Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предназначение государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим просто не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII — XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация… Читать ещё >

Предназначение государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Сущность и предназначение государства

2. Формы государственного правления

3. Формы территориального устройства

4. Формы политического (государственного) режима

5. Межгосударственнные объединения

6. Задача Заключение Список литературы

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

1. Сущность и предназначение государства

Общественной признается концепция государства, как формы правовой организации деятельности политической власти. Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

Рис. 1

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

2. Формы государственного правления

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государствамонарха, короля, шаха, императора и так далее. «Самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равенства и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Рис. 2

3. Формы территориального устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающего определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составляющих частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Рис. 3

Унитарное государство — это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа и т. д.) являются только административно — территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение — «центру» и местным представительным органам.

Федерация — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства — члены конфедерации — сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

4. Формы политического (государственного) режима

Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические.

Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Демократия (народовластие) может осуществляться по средства двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название непосредственная, т. е. та которая проводится в жизнь через следующие институты народовластия: выборы, референдумы, сходы и собрания граждан митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти.

К недемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим — это режим, доминирующим методом управления которого является насилие, принуждение, террор.

Авторитарный режим — государственно — политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. п.) при минимальном участии народа.

государство режим протекторат уния

5. Межгосударственные объединения

Межгосударственное объединение — союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств участников. Международным является объединение государств с передачей ему государствами — членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств. Примерами являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. — Британское содружество наций), Евросоюз, Совет Европы, членом которого является РФ с 1996 г.

Содружество государств — более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. Примерами международных содружеств является; Британское содружество, Содружество независимых государств (СНГ).

Российская федерация может участвовать в международных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

Истории известны и другие формы объединения государств — протекторат, уния и империя.

Протекторат — разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому.

Уния — союз, объединение или соединение государств. К этой форме сотрудничества относятся федерации, конфедерации и объединение монархических государств в форме личной или реальной унии.

Империя — сложносоединенное государство, не всегда создаваемое на добровольной основе.

6. Задача

Студенту Иванову было дано задание — расположить нормативные правовые акты по степени юридической силы:

Закон о гражданстве Российской Федерации;

Инструкция Минюста России;

Постановление Совета Федерации;

Конституция РФ.

Решение:

Конституция, являясь основным, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, перечень которых будет выглядеть следующим образом:

Конституция РФ.

Конституция субъектов Федерации.

Федеральные конституционные законы.

Указы и распоряжения Президента России.

Федеральные законы.

Законы субъектов Федерации.

Постановление и другие нормативные акты Правительства России, его ведомственных органов.

Постановление и положения административно-управленческих органов регионов.

Постановления и положения муниципальных органов управления.

Положения, постановления, приказы, инструкции, принимаемые руководящими органами, дирекциями организаций, учреждений, предприятий.

Согласно этому перечню мы расположим нормативные правовые акты по степени юридической силы следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) Закон о гражданстве РФ;

3) Постановление Совета Федерации;

4) Инструкция Минюста России.

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим просто не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII — XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория «политический режим» возникла и вовсе в 20 — х годах ХХ века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, была монархия. О политическом режиме модно говорить мире — так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлением федерации положение изменилось, и хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократическим, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляется все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более современного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

1. В. Н. Хропанюк «Теория государства и права» — М: Отечество, 1993 г.

2. И. В. Григорьева «Теория государства и права» — Тамбов: издательство Тамб. гос. техн. ун-та, 2009 г.

3. А. В. Мелехин «Теория государства и права» — М; Маркет ДС корпарейтин, 2007 г.

4. О. М. Беляева «Теория государства и права» В схемах. — Москва ЭКСМО, 2008 г.

5. Конституция РФ — Москва. Инфра — М, 2009 г.

6. С. С. Алексеев «Государство и право» Москва, 1993 г.

7. О. И. Чистякова «Хрестоматия по истории отечественного государства и права» под редакцией. М, 1997 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой