Стратегия управления компанией на примере компании ООО «Яндекс»
На сегодняшний день слово «яндекс» используется многими пользователями интернета, он действительно появился одновременно с массовым интернетом, но само слово «яндекс» — искусственное, имеет своих авторов и свою историю. Слово «яндекс» произошел от слов — yet another indexer («еще один индексатор» или Языковой индекс), авторами которого стали Аркадий Волож и Илья Сегалович. Я считаю, что данная… Читать ещё >
Стратегия управления компанией на примере компании ООО «Яндекс» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»
Факультет «Управление крупными городами»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Стратегия управления компанией на примере компании ООО «Яндекс»
Исполнитель:
Студент 2 курса Рогожкина А.С.
группы ГМУ-21 (подпись)
Руководитель проекта:
д.т.н., профессор Чернов С.Е.
Москва 2015 г.
Глава 1. Формирование стратегии компании: теория и практика
1.1 Теория формирования стратегии компании
1.2 Корпоративная и функциональная стратегии управления в условиях нестабильной внешней среды
1.3 Бенчмаркинговые исследования стратегии компании
Глава 2. Формирование стратегии компании Яндекс
2.1 Организационно-правовая характеристика компании
2.2 Анализ и проектирование стратегии компании ООО «Яндекс»
2.3. Сравнительный анализ стратегий компаний Яндекс и Google. inс
Заключение
Актуальность. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день современный мир с трудом представляется без Интернета и поисковых систем. А пример стратегии управления компанией ООО «Яндекс» является хорошим примером для рассмотрения успешно выстроенной стратегии управления и развития компании.
На сегодняшний день слово «яндекс» используется многими пользователями интернета, он действительно появился одновременно с массовым интернетом, но само слово «яндекс» — искусственное, имеет своих авторов и свою историю. Слово «яндекс» произошел от слов — yet another indexer («еще один индексатор» или Языковой индекс), авторами которого стали Аркадий Волож и Илья Сегалович. Я считаю, что данная тема актуальна на сегодняшний день, так как в наше время большая часть российского населения пользуется услугами данного сайта, он легок в применении и доступен для каждого. Данная компания привлекла мое внимание для рассмотрения и анализа ее системы управления.
Компания Google. inc выбрана мной для сравнительного анализа с компанией Yandex потому, как она также имеет большой успех и популярность среди пользователей Интернета на мировом рынке. Стратегия, система управления, корпоративная культура хорошо выстроены и могут служить образцом для крупных компаний.
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ формирования стратегии компании ООО «Яндекс» и сравнение со стратегией компании Google. inc .
Объектом курсовой работы является компания ООО «Яндекс».
Предметом исследования является формирование стратегии в компаниях информационных технологий.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть роль и содержание стратегии компании;
— выделить основные виды стратегии компании;
— исследовать процесс формирования стратегий в компаниях;
— дать краткую характеристику компании ООО «Яндекс» в сравнении с Google. inc
— определить миссию и цели компании ООО «Яндекс», а также провести обзор рынка внутренней и внешней среды;
Структура и логика работы построены следующим образом.
В первой главе рассмотрены вопросы теории и практики формирования стратегии.
Во второй главе обосновывается стратегическое направление и стратегия компании ООО «Яндекс» на основе сравнительного анализа с компанией Google. inc
Глава 1. Формирование стратегии компании: теория и практика
1.1 Теория формирования стратегии компании
Многие авторы пытались сформулировать определение понятия «стратегия» .
М. Портер дает такое определение стратегии: «Стратегия-это способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны» Портер М., Конкурентная стратегия., — Альпина Паблишер, 1980. То есть он подразумевает, что основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса, значит развитие.
А. Томпсон давал определение стратегии, как «набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности.» Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. 12-е издание. — М 2006. Он разъяснял, что стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся).
Довольно трудно дать однозначное определение понятия стратегии, поскольку оно настолько многогранно, что при даже незначительном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно.
Множество определений стратегии можно свести к одному — как установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность.
Понятия стратегии в общем его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.
Так, стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей компании и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей компании. Основная общая цель компании — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии предприятия и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех компании, цели должны обладать рядом характеристик: — конкретные и измеримые цели — ориентация целей во времени — достижимые цели.
Стратегия-это план управления компанией, направленный на укрепление ее позиции, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Стратегия компании состоит из запланированных действий и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств. Следовательно, стратегию лучше всего рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым инновациям и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы. Задача составления стратегии включает в себя разработку плана действий или намеченной стратегии и их адаптированности к изменяющейся ситуации. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в котором она и будет развиваться.
1.2 Корпоративная и функциональная стратегии управления в условиях нестабильной внешней среды стратегия компания управление бенчмаркинговый Корпоративная стратегия — это общий план управления компанией, который направлен на нахождение способов и методов утверждения диверсифицированной компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также действий и подходов, способствующих улучшению деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.
Разработка корпоративной стратегии определяется следующими действиями:
— действия по достижению диверсификации;
шаги по оптимизации общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма;
— нахождение путей получения синергического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество;
— создание инвестиционных приоритетов и мобилизация ресурсов корпораций в наиболее перспективные области.
Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена — топ-менеджерами. При этом они несут основную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена менеджмента. Руководители ключевых производств также могут принимать участие в разработке стратегии компании, особенно если это касается возглавляемого ими производства.
Концепция стратегического управления представляет стратегическое управление в виде важнейшей составляющей жизни современной организации, касающейся трех таких жизненно важных, ключевых сфер организации, как выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, выработка и осуществление стратегии в отношении создаваемого организацией продукта и, наконец, выработка и реализация стратегии в отношении персонала организации.
Деловая стратегия.
Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции.
На рис. 2.3 показаны элементы, определяющие деловую стратегию.
Для отдельной компании, занимающейся одним видом бизнеса, корпоративная и деловая стратегии совпадают, так как стратегия компании разрабатывается для одного-единственного вида деятельности; различие между корпоративной и деловой стратегией существует только в диверсифицированной компании.
Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке. Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
1. Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
2. Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.
3. Объединение стратегических инициатив функциональных отделов.
4. Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.
Ясно, что деловая стратегия включает в себя любые шаги и меры, которые руководство сочтет целесообразным предпринять, учитывая конкуренцию, экономические и рыночные факторы, демографию и запросы покупателей, новые законопроекты и правовые требования, а также другие важные внешние факторы. Значительные изменения внешних условий требуют изменения и стратегии. Насколько быстро компания реагирует на внешние изменения, зависит от того, на какой стадии развития событий руководство компании может оценить их влияние на работу компании и сколько времени уйдет на разработку стратегии реагирования. Конечно, некоторые внешние изменения требуют незначительных ответных мер или вовсе не требуют их, тогда как в других случаях необходимо существенно пересматривать стратегию. Иногда изменения внешних факторов сильно затрудняют разработку правильной стратегии.
Внутри компании деловая стратегия затрагивает действия по развитию навыков и способов работы, необходимых для достижения конкурентных преимуществ. Успешные деловые стратегии, как правило, направлены на развитие профессионализма в основных сферах деятельности фирмы. Профессионализм в основных сферах деятельности означает, что компания работает в этой области особенно хорошо в сравнении с конкурентами. Это является своего рода проявлением ее конкурентоспособности.
Функциональная стратегия.
Термин «функциональная стратегия» относится к управленческому плану действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Стратегия маркетинга компании, например, может представлять собой управленческий план по захвату части рынка в каком-либо виде деятельности. Корпорация нуждается в такой стратегии для каждой основной производственной единицы или части бизнеса: НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т. д.
Функциональная стратегия относится к плану управпения текущей и основной деятельностью подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т. д.). Корпорации необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.
Функциональная стратегия, хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании. Кроме этого, значение функциональной стратегии заключается в создании управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей фирмы. Таким образом, функциональная стратегия в производстве представляет собой план производства, содержащий необходимые мероприятия для поддержки деловой стратегии и достижения производственных целей и миссии компании.
Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и зачастую обсуждает основные вопросы с главами других подразделений.
Однако, ограничивает использование планирования в отечественных условиях чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и пр. (непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования и затрудняет составления плана хотя бы на 3 года вперед).
И все же перспективы развития компании на российском рынке можно оценить как высокие, поскольку они прямо связанны с выживанием компании, развитием ее деятельности. Успех компании зависит от таланта, одаренности, энергии руководителей. IT сфера широко используется и необходима современному обществу, поэтому ее развитие означает успех для компании ООО «Яндекс».
1.3 Бенчмаркинговые исследования стратегии компании Согласно классическому определению: Бенчмаркинг — это способ оценки стратегий и целей работы организации в сравнении с первоклассными предпринимательскими организациями для определения своего места на конкретном рынке.
Принципы бенчмаркинга:
— взаимность — бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимных отношениях, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон. Данные отношения необходимо планировать. Сначала согласовываются пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других, и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат.
— аналогия — оперативные процессы партнеров должны быть схожи. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своей компании. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего они зависит успех деятельности.
— измерение — это сравнение характеристик, измеренных на нескольких компаниях; целью является установление различий в характеристиках и достижение их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.
— достоверность — бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.
В процессе разработки маркетинговых стратегий важен взгляд со стороны, так как он устанавливает стратегическое направление развития и содействует распределению ограниченных ресурсов. Знание о методах работ лучших компаний и потребностях покупателей, полученные в процессе бенчмаркинга, являются важной информацией, необходимой для развития предприятия и обеспечения конкурентоспособности.
Стратегический бенчмаркинг — это взаимосвязь методологии стратегического планирования и процесса бенчмаркинга, конечным результатом которого является нахождение уникальных возможностей, необходимых для завоевания компанией конкурентных преимуществ. Проведение стратегического бенчмаркинга способствует развитию компании. Осуществление стратегического бенчмаркинга до начала стратегического планирования повышает степень эффективности управления, позволяет максимально осуществить задуманные проекты, базирующиеся на результатах бенчмаркинга (при условии учета основных направлений, близких перспектив развития компании).
Цель бенчмаркинга — повышение эффективности собственной деятельности организации и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.
Для большинства компаний бенчмаркинг не является новым, так как он осуществлялся в рамках конкурентного анализа, хотя бенчмаркинг является более детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, это необходимая функция успеха любой организации. Он вскрывает проблемы в работе, конкретизирует их.
Бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение организации на рынке.
При этом в центре внимания находятся такие вопросы, как:
— кто, какая фирма находится на вершине конкуренции?
— почему собственное предприятие не является лучшим?
— что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?
Некоторые относят бенчмаркинг к совокупности управленческих инструментов, таких как глобальное управление качеством, измерение удовлетворенности покупателей, которые фирмы сейчас применяют. Однако, большая часть специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг означает восприятие и адоптацию методов управления у других, успешно работающих, при их помощи, предприятий после того, как путем сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами были выявлены слабые стороны своей фирмы.
Направленность проектов может быть совершенно разнообразной. Например, она может включать в себя разработку инновационных или модернизацию выпускаемых в настоящее время изделий, обновление оборудования, разработку новых деловых и производственных процессов или совершенствование уже существующих, освоение новых или довольствование старыми рынками сбыта и т. д. Поэтому если компания хочет сохранить управление такой сложной системой изменений, то ей совершенно необходимо выработать новый стиль менеджмента.
Цели стратегического бенчмаркинга:
— поиск в компании областей, с помощью правильного воздействия на которые возможно изменение модели ведения бизнеса;
— поиск и открытие новых методов управления для эффективного проведения стратегических изменений в организации.
Партнерами по стратегическому бенчмаркингу являются либо конкуренты (потенциальные и реальные), либо другие организации и компании, опыт которых в тех или иных вопросах, представляющих стратегический интерес для руководства вашей компании, является бесспорным.
Очевидно, что стратегический бенчмаркинг охватывает большой круг проблем — от разработки стратегии ведения бизнеса до распределения ресурсов организации. Таким образом, становятся возможными изучение возможностей для компании выделиться из общего круга конкурентов на рынке, а также проведение анализа функционирования компании.
Глава 2. Формирование стратегии компании Яндекс
2.1 Организационно-правовая характеристика компании Компания «Яндекс» была создана в 2000 году. Её учредителями стали акционеры CompTek — компании, в стенах которой и была создана поисковая машина Яndex. Компания ru-Net Holdings инвестировала в Яндекс более 5 миллионов долларов, ее доля составила около 35%. В число акционеров вошли также менеджеры Яндекса и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором компании стал Аркадий Волож.
Плановые директивы разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития компании. Во главе компании стоит генеральный директор, он организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц и структурных подразделений компании, проводит оперативный финансовый и экономический анализ деятельности компании и подразделений.(см рис. 2.4.) Без его согласия не могут приниматься никакие важные решения, как в производстве, так и в финансовых делах. В его подчинении находятся все отделы и филиала компании.
Отдел по развитию бизнеса занимается изучением сопутствующих рынков, разработкой стратегий модернизации и заключением контрактов с фирмами. Например, в 2012 году Яндекс финансировал такие компании, как Time Booker и Citrea, а в 2011 году приобрёл сервис социальных новостей The tweeted times.
Рис 2.4 Организационная структура компании «Яндекс»
Компания «Яндекс» соблюдает применимые к ней законы стран своего присутствия. У нее есть сервисы, некоторые функции которых могут зависеть от законодательства той или иной страны. Например, в соответствии с турецким законодательством на Яндекс. Панорамах в Турции лица людей размыты. Все сотрудники должны учитывать ту часть законодательства всех стран присутствия компании, которая непосредственно относится к их профессиональным обязанностям, то есть регламентирует предоставление того сервиса, за который человек отвечает. За консультациями нужно обратиться к юристам Яндекса, и это необходимо сделать еще на этапе проектирования сервиса. Одно из преступлений во всех странах присутствия Яндекса — это взяточничество. Правило здесь очень простое — не берите и не давайте взяток. Следует помнить, что местные обычаи или общепринятая практика в каких-то из стран присутствия компании ни в коей мере не являются оправданием для совершения преступления.
Так как ООО «Яндекс» — публичная компания (то есть акции Yandex NV размещены на фондовой бирже NASDAQ), она должна соблюдать правила NASDAQ. Они включают в себя в том числе соблюдение некоторых законов США, в частности — законодательство о ценных бумагах.
Положения федеральных законов США о ценных бумагах признают незаконной продажу или покупку ценных бумаг с использованием существенной непубличной (инсайдерской) информации. Инсайдерская информация — та, которая не была официально рассказана от имени компании в пресс-релизах, исследованиях, постах в корпоративный блог или других материалах. Это означает, что все сотрудники Яндекса, которые обладают какой-либо непубличной информацией о компании, не должны использовать ее для покупки и продажи ценных бумаг Яндекса, а также передавать эту информацию другим людям, которые могут использовать ее для торговли ценными бумагами.
Подробнее об этом можно прочесть в Политике по торговле ценными бумагами «Политика по торговле ценными бумагами» (http://ir.yandex.com/documents.cfm).
У компании много конфиденциальной информации, которая касается технологий, партнерств, финансов и т. д. Например, это техническая информация о функционировании наших продуктов и сервисов, стратегии продвижения продуктов, финансовые результаты компании до их публичного объявления. Разглашение такой информации может нанести существенный вред компании, поэтому при поступлении на работу все сотрудники подписывают Обязательство о неразглашении конфиденциальной информации и соглашаются соблюдать Положение о коммерческой тайне. Даже если считается, что по своим должностным обязанностям сотрудники не имеют доступа к конфиденциальной информации, работая в Яндексе достаточно сложно не узнать ничего секретного. Например, можно услышать разговор коллег или найти в принтере распечатанный документ. Важно помнить сотрудникам, что они обязались не разглашать никакой конфиденциальной информации и использовать ее только для исполнения своих служебных обязанностей.
2.2 Анализ и проектирование стратегии компании Яндекс
" Яндекс" - российская ИТ-компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети и интернет-порталом. Поисковая система «Яндекс» является седьмой среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов (2,413 млрд., статистика за ноябрь 2010 года).
Основной доход Яндекс получает от продажи контекстной рекламы — объявлений о продаже товаров и услуг, которые человек искал в поиске. При этом способе показа рекламу видит только ее целевая аудитория. Яндекс. Директ — первая и крупнейшая система размещения контекстной рекламы в рунете. Контекстная реклама размещается не только в поиске, но и на партнёрских сайтах, входящих в Рекламную сеть Яндекса.
Контекстная реклама на Yandex.ru впервые появилась в 1998 году. Контекстная реклама стала одним из дополнительных ответов на вопросы пользователей, а в последующем — основной бизнес-моделью компании «Яндекс».
В 2002 году компания стала самоокупаемой. С тех пор доходы Яндекса постоянно растут. В мае 2011 года Яндекс провел размещение акций на NASDAQ — фондовой бирже, специализирующейся на высокотехнологичных компаниях. Годовой оборот компании превышает миллиард долларов.
В 2015 году количество мобильных устройств с доступом в интернет превысило число настольных компьютеров, большая часть запросов вводится в строку поиска на смартфонах и планшетах.
Миссия Яндекса — помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.
«Традиционная задача любой поисковой системы — находить нужную информацию в интернете. В современном мире эта задача расширилась. Интернет уже нельзя отделить от реальности вокруг нас, и поисковые системы сейчас ищут по всему окружающему миру. И не только ищут, но и умеют подсказывать во всех жизненных ситуациях. Современный поиск понимает желания каждого пользователя и знает, что его окружает. Поэтому он может подсказать каждому человеку то, что подойдет именно ему. Что почитать, куда пойти поесть, какую музыку послушать, как быстрее попасть домой, где купить самые дешевые билеты.»
Поиск всегда был и остается главным сервисом Яндекса, однако сегодня его роль понимается более широко — это универсальный помощник, навигатор по всему, что нас окружает. Поиск теперь — и подсказка в нужный момент, и помощь в выборе, и возможность совершить действие.
Компания стремительно развивается во многих направлениях. Руководителям удалось собрать команду специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Кроме работы над сервисами и технологиями они активно занимаются образовательной деятельностью.
У Яндекса много своих учебных программ. С 2007 года работает Школа анализа данных — бесплатное учебное заведение для выпускников вузов и старшекурсников. ШАД готовит специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета. Выпускники Школы работают и в Яндексе, и в других компаниях. Существуют и другие школы Яндекса: для менеджеров, разработчиков интерфейсов и т. д. Также Яндекс сотрудничает с учебными заведениями — базовые кафедры есть в МФТИ и ВШЭ. Сотрудники проводят лекции для старшеклассников, компания спонсирует школьные олимпиады по информатике, математике, лингвистике.
Ежегодно Яндекс организовывает крупнейшую в России технологическую конференцию Yet another Conference, на которую собираются специалисты со всего мира, а также научную конференцию по машинному обучению. Кроме того, постоянно проводятся семинары, лекции и мастер-классы для всех, кто уже связал свою карьеру с интернетом или только собирается это сделать.
Аркадий Волож дает такое определение стратегии компании: «Наша стратегия такова: мы говорим, что мы не глобальная компания, а транслокальная. Мы не говорим, что мы везде. Но там, где мы есть, мы серьезно занимаемся аудиторией и смотрим, что они хотят».
2.3 Сравнительный анализ стратегий компаний ООО «Яндекс» и Google. inc
Для развития компании ООО «Яндекс» мы используем метод бенчмаркингового исследования. В качестве прототипа выберем компанию Google.inc.
Основным принципом деятельности этих двух компаний является привлечение пользователей простотой, скоростью и релевантностью поиска необходимой информации, а затем удержать их с помощью новых дополнительных сервисов.
Так, значительную часть доходов Google обеспечивают партнерские сайты, а у Yandex это доход от медийной и контекстной рекламы.
Сравнивая ценности, можно заметить, что Google использует собственную ОС для прямой борьбы с конкурентами, а Yandex совершенствует собственные разработки.
На российском рынке IT компаний они ведут ожесточенную борьбу, т.к. Google владеет 34% рынка, а Yandex 53%. Однако в мировом рынке лидирует Google с 68% мирового рынка.
Следовательно, стратегия Yandex ориентирована на обслуживание ограниченного круга потребителей более эффективно. Конкуренты же ориентированы на мировую аудиторию.
У Google намного лучше воплощена услуга поиск и чуть хуже услуга кошелек. Не смотря на то что у Google нет такой услуги как погода, у него есть много других услуг, которых нет у Яндекса таких как Play, Talk, Виртуальный принтер Google.
В таблице 2.5 показан рейтинг поисковых систем Яндекс и Google.
Таблица 2.5 Рейтинг поисковых систем
Число школьников (в %) | Число студентов (в %) | Число служащих (в %) | Число безработных (в %) | Всего пользователей (в %) | ||
Yandex | ||||||
Опираясь на таблицу, можно сделать вывод, что самой популярной поисковой системой является компания «Google». Второе место занимает компания «Яндекс», причём в основном поисковыми системами пользуются студенты и школьники.
В середине 2000;х топ-менеджеры Google вели переговоры с Аркадием Воложем о покупке «Яндекса», но договориться так и не удалось. В итоге лидер мирового рынка поиска стал развиваться в России самостоятельно. По данным LiveInternet, в сентябре 2012 года доля поиска «Яндекса» в Рунете составляла 61,3%, а Google — 25,1%.
Однако, Google имеет собственную операционную систему для мобильных устройств — Android, что серьезно угрожает лидерству «Яндекса» в будущем.
Заключение
Помимо поисковой системы, сегодня Яндекс — огромный портал с целым набором широко используемых сервисов, такими, как каталог, Яндекс. деньги, и другие. Сегодня Яндекс имеет внутри мощный поисковый робот, позволяющий производить поиск по самым различным критериям.
Яндекс является популярной информационной компанией не только в России, но и за рубежом. Она имеет высокие технические, технологические и финансовые показатели. Компания имеет четко разработанную организационную структуру, в которой каждый выполняет определённый вид задания для успешного функционирования компании.
Кроме того, на Яндекс работают высококвалифицированные сотрудники, которые помогают компании бороться с фирмами-конкурентами и заниматься лидирующие позиции на рынке информации.
Яндекс успешно работает на протяжении многих лет так же благодаря высоко развитому рекламному отделу, который постоянно проводит рекламные мероприятия, привлекая внимания средств массовой информации.
Однако компания сталкивается с множеством проблем. Проведённые рекламные компании не всегда являются удачными, конкуренция на рынке информации постоянно растёт.
Чтобы успешно функционировать на рынке информации, а так же не терять лидирующих позиций, компании нужно постоянно совершенствоваться в технологической, экономической и коммуникационной сфере. Для этого компании следует чаще производить маркетинговые исследование, а так же быть в курсе новаций конкурентов.
1. Ансофф И., Стратегическое управление. -П., 1989.
2. Босенко Е. В., Стратегическое внутрифирменное планирование // Труды молодых ученых. Экономические науки, № 4, 2010.
3. Виханский О. С., Стратегическое управление. -М., 4-е изд., перераб. и доп.: Гардарика, 2009.
4. Волкогонова О. Д, Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. — М: Форум: Инфра-М, 2006.
5. Дорофеев В., Яндекс Воложа. История создания компании мечты.- Альпина Диджитал, 2013.
6. Зайцев Л. Г., Соколова М. И., Стратегический менеджмент. Учебник.- М., «Экономист», 2002.
7. Клейнер Г. Б., Стратегии бизнеса: аналитический справочник и др. / Под ред. Клейнера Г. Б. — М.: КОНСЭКО, 1998.
8. Круглова Н. Ю. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов / Н. Ю. Круглова, М. И. Круглов. — М.: РДЛ, 2003.
9. Портер М., Конкурентная стратегия., — Альпина Паблишер, 1980.
10. Поляков А. А., Цветков В. Я. Информационный менеджмент. — М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2006.
11. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. 12-е издание. — М 2006.
12. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. Учебник 7-е издание. М., «Дело». 2005.
13. Чернов С. Е. Маркетинг: Учебное пособие: — М.: ИПКгосслужбы, 2003.