Воля: сущность и особенности проявления
Роль влечений и желаний в волевой деятельности огромна. Можно сказать, что волевой процесс во многом зависит от тех желаний и стремлений, которые испытывает человек, ведь в соответствии с ними он ставит перед собой определённые задачи и цели, которые потом пытается достичь. Нельзя сказать, что желание определяет весь ход волевого акта, но направляет его, а человек уже сам решает, следовать ли ему… Читать ещё >
Воля: сущность и особенности проявления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Характеристика волевых действий
- 1.1 Воля как сознательное действие
- 1.2 Произвольное и непроизвольное движение
- 1.3 Изучение воли в философии античности, во времена средневековья и в эпоху Возрождения
- 2. Волевые качества человека
- 2.1 Основные этапы и закономерности развития волевых действий в онтогенезе
- 2.2 Развитие воли в дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие воли у подростков
- Заключение
- Список использованных источников
- Глоссарий
Проблема. Что такое воля, в чём её сущность? Проблема воли — это прежде всего проблема свободы воли, свободы выбора. Того, какие мотивы и цели являются для нее определяющими, каково ее строение, т. е. того, как реально складываются у людей в тех или иных условиях соотношения между должным и желанным в вещах, значимых для личности.
Я убеждён, что именно наличием свободной воли человек принципиально отличается от остального животного мира именно как сознательное и разумное существо. Только у одних людей все сведено к личностным мотивам, и если они и совершают поступки, которые по своим результатам соответствуют общественной нравственности, то в этом случае нравственное содержание не входит в мотивы человека и не детерминирует как таковое его воли.
У других общественно значимое осознается как должное, обязательное, но переживается как чуждая внешняя сила, противостоящая тому, с чем личность себя отожествляет и что переживает как свое личное, в чем она кровно заинтересована: воля в таком случае противопоставлена сама себе, разбита на конфликтующие компоненты — влечения и долженствования — и поглощена разрешением их постоянно возобновляющегося конфликта.
Именно наличие нравственных ориентиров и ценностей определяет моральное состояние человека, а сила воли — способность им следовать и соответствовать.
Актуальность исследования. Воля, как неотъемлемая часть человеческой сущности, во всей её сложности и многообразии, является одной из самых загадочных и мало изученных областей человеческой психики. При этом понимание личностных волевых особенностей индивидуума, которые имеют огромное значение для успешности деятельности человека, которые можно считать потенциалом для его личностного и профессионального роста, необходимо с целью, к примеру, профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации и профориентации.
Цель исследования. Понять аспекты, обуславливающие воспитание сильной волевой личности, руководствуясь изысканиями в этой области философами античности, средневековья и современности.
1. Характеристика волевых действий
1.1 Воля как сознательное действие
Волевым действием можно назвать только то действие, которое осуществляется по выбору. Именно выбор определяет волевое действие. Значит волевой акт как сознательное действие невозможен если у человека нет альтернативы. Выбор также подразумевает принятие решения.
Согласно тому, что утверждал Леонтьев А. Н., все процессы можно условно разделить на «произвольные» и «непроизвольные»: «Прежде всего волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Значит, волевые процессы (я предпочитаю говорить — волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И таким образом процессы как бы разделились на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные» .
Подлинно нравственное воспитание должно не только учить как человеку поступать в той или иной ситуации, но и должно прививать ему желание и стремление именно поступать «как надо». А для того чтобы знание было неразрывно связанно с соответствующим поведением, необходимо развивать у ребёнка нравственные чувства и привычки. Этого можно достичь, если воспитатели будут правильно организовывать жизнь и деятельность ребёнка, а так же его взаимоотношения с окружающими. Конечно, в каждом возрасте особенности организации этой будут разными, но, тем не менее, основные черты и требования сохраняются.
Получается, что сознательное волевое действие — это преднамеренный целеподчиненный акт основанный на принятии решения при наличии выбора (альтернативы). Но и это не всё — есть ещё одна характеристика, определяющая волевое решение. Ведь если задуматься, данное определение является не совсем полным — одним словом выбор и принятие решения не всегда обязательные моменты для волевого действия. К примеру — бросить вредную привычку можно и без альтернативы, а совершить подвиг и вовсе в безвыходной ситуации. А значит для волевого действия необходима главная характеристика — наличие препятствий. Если действие совершается беспрепятственно, оно не может считаться волевым по определению, пусть даже оно с выбором и принятием решения.
Волевая деятельность человека неразрывно связанна с мышлением. Целеустремленность и осознанность сами собой подразумевают наличие мыслительных процессов. Только путём мышления человек может сосредоточиться на определенной цели, подобрать средства, которые он будет использовать для её достижения, корректировать свои намерения или вообще кардинально менять их при возникновении разнообразных трудностей на пути претворения в жизнь задуманных планов Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность [Текст]: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск: Амалфея, 2008. Конкретно при наличии меняющихся условий выполнения задуманного действия мыслительная деятельность человека просто необходима — ведь для того, чтобы в таком случае человеку достигнуть поставленной цели, необходимо каждый раз здраво оценивать окружающую обстановку и подстраиваться под неё, сознательно двигаться к осуществлению задуманного. Без осознанности нет волевого поведения, а без мыслительного процесса нет и не может быть никакой осознанности.
Что касается чувств, то нельзя утверждать, что они определяют весь ход волевого поведения, однако они могут провоцировать и направлять его. Чувства вызывают у нас либо желание обладать чем-либо, чего-либо добиться, либо наоборот чего-то избежать. Однако, как показывает опыт, человек может совершать волевое действие и вопреки своим желаниям и даже инстинктам. Как правило, в таких ситуациях побеждает чувство долга и ответственности. Например, ситуация на войне, когда солдат, рискуя собственной жизнью вопреки инстинкту самосохранения и желанию подальше спрятаться или вообще исчезнуть, спасает на себе раненного товарища. Так что вопрос о роли чувств в волевом поведении показывает, что их значение в данном плане не так уж и велико.
Влечения и желания суть мотивации для волевого акта. Волевой акт невозможен без мотивации, без поставленной цели и стремления к её достижению.
Влечение и желание не совсем одно и то же, как это кажется на первый взгляд. Влечение беспредметно, как говорил Джемс, оно не видит цели, так как не знает, какой предмет может удовлетворить возникшую потребность. Как только образуется логическая связь между потребностью и предметом Рогов, Е. Н. Психология для студентов вузов [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. Рогов — Ростов-на-Дону: Март, 2005., который может её удовлетворить, влечение переходит в желание, которое объективно по своей сути. Данный предмет, в свою очередь, может не только удовлетворять желания, но и возбуждать их. Такая взаимозависимость между желанием и предметом, который это желание удовлетворяет, возникает у человека ещё в раннем детстве, с появлением у него мотивирующих представлений, о которых я расскажу в последней части своей работы. То есть не всегда отсутствие предмета удовлетворения моих потребностей может вызывать во мне желание, но равно и присутствие его, зрительный контакт или даже воспоминание. Таким образом, налицо сложная связь взаимозависимости желания и предмета, который его удовлетворяет.
Роль влечений и желаний в волевой деятельности огромна. Можно сказать, что волевой процесс во многом зависит от тех желаний и стремлений, которые испытывает человек, ведь в соответствии с ними он ставит перед собой определённые задачи и цели, которые потом пытается достичь. Нельзя сказать, что желание определяет весь ход волевого акта, но направляет его, а человек уже сам решает, следовать ли ему возникшим влечениям и желанием. При этом он руководствуется своими внутренними убеждениями, собственными понятиями о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», нравственностью и совестью, если они у него есть. В этом плане даже избирательность каким желаниям следовать, а какие отвергать, тоже можно со всей уверенностью назвать волевым актом. Человек свободен выбирать, и подчас для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно чем-то пожертвовать, переступить через себя. Сложно отказаться от дурного, но чертовски привлекательного желания, для этого нужна воля. Сложно добиться чего-то хорошего и полезного — нужны упорство и прилежание, старание и твердость, терпение и все остальные другие характеристики, которые обобщив можно назвать силой воли.
Влечения и желания не определяют характер и направление волевого действия — это делает сам человек Немов, Р. С. Психология. [Текст]: в 3 т.: учебник для вузов / Р. С. Немов. — М.: Центр ВЛАДОС, 2010. Т.1. Но желания и потребности рождают необходимость волевого действия, являясь тем самым необходимым катализатором области волевых актов.
1.2 Произвольное и непроизвольное движение
В предыдущей главе мы рассмотрели определение произвольного и непроизвольного. Становится совершенно ясно, что именно волевым актом можно назвать только произвольное, осмысленное и сознательное действие. В отличии от импульсивного действия, которое как бы вырывается у человека, волевое действие исходит от человека и направляется им. Такое действие становится поступком в полном смысле этого слова, в котором человек проявляет себя, показывает свою сущность, а зачастую и отношение к другим, в отличии от непроизвольного движения или действия, происходящего обычно автоматически и необдуманно, и продиктованного аффектом, страстью или рефлексом.
Однако, существуют теории, которые исключают из волевого действия внутреннюю работу сознания человека, связанную с обдумыванием, выбором, оценкой, превращая волевой акт в чистую импульсивность. Но в действительности, всякое истинно волевое действие является актом избирательным, в котором присутствуют решение и сознательный выбор. Основа волевого акта — сознательная целеустремленная действенность Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Олма-Пресс, 2004. Но волевое действие — это не просто избирательная действенность. Например, когда я утром хочу позавтракать и открываю холодильник чтобы сделать выбор чего бы мне съесть, то тут налицо сознательная действенность с целью утолить голод. Но можно ли это назвать волевым актом, волевым действием? Нет. Значит ли это что данное мной определение ложное? Нет, хотя оно и не в полной мере отражает истинность. Короче говоря оно неполное. Как же быть? Если задуматься, то волевое действие возможно лишь при наличии альтернативы, при наличии выбора. И хотя наличие выбора является неотъемлемым признаком волевого акта, оно не является определяющим. Проще говоря, не каждый поступок в условиях выбора можно назвать волевым. Поступок, выбор, принятие решения. Что же характеризует волевое действие лучше всего? Что для каждого из нас волевой акт? Это действие, поступок, для осуществления которого нужно напрячься, собрать все силы, совершить усилие. Волевое действие совершить трудно. Обязательно присутствуют препятствия, которые необходимо преодолевать. Теперь вроде всё ясно — тяжёлый выбор, наличие препятствий — вот и достаточная формулировка волевого акта, если бы не одно «но». Дело в том, что не всякое волевое действие, это в действие в прямом смысле этого слова.
Каждый возрастной этап жизни и взросления особенный и требует определённого подхода, так как меняется образ деятельности ребёнка, его обязанности и, можно сказать без преувеличения, его взгляд на жизнь. Кругозор интересов ширится, ему всё интересно. Каждая ступень взросления предъявляет ребёнку новые требования, ставит его в новые обстоятельства жизни. Социальная ситуация развития, которая является совокупностью всех обстоятельств жизни и особенностями личности ребёнка, сказывается на общей характеристике личности детей на определенном этапе возрастного развития.
Доказано, что на каждом определённом этапе возрастного и психического развития, у ребёнка доминирует определённая функция психического поведения Рогов, Е. Н. Психология для студентов вузов [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. РоговРостов-на-Дону: Март, 2005. У младенцев это восприятие, когда ребёнок реагирует непосредственно на то, что видит. Далее формируется и начинает доминировать память, что обуславливает накопление у ребёнка опыта в связи с появлением мотивирующих представлений. В дошкольном возрасте, когда основной деятельностью ребёнка становится игра, у него начинает развиваться воображение и фантазия. И воображаемая ситуация игры способствует возникновению у ребёнка произвольного поведения.
В средневековье философы того времени различали три рода волевых актов — это фацера (действие), нон-фацера (недействование) и вати (терпение). Оказывается, воля также может проявляться и в воздержании от какого-либо действия. Зачастую необходимо проявить изрядную выдержку и силу воли чтобы не бездействовать, но не действовать — сохранить например спокойствие в экстремальной ситуации, не сорваться эмоционально, поддаваясь на чью-нибудь провокацию. Никто не будет спорить, что людей выдержанных, собранных и дисциплинированных, хорошо владеющих собой в любой ситуации можно назвать волевыми людьми. Из всего выше сказанного вывод таков, что волевое действие лишь то, которое произвольное, т. е. осуществляется осознанно, учитывая, что волевой акт не всегда является действием. Это всегда решение в условиях трудного выбора.
Любое волевое действие начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении. Когда человек осознает цель, на которую направляется это стремление, оно переходит в желание. Более подробно о роли влечений и желаний я расскажу в следующих пунктах моей работы, а пока остановимся на структуре волевых актов.
Для сложного волевого акта характерно то, что между побуждением и непосредственным действием существует ещё и сложный сознательный процесс, который включает в себя осознание мотивов действия, различные варианты последствий, составление плана действий и намерений для его осуществления. Таким образом, мы видим, что волевой акт — это сложный и неоднородный процесс, содержащий в себе целую цепь различных моментов, а также последовательность некоторых стадий и фаз. Левин выделяет 4 стадии у волевого акта:
1 — Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
2 — Стадия обсуждения и борьба мотивов
3 — Решение
4 — Исполнение Основным содержанием первой фазы является осознание цели как следствия возникновения побуждения. В реальности же различные стадии волевого акта могут иметь большее или меньшее значение, в зависимости от обстоятельств, иногда сосредотачивая на себе весь волевой акт, иногда вообще выпадая.
Традиционная психология, отражающая преимущественно психологию выбора личности, оказавшейся «на распутье», представляла центром волевого акта именно вторую стадию данного плана, а именно «борьбу мотивов». То есть внутренняя борьба, без которой не обходится ни один важный серьёзный поступок — всё, а следующие за ней решение и исполнение, претворение его в жизнь — ничто Гиппенрейтер, Ю.Б.
Введение
в общую психологию [Текст]: учеб. пособие / Ю. Б. Гиппернрейтер. — М.: АСТ, 2009. Проще говоря, когда человек стоит перед выбором и решает, как ему поступить, руководствуясь как обычно двумя классическими мотивами — «как хочется сделать» и «как надо сделать», которые, как правило, противостоят один другому. Прокручивая в голове оба эти мотива, взвешивая все «за» и «против», продумывая различные варианты последствий своих действий, человек принимает решение либо в пользу здравого смысла, либо в пользу своей прихоти. Последнее, безусловно, не может быть названо волевым действием с житейской точки зрения. Волевое действие в этом понимании это некий поступок, при котором человек обязательно чем-то жертвует в пользу неких правил, будь то здравый смысл, нравственные ценности или рамки закона. Волевое поведение, являясь предметом, безусловно положительным, всегда обусловлено и идёт «рука об руку» с нравственным воспитанием.
Хотя мы признаем волевое действие действием осознанным, включающим сознательный выбор и решение, это вовсе не значит, что борьба мотивов является его центральной частью. Из самого существа волевого акта, как действия, направленного на достижение цели, следует, что его основными частями являются первая и завершающая фазы — осознание цели и настойчивая твердость в её достижении. Ведь без принятия решения поступательное действие, направленное на его осуществление становится невозможным. Поэтому в данном плане умственный психологический процесс борьбы мотивов может смело быть поставлен на один уровень с процессом действенным, если не выше его.
Последний пункт данного плана, непосредственное претворение в жизнь своего решения также требует напряжения психических волевых сил. Для достижения поставленной цели, человеку нередко приходится проявлять упорство и терпение, которые также являются необходимыми качествами волевой личности. Особенно если процесс долгий и требует продолжительного времени. В этом случае мотив и стремление добиться желаемого могут ослабнуть, и тогда вновь возбудить в себе интерес и положительную мотивацию по праву можно назвать волевым актом.
1.3 Изучение воли в философии античности, во времена средневековья и в эпоху Возрождения
Проблема существования воли и её понимания стояла на протяжении всей человеческой истории наверное перед каждым народом.
Античные философы считали выражение человеческой воли и её проявления в способности человека делать выбор на основе логического заключения. При этом поведение человека оценивалось по шкале норм общества и естественных законов природы, разумных начал жизни.
В средневековой Европе был другой взгляд на феномен воли. Точнее сказать, средневековые мыслители вообще не мыслили какой либо воли внутри самого человека. Человек как личность был лишен в их глазах вообще каких-либо личностных или индивидуальных характеристик, и был как бы местом встречи и противостояния внешних сил. То есть можно сказать, что в средневековье воля персонифицировалась, ей приписывались внешние влияния тёмных и светлых сил. Человек рассматривался как член общества, «запрограммированный» жить по понятиям сложившихся традиций, по установленным порядкам. В плане воли он полностью пассивен — действует не он, а внешние силы, которые им обладают или которым он служит.
В первые века христианства был выдвинут и принят догмат о свободе воли человека Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2007., который подразумевает под собой возможность человека самостоятельно решать, как поступать, каким нормам и ценностям следовать, руководствуясь своими внутренними убеждениями. В так называемую эпоху Возрождения, которая замечательна для нас тем, что выдвинула проблему личности, откуда уже сама собой встала проблема воли. За человеком стали признавать индивидуальность и личностное начало. Однако, в дальнейшем стало преобладать мнение, что только отклонившись от общепринятой нормы, человек может проявиться и реализовать себя как личность.
Бихевиоризм, как течение в общей психологии, возникшее в начале прошлого века в Европе, полностью отрицает влияние сознания на поведение человека. Ставя перед собой задачу изучения поведения человека, он напрочь отрицает роль сознания как инструмент влияния на внешний поведенческий характер человека. Основоположник бихевиоризма, некий Уотсон считал главным для самого человека и людей, его окружающих, само поведение человека. При этом он отрицал саму необходимость и полезность изучения сознания. Согласно ему, психология должна превратиться в объективную естественнонаучную дисциплину. В принципе он был прав — внешнему миру не важны наши внутренние переживания, для него гораздо более значимы наше поведение, действия, поступки. Но это ни в коем случае не может служить основанием «логическому» выводу о нецелесообразности изучения внутренней психики человека. Ведь по сути говоря, наше поведение и является прямым отражением наших внутренних психических процессов. Но бихевиориста это нисколько не интересует, он убежден, что все наши действия продиктованы лишь реакцией на внешнее воздействие. Согласно Уотсону, за каждым действием стоит другое действие, которое его спровоцировало, т. е. являлось причиной, «стимулом». Такое, сугубо научное, практичное и экспериментальное понимание психологии ставит человека на один уровень с животным, отрицая в нём какое-либо духовное или душевное, внутреннее психическое начало.
2. Волевые качества человека
2.1 Основные этапы и закономерности развития волевых действий в онтогенезе
Для того, чтобы понять, как происходит в человеке становление его волевых качеств, нужно начинать с самого детства, потому что этот сложный процесс охватывает абсолютно все этапы взросления человека, начиная с раннего детства.
Формирование у человека в раннем детстве нравственных чувств, полезных привычек и положительных качеств является необходимой основой для дальнейшего формирования и развития волевого поведения.
Первое и основное правило хорошо сформулировал Ж.-Ж. Руссо: «Ребёнок должен делать то, что хочет, но хотеть он должен то, что говорит воспитатель Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2004.». Это значит, что деятельность ребёнка должна осуществляться не из страха наказания или из страха огорчить родителей, а из личного желания и стремления самого ребёнка делать то, что говорит взрослый. Например, увлечь его полезной работой или рукоделием, предварительно объяснив, как эта работа полезна и увлекательна, или заняться этой работой совместно с ребёнком, или дав понять, как этой работой ребенок порадует родителей — примеров куча. Очень помогает при этом если у ребенка есть перед глазами достойный пример для подражания. Им может являться как любой из близких родственников, так и любимый герой фильма или художественного произведения. Бывает, что образцом для ребёнка служат отдельные личностные качества, такие как смелость, отвага, жертвенность, решимость. В стремлении походить на такой образец, ребёнок и сам начинает претворять эти качества в жизнь, вживаться в них.
Огромную роль играют привычки. Привычка отличается от таких полезных вещей как навык или умение тем, что однажды возникнув, она сама толкает человека к соответствующему поведению. Речь, конечно же, здесь идёт о хороших, добрых, нравственных привычках. По сути, формирование любого навыка начинается с формирования привычки. Ведь ребёнок, который привык каждый день в определённый и отведенный для этого час просыпаться, вставать, умываться, делать зарядку, садиться за уроки, будет испытывать потребность делать это и впредь и заниматься этим без особых усилий или влияния со стороны. Поэтому так важно организовать у ребёнка режим дня. произвольный сознательный подросток возраст
Только при правильной организации жизни ребёнка возможно срастание нравственных чувств, привычек, со знанием моральных норм и требований, что так необходимо для формирования высших форм волевого поведения. Поэтому можно смело утверждать, что воспитание воли и воспитание нравственности — это две стороны одной медали.
Как я уже говорил раннее, формирование воли охватывает все этапы онтогенеза (взросления) человека Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2010. Можно подумать, что задумываться о развитии воли ребёнка в дошкольном и раннем возрасте преждевременно, но это не так — предпосылки волевого поведения должны формироваться уже тогда.
Как уже было сказано ранее, для осуществления любого волевого действия необходим определённый заряд активности, стойкое стремление к достижению поставленной цели. Для маленького ребёнка такой целью может, например, являться любимая игрушка. Яркие и звенящие вещи хорошо возбуждают интерес и активность малыша, приковывают к себе его интерес. По мере воспитания и взросления малыша, его активность принимает новые формы и поэтому нужно предоставлять детям определённую долю самостоятельности. Однако, вопреки здравому смыслу, большинство родителей стараются настолько окружить своё чадо опекой, что предупреждая всякое его желание и стремление, пытаются оградить его от различных, как им кажется непосильных нагрузок или опасного предприятия. Постоянно одергивают, удерживают ребёнка, на самом деле оказывая ему «медвежью услугу», помогая ребёнку в том, чего он мог бы добиться сам. К сожалению, такое излишнее и несомненно пагубное излишнее оберегание становится в наше время общепринятым образом воспитания. Особенно пагубно это в тот этап жизни ребёнка, когда тот начинает приобретать различные бытовые навыки, включая кормление, одевание, использование средств личной гигиены.
По мере взросления, активность ребёнка может мотивироваться не только непосредственной видимостью объекта, но и простым воспоминанием о нём. Ребёнок может быть так озабочен стремлением взять любимую игрушку, которая лежит сейчас в соседней комнате и про которую он внезапно вспомнил, что эта мотивация может блокировать интерес ко всем остальным вещам или игрушкам, которые в данный момент лежат у него перед глазами. В таком случае ребёнка побуждает на активность яркое воспоминание, представление определенного предмета, могущего в данный момент удовлетворить его потребности. Такие представления называются «мотивирующими представлениями» .
Появление мотивирующих представлений означает, что в маленьком человеке начинается первоначальный этап развития волевого поведения. Ведь воля человека в собственном смысле представляет собой то, что помогает человеку преодолевать внешние факторы при помощи личных побуждений и стремлений, присущих ему одному и основанных на его личном опыте.
Известно, что поведением детей младше двух лет легко управлять, так как оно зависит от внешних воздействий окружающей среды. Ребенок реагирует на то, что видит, слышит, обоняет. Его внимание легко можно переключить с одного предмета на другой, более шумный или наиболее яркий. Если у такого ребёнка открыто забрать игрушку, он заплачет, но в то же время он может и не заметить её отсутствия, если взять игрушку незаметно. Таким образом, поведением маленького человечка легко управлять, сознательно моделируя внешнюю ситуацию. Это называется ситуативным поведением.
Появление у ребёнка мотивирующих представлений освобождает его от такой ситуативности. Этот новый этап важен и замечателен тем, что ребенок начинает действовать не в соответствии с наличной ситуацией, а зачастую и вопреки ей, в соответствии с ситуацией желаемой или воображаемой. Это, конечно, ещё далеко не волевое поведение в собственном смысле этого слова, однако прямые предпосылки к нему на лицо. Теперь, при наличии собственных стремлений у ребёнка, взрослые не в состоянии влиять на его поведение старыми приёмами внешнего характера. Более того, игнорирование возникающих у ребёнка стремлений вызывает негативную реакцию отторжения, когда ребёнок упрямо стоит на своём. И если не отнестись к стремлениям ребёнка серьёзно, продолжая пытаться заставить его действовать в соответствии со своими требованиями, то эта ситуация может перерасти в серьёзный конфликт между ребёнком и взрослым. В дальнейшем, при затяжном характере такого конфликта, у ребёнка может развиться негативизм, который грозит огромными затруднениями в процессе воспитания.
Негативизм проявляется в стойком отказе ребёнка слушаться требований взрослых. Постоянные капризы, беспричинное упрямство, стремление настоять на своём. Короче говоря, дети становятся неуправляемыми — ни уговоры, ни угрозы, ни даже просьбы на них не действуют. И дело тут не в том, что ребёнку не хочется делать того, что просит или требует взрослый, а в том, что он не хочет делать то, что исходит от взрослого. Ребёнок может отказаться от желаемой вещи или занятия, если сделать это ему предложит взрослый. Например, он хочет пойти погулять, поиграть с ребятами в футбол, но если в этот момент отец скажет ему: «Пойди развейся, погоняй с мальчишками мяч!», он наотрез откажется. Такое поведение ребёнка, которое является результатом подавлением взрослых потребности ребёнка в самостоятельности, которая в свою очередь рождается вследствие появления у него мотивирующих представлений.
Счастливы те родители, которые смогли понять, что с в психологическом развитии ребёнка начался новый этап и с ним уже нельзя обращаться как с младенцем — теперь у него есть свои собственные стремления и желания, с которыми нужно считаться. У тех же родителей, которые не смогли уловить этот момент, конфликт с ребёнком может усугубиться и достигнуть крайней точки, когда взращенная неправильным воспитанием родителей черта негативизма заставляет ребёнка отказываться даже от того, что им очень хочется, если то же самое от них хотели и родители.
Однако не стоит путать негативизм и настойчивость. Настойчивость, в отличие от негативизма, явление, безусловно, положительное. Более того, это одна из важнейших черт волевого движения. И если негативизм — это лишь упрямое желание ребёнка настоять на своём, то настойчивость есть сознательное движение к достижению поставленной цели.
Из всего выше сказанного ясно видно, что негативизм наносит огромный урон процессу развития и воспитания ребёнка. Нарушая контакт между ребёнком и взрослым, он, во-первых, делает невозможным воспитание, то есть лишает непосредственного влияния взрослого, ставя процесс развития ребёнка как бы на самотёк. Во-вторых, когда взрослые препятствуют исполнению ребёнком своих желаний и стремлений, это приводит к постепенному ослаблению этих желаний и к потери стремления к самостоятельности. В итоге, когда ребёнок не стремится к самостоятельности, он вырастает ленивым, безвольным овощем, который требует чтобы о нём все заботились: кормили, одевали, обували, любили, баловали.
Вывод очень прост — повальное насильственное навязывание ребёнку своего поведения, идущее вразрез с его потребностями, желаниями и стремлениями может изуродовать детскую психику.
Как и в раннем детстве, в дошкольном возрасте воспитание строится не на каких-то особых приёмах, а на правильной организации жизни и деятельности ребёнка. Глупо ждать волевого поведения от человека, у которого отсутствует элемент самостоятельности, лишенного определённых целей и стремлений. Вот почему, говоря о воспитании волевой личности, необходимо учитывать правильный подход к организации всей жизнедеятельности ребёнка.
В связи с изменением жизни ребёнка возраста старше раннего детства, у него возникает особое отношение к взрослому. В отличии от периода раннего детства, когда ребёнок без взрослого, грубо говоря, не мог ступить и шага, теперь маленький человек стремиться сотрудничать с взрослым, помогать и при этом подражать ему. Стремление к совместной деятельности, потребность брать пример со взрослого как раз те моменты, которыми разумно воспользоваться в процессе воспитания, и воспитания воли в частности.
Дети очень любят и гордятся, когда взрослые поручают им важные и ответственные поручения. Это внушает ребёнку чувство ответственности, что на него надеются, ему доверяют и от него взрослые ждут помощи. При этом очень важны поощрения ребёнка за приложенные старания. Наказывать ребёнка не следует, даже если он халатно отнесся к своим обязанностям. Положительные эмоциональные переживания и чувство удовлетворения, которые возникают у ребёнка при положительной оценке взрослыми их трудов, и есть в данном случае основа воспитания воли, которая, в свою очередь помогает при помощи вышеназванных моментов выполнить необходимые дела, несмотря на трудности или отсутствие желания.
Большое значение в формировании воли и волевого поведения у детей имеет игра. Игра, в противовес труду и учёбе, является деятельностью произвольной и необязательной. Она не направлена на достижении определённого результата. Все детки любят играть, и воспитатель должен пользоваться этим в своих целях.
Вследствие того, что ребёнок при игре должен подчиняться определённым правилам, игра является важнейшим инструментом в воспитании воли. Не только в спортивных и настольных играх есть правила. Даже в обычных «ролевых» детских играх, таких как «Дочки-матери», ребёнок берёт на себя определённую роль, в соответствии с которой и должен действовать. Игра помогает ребёнку осознать те правила и нормы в рамках, которых он будет в дальнейшем осуществлять свою жизнь. Здесь автоматически встаёт вопрос об этике и поведении, вопрос нравственности, но, как уже было сказано ранее, воспитание воли идёт рука об руку с воспитанием нравственности.
Так же в игре замечательно то, что правила игры ребёнок соблюдает не под внешним давлением взрослого, а как бы по собственному желанию. И это особенно характерно для истинной воли тем, что существующая норма, правило или требование осуществляется в порядке самопринуждения по собственному желанию.
Следовательно, игра важна для ребёнка уже тем, что воспитывает в нем начатки самопринуждения. Особенно замечательно то, что играя в игру, в которой необходимо соблюдать определённые правила, ребёнок от игры получает удовольствие, а это уже автоматически накладывает положительный эмоциональный отпечаток на те правила игры, которые ребёнок соблюдает. Это способствует не только получению нравственных знаний и закреплению нравственных чувств опытным путём. Нравственные чувства необходимы для правильной мотивации долга, который при истинном волевом поведении превозмогает над всеми остальными стремлениями и желаниями. Поэтому игра и является тем необходимым инструментом, который как бы спаивает знания и чувства, вырабатывает привычки и образы поведения, воспитывает определённые черты характера. Игра является для ребёнка своеобразной «школой жизни», в которой он может не только проявить, но и развить определённые навыки, научиться строить взаимоотношения с другими детьми. Родителям важно понять и не пренебрегать игрой как важнейшей скрипкой в оркестре воспитания личности.
В младшем дошкольном возрасте доминирующей чертой становится сама произвольность. Формируется произвольное мышление, внимание, свободный характер памяти. Начало учебы в школе и учебная деятельность немыслима без произвольного движения. Учебная деятельность требует от ребёнка ответственности, систематического усердного труда и вообще коренным образом меняет весь его образ жизни. Ширится круг его общения, интересов, строятся отношения с одноклассниками, с учителями. Появляются новые авторитеты, меняются даже отношения с родителями. Меняется характер требований родителей: успеваемость в школе ставится на первый план.
2.2 Развитие воли в дошкольном возрасте
Учёба в школе, как деятельность, является противоположной игре. В процессе игры ребёнок преодолевает некоторые свои желания, за счёт другого, более сильного желания придерживаться принятых им правил игры. А в учебной деятельности ребёнку приходится подчиняться требованиям других людей, которые далеко не всегда совпадают с его требованиями, стремлениями и желаниями. Школьник — это уже совсем другое общественное положение, значение которого ребёнок пусть и не всегда осознает, но чувствует. Это, безусловно, положительное переживание от понимания ребёнком того, что он «стал взрослым» возвышает его в собственных глазах.
Он уже не тот ребёнок, что был раньше: жизнь школьника полна забот и ответственности. Нужно делать то, что определено школьной программой, слушаться учителя, учить уроки, добиваться хорошей успеваемости. Всё это требует от ребёнка произвольного волевого движения, которое зачастую, вследствие неправильного воспитания, у детей отсутствует.
Не каждый младший школьник на лету схватывает новые правила и характер деятельности, которые от него требуются на данном жизненном этапе. Иногда родителям кажется, что у детей дошкольного возраста память, внимание и другие умственные способности развиты лучше, чем у младших школьников. Это как раз и связано с тем, что учёба требует произвольности — помнить и запоминать не то, что тебе хочется, а то, что нужно, чего требует учитель. Воспитание произвольности — задача дошкольного возраста, но настолько важная, что реализация успешного школьного обучения без неё немыслима. Глупо и неразумно требовать от малыша усидчивости и прилежания, не проявив достаточной заботы в воспитании этих качеств.
Принуждения и наказания здесь абсолютно неприемлемы. Ведь дети, которых в силу школьного возраста посадили за парту, но которые оказались не готовы к школьному обучению вследствие некорректного воспитания, оказываются в затруднительном и подчас безвыходном положении. Они остро переживают свою неуспеваемость, осуждение родителей, что в конце концов приводит их к резкому негативному отношению в школе, к учёбе и даже к взрослым. Это, наверное, можно даже назвать школьным негативизмом. Следовательно, в данном случае, внешние принуждения и наказания ни к чему хорошему не приведут — такие методы непригодны в воспитании произвольного поведения.
Как показывают наблюдения, секрет успеваемости некоторых школьников младшего возраста заключается вовсе не в том, что они умнее, талантливее или одарённее других детей, но в том, что учиться им просто нравится. Они очень дорожат своим социальным положением школьника, им нравится выполнять возложенные на них учебные обязанности. Они добросовестно и прилежно относятся к учёбе и на фоне этого их всё меньше занимают вещи и занятия не связанные напрямую с учебной деятельностью. Такая внутренняя позиция ребёнка значительно упрощает процесс обучения, сберегая тонны нервов счастливых родителей. Ребёнок охотно, по своей собственной инициативе делает уроки, вникает в учебный процесс, проще говоря играет роль школьника так же прилежно, как и в раннем детстве играл роль в любимой ролевой игре.
Но со временем эта привлекательность положения школьника тускнеет, становится обыденной, и в более старших классах мало детей проявляют подобное рвение к прилежной учебе, в отличие от младшеклассников. Учёба становится труднее, а требования всё выше. Это позволяет с психологической точки зрения данный, казалось бы парадокс, что якобы первоклашки более прилежные и усердные в учёбе, чем старшеклассники. Просто так называемая «детская произвольность» основанная на желании делать то, что от тебя требуют и произвольность более высокого уровня, когда-то что требуется делать совсем не хочется, но надо не всегда плавно перерастают одна в другую, как этого хотелось бы. Зачастую случается так, что первая заканчивается там, где другая не успевает начаться. В данном случае задачей воспитания является привить ребёнку интерес к получаемым знаниям, правильное уважительное отношение к новому положению школьника. Для этого необходимо с первых лет обучения в школе помочь ему сформировать необходимые навыки и качества личности, научить его управлять своим поведением.
Поддержанию положения школьника способствует уяснение ребёнка не только тех требований, которые на него возлагаются, но и тех прав, которые он при этом приобретает. Школьник должен чувствовать уважение и поддержку со стороны взрослых, знать, что к нему относятся и воспринимают серьёзно. У него теперь есть своё рабочее место и время для учебных занятий. Если ребёнок осознает, что эти привилегии он заслужил своей прилежной учёбой, то это может в достаточной степени стимулировать и его дальнейшее прилежание и успеваемость. Когда ребёнок дорожит своей новой жизненной позицией школьника, это гораздо лучше, нежели просто яркое эмоциональное переживание первоклассника, которое быстро тускнеет.
Прививание школьникам любви к интеллектуальной деятельности тоже значительный и важный момент. Школьник, который справляется с уроками, начинает сам получать удовольствие от прилагаемых им интеллектуальных усилий.
Совокупность этих двух мотивов — ценность в глазах ребёнка позиции школьника и мотив, исходящий из самой учебной деятельности и любви к умственному труду, является необходимым условием для обеспечения нормальной учебной деятельности.
Воспитателям следует заботиться о том, чтобы воспитать в ребёнке те качества личности, которые способствовали бы волевому поведению. Я уже отмечал в своей работе, какую огромную роль играет режим. Если ребёнку не хватает воли заставить себя заниматься уроками, но он привык их делать в определённый час, то ему будет гораздо проще себя принудить к этому нежелательному действию. Однако, произвольное движение, которой подразумевает собственное планирование и принятие решения, тут не играет роли. Чтобы следование режиму не мешало формированию произвольного движения, ребёнку полезно самому составлять свой режим повседневного поведения.
2.3 Развитие воли у подростков
У подростков на фоне ускоренного физического развития отсталость психо-волевого особенно ярко бросается в глаза. Несмотря на то, что деятельностью в подростковом возрасте всё ещё остается учение, но и характер учебной деятельности и положение школьника среди окружающих (и в семье тоже) существенно изменяются. Учёба становится гораздо сложнее, требуется больше ответственности и самостоятельности, больше усердия. Взрослые ждут от подростка уже более «взрослого» поведения, которые требуют волевого поведения. В организме подростка происходят стремительные изменения — резкий скачок в физической силе и росте, изменения внешние. Диспропорция между личностным развитием и развитием физическим, в свою очередь как раз и обусловлена стремительным развитием последнего, вследствие чего мы видим внешнего взрослого, возмужалого человека, являющегося по сути ещё ребёнком.
Кроме того, подростковая среда и коллектив сверстников в этом возрасте определяет те нравственные ценности и поведенческие установки, которым подросток стремится следовать. А вследствие того, что эти нормы и требования родителей, как правило, говорят вещи прямо противоположные, то перед ребёнком возникает дилемма, что как раз и составляет важнейшим компонентом волевого поведения.
Подростку, безусловно, гораздо труднее управлять своим поведением, так как искушений вокруг очень много, и как тут устоять. У многих детей этого возраста основные учебные обязанности уходят как бы на задний план, а вперёд выходят совсем другие. В связи с тем, что у подростков расширяется кругозор и увеличивается круг интересов, они начинают посещать различные кружки и секции. Кроме того, возникает острая потребность в общении со сверстниками, провождении времени в компании друзей, возникает тяга к противоположному полу. Дети в подростковом возрасте уже способны анализировать своё поведение, у них имеются требования к себе. Если у ребенка к тому же перед глазами есть пример для подражания, на который он стремится быть похожим, то это, ввиду обычного несоответствия видимого и желаемого может привести подростка к осознанию себя как человека слабовольного Степанов В. Е. Психология [Текст]: учебник / В. Е. Степанов. — М.: Дашков и Ко, 2011. Это вызывает чувство неполноценности и недовольства собой. Поэтому многие подростки бывают озабочены именно в воспитании в себе сильной воли.
В этот чрезвычайно трудный для ребёнка период необходимо понимать всю специфику социальной ситуации, которая заключается в том, что на лицо расхождение между требованиями к подростку с одной стороны и его интересами, его возможностями и собственными требованиями к себе. Знание его переживаний и психологических особенностей подростка помогает понять специфику его поведения, что необходимо для правильной системы воспитательного воздействия.
При осуществлении волевого поведения, подросток осуществляет классический волевой акт. То есть присутствует острая борьба мотивов, в результате которой один мотив побеждается другим. В этом случае ребёнок как бы «проигрывает в голове» все плюсы и минусы каждого мотива и таким образом, учитывая возможность подростка видеть последствия своего поведения, делает выбор в пользу более привлекательного и положительного по результатам. Здесь следует сделать замечание, что подросткам свойственно делать выбор в пользу наиболее желаемого результата и подсознательно искать аргументы именно в его пользу.
В виду большой эмоциональности подростков, они зачастую принимают намерение поступить определённым образом под влиянием той или иной эмоции. Затем, если эта эмоция исчезает, то с ней исчезает и само намерение действовать. Но отсутствие эмоциональной мотивации ещё не единственная причина отказаться от задуманного. Зачастую подростки ставят перед собой невыполнимые для них задачи, а когда осознаёт всю сложность задуманного, его намерение слабнет.
Однако те дети, которые с раннего школьного возраста были приучены к систематическому труду, у которых развито чувство ответственности и чувство долга, значительно мягче переживают все трудности подросткового возраста. Этих трудностей великое множество. В основном это связано с тем, что подростки любят завышать планку собственных требований к себе. В результате, не достигая своей заоблачной цели, ребёнок остается недоволен самим собой, считает себя человеком безвольным, слабохарактерным. Из-за отсутствия опыта и наработанной привычки, дети имеют свойства поступать так, как им хочется в данный момент, а не так как нужно или правильно. Вследствие этого у ребёнка может возникнуть внутренний конфликт с самим собой, может даже упасть самооценка. Я уже отмечал огромную роль привычек в процессе развития воли, так вот, если у подростка получится в процессе своей жизнедеятельности добиваться достижения поставленных целей и выполнения поведения, которого от него требуется, то это способствует у него выработки необходимых привычек, так необходимых для произвольного поведения.
Ребята подросткового возраста часто бывают озабочены проблемой воспитания у себя сильной воли. Однако, силу воли и вообще волевое поведение они понимают по-своему, не видя проявления волевого поведения в повседневной жизни среди окружающих их людей, в их трудовой и общественной деятельности. Для них воля — это нечто героическое, обусловленное исключительно экстремальными обстоятельствами. До них трудно довести, что для систематического труда и прилежания тоже необходима воля. Даже если они и понимают это, «такая» воля их вряд ли привлекает.
В принципе специфичная особенность воспитания воли в подростковом возрасте заключается в том, чтобы учитывать при этом характерные для данного возраста проблемы и трудности, помогать ребёнку преодолевать их.
Заключение
Пока человек будет стремиться к совершенству, вопрос сильной волевой личности будет для него всегда актуален, так же как и вопрос как в себе это воспитать.
Я выбрал эту тему, потому что она мне близка и интересна. В своей работе я попытался разобраться, что же из себя представляет воля, каковы основные аспекты воспитания силы воли и становления волевой личности. Для этого я пользовался результатами изыскания в этой области как отечественных психологов и учёных, так и зарубежных, как нашего времени, так и мыслителей и философов античности и эпохи «Возрождения». На основании данных материалов, а также своего личного интроспективного опыта, я постарался сделать заключение, которое соответствует моему личному взгляду на этот вопрос.
Итак, на основании данных моей работы, можно сделать вывод, что Воля, или как ещё говорят Сила воли — это умение человеком преодолевать внутренние и внешние трудности при произвольном действии в процессе сознательного регулирования своего поведения.
Я нарочно уделил столько внимания последней главе, на которой, можно сказать сконцентрирована главная мысль и идея моей работы. Надеюсь, мне удалось показать, насколько важную роль в развитии волевого поведения играет воспитание. Те особенности личности и регулирования своего поведения, которые мы видим у взрослых и которых мы называем индивидуальностью, закладываются в человеке ещё с колыбели. Семья, воспитание, личный пример родителей или воспитателей — вот главный и центральный аспект, определяющий весь дальнейший ход развития, жизни и поведения человека.
Список использованных источников
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Олма-Пресс, 2004.
2. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность [Текст]: учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск: Амалфея, 2008.
3. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2007.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б.
Введение
в общую психологию [Текст]: учеб. пособие / Ю. Б. Гиппернрейтер. — М.: АСТ, 2009.
5. Рогов, Е. Н. Психология для студентов вузов [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. РоговРостов-на-Дону: Март, 2005.
6. Немов, Р. С. Психология. [Текст]: в 3 т.: учебник для вузов / Р. С. Немов. — М.: Центр ВЛАДОС, 2010. Т.1.
7. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2004.
8 Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2010.
9. Рогов, Е. Н. Психология для студентов вузов [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. РоговРостов-на-Дону: Март, 2005.
10. Степанов В. Е. Психология [Текст]: учебник / В. Е. Степанов. — М.: Дашков и Ко, 2011.
Глоссарий
№ | Понятие | Определение | |
Волевая регуляция | Это прижизненное образование. Волевая регуляция связана с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил. | ||
Волевое усилие | Механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей. | ||
Волевое действие | Действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. | ||
Волевое поведение | Целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определённой цели, путём реализации специальных действий. | ||
Негативизм | Следствие неправильного воспитания, выражающееся в слепом стремлении ребёнка действовать наперекор родителям/воспитателям. | ||
Представления | Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. | ||
Эмоции | Отношения человека к вещам или предметам, выражающиеся в сложных чувственных переживаниях. | ||
Личность | Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. | ||
Бихевиоризм | Направление в психологии, ставящее себе задачу в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде, противопоставляя поведение сознанию. | ||
Мышление | Высший психический процесс, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности | ||