Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономико-математические модели анализа и прогнозирования конъюнктуры регионального рынка платных услуг высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость изучения текущего спроса на платные образовательные услуги побуждает вузы к необходимости исследования регионального рынка на предмет насыщения конкретным образовательным продуктом, а также к поиску новых сегментов рынка, где существует устойчивый платежеспособный спрос. Однако знание рыночной конъюнктуры не отменяет активной маркетинговой деятельности по продаже платных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы функционирования рынка образовательных услуг
    • 1. 1. Проблемы системы образования как отрасли экономики
    • 1. 2. Особенности образовательной услуги и рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Формирование и развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации
    • 1. 4. Особенности функционирования системы высшего профессионального образования в Ивановской области
  • 2. Формирование модельного аппарата анализа и прогнозирования деятельности образовательного учреждения
    • 2. 1. Особенности моделирования спроса на платные услуги высшего образования
    • 2. 2. Обзор методов экономико-математического моделирования сегмента рынка образовательных услуг
    • 2. 3. Разработка авторского подхода к моделированию рынка платных образовательных услуг
    • 2. 4. Описание математического инструментария исследования
  • 3. Эконометрическое моделирование взаимосвязи факторных и результирующих показателей деятельности вуза
    • 3. 1. Проблема определения факторных и результирующих переменных
    • 3. 2. Разработка модели спроса-предложения регионального рынка образовательных услуг
    • 3. 3. Разработка модели прогноза продаж платных образовательных услуг на основе корреляционно-регрессионного анализа
    • 3. 4. Разработка модели прогноза продаж платных образовательных услуг на основе временных рядов
    • 3. 5. Определение оптимальной стоимости обучения
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Экономико-математические модели анализа и прогнозирования конъюнктуры регионального рынка платных услуг высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективность деятельности образовательного учреждения как сложной системы во многом зависит от качества и оперативности принимаемых управленческих решений, определяющих как стратегическую направленность и основные задачи его деятельности, так и технологические вопросы, связанные с управлением вузом. При этом результаты вузовской деятельности зависят не только от субъективной, избранной администрацией, управленческой стратегии, но также и от благоприятной или неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Поэтому сама стратегия и оперативный менеджмент должны основываться на объективных закономерностях и принципах функционирования вузов в конкурентной среде. Одним из наиболее эффективных методов обнаружения закономерностей в функционировании платной образовательной деятельности вуза является ее моделирование.

Моделирование коммерческой деятельности вуза в целом представляет собой сложный системный процесс. Наряду с внешними воздействиями, число которых увеличивается и влияние которых неодинаково для различных направлений, необходимо учитывать внутренние взаимосвязи между подразделениями и операциями вуза, принимать во внимание разнонаправленные интересы и цели его подразделений, а также деятельность вуза, непосредственно не связанную с получением коммерческого дохода, и фактор персонала.

При работе с такой моделью, как и в реальном вузе, основной задачей является достижение в отношении перечисленных факторов согласованной управленческой стратегии.

Необходимо также отметить, что в настоящее время проблема моделирования коммерческой деятельности высшего учебного заведения является малоизученным вопросом, представляет научную ценность и является актуальной.

Степень разработанности проблемы. Теоретическим аспектам и отдельным вопросам развития системы образования посвящены труды многих зарубежных ученых: Беккера Г., Блауга М., Боулс С., Вейсброда Б., Дугласа Дж., Кагана Д., Минцера Дж., Дж. Чизвика Б., Шульца Т и др. Из отечественных авторов вопросам университетского управления посвящены работы Абанкиной И. В., Геворкян Е .Н., Гохберга JI. М., Карякина А. М., Круглова В. И, Коломниеца Б. К, Кузьминова Я. И., Нуждина В. Н., Петропаловского М. В., Пузанкова Д. В., Фрумина И. Д. и др.

Среди работ российских и зарубежных авторов, глубоко разрабатывающих теоретические аспекты функционирования рынка образовательных услуг можно выделить исследования Андрущак Г. В., Белоусова J1. А., Белякова С. А., Клячко Т. Л., Никандрова Н. Д., Панкрухина А. П., Пищулина Н. П., Потеева М. И., Трифоновой И. А. и др.

Среди специалистов в области экономико-математического моделирования процессов в сфере образования можно выделить работы Барского А. Б., Беркинблита М. Б., Гранберга А. Г., Григорьевой Е. Г., Давыдовой Е. А., Ежова A.A., Ильченко А. Н., Калана Р., Осовского С., Романенко И. В., Рутковского Л. М., Уоссермена Ф. и др.

Целью диссертационного исследования является построение системы моделей функционирования регионального рынка платных образовательных услуг в области высшего образования.

Для достижения поставленной цели в диссертации сформулированы основные задачи, определяющие логику и внутреннюю структуру исследования:

• провести анализ теоретических основ системы экономики и управления образовательной системой как отдельной отраслью экономики;

• исследование теоретических основ функционирования рынка платных образовательных услуг высшего образования, а также специфических особенностей формирования и развития данного сегмента рынка на современном этапе;

• анализ и обобщение существующих методов экономико-математического моделирования деятельности образовательного учреждения на рынке платных образовательных услуг;

• разработка авторской концепции моделирования деятельности высшего учебного заведения на рынке платных образовательных услуг высшего образования;

• качественный и количественный анализ спроса на платные образовательные услуги высшего образования на региональном рынке;

• эконометрический анализ конкурентного взаимодействия вузов на региональном рынке платных образовательных услуг;

• разработка прогностической модели динамики финансовых показателей деятельности вузов на региональном рынке платных образовательных услуг высшего образования;

• формулировка содержательных выводов и рекомендаций.

Объект исследования — региональный рынок платного высшего образования как сложная вероятностная система.

Предмет исследования — экономико-математические модели динамики показателей рынка платных образовательных услуг.

Область исследования — диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом научных специальностей ВАК по специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики:

1.4. Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений.

1.9. Разработка и развитие математических методов и моделей анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов общественной жизни: демографических процессов, рынка труда и занятости населения, качества жизни населения и др.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды зарубежных и отечественных экономистов по анализу и моделированию рынка образовательных услугработы и пособия по статистическому анализу временных рядов, кластерному и корреляционно-регрессионному анализу взаимодействия между факторами.

В работе также были использованы общенаучные методы сравнительного анализа, анализа и синтеза. Для получения расчетных значений ряда показателей применялись: метод фактического измерения значений показателей на основе имеющихся объективных данных, метод количественной оценки присвоения производных чисел, экономико-математический метод расчетных показателей на основе использования фактический данных, метод экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили данные о рынке образовательных услуг в области высшего образования и его участниках, опубликованные в открытой печати, в том числе на официальных сайтах ГУВШЭ, Федеральной службы государственной статистики, Министерства Экономического Развития и Торговли, личные наблюдения автора.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих основных положениях:

1. Дано определение понятию и предложен формализованный подход к оценке конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования, учитывающие особенности современного периода развития рынка платных образовательных услуг.

2. Предложена система экономико-математического моделирования деятельности высшего учебного заведения по продаже платных образовательных услуг высшего образования, базирующаяся на идее системы сбалансированных показателей и включающая три уровня — конъюнктурный, бизнес-процессуальный и финансовый.

3. Теоретически обоснован, разработан и численно реализован алгоритм по построению функции спроса на платные образовательные услуги, в которой в отличие от традиционного подхода в качестве факторного признака выступает показатель «цена/индекс привлекательности».

4. Построена система эконометрических моделей формирования рыночной доли вуза, учитывающая возможность нелинейной взаимосвязи, а также отличающаяся применением ранее не использовавшихся факторов рыночного спроса на платные услуги высшего образования.

5. Обоснована и построена прогностическая модель объемов продаж образовательных услуг в рамках отдельного вуза, отличительной особенностью которой, является возможность использования поправок, учитывающих текущие изменения рыночного спроса.

Практическая значимость работы заключается в получении высшим учебным заведением методического инструментария, позволяющего осуществлять стратегическое управление на конкурентном рынке платных образовательных услуг.

Предлагаемые в диссертационном исследовании методические подходы могут быть использованы для оценки эффективности управления и конкурентоспособности в предприятиях по оказанию услуг населению. Материалы диссертации целесообразно использовать при подготовке курсов лекций по дисциплинам «Эконометрика», «Маркетинг» и «Менеджмент».

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения с основными выводами. Она содержит 188 страниц машинописного текста, включая 31 таблица, 40 рисунков, список использованной литературы из 129 наименований.

Выводы:

По результатам анализа прогноза месячных продаж платных образовательных услуг при помощи временных рядов, было установлено:

• продажа платных образовательных услуг имеет ярко выраженный нестабильный характер;

• для учёта новых экономических тенденций необходимо регулярно уточнять модель на основе мониторинга фактически полученных объёмов продаж, добавляя их данные в статистической базы, на основе которой строится модель;

• при применении модели для уменьшения риска ограничить горизонт прогнозирования тремя месяцами;

• для повышения надёжности прогноза необходимо строить все возможные сценарии прогноза и рассчитывать доверительный интервал прогноза;

• метод даёт удовлетворительную аппроксимацию и может быть использован при прогнозировании объема продаж платных образовательных услуг.

На основе проведенного исследования можно предложить алгоритм поддержки принятия управленческого решения, касающегося определения стоимости обучения на очередной учебный год. При этом следует признать, что исследования проводились на базе изучения спроса на платные образовательные услуги по направлению «Экономика и управление», оказываемые по заочной форме обучения. Подобный алгоритм применим и на других сегментах рынка платных образовательных услуг (например в области юридического образования, информационных технологий), но это требует дополнительного анализа.

3.5. Определение оптимальной стоимости обучения.

Деятельность вуза при осуществлении продаж платных услуг высшего образования должна учитывать то обстоятельство, что реальный объем продаж зависит, во-первых, от текущего платежеспособного спроса на услугу со стороны потребителей и, во-вторых, от маркетинговых усилий самого вуза.

Необходимость изучения текущего спроса на платные образовательные услуги побуждает вузы к необходимости исследования регионального рынка на предмет насыщения конкретным образовательным продуктом, а также к поиску новых сегментов рынка, где существует устойчивый платежеспособный спрос. Однако знание рыночной конъюнктуры не отменяет активной маркетинговой деятельности по продаже платных образовательных услуг на существующих сегментах. Несмотря на то, что математическая формализация такой сложной и многогранной деятельности в полном объеме вряд ли возможна, тем не менее, для отдельных элементов маркетинга математическое моделирование вполне допустимо — речь идет в первую очередь о ценовой политике вуза, или, о поиске оптимальной цены на конкретный вид платных образовательных услуг.

При этом заметим, что само понятие оптимальной цены отнюдь неоднозначно. По-видимому, для относительно замкнутого регионального рынка возможной целевой установкой конкретного вуза может быть максимизация долей рынка как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В качестве реальных управляющих параметров образовательного учреждения выступают цена услуги и маркетинговые усилия по привлечению потенциальных клиентов. На наш взгляд, применительно к вузу оба эти параметра синтезированы в показателе Рцене года обучения, соотнесенной с индексом привлекательности, о котором шла речь в предыдущих параграфах.

Таким образом, задача принятия решения вузом формально сводится к двухкритериальной задаче:

Уп =/i (P е) max, (3.15) у=МРъ)~* max, (3.16) где: у&bdquo- - доля вуза в конкретном сегменте рынка платных образовательных услуг в натуральных показателяху — доля вуза в стоимостных показателях.

Допуская, что функции f и /2, отражающие рассматриваемые зависимости, являются линейными, найдем их эмпирические оценки в явном виде.

Исходные данные для построения моделей регрессии приведены в первых шести столбцах таблицы 3.11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенной работы можно сделать вывод о том, что, использование аналитической и диагностической функции прогнозирования и оценки экономических показателей с помощью различных экономико-математических моделей является одним из инструментов обоснования коммерческой политики вуза. Вероятностный характер прогнозов обусловлен расчетом различных сценариев изменения образовательной и бизнес-среды, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации, стратегических целей вуза и их фактических показателей. Применение экономико-математических моделей является эффективным инструментом оценки и прогнозирования, обеспечивающим реализацию моделирование сложных эконометрических систем, к которым можно отнести деятельность образовательного учреждения по продаже платных образовательных услуг.

Управление конкурентоспособностью, как одна из постоянных и насущных проблем для руководства вуза, является сложным, многофакторным процессом его деятельности, требующим необычайной взвешенности и обоснованности принимаемых управленческих решений, проведения всестороннего анализа и прогнозирования тенденций развития, прогноза оценки рисков. Управление конкурентоспособностью связано с общей стратегией развития вуза, с моделью его поведения. Чем сложнее, разнообразнее функциональная структура вуза, тем более сложным становится процесс его оперативного управления, поскольку необходимо иметь целостное представление о всех направлениях деятельности вуза, знать, что происходит в каждый момент времени и как каждое изменение может отразиться на итоговой конкурентоспособности.

Анализ всех факторов воздействия на конкурентоспособность вуза позволяет ему наиболее четко представлять текущую ситуацию и оценивать собственные экономические возможности на перспективу.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были решены следующие задачи.

1. В работе рассмотрены теоретические основы функционирования системы платного высшего образования как отдельной отрасли экономики, исследовано понятие образовательной услуги, проанализированы особенности функционирования рынка платных образовательных услуг Российской Федерации, выделены его основные проблемы.

2. Проведен сравнительный анализ существующих подходов к экономико-математическому моделированию деятельности вуза и на его основе предложен формализованный подход и количественная оценка понятия конкурентоспособности вуза на рынке платных образовательных услуг высшего образования.

3. Проведена кластеризация вузов в сегменте рынка платного заочного образования по направлению «Экономика и управление» на региональном рынке образовательных услуг Ивановской области. Выделены кластеры по основным показателям конкурентоспособности — цене и индексу привлекательности.

4. Определены основные факторные переменные эконометрической модели прогноза продаж платных образовательных услуг высшего образования на региональном рынке Ивановской области.

5. Построены корреляционно-регрессионные модели оценки и прогнозирования конкурентоспособности деятельности вуза на региональном рынке оказания платных образовательных услуг.

6. Построена аддитивная трендовая модель прогнозирования месячных объемов продаж платных образовательных услуг.

7. Предложен алгоритм поддержки принятия управленческого решения по определению стоимости обучения на очередной учебный год для максимизации рыночной доли на примере конкретного сегмента рынка платных образовательных услуг высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. У. Экономические и статистические работы. М., 1940, с.
  2. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 490.
  3. С. Беккер. Человеческое поведение: экономический подход// М:. ГУ ВШЭ. 2003.-с. 672
  4. В. С. Давид Рикардо— М.: Экономика, 1988. -с. 128.
  5. А. Принципы политической экономии. // Экономическая мысль Запада, 1980. 534 с.
  6. Shultz Т. The Economic Value of Education. New York, 1963.
  7. Bowman M. The Human Capital Investment Revolution in Economic Thought// Sociology of Education. Vol. 39. 1966, III-137.
  8. Shultz T. Education and Economic Growth. In Social Forces Influencing America Education. Chicago, National Society of the Study of Education, 1961.
  9. Mincer J. Investment in Human Capital and Income Distribution // Journal of Economy Vol. 66. P. 281−302.
  10. Schults T. Investment in Human Capital // Economic Growth American Problem. Englewood Cliffs, 1964.
  11. Gary S. Becker. Assortative Mating in Marriage Markets. // G.S.Becker. A Treatise on the Family.- Cambridge- London: Harvard University Press, 1991, ch.4, p. 108−134.
  12. Г. E. Управление качеством высшего образования : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2001 250 с.
  13. Вопросы образования № 2 за 2008 год. Выбор вуза, карьера, формирование заработной платы: микроэкономический подход (пер. с англ. М. Семеновой).
  14. Hanoch G. An Economic Analysis of Earning and Schooling // Journal of Human Resources, 1967 (summer). P. 310−329.
  15. Sapsford D., Tzannatos Z. The Economics of the Labor Market, London, 1993. P. 76−78.
  16. Haveman R., Wolfe B. Education and Economic Well-being: The Role Nor-Market Effect // Journal of Human Resources 1984, 19(3). P. 377−407.
  17. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад № 99/04, РПЭИ/ Фонд Евразия, 1998. С. 47.
  18. Всемирная декларация ЮНЕСКО о высшем образовании XXI века // Вестник высшей школы (Alma Mater), 1999, № 3, с. 29−35.
  19. C.B. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М.:1. Высшая школа, 1995, 255 с.
  20. JI. Лесли, Г. Джонсон. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования. Вопросы образования. -2.-2009.
  21. A.A. Экономика образования в новых условиях хозяйствования. М.: НИИВО, 1999. 324 с.
  22. Доступность высшего образования в России. Под ред. C.B. Шишкина. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 500 с.
  23. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  24. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 2010 // Статистический сборник М., Росстат, 2010, 507 с.
  25. Всемирная торговая организация: документы и комментарии в 2-X томах. Под редакцией чл.-корр. РАН Смирнова С. А. М.: AHO «Издательский дом налоговой полиции», 2001.
  26. Уроки экономики: Наши университеты. С. Гуриев. Ведомости, 03.03.2005, 37 (1318).
  27. E.H. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития Сборник научных трудов. — 2006.
  28. В. Целевой научно-образовательный капитал на западе и в России // МЭ и МО, № 4, 2008.
  29. Плачевное состояние европейских университетов //"United Press International", США. 28.09.2004.
  30. Э.Ю. Высшее образование в США: источники финансирования // Аналитический обзор системы высшего образования в США. «США и Канада», 2003. No7
  31. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.-702 с.
  32. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании.Учеб. пособие. М.: Интерпракс, 1995. — 240 с.
  33. Е.В. Права работника. М.: НИЦ МГУДТ, 2006.
  34. Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов /Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. — С. 55−61.
  35. М. Маркетинг и PR в учебном заведении //Высшее образование в России, 2002. № 4. — С.32−40.
  36. В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. Г. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  37. В.М. К определению содержания образовательной услуги. //Маркетинг в России и за рубежом, 2005. № 3. — С. 31−41.
  38. А. В. Креативная педагогика и психология. М.: ИНФРА-М, 2004.
  39. А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом, 1997. № 7−8. — С.79−85.
  40. Э. Ханушек, JI. Вессман. Роль качества образования в экономическом росте//Вопросы образования, 2007, № 2, с.86−116.
  41. И. А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование. 2003. N 5. С. 40.
  42. В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005. С. 272, 292, 293.
  43. Закон РФ «Об образовании». № 12-ФЗ от 13.01.96.
  44. С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. 2002 -№ 1, с. 20.
  45. Ю. Сергей Иванов опровергает слухи о том, что учебы в вузах будет целиком за деньги // Российская газета" Федеральный выпуск № 4591 — 2008 г.
  46. E.H. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития Сборник научных трудов. — 2006.
  47. С., Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики, М., «Альпина Бизнес Букс», 2006 г., с. 175−176.
  48. В. Турченко, JI. Колесников Стратегия образования в РОССИИ: кризис и перспективы // Воспитание и образование. № 9, 1997 г.
  49. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». N 125-ФЗ от 22 августа 1996 года.
  50. Т. JT. Экономика высшего образования смена модели. // Юрист ВУЗа. Апрель 2011.
  51. В. Тихомиров. «Business education review», 2006 г., N 3, с. 79.
  52. Образование в Российской Федерации 2010. Статистический ежегодник. М., ГУ-ВШЭ, 2010.
  53. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров // Под редакцией Т. Л. Клячко. М: ГУ-ВШЭ. 2002. 182 с.
  54. М.Я., Королев В. А., Семняк О. В. Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 4.
  55. В. А. Только выживать сейчас нельзя, нужно развиваться // Аккредитация в образовании. Июнь. 2010.59. http://wwvv.strf.ru/orgamzation.aspx?Catalogfd=221 &dno=2933 8.
  56. Э. А. Управление предпринимательской деятельностью высших учебных заведений России : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2004, 192 с.
  57. Е. С. Ситуационное управление вузом как социально-экономической подсистемой региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Уфа, 2008, 178 с.
  58. А.О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами // Аудит и финансовый анализ, 2000, № 2.
  59. Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука, 1981.
  60. Экономика и организация управления вузом // учебник Под ред. Глухова В. В. СПб.: Лань, 1999,448 с.
  61. П.Н. Особенности формирования сбалансированной системы показателей реализации стратегии вуза // Экономика региона. -2007. -№ 18.
  62. P.A. Инновационный подход к процессу стратегического управления вузом на основе системы сбалансированных показателей: Дис. канд. экономических наук: 08.00.05. Владивосток, 2006. 168 с.
  63. Т.Г., Ниязова М. В. Система показателей как условие эффективного стратегического управления вузом // Контроллиг. 2005. -№ 4 (16).-С. 56−66.
  64. А.Н., Математическая модель оценки качества образования в ВУЗе на базе компетентностного подхода, карты сбалансированных показателей и нейронных сетей. Науно-информационный журнал Экономические науки, 2008 7(44). Издательство «24-Принт».
  65. В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. С. 64−71.
  66. А. В. Кукин, Т. А. Санькова Прогнозирование изменения контингента студентов как необходимый фактор планирования ресурсного обеспечения вуза. Университетское управление. 2002. № 4(23). С. 65−69.
  67. А. «Равновесие и экономический рост: принципы макроэкономического анализа» М.: Статистика, 1974.
  68. Микроэкономика. Теория и российская практика/Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, — М.: ИТД «Кио Рус», 2000, — 544 с.
  69. И. И., Стратегия развития бизнеса СПб, «Питер», 2008 г., с. 36−37.
  70. Д.В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
  71. Л., Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка . СПб: Питер, 2001. — 240 с.
  72. Г. Л., Назим Сайед-Мохамед, Юлдашева О.У. Промышленный маркетинг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. -38с.
  73. Н. И. Оптимизация стратегии и тактики ВУЗа на региональном рынке образовательных услуг: Дис. канд. экон. наук: 08.00.13: Новочеркасск, 2002, 155 с.
  74. Ю. П. Маркетинговые стратегии развития образовательных услуг на региональном рынке :на примере учреждений высшего профессионального образования Ставропольского края: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Ставрополь, 2006, 196 с.
  75. Л. В. Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования ¡-мониторинг и развитие : на примере Алтайского края: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Барнаул, 2007, 197 с.
  76. , В.Я. Маркетинг образовательных услуг / В. Я. Афанасьев, В. В. Черкасов // Маркетинг, — 1999. № 5. С. 68−76.
  77. И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. М., Высшая школа, 1998. 306 с.
  78. Опубликован новый рейтинг лучших вузов России (http://newsru.eom/russia/01.ип2011/ratvuz.html).
  79. Экономическая теория / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003. — Гл. 5.
  80. В.П. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. СПб.: Питер, 2003
  81. Н.В., Трофимец В .Я. «Статистика в Excel: Учебное пособие. М.: ФиС, 2006.
  82. С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. — Ульяновск, 2000. — С. 118.
  83. Дж. Линейный регрессионный анализ. М.: Мир, 1980.456 с.
  84. М. Б., Кадамцева Г. Г., Лапшинов С. Б. Эконометрика. Учебное пособие. 2011 год. 104с.
  85. Н., Смит Г. «Прикладной регрессионный анализ». — М.: ФиС, 1986.
  86. А.И. Некоторые вероятностные вопросы теории классификации. В сб.: Прикладная статистика. Ученые записки по статистике, т.45. — М.: Наука, 1983. — С. 166−179.
  87. С.А., Мхитарян B.C. «Прикладная статистика и основы эконометрики (издание 2-е). Том 1: Теория вероятностей и прикладная статистика. Том 2: Основы эконометрики». М.: ЮНИТИ, 2001.
  88. П.В. «Математические методы исследования операций в экономике». СПб.: Питер, 2000.
  89. О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н. «Математические методы в экономике: Учебник». М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
  90. Дж. «Эконометрические методы». М.: Статистика, 1980.
  91. Стол ерю А. «Равновесие и экономический рост: принципы макроэкономического анализа» М.: Статистика, 1974.
  92. Е.З. Линейная и нелинейная регрессия. М.: Финансы и статистика, 1981.
  93. Эконометрика / Под ред. И. И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 2002.
  94. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2002.
  95. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002.
  96. М.Дж., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976. — 736 с.
  97. Т. Статистический анализ временных рядов. М.: Мир, 1976.
  98. Л.О. Основы эконометрического моделирования: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. М.: КомКнига, 2006.
  99. A.A. Самарский, A.B. Гулин «Численные методы» М: «Наука» 1989 г. 432 с.
  100. В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 2001.
  101. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебное пособие для вузов//Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2002.
  102. Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  103. Дьяконов В.П. Mathcad 2001. С.-П, 2002 .
  104. Т.А. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  105. С.А. Эконометрика: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001.
  106. Приказ Минобразования России от 19.02.2003 № 593 «О внесении изменений в приказ Минобразования России от 26.02.2001 № 631 «О рейтинге высших учебных заведений».
  107. Газета «Коммерсантъ» № 30 (3606) от 27.02.2007.
  108. Внедрение сбалансированной системы показателей // Horvath & Partners. М.: Альпина Биз нес Букс. 2008.
  109. Сбалансированная система показателей шаг за шагом. Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов// Пол Нивен. — М.: Баланс Бизнес Букс. 2004.- 328 с.
  110. Каплан Роберт, Нортон Дейвид «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию». М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. / 2-е изд., испр. и доп./ — с. 320.
  111. В.Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева «Стратегия и тактика управления качеством образования». Иваново: Издательство «Иваново», 2006−140с.
  112. А. Н. Методы менеджмента качества. 2007, N 5. — С. 18−22.
  113. А. П. Егоршин, Н. О. Аблязова, И. В. Гуськова Состояние и прогнозы развития высшего экономического образования России до 2015 года//Вопросы образования, 2007, № 2, с. 43−55.
  114. Российский статистический ежегодник. 2010, с.251−260.
  115. Статистика Российского образования Электронный ресурс. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2614&ttype=2&Field= All (дата обращения 14.12.2010).
  116. С. Б. К вопросу об оценки эффективности деятельности образовательного учреждения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 3. — с. 2−5.
  117. Ивановская область в 2008 году / Статистический сборник. Иваново, 2009. -465 с.
  118. Ивановская область в 2009 году / Статистический сборник. Иваново, 2010.-480 с.
  119. А. С. Экономика/Учебник. М.: Юристь, 2001. — 896 с.
  120. Д. И. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.Т. 1. С. 159.
Заполнить форму текущей работой