугин В. Т., Стрижак C.B. Параметрические исследования аппарата-зонда в закрученном потоке газа // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 6. С. 14−18.

5. Калугин В. Т., Стрижак C.B. Выбор аэродинамической компоновки аппарата-зонда, обтекаемого турбулентным закрученным потоком газа // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2012. № 10. С. 1−12.

6. Калугин В. Т., Стрижак C.B. К задаче определения аэродинамических характеристик диагностического комплекса «Сканлайнер» // Проблемы газодинамики и тепломассообмена в энергетических установках: Труды XV Всерос. школы-семинар молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А. И. Леонтьева. М., 2005. Т.1. С. 83−86.

7. Калугин В. Т., Стрижак C.B., Сущев С. П. Численное моделирование процесса теплообмена на поверхности диагностического комплекса «Сканлайнер» // Четвертая Российская Национальная конференция по теплообмену: Труды конференции. М., 2006. Т.2. С. 124−127.

8. Калугин В. Т., Стрижак C.B. Модель обтекания диагностического комплекса «Сканлайнер» в закрученном потоке газа // Проблемы газодинамики и тепломассообмена в энергетических установках: Труды XVI Всерос. школы-семинар молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А. И. Леонтьева. М., 2007. Т.1. С. 156−159.

9. Стрижак C.B. Математическое моделирование отрывного обтекания цилиндрических тел с дисковыми надстройками // Проблемы газодинамики и тепломассобмена в аэрокосмических технологиях: Труды XVII Всерос. Школы-семинара молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А. И. Леонтьева. М., 2009. Т.1. С. 101−104.

10. Возможности открытого пакета OpenFoam для решения задач аэрогидродинамики и теплообмена / C.B. Стрижак [и др.] // Пятая Российская Национальная конференция по теплообмену: Труды РНКТ-5. М., 2010. Т.1. С.85−88.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ф., Кошевой В. Н. Управление и стабилизация в аэродинамике. М.: Высшая школа, 1978. 479 с.
  2. Н.Ф., Кошевой В. Н., Калугин В. Т. Аэродинамика отрывных течений. М.: Высшая школа, 1988. 351 с.
  3. В.Т. Аэрогазодинамика органов управления полетом летательных аппаратов: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. 688 с.
  4. Аэродинамика: Учебное пособие / Под ред. В. Т. Калугина. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 687 с.
  5. П. Отрывные течения: Пер. с англ. М: Мир, 1972. Т.1. 299 е.- 1973. Т.2. 280 е.- 1973. Т.З. 333 с.
  6. П. Управление отрывом потока. М: Мир, 1979. 522 с.
  7. Г. А. Развитие теоретической и прикладной газовой динамики школой профессора И.П. Гинзбурга. СПб.: БГТУ, 2002. 196 с.
  8. Л.Г. Механика жидкости и газа: Учебник для вузов- 7-е изд., испр. М: Дрофа, 2003. 840 с.
  9. Аэрогидромеханика: Учебник для вузов / E.H. Бондарев и др. М.: Машиностроение, 1993. 608 с.
  10. Г. Г. Газовая динамика. М.: Наука, 1988. 424 с.
  11. Механика жидкости и газа. Избранное / Под общей ред. А. Н. Крайко. М.: Физматлит, 2003. 752 с.
  12. А. Н. Теоретическая газовая динамика: классика и современность. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2010. 440 с.
  13. Теоретическая и прикладная газовая динамика- В 2-х т. / Под ред. С. Ю. Крашенинникова. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2010. Т1. 488 с.
  14. ЦАГИ основные этапы научной деятельности, 1993 — 2003 / Под ред. Г. С. Бюшгенса. М.: Наука, Физматлит, 2003. 576 с.
  15. А.Н., Тюмнев Н. М., Хут Г.И. Методы исследования течений газа и определения аэродинамических характеристик осесимметричных тел. М: Наука, 1995. 397 с.
  16. Г. Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1976. 888 с.
  17. Л.В., Степанов Г. Ю. Отрывные и кавитационные течения. М.: Наука, 1990. 384 с.
  18. Аэродинамика летательных аппаратов / Под ред. Г. А. Колесникова. М.: Машиностроение, 1993. 544 с.
  19. И.А. Взаимодействие неравномерных потоков с преградами. Л.: Машиностроение, 1983. 144 с.
  20. И.А., Кудрявцев H.A. Теплоотдача и сопротивление пакетов труб. Л.: Энергоатомиздат, 1987. 223 с.
  21. И.А., Исаев С. А., Коробков В. А. Задачи и методы расчета отрывных течений несжимаемой жидкости. Л.: Судостроение, 1989. 256 с.
  22. И.А., Исаев С. А. Моделирование турбулентных течений: Учебное пособие. СПб.: БГТУ, 2001. 108 с.
  23. Управление обтеканием тел с вихревыми ячейками в приложении к летательным аппаратам интегральной компоновки (численное и физическое моделирование) / Под ред. A.B. Ермишина, С. А. Исаева. М.: Изд-во Моск. Ун.-та, 2003. 360 с.
  24. Численное моделирование вихревой интенсификации теплообмена в пакетах труб / С. А. Исаев и др. СПб.: Судостроение, 2005. 392 с.
  25. О.М. Численное моделирование в механике сплошных сред. М.: Физматлит, 1994. 448 с.
  26. О.М., Опарин A.M., Чечеткин В. М. Турбулентность: новые подходы. М.: Наука, 2003. 286 с.
  27. Нестационарная аэродинамика баллистического полета / Ю. М. Липницкий и др. М.: Физматлит, 2003. 176 с.
  28. Численное моделирование осесимметричных отрывных течений несжимаемой жидкости / О. Г. Гоман и др. М.: Машиностроение, 1993. 288 с.
  29. Математические модели летательных аппаратов / Под ред. С. М. Бело-церковского. М.: Новый центр. 2003. 631 с.
  30. Математическое моделирование при формировании облика летательного аппарата / В. М. Попов и и др. М.: Машиностроение, 2005. 496 с.
  31. A.A., Попов Ю. П. Разностные методы решения задач газовой динамики. 4-е изд., испр. М.: Едиториал УРСС, 2004. 424 с.
  32. Численное моделирование течений в турбомашинах / С. Г. Черный и др. Новосибирск.: Наука, 2006. 202 с.
  33. .Н. Кинетически-согласованные схемы в газовой динамике. М.:МГУ, 1999. 232 с.
  34. Т.Г. Квазигазодинамические уравнения и методы расчета вязких течений. М.: Научный мир, 2007. 352 с.
  35. В.В., Судаков Г. Г. Применение численных методов в задачах аэродинамического проектирования. М.: Изд-во ЦАГИ, 2007. 142 с.
  36. В.В., Судаков Г. Г. Вихревой след самолета в турбулентной атмосфере // Труды ЦАГИ. 2006. Вып. 2667. 155 с.
  37. Системы обеспечения вихревой безопасности полетов летательных аппаратов / Под ред. Л. И. Турчака М.: Наука, 2008. 373 с.
  38. A.C., Желанников А. И. Вихревые следы самолетов. М.: Физ-матлит, 2008. 172 с.
  39. В.И. Компьютерные технологии в аэрогидродинамике и теп-ломассобмене. Киев: Наукова Думка, 2003. 379 с.
  40. С.М. Экспериментальная аэромеханика. М: Высшая Школа, 1970. 423 с.
  41. С.И. Аэрогидромеханика плохообтекаемых конструкций. Л.: Судостроение, 1983. 332 с.
  42. Ван-Дайк М. Альбом течений жидкости и газа. М.: Мир, 1986. 180 с.
  43. К. П. Аэродинамика тел простейших форм. М.: Факториал, 1998. 432 с.
  44. А.Н. Экспериментальная гидроаэромеханика. М.: Издательство МАИ, 2004. 296 с.
  45. Методы оптической диагностики в аэрофизическом эксперименте / В. М. Бойко и др. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2009. 450 с.
  46. Particle Image Velocimetry. A practical guide / M. Raffel et al., ed. Berlin et al.: Springer-Verlag, 2007. 448 p.
  47. А.Н. Аэродинамика автомобиля: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2010. 356 с.
  48. В.Т., Чернуха П.А. HS-P1V метод экспериментального исследования нестационарного обтекания грузов на внешней подвеске с перфорированными стабилизирующими устройствами // Научный Вестник МГТУ ГА.2011. № 172 (10). С.42−48.
  49. Численные методы исследования течений вязкой жидкости / A.M. Гос-мен и др. М.: Мир., 1972. 323 с.
  50. П. Вычислительная гидродинамика. М: Мир, 1980. 616 с.
  51. С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости. М.: Энергоатомиздат, 1984. 152 с.
  52. С.В. Численное решение задач теплопроводности и конвективного теплообмена при течениях в каналах. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 312 с.
  53. К. Вычислительные методы в динамики жидкости- В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. Т.1. 504 с.
  54. Ferziger J.H., Peric М. Computational Methods for Fluid Dynamics. 3rd, rev: ed. Berlin et al.: Springer, 2002. 423p.
  55. Schafer M. Computational Engineering Introduction to numerical methods. 3 rd, rev. ed. Berlin et al.: Springer-Verlag, 2006. 326 p.
  56. Hirsch C. Numerical Computational oflntemal and External Flows: The Fundamentals of Computational Fluid Dynamics. Second Edition. Oxford: Elsevier Science and Technology, 2007. 680 p.
  57. Jasak H. Error analysis and estimation in the Finite Volume method with application to fluid flows: PhD thesis. Imperial College of Science, Technology and Medicine. L., 1996. 394 p.
  58. A tensorial approach to computational continuum mechanics using object oriented techniques / H.G. Weller et al. // Computers in Physics. 1998. Vol. 12, № 6. P. 620−631.
  59. Rusche H. Computational Fluid Dynamics of Dispersed Two-Phase Flows at High Phase Fractions: Ph. D. thesis. Imperial College of Science, Technology and Medicine. L., 2002. 343 p.
  60. Bos F.M. Numerical simulations of flapping foil and wing aerodynamics: Ph. D. thesis. Delft, 2009. 236 p.
  61. Tukovic Z., Jasak H. Updated Lagrangian Finite Volume Solver for Large Deformation Dynamic Response of Elastic Body // Transactions of FAMENA. 2007. Vol.31. № 1. P. 1−16.
  62. Tukovic Z., Jasak H. Automatic Mesh Motion for the Unstructured Finite Volume Method // Transactions of FAMENA. 2007. Vol. 30, № 1. P. 1−18.
  63. Development and validation of a C++ object oriented cfd code for heat transfer analysis / L. Mangini et al. // Thermal Engineering and Summer Heat Transfer Conference. Vancouver (Canada), 2007. 16 p. (ASME-JSME 2007)
  64. Finite Rate Chemistry Large-Eddy simulations of Self-Ignition in a Supersonic Combustion Ramjet / C. Fureby et al. // AIAA Journal. 2010. Vol. 48, № 3. P. 540−550.
  65. Tabor G.R., Baba-Ahmadi M.H. Inlet conditions for large-eddy simulation: A review // Computers and fluids. 2010. Vol. 39. P.553−567.
  66. Popescu M., Shyy W., Garbey M. Finite volume treatment of dispersion-relation-preserving and optimized prefactores compact schemes for wave propagation//Journal of Computational Physics. 2005. Vol. 210. P.705−729.
  67. А.Ю., Динариев О. Ю., Евсеев H.B. Основы метода функционала плотности в гидродинамике. М.: Физматлит, 2009. 312 с.
  68. . Язык программирования С++ (Специальное издание): Пер. с англ. М.: ООО «Бином-Пресс», 2008. 1104 с.
  69. Г. С++ для начинающих: Пер с англ. М.: Эком Паблишерз, 2007. 640 с.
  70. С.А., Посыпкин М. А. Технология параллельного программирования. М.: ИД Форум, 2008. 208 с.
  71. К.Ю. Основы параллельного программирования. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 342 с.
  72. В.П. Высокопроизводительные вычисления для многопроцессорных многоядерных систем: Учебник. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. 544 с.
  73. Г. И. Методы вычислительной математики. М.: Наука, 1989. 608 с.
  74. Saad Y. Iterative Methods for Sparse Linear Systems. N. Y.: PWS Publ., 1996. 547 p.
  75. Д. Уоткинс. Основы матричных вычислений: Пер. с англ. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 664 с.
  76. Van der Vorst Н. A. High performance preconditioning // SIAM J. Sci. Stat. Сотр. 1989. № 6. P. 1174−1185.
  77. Van der Vorst H. A. Bi-CGSTAB: a fast and smoothly converging variant of Bi-CG for solution of non-symmetric linear systems // SIAM J. Sci. Stat. Сотр. 1992. № 2. P. 631−644.
  78. А.А., Вабищевич П. Н. Вычислительная теплопередача. M.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 784 с.
  79. Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. (6-е изд.). М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 636 с.
  80. B.C., Кувыркин Г. Н. Математические модели механики и электродинамики сплошной среды. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. 512 с.
  81. М.П., Савенков Е. Б. Методы численного анализа математических моделей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 591 с.
  82. В. Т., Мордвинцев Г. Г., Попов В. М. Моделирование процессов обтекания и управления аэродинамическими характеристиками летательных аппаратов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 527 с.
  83. Wilcox D. Turbulence modeling for CFD. California (La Canada): DCW Industries, Inc., 1998. 537 p.
  84. Spalart P.R. Allmaras S.R. A one-equation turbulence model for aerodynamics flow // La Recherche Aerospatiale. 1994. № 1. P.5−21.
  85. Menter F.R., Kuntz M., Langtry R. Ten Years of Industrial Experience with the SST turbulence model. Turbulence, Heat and Mass Transfer 4 / ed. K. Han-jalic, Y. Nagano, M. Tummers, New York: Begell House, Inc., 2003, P. 625−632.
  86. A priori and a posteriori tests of inflow conditions for large-eddy simulation / U. Piomelli et al. // Physics of Fluids. 2004. Vol. 16, № 12. P. 4696−4712.
  87. Pierce C.D., Moin P. Progress-variable approach for large eddy simulation of non-premixed turbulent combustion // Journal of Fluid Mechanics. 2004. Vol.504. P. 73−97.
  88. Georgiadias N.J., Rizzeta D.P., Fureby C. Large-eddy Simulation: Current Capabilities, Recommended Practices, and Future Research // AIAA Journal. 2010. Vol.48, № 8. P. 1772−1784.
  89. A hybrid RANS-LES approach with delayed-DES and wall-modelled LES capabilities / M.L. Shur et al. // International Journal of Heat and Fluid Flow. 2008. Vol.29, № 6. P. 1638−1649.
  90. Nakamura S., Hivcly E.M., Conlisk A.T. LES Simulation of Aerodynamic Drag for Heavy Duty Trailer Trucks. Reno (Nevada): FEDSM, 2002. P. 1−7. (20 023 147)
  91. Experimental and Computational Study of Unsteady Wake Flow Behind a bluff body with a drug reduction device / G. Iaccarino et al. // SAE Technical Paper. 2001. 01B-027. P. 1−15.
  92. Kapadia S., Roy S., Wurtzler K. DES Over a reference Ahmed Car model //Aerospace Sciences Meeting. Reno (Nevada). 2003. P. l-11. (AIAA-2003−0857)
  93. Spalart P.R. Detached-Eddy Simulation // Ann. Rev. Fluid Mech. 2009. Vol. 41. P. 181−202.
  94. Application of Detached-Eddy Simulation for Automotive Aerodynamics Development / M. Islam et al. // SAE Paper.2009.01−0333. 13 p.
  95. Larsen A. Walther J. Discrete of vortex simulation of flow around five generic bridge deck section // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. 1998. V. 77−78. P. 591−602.
  96. Numerical Investigation of Flow Past a Prolate Spheroid / G.S. Constan-tinescu et al. // Journal of Fluids Engineering. 2002. Vol. 124. P. 904−910.
  97. Kotapati-Apparao R. В., Squires K. D., Forsythe J.R. Prediction of Prolate Spheroid Undergoing a Pitchup Maneuver // Aerospace Sciences Meeting. Reno, (Nevada). 2003: P. l-11. (AIAA 2003−0269)
  98. E.M., Зайцев Д.К. Метод конечных объемов в приложении к задачам гидрогазодинамики и теплообмена в областях сложной формы
  99. НТВ СПбГПУ. 2004. № 2 (36). С. 70−81.
  100. Метод моделирования отсоединенных вихрей для расчета отрывных турбулентных течений: предпосылки, основная идея и примеры применения / М. Х. Стрелец и др. // НТВ СПбГПУ. 2004. № 2 (36). С.22−33.
  101. Ю.В. Статистическая теории турбулентности (прошлое и настоящее краткий очерк) // НТВ СПбГПУ. 2004. № 2 (36). С.7−20.
  102. .Б., Красинский Д. В. Моделирование динамики турбулентной круглой струи методом крупных вихрей // Теплофизика и аэромеханика. 2006. Т. 13, № 1. С.49−61.
  103. Д.А. Разработка и применение эффективного RANS/ILES метода для расчета сложных турбулентных струй // ТВТ. 2008. Т.46, № 2. С.271−282.
  104. A.M., Кисаров Ю. М., Ключников И. Г. Численный эксперимент в классической гидромеханике турбулентных потоков. Екатеринбург: УРО РАН, 2001. 162 с.
  105. Численное моделирование пространственного обтекания сверхзвуковых летательных аппаратов и их элементов на основе многозонной технологии / А. П. Косых и др. // Ученые записки ЦАГИ. 2004. T. XXXV, № 1−2. С. 10−20.
  106. Возможности открытого пакета OpenFoam для решения задач аэрогидродинамики и теплообмена / C.B. Стрижак и др. // Пятая Российская Национальная конференция по теплообмену: Труды РНКТ-5. М., 2010. Т.1. С.85−88.
  107. К.Н., Емельянов В. Н. Моделирование крупных вихрей в расчетах турбулентных течений. М.: Физматлит, 2008. 368 с.
  108. К.Н., Емельянов В. Н. Течения газа с частицами. М.: Физматлит, 2008. 598 с.
  109. К.Н., Емельянов В. Н. Газовые течения с массоподводом в каналах и трактах энергоустановок. М.: Физматлит, 2011. 464 с.
  110. Рабочие процессы в жидкостном ракетном двигателе и их моделирование / Е. В. Лебединский и др.- Под ред. A.C. Коротеева М.: Машиностроение, 2008. 512 с.
  111. Lehnhauser Т., Schafer M. Efficient discretization of pressure-correction equations on non-orthogonal grids // Int. J. Numer. Meth. Fluids. 2003. Vol.42. P. 211−231.
  112. Lehnhauser Т., Schafer M. Improved linear interpolation practice for finite-volume schemes on complex grids // Int. J. Numer. Meth. Fluids. 2002. Vol.38. P. 625−645.
  113. Leister H.J., Peric M. Vectorized Strongly Implicit Solving Procedure for a seven-diagonal coefficient matrix // Int. J. Numer. Meth. Heat Fluid Flow. 1994. Vol. 4. P. 159−172.
  114. Usera G., Vernet A., Ferre J. A parallel block-structured finite volume method for flows in complex geometries with sliding interfaces // Flow Turbulence Combustion. 2008. Vol. 81,1. 3. P. 471−495.
  115. А., Лилли Д., Сайред H. Закрученные потоки. М.: Мир, 1987. 588 с.
  116. Теория тепломассообмена / Под ред. А. И. Леонтьева. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. 683 с.
  117. Материалы и покрытия в экстремальных условиях. Взгляд в будущее: В 3-х томах. Экспериментальные исследования / Под ред. Ю. В. Полежаева, С. В. Резника. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. Т.З. 264 с.
  118. Т., Бон М. Обтекание двух круглых дисков, расположенных друг за другом // Теоретические основы инженерных расчетов. 1980. Т. 102, № 1. С. 225−234.
  119. Koenig К., Roshko A. Interaction effects on the drag off bluff bodies in tandem // Proc. Sympos. on Aerodynamic Drag Mechanisms of Bluff Bodies and Road Vehicles. N.Y.: Plenium Press, 1978. P. 253−273
  120. Koenig К., Roshko A. An experimental study of geometrical effects on the drag and flow field of two bluff bodies separated by a gap // Journal of Fluid Mechanics. 1985. Vol.156. P. 167−204.
  121. Koenig K., Griffin L.W., Vincent L.D. The cavity-like modes of axisymmet-ric flow past a plane-nosed cylinder with a concentric ring
  122. AIAA Paper. 1986. № 86−1067. P. 1−9.
  123. П. Результаты измерений давления на поверхности цилиндрической модели с оживальной носовой частью, обтекаемой в условиях различных режимов под углом атаки // Ракетная техника и космонавтика. 1983. № 6. С. 15−25.
  124. К.С. Влияние турбулентности на распределение давления вокруг цилиндра квадратного сечения и возможности уменьшения аэродинамических нагрузок // Теоретические основы инженерных расчетов. 1982. Т. 104. № 4. С. 194−200.
  125. А.В., Клементьев В. А., Галиев А. Г. Экспериментальное исследование поперечной силы при обтекании тел вращения под большими углами атаки // Изв. Вузов. Авиационная техника. 2003. № 4. С. 24−27.
  126. Р.В., Дейли Дж.У. Горение в турбулентном слое смешения за уступом // Аэрокосмическая техника. 1984. № 7. С.74−82.
  127. Ха К. Расчет течений в диффузорах при наличии закрутки и возмущений, создаваемых на входе // Аэрокосмическая техника. 1984. № 4. С. 74−82.
  128. С.У., Чо Н.Х., Флетчер А. Дж. Расчет характеристик турбулентности закрученных течений в конических диффузорах // Аэрокосмическая техника. 1991. № 5. С. 73−83.
  129. Setogushi Т., Shiomi N., Kaneko К. Development of two-way diffuser for fluid energy conversion system//Renewable Energy. 2004. Vol.29. P. 1757−1771.
  130. С.А., Сумовский H.A. Снижение сопротивления и увеличение устойчивости транспортируемых вертолетами грузов при организации передней срывной зоны // ИФЖ. 1997. Т.70, № 6. С. 990−995.
  131. В.К., Гувершок C.B., Исаев С. А. Идентификация вихревого механизма головной стабилизации при моделировании несимметричного обтекания цилиндра с выступающим диском потоком несжимаемой жидкости // ИФЖ. 1999. Т. 72, № 4. С. 634−640.
  132. Моделирование ламинарного обтекания цилиндра с соосиым передним диском при малых и умеренных углах атаки с помощью многоблочных вычислительных технологий / С. А. Исаев и др. // Аэромеханика и газовая динамика. 2003. № 1. С. 16−27.
  133. A.A. Расчетно-экспериментальное исследование взаимодействия газовых потоков с проницаемыми границами: Автореферат дисс.. канд. физ.-мат. наук (01.02.05). Москва, 2009. 24 с.
  134. В.П., Резниченко Н. Т., Шоломович Г. И. Об автоколебаниях тел плохообтекаемой формы при сильном загромождении ими потока в трубе // Механика жидкости и газа. 2000. № 2. С.136−143.
  135. С.А. Системы стабилизации и азимутальной ориентации груза на внешней подвеске вертолетов для выполнения АСМР // Полет. 2004. № 4. С. 51−58.
  136. A.M. Вертолет в усложненных условиях эксплуатации. М.: КДУ, 2007. 232 с.
  137. В.В. Исследование автоколебаний вертолета с грузом на внешней подвеске вертолета // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 177 (3). С. 6571.
  138. В.Т., Неманов И. О. Особенности обтекания аэродинамических рулевых поверхностей в закрученном потоке // Научный вестник МГТУ ГА. Аэромеханика и прочность. 2002. № 50. С. 95- 99.
  139. И. О. Разработка методики определения аэродинамических характеристик рулевых поверхностей в закрученном потоке винтокольцевых устройств: Дисс.. кандидата технических наук (05.07.01). М., 2005. 228 с.
  140. В.Т., Соболев В. Ю. Математическое моделирование процессов дозвукового турбулентного обтекания стабилизирующих устройств летательных аппаратов в условиях отрыва потока // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. 2005. № 2(59). С. 20−30.
  141. В. Т., Соболев В. Ю. Влияние геометрии тела вращения на его аэродинамические характеристики и структуру течения при дозвуковом отрывном обтекании // Научный вестник МГТУ ГА. Аэромеханика и прочность. 2006. № 97. С. 54−57.
  142. В. Т., Соболев В. Ю. Особенности дозвукового отрывного обтекания затупленных летательных аппаратов с дисковыми стабилизирующими устройствами // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение.2006. № i. С.41−49.
  143. В.Ю. Методика определения аэродинамических характеристик летательных аппаратов со стабилизирующими устройствами при дозвуковом отрывном обтекании: Дисс.. кандидата технических наук (05.07.01). М., 2007. 288 с.
  144. А.Н. Математическое моделирование влияния схода вихрей на нестационарные аэродинамические характеристики профиля при его произвольном движении // Учебные записки ЦАГИ. 2002. Т. XXXIII, № 3−4. С. 317.
  145. Диагностический комплекс «Сканлайнер» для обследования футеровки дымовых труб без остановки технологических процессов
  146. С.П. Сущев и др. // Конверсия в машиностроении. 2002. № 1. С. 60−66.
  147. В.А., Сущев С. П. Технология и параметры автономного аппарата для контроля футеровки функционирующей дымовой трубы // Безопасность жизнедеятельности. 2005. № 3. С. 32−44.
  148. В.А., Сущев С. П. Создание уникальной технологии внутреннего мониторинга функционирующей дымовой трубы // Промышленная энергетика. 2006. № 7. С.21−26.
  149. В.А. Разработка, оценка и внедрение средств снижения риска в управлении безопасностью объектов энергетики: Автореферат дисс.. доктора технических наук (05.26.03). Москва, 2006. 40 с.
  150. В.Т., Стрижак C.B., Сущев С. П. Аэродинамическая стабилизация диагностического комплекса «Сканлайнер» // Известия РАН. Проблемы машиностроения и надежности машин. 2006. № 3. С. 87−94.
  151. В.Т., Стрижак C.B., Сущев С. П. Численное моделирование процесса теплообмена на поверхности диагностического комплекса «Сканлайнер» // Четвертая Российская Национальная конференция по теплообмену: Труды конференции. М., 2006. Т.2. С. 124−127.
  152. В.Т., Стрижак C.B. Физическое и математическое моделирование отрывного обтекания аппарата-зонда с дисковыми стабилизаторами в закрученном потоке газа // Научный Вестник МГТУ ГА. Аэромеханика и прочность. 2008. № 125. С. 63−67.
  153. В.Т., Стрижак C.B. Конструирование многоблочных сеток для тел вращения с дисковыми надстройками // Научный Вестник МГТУ ГА. Аэромеханика и прочность. 2009. № 138 (1). С. 82−85.
  154. В.Т., Стрижак C.B. Параметрические исследования аппарата-зонда в закрученном потоке газа // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 6. С. 14−18.
  155. В.Т., Стрижак C.B. Выбор аэродинамической компоновки ап-парата-зопда, обтекаемого турбулентным закрученным потоком газа
  156. Наука и образование: электронное научно-техническое издание / МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2012. № 10. С.1−12.
  157. A.A., Лысенко Л. Н. Внешняя баллистика. М.: Машиностроение, 2005. 608 с.
  158. B.C. Пространственное движение тела при спуске в атмосфере. М.: Физматлит, 2004. 160 с.
  159. И.Т., Жириков Г. Г. Математическая модель вращающегося парашюта в аэродинамической трубе // Некоторые вопросы динамики осе-симметричного твердого тела. М.: Изд-во МГУ, 1980. С.5−14.
  160. А.Ю., Стороженко В. А., Темченко М. Е. Вращение твердого тела на струне и смежные задачи. М.: Наука, 1991. 330 с.
  161. А.Ю., Стороженко В. А., Темченко М. Е. Исследование устойчивости сложных механических систем. М.: Наука, 2002. 299 с.
  162. А.Н. Некоторые задачи аэродинамики плохообтекаемых тел. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.142 с.
  163. С.А., Тимофеев В. А. Винтовое движение твердого тела в атмосфере. Режим регулярной прецессии. М., 1991. 25 с. (Препринт ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР- № 69)
  164. В.А., Мирер С.А, Янковский И. В. Авторотационное движение твердого тела на струнном подвесе. Регулярные прецессии. М., 1988. 28 с. (Препринт ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР- № 169)
  165. Г. П. Эксплуатация и безопасность парашютных систем. М.: Машиностроение, 2005. 288 с.
  166. В.В., Морозов В. И., Пономарев А. Т. Парашютные системы. Проблемы и методы их решения. М.: Физматлит, 2009. 576 с.
  167. Н. Н. Курс теоретической механики: 6-е издание. М.: Высшая школа, 2003. 719 с.
  168. В.Н., Самсонов В. В. Устойчивость стационарных движений в примерах и задачах. М: Наука, 1988. 304 с.
  169. Д. Р. Введение в теорию устойчивости движения. 4-е издание. СПб.: Лань, 2003. 304 с.
  170. Д.Р., Бауэр С. М., Смирнов А. Л. Задачи по теории устойчивости. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. 128 с.
  171. H.A., Колесников К. С. Устойчивость движения и равновесия. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 256 с.
  172. A.B. Устойчивость стационарных движений. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 168 с.
  173. A.A., Витт A.A., Хайкин С. Э. Теория колебаний. М.: Наука, 1981. 568 с.
  174. М.М., Колесников К. С., Саратов Ю. С. Теория колебаний. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 272 с.
  175. Будущее прикладной математики. Лекции для молодых исследователей. От идей к технологиям / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Комкнига, 2008. 512 с.
  176. В.В., Левин Е. М. Динамика космических тросовых систем. М.: Наука, 1990. 336 с.
  177. В. А., Купреев С. А., Либерзон М. Р. Космические тросовые системы. Некоторые аспекты практического использования. М.: СИП РИА, 2005. 100 с.
Заполнить форму текущей работой