Политика и право
Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны. В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная… Читать ещё >
Политика и право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Политика и право: основные понятия
2. Понятие, сущность и структура политической системы общества
2.1 Понятие и функции политической системы государства
2.2 Структура политической системы государства
3. Правовая характеристика институтов политической системы Республики Казахстан
3.1 Взаимодействие политики и права в Республике Казахстан Заключение Список использованных источников
Введение
Сегодня право и политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества. В этой связи актуальность изучения права и политики обусловлена следующими обстоятельствами.
— Во-первых, право и политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения. Как подтверждает практика последних лет, эффективность регулирования наиболее важных и сложных общественных отношений неизмеримо возрастает, если оно осуществляется средствами права и политики, ибо предполагает целенаправленную и последовательную деятельность на основе научно обоснованных механизмов, средств и принципов по достижению стратегических целей и тактических задач государства и общества и, наоборот, максимально исключает спонтанность, непредсказуемость, всевозможные отклонения от намеченных целей. Слабая, необоснованная юридической наукой, правовая политика имеет своим следствием несовершенную, пробельную юридическую базу, противоречивые правовые акты, расплывчатые цели, неконкретные приоритеты, своеволие политики в выборе средств. В результате происходят сбои в осуществлении экономической, социальной, национальной и других видов политики. 12]
— Во-вторых, формирование права и политики есть объективная реакция государства на потребности внутреннего согласования и упорядочения все увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах.
— В-третьих, актуализация проблем права и политики видится в беспрецедентном усилении управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, вызванными проводимой демократизацией страны, расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур, другими происходящими процессами в казахстанском правовом пространстве.
— В-четвертых, высокий уровень криминализации казахстанского общества, дальнейший рост организованной преступности и коррупции представляют собой угрозу национальной безопасности страны, преграду на пути реформ и, как следствие, ставят под вопрос возможность построения правового государства в Казахстане. Этому можно противопоставить последовательную программу энергичных юридических действий, воплощенных в системной правовой политике государства. [12]
— В-пятых, важная особенность современного этапа развития казахстанского общества, проявившая себя в возникновении новых самостоятельных субъектов права требует формирования и развития, с одной стороны, по-настоящему правовых отношений, а, с другой — упорядочения правовых и связанными с ними иных отношений на региональном и республиканском уровнях. В свою очередь это актуализирует задачу эффективного использования юридического инструментария, что возможно обеспечить лишь в рамках правовой политики.
— В-шестых, право и политика способны эффективно регулировать межнациональные отношения, особенно в регионах, где тесно переплетаются и взаимодействуют интересы многих наций, народностей, социальных слоев и групп населения и время от времени возникают противоречия и конфликты.
— В-седьмых, актуальность исследования проблем права и политики объясняется необходимостью выработки концепции правовой политики, реализуемой в условиях перехода к сильному социально-правовому государству.
По своей структуре анализируемая политика представляет собой сложное явление, имеющее двойственную природу.
Во-первых, это политика, основанная на праве.
Во-вторых, это право, используемое, как средство:
а) властвования и управления;
б) ограничения власти, воздействия на нее правовыми средствами.
С этих позиций, имеющая всесторонне обоснованную концепцию, правовая политика смогла бы выступить в качестве единой общенациональной политики, с одной стороны, непосредственно в сфере права по созданию эффективного законодательства и результативному его применению, а с другой — посредством действия права как разумной, цивилизованной формы руководства обществом, мощного инструмента его преобразования. Одновременно указанная концепция позволит более четко определить и собственно цели правовой политики.
1. Политика и право: основные понятия Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. [2]
Сущность понятия права раскрывается через следующие его основные признаки:
— государственно-волевой характер — отражает общечеловеческую и классовую сущность права;
— нормативный характер выражения государственной воли общества составляет содержание права.
— общеобязательный характер — праву принадлежит роль нормативной основы таких принципов правового государства, как законность и правопорядок.
— формальная определенность права
— институционность права — предполагает издание либо санкционирование норм государством в строго определенных формах
— властно-регулятивный характер — раскрывает его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений.
Термин «политика» означает деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. [2]
В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.
Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.
Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство — «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. [5]
Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда обществу грозит беда: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство — «собственность» общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев. [13]
Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому в принципе правильно высказывание Ленина, что «политика есть участие в делах государства» (если под «участием» понимать не только позитивную политику). Принципиально верна и другая формула этого автора: «политика есть концентрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъектов политики определяют, прежде всего, экономические интересы, а потом уже все остальные.
Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны. В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, то есть возведении в закон. Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.
Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.
Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Исходя из этих позиций, проф. Мушинский пишет: «Закон есть симбиоз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность — с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы — парламенты, то легко обнаруживается, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут, прежде всего, защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права» .
Такой подход в принципе верен. Только нужно учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму («неправовые законы» или «неправовое законодательство»).
Политика и право тесно переплетаются и взаимодействуют при регулировании социально значимых отношений, поэтому специального рассмотрения заслуживает вопрос об их общих и отличительных свойствах. Но для начала остановимся на сущностных характеристиках каждого из понятий.
Право совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества. Важное значение, также должна иметь трактовка права в действующем законодательстве государства. «Право — система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений» .
Политика — деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.
Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. И это управление осуществляется с помощью права, юридических средств и институтов. В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она, верно, отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.
Политические нормы — это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. [15]
В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т. е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них — это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.
Право и государство как важнейшие инструменты и объекты политики сформировались в результате перехода человечества от потребительской экономики к экономике производящей, когда специализация труда привела к невиданному повышению производительности, получению относительного избытка товаров, появлению автономной, и в известной мере свободной от общества личности. Сменилась система зависимостей.
Если раньше человек полностью зависел от общества, мог выжить только в первобытном коллективе, то теперь его положение стало зависеть как от собственных возможностей, так и от своеобразия индивидуальных отношений с другими членами сообщества. В связи с сосредоточением собственности у отдельных лиц биологическое неравенство дополняется и обостряется неравенством социальным.
Реагируя на усложнение социальной действительности и гарантируя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью обеспечивается эквивалентность отношений между людьми, согласовываются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость личности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению стабильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.
Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных, национально-культурных) факторов объективного и субъективного порядка.
В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Кроме того, многие из них не действуют непосредственно. Их влияние может быть стихийным, неуправляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через социальные факторы. Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процессы, потребности экономики проходят через сознание человека и выражаются в системе философских, нравственных, религиозных, эстетических и иных взглядов, отражающих действительность в истинной или ложной форме. Создается определенная идеология как представления различных социальных групп о должном развитии общественных отношений.
Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится господствующей идеологии. В государственно организованном обществе таковой является идеология класса или социальной группы, обладающей политической властью. Именно она предопределяет основное содержание политики и права, становится цементирующим социально-психологическим началом, обеспечивающим единство организованного и целенаправленного функционирования политической и правовой систем.
Выработанная на основе согласования наиболее существенных интересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населением с удовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.
Общность политики и права во многом предопределяется и особенностями национальной культуры, которая отражает менталитет, характер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни того или иного народа. Она определяет самобытность национальных, политических и правовых систем.
Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи-целые семьи. Однако главное в политике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего народа, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут минимальны.
Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими типичное поведение адресатов через их права и обязанности. Упорядочение общественных отношений выражается в стимулировании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества. Выполнение социального назначения и у политики, и у права связано с выработкой, принятием и реализацией управленческих решений, контролем за степенью осуществления зафиксированных в них положений.
Как бы много не было общих свойств у политики и права, также существует много отличий между ними. Прежде всего, они отличаются целевой направленностью действий их участников.
Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право же ориентировано на равноправное и справедливое обеспечение многообразных интересов различных субъектов в конкретных социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-правовых, уголовно-правовых).
У них различное направление информационных потоков, определяющих содержание этих явлений.
Политика делается массами, идет от общества к власти; право же создается государством и адресуется обществу.
Политика и право различаются по субъектам, формирующим их содержание.
Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших социально-организованных групп, как классы, нации, народности, партии, движения, союзы и иные политические объединения, способные представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих.
Право же формируется государством, системой его представительных и исполнительных органов. И лишь незначительная его часть создается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоративные организации) населением, но под контролем государства.
У субъектов политики и права разное представительство, не идентичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их отожествление.
Политика и право различаются также по своему содержанию.
Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее структурных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие — рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического сознания, норм и даже политических организаций и учреждений, являющихся субъектами политики.
Содержание права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми нормами, поскольку через них реализуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сбалансированной воле общества.
У политики и права не совпадают сферы правовой и политической деятельности.
Политика в той или иной степени затрагивает практически все сферы общественной и государственной жизни: экономику и мораль, религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято говорить об экономической, национальной, социальной, демографической, кадровой и другой политике. Сфера действия политики столь широка, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод нам представляется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализуется с помощью права. Но это не значит, что все правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу политической деятельности. Придание политической значимости отношениям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как правило, к негативным последствиям. Сферы действия политики и права всего лишь пересекаются. Многие политические отношения осуществляются вне правового поля (идеологические, организационные, отношения членства). А некоторые правовые нормы не имеют политической значимости. [4]
Политика и право не совпадают по формам своего внешнего выражения.
Политические формы отличаются большим разнообразием: это и различного рода идеологические концепции. Выступления политических деятелей, политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки), политические документы (заявления, декларации, программы, решения, уставы), это и документы политико-юридического свойства. Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, со относимостью их наименования с компетенцией правотворческих органов, непосредственной связью с государством.
Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений.
Политика обеспечивается в основном силой и возможностями определенных политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значительной мере зависит и политическая активность самого населения.
Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества. Выделяются достаточные материальные средства, осуществляются необходимые организационные мероприятия (перестройка системы государственных органов, их компетенции и т. д.), населению предоставляется необходимая информация о содержании принятых правовых предписаний. Кроме того, все без исключения формы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения, применяемого к нарушителям правовых установлений. Обеспеченность государственным принуждением является специфической особенностью права, отличающей его от всех иных социальных регуляторов. Его использование не только помогает восстановить нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое назначение.
2. Понятие, сущность и структура политической системы общества политический система казахстанский правовой
2.1 Понятие и функции политической системы государства Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывает на них мощное воздействие.
Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, политике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе понятий. В ходе эволюции правовых знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее. Их круг достаточно широк: это политические партии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения. Причем оказывается, что для обозначения всего комплекса данных феноменов понятие «политика» слишком неопределенно.
В течение многих лет идея политической системы была не востребована в советской конституционно-правовой науке, ее использование было ограниченным. Сегодня политическая система современного общества отличается чрезмерной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. [10]
Разработка и развитие теории политической системы, равно как и аналогичных ей доктрин, появившиеся на послевоенный период, были вызваны настоятельной потребностью в создании новых, более гибких, более эффективных и более приспособленных к изменяющимся условиям теорий.
Существует несколько вариантов определений политической системы, каждый из которых отражает различные направления западной конституционно-правовой и политологической науки, послужившие основой в том или ином случае для разработки метода системного анализа и теории политической системы.
Теория политической системы Д. Истона. В основу общих теоретических воззрений Д. Истона о политической системе положены идеи, взгляды и представления о ней, как об одной из разновидностей (экологических, биологических, психологических, физических, социальных и других) систем, существующих в пределах той или иной страны и образующих в своей совокупности ее внешнее окружение.
Отечественные политологи Булатова А. Н., Исмагамбетова З. Н. вкладывают в понятие «политическая система общества» целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих политических организаций и учреждений, которые обеспечивают власть в этом обществе и управление" .
В перечислении компонентов политической системы казахстанские авторы также как и А. И. Демидов включают политические институты, отношения, политические и правовые нормы, политическую и правовую культуру.
В современной правовой науке политическая система изучается не так широко, как в политологии, что на наш взгляд связано с двумя обстоятельствами.
— Во-первых, существуют особенности предмета конституционного права, обуславливающие ограниченное (точнее — специально направленное) исследование проблем политической системы. Данную науку, как науку юридическую интересуют, прежде всего, вопросы, связанные с государством и правом. Поэтому здесь подвергаются анализу взаимоотношения государства с другими элементами политической системы общества, и главным образом такие взаимоотношения, которые нашли свое выражение в конституционном законодательстве, то есть, опосредованы конституционным правом.
— Во-вторых, в науке конституционного права и в политологии при рассмотрении проблем политической системы общества по-разному используется системный подход, что также определяет специфику юридических и политологических проблем.
Используя достижения передовой научной мысли, применительно к конституционно-правовой науке, определим понятие политической системы общества, как конституционно закрепленное единство взаимодействующих между собой государственных органов и негосударственных социальных институтов, обеспечивающее участие народа в управлении делами общества и государства.
Политическая система современного казахстанского общества обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает интересы социальных слоев нашей страны. Она представляет собой основополагающую позицию, является фундаментом поддержания существующей в стране власти. Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков.
— Во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности, — распад, дезинтеграция общества.
— Во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. При нестабильности социальных и политических процессов, в государстве теряется поддержка граждан.
— В-третьих, политическая система имеет культурное основание: это общность ценностей, совокупность политических симпатий, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы понимать друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют.
— В-четвертых, для политической системы характерно одновременное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной проемы. В этом случае государственные органы опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.
Политическая система в каждой отдельной стране реализует задачи как внутреннего, так и внешнего характера, выделяют соответствующие виды функции (внутренние и внешние).
К внутренним функциям относятся:
— защита существующей экономической и социальной системы;
— регулирование хозяйственной деятельности, управление экономикой страны;
— регулирование социальных отношений;
— охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;
— культурно-воспитательная деятельность.
Внешние функции включают:
— защиту суверенитета, государственных интересов;
— развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
— участие в решении глобальных проблем современности.
Основные функции политической системы, как правило, сводятся к проблемам защиты, упрочнения и развития сложившихся общественных отношений в интересах всех социальных групп общества. Было бы ошибочным и не оправданным подходить к определению функции по-прежнему, используя классовый подход. Иначе говоря, политическая система не может реализовывать функции в целях защиты интересов только лишь определенных социальных слоев.
Неспособность осуществления политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис.
2.2 Структура политической системы государства Безусловно, современная политическая система общества отличается сложной многоплановой структурой. По мере развития общества, усложнения и интенсификации общественной жизни, обусловленной социально-экономическими факторами, воздействием научно-технической революции, переменами на международной арене происходят изменения и в самой политической системе. Несмотря на различные подходы в определении ее важных составных элементов (компонентов, субъектов), в этом вопросе нет особых расхождений.
Структура политической системы общества с институциональной точки зрения включает в себя: государство, политические партии и общественные организации. Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы взаимосвязи политической системы общества и государства, выявление факторов, определяющих его место в политической системе общества.
Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан; в него входят все без исключения члены общества, находящиеся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности.
Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности участвовать в политической жизни общества (идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, казахстанского общества нашла свое конкретное выражение в Конституции нашей страны и целом ряде законов [1]).
В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, которые к тому же используют силу организации. В качестве такой силы, помимо рассмотренного нами государства, могут выступать и партии, и союзы, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.
Одним из неотъемлемых компонентов политической системы являются политические партии. По мнению Заславского С. Е. политические партии представляют «один из базисных институтов политической системы общества, активно участвующий в формировании и структурировании политических группировок в борьбе за власть, обеспечивающий действенность механизма циркуляции политической элиты.
Существование и эффективное функционирование политических партий является важнейшим условием демократичного характера политической системы государства, гарантией обеспечения и реализации политических прав его граждан" .
Политические партии оказывают заметное влияние на многие стороны государственной и общественной жизни. Именно они выявляют и отражают интересы отдельных социальных групп и индивидов в органах государственной власти, благодаря чему граждане могут участвовать в управлении общественными делами и влиять на процессы принятия важных государственных решений. [5]
Организуют политический процесс, обеспечивающий выявление в общественных взглядах наиболее приоритетные направления экономической и социальной политики государства. В конкурентной межпартийной борьбе, то есть в борьбе различных политических идей и концепций, выявляются те, которые пользуются в данный момент наибольшей признанием. Эти политические платформы и берутся за основу деятельности формируемого победившей партией правительства. Таким образом, и создаются условия для управления государством в соответствии с волей большинства народа. Более того, одновременно выясняется и воля меньшинства, некоторые идеи которого могут также найти свое практическое воплощение. Это представляется необходимым для стабильности, как самой власти, так и общества в целом.
Обеспечивают альтернативные формы и методы выхода из кризисных ситуаций. С одной стороны, межпартийная конкуренция не дает ни одному участнику политического процесса расслабиться, даже если она находиться у власти, постоянно подталкивая его к совершенствованию и своего курса, и способов его осуществления. С другой стороны, если в результате резкого обострения социальных и политических конфликтов правящая партия теряет свое значение, партийная система тут же предлагает другой вариант, выдвигая на первые роли вчерашнюю оппозицию. Отлаженная партийная система не допускает вакуума власти — в этом ее важное предназначение.
Создают кадровый потенциал для управленческих структур государства, путем продвижения во власть наиболее перспективных лидеров, пользующихся наибольшей поддержкой в обществе. Взаимодействуя с массовыми общественными организациями и с государственными структурами, борясь за расширение своего влияния, политические партии продвигают своих людей по всем направлениям. Иными словами они готовят те кадры, из числа которых формируются правящие элиты.
Вторая группа функций политических партий связана с ролью в функционировании различных институтов государственной власти. Здесь наиболее отчетливо прослеживается значение партий как органической части политической системы. Достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом власти, с тем чтобы реализовать представляемые социальные интересы и цели, вне сомнения, является одним из главных назначений политических партий при всем их многофункциональном характере.
Оказывают влияние на функционирование органов местного управления и самоуправления. Именно территориальные подразделения политических партий практически предопределяют выборы глав местной исполнительной власти, формирование местных представительных органов, председателей комиссий, других должностных лиц муниципалитетов, распределяют места в комиссиях. Партии предопределяют конкретное содержание и социальную направленность деятельности органов местного самоуправления.
Вышеназванные функции политических партий, являются естественными, свойственными только им выражениями их сущности и роли как особого рода общественных объединений и проявляются во всем своем многообразии при либерально-демократическом режиме, установленном в том или ином государстве.
В Законе Республики Казахстан «О политических партиях», под «политической партией» признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании". 5]
Отечественные партии достаточно эффективно используют правовой потенциал, предоставленный законодателем, применяя при этом различные формы политического участия в государственной и общественной жизни (выборы, пропаганда политических программ, проведение собрания, митинги и демонстрации). Учитывая многофункциональный характер политических партий, государство обязано содействовать реализации всего комплекса их прав и свобод, поскольку это будет способствовать стабилизации политической системы, максимальному учету интересов граждан и различных социальных групп при решении важных государственных задач.
Общественные объединения являются добровольными объединениями граждан, создаваемыми для удовлетворения политических, духовных, физических и иных потребностей и интересов человека, и возникают не одновременно с государством и правом, а являются следствием уровня его экономического, политического и иного развития, определенных процессов, происходящих в обществе.
Общественные объединения — это самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые гражданами на основе общности интересов в достижении целей, указанных в их уставах, основными организационно-правовыми формами которых являются общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности. [8]
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных объединениях» они создаются и действуют в целях:
— реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод;
— развития активности и самодеятельности граждан;
— удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества;
— охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды;
— участия в благотворительной деятельности;
— проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы;
— охраны памятников истории и культуры;
— патриотического и гуманистического воспитания;
— расширения и укрепления международного сотрудничества;
— осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан. [8]
В настоящее время сложились и активно функционируют общественные движения подразделения международных неправительственных организаций, общественные фонды, общественные академии, экологические объединения, общественные объединения по защите прав предпринимателей и потребителей.
3. Правовая характеристика институтов политической системы Республики Казахстан
3.1 Взаимодействие политики и права в Республике Казахстан Политическая система общества олицетворяет не только государство со сложной и разветвленной системой органов, но и другие виды негосударственных институтов. Функционирование последних является необходимым условием становления и развития демократической политической системы.
В современное время основные направления деятельности негосударственных организаций, характер их взаимоотношении с государством определяются уставными положениями и зависят от их видов. Президент государства Н. А. Назарбаев подчеркивал: «Растут и множатся общественные организации, чей диалог с властью становится все интенсивней. Властная вертикаль подверглась существенному реформированию. Управленческие функции переходят либо вниз в регионы, либо выводятся из сферы деятельности государства». Трудно переоценить в этом процессе значение общественных объединений. Они представляют собой сложный механизм частных добровольных институтов, через которые граждане могут участвовать в политической и экономической жизни страны. В Стратегии «Казахстан-2030» поставлена задача ограничения профессионального государства от его основных функций, что составляет один из его долгосрочных приоритетов — каждое министерство и ведомство должно освобождаться от несвойственных ему функций. [9]
По своей природе общественные объединения отличаются творческим характером их функционирования, создающим здоровую конкуренцию и ставящим превыше всего интересы дела.
В настоящее время создана развернутая законодательная база, обстоятельно и эффективно регулирующая соответствующие виды общественных формирований.
В Конституции запрещено возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений [1];
Определение порядка ликвидации общественного объединения за нарушение действующего законодательства, неуклонное соблюдение всеми общественными формированиями требований законов является гарантией от вмешательства государства в их деятельность и отличает демократическую политическую систему от авторитарной, в которой государственный произвол является обычным явлением во внутренней политике.
В Законе «Об общественных объединениях» четко определены их права и обязанности. Они имеют право:
— распространять информацию о своей деятельности;
— представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах;
— учреждать средства массовой информации;
— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
— осуществлять издательскую деятельность;
— вступать в международные некоммерческие неправительственные объединения;
— осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Согласно действующему законодательству общественные объединения обязаны:
— соблюдать законодательство Казахстана и нормы своих уставов;
— своевременно знакомить своих членов с документами и решениями, затрагивающими их права и обязанности;
— информировать своих членов о поступлении и расходовании денежных средств;
— информировать регистрирующий орган об изменениях в объеме сведений, включаемых в единый государственный регистр;
— проводить принятие устава высшим органом объединения — собранием, конференцией.
На территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в т. ч. имитационное. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан.
Особый статус установлен действующим законодательством в отношении религиозных объединений. Они отделены от государства и не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Что касается политической жизни страны, то служители религиозных объединений могут участвовать в ней наравне со всеми гражданами, но только от своего имени.
Все религиозные объединения равны перед законом и не выполняют государственные функции. Государство в свою очередь не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не нарушают законы. Религиозные объединения не финансируются государством. Кроме того, государственная система образования и воспитания отделена от религиозных объединений.
Право собственности религиозных объединений охраняется законом. Религиозные объединения в соответствии с действующим законодательством вправе учреждать издательские, полиграфические, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия с правом юридического лица. На граждан, работающих в них, распространяется общий порядок социального обеспечения и страхования. Имущество религиозных объединений не может быть объектом претензий кредиторов.
В Республике Казахстан осуществляется все возможное для укрепления и повышения роли общественных объединений в структуре отечественной политической системы. Это наиболее отчетливо видно, при анализе правового статуса профессиональных союзов. [6]
Профсоюзы организуют в законом установленном порядке совместные с другими профсоюзами и группами трудящихся акции протеста и солидарности, направленные на защиту прав трудовых коллективов. Они разрабатывают программы по социальной и экономической защите своих членов, включая борьбу с безработицей, за обеспечение занятости, защиту высвобождаемых работников, мероприятия по установлению прожиточного минимума и его соблюдению, индексации доходов, повышению минимального уровня заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, внесения их в качестве предложений в соответствующие государственные органы.
В отношении профессиональных союзов запрещаются любые действия, которые прямо или косвенно направлены на подчинение профсоюзов каким-либо органам или организациям или на ограничение их в правах. Не допускаются действия, препятствующие предусмотренной законом и уставом их деятельности. Органы государственного управления обязаны представлять профсоюзным органам информацию по вопросам, связанным с защитой прав их членов. В отличие от иных общественных объединений предусмотрены гарантии защиты трудовых прав выборным профсоюзным работникам. Деятельность, осуществляемая профессиональными союзами, направлена, прежде всего, на обеспечение соблюдения прав и законных интересов своих членов, а также других членов трудового коллектива, если решением общего собрания (конференции) этого коллектива профсоюз уполномочен представлять их интересы. В процессе проверок уполномоченные профсоюзов пользуются правом доступа на рабочие места своих членов и на получение необходимой информации от администрации.
Противодействие этому преследуется по закону. Важным правомочием профессиональных союзов является также анализ правильности применения законодательства, регулирующего вопросы охраны и условий труда, оплаты труда и предоставления отпусков и распределения жилых помещений.
Заключение
Древнеримские мыслители считали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. По сути, в приведенной формуле дается нравственная характеристика права. В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимоусилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости.
В нашей стране на протяжении десятилетий право рассматривалось как инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. В общественном сознании насаждалась мысль о второстепенной и малозначимой социальной роли права. Главными признавались экономика, политика, идеология, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала. Бытовало упрощенное восприятие права как команды, идущей сверху, как указаний политических вождей. Предназначение права как норм, способных оградить гражданина от произвола, защитить его честь, достоинство и неприкосновенность, замалчивалось. Тем более право не мыслилось в виде реальной силы, способной ввести политику в определенные границы, «обуздать» ее. Отсюда повсеместный правовой нигилизм, скепсис. Право скорее терпели как неизбежный и недолговечный пережиток прошлого. Культивировались идеи отмирания права, скорой замены юридического регулирования неправовыми нормами «коммунистического» общежития.
В Западной Европе к решению проблемы соотношения политики и права подходили по-другому. Так, еще французские философы-материалисты XVIII в. Гольбах и Гельвеций утверждали, что право, законодательство играет в жизни решающую роль. Основоположник нормативистской теории права Г. Кельзен рассматривал право как самодостаточное и более высокое, чем экономика или политическая власть, явление.
В действительности взаимосвязь политики и права достаточно сложна, многопланова. Их оптимальное взаимовлияние и благотворно, и социально полезно.
Право не существует там, где нет политики и самого главного политического института — государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержанный на выборах народом, становится концептуальной основой законотворческой деятельности. Государство юридически оформляет его, возводит в закон. Еще более значительна роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. Ведь неработающее, не реализующееся право мертво. И тут во многом справедливо утверждение, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» '. Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реализация происходит, как правило, без обращения к государству. Активно развивающееся, к примеру, договорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, когда субъекты права действуют противоправно.
Право, несомненно, имеет политическое содержание. Поэтому положение «Закон есть мера политическая, есть политика» в первой своей части соответствует действительности. Однако для отождествления закона и политики нет оснований. Политика может быть неправовой, авантюристической.
Право воздействует на политику по различных направлениям. Прежде всего, посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус (законодательные границы) всех структурных элементов политической системы. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств. [10]
Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, взаимосвязи с другими государствами.
Основные направления государственной политики также опосредованы правом. Право делает политику более эффективной, гуманной и социально ориентированной.
Право и политика — две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза» .
Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера — это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления — это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).
Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.
Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика — более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.
Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение — способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них — крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характера для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики — политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, «нажима», манипулирования общественным сознанием.
Существует и другая опасная тенденция — сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы"
Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести из поля критического анализа, представляется также нерациональным.
Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:
— подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);
— абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
— сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.
Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.
Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современного Казахстана является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах» .
Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал — это правовая, высокоморальная политика.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Казахстан. Внесены изменения и дополнения 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года.
2. Основы теории государства и права: Учебник/ Какимова М. Ш. Астана: Фолиант, 2007. Ст. 256
3. Булатова А. Н., Исмагамбетова З. Н. Политология. — Алматы: Данекер, 2001. — 193 с.
4. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.В. В. Лазарева — М., 1996. — 517
5. Закон Республики Казахстан «О политических партиях» от 15 июля 2002 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 2002. — № 16. — Ст.153. — С.33−35.
6. Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 9 апреля 1999 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1999. — № 14.
7. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост.д. ю. н., профессор А. Т. Ащеулов. — Алматы: КазГЮА, 2001. — С.27−28.
8. Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 г. — Алматы: Юрист, 2002. — 12 с.
9. Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 г.» от 15 августа 2003 г. № 1165/САПП РК. — 2003. — № 32. — Ст.318.
10. Котов А. К. Действие и развитие Конституции РК // Юрист, 2004. — № 8.26−29 с.
11. Малиновский В. А. Глава суверенного Казахстана. — Алматы, 1998. — 242с.
12. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд. — М., 2011. 744 с.
13. Таукелев, А. Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. А. У. Бейсеновой. — Алматы: Атамура, 2006. — 392 с.
14. Теория государства и права /Отв. ред. В. М. Корельский и В. Д. Перевалов. М., 1997.
15. Темнов, Е. И. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. — М.: Кнорус, 2007. — 384 с.
.ur