Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оккупационная политика Великобритании в Германии: 1945-1949 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О социализации, пока они способствовали выведению английской зоны и Западной Германии в целом из-под возможного влияния левых сил. Но как только американцы почувствовали угрозу того, что англичане могли перейти к мероприятиям, схожими с теми, которые во второй половине 1940;х годов осуществлялись в самой Великобритании, то они выступили резко против них, задействовав ощутимые экономические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Истоки, планирование оккупационной политики
  • Великобритании в Германии и общая структура управления английской зоной оккупации, 1941−1949 гг
  • Глава II. Демократизация в английской зоне оккупации
  • Германии, 1945−1949 гг
    • 1. Общая концепция политики демократизации в английской зоне оккупации Германии
    • 2. Роль партий и кадровая политика в английской зоне оккупации Германии
  • Глава III. Денацификация в английской зоне оккупации
  • Германии, 1945−1949 гг
    • 1. Выработка английских установок по денацификации 75 и их реализация в контексте антифашистского законодательства СКС, 1945−1946 гг
    • 2. Изменение методов денацификации в английской зоне оккупации Германии, 1947−1949 гг
  • Глава IV. Демилитаризация в английской зоне оккупации
  • Германии, 1945−1949 гг
    • 1. Проблема военно-промышленного потенциала в английской зоне оккупации Германии
    • 2. Реформирование промышленности в английской зоне оккупации Германии

Оккупационная политика Великобритании в Германии: 1945-1949 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен оккупации: — один из старейших в мировой истории. Первоначально это понятие связывалось в основном с периодом военных действий, когда та или иная армия временно занимала территорию противника. Впоследствии оно стало распространяться и на период после окончания войны. Оккупационный режим сохранялся до заключения мирного договора и даже в последующий период в качестве гарантии выполнения побежденной стороной условий этого договора. Принципы оккупации были кодифицированы в Гаагской конвенции от 5 октября 1907 г. «О законах и обычаях сухопутной войны». В ее разделе «О военной власти на территории неприятельского государства» указывалось, что оккупирующая сторона должна воздерживаться от изменения имущественного, социального и политического статус-кво на оккупированной территории.1.

Эти принципы оказались недостаточными для выполнения задач, вставших перед странами-победителями во второй мировой войне. Цели оккупации, сформулированные основными участниками антигитлеровской коалиции на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме, предусматривали коренное переустройство германского общества, включая сферы политики, экономики, права, образования и даже менталитета немцев, что, естественно, требовало значительного расширения сферы деятельности оккупационных властей. Это затрудняло определение конкретных сроков прекращения оккупации. В связи с этим появились новые трактовки оккупации как международно-правовой реальности. Консервативные правоведы и историки говорили о «нарушении» Гаагской конвенции и «произволе» союзников-победителей по отношению к немцам. Наиболее распространенная точка зрения заключалась в том, что оккупационный режим в Германии — это состояние «временного опекунства» над лишенной способности к принятию.

1 Международное право в избранных документах. М., 1957, Т. III, С. 50−53.

2 Krautkraemer Е. Deutsche Geschichte nach dem Zweiten Weltkrieg. Hildesheim, 1962. зрелых политических решений массой немецкого населения (при этом прекращение «опеки» увязывалось с прогрессом демократического сознания в немецком обществе). Наконец, в исторической науке имелась и концепция «оккупации — интервенции», согласно которой мандат на уничтожение и предотвращение в будущем той исключительной угрозы всеобщему миру, которую представлял собой нацизм, давал союзникам право на неограниченный — ни по содержанию, ни по времени — контроль над немецким обществом и государством.4 Именно из последней концепции выросла теория т.н. «гуманитарной интервенции», ставшая в наши дни одной из самых спорных проблем политического и экспертного дискурса, в том числе и в рамках сообщества историков.

Если научная актуальность исследования опыта союзнической оккупации Германии после второй мировой войны бесспорна, то «английское измерение» этой темы представляет особый интерес в плане исторической компаративистики. Территория английской оккупационной зоны в сравнении с зонами, выделенными для других держав-победительниц, была самой большой. В ней был расположен индустриальный центр Германии — Рур. Там имелась наибольшая концентрация военных заводов и частей разоруженного вермахта. Пришедшее в Великобритании к власти в июле 1945 г. новое лейбористское правительство претендовало на поиск «среднего пути» между «восточным коммунизмом» и «западным капитализмом». С этой точки зрения, рассмотрение его политики в германском вопросе особенно привлекательно в плане поисков ответа на вопросы: имелись ли «центристские», неконфронтационные альтернативы курсу на холодную войну и раскол Европы и Германии. Наконец, именно английская политика наиболее богата опытом в интересующем нас аспекте: на протяжении XX века Великобритания дважды осуществляла функции оккупационной власти в Германии: помимо периода 1945;1955 гг. еще и в 1918;1925 гг., когда ее.

3 Freund М. Deutsche Geschichte. Guetersloh, 1960, S. 763.

4 Majer D. Grundlagen der Besatzungsrechts 1945;1949, in: Volkmann H.-E. Ende des Dritten ReichesEnde des Zweiten Weltkrieges. Eine perspektivische Rueckschau. Muenchen, 1995, S.142−143. войска по условиям Версальского договора занимали полосу германской территории по левому берегу Рейна с такими городами как Кёльн, Бонн и Дюссельдорф. Характерно, что и после 1945 года эта территория оказалась частью английской зоны. Аналогичным историческим опытом из великих ^ держав располагала только Франция, однако, после второй мировой войны ее роль в германских делах намного уступала роли Великобритании.

Предметом исследования является разработка, формирование, реализация и результаты политики Великобритании в отведенной ей зоне оккупации Германии в 1945 -1949 гг.

Цель и задачи исследования

Работа ставит своей целью выявить мотивы английской политики в Германии, отразить основные направления осуществления этой политики в 1945;1949 гг., показать конкретные акции английской военной администрации в Германии. Автор считал необходимым решение следующих задач:

1. Проследить процесс политического планирования английской политики в Германии в период второй мировой войны, показать многовариантность предлагавшихся проектов, противоречия между различными концепциями «обращения с немцами»;

2. Определить общую структуру управления английской зоной оккупации Германии, показать ее функциональный характер и эволюцию;

3. Проанализировать выполнение английскими оккупационными властями общесоюзнических директив по демократизации, денацификации и демилитаризации Германии;

4. Показать связь планов и акций английских оккупационных властей с s общим развитием отношений по линии Восток-Запад, определить степень обоснованности критики английской политики со стороны СССР, США и других стран;

5. Охарактеризовать эффективность английской политики с точки зрения декларированных целей союзников, а также интересов немецкого населения.

Методология исследования. Теоретико-методологической основой диссертации служит принцип историзма, позволяющий рассматривать анализируемые процессы в их взаимной связи и развитии.

Хронологические рамки диссертации охватывают период от начала оккупации до создания на территории западных зон первого в послевоенной х>

Германии государственного образования — Федеративной Республики Германии. Сама оккупация продолжалась до 1955 г., однако, рубеж 1949 г. ясно отмечает отрезок времени, когда складывались ее основные черты, и когда они нашли свое наиболее полное воплощение.

Научная новизна работы определяется тем, что автор предпринял первое в отечественной исторической науке комплексное исследование оккупационной политики Великобритании в Германии в 1945;1949 гг. с использованием архивных документов, открывшихся относительно недавно, предложил новые подходы к оценке исторических событий, корректирующие сложившиеся в период холодной войны штампы и стереотипы.

Обзор источников. Для изучения темы диссертации особый интерес г* представляет прежде всего фонд Архива внешней политики Министерства иностранных дел (МИД) Российской Федерации (АВП РФ) «Референтура по Германии» (фонд 082). Он комплектовался, главным образом, за счет информационно-аналитических отчетов, записок, справок и обзоров Советской военной администрации в Германии (СВАТ), которые во второй половине 1940;х годов откладывались в Третьем Европейском отделе МИД СССР, занимавшемся Германией и Австрией. В этих документах содержалась информация об основных экономических и политических мероприятиях, связанных с демилитаризацией, обращением с немецкими ^ военнопленными, сохранением и разоружением воинских немецких и инонациональных формирований в западных зонах оккупации.

При подготовке диссертации были изучены фонды Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), в которых содержатся материалы, направлявшиеся в Отдел внешней политики.

ЦК ВКП (б).5 Эти материалы подбирались Бюро информации СВАТ на основе газет, журналов, радиосообщений, а также т.н. «специальных сообщений». В материалах подробно сообщалось о денацификации и экономической политике Великобритании и США в Германии в 1945;1949 гг.

Широко использовались также документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).6 В них содержатся статистические отчеты по денацификации в зонах оккупации Германии, которые предоставлялись в Комитет общественной безопасности Директората внутренних дел и связи Союзного контрольного совета (СКС) с 1 июля 1946 г. и вплоть до 1949 г.

Большое значение имеют опубликованные в нашей стране документы о внешней политике СССР в германском вопросе, в которых содержатся многочисленные данные и об английской политике в германском вопросе.8 Особенно следует выделить трехтомное издание «СССР и германский вопрос, 1941;1949 гг.», в котором отражены многие аспекты английской политики в германском вопросе.9 Эта публикация стала возможной И благодаря рассекречиванию в РФ в начале 1990;х годов многочисленных комплексов архивных документов.

Процесс рассекречивания архивных документов в Великобритании, связанных, в том числе и с историей ее оккупационной политики в Германии, происходил на рубеже 1970;1980 годов. Следствием этого стало появление многотомной публикации о внешнеполитической деятельности.

5 В июне 1943 г. по указанию И. В. Сталина был распущен Коммунистический Интернационал. На его месте в структуре органов ЦК ВКП (б) был сформирован Отдел международной информации (июль 1943 г. — декабрь 1945 г.), который был преобразован в Отдел внешней политики (январь 1946 г. — июль 1948 г.), а затем в Отдел внешних сношений (июль 1948 г. — март 1949 г.) и Внешнеполитическую комиссию (с апреля 1949 г.). Документы о деятельности этого органа по март 1949 г. находятся в РГАСПИ, фонд (ф.) 17, опись (оп.) 128.

6 ГАРФ, ф. 7317, оп. 18.

7 Союзный контрольный совет — четырехсторонний верховный орган управления СССР, США, Великобританией и Францией оккупированной Германией во второй половине 1940;х годов.

8 За единую антифашистскую Германию, 1945;1949 гг. М., 1969; Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941;1945. В 2-х т. М., 1983; Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941;1945 гг.: Т.4. Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США, Великобритании (4−11 февраля 1945 г.). М., 1979; Т.6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США, Великобритании (17 июля — 2 августа 1945 г.). М., 1980.

9 СССР и германский вопрос, 1941;1949 гг. Под ред. Кынина Г. П. и Лауфера Й. В 3-х т.: Т.1. М., 1996; Т.2. М., 2000; Т.З. М., 2003.

Великобритании после второй мировой войны.10 Один из томов этой публикации посвящен английской политике в Германии и Западной Европе.11 Важную роль играют и опубликованные документы американского внешнеполитического ведомства о деятельности США и других стран-участниц оккупационного режима в Германии.12.

Характеризуя немецкие источники, использованные при подготовке работы, следует заметить, что значительное влияние на их появление оказал уже упоминавшийся процесс рассекречивания архивных документов в Великобритании. Хотя, конечно, источниковая база исследования оккупационной политики Великобритании в Германии 1945;1949 гг. не ограничивается только документами, введенными в оборот относительно недавно. Широкий круг вопросов, имеющих отношение к предыстории западногерманского государства, освещен в пятитомном издании под редакцией В. Фогеля, К. Вайсца, В. Вернера и др.13 В немецких публикациях затрагиваются также сугубо экономические14 и политические15 аспекты И предыстории западногерманского государства.

В опубликованных немецкими историками Р. Штайнингером и У. Шнайдером в первой половине 1980;х годов документах показывается, как процесс четырехстороннего управления Германией трансформировался в зональный, как английская политика в Германии отражала нарастание и усиление конфронтации по линии Восток-Запад.16 Из германских публикаций.

10 Оккупационная политика Великобритании в Германии 1945;1949 гг. находила отражение и в документальных сборниках, выходивших ранее, см., например: von Oppen В. (ed.) Documents on Germany under occupation 1945;1954. L, 1955; Selected Documents on Germany and the Question of Berlin 1944;1961. L., 1962.

Documents on British Policy Overseas (DBPO), Ser. I, Vol. V (Germany and Western Europe (11 August — 31 December 1945)). L., 1990.

— fT 12 Foreign Relations of the United States (FRUS), 1945, Vol. Ill: European Advisory CommissionAustria;

Germany. Washington, 1968; FRUS, 1947, Vol. 11: Council of Foreign Ministers (CFM) (Germany and Austria). Washington, 1972; FRUS, 1948, Vol. II: Germany and Austria. Washington, 1973; FRUS, 1949, Vol. Ill: CFM (Germany and Austria). Washington, 1974; Documents on Germany 1944;1985. United States Department of State. Washington, 1985.

13 Akten zur Vorgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 1945;1949, Bd. 1−5. Muenchen, 1976;1985.

14 Woertliche Berichte und Drucksachen des Wirtschaftsrates des Vereinigten Wirtschaftsgebietes 1947;1949, Bd. 1, bearb. von Wogel W. und Weisz Ch. Muenchen, 1977.

15 Der Parlamentarische Rat 1948;1949. Akten und Protokolle. Bd. 1: Vorgeschichte. Bearb. von Wagner J.V. Boppard am Rhein, 1975.

16 Zur Deutschlandund Besatzungspolitik Grossbritanniens im Rahmen der Vier-Maechte-Kontrolle Deutschlands von Kriegsende bis Herbst 1945. Dokumentation. Hrsg. von Schneider U. // Militaergeschichtliche Mitteilungen следует отметить также сборник документов под редакцией В. Альбрехта, который концентрируется на одном аспекте оккупационной политики Великобритании — ее отношении к Социал-демократической партии Германии (СДПГ).17.

Многие из тех военных и политических деятелей, кто принимал активное участие в становлении и развитии оккупационной политики в Германии второй половины 1940;х годов, оставили мемуары, которые также стали компонентом источниковой базы диссертации.18.

Обзор литературы. Исследования по истории оккупационной политики Великобритании в Германии 1945;1949 гг. проводились в нашей стране в контексте изучения трех глобальных вопросов: истории внешней политики стран-участниц антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны и выработки ими принципов германского урегулирования в 1941;1945 гг.19, истории внешней политики Великобритании после второй мировой войны20 и истории оккупационной политики союзников в Германии в 1945;1949 гг.21.

В работах по истории внешней политики стран-участниц антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны изучается.

MGM), Bd. 31, 1/1982; Deutsche Geschichte 1945;1961. Darstellung und Dokumente, 2 Baende. Hrsg. von Steininger R. Frankfurt, 1983; Westdeutschland, em «Bollwerk gegen den Kommunismus». Hrsg. von Steininger R. //MGM, Bd. 38,2/1985.

17 Die SPD unter Kurt Schumacher und Erich Ollenhauer 1946 bis 1963. Hrsg. und bearb. von W. Albrecht, Bd. 1.

1946;1948. Bonn, 2000.

Clay L.D. Decision in Germany.N.Y., 1950; Attlee C.R. As it happened. London, 1954; Pakenham, Lord, Born to believe. An autobiography. L., 1953; Montgomery B. The Memoirs of Field-Marshall, the Viscount Montgomery of Alamein. Cleveland, N.Y., 1958; Kirkpatrick I. The Inner Circle. Memoires. L., 1959; Thomas M. Deutschland, England ueber alles. Rueckkehr als britischer Besatzungsoffizier. Berlin, 1984; Annan N. Changing Enemies. L., 1994.

19 Филитов A.M. Антигитлеровская коалиция и проблема будущего Германии (планы, дискуссии, решения). // Ежегодник германской истории (ЕГИ), 1985. М., 1986; Титков А. Э. К истории разработки в Европейской Консультативной Комиссии вопросов о зонах оккупации и контрольном механизме в Германии. // ЕГИ, 1986. М., 1987; Титков А. Э. СССР, США, Великобритания и проблема послевоенного устройства Германии, 1941;1945 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1989; Лебедева Н. С. Безоговорочная капитуляция агрессоров: Из истории второй мировой войны. М., 1989.

20 Международные отношения после второй мировой войны. Под ред. Иноземцева Н. Н. T.1 (1945;1949). М., 1962; Красильников А. Н. Внешняя политика Англии и лейбористская партия, 1951;1964. М., 1968; Наринский М. М. Англия и Франция в послевоенной Европе. М., 1972.

21 Иноземцев Н. Н. Американский империализм и германский вопрос (1945;1954 гг.}. М., 1956; Николаев П. А. Политика США, Англии и Франции в германском вопросе, 1945;1954 гг. М., 1964; Галкин А. А., Мельников Д. Е. СССР, западные державы и германский вопрос, 1945;1965 гг. М., 1966; Висков С. И., Кульбакин В. Д. Союзники и «германский вопрос», 1945;1949 гг. М., 1990; Филитов A.M. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М., 1993. процесс выработки союзниками принципов обращения с побежденной Германией. Отмечается, что английские правящие круги, испытывая антипатию к пруссачеству, в то же время не склонны были последовательно поддержать антифашистские силы в Германии.

В работах по истории внешней политики Великобритании после второй мировой войны при характеристике ее германского аспекта однозначно доминирует антисоветский мотив. В них подчеркивается, что главной целью Великобритании во второй половине 1940;х годов являлось сколачивание в Европе антисоветских блоков, к которым она стремилась подключить и Западную Германию.23 Стремление включить Западную Германию в широкий западноевропейский политический и экономический союз под английским руководством характеризуется как важнейший компонент лейбористской политики в германском вопросе.24.

Разработка истории оккупационной политики западных союзников в Германии в целом и Великобритании в частности, в нашей стране началось в первой половине 1950;х годов и продолжается вплоть до сегодняшнего дня в контексте анализа политики милитаризации Западной Германии после второй мировой войны, а также изучения курса, взятого Великобританией и США по отношению к немецким политическим партиям.26 В 1950;1960;х годах авторы руководствовались, главным образом, установкой на разоблачение политики западных держав по обоим указанным направлениям.

Как военная, так и социально-политическая проблематика оккупации Германии в 1945;1949 гг. привлекала внимание отечественных историков на протяжении всей второй половины XX века. В некоторых трудах по социально-политической истории послевоенной Германии отмечается, что.

22 Филитов А. М. Антигитлеровская коалиция, С. 50.

23 Красильников А. Н. Указ.соч., С. 18.

24 Наринский М. М. Указ.соч., С. 60, 61.

25 Беспалов Г. М. Возрождение германского милитаризма — угроза миру. М., 1953; Винокуров П. Германский вопрос и безопасность Европы. М., 1954; Волгин П. Политика Англии в вопросе перевооружения Западной Германии, 1949;1955. М., 1957; Залетный А. Ф. Милитаризация ФРГ. М., 1969.

26 Корсунский А. Немецкие правые социал-демократы на службе у англо-американских поджигателей войны. М., 1952; Маймасур И. К. Реакционная идеология и политика правых социалистов на службе американо-английского империализма. Киев, 1952. подлинный характер американской, английской и французской политики в Германии 1945;1949 гт. маскировался многообразием методов, среди которых прямому и грубому давлению не всегда принадлежало ведущее место, а большее значение имели методы идеологического и психологического воздействия на население западных зон. При этом указывалось, что в 1945;1946 гт. западные оккупационные державы провели определенные мероприятия, которые в большей или меньшей степени соответствовали освободительным целям войны.

В книге Ф. И. Новик возникновение неонацистских тенденций в ФРГ объясняется, в том числе и политикой западных держав, воспрепятствовавших выполнению принятых совместно с СССР решений о уо демократизации послевоенной Германии. В ряде работ по социально-политической истории Германии второй половины 1940;х годов анализируется проблема обобществления (социализации) в экономической концепции западногерманской СДПГ и попытки ее реализации на практике. А. Ю. Ватлин приходит к выводу, что западногерманская СДП, не решившись перешагнуть границы буржуазной демократии, с середины 1947 г. оказалась пассивным наблюдателем процесса экономической и политической реорганизации «германского империализма», не сумев закрепить, хотя бы части своей социалистической концепции на практике.29.

В работах российских военных историков на основании новых архивных документов раскрываются основные формы использования бывших военнослужащих вермахта западными оккупационными державами в послевоенный период, исследовано развитие организационной структуры и изменения в численном составе западногерманских военизированных.

27 Иерусалимский В. П. Годы становления и борьбы. Очерк истории рабочего движения в Западной Германии в 1945;1949 гг. М., 1970, С. 24.

28 Новик Ф. И. Неонацизм в ФРГ: подъемы и поражения. М., 1976, С. 12.

29 Ватлин А. Ю. Проблемы социализации в теории и практике западногерманской социал-демократии (май 1946 — июль 1947 гг.). // Общественные идеи и социально-политическая борьба в новое и новейшее время. М., 1987, С. 62. формирований во второй половине 1940;х годов.30 В некоторых работах рассматриваются планы правящих кругов Великобритании по использованию германского военного потенциала с целью сдерживания СССР в первые послевоенные месяцы.31.

Для значительной части отечественной исторической науки 1950;1980;х годов характерны жесткие идеологические оценки истории оккупационной политики западных союзников в Германии. В качестве отличительных черт последней отмечены антигерманский и антисоветский аспекты: с одной стороны, Великобритания и США были заинтересованы в ослаблении Германии, устранении ее как опасного конкурента на мировом рынке и утверждении своего экономического и политического господства, с другойв использовании послевоенной Германии против Советского Союза в духе старой мюнхенской политики.32 Последнее объясняется с точки зрения классовой однотипности — западные державы и Германия являлись капиталистическими государствами.33 Общие выводы в этих исследованиях сводятся к следующему: противоборство антигерманского и антисоветского направлений привело к тому, что через два десятилетия после окончания второй мировой войны Англия оказалась лицом к лицу с опасным конкурентом — возродившимся «западногерманским империализмом"34, а еще раньше, в конце 1940;х годов «английский империализм» уступил «американскому империализму» доминирующее положение в Рурской промышленной области, что явилось следствием наступательной тактики монополистического капитала США в Западной Германии в виде «плана Маршалла».35.

В работах по истории оккупационной политики союзников в Германии,.

30 Лешин М. Г. Немецкая служба траления в 1945;1949 гг. // Сборник работ молодых ученых ИВИ МО РФ. Вып.6. М., 1994; Лешин М. Г. Политика США, Великобритании и Франции по вопросу создания вооруженных сил Западной Германии (1945;1955 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1996.

31 Ржешевский О. А. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 г. // Новая и новейшая история (ННИ), 1999, № 3.

32 Николаев П. А. Указ.соч., С. 4.

33 Висков С. И., Кульбакин В. Д. Указ.соч., С. 79.

34 Галкин А. А., Мельников Д. Е. Указ.соч., С. 12.

35 Иноземцев Н. Н. Американский империализм и германский вопрос, С. 140, 146.

12 выходящих в 1990;е годы, отмечены разногласия в английских правящих кругах по поводу политики в германском вопросе, различия в подходах и оценках между английской и американской дипломатиями. Однако речь идет, прежде всего, о дипломатическом, а не о зонально-оккупационном.

36 уровне.

Следствием рассекречивания значительных комплексов архивных документов советского периода в 1990;е годы стало появление работ по истории СВАТ и советской политике в Германии в 1950;е годы, авторы которых уделяют определенное внимание и английской политике в германском вопросе. М. И. Семиряга отмечает, что в 1944 г. англичане выступали за совпадение границ оккупационных зон с границами немецких административных единиц — земель, поощряя тем самым тенденции к.

38 сепаратизму и автономии.

П.Н.Кнышевский и К.И.Коваль39 стоят на диаметрально противоположных позициях в вопросе о репарациях с Германии, в том числе, и в контексте английской политики. К. И. Коваль исходит из традиционной посылки об антисоветской линии западных держав40, тогда как П. Н. Кнышевский склонен усматривать объективные трудности в определении английской стороной своей позиции по репарационному вопросу.41.

Ф.И.Новик, рассматривая период от начала оккупации Германии до создания двух германских государств, высказывает точку зрения, что движению в направлении раскола Германии в какой-то степени содействовали и несовершенство, противоречивость ялтинско-потсдамских решений, в которых не были определены конкретные сроки достижения.

36 Филитов A.M. Германский вопрос, С. 69, 76, 83.

37 Кнышевский П. Н. Добыча: тайны германских репараций. М., 1994; Семиряга М. И. Как мы управляли Германией. М., 1995; Коваль К. И. Последний свидетель: «Германская карта» в холодной войне. М., 1997; Новик Ф. И. «Оттепель» и инерция холодной войны (германская политика СССР в 1953;1955 гг.). М., 2001.

38 Семиряга М. И. Указ. соч, С. 16.

39 В 1945;1949 гг. заместитель Главноначальствующего СВАГ по экономическим вопросам и начальник Советской части Экономического директората CKC. Его книга имеет в большей степени мемуарный, а не научно-исторический характер.

40 Коваль К. И. Указ.соч., С. 5,200−201.

41 Кнышевский П. Н. Указ.соч., С. 7. послевоенного мирного урегулирования в Германии. Державы-победительницы не определили достаточно точно и рамки социально-экономических и политических демократических преобразований в Германии, что позволило каждой из оккупирующих держав оправдывать свой курс ссылками на союзнические решения.42.

Специфический аспект политики Великобритании в Германии рассматривается в монографии П.М.Поляна43. Речь идет об осуществлении репатриации советских граждан из западных зон. Английская политика, как отмечает П. М. Полян, была конфронтационной по отношению к советским репатриационным миссиям.44.

Разработка истории оккупационной политики Великобритании в Германии в 1945;1949 гт. в западной историографии началась с резко критического освещения английской политики в ряде работ леволиберального публициста В. Голланца, в которых острота обличений в адрес оккупационных властей не всегда сопровождалась корректным историческим анализом и выводами.45 На смену этой трактовке пришла апологетическая оценка, представленная работами Дж.А.Элмонда и Р. Эбсворта46 (последний в 1945;1949 гг. являлся чиновником английской оккупационной администрации).

В серьезных научных исследованиях по общим вопросам истории оккупационной политики Великобритании в Германии в 1945;1949 гг., которые выходили в свет с середины 1950;х по конец 1990;х годов, деятельность англичан в Германии оценивается уже более разносторонне и критически.47.

42 Новик Ф. И. «Оттепель» и инерция холодной войны, С.20−21.

43 Полян П. М. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем Рейхе и их репатриация. М&bdquo- 1996.

44 Указ.соч., С. 265.

45 Gollanz V. In darkest Germany. L., 1947.

46 Almond G.A. The Struggle for Democracy in Germany. Chapel Hill, 1949; Ebsworth R. Restoring democracy in Germany. The British contribution. L., 1960.

47 Balfour M., Mair J. Four-Power Control in Germany and Austria 1945;1946. L., 1956; Watt D.C. Britain looks to Germany. British Opinion and Policy towards Germany since 1945. L., 1965; Scharf C., Schroeder H.-J. (Hrsg.) Politische und oekonomische Stabilisierung Westdeutschlands 1945;1949. Wiesbaden, 1977; Scharf C., Schroeder.

Огромное внимание в англои германоязычных научных исследованиях уделяется истории планирования в Великобритании германского вопроса в годы второй мировой войны.48.

В течение всей второй половины XX века изучение истории оккупационной политики союзников в Германии 1945;1949 гг. в целом и Великобритании в частности проходило в контексте исследования послевоенной истории Западной Германии.49 В некоторых из указанных работ отмечается, что оккупационная практика западных держав на первых порах несла на себе печать некоторой нерешительности, была скорее «деструктивной, чем конструктивной».50.

В работах западных ученых достаточно широко разработано такое направление как «холодная война и германский вопрос», в частности, применительно к периоду 1945;1949 гг.51 Так, например, А.Дейтон.

H.-J. (Hrsg.) Die Deutschlandpolitik Grossbritanniens und die Britische Zone. Wiesbaden, 1979; Trees W., Whiting Ch., Omansen Th. Drei Jahre nach Null. Geschichte der britischen Besatzungszone 1945;1948. Duesseldorf, 1980; Berghahn V./Kitchen M. (eds.) Germany in the Age of Total War. L., 1981; Eschenburg Th. Jahre der Besatzung 1945;1949. Stuttgart, 1983; Steininger R. Great Britain, Germany and American-European Relations since 1945. New Orleans, 1985; Foschepoth J., Steininger R. (Hrsg.) Die Britische Deutschlandund Besatzungspolitik 19 451 949. Paderborn, 1985; Becker J., Knipping F. (eds.) Power in Europe? GBR, France, Italy and Germany in a Postwar World 1945;1950. BerlinN.Y., 1986; Britische Besatzung in Deutschland. AktenerschlieBung und Forschungsfelder. Hg. v. A.M. Birke und E. Mayring. L., 1992; Kettenacker L. Germany since 1945. L., 1997; Gossel D. Briten, Deutschen und Europa. Die deutsche Frage in der britischen AuBenpolitik 1945;1962. Stuttgart, 1999.

48 Donnison F.S.V. Civil Affaires and Military Government. North-West Europe 1944;1946. L., 1961; Sharp T. The Wartime Alliance and the Zonal Division of Germany. Oxf., 1975; Burridge T.D. British Labour and Hitler’s War. L., 1976; Reusch U. Die Londoner Institutionen der Britischen Deutschlandpolitik 1943;1948. // Historisches Jahrbuch 100 (1980) — Glees A. Exile Politics during the Second World War. The German Social Democrats in Britain. Oxf., 1982; Kettenacker L. The Anglo-Soviet Alliance and the Problem of Germany. // Journal of Contemporary History (JCH), 1982, Vol. 17, No. 3- Kettenacker L. Grossbritannien und die zukunftige Kontrolle Deutschlands. // Die Britische Deutschlandund BesatzungspolitikTyrell A. Grossbritannien und die Deutschlandplanung der Alliierten 1941;1945. Fr./M., 1987; Kettenacker L. Krieg zur Friedenssicherung. Die Deutschlandplanung der Britischen Regierung waehrend des Zweiten Weltkrieges. Goettingen, 1989.

49 Schaeffer E. Von Potsdam bis Bonn. Fuenf Jahre deutscher Nachkriegsgeschichte. Schaumburg, 1950; Toennis N. Zwischen Ebbe und Flut Deutschlands entscheidende Jahre seit 1945. Hamburg, 1956; Cornides W. Die Weltmaechte und Deutschland. Geschichte derjuengsten Vergangenheit 1945;1955. Tuebengen, 1957; Freund M. Deutsche Geschichte. Guetersloh, 1960; Krautkraemer E. Deutsche Geschichte nach dem Zweiten Weltkrieg, Hildesheim, 1962; Badstuebner R. Restauration in Westdeutschland 1945;1949. Berlin, 1965; Schwarz H.P. Vom Reich zur Bundesrepublik Deutschland im Widerstreit der aussenpolitischen Konzeptionen in den Jahren der Besatzungsherrschaft 1945;1949. Neuwied, 1966; Overesch M. Deutschland 1945;1949. Duesseldorf, 1979; Hillgruber A. Deutsche Geschichte 1945;1982. Die «deutsche frage» in der Weltpolitik. Stuttgart, 1983; Ende des Dritten ReichesEnde des Zweiten Weltkrieges. Eine perspektivische Rueckschau. Hrsg. von Volkmann H.-E. Maenchen, 1995.

50 Badstuebner R. Op.cit., s.74.

51 Smith A.L. Churchill’s German Army. Wartime Strategy and Cold War Politics 1943;1947. L., 1977; Rothwell V.H. Britain and the Cold War. Califomia, 1982; Barker E. The British between the Superpowers 1945;1950. Toronto, 1983; Pingel F. «Die Russen am Rhein?» Zur Wende der britischen Besatzungspolitik im Fruehjahr 1946. // Vierteljahrshefte fllr Zeitgeschichte (VFZ), Bd. 30, 1/1984; Foschepoth J. (Hrsg.) Kalter Krieg und Deutsche утверждает, что в той степени, в какой холодная война характеризуется разделом Германии между Востоком и Западом, Великобритания столь же л ответственна за него, сколь СССР и США.

Одним из аспектов германского вопроса в период холодной войны являлся военно-стратегический. Его исследование, в частности, осуществление программы демилитаризации английской зоны оккупации Германии в 1945;1949 гг. отражается в ряде работ.53.

В западной исторической науке подробно изучена экономическая политика Великобритании в Германии 1945;1949 гг. Здесь в первую очередь следует отметить сборники статей под редакцией В. Фёрста и И. Тернера, а также ряд других работ.54.

В рамках исследования экономической составляющей деятельности Великобритании в Германии в 1945;1949 гг. значительное внимание в англо.

Frage. Deutschland im Widerstreit der Maechte 1945;1952. Goettingen, 1985; Schulte H. Besatzung und Kalter Krieg — britische Verteidigung am Rhein 1947;1949. // Die Britische Deutschlandund BesatzungspolitikFoschepoth J. British interest in the Division of Germany after the Second World War. // JCH, 1986, Vol. 21, No. 3- Peden G.C. Economic Aspects of British Perceptions of Power on the Eve of the Cold War. // Power in Europe?- Deighton A. The Impossible Peace. Britain, the Division of Germany, and the Origins of the Cold War. L., 1987; Deighton A. Cold-War Diplomacy: British Policy towards Germany’s Role in Europe 1945;1949.// Turner I. (ed.) Reconstruction in Post-War Germany. British Occupation Policy and the Western Zones 1945;1955. Oxf.- N.Y.- Munich, 1989; Weiler P. British Labor and the Cold War. Stanford, 1988; Young J.W. The Cold War and the Western Alliance. Leicester, 1989; Farquharson J. «The Essential Division». Britain and the Partition of Germany 1945;1949. // German History, 1991, Bd. 9. Основная часть из вышеперечисленного написана, главным образом, на базе архивных документов, рассекреченных, как уже говорилось, в Великобритании на рубеже 1970;1980;х годов.

52 Deighton A. Cold-War Diplomacy, P. 15.

53 Wettig G. Entmilitarisierung und Wiederbewaffnung in Deutschland 1943;1955. Muenchen, 1967; Greiner Ch. Die Allierten militaerstrategischen planungen zur verteidigung Westeuropas, 1947;1950, in: Anfaenge westdeutscher Sicherheitspolitik, 1945;1946. MuenchenWien, 1982, Bd. 1- Schulte H. Die Britische Militaerpolitik im besetzten Deutschland. // MGM, Bd. 31, 1/1982; Greenwood S. Ernest Bevin, France and 'Western Union': August 1945 — February 1946. // European History Quarterly 14 (1984) — Watt D.C. Britain and German Security 1944;1955, in: Foreign & Commonwealth Office. Historical Branch. Occasional Papers, 1989, No.3.

54 Balabkins N. Germany under direct Controls. Economic Aspects of Industrial Disarmament 1945;1948. New Brunswick, 1964; Foerst W. (Hrsg.) Zwischen Ruhrkontrolle und Mitbestimmung. Koeln/Stuttgart, 1982; Jerchow F. Deutschland in der Weltwirtschaft 1944;1947. Alliierte Deutschlandund Reparationspolitik und die Anfaenge der westdeutschen Aussenwirtschaft. Dusseldorf, 1978; Carden R.W. Before Bizonia: Britain’s Economic Dilemma in Germany 1945;1946. // JC H, 1979, Vol.14, No.3- Ahrens H.D. Demontage: Nachkriegspolitik der Alliierten. Muenchen, 1982; Wirtschaftspolitik im britischen Besatzungsgebiet 1945;1949. Hrsg. von D. Petzina u. W.Euchner. Duesseldorf, 1984; Milward A.S. The Reconstruction of Western Europe 1945;1951. L" 1984; Rudzio W. Das Sozialisierungskonzept der SPD und seine intemationalen Realisierungsbedingungen, in: J. Foschepoth, R. Steininger (Hg.) Die Britische Deutschlandund Besatzungspolitik 1945;1949. Paderborn, 1985; Cairncross A. Years of Recovery. British Economic Policy 1945;1951. L., 1985; Caimcross A. The Price of War: British Policy on German Reparations 1947;1949. Oxf.- N.Y., 1986; Turner I. (ed.) Reconstruction in Post-War Germany. British Occupation Policy and the Western Zones 1945;1955. Oxf.- N.Y.- Munich, 1989; Gimbel J. Science, Technology and Reparations. Exploitation and Plunder in Post-War Germany. Stanford, 1990; Kramer A. Die Britische Demontagepolitik am Beispiel Hamburgs. Hamburg, 1991; Farquharson J. Governed or Exploited? The British Acquisition of German Technology, 1945;1948. // JCH, 1997, Vol. 32, No. 1- Farquharson J. Grossbritannien und die deutschen Reparationen nach 1945. //VFZ, Bd. 46, 1/1998. и германоязычных работах обращено на проблему продовольственной политики в западных зонах оккупации.55.

В английских и германских исследованиях немалое внимание уделяется денацификации и демократизации в английской зоне оккупации Германии в 1945;1949 гг.56 Причем, подходы западных историков, в частности, по вопросу денацификации, подчас сильно расходятся. Если английский историк И. Тернер склонен оправдывать нежелание английских оккупационных властей провести «смену немецких элит"57, то американский исследователь Т. Боуэр рассматривает эту проблему в гораздо более критическом ключе.58.

В ряде работ западных ученых затрагивается узко политическая сторона процесса демократизации в английской зоне оккупации Германии 1945;1949 гг., то есть планы т.н. «экспорта английской демократии» в Германию, партийно-политическое развитие в английской зоне в целом и становление демократической системы в отдельных землях последней.59.

Проблема демократизации в английской зоне оккупации Германии 1945;1949 гг. разработана в западной исторической науке и в контексте английской политики в сферах науки, культуры, образования, средств массовой информации и коммуникации (СМИ).60.

55 Farquharson J. The Western Allies and the Politics of food. L., 1985; Trittel G.J. Das Sceitem der Bodenreform im «Schatten des Hungers». // Die Britische Deutschlandund Besatzungspolitik 1945;1949; Trittel H.-J. Hunger und Politik. Die Emaehrungskrise in der Bizone (1945;1949). F/M, 1990.

56 Hiscocks R. Democracy in West Germany. L., 1957; Lange I. Entnazifizierung in Nordrhein-Westfalen. Richtlinien, Anweisungen, Organisation. Siegburg, 1976; Parkschies G. Umerziehung in der britischen Zone 19 451 949. Untersuchungen zur britischen Re-education-Politik. Weinheim, 1979; Schneider U. Der Kampf um Demokratisierung in Wirtschaft und Gesellschaft. Niedersachsen unter britischer Besatzung 1945;1947. Hamburg, 1980; Marshall B. German Attitudes to British Military Government 1945;1947. // JCH, 1980, Vol. 15, No.4- Bower T. The pledge betrayed. America and Britain and the Denazification of Post-War Germany. N. Y., 1982; Marshall B. The Democratisation of Local Politics in the British Zone of Germany. // JCH, 1986, Vol. 21, No.3- Turner I. Denazification in the British Zone. // Reconstruction in post-war Germany. British Occupation Policy and the Western Zones 1945;1955; Mayring E.A. British Policy in occupied Germany: Democratization and Social Democracy. // Britain and Europe since 1945. Leicester, 1991.

57 Turner I. Op.cit., P. 234.

58 Bower T. Op.cit., P.2.

59 Rudzio W. Export englischer Demokratie? Zur konzeption britisher Besatzungspolitik in Deutschland, in: VFZ, Bd. 17, 2/1969; Pietsch H. Militaerregierung, Buerokratie und Sozialisierung. Zur Entwicklung des politischen Systems in Staedten des Ruhrgebiets 1945;1948. Duisburg, 1978.

60 Fischer H.-D. Re-educationsund Pressepolitik unter britischem Besatzungsstatus. Die Zonenzeitung «Die Welt» 1946;1950. Konzeption, Artikulation und Rezeption. Duesseldorf, 1978; Heinemann M. (Hrsg.) Umerziehung und Wiederaufbau. Die Bildungspolitik der Besatzungsmaechte in Deutschland und Oesterreich. Stuttgart, 1981; Brautmeier J. Forschungspolitik in Nordrhein-Westfalen 1945;1961. Duesseldorf, 1983; Phillips D. (ed.) German.

Отдельные вопросы английской оккупационной политики в Германии в 1945;1949 гг. затрагиваются в трудах зарубежных ученых по истории советской зоны оккупации (СЗО) Германии.61.

Universities after the Surrender. British Occupation Policy and the Control of Higher Education. Oxf., 1983; Clemens G. Britische Kulturpolitik in Deutschland 1945;1949. Literaur, Film, Musik und Theater. Stuttgart, 1997.

61 Naimark N. The Russians in Germany. A History of the Russian Zone of Occupation. Massachusetts, 1995.

Общие выводы в материалах СВАГ, направленных в Отдел внешней политики ЦК ВКП (б), относительно экономического объединения английской и американской зон сводились к следующему: экономика Западной Германии становится объектом приложения англо-американского капиталаамериканский капитал пытается проникнуть в экономику английской зоны, используя для этого наиболее распространенную форму финансовых кредитов и ввоз сырьяв договоре нигде, ни одним словом не говорится о выполнении репараций.356.

В материалах, направлявшихся в Третий европейский отдел МИД СССР, выводы о положении в уже краткосрочной перспективе после объединения зон формулировались так: Великобритания превращалась под нажимом Соединенных Штатов из главной державы, регулирующей рурскую промышленность, в младшего американского партнера. Явственно определилось, что объединение английской и американской зон: явилось лишь началом наступления США на английские позиции в Руре. Объединение зон вынудило англичан, по сути, передать американцам один из важнейших рычагов, регулирующих положение Рурской области, -продовольственное снабжение. Вместе с этим, объединение зон привязало внешнеторговые расчеты по английской зоне к доллару, что увеличило долларовые расходы Великобритании и ухудшило ее и без того тяжелое финансовое положение.

Характеристика «долларового» состояния Великобритании западными исследователями выглядит не менее пессимистично, чем оценка СВАГ: «В то время, как Бизония была жизненно необходимой для будущего экономического роста, сиюминутный эффект заключался в еще большем ограничении продовольственных поставок в Германию. Германия теперь была привязана к доллару и не могла покупать продовольствие из Голландии,.

355 РГАСПИ, ф. 17, оп. 128, д. 1091, л. 201.

356 РГАСПИ, ф. 17, оп. 128, д. 1091, л. 184,202.

357 АВП РФ, ф. 082, оп. 37, п. 200, д. 13, л. 31−32. чья валюта еще не была конвертируемой. Долларов, с другой стороны, не.

358 хватало".

А.М.Филитов, анализируя значение образования Бизонии, поясняет, что каждая сторона подавала соглашение как победу над партнером. При этом, подчеркивает он, тенденция к расколу еще не стала необратимой.359.

Иного мнения придерживается А. Дейтон, которая утверждает при комментировании значения плана Маршалла, что Англия таким образом ухватилась за возможность институционализировать разделенную Европу тем же образом, каким создание Бизонии институционализировало разделенную Германию.360.

Установка на развитие экспортных отраслей, заложенная в соглашении об объединении, и активнейшим образом пропагандируемая американской стороной, никоим образом не укладывалось в английские планы по социализации рурской индустрии, так как экспорт Германии — это прежде всего отрасли тяжелой промышленности, намеченные англичанами для социализации. Поэтому, постепенный отказ английской стороны от планов по социализации начался с пропаганды защиты английских капиталовложений, сумма которых, например, в сталелитейной и угольной промышленности составляла 600 миллионов фунтов стерлингов. Огромную роль играл и репарационный аспект. В целом, «заинтересованность Великобритании в промышленности Западной Германии определяется в 1.200 миллионов фунтов стерлингов. США, Франция и Бельгия также имеют свои притязания к германской промышленности. Эти предложения (по социализации — Ю.К.) означают, что защита финансовых интересов Объединенных Наций в Рурской области будет возложена на немецких опекунов, что даст державам кредиторам моральное право предъявлять требование на компенсацию от имени английских налогоплательщиков. Программа социализации отбивает желание у нейтрального.

358 Marshall В. German attitudes to British Military Government, P. 660.

359 Филитов A.M. Указ. соч., С. 77−78.

360 Deighton A. Op. cit., P. 191. налогоплательщика разделять вместе с английским налогоплательщиком затраты на восстановительные работы.

Союзная репарационная контора в Брюсселе проявляет большой интерес к плану социализации Рура. В настоящее время социализация может затронуть интересы тех стран, которые предъявляют претензии на репарации, а также может сказаться на производительности предприятий и на условиях труда".361.

Другим, более влиятельным фактором свертывания политики социализации в Германии, были американские установки. Сотрудникам американской оккупационной администрации ситуация виделась однозначнее и в экономическом, и в политическом смысле. Р. Мёрфи 27 апреля 1947 г. ставил следующий вопрос: готовы ли американцы вместе с англичанами поддерживать планы германских социал-демократов по социализации промышленности, которые, очевидно, поддерживает лейбористская партия. Такое положение являлось, с точки зрения американских интересов в Германии, неприемлемым, причем политическая неприемлимость в понимании сотрудников американской оккупационной администрации плавно вытекала из экономической: «Доктор Шумахер твердо высказался в поддержку немедленной социализации в Германии, национализации промышленности, создания высокоцентрализованной и контролируемой экономики, а также сильного центрального правительства. Его взгляды, конечно же, диаметрально противоположны нашей политики децентрализации и федерализма».363.

Соображения экономической идеологии имели немалое значение. В более конкретном плане это означало, что после образования Бизонии Великобритания была вынуждена капитулировать перед американской интерпретацией социализации в Германии. Американская политика в германском вопросе особенно сильно не сопротивлялась идеям и разговорам.

361 РГАСПИ, ф. 17, оп.128, д. 1091, л. 175.

362 FRUS, 1947, Vol. II, Р. 909.

363 Из послания Л. Клея Д. Ноусу (начальнику подразделения по делам гражданской администрации министерства обороны США) от 29 апреля 1947 г. (Ibid., Р. 912−913).

165 о социализации, пока они способствовали выведению английской зоны и Западной Германии в целом из-под возможного влияния левых сил. Но как только американцы почувствовали угрозу того, что англичане могли перейти к мероприятиям, схожими с теми, которые во второй половине 1940;х годов осуществлялись в самой Великобритании, то они выступили резко против них, задействовав ощутимые экономические рычаги. Никакие аргументы о взаимосвязи социализации основных отраслей западногерманской промышленности и имиджа нового правительства в Лондоне американской стороной не принимались. Некоторые западные исследователи, анализируя проблему экономической реконструкции в Западной Германии, приходят к выводу, что хотя Э. Бевин информировал правительство в Вашингтоне о том, что оппозиция американцев английским схемам по социализации могла повредить репутации лейбористского правительства, администрацию Г. Трумэна это не впечатляло. В то время, как Вашингтон был готов терпеть национализацию в Англии, администрация Трумэна четко отвергала применение каких-либо крупномасштабных схем по социализации в Западной Германии. Американская позиция определялась тем фактом, что Вашингтон рассматривал Западную Германию в качестве краеугольного камня политики реконструкции США в Европе.364.

Американская политика реконструкции в Западной Германии и Европе второй половины 1940;х годов обозначалась, как «план Маршалла», по имени нового госсекретаря, сменившего на этом посту Дж. Бирнса в 1947 г. Именно он положил конец английским попыткам осуществить социализацию в узко экономическом, а не политическом смысле. В беседе со своим английским коллегой, которую Д. К. Уатт называет последней попыткой Великобритании добиться национализации немецкой промышленностиДж. Маршалл не высказывался особенно резко против социализации, но сослался на жесткие взгляды генерала Л. Клея, руководителя американской.

364 Schroeder H-J. The Economic Reconstruction of West Germany in the context of international relations. // Power in Europe?, P. 316. оккупационной администрации, против национализации.365 Д. К. Уатт продолжает, что Л. Клей смог убедить своего английского коллегу, генерала Бр. Робертсона, в том, что следует предоставить германскому народу самому принимать решение по вопросу социализации. Немцы, конечно же, могли сами решать, но только при условии контроля такого решения англо-американцами. В этой связи американцы вслед за англичанами были не склонны переоценивать важность внутригерманского фактора, суть которого обозначил Л. Клей: «Политическая борьба за контроль экономических механизмов между ХДС, который, не выступая в поддержку полностью свободной экономики, высказывался лишь за ограниченный контроль, и СДПГ, которая стремится к абсолютно контролируемой экономике, выплеснулась наружу. Она продолжает оставаться главным аспектом политической жизни Германии».366.

Можно утверждать, что главный аспект внутриполитической жизни Германии не являлся главным аспектом оккупационной политики в западных зонах в целом. А. М. Филитов констатирует, что когда ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия принял 31 июля 1948 г. закон о социализации угольного хозяйства, английский генерал У. Бишоп наложил на него такое же вето, как и генерал Клей в американской зоне: это национальное достояние, его судьбу не могут определять отдельные земли, такое решение относится к компетенции германского правительства.367 Кроме того, сами германские социал-демократы постепенно отходили от своих позиций. Представленные Дюссельдорфскому съезду СДПГ (сентябрь 1948 г.) два доклада по вопросам экономической политики: министра экономики Баварии Р. Цорна и министра экономики Вюртемберг-Бадена Г. Фейта — были выдержаны в единой тональности приспособления курса социал-демократии к процессу реставрации прежних общественных отношений.368.

365 Watt D.C. Op. cit., P. 86.

364 Clay L. Op. cit., P. 201.

367 Филитов A.M. Указ. соч., С. 55.

368 Борозняк А. И. Указ. соч., С. 26.

Д.К.Уатт считает, что английская политика добилась худшего результата по двум направлениям, оттолкнув выступавших за частное предпринимательство в Германии своей защитой национализации, и сторонников государственной собственности своим вето в отношении г.

ЗАО земельных правительств. Указанный образ действий англичан полностью проходил в фарватере американской политики в германском вопросе. Если последняя и допускала' дискуссию о социализации на локальном f внутригерманском фронте, то ничего подобного не могло быть на англоамериканском фронте, от которого зависело как многоаспектное реформирование западных зон, так и соотношение сил в контексте ухудшения отношений между СССР и западными союзниками во второй половине 1940;х годов.370.

Осознание американцами неспособности английской стороны решать проблему продовольственного снабжения, а значит и проблему четкого управления промышленностью, напрямую выводило их на еще более жесткую критику неуместности и вредоносности внедрения Великобританией мер по социализации. В глазах американцев реформирование рейнско-вестфальского индустриального комплекса не имело бы смысла в случае голода, вызванного внедрением социалистических мер. Министр обороны США Р. П. Паттерсон в письме Маршаллу от 3 июня 1947 г. поднял две проблемы, касающиеся военной оккупации Германии, которые имели, по его мнению, наибольшее значение. Одна заключалась впредотвращении голода, вторая — в программе Великобританиипо социализации рурских угольных шахт.371 Р. П. Паттерсон запросил.

369 Watt D.C. Op. cit., P. 88.

370 Такие установки дополнялись соображениями о том, что три года спустя после окончания второй мировой войны экономическая ситуация в Германии не улучшилась. (Akten zur Vorgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 1945;1949, Bd. 4 (Januar — Dezember 1948). Bearb. von Weisz Ch., Kreikamp H.-D. u. Steger B. Muenchen, 1983, S. 18−19).

371 Американская сторона еще в апреле 1947 г. в лице генерала Л. Клея с сожалением констатировала неизбежность рассмотрения проблемы социализации на самом высоком политическом уровне с целью предотвратить тотальную социализации бизонального пространства, вызванного стремлением англичан ввести социалистические формы контроля немецкой экономики. Л. Клей утверждал, что английская экономическая политика по социализации «неприемлема для американских бизнесменов и банкиров, от руководства и содействия Госдепартамента для избежания табельных последствий. Первый акцентировал, что необходимость максимального производства угля в этот критический момент не допускала экспериментов с социализацией. Р. П. Паттерсон был особенно обеспокоен тем, что такие эксперименты наверняка служили препятствием для текущего производства. Р. П. Паттерсон убеждал Госдепартамент, что следует оказывать сильное давление с таким эффектом, чтобы английское правительство, по крайней мере отложило свою программу по социализации до тех пор, пока не будет преодолено чрезвычайное положение, сложившееся в угольной отрасли, ибо груз ответственности за обе зоны все более ложился на плечи американцев. 19 июня того же года министр военно-морского флота США Дж.В.Форрестол: заявил, что американская сторона никоим образом не может поддержать программу социализации угольной отрасли Германии, так как та означает прямой путь к коммунизму. Он настаивал на том, чтобы госсекретарь поднял.

— 373 этот вопрос перед английской стороной на самом высоком уровне.

Негативное отношение к социализации высоких военных чинов, Л. Клея и Р. П. Паттерсона, находило полное понимание как самого Маршалла, так и большинства консерваторов в Палате Общин, которые видели, в социализации причину бедственного положения в английской зоне.374 Таким образом, продолжает Р. У. Карден, социализация германской промышленности, поддерживаемая Дж. Хайндом, Э. Бевиным и большинством английских чиновников Контрольной комиссии* никогда не стала официально объявленной политикой ее величества. Но свой последний удар ей суждено было получить в Вашингтоне, а не в Лондоне.

В первую очередь Р. У. Карден имеет в виду конференцию по вопросам угля, проходившую в Вашингтоне в августе-сентябре 1947 г. под большим которых мы должны зависеть в итоговом анализе успеха не только нашей экспортной программы, но и последующем ее финансировании". (FRUS, 1947, Vol. II, Р. 911).

372 Schroeder H-J. Op.cit., pp.312−313. 17 июня 1947 г. Р. Мёрфи в послании госсекретарю указывал на убежденность лейбористов в том, что социализация — это ключ к решению проблем угольной отрасли Германии. (Ibid., Р. 925).

373 Ibid., Р. 928.

374 Carden R.W. Op. cit, P. 550.

375 Ibid., P. 549−550. влиянием критики Маршаллом промышленной английской политики в Германии. Если в течение всего предыдущего послевоенного периода английское правительство величества так и не объявило социализацию своей официальной линией, то вашингтонскую конференцию оно использовало для того, чтобы объявить о финансовом кризисе в Великобритании и невозможности последней тратить на Германию доллары. Поэтому следует, видимо, признать справедливыми попытки СВАГ делать упор на долгосрочном аспекте американской оккупационной политики в германском вопросе — использовать финансово-экономические рычаги плана Маршалла для усиления своего влияния на реформирование рейнско-вестфальского промышленного комплекса, одним из узловых пунктов которого являлась угольная отрасль. Важнейшие мероприятия в угольной промышленности Рура за 1947 г. СВАГ связывала с англо-американскими переговорами об угле, проходившими в Вашингтоне и Лондоне с 17 августа по 10 сентября этого года. Считалось, что эти мероприятия преследовали одну цель — под флагом установления англо-американского сотрудничества ликвидировать английскую монополию на контроль над Руром. Отмечался факт довольно длительной обработки общественного мнения США и Великобритании* предшествовавший данным переговорам. Американская печать недвусмысленно намекала на то, что застой в рурской промышленности вызван неумением и неспособностью английской администрации справиться с трудностями восстановления хозяйства Рура.376.

Результаты конференции, на которой отчетливо прозвучал призыв к большему участию Франции и Германии в управлении угольной отраслью, сводились к следующему. Была достигнута договоренность о совместном англо-американском контроле над рурской угольной промышленностью. 19 ноября 1947 г. оккупационные власти объявили об учреждении нового англоамериканского органа управления угольной отраслью — Двусторонней контрольной группы, которая становилась преемником Северогерманского.

376 АВП РФ, ф. 082, оп. 37, п. 200, д. 13, л. 45. угольного управления, созданного и контролируемого англичанами с июня 1945 г. на базе Рейнского угольного управления, англо-американского контрольного органа в рамках экспедиционных сил западных союзников, учрежденного еще осенью 1944 г. Одновременно в рамках германской бизональной администрации формировался Совет по управлению угольной отраслью. Американцы мотивировали свою претензию на пост председателя этой группы тем, что во главе ее не может стоять человек, придерживающийся точки зрения необходимости «национализации» рурской * промышленности, то есть англичанин".377.

Таким образом, управление угольной отраслью Западной Германии находясь поначалу в англо-американской сфере, в нее же и вернулось, но уже со значительным преобладанием влияния США. Схематично это выглядело так: Рейнское угольное управление — Северогерманское угольное управление — Двусторонняя группа по контролю за углем. Ближе к концу 1940;х годов американское планирование по германскому вопросу отыграло право доминирующего контроля северо-западным промышленным регионом Германии, которое оно уступило английской стороне в ходе переговоров о распределении оккупационных зон в ходе второй мировой войны. Ситуация в угольной отрасли Западной Германии отражала это предельно четко.

Итак, советская сторона критикуя английскую экономическую политику социализации, на первый план выдвигала несоответствие последней статьям соглашения в Потсдаме. Американская же сторона подчеркивала невозможность развития экспортных отраслей немецкой экономики в случае реализации установок англичан по социализациирурской промышленности. Иными словами, американцы рассматривали проблему социализации в первую очередь в экономическом контексте (хотя, приведенное выше высказывание Дж.В.Форрестола может служить исключением), советская же сторона, наоборот, постоянно искала политический, антисоветский смысл процесса.

377 АВП РФ, ф. 082, оп. 37, п. 200, д. 13, л. 47.

Свертывание социализации, как процесса, чисто экономически пытавшегося подменить собой декартелизацию в английской зоне оккупации Германии, базировалось на двух предпосылках: острой критике американцами функционирования угольной отрасли, находившейся под влиянием социал-демократической экономической идеологии, и предоставлении серьезных полномочий германскому органу по управлению угольной отраслью. Английский историк М. Роузман, анализируя проблему воздействия германского менеджмента на рурское угольное производство в ноябре 1947 — июне 1948 гг., приходит к выводу, что «лето 1948 г. знаменовало конец эры». С одной стороны, оно означало конец прямого союзного контроля над промышленной политикой, и с другой стороны, конец контролируемой экономики.378 Этот вывод подтверждается другими акциями на объединенном англо-американском пространстве в Германии. 29 августа 1947 г. вступило в силу соглашение «О пересмотренном плане промышленного уровня для объединенной зоны». Смысл этого плана англоамериканские оккупационные власти видели в том, чтобы добиться уровня германской промышленности 1936 г. Соглашение отменяло ранее предусмотренные сокращения в отраслях, предназначавшихся для взимания репараций: металлургической, химической и т. д. Много внимания уделялось возобновлению работы экспортных отраслей германской экономики. Экспорт из объединенной зоны не должен был быть менее 15% от объема германского экспорта 1936 г. В соглашении, однако, сохранялся запрет на, производство стратегических товаров, годных для чисто военных целей.379.

10 ноября 1948 г. английская военная администрация издала закон № 75 «Реорганизация угольной, железоделательной и сталелитейной отраслей1 промышленности Германии», который существенно уточнял полномочия.

380 германских органов экономического управления.

378 Roseman M. The uncontrolled economy: Ruhr Coal Production 1945;1948. // Reconstruction in post-war Germany, P. 122.

379 Documents on Germany under Occupation, P. 239−245.

380 Documents on Germany under Occupation, P. 335−343.

Заключение

.

Политическим результатом оккупационного курса Великобритании в 1945;1949 гг. стал, хотя и не последовательный, демонтаж нацистского тоталитарного режима в отведенной ей зоне Германии. Особое внимание при этом уделялось «перевоспитанию» немцев, внедрению в их умы, западных ценностей, проведению массированной антифашистской и в то же время антикоммунистической пропаганды. Были запрещены все действовавшие в гитлеровской Германии СМИ, созданы под эгидой оккупационных властей новые органы печати и радиовещания, которые постепенно передавались в руки немецких лицензиатов, среди которых преобладали лица отнюдь не демократических взглядов. Важным элементом политики английских оккупационных властей стала нейтрализация «коммунистической угрозы». Падение влияния Kill' объяснялось и безоговорочной поддержкой ее представителями действий Единой социалистической партии Германии (СЕПГ) и СВАГ в восточной зоне, и неумелой пропагандойВ то же времянельзя преуменьшать и контролирующую, а порой и репрессивную роль оккупационных властей.

Другим политическим результатом английской оккупации в Германии в 1945;1949 гг. стало обеспечение относительного равновесия между двумя крупнейшими политическими силами зоны — ХДС и СДПГ. Таким образом, были созданы условия для проведения политики «разделяй и властвуй». Впоследствии соотношение сил стало все больше меняться в пользу консерваторов. Этому способствовало много факторов, включая создание единой англо-американской зоны в декабре 1946 г., где англичане оказались на положении младших партнеров американцев, которые однозначно поддерживали ХДС. В этих условиях нереальной стала, и цель, «британизации» немцев, к которой стремилась английская политика. Скорее можно говорить о начале процесса «американизации» западных немцев.

Денацификация в английской зоне оккупации Германии в 1945;1949 гг. в целом была успешной в плане удаления нацистских кадров из создаваемых структур немецкого самоуправления. Значительное число членов НСДАП прошло через органы по денацификации. Тем не менее, многим нацистам предоставлялась возможность вернуть свое обычное гражданское положение под предлогом «хорошего поведения». Часть из них все же не была освобождена от некоторых экономических санкций, главным образом, в виде штрафов.

Английской военной администрации удалось придать денацификации не столько политический, сколько юридический характер. Практически было устранено влияние на денацификацию левых политических партий и профсоюзов. До осени 1947 г. денацификация осуществлялась в основном английскими оккупационными органами. Впоследствии она была перепоручена немецким юристам, работавшим в гитлеровскую эпоху в судебных учреждениях и органах юстиции.

В сфере демилитаризации английские власти путем частичного сокращения военно-экономического потенциала бывшей гитлеровской Германии нейтрализовали угрозу возрождения германской военной силы. Вместе с тем, они использовали сохраненные в английской зоне военно-научные и военно-промышленные мощности как полигон для отработки своей стратегии и тактики в условиях раскручивающейся спирали холодной войны.

Экономический результат оккупационной политики Великобритании в Германии в 1945;1949 гт. можно суммировать следующим образом: программа социализации показала свою несостоятельность и после сравнительно короткой фазы социально-экономических экспериментов английские власти перешли к политике постепенной реприватизации и восстановления власти старой немецкой промышленной элиты, которая в новых условиях все больше осваивала правила функционирования демократической системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы:
  2. АВП РФ: ф.082, оп. 34, п. 146, д.8- ф.082, оп. 34, п. 147, д. 13- ф. 082, оп. 37, п. 200, д. 13- ф. «Референтура по Англии» (69), оп. 30, п. 100, д. 117- ф.
  3. Политический советник" (0457а), оп. 4, п. 22, д. 60.
  4. ГАРФ: ф. 7317, оп. 18, д. 101- ф. 7317, оп. 18, д. 104- ф. 7317, оп. 18, д. 105.
  5. РГАСПИ: ф. 17, оп. 128, д. 1029- ф. 17, оп. 128, д. 1091.1. Опубликованные документы:
  6. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941−1945. В 2-х т. М., 1983.
  7. Der Parlamentarische Rat 1948−1949. Akten und Protokolle. Bd. 1: Vorgeschichte. Bearb. von Wagner J.V. Boppard am Rhein, 1975.
  8. Deutsche Geschichte 1945−1961. Darstellung und Dokumente, 2 Baende. Hrsg. von Steininger R. Frankfurt, 1983.
  9. Die SPD unter Kurt Schumacher und Erich Ollenhauer 1946 bis 1963. Hrsg. und bearb. von W. Albrecht, Bd. 1 1946−1948. Bonn, 2000.
  10. Documents on British Policy Overseas, Ser. I, Vol. V (Germany and Western Europe). L., 1990.
  11. Documents on Germany 1944−1985. United States Department of State. Washington, 1985
  12. Documents on Germany under occupation 1945−1954. Ed. by von Oppen B. L., 1955.
  13. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland in Quellen und Dokumenten. Hrsg. und bearb. von Fuelberth G. Koeln, 1982.
  14. Selected Documents on Germany and the Question of Berlin 1944−1961. L., 1962 Westdeutschland, ein «Bollwerk gegen den Kommunismus». Hrsg. von Steininger R.//MGM, Bd. 38,2/1985.
  15. Woertliche Berichte und Drucksachen des Wirtschaflsrates des Vereinigten Wirtschaflsgebietes 1947−1949, Bd. 1, bearb. von Wogel W. und Weisz Ch. Muenchen, 1977.
  16. Zur Deutschland- und Besatzungspolitik Grossbritanniens im Rahmen der Vier-Maechte-Kontrolle Deutschlands von Kriegsende bis Herbst 1945. Dokumentation. Hrsg. von Schneider U. // MGM, Bd. 31, 1/1982.1. Мемуары:
  17. Annan N. Changing Enemies. L., 1994. Attlee C.R. As it happened. L., 1954. Clay L.D. Decision in Germany. N.Y., 1950. Kirkpatrick I. The Inner Circle. Memoires. L., 1959.
  18. Montgomery B. The Memoirs of Field-Marshall, the Viscount Montgomery of Alamein. Cleveland- N.Y., 1958.
  19. Pakenham, Lord, Born to believe. An autobiography. L., 1953.
  20. Thomas M. Deutschland, England iiber alles. Ruckkehr als britischer
  21. Г. М. Возрождение германского милитаризма угроза миру. М., 1953.
  22. А.И. Рабочее движение и проблемы демократического переустройства Западной Германии (1945−1949 гг.). Автореф. дисс. док. ист. наук. Свердловск, 1991.
  23. А.Ю. Проблемы социализации в теории и практике западногерманской социал-демократии (май 1946 июль 1947 гг.). // Общественные идеи и социально-политическая борьба в новое и новейшее время. М., 1987.
  24. П. Германский вопрос и безопасность Европы. М., 1954. Висков С. И., Кульбакин В. Д. Союзники и «германский вопрос», 1945−1949 гг. М., 1990.
  25. П. Политика Англии в вопросе перевооружения Западной Германии, 1949−1955. М., 1957.
  26. А.А., Мельников Д. Е. СССР, западные державы и германский вопрос, 1945−1965 гг. М., 1966.
  27. Д. Черчилль и операция «Немыслимое», 1945 г. // ННИ, 2002, № 3. Залетный А. Ф. Милитаризация ФРГ. М., 1969.
  28. С.Г. Курт Шумахер (1895−1952): политические взгляды и партийная деятельность. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Воронеж, 2001. Иноземцев Н. Н., Американский империализм и германский вопрос (19 451 954). М., 1956.
  29. П.Н. Добыча: тайны германских репараций. М., 1994
  30. К.И. Последний свидетель: «Германская карта» в холоднойвойне.М., 1997
  31. А. Немецкие правые социал-демократы на службе у англоамериканских поджигателей войны. М., 1952.
  32. Ю.М. Демократизация в английской зоне оккупации Германии, 1945−1949 гт. // Всемирная история. Сборник статей молодых ученых ИВИ РАН. М., 2002.
  33. А.Н. Внешняя политика Англии и лейбористская партия, 19 511 964. М., 1968.
  34. Н.С. Безоговорочная капитуляция агрессоров: Из истории второй мировой войны. М., 1989.
  35. Н., Филитов А. Формула прекращения войны в политике «Большой тройки». // Международная жизнь, 1996, № 4.
  36. М.Г. Немецкая служба траления в 1945—1949 гг.. // Сборник работ молодых ученых ИВИ МО РФ. Вып.6. М., 1994.
  37. М.Г. Политика США, Великобритании и Франции по вопросу создания вооруженных сил Западной Германии (1945−1955 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1996.
  38. И.К. Реакционная идеология и политика правых социалистов на службе американо-английского империализма. Киев, 1952. Международные отношения после второй мировой войны. Под ред. Иноземцева Н. Н. Т.1 (1945−1949 гг.). М., 1962.
  39. С., Поттхофф X. Краткая история СДПГ, 1848−1990 гг. М., 1999. Наринский М. М. Англия и Франция в послевоенной Европе. М., 1972. Николаев П. А. Политика США, Англии и Франции в германском вопросе, 1945−1954 гг. М., 1964.
  40. Ф.И. Неонацизм в ФРГ: подъемы и поражения. М., 1976.
  41. Ф.И. «Оттепель» и инерция холодной войны (германская политика
  42. СССР в 1953—1955 гг.). М., 2001.
  43. Л.В. Англо-американские отношения в годы второй мировой войны, 1941−1945 гг. М., 1969.
  44. П.М. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем Рейхе и их репатриация. М., 1996.
  45. О.А. Секретные военные планы У.Черчилля против СССР в мае 1945 г.//ННИ, 1999, № 3.
  46. В.А. Соглашение об экономическом слиянии американской и британской зон оккупации в Германии. // Проблемы истории внешней политики империалистических государств. Томск, 1979. Семиряга М. И. Как мы управляли Германией. М., 1995.
  47. А.Э. К истории разработки в Европейской Консультативной, Комиссии вопросов о зонах оккупации и контрольном механизме в Германии. // ЕГИ, 1986. М., 1987.
  48. А.Э. СССР, США, Великобритания и проблема послевоенного устройства Германии, 1941−1945 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1989. Уильяме Г. Аденауэр. Отец новой Германии. М., 2002.
  49. A.M. Антигитлеровская коалиция и проблема будущего Германии (планы, дискуссии, решения). // ЕГИ, 1985. М., 1986.
  50. A.M. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М., 1993.
  51. Adamthwaite A. Britain and the world: the View from the Foreign Office. // Power in Europe?
  52. Balfour M. In Retrospect: Britain’s Policy of Re-Education. // The Political ReEducation of Germany and Her Allies after World War Two. Ed. by N. Proney and K. Wilson. L., 1985.
  53. Balfour M., Mair J. Four-Power Control in Germany and Austria 1945−1946. L., 1956.
  54. Barker E. The British between the Superpowers 1945−1950. Toronto, 1983.
  55. Becker J., Knipping F.(eds.) Power in Europe? GBR, France, Italy and Germany in a Postwar World 1945−1950. Berlin- N.Y., 1986.
  56. V., Kitchen M. (eds.) Germany in the Age of Total War. L., 1981. Bower T. The pledge betrayed. America and Britain and the denazification of postwar Germany. N. Y., 1982.
  57. Brautmeier J. Forschungspolitik in Nordrhein-Westfalen 1945−1961. Duesseldorf, 1983.
  58. Britische Besatzung in Deutschland. AktenerschlieBung und Forschungsfelder. Hg. v. Birke A.M.und Mayring E. L., 1992.
  59. Bullock A. Ernest Bevin. Foreign Secretary 1945−1951. Oxf., 1985.
  60. Burridge T.D. British Labour and Hitler’s War. L., 1976.
  61. Burridge T. Clement Attlee: A political biography. L., 1987.
  62. Cairncross A. The Price of War: British Policy on German Reparations 1947−1949.1. Oxf.- N.Y., 1986.
  63. Cairncross A. Years of Recovery. British Economic Policy 1945−1951. L., 1985. Carden R.W. Before Bizonia: Britain’s Economic Dilemma in Germany, 1945−1946. //JC H, 1979, Vol.14,No.3.
  64. Cornides W. Die Weltmaechte und Deutschland. Geschichte der juengsten Vergangenheit 1945−1955. Tuebengen, 1957.
  65. Deighton A. Cold-War Diplomacy: British Policy Towards Germany’s Role in Europe 1945−1949. // Reconstruction in post-war Germany. British Occupation Policy and the Western Zones 1945−1955.
  66. Deighton A. The impossible peace. Britain, the Division of Germany, and the Origins of the Cold War. L., 1987.
  67. Donnison F.S.V. Civil Affaires and Military Government. North-West Europe1944−1946. L., 1961.
  68. Ebsworth R. Restoring democracy in Germany. The British contribution. L., 1960. Edwards R.D.Victor Gollancz. A Biography. L., 1987.
  69. Fahrquharson J. Grossbritannien und die deutschen Reparationen nach 1945. // VFZ, Bd. 46, 1/1998.
  70. J. «The Essential Division». Britain and the Partition of Germany1945−1949. // German History, 1991, Bd.9.
  71. W. (Hrsg.) Zwischen Ruhrkontrolle und Mitbestimmung. Koeln/Stuttgart, 1982.
  72. Foschepoth J. British interest in the Division of Germany after the Second World War. // JCH, 1986, Vol. 21, No. 3.
  73. J., Steininger R. (Hg.) Die Britische Deutschland- und Besatzungspolitik 1945−1949. Paderborn, 1985.
  74. J. (Hrsg.) Kalter Krieg und Deutsche Frage. Deutschland im Widerstreit der Maechte, 1945−1952. Goettingen, 1985. Freund M. Deutsche Geschichte. Guetersloh, 1960.
  75. Gimbel J. Science, Technology and Reparations. Exploitation and Plunder in PostWar Germany. Stanford, 1990.
  76. Glees A. Exile Politics during the Second World War. The German Social Democrats in Britain. Oxf., 1982.
  77. Goldman A. Germans and Nazis: The Controversy over ' Vansittartism' in Britain during the Second World War. // JCH, 1979, Vol. 14, No. 1. Gollanz V. In darkest Germany. L., 1947.
  78. Gossel D. Briten, Deutschen und Europa. Die deutsche Frage in der britischen AuBenpolitik 1945−1962. Stuttgart, 1999.
  79. Greenwood S. Ernest Bevin, France and 'Western Union': August 1945 February 1946. // European History Quarterly 14 (1984).
  80. Greiner Ch. Die Allierten militaerstrategischen planungen zur verteidigung Westeuropas 1947−1950. // Anfaenge Westdeutscher Sicherheitspolitik, 19 451 946. Muenchen- Wien, 1982, Bd. 1.
  81. Hiscocks R. Democracy in West Germany. L., 1957.
  82. Huettenberg P. Deutschland unter britischer Besatzungskontrolle. Gesellschaftliche Prozesse. // Britische Besatzung in Deutschland. Aktenerschliessung und Forschungsfelder. L., 1992. Kettenacker L. Germany since 1945. L., 1997.
  83. Kettenacker L. Grossbritannien und die zukunftige Kontrolle Deutschlands. // Die Britische Deutschland- und Besatzungspolitik 1945−1949.
  84. Kettenacker L. Krieg zur Friedenssicherung. Die Deutschlandplanung der Britischen Regierung waehrend des Zweiten Weltkrieges. Goettingen, 1989. Kettenacker L. The Anglo-Soviet Alliance and the Problem of Germany. // JCH, 1982, Vol. 17, No. 3.
  85. Kramer A. Die Britische Demontagepolitik am Beispiel Hamburgs. Hamburg, 1991.
  86. Marshall B. German Attitudes to British Military Government 1945−1947. // JCH, 1980, Vol. 15, No. 4.
  87. Marshall B. The Democratisation of Local Politics in the British Zone of Germany. //JCH, 1986, Vol. 21, No. 3.
  88. Parkschies G. Umerziehung in der britischen Zone 1945−1949. Untersuchungen zur britischen Re-education-Politik. Weinheim, 1979.
  89. Peden G.C. Economic Aspects of British Perceptions of Power on the Eve of the Cold War. // Power in Europe?
  90. D. (ed.) German Universities after the Surrender. British Occupation Policy and the Control of Higher Education. Oxf., 1983.
  91. Reusch U. Die Londoner Institutionen der Britischen Deutschlandpolitik 19 431 948. //Historisches Jahrbuch 100 (1980).
  92. Roseman M. The uncontrolled economy: Ruhr Coal Production 1945−1948. // Turner I. (ed.) Reconstruction in post-war Germany. British Occupation Policy and the Western Zones 1945−1955.
  93. Rothwell V.H. Britain and the Cold War. California, 1982. Rudzio W. Export englischer Demokratie? Zur konzeption britisher Besatzungspolitik in Deutschland. // VFZ, Bd. l7,2/1969.
  94. Rudzio W. Das Sozialisierungskonzept der SPD und seine internationalen Realisierungsbedingungen. // Die Britische Deutschland- und Besatzungspolitik 1945−1949.
  95. Schaeffer E. Von Potsdam bis Bonn. Fuenf Jahre deutscher Nachkriegsgeschichte. Schaumburg, 1950.
  96. Scharf C., Schroeder H.-J. (Hg.) Die Deutschlandpolitik Grossbritanniens und die Britische Zone. Wiesbaden, 1979.
  97. Schroeder H-J. The Economic Reconstruction of West Germany in the Context of International Relations. // Power in Europe?
  98. Schulte H. Besatzung und Kalter Krieg britische Verteidigung am Rhein 19 471 949.7/ Die Britische Deutschland- und Besatzungspolitik 1945−1949. Schulte H. Die Britische Militaerpolitik im besetzten Deutschland. // (MGM), Bd.31, 1/1982.
  99. Schwarz H.-P. Adenauer. Der Aufstieg: 1876−1952. Stuttgart, 1986. Schwarz H.P. Vom Reich zur Bundesrepublik Deutschland im Widerstreit der aussenpolitischen Konzeptionen in den Jahren der Besatzungsherrschaft 19 451 949. Neuwied, 1966.
  100. Sharp T. The Wartime Alliance and the Zonal Division of Germany. Oxf., 1975.
  101. Smith A.L. Churchill’s German Army. Wartime Strategy and Cold War, Politics 1943−1947. L., 1977.
  102. Steininger R. Great Britain, Germany and American-European Relations since 1945. New Orleans, 1985.
  103. Thies J. What is going on in Germany? Britische Militaerverwaltung in Deutschland 1945−1946. // Die Deutschlandpolitik Grossbritanniens und die Britische Zone.
  104. Toennis N. Zwischen Ebbe und Flut Deutschlands entscheidende Jahre seit 1945. Hamburg, 1956.
  105. Trees W., Whiting Ch., Omansen Th. Drei Jahre nach Null. Geschichte der britischen Besatzungszone 1945−1948. Duesseldorf, 1980.
  106. Trittel G.J. Das Sceitern der Bodenreform im «Schatten» des Hungers. // Die Britische Deutschland- und Besatzungspolitik 1945−1949. Trittel H.-J. Hunger und Politik. Die Ernaehrungskrise in der Bizone (1945−1949). F/M, 1990.
  107. I. (ed.) Reconstruction in post-war Germany. British Occupation Policy and the Western Zones 1945−1955. Oxf.- N.Y.- Munich, 1989.
  108. Watt D.C. Britain and German Security 1944−1955.1I Foreign & Commonwealth Office. Historical Branch. Occasional Papers, 1989, No. 3.
  109. Watt D.C. Britain looks to Germany. British Opinion and Policy towards Germany since 1945. L., 1965.
  110. Watt D.C. Hauptprobleme der britischen Deutschlandpolitik 1945−1949. // Die
  111. Deutschlandpolitik Grossbritanniens und die Britische Zone.
  112. Weiler P. British Labour and the Cold War. Stanford, 1988.
  113. Wettig G. Entmilitarisierung und Wiederbewaffnung in Deutschland 1943−1955.1. Muenchen, 1967.
  114. Wirtschaftspolitik im britischen Besatzungsgebiet 1945−1949. Hrsg. von D. Petzina u. W.Euchner. Duesseldorf, 1984.
  115. Young J.W. The Cold War and the Western Alliance. Leicester, 1989.
Заполнить форму текущей работой