Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-профессиональная идентичность муниципальных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важной характеристикой группы муниципальных служащих является анализ их социально — профессиональной идентичности. Представления об этом явлении разрабатывались в рамках социальной философии, психологии, культурологи и социологии. Истоки осмысления понятия идентичности можно найти в трудах античных и средневековых философов, в философии Д. Локка и Д. Юма, у представителей классической немецкой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические принципы исследования идентичности социально-профессиональных групп
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной идентичности
    • 1. 2. Опыт изучения социально-профессиональных групп
    • 1. 3. Основные характеристики социально-профессиональной идентичности
  • Глава 2. Становление муниципальной службы в постсоветской России и проблемы формирования идентичности муниципальных служащих
    • 2. 1. Институциональное развитие муниципальной службы
    • 2. 2. Социально — профессиональная группа муниципальных служащих в системе местного самоуправления российского общества
    • 2. 3. Характеристика социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих

Социально-профессиональная идентичность муниципальных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования диссертационной работы связана с продолжающимся реформированием российского общества, направленным на существенное повышение управляемостью всеми сторонами общественной жизни. В связи с этим важной составляющей становится создание эффективной системы местного самоуправления. Становление этого института в России находится на самом начальном этапе: еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, остается до конца не понятным предназначение данного образования со стороны общественности.

Так, ведется дискуссия о роли нового института, призванного, с одной стороны, решать проблемы, возникающие на местном уровне, с другой, нацеленного на выполнение общей задачи по обеспечению благополучия государства и общества. Тем самым актуализируются следующие проблемы и противоречия: расхождение возможностей муниципалитетов и потребностей населения, отсутствие информированности о существовании и функционировании органов местного самоуправления, отождествление муниципальных органов власти с государственными, кадровое обеспечение органов местного самоуправления.

Кадры органов местного самоуправления (муниципальные служащие) -социально-профессиональная группа, определяющая эффективность его функционирования. От их компетентности, образованности, общей культуры, гражданской ответственности зависит качество осуществляемой ими профессиональной деятельности, конечной целью которой является обеспечение и организация благоприятных условий для жизнедеятельности местного сообщества. Это придает актуальность исследованию муниципальных служащих как самостоятельной социально-профессиональной группы.

Изучение и описание группы муниципальных служащих, предполагает оценку их количественного и качественного состава.

Имеющийся опыт оценки состояния состава муниципальных служащих в настоящее время строится с учетом следующих составляющих: статистических.

2ф показателей численности, социально-демографического состава, общего и профессионального образования чиновников, что в современных условиях нельзя считать достаточным. Важен учет не только объективной, но и субъективной оценки муниципальных служащих к исполнению функций возложенных на них функций.

Сущностной характеристикой, определяющей любую социально-профессиональную группу, выступает социально-профессиональная идентичность. Она играет важную роль в солидарности, единстве коллектива, определяет тип профессионального поведения личности. Идентичность облегчает процесс взаимодействия индивида и группы, что необходимо для самоутверждения, самореализации, успешности функционирования в рамках данной социально-профессиональной группы. В свою очередь идентификация позитивно влияет на результаты деятельности социальной группы, на ее презентацию. Она повышает кооперацию, старания, увлеченность, мотивацию, взаимовыручку и поддержку между ее членами.

Таким образом, исследование социально-профессиональной идентичности: муниципальных служащих, представляется весьма актуальным и своевременным. Его значимость возрастает при необходимости изучения и выработки рекомендаций относительно формирования кадрового состава и определения потенциала муниципальных служащих сформировать самостоятельные, общественно ориентированные органы местного самоуправления, способного развиваться на равных с системой государственной службы и оказывать действенную помощь населению.

Научная разработанность проблемы.

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.

Местное самоуправление, как показывает библиографический обзор публикаций по данной проблематике, является предметом исследований, проводимых представителями различных отраслей научного знания: правоведами, политологами, экономистами, социологами, историками и др.

Начало анализа этой проблемы было положено в работах, Ж. Ж. Руссо, А. Токвиль и др.1 Среди отечественных исследователей наиболее полно и комплексно обобщили накопленные знания по проблемам местного самоуправления Н. П. Анциферов, А. И. Васильчиков, JI.A. Велихов, А. Д. Градовский, И. А. Голосенко, Н. М. Коркунов, К. Д. Кавелин, Н. И. Лазаревский, Б. Н. Чичерин и ряд других2.

Параллельно с изучением теоретических аспектов функционирования муниципальной службы происходило становление представления о муниципальных служащих как самостоятельной социально-профессиональной группе. В этой связи актуальными признаются методологические наработки, связанные с исследованием социально-профессиональных групп, разработанные К. Марксом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и М. Вебером, и получившие дальнейшее продолжение в трудах P.M. Повалко, У. Гуда, М. Сакса.3.

В России обращение к проблеме социально-профессиональных групп связывается с именами П. А. Сорокина, С. Г. Струмилина, В. Т. Подмаркова, О. И. Шкаратана.4 Исследования различных видов социальных групп в настоящее время ведется В. А. Мансуровым, Ж. Т. Тощенко, В. Ф. Левичевой и др.5.

Изучение групп в рамках стратификационного подхода посвящены многочисленные исследования, проводившиеся еще в советское время (З.Т.

1 Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998; Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994;

2 Анциферов Н. П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1925; Велихов Л. А. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1996Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: В 3 томах. СПб., 1869−1871- Голосенко И. А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России. Избранные сочинения: в 2-х книгах. Спб., 2002; Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1898. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. Т. 1−2. (глава о земском самоуправлении). СПб., 1901;1903.

3 Сакс М. Границы англо-американской социологии профессий: критика ортодоксальности современного неовеберианского подхода // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе. М., 2007; Goode W.J. Community Within a Community: the Professions // Sociological Perspectives on Occupations. Illinois: F.E. Peacock Publishers, 1972; Pavalco P. Sociology of Occupations and Professions. Illinois: F. E. Peacock Publishers, 1971.

4 Подмарков B.T. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8- Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. М., 1994; Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М., 1982; Социально-психологический портрет инженера: По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. М., 1977; Шкаратан О. И. Российский порядок: Вектор перемен. М., 2004.

5 Профессиональные группы интеллигенции. М., 2003; Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М., 2001; Левичева В. Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентичности // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 57−61;

Голенкова, Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова, Р. В. Рывкина, О. И. Шкаратан, И. В. Мостовая и др.).

Социологические исследования, рассматривающие проблемы муниципальной службы2, муниципальных служащих как особой социально-профессиональной группы осуществляется в рамках следующих направлений: чиновники как профессиональная группа, социология чиновничества3, особенности кадрового состава4, профессионализма и социальной компетентности5, качеств, присущих данной социальной группе6, статуса7, корпоративности, 8 жизненных стратегий9 профессиональной культуры10.

1 Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996; Заславская Т. И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 9. С. З — 11- Давыдова Н. М., Тихонова Н. Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. 2006. № 12. С. 29−41- Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1997.

2 Ефанова O.A. Профессионализм кадров органов исполнительной власти: уровень мотивации к учебе, повышение квалификации // Социология власти. 2004. № 1- Игнатов В. Г., Белолнпецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. — Ростовна — Дону, 2000; Магун B.C., Брим Р., Гимпельсон В. Е и др. Молодые специалисты на российской государственной и муниципальной службе. Научный доклад по итогам исследований областных и городских администраций. M., 2003.

3 Голосенко И. А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России. Избранные сочинения: в 2-х книгах, Спб., 2002; Чевтаева Н. Г., Юшин A.M. Советский период: социология чиновничества под запретом // Чиновник 2006. № 3(43) — Чевтаева. Н. Г. Социология чиновничества в России: дореволюционное наследие и современность // Мир России. 2009. № 3.

4 Магун B.C., Брим Р., Гимпельсон В. Е п др. Молодые специалисты на российской государственной и муниципальной службе. Научный доклад по итогам исследований областных и городских администраций. М., 2003; Наумов С. Ю. Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления // Чиновник. 2004. № 6 (34).- Марченко И. П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в современной России. Новосибирск, 2004; Назаров Е. Г. Как повышать квалификацию, вести подготовку и переподготовку кадров в муниципальных образованиях // Чиновник. 2007. № 3 (49) — Голубева И. В. Подготовка кадров для местного самоуправления: акмесоциальный подход // Вестник ПАГС. 2004. N13.

5 Скобеев K.M. Проблемы обеспечения профессионализма государственной службы // Чиновник. 1999.№ 1(4) — Ефанова O.A. Профессионализм кадров органов исполнительной власти: уровень мотивации к учебе, повышение квалификации // Социология власти. 2004. № 1- Александров В. Б. О понятии профессионализма и профессионализме государственного служащего // СЗАГС. Ежегодник 2002. СПб., 2003; Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов на Дону, 2000. Попов В. Г., Чертенко А. Л. Становление социальной компетентности муниципальных служащих // Чиновник. 2006. № 5 (45). Чертенко А. Л. Социальная компетентность как фактор повышения профессионализма служащих местного самоуправления // Чиновник. 2005. № 5.

6 Панькова А. Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего // Чиновник. 1999. № 1(4).

7 Наумов С. Ю., Масленникова Е. В., Марченко О. И. Социальный статус государственного служащего. Саратов, 2001.

8 Чевтаева H. Г. Корпоративность социально-профессиональной группы российского чиновничества: социологический анализ. Екатеринбург, 2006.

9 Чевтаева Н. Г., Примак Т. В., Жизненные стратегии чиновников УрФО в профессиональной сфере // Чиновник. 2007. № 2 (48).

10 Алиева C.B. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации: на материалах Южного федерального округа: автореферат дис.. д. с. н.: 22.00.08. Ростов-на-Дону. 2007; Профессиональная культура современного российского муниципального чиновника: социолого-управленческий анализ. Екатеринбург, 2003.

Важной характеристикой группы муниципальных служащих является анализ их социально — профессиональной идентичности. Представления об этом явлении разрабатывались в рамках социальной философии, психологии, культурологи и социологии. Истоки осмысления понятия идентичности можно найти в трудах античных и средневековых философов, в философии Д. Локка и Д. Юма, у представителей классической немецкой философии, а также в произведениях: П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдегера, Т. Адорно, М. Шелера, Э. Гусерля, Ю. Хабермаса и др.1 В антропологии исследуется принцип уникальности каждой культуры, через которую происходит изучение целостности личности в единстве ее жизненных форм. Выраженные в той или иной культуре структурные характеристики исследуются в работах: Ф. Боаса, Б. Малиновского, А. Рэдклиф-Брауна, К. Леви-Строса и др. ^.

Актуализация проблематики идентичности для многих наук связана с разработками психологов в рамках теорий социализации: 3. Фрейда, Э. Эриксона, У. Джеймса, А. Ватермана, и др3.

Социологические направления изучения идентичности нашли отражение в трудах Ч. Кули, Дж. Мида, П. Бергера, Т. Лукмана, А. Щюца, П. Бурдье, Э. Гофмана, Э. Гидденса, 4 а также в работах 3. Баумана, Р. Дженкинса, М. Кастельса, Н.

1 Хайдегер М. Идентичность и дифференциация // Бытие и время. М., 1997; Шелер М. Избранные произведения. М&bdquo- 1994. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М., 2001; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000.

2 Рэдклиф-Браун А. Методы этнологии и социальной антропологии // Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997; Леви-Строс К. Лингвистика и антропология //Личность. Культура. Общество. Т.2. Вып. 2. 2000. М., 2000.

3 Фрейд'3. Массовая психология и анализ человеческого // Фрейд 3 Избранное. Кн. 1. М., 1990; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996; Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993; Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood:. An extension of theory and a review. // Devel. Psychol. 1982. V.18. № 3- Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982; Turner J.C., Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior. // Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986;

4 Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Знммель Г. Избранное. Т. 1. M., 1996; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129−137- Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1996 С. 222−225- Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

Лумана.1 Другие направления объединяют наработки социологической и психологической традиций (К. Дью, Д. Мартин, С. Хитлин, М. Фодди).2.

Изучение социальной идентификации в отечественной социологической мысли представлены работами E.H. Даниловой, В. А. Ядова, И. С. Кона, О. Н. Дудченко, A. Bi Мытиль, Т. З. Козловой и др.3.

Наряду со сложившимися подходами используется теория символического капитала (H.A. Шматко и Ю.Л. Качанов), культурно-исторические тенденции формирования социальной идентичности (И.С. Кон), работы по проблемам самопознания, самореализации, социальной диспозиции (В.А. Ядов)4.

Сравнительно недавно стали появляться работы, посвященные идентичности отдельных профессий5.

Несомненная актуальность, недостаточная изученность определили объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.

Объектом исследования является социально-профессиональная группа муниципальных служащих.

Предметом исследования стали особенности' формирования социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих.

1 Jankins R. Social identity. Third edition. London., 2008; Бауман 3. Индивидуализированное общество. M., 2002. Кастельс М. Информационная эпоха Экономика, общество и культура М., 2000; Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества// Социо-Логос 1991. Вып. 1: Общество и сферы смысла. С. 194−218.

2 Социальная идентичность: социально-психологические перспективы. (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ. № 1. 2005. С. 107- 125.

3 Данилова E.H., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования 2004. № 10. С 27−30, Дудченко О. Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 110−119- Козлова Т. З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я» // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 102−110.

4 Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социально идентичности. М., 1992; Качанов Ю. Л., Шматко H.A. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности. М., 1993. С. 58−60- Качанов ЮЛ. Агенты поля политики: позиции и идентичность // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 61−81. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

5 Акопян A.B. Управление процессом формирования профессиональной идентичности адвокатов как социально-профессиональной группы: социально-технологические аспекты: автореферат дис.. к.с.н.: 22.00.08. СПб., 2009; Волкова O.A. Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе: автореферат дис.. дсн.: 22 00.01. СПб., 2007; Чуланов B.A., Пухно П. С. Формирование профессиональной идентичности сотрудников ОВД Новочеркасск, 2005; Магидович М. Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. Том VII. № 3. 2004. С. 139−152- 5 Сосновская М. А. Профессиональная идентичность журналиста (анализ случаев) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 3 С. 116−138- Мамлина Е. А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России. Автореферат дис.. к.с.н. 22.00.04. Саратов, 2004. Ульянов В. Ф. Особенности становления профессиональной идентичности офицеров запаса в новых условиях труда. Тюмень, 2004.

Цель исследования — выявление характеристик социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих, с учетом объективных и субъективных показателей.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах.

1. Раскрыть содержание и объем понятия «социально-профессиональная идентичность» в социологических теориях.

2. Рассмотреть подходы и определения к исследованию социально-профессиональной группы.

3. Выделить объективные и субъективные характеристики социально-профессиональной идентичности группы.

4. Определить особенности институционализации местного самоуправления, муниципальных образований, профессии муниципального служащего.

5. Проанализировать отдельные особенности социально-профессиональной группы муниципальных служащих.

6. Выявить характеристики социально-профессиональной идентичности у муниципальных служащих г. Санкт-Петербург.

Теоретико-методологическая основа исследования Базовыми аспектами исследования социальной идентичности явились идеи представителей психологического направления: изучение идентичности на групповом и индивидуальном уровнях (Э. Эриксон), формирование идентичности по основным видам деятельности (А. Ватерман), становление идентичности в процессе социализации личности (Ч. Кули, Дж. Мид). Приоритетными признаны социологические концепции, из которых наиболее интересными и продуктивными представляются позиции о взаимообусловленности идентичности и современной культуры (Э. Гидденс), о соотношении пространства позиций с социальной идентичностью (П. Бурдье), диспозиционная теория личности (В.А. Ядов, И.С. Кон).

Несомненную ценность для изучения элементов социально-профессиональной идентичности представляют идеи современных отечественных авторов (В.А. Мансуров, И. П. Попова, Н. Г. Чевтаева, и др.).

Названные концепции и теории позволили выделить и проанализировать характерные черты социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих.

Таким образом, для изучения и описания характеристик социально-профессиональной идентичности группы муниципальных служащих был реализован подход, объединяющий представителей различных направлений социально-гуманитарной мысли.

Эмпирическая база исследования.

Использован метод анализа статистической информации (материалы Госкомстата России и г. СанктПетербург), социологический анализ результатов вторичных социологических и социально-психологических исследований по проблемам отдельных характеристик идентичности профессиональных групп.

Автором проведено собственное социологическое исследование муниципальных служащих (2009 г). Выборочная совокупность репрезентативна и составила 253 человека. В исследовании приняли участие сотрудники местных администраций — муниципальных районов города Санкт-Петербург.

Проведен также опрос населения (2009 г.). Выборочная совокупность квотная (по полу и возрасту), которая составила 1000 человек. В исследовании приняли участие жители г. СанктПетербург.

Научная новизна исследования связана: с обобщением и описанием автором показателей социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих с позиции социологического подхода, выявлением факторов, оказывающих влияние на специфику ее развития в условиях современного российского общества.

Новизна раскрывается в следующих положениях.

1. Обозначены пути и трудности становления института местного самоуправления и социально-профессиональной группы муниципальных служащих в России.

2. Показаны место и роль муниципального образования в структуре государственного и общественного управления.

3. Описаны функциональные роли муниципальных служащих в реализации возложенных на них задач.

4. Выявлены условия и факторы процесса идентификации группы муниципальных служащих, показаны пути и трудности ее формирования в современных условиях .

5. Уточнено понятие социально-профессиональной идентичности и обоснована ее структура, включающая в себя объективные и субъективные характеристики.

6. Выявлено содержание социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих в современной России.

Научно-теоретическая значимость представляемой работы связана с: уточнением места и роли муниципальных служащих в российском обществеинтерпретацией понятий: «социально-профессиональная группа», «идентичность», «идентификация», «профессиональная идентичность», «социально-профессиональная идентичность" — разработкой и описанием методологических подходов исследования социально-профессиональной идентичности группы муниципальных служащих.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов диссертации:

— при осуществлении управления кадровыми вопросами, аттестации, подготовке муниципальных служащих;

— при выполнении сравнительного анализа социально-профессиональной идентичности различных социально — профессиональных групп в социологии;

— при подготовке учебно-методических пособий, курсов лекций по данной проблеме.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации апробированы в 10 публикациях (личный вклад автора 2,8 п. л.), в том числе в статье, опубликованной в научном издании, рекомендованном ВАК РФ.

Некоторые аспекты положения диссертации апробированы при чтении соответствующих тем, в рамках читаемых курсов «Изучение общественного мнения», «Общая социология», в эмпирическом исследовании.

Апробация диссертации проводилась автором в сообщениях и докладах на следующих научных конференциях, в том числе на ежегодной научно-практической конференции факультета социологии СПбГУ «Ковалевские Чтения» (Санкт-Петербург, 2005;2010 гг.) — «III Всероссийский социологический конгресс», (Москва, 2008 гг.), «III Международная научная ассамблея молодых ученых «Государственное управление в XXI веке: актуальные проблемы», (Санкт-Петербург, 2008) — на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов-2009» (Москва, 2009 г.) — Первых Санкт-Петербургских социологических чтениях — Международной конференции «П. А. Сорокин и современные проблемы социологии» (Санкт-Петербург, 2009 гг.), «II Санкт-Петербургских социологических чтений» (Санкт-Петербург, 2010 гг.).

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы.

— Эмпирическое изучение и описание социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих предполагает выделение и обоснование некоторых объективно-субъективных характеристик: профессиональный статус, профессиональные ценности, профессиональные и личные качества, оценка содержания трудовой деятельности, самопричисление, самоидентификация, социальнопрофессиональный статус и престиж, социально — демографические особенности. При этом обязательной составляющей, наряду с вышеназванными основаниями, становится внешняя оценка, которая получаемая посредством выявления отношения населения к муниципальным служащим.

— Названные характеристики стали методологическим основанием для создания программы и проведения исследования.

— На основании данных характеристик формируется образ муниципального служащего и дается оценка отдельных характеристик социально-профессиональной идентичности изучаемой группыавтором предлагается также внутригрупповая классификация муниципальных служащих.

— В заключении параграфа делается вывод, что проблемы социально-профессиональной идентичности, связаны с реформированием системы местного самоуправления и совершенствованием менеджеризма, ориентации на оказание услуг населения, а не укрепления властных полномочий.

Заключение

.

Диссертационная работа посвящена изучению социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих. Исследование предполагало наличие теоретического и эмпирического анализа состояния проблемы.

В теоретической части первой главы раскрываются теоретико-методологические подходы к исследованию социально-профессиональнойидентичности и группы муниципальных служащих в общественной структуре.

В качестве основанийдля изучения идентичности группы, использованы социологические и психологические подходы: психоаналитический, теория социальной идентичности, символический, интеракционизм, феноменологический— подход, теории, Э. Гидденса и И: Бурдье, а также отдельные исследования, современных авторов. В рамках социологического подхода методологическоезначение имеют стратификационный подход и социология профессий.

На основе анализа вышеописанных подходов, предлагается авторская-: интерпретация базовых понятий: «идентичность», «социальная идентичность», «профессиональная идентичность"^ «социально-профессиональная идентичность».

Иод социально-профессиональной идентичностью понимаетсярезультат соотнесения группой индивидов себя сг профессией, который выражает внутреннее и внешнее представление о своем месте в профессиональной общности-, сопровождается принятием: определенных ценностей и смыслов черезотношение к профессиональной деятельности, с учетом объективных и субъективных, характеристик. Обращается внимание на то, что социально-профессиональная/ идентичность не есть просто принадлежность к отдельно взятой группеэто процесс осознания^ значимости того, что делают носители этой идентичностив отдельно взятой сфере.

Предлагаемый термин наиболее удачен для использования социологической наукой/ поскольку предполагает не просто описание автопортрета профессиональной группы, как-то происходит при использовании понятия «профессиональная идентичность», но и наделение ее социально-значимым, смыслом. Последний выражается в оценке идентичности в комплексе и взаимосвязи.

147 с положением в социальной структуре, обретением статуса, внешней оценкой (общественное мнение), принятием профессиональных ценностей, норм профессионального поведения (корпоративность) и т. д.

Таким образом, социально — профессиональная идентичность является комплексным структурным явлением, которое определяет формирование и специфику профессиональной группы в целом. Проявляется в солидарности, общих диспозициях, габитусах, коллективных действиях.

В диссертационном исследовании создается собственная логика изучения социально-профессиональной идентичности, раскрывающаяся через систему социальных характеристик.

Объективные характеристики социально-профессиональной идентичности включают следующий перечень составляющих: сфера занятости, квалификация, образование, уровень дохода, социально-демографические особенности.

Особая роль отводится субъективным характеристикам, позволяющим описать особенности социально-профессиональной идентичности. К ним относятся: профессиональные ценности, профессиональные и личные качества, самооценка и содержание трудовой деятельности, самопричисление, социально-профессиональный статус и престиж.

Вторая глава посвящена изучению становления муниципальной службы в постсоветской России и проблемам формирования идентичности муниципальных служащих.

При раскрытии перечня означенных проблем, встают вопросы об определении сущности и положения в общественной или государственной структуре органов местного самоуправления, частью которых является муниципальная служба.

Обращение к исторической ретроспективе выводит на три базовых исследовательских подхода отражающих специфику взаимоотношений между государством и местным самоуправлением. Первый из подходов отделяет систему местного самоуправления от государства, второй подход предполагает, что местное самоуправление есть низшая ступень в организации системы государственной власти. Третий предлагает использовать двойственную природу местного самоуправления: общественную и политическую.

Муниципальная служба как элемент системы местного самоуправления приняла на себя все проблемы трактования, существующие в отношении местного самоуправления, что создало дополнительные методологические трудности при построении логики социологического исследования.

Осуществляя анализ социально-профессиональной группы муниципальных служащих, автор обращает внимание на двойственность занимаемой ими позиции, связанной с исполнением профессиональных обязанностей. Заявленная двойственность накладывает специфический отпечаток на функционирование и формирование подходов к изучению муниципальных служащих. Потому, предлагается в работе рассматривать муниципальных служащих как группу властно-управленческого аппарата (чиновников), основывающуюся на принципах рационализации и системности, то есть бюрократии в целом, занимающую «серединную позицию» в формируемой «вертикали власти».

Перечисленные особенности позволяют сформировать определение муниципальной деятельности как профессии среди других видов социального управления и определить присущие ей характеристики: сфера профессиональной деятельности — органы местного самоуправления, род занятий — муниципальная служба, предмет труда — информация, продукт труда — управленческие решения и их последствия.

Под муниципальной службой в настоящем исследовании понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе в рамках должностей, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Соответственно, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Таким образом, муниципальная служба рассматривается как комплексный социально-правовой институт, существование которого обусловлено наличием потребности в управлении на местном уровне. Одновременно, как и в любом социальном институте, в муниципальной службе сложился свой устойчивый комплекс системы ценностей, установок, традиций, норм права, организационных структур и собственные организационные службы, которые представляют несомненный интерес для исследования социологической наукой.

Эмпирическое изучение и описание социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих предполагает выделение и обоснование некоторых объективных и субъективных характеристик: профессиональный статус и престиж, профессиональные ценности, профессиональные и личные качества, оценка содержания трудовой деятельности, самопричисление, самоидентификация, социально — демографические особенности. При этом обязательной составляющей, наряду с вышеназванными основаниями, становится внешняя оценка — отношение населения к муниципальным служащим.

Названные характеристики стали методологическим основанием для создания программы и проведения авторского социологического исследования. На основании данных характеристик, формируется образ муниципального служащего и дается оценка социально-профессиональной идентичности изучаемой группыавтором предлагается также внутригрупповая классификация муниципальных служащих.

По результатам авторских социологических исследований, вторичного анализа существующих исследований и статистических данных, современные российские муниципальные служащие четко подразделяются на подгруппы специалистов и руководителей.

Первые — это, как правило, мужчины старше 40 лет, ориентирующиеся не на социальные, а на управленческие, экономические, юридические и технические знания, достаточно компетентные, разделяющие ценности профессиональной группы. Их социальная компетентность содержит знание об элементах внешней социальной среды, социально-экономической инфраструктуре муниципального образования.

Специалисты — это, как правило, женщины среднего возраста (до 40 лет), пришедшие в органы местного самоуправления в середине 90-х годов. Соответственно, содержание социальной компетентности в этой социально-профессиональной группе приобретает своеобразный характер. Здесь особое внимание уделено внутренней среде и взаимоотношениям внутри персонала органов местного самоуправления. Эта группа, помимо значимости профессиональных ценностей, называет и ценности личностного плана.

Влияние на должностную дифференциацию муниципальных чиновников, по мнению автора, связано с демографическими, социально-стратификационными, профессионально-образовательными факторами.

Среди социально-демографических показателей оценки уровня социальной компетентности тендерный признак является интегральным. По этому показателю органы местного самоуправления можно оценить как феминизированные. Возрастные характеристики, по мнению авторов, менее значимы в оценке социальной компетентности, чем фактор трудового стажа.

При анализе анкетных данных четко фиксируется факт: фактор личных связей и отношений продолжает играть значительную роль в кадровой политике органов государственной власти и местного самоуправления. Профессиональное сообщество муниципальных служащих отдает предпочтение сложившимся горизонтальным социальным и внутриорганизационным связям. В этом проявляется сильнейшая корпоративность на внутриорганизационном, социально-сетевом уровне организации. Фиксируется приоритетная группа интересов, связанная с фактором стабильности, карьерных устремлений и значимости фактора «социального капитала».

Важное место в оценке уровня социальной компетентности чиновников имеет их образовательный уровень, и особенно профиль профессионального образования. Этот фактор, как правило, связан со сферой профессиональной деятельности, предшествующей переходу в органы местного самоуправления. В пятерке доминирующих профилей профессионального образования у муниципальных служащих следует отнести экономический, социальноориентированный (педагогика, социальная работа, психология, медицина, культура и др.), технический, юридический, государственно-муниципальный профили.

Относительно выбора ценностей, следует отметить: две группы профессиональных ценностей: первая — ценности материального характера, втораясуждения профессионально-личностной значимости и уход внешних позитивных оценок трудовой деятельности.

Немаловажна оценка и самооценка профессиональных качеств, которые способствуют карьерному росту, с одной стороны, и служат важным фактором идентификации, с другой. По данным авторского исследования на первое место выходит профессиональная компетентность, а именно: «способность осваивать новые виды работы» (23,2%), «достаточный уровень компетенции на новой должности» (20,8%), «умение учитывать интересы населения» (15,2%). Значимы и личные качества, характеризующие компетентность, профессионализм и способствующие их проявлению в повседневной деятельности. К таковым респонденты относят: «самостоятельность в работе» (15,2%), «инициативность"-(10,4%). Факторы, не имеющие непосредственного отношения в профессиональной деятельности и связанные с личными симпатиями/ антипатиями, в ходе опроса не нашли подтверждения.

Оценка содержания профессиональной деятельности муниципального служащего характеризуется эффективностью организации работы в муниципальном округе, хорошей профессиональной подготовкой, высокой степенью интериоризации профессиональных ценностей, удовлетворенностью работой.

Оценка принятия и значимости работы в качестве муниципального служащего характеризуется суждениями: «гарантия постоянной работы и стабильности положения» и «возможность проявлять свои профессиональные знания, умения и навыки».

Другой характеристикой социально-профессиональной идентичности муниципальных служащих является, как отмечалось выше, социальнопрофессиональный статус и оценка его значимости в общественном мнении. Последний полностью совпадает, как в оценках, своегостатуса муниципальными служащими, так и населения: • Таким образом,' статусная позиция муниципального-служащего — это-не только и не столько его личное восприятие, сколько1 его образ в глазах окружающих, что в целом определяет — отношение населения к муниципальному образованию, формирует престиж муниципальной службы.. • '.

Что же касается внешних оценок деятельности иотношения, к-муниципальным: служащим и муниципальной службе в целом со стороны населения, то скорее следует говорить разной степенинедоверия: Это отмечается: какнепосредственно= населением, так и самими муниципальными служащими. Так, относительное большинство опрошенных, выбрали суждения о степени доверия к муниципальной службевыбрав на шкале позицию, «скорее вызывает доверия, чем не вызывает» (34,3%) и «в, равной степени вызывает, и не вызывает»" (34,3%). Сторонники? полярных позиций-гораздо малочисленнее.

Факт, недоверия и незнания деятельности. муниципальной службы, иллюстрируют не только опросы населения, но и результаты прошедших выборовтвг муниципальные органы, местного самоуправления в Санкт-ПетербургеПо итогам выборовдепутатов в муниципальные органы власти 1 марта 2009 года в городе-. Санкт — Петербург, на избирательные участки пришли 17,31% граждан- 86,7%) петербуржцев не пошли голосовать1. Одной из причин данной ситуации являетсястереотип восприятия, сложившийся в* глазахобщественности о муниципальной службе как не наделенной конкретной властью1 и полномочиями,. а значит не., имеющей возможности оказывать серьезное воздействие на конкретные проблемы^ граждан. ' ',. .

Таким" образом, социологический1 анализ проблемы. социально-профессиональной идентичности выводит автора: на, комплекс мероприятий, связанных с дальнейшим совершенствованием системы местного самоуправления^ с.

1 Рабковский А. И. Низкая явка. избирателей — главный итог завершившихся муниципальных выборов в Петербурге // Санкт-Петербургские ведомости. № 037, от 03.03.2009.. ,, '. 153 переориентацией «властных полномочий» в сторону муниципального менеджмента. Муниципальный служащий должен быть в первую очередь муниципальным менеджером, а во — вторую чиновником, представителем власти. Для этого ему необходимо владеть совокупностью методов формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования, уметь определять стратегию, приоритеты социально-экономического развития территории местного сообщества.

Настоящее исследование затронуло лишь незначительную часть проблем формирования качественного состава муниципальных служащих, а потому подобного рода исследования необходимо продолжать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Санкт- Петербурга (от 23 сентября 2009 г. № 420−79) «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. N 22. 05.10.2009
  2. Закон Санкт- Петербурга от 2 февраля 2000 года N 53−8. «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт- Петербурге» (с изменениями от 8 декабря 2008 г.) // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. № 4. 17. 04. 2000.
  3. Российская Федерация. Конституция. (1993). Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007.
  4. Федеральный закон (от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. Ж10. Ст. 1152.
  5. Федеральный закон (от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506.
  6. Федеральный закон (от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 224.
  7. X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб.: Алетейя, 1999.
  8. Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. M.: URSS: КомКнига, 2005.
  9. Т.Д. Методологические основания социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8.
  10. В.Б. О понятии профессионализма и профессионализме государственного служащего // СЗАГС. Ежегодник 2002: Сборник научных статей. Под общ. ред. В. М. Ходачек В.В. Чубинского, В. А. Шамахова. СПб.: СЗАГС, 2003.
  11. C.B. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации: на материалах Южного федерального округа: автореферат дис.. д. с. н.: 22.00.08. Ростов-на-Дону, 2007.
  12. Г. М. Социальная психология М.: Инфра, 1998.
  13. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982.
  14. Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии 1996. № 1.
  15. Ю.Анурин В. Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания// Социологические исследования. 1995. № 1.
  16. П.Анциферов Н. П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1925
  17. Т.И., Руденко A.B. Оценка готовности муниципальных образований к новому этапу муниципальной реформы. // Власть. 2009. № 6.
  18. Г. В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской федерации // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997.
  19. Н.Атаманчук Г. В. Сущность и истоки местного самоуправления // Муниципальный мир. 1999. № 1.
  20. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995-
  22. В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2001.
  23. П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994.
  24. П. Практический смысл СПб., 2001.
  25. П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005
  26. П. Социология политики М., 1993.
  27. Д.Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества. // Власть 2009. № 4.
  28. Л.Г. Представление россиян о местном самоуправлении // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 1.
  29. А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: В 3 томах. СПб., 18 691 871.
  30. М. Бюрократия. // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 1 (34).
  31. М. Избранные произведения. Образ общества. М., 1994.
  32. М. Наука как призвание и профессия. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707−735.г
  33. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
  34. П.П., Дмитриев А. И. Российское село на пороге XXI века. Саратов, 1996.
  35. Л.А. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1996.
  36. Л.Н. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996.
  37. O.A. Социологическая модель социальной работы в условиях маргинализации. Монография. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006.
  38. Э. Социология. М.: Едиториал. УРСС, 2005.
  39. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Издательство «Весь Мир», 2004.
  40. И.А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России. Избранные сочинения: в 2-х книгах/ Под. Ред. В. В. Козловского. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского. 2002.
  41. И.В. Подготовка кадров для местного самоуправления: акмесоциальный подход // Вестник ПАГС. 2004. N13.
  42. A.A. Соотношение социального статуса и функциональных обязанностей муниципальных служащих (социологический анализ). Самара: Издательство СФ МГПУ, 2004.
  43. A.M. Некоторые аспекты повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в современных условиях // Вопросы местного самоуправления. 2008. № 4. С.32−38.
  44. И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
  45. И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью // Социологический форум. 2001. № 1−4.
  46. Э. Картезианские размышления. М.: Идея пресс, дом интеллектуальной книги, 2001.
  47. Н.М., Тихонова Н. Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. 2006. № 12 С. 29−41
  48. E.H., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27−30.
  49. И.Ф. Методы социологических исследований. Екатеринбург: издательство Уральского ун-та, 1996.
  50. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 110−119.
  51. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  52. О. М. Социальный статус государственных гражданских служащих Российской федерации (социологический анализ): автореферат дис.. к. с. н. 22.00.04. М., 2005.
  53. Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (Статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  54. O.A. Профессионализм кадров органов исполнительной власти: уровень мотивации к учебе, повышение квалификации // Социология власти. 2004. № 1.
  55. Жуков Н. Д Взаимодействие муниципальной власти и местного сообщества в условиях трансформации России. Дисс.. к.с.н. 22 00 04. Ставрополь, 2004.
  56. М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов -на- Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1999.
  57. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 3 11.
  58. Иванова H. JL, Конева Н. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль, 2003.
  59. В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. Ростов- на Дону, 2000.
  60. Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в 2007 г. // Вопросы местного самоуправления. 2008. № 2.
  61. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
  62. Ю.Л. Опыты о поле политики. М., 1994.
  63. Ю.Л., Шматко H.A. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности. Отв. ред. Ядов. В.А. М.:ИС РАН, 1993. С. 58−60
  64. ЮЛ. Агенты поля политики: позиции и идентичность. // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 61−81.
  65. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я» // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 102−110.
  66. Кон И. С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  67. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  68. Кон И. С. Ребенок и общество М., 2003.
  69. А. Менеджер, чиновник, бюрократ. // Муниципальная служба 2009. №.4.
  70. Г. Б. К вопросу о предмете социологии профессий // Социология и общество: тезисы докладов Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб., 2000. i
  71. Н.М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. Т. 1−2. (глава о земском самоуправлении). СПб., 1901−1903.
  72. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
  73. П. Л. Философия и социология // Избранные произведения: в 2-х т. М.: Мысль, 1995.
  74. В.Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентичности // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 57−61.
  75. Н. Правовой режим государственной и муниципальной службы. // Государственная служба. 2009. № 3.
  76. М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 3.
  77. М.Л. Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования: автореф. Дис.. д. с. н. 22.00.06. СПб., 2005.
  78. B.C. Динамика трудовых ценностей российских работников, 1991 -2004 г.г. // Российский журнал менеджмента. Том 4. № 4. 2006.
  79. B.C., Брим Р., Гимпельсон В.Е и др. Молодые специалисты на российской государственной и муниципальной службе. Научный доклад по итогам исследований областных и городских администраций. М., 2003.
  80. Л.В. Муниципальная служба как социальный институт. Дис.. к.с.н.: 22. 00. 04. Пенза, 2004.
  81. Е. А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России. Автореф. Дис.. 22.00.04. Саратов, 2004.
  82. Е.А. Идентификационные критерии профессиональной группы государственных служащих // Вестник ПАГС. 2004. № 6.
  83. В.А., Лукша О. В., Плотникова A.B., Оллсоп Дж., Сакс М., Кауппинен К., Динамика профессиональной группы врачей в России: Case-study// Профессиональные группы интеллигенции. М., 2003.
  84. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  85. К. Капитал. Критика полит, экономии. М.: Центр социал. экспертизы, 2001.
  86. И.П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в современной России: Монография. Новосибирск, 2004.
  87. Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, Хранитель, 2006.8 4. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад. М.: Экон-Информ. 2009.
  88. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издательство международного университета Бизнеса и управления, 1996.
  89. A.B., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  90. Н.И. Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные источники развития, дисс.. к.с.н. М., 2000.
  91. Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1997.
  92. Е.Г. Как повышать квалификацию, вести подготовку и переподготовку кадров в муниципальных образованиях // Чиновник. 2007. № 3 (49).
  93. С. Ю., Масленникова Е. В, Марченко О. И. Социальный статус государственного служащего. Саратов: ПАГС, 2001.
  94. С.Ю. Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления // Чиновник. 2004. № 6 (34).
  95. B.C. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. М., 2001.
  96. A.B. Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу // Социологические исследования. 2008. № 10.
  97. И.И. Местное самоуправление: конституционно-правовая основа формирования // Конституционный строй России: сб. ст. Рос. АН, Ин-т государства и права- Редкол.: Глушко Е. К. и др. Вып.1. М.: ИГПАН, 1992.
  98. А.Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего//Чиновник. 1999. № 1(4).
  99. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Издательство УРАО, 2002.
  100. В.Т. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8.
  101. A.A. Тенденция отчуждения власти от населения и пути ее преодоления на местном уровне // Актуальные вопросы научных исследований. Вып. 2, 4.1.: Гуманитарные науки. Саратов, 1998.
  102. М.Т. Ценностные ориентации современного учительства как социально-профессиональной группы, автореф. Дис.. к.с.н. 22.00.04. Нижний Новгород, 2008.
  103. В. Г. Чертенко A.JI. Становление социальной компетентности муниципальных служащих // Чиновник. 2005. № 6.
  104. Д. Основные направления концептуализации понятия «интеллигенция» // Профессия. с1ос. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри, под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.
  105. И.П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском обществе. М.: Наука, 2004.
  106. Предварительные итоги переходного периода реализации федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» // Вопросы местного самоуправления. 2009. № 4.
  107. JI.B. Муниципальная служба как управленческая деятельность (социологический анализ). Дисс.. к.с.н. 22. 00. 08. М., 2002.
  108. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Издательство Московского Психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  109. Профессиональная культура современного российского муниципального чиновника: социолого-управленческий анализ. В. Г. Попов, В. В. Китаев, Б. С. Хохряков, Н. Г. Чевтаева. Екатеринбург: Академкнига, 2003.
  110. Профессиональные группы интеллигенции: Отв. Ред. В. А. Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003.
  111. А.И. Низкая явка избирателей главный итог завершившихся муниципальных выборов в Петербурге // Санкт-Петербургские ведомости. № 037. от 03.03.2009.
  112. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект-пресс, 1996.
  113. Регионы России. Социально-Экономические показатели. 2009. Стат. сб. Росстат. М., 2009.
  114. Дж. Современные социологические теории. СПб. Питер, 2002.
  115. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М. Норма-Инфра, 1998.
  116. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб. Росстат. М., 2009.
  117. . Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. Пер. с франц. А. Д. Хаютина. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 1998.
  118. А. Н. Управление профессиональным развитием муниципальных служащих: дис.. к. с.н. 22.00.08. Саратов, 2003.
  119. О.В. «Матушка-Русь». Опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М. Ладомир, 2001.
  120. М.Н. От рациональной бюрократии к понимающей власти // Чиновник. 2000. № 4 (10).
  121. М. границы англо-американской социологии профессий: критика ортодоксальности современного неовеберианского подхода. // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе: ~Под ред. В. А. Мансурова. М., 2007.
  122. Г. Стратификация российского общества. М., 2002.
  123. К.М. Проблемы обеспечения профессионализма государственной службы//Чиновник. 1999. № 1(4).
  124. П. А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  125. П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
  126. М.А. Профессиональная идентичность журналиста (анализ случаев) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 3.
  127. Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию. 2009. Т 4. М., 2009.
  128. Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под ред. В. А. Мансурова. М, 2007.
  129. Социальная идентификация личности ~ 2. Книга 2. М.: Институт социологии РАН, 1994.
  130. Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993.
  131. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социально идентичности: Под ред. Шматко H.A. М.: ИС РАН, 1992.
  132. Социально-психологический портрет инженера: По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. М., 1977.
  133. Социология: Энциклопедия / сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абущенко, Г. М. Евелькин, Г. М. Соколова, О. В. Терещенко. М.: Книжный дом, 2003.
  134. Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
  135. Ю.Н. Административное право: В 2 ч. 4.1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998.
  136. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996.
  137. С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1982.
  138. М.Н. Человек и Мир профессий. Пер с нем. Старцевой Г. В., Сулейманова М. Н. Свердловск, 1990.
  139. Токвиль А.Ш.А. де. Демократия в Америке. Пер. с фр. Г. Дж. Ласки. М., 1994.
  140. . Н. Разделение властей и государственная организация // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  141. Ж. Т. Цибиков Т.Г. Развитие демократии и становления местного самоуправления в России. // Социологические исследования. 2003. № 8.
  142. . Т., Цветкова Т. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1997. № 6.
  143. В.Ф. Особенности становления профессиональной идентичности офицеров запаса в новых условиях труда: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004.
  144. О. В. Управление профессиональной подготовкой муниципальных кадров: региональный аспект: дисс.. к.с.н. 22.00.08. Тюмень, 2004.
  145. В. Более половины Россиян не считают, что местное самоуправление это «их» «власть» // Муниципальная власть. 2009. № 1. С. 6470.
  146. H.H. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6.
  147. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. // Психоаналитические этюды. Минск, 1997.
  148. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006.
  149. М. Идентичность и дифференциация // Бытие и время.М.: Мысль, 1997.
  150. . С. Профессиональная культура муниципального чиновника в условиях становления местного самоуправления в современной России: дисс.. к. с. н.: 22.00.08. Екатеринбург, 2003.
  151. Н.Г. Корпоративность социально-профессиональной группы российского чиновничества: социологический анализ. Екатеринбург, 2006.
  152. Н.Г., Примак T.B. Жизненные стратегии чиновников УрФО в профессиональной сфере. // Чиновник. 2007. № 2.
  153. A.JI. Социальная компетентность как фактор повышения профессионализма служащих местного самоуправления // Чиновник. 2005. № 5.
  154. .Н. Курс государственной науки. М., 1898.
  155. М. Институциональные аспекты кадрового обеспечения органов местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий: проблемы теории и практики. // Муниципальная служба 2009. № 2.
  156. М.С. Институциональные аспекты кадрового обеспечения органов местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий: проблемы теории и практики. // Муниципальная служба. 2009. № 2. С. 10−12.
  157. В. А., Пухно П. С. Формирование профессиональной идентичности сотрудников ОВД : Монография. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005.
  158. JI. Д. Институционализация муниципальной службы в Российской Федерации: социологический анализ: дис.. к. с. н. 22.00.04. М., 2007.
  159. М.А. Взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления. // Власть 2009. № 4.
  160. М. Избранные произведения. М., 1994.
  161. А.Н. Реформа местного самоуправления: основные проблемы и задачи. // Муниципальная власть 2008. № 3.
  162. О. И. Российский порядок: Вектор перемен. М.: Вита-Пресс, 2004.
  163. О.И., Ястребов Г. А., Социально профессиональная структура населения России. Теоретические предпосылки, методы и некоторые результаты повторных опросов 1994, 2002, 2006 гг. // Мир России. 2007. № 3.
  164. H.B. Муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2004.
  165. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.
  166. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
  167. О.В. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления : социологический анализ. Дисс.. к.с.н. 22.00.08. Казань, 2009.
  168. В.А. Символические и примордиальные солидарности // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
  169. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1.
  170. В.А. Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993.
  171. В.А. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. Институт социологии РАН. М., 1992.
  172. В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности// Социологические исследования. 1989. № 6.
  173. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 34.
  174. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991.
  175. Goode W.J. Community Within a Community: the Professions // Sociological Perspectives on Occupations. Illinois: F.E. Peacock Publishers, 1972. V
  176. Jankins R. Social identity. Third edition. London. Routlege, 2008.
  177. Pavalco P. Sociology of Occupations and Professions. Illinois: F. E. Peacock Publishers, 1971.
  178. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood:. An extension of theory and a review // Devel. Psychol. 1982. V.18. № 3. P. 341−358.
  179. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen, 1980.
Заполнить форму текущей работой