Совершенствование и расширение области применения метода расчета динамики и гидромеханических характеристик опор скольжения с плавающими втулками
Для определения гидродинамических сил, действующих на ротор и плавающие втулки, разработан многосеточный адаптивный алгоритм интегрирования уравнения Рейнольдса, применение которого не накладывает каких-либо ограничений на геометрию поверхностей трения ПВ и ПН втулок, обеспечивает устойчивость и повышенную скорость итерационных процедур в широком диапазоне конструктивных параметров опор… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая
- СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Виброустойчивые подшипники скольжения роторов
- 1. 2. Конструктивные особенности подшипников скольжения с плавающими втулками
- 1. 3. Методы расчета динамики и гидромеханических характеристик опор с плавающими втулками
- 1. 4. Экспериментальные исследования подшипников скольжения с плавающими втулками
- 1. 5. Задачи исследования
- Глава вторая.
- СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ ДЛЯ РАСЧЕТА ДИНАМИКИ ШИПА И ПЛАВАЮЩИХ ВТУЛОК
- 2. 1. Предварительные замечания
- 2. 2. Уравнение Рейнольдса для давлений в смазочных слоях опор с плавающими втулками
- 2. 3. Гидромеханические характеристики опор скольжения
- 2. 4. Влияние конструктивных особенностей опор с плавающими втулками на граничные условия для гидродинамических давлений
- 2. 5. Уравнения движения подвижных элементов опор
- 2. 6. Установившийся режим, линейная и нелинейная динамика подвижных элементов
- 2. 7. Выходные параметры, алгоритм гидродинамического и теплового расчета опор с плавающими втулками
- Глава третья.
- МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПОДВИЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПОРЫ
- 3. 1. Идеология многосеточных алгоритмов интегрирования дифференциальных уравнений второго порядка
- 3. 2. Разностная аппроксимация уравнения Рейнольдса
- 3. 3. Реализация многосеточных алгоритмов
- 3. 4. Блок — схема адаптивного многосеточного алгоритма решения уравнения Рейнольдса и его эффективность
- Глава. четвёртая
- ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПОР С ПЛАВАЮЩИМИ ВТУЛКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДШИПНИКОВ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТКР — 8,5)
- 4. 1. Динамика подвижных элементов опоры в линейном и нелинейном приближении
- 4. 1. 1. Объект исследования
- 4. 1. 2. Границы устойчивости подвижных элементов опоры в линейном приближении
- 4. 1. 3. Нелинейная динамика подвижных элементов опоры
- 4. 2. Влияние на динамику опор с плавающими вращающимися втулками колебаний корпуса турбокомпрессора
- 4. 3. Параметрические исследования динамики и гидромеханических характеристик опор с плавающими втулками
- 4. 4. Влияние на гидромеханические характеристики конструктивных особенностей опор с вращающимися втулками
- 4. 5. Исследование динамики и гидромеханических характеристик опор с плавающими невращающимися моновтулками
- 4. 1. Динамика подвижных элементов опоры в линейном и нелинейном приближении
- Глава II. ятая
- КОМПЛЕКС ПРОГРАММ РАСЧЕТА ДИНАМИКИ И ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ С ПЛАВАЮЩИМИ ВТУЖАМИ, ПРИМЕРЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
- 5. 1. Общая характеристика комплекса прикладных программ «Ротор»
- 5. 2. Примеры применения пакета прикладных программ «Ротор» для расчета подшипников коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания
- 5. 2. 1. Исходные предпосылки
- 5. 2. 2. Результаты расчет тестового примера Роде, Эззата
- 5. 2. 3. Результаты расчета шатунной и коренной опоры коленчатого вала двигателя КамАЗ
- 5. 3. Исследование подшипников с плавающими втулками вала уравновешивающего механизма двигателя внутреннего сгорания
- 5. 3. 1. Экспериментальная установка и методика исследования
- 5. 3. 2. Результаты исследования
Совершенствование и расширение области применения метода расчета динамики и гидромеханических характеристик опор скольжения с плавающими втулками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В энергетическом и транспортном машиностроении широкое распространение получили малоразмерные турбомашины с роторами на виброустойчивых подшипниках скольжения. В качестве таковых часто используются опоры жидкостного (гидродинамического) трения с плаваюидими (вращаюш-имися и не вращающимися) втулками, которые обеспечивают виброустойчивость ротора и снижение потерь мощности на трение.
При конструировании опор скольжения с плавающими втулками степень совершенства их конструкций общепринято оценивать расчетами нелинейной динамики. Результатами таких расчетов помимо характеристик устойчивости подвижных элементов являются гидромеханические характеристики, к которым относят потери на трение, расходы смазки, толщины смазочных слоев и их температуры, значения гидродинамических давлений. Гидромеханические характеристики позволяют непосредственно или косвенно оценивать виброустойчивость опор, теплонапряженность и усталостную долговечность, износостойкость, склонность к задирам.
Умение рассчитывать нелинейную динамику опор скольжения с плавающими втулками и их гидромеханические характеристики означает умение совместно интегрировать уравнения Рейнольдса (уравнения в частных производных второго порядка) и систему уравнений движения ротора и втулок под действием внешних нагрузок. В качестве таковых традиционно учитывают только силы веса подвижных элементов и силы, обусловленные их неуравновешенностью. Другие нагрузки, например, возникающие в результате колебаний турбо-машины с ротором и его подшипниками, не учитываются.
Экспериментальные исследования показывают, что все гидромеханические характеристики опор зависят от их конструктивных особенностей, которые определяются способами подачи смазки, наличием и расположением канавок и отверстий на поверхностях трения втулок.
Учету конструктивных особенностей опор с плавающими втулками в известных методах расчета их динамики уделяется мало внимания. Это объясняется тем, что в случае включения в число исследуемых факторов конструктивных особенностей, влияющих на гидромеханические характеристики опор, нельзя использовать упрощенные методы, базирующиеся на теории короткой опоры или каких-либо приближенных аппроксимирующих зависимостях.
Например, такой фактор, как отклонения формы поверхностей трения втулок от «идеальной» можно учесть только прямым численным интегрированием уравнения Рейнольдса для гидродинамических давлений, а при расчетах динамики ротора и плавающих втулок лишь одного варианта конструкции опоры число интегрирований этого уравнения исчисляется тысячами. Желание выполнить многовариантные расчеты за «разумное» время и при этом иметь возможность включать в перечень учитываемых наибольшее число факторов порождает задачу совершенствования известных методов расчета динамики и гидромеханических характеристик опор с ПВ и ПН втулками.
Опоры с плавающими втулками могут применяться не только с целью решения проблемы обеспечения устойчивости быстровращающихся роторов малоразмерных турбокомпрессоров, но и для снижения потерь на трение при сравнительно низких частотах вращения валов, при которых проблема обеспечения устойчивости неактуальна. В частности, имеются сведения, что применение плавающих втулок в нетрадиционных областях, например, в подшипниках коленчатого вала и вала уравновешивающего механизма двигателей внутреннего сгорания обеспечивает снижение потерь на трение порядка 30%. В этих нетрадиционных, областях применение расчетов динамики опор с ПВ и ПН втулками для улучшения гидромеханических характеристик подшипников не получило широкого распространения из-за ограниченных возможностей, предоставляемых известными методами таких расчетов.
В свете вышесказанного тема настоящей работы представляется актуальной. Работа выполнялась в рамках Комплексной программы фундаментальных исследований УрО РАН на 1995 — 2005 год (раздел 2 — «Машиностроение», направление 2.4 — «Трибология в машиностроении») — по планам Министерства образования РФ 1996;1998 годов (направление «Динамика и оптимальный синтез машин и рабочих процессов, закономерности трения, износа и смазки в машинах», подраздел «Проблемы механики») — в 2001 г. при финансовой поддержке Министерства образования РФ по направлениям: «Машиноведение и детали машин» (грант ТОО-6.1.1467) — «Турбостроение и двигателестроение» (грант ТОО-6.7−1476).
Цель исследования заключается в разработке метода расчета динамики опор скольжения с плавающими втулками, который бы за счет возможности моделирования влияния на гидромеханические характеристики большинства из наиболее значимых факторов обеспечивал получение всесторонней информации, необходимой для совершенствования конструкции таких опор и обоснования новых нетрадиционных областей их применения.
Научная новизна.
1. В исходной системе уравнений разработанного метода расчета динамики опор с плавающими втулками учтены их конструктивные особенности и действие на ротор и втулки произвольных нагрузок.
2. Для определения сил, действующих на подвижные элементы опор с ПВ и ПН втулками, а также гидромеханических характеристик, разработан адаптиви и и тл и ный многосеточный итерационный метод интегрирования уравнения Рейнольд-са, который не накладывает каких либо ограничений на геометрию поверхностей, ограничивающих смазочный слой, обеспечивает устойчивость и повышенную скорость сходимости итераций в широком диапазоне конструктивных параметров опор.
3. Задача устойчивости ротора и втулок в линейном приближении решена не на основе приема линеаризации, а с помощью детально разработанной универсальной процедуры прямого численного интегрирования уравнений движения.
4. Впервые получены результаты расчета нелинейных колебаний и гидромеханических характеристик опор с ПВ и ПН втулками под действием ударных нагрузок, обусловленных колебаниями малоразмерной турбомашины с ротором и его подшипниками.
5. Для быстровращающихся роторов малоразмерных турбомашин с использованием разработанного метода обоснованы новые конструктивные схемы опор с ПВ и ПН втулками с улучшенными гидромеханическими характеристиками.
6. На примере нетрадиционной области применения опор с ПВ и ПН втулками показана возможность создания конструкций подшипников для коленчатого вала и уравновешивающего механизма двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающих существенное снижение потерь на трение.
Достоверность полученных результатов обосновывается: строгостью используемого в работе математического аппаратаисследованиями точности разработанных методов и алгоритмовсопоставлением результатов, полученных автором с известными теоретическими и экспериментальными результатами.
Практическая ценность работы заключается в том, что применение разработанного метода расчета нелинейной динамики и гидромеханических характеристик опор скольжения с плавающими втулками расширяет область его применения для совершенствования конструкций опор с целью решения традиционной задачи обеспечения устойчивости ротора, а также для снижения потерь на трение, температуры смазочных слоев, расходов смазки и улучшения других параметров, влияющих на работоспособность подшипниковых узлов.
Реализация. Разработанные методы расчета и программное обеспечение внедрены и используются при проектировании гидродинамических сложнона-груженных подшипников скольжения на машиностроительных предприятиях: «Барнаултрансмаш», «ГСКБД «Трансдизель», «ГСКБ ОАО ЧТЗ». В РосАПО зарегистрированы программы «РОТОР» (Версия 1.0) и «ТЕМНО» (Версия 1.0).
Апробация работы. Содержание основных результатов работы докладывалось и обсуждалось на научно-технической конференции «Повышение долговечности и качества подшипниковых узлов» (Пермь, 1989 г.), на XII конференции молодых ученых института машиноведения «Актуальные проблемы машиноведения» (Москва, 1989 г.), на международной научно-технической конференции «Надежность и качество в промышленности, энергетике и на транспорте» (Самара, 1999 г.), на XXI Российской школе по проблемам науки и технологий (Миасс, 2001 г.), на ежегодных научно-технических конференциях Южно-Уральского государственного университета (1989, ., 2001 гг.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 25 научных трудов, включая 9 статей в научных сборниках, 9 тезисов докладов, 5 свидетельств об официальной регистрации программ для ЭВМ.
На защиту выносятся следующие основные научные результаты.
1. Метод расчета нелинейной динамики опор скольжения с плавающими втулками, учитывающий их конструктивные особенности, произвольный характер действующих внешних нагрузок.
2. Адаптивный многосеточный алгоритм интегрирования уравнения Рей-нольдса для давлении в смазочных слоях опор с плавающими втулками, позволяющий моделировать наличие источников смазки на поверхностях трения втулок и обеспечивающий устойчивость и повышенную скорость сходимости итерационных процедур в широком диапазоне конструктивных параметров опор.
3. Метод решения задачи устойчивости подвижных элементов опоры в линейном приближении, основывающийся не на приеме линеаризации уравнений движения, а на их прямом численном интегрировании, что позволяет учесть «неидеальную» геометрию смазочных слоев.
4. Метод и результаты расчета нелинейных колебаний опор с ПВ и ПН втулками, обусловленных нагрузками, возникающими при колебаниях турбомаши-ны вместе с ротором и подшипниками.
— 105. Результаты применения разработанного метода для совершенствования конструкций подшипников ротора малоразмерной турбомашины, а также результаты расчета нелинейной динамики и гидромеханических характеристик опор с плавающими втулками для опор коленчатого вала и вала уравновешивающего механизма двигателей внутреннего сгорания.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из Введения, 5 глав. Заключения и Приложения, изложена на 170 страницах машинописного текста, включая 69 иллюстраций, 18 таблиц и список литературы, содержащий 98 наименований.
5.3.2. Результаты исследования.
В ходе эксперимента выявлено, что при работе уравновешивающего механизма с валом на подшипниках с ПВ втулками значительно снижается шум и вибрация механизма в целом, а также установлен диапазон скорости вращения вала (й?1=1000.2500 об/мин), в котором заметен эффект использования ПВ втулки. Расчетные (6Л2/Л1)Л л экспериментальные {о)2/щ)л соотношения частот вращения вала и втулки для приведенных выше геометрических параметров подшипников приведены рис. 5.11.
Гидромеханические характеристики сравниваются в табл. 5.3 и 5.4, из которых видно достаточно хорошее совпадение результатов расчета и эксперимента.
Относительная скорость вращения втулки.
0,3.
I;
1000 1500 2000 П1, об/мш.
Рис. 5.11. Относительная скорость вращения втулки: —эксперимент—расчет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Основные итоги работы сводятся к следующему.
1. Разработанный метод расчета динамики опор скольжения с плавающими втулками дает возможность полнее учитывать их конструктивные особенности и характер действующих нагрузок, что расширяет возможную область применения метода для совершенствования конструкции подшипниковых узлов.
2. Для определения гидродинамических сил, действующих на ротор и плавающие втулки, разработан многосеточный адаптивный алгоритм интегрирования уравнения Рейнольдса, применение которого не накладывает каких-либо ограничений на геометрию поверхностей трения ПВ и ПН втулок, обеспечивает устойчивость и повышенную скорость итерационных процедур в широком диапазоне конструктивных параметров опор. Показано, что для интегрирования уравнения Рейнольдса целесообразно использовать три сеточные уровня с числом интервалов на самой мелкой из них М (р = 96, =25. Относительные погрешности расчета давлений при этом не превышают 10″ '/, а характеристики устойчивости и гидромеханические характеристики определяются с погрешностями не выше 3%. Эффективность разработанного алгоритма вдвое выше известных его версий, не предусматривающих перехода с мелких сеток на крупные.
3. На примере подшипников ротора серийного турбокомпрессора ТКР-8,5 выполнено сравнение характеристик устойчивости подвижных элементов опор с ПВ втулками в линейном и нелинейном приближении. Для построения диаграмм устойчивости равновесного положения центров шейки ротора (шипа) и втулки разработан универсальный алгоритм, базирующийся не на приеме линеаризации уравнений движения, а на их прямом численном интегрировании. Оценено влияние на динамику подвижных элементов серийной опоры турбокомпрессора ТКР-8,5 ударных нагрузок. Установлено, что амплитуды колебаний ротора и втулок под действием ударных нагрузок остаются ограничены, а их величины всегда заметно меньше, чем у обычной опоры.
4. Для малоразмерных турбомашин установлены закономерности в изменениях характеристик устойчивости и гидромеханических характеристик опор с ПВ и ПН втулками для широкого диапазона массогабаритных, конструктивных, скоростных и нагрузочных параметров. Предложена новая конструктивная схема вращающейся втулки, обеспечивающая снижение температуры смазочных слоем на Ю^С, амплитуды колебаний до двух раз.
5. Проанализирована возможность применения для подшипников роторов малоразмерных турбомашин невращающихся моновтулок с торцевой и центральной схемами подачи смазки. Показано, что по совокупности гидромеханических характеристик конструкции опор с ПН моновтулками уступают конструкциям опор с вращающимися втулками.
6. Разработан комплекс программ предназначенный как для расчета характеристик устойчивости роторов, так и гидромеханических характеристик опор с ПВ и ПН втулками в нетрадиционных областях их применения и, в частности, в качестве опор коленчатого вала и вала уравновешивающего механизма двигателей внутреннего сгорания. Показано, что применение опор с ПВ и ПН втулками в нетрадиционных областях снижает потери на трение на 15−50%, а также способствует улучшению других гидромеханических характеристик.
7. Выполнены экспериментальные исследования опор с ПВ втулками вала уравновешивающего механизма двигателя Д-160. Установлено, что расчеты разработанным методом с приемлемой для практических задач точностью совпадают с экспериментальными результатами.
8. Разработанные методы расчета и программное обеспечение внедрены и используются при проектировании сложнонагруженных гидродинамических подшипников скольжения на машиностроительных предприятиях: «Барнаул-трансмаш», «ГСКБД «Трансдизель», «ГСКБ ОАО ЧТЗ». В РосАПО зарегистрированы программы «РОТОР» (Версия 1.0) и «ТЕМНО» (Версия 1.0).
Список литературы
- Аболтин Э.В., Ханин Н. С. Автомобильные двигатели с турбонаддувом. ~М.: Машиностроение, 1991. -336 с.
- Анисимова Н.В. Нелинейная задача динамики ротора. В сб. // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск: ЧНИ, 1988.-С.19−26.
- Анисимова Н.В. Исследование характеристик устойчивости ротора турбокомпрессора ТКР -11Ф. В сб. // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск: ЧНИ, 1988. — С.53 — 66.
- Бидерман В.Л. Теория механических колебаний: Учебник для вузов. — М.: Высш. Школа, 1980. 408 с.
- Богодяж И.П., Кривной Ю. В., Цапкин В. М. Экспериментальные исследования виброустойчивости ротора турбокомпрессора ТКР-11. В сб. // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск: ЧНИ, 1988. — С.42 — 48.
- Бояршинова А.К. Нелинейный анализ динамики ротора турбокомпрессора в подшипниках с подвижными втулками. В сб. // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск, 1990. — С. 46 -53.
- Брандт. Расчеты многосеточным адаптивным методом в гидродинамике. // Ракетная техника и космонавтика. М.: Мир. 1980, — № 10. — С. 18−25.
- Букер. Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения. Численное' приложение метода подвижностей. Теоретические основы инженерных расчетов. М.: Мир, 1971, — № 3. — С. 1−12.
- Бургвиц А.Г., Завьялов Г. А., Тевелев А. Л. О работе подшипника с плавающей втулкой при установившемся режиме. Известия ВУЗов. Машиностроение, 1964, — № 6. — С.81- 91.
- Бургвиц А.Г., Завьялов Г. А., Тевелев А. Л. Влияние геометрических параметров на работу подшипника с плавающей втулкой. Известия ВУЗов. Машиностроение, 1966, — № 2. — С.60- 66.
- Бургвиц А.Г., Тевелев А. Л. Несущая способность подшипников скольжения с плавающими элементами при нагружении силами переменного направления. Известия вузов. Машиностроение, 1968, — № 8. — С.75 — 78.
- Бургвиц А.Г., Тевелев А. Л. Об устойчивости движения ротора в подшипниках с плавающими элементами. В сб. // Динамика машин. — М.: Наука, 1969,-0.48−53.
- Бургвиц А.Г., Тевелев А. Л. Потери трения в подшипнике с вращающейся втулкой. Известия вузов. Машиностроение, 1969, — № 5. — С.59 — 61.
- Бургвиц А.Г., Тевелев А. Л. О распределении потерь трения в смазочных слоях подшипника с плавающей втулкой. Известия вузов. Машиностроение, 1971, — № 10. — С.41 — 43.
- Васильев И.М. Результаты экспериментального исследования исследования подшипников с плавающей втулкой // Вестник ЧГАУ, 1999, т.26. С. 70 — 74.
- Васильев И.М. Снижение потерь на трение в подшипниках уравновешивающего механизма дизеля применением плавающей втулки. Дис. канд. техн. наук. — Челябинск, 2001. — 160 с.
- Взоров Б.А., Мордухович М. М. Форсирование тракторных двигателей. -М.: Машиностроение. 1974. 153 с.
- Глазков В.А., Болтукова Т. М. Снижение теплонапряженности уплотнения турбины неохлаждаемого турбокомпрессора ТКР-ПС // С-Сп.: Двигате-лестроение, 1985, — № 2. — С.26 — 28.
- Гохфельд Д.А., Кононов Н. М., Сухов Е. И. Исследование вибраций лопаток рабочих колес турбин турбокомпрессора ТКР-11. Тракторы и сельхозмашины, 1985,-№ 1.-С. 17- 19.
- Дворски. Подвес высокоскоростного ротора, образованный радиальными и упорными гидродинамическими подшипниками и свободно плавающими элементами. Энергетические машины и установки. — М.: Мир, 1974, -№ 2.-С.66.
- Дейч P.C., Коженков A.A. Подшипники скольжения для турбокомпрессора типа VTR184 фирмы «АББ» // С-Пб: Двигателестроение, 1997, — № 1−2, -С.3 1−33.
- Дизели. Справочник. Под общей редакцией В. А. Ваншейдта. Л.: Машиностроение (Ленинградское отделение). 1977. — 480 с.
- Задорожная Е.А. Сравнение параметров колебаний ротора на подшипниках с вращающимися и невращающимися втулками // Вестник ЧГАУ. Челябинск, 1995, т. 13. — С13 — 17.
- Задорожная Е.А. и др. Пакет прикладных программ «Динамика опор скольжения». Зарегистрирован в РосАПО под № 950 187, 1995.
- Задорожная Е. А, Бояршинова А. К Динамика высокоскоростных роторов на опорах с плавающими втулками. Депонировано в НИИЭУАвтопром. № 11ап95.
- Задорожная Е.А. и др. Пакет прикладных программ «Орбита- Поршень». Зарегистрирован в РосАПО под № 950 266, 1995.
- Задорожная Е.А. и др. Программа гидродинамического расчета характеристик смазочного слоя опор скольжения («Рейно»). Зарегистрирован в РосАПО под № 950 462, 1996.
- Задорожная Е. А, Неустроев A.B. Использование опор с промежуточными элементами в уравновешивающих механизмах // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. ЧГТУ, 1996. — С.46 — 49.
- Задорожная Е.А. и др. Программа гидродинамического расчета опор скольжения многоопорных тяжелонагруженных роторов «Ротор». Зарегистрирован в РосАПО под № 980 278, 1998.
- Задорожная Е.А. и др. Программа гидродинамического и теплового расчета сложнонагруженных опор скольжения («ТЕМПО», версия 1.0). Зарегистрирована в Российском агенстве по патентам и товарным знакам под № 2 001 610 243,2000.
- Ильин В.П. Численные методы решения задач электрофизики. М.: Наука, 1985.-334 с.
- Караваев В.Г. Применение методов термогидродинамического расчета сложнонагруженных опор жидкостного трения для повышения надежности исокращения сроков проектирования механизмов и машин. Дис.канд. техн. наук. — Челябинск, 1984. — 230 с.
- Кирк, Гантер. Применение теории короткого подшипника для анализа динамики роторов. Часть 1. Теория // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир. 1976, — № 1. С. 46 — 57.
- Кларк, Фолл, Хейден, Уилкинсон. Исследование характеристик стационарных режимов подшипника с цилиндросферическим плавающим кольцом // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки.-М.: Мир. 1988.-№ 3. С. 140 — 150.
- Кнельц В.Ф. Исследование влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на параметры работы радиальных подшипников скольжения высоконапорных турбокомпрессоров. Автореф. дис. канд. техн. наук. Киев, 1980.-20 с.
- Коженков A.A., Дейч P.C. Методика численного моделирования системы «ротор-подшипники скольжения» турбокомпрессора // С-Пб: Двигателе-строение, 1996, — № 3 — 4, — С. 39 — 41.
- Курин Л.М. Разработка алгоритмического и программного обеспечения линейного анализа изгибных колебаний роторов турбомашин с учетом перекосов шеек в подшипниках скольжения. Дис. .канд.техн.наук. — Казань, 1995.
- Курочкин Ю.Б. Оптимизация параметров подшипников уравновешивающего механизма сил инерции второго порядка тракторного двигателя. -Дис.канд.техн.наук. Челябинск, 1978. — 185 с.
- Лунд. Неустановившиеся линейные колебания гибкого ротора, опирающегося на подшипники с газовой смазкой // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир. 1976. — № 1. -С.57−59.
- Лямцев Б.Ф., Аболтин Э. В. Основные направления развития автомобильных турбокомпрессоров. -Автомобильная промышленность. 1982. № 10. -С.3−11.
- Макаров М.А. Разработка метода предремонтной диагностики и оценки качества ремонта турбокомпрессоров на безмоторном стенде. Дисс. канд. техн. наук. Челябинск, 1979. — 152 с.
- Максимов В.А., Баткис Г. С. Трибология подшипников и уплотнений жидкостного трения высокоскоростных турбомашин. Казань: Издательство «Фэн», 1998.-429 с.
- Моргулис Ю.Б., Поветкин Г. М., Кочетов В. А. Исследование теплового состояния узла подшипников турбокомпрессора // Тракторы и сельхозмашины, 1972,-№ 6,-0. 12−14.
- Моргулис Ю.Б., Поветкин Г. М. Турбонаддув тракторных двигателей. -М.: Машиностроение, 1985. 253 с.
- Оркат, Нг. Статические и динамические характеристики радиального подшипника с плавающей втулкой // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир. 1968. — № 4. — С.30 — 45.
- Прокопьев В.Н., Суркин В. И., Завражнов А. И. Экспериментальное исследование гидродинамических давлений в масляном слое подшипников коленчатого вала тракторных двигателей. Научн. тр // Челябинск: ЧИМЭСХ, 1970, вьш.44.-С.144−151.
- Прокопьев В. Н. Иванов В.В., Рунг Э. Р., Волченко Г. Н. Исследование погрешности измерения траекторий центра шеек коленчатого вала подшипников две. Научн. тр // Челябинск: ЧПИ, 1972, вып. 119. С. 39 — 52.
- Прокопьев В.Н. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с кольцевой канавкой. ~ Вестник машиностроения, 1979, № 5. — С.26 — 30.
- Прокопьев В.Н., Анисимов В. Н. Решение разностного уравнения Рей-нольдса для давления в смазочном слое на последовательности сеток. Научн. Тр. // ЧПИ, 1980, № 248. — С.78 — 88.
- Прокопьев В.Н. Прикладная теория и методы расчета гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения. Дисс. докт.техн.наук. Челябинск, ЧПИ, 1985.-455 с
- Прокопьев В.Н., Смирнов В. В., Бояршинова А. К. Динамика высокоскоростных роторов на подшипниках с плавающими невращающимися втулками. // Проблемы машиностроения и надежности машин. М.: Наука. 1995, -№ 5.-С.37−42.
- Прокопьев В.Н., Бояршинова А. К. Параметры нагруженности шатуни и и и / / грной опоры с плавающей вращающейся и невращающейся втулками // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск: ЧГТУ, 1996. — С.39 — 45.
- Прокопьев В.П., Задорожная Е. А. Динамика ротора турбокомпрессора на опорах с вращающимися и невращающимися втулками // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск: ЧГТУ, 1996.-С.25−38.
- Прокопьев В.Н., Бояршинова А. К., Задорожная Е. А. Нелинейная динамика опор с промежуточными элементами в виде пакета плавающих втулок //
- Материалы международной научно-технической конференции «Двигатель-97». М.: МГТУ им. Баумана Н. Э., 1997. — С. 61.
- Прокопьев В.Н., Бояршинова А. К., Задорожная Е. А. Применение промежуточных элементов в опорах поршневых и роторных машин // Материалы III международной научно-технической конференции «Динамика систем, механизмов и машин». Омск, 1999. — СЮ — 11.
- Прокопьев В.Н., Бояршинова А. К., Задорожная Е. А. Адаптивный многосеточный алгоритм интегрирования уравнения Рейнольдса для гидродинамических давлений в смазочном слое сложнонагруженных опор скольжения // Сборник трудов ЮУрГУ. В печати.
- Роде, Ли. Обобщенная теория короткого подшипника // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир. 1980.-№ 3.-С. 13−18.
- Роде, Эззат. Анализ динамически нагруженных подшипников с плавающей втулкой, предназначенных для использования в автомобильных двигателях // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир. 1980. — № 3. — С.6 — 13.
- Рождественский Ю.В. Связные задачи динамики и смазки сложнона-груженных опор скольжения. Дисс. .докт.техн.наук. Челябинск, 1999. — 347с.
- Самарский А.А., Николаев Е. С. Методы решения сеточных уравнений. -М.: Наука, 1978.- С.73 103.
- Симеон А.Э. Турбонаддув высокооборотных дизелей. М.: Машиностроение, 1976. — 288 с.
- Сергеев СИ. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения. -М.: Машиностроение, 1973. 304 с.
- Суркин В.И., Завражнов А. И., Прокопьев В. Н. Экспериментальное исследование гидродинамических давлений в подшипниках коленчатого вала тракторного двигателя. Труды. // ЧИМЭСХ, 1970, вып.44. — С. 144 — 151.
- Суркин В.И. Повышение экономичности и надежности тракторных дизелей на основе системного синтеза пар трения. В сб. Резервы повышения эксплуатационных качеств сельскохозяйственных тракторов. Научн. тр. // ЧИ-МЭСХ, 1986.-С.90−97.
- Суркин В.И., Русанов М. А., Васильев И. М. Оптимальные параметры подшипников с плавающей втулкой уравновешивающего механизма двигателя Д-180. // Вестник ЧГАУ, 1999, т.ЗО.
- Танака, Хори. Характеристики устойчивости подшипников с плавающей втулкой. // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир. 1972. — № 3. — С.55 — 58.
- Тевелев А.Л. Исследование подшипников скольжения с плавающими элементами. Автореф.. .канд.техн.наук. Челябинск, 1967. — 20 с.
- Тевелев А.Л. Об устойчивости равновесного положения вертикального ротора в подшипниках скольжения с плавающей втулкой. Извести ВУЗов. Машиностроение, 1966, — № 7. — С.62 — 66.
- Токарь И.Я. Проектирование и расчет опор трения. М.: Машиностроение, 1971. — 168 с.
- Турбокомпрессоры для наддува дизелей. Справочное пособие. Л.: «Машиностроение» (Ленинградское отделение), 1975. — 200 с.
- Федоренко Р.П. Релаксационный метод решения разностных эллиптических уравнений // ЖВМ и МФ. 1961, т.1, № 5. — С.922 — 927.
- Хамидулин И.В., Максимов В. А. Экспериментальное исследование динамически нагруженных опорных подшипников турбокомпрессоров // Тяжелое машиностроение, 1992, № 5. — С. 17 — 19.
- Ханин Н. С, Аболтин Э. В., Лямцев Б. Ф. Автомобильные двигатели с турбонаддувом. М., «Машиностроение», 1991. — 336 с.
- Шитиков И.А. Метод расчета и исследование гидродинамического подшипника скольжения с вращающейся втулкой. Автореф.. .канд.техн.наук. -Казань, 1996.- 18 с.
- Brant А. Multi-Level Adaptive Solution to Boundary Value Problems // Mathematics of Computation, April, 1977, Vol.31, N 138, pp. 333 — 390.
- Brant A., Cryer C.W. Multigrid Algorithms for the Solution of Linear Complementarity. Problems Arising from Free Boundary Problems // SIAM/J.Sci. Stat.Comput., 1983, V.4, N 4, pp. 655 684.
- Clarke D.M., Fall C, Hayden G.N. A Steady State Model of a Floating Ring Bearing, Including Thermal Effects // Journal of Tribology. 1992, Vol. 114, pp. 141−149.
- Hill H.C. Slipper bearing and vibration control in small gas turbines. Trans. ASME, Vol. 80, 1958, hh. l756 1764.
- Richard J. Trippet, Dennis F. Li. High-Speed Fljating-Ring Journal Bearing Test and Analisis. // A.S.L.E. Trans., v.27,l, hh.73 8 1,1983.-166