Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов научного исследования. Теоретические положения и практические рекомендации исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, проводимых различными государственными органами, научными и образовательными учреждениями страны, в т. ч. специально по проблемам обеспечения безопасности: в Южном федеральном округе (Махачкала, 2008… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Методологические и правовые основы современной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
    • 1. Понятие системы обеспечения национальной безопасности
    • 2. Субъекты современной системы обеспечения национальной безопасности
    • 3. Положение прокуратуры как государственно-правового института в системе обеспечения национальной безопасности
    • 4. Проблемы совершенствования правовых основ системы обеспечения национальной безопасности
  • Глава II. Прокуратура как система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
    • 1. Реформирование российской государственности и его влияние на развитие статуса прокуратуры как системы обеспечения национальной безопасности
    • 2. Конституционно-правовые основы положения прокуратуры в современной системе обеспечения ^^ национальной безопасности
    • 3. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере 278 национальной безопасности
    • 4. Обеспечение национальной безопасности России прокуратурой при реализации иных функций
  • Глава III. Приоритеты деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России
    • 1. Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры
  • О"—"*- * «. >1 Тч»".Т ! 1 «4 «
    • 2. Приоритеты деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности во внутриполитической сфере
    • 3. Приоритеты деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности в 343-экономической сфере
    • 4. Приоритеты деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности в социальной сфере.¦
    • 5. Приоритеты деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности в экологической сфере. Зg
  • Глава IV. Организационные и методические основы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, защите национальной безопасности Российской
  • Федерации
    • 1. Детерминация организации деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности особенностями положения прокуратуры в системе государственных институтов Российской
  • ФедеРации
    • 2. Факторы, детерминирующие организацию и деятельность органов прокуратуры по защите национальной безопасности Российской Федерации
    • 3. Организационно-структурное построение органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации
    • 4. Организационные аспекты реализации приоритетных ¦ направлений деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности
    • 5. Проблемы организации информационноаналитической и методической работы в органах прокуратуры по обеспечению приоритетов национальной безопасности Российской Федерации

Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена комплексному исследованию проблем теории и практики организации и деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в современных условиях по обеспечению национальных интересов и национальной безопасности страны, личности и общества.

Актуальность темы

диссертационного исследования предопределяется тенденциями и динамикой развития угроз внутренней и внешней безопасности Российской Федерации, связанных с финансово-экономическим кризисом, военно-политическими конфликтами, экологическими и техногенными катастрофами, значительной поляризацией населения по уровню доходов, другими процессами, несущими новые угрозы и риски для развития личности, общества и государствами. требующими адекватных мер правового регулирования и обеспечения законности и правопорядка со стороны органов обеспечения национальной безопасности, включая прокуратуру, на что постоянно нацеливает политическое руководство страны, посредством принятия соответствующих законов, посланий Президента РФ Федеральному Собранию, концепций, доктрин, стратегий.

В концентрированной форме основные угрозы национальной безопасности как в целом, так и по отдельным актуальным сферам деятельности общества и государства сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (от 10.01.2000), Военной доктрине (2000), Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (от 29.04.1996), экологической доктрине Российской Федерации (2002), доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000) и др. Особое значение для организации’и’деятельности органов прокуратуры приобретает «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

Принимая во внимание, что в соответствии со Стратегией «национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность», можно признать, что все эти параметры безопасности в полной мере входят в содержание деятельности органов прокуратуры, а прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, координация деятельности правоохранительных органов, по борьбе с преступностью, иные ее функции выступают важным средством обеспечения национальной безопасности России, укрепления федеративной государственности, защиты прав и свобод граждан.

Состояние научной разработанности темы и теоретическая база исследования. Различные аспекты проблемы теории национальной безопасности1 рассматривались и достаточно глубоко освещались в многочисленных работах специалистов в области теории права и государства, конституционного, административного, международного и других отраслей права. Значимые исследования данной проблемы содержатся в работах таких ученых, как М. Г. Авдюков, С. С. Алексеев, Г. А. Воробьев, Л. М. Колодкин. Однако в них комплексно не исследовались концепция национальной безопасности, ее структура, состав участников обеспечения, самостоятельно не рассматривалась роль прокуратуры в решении этой первостепенной задачи, хотя в законодательстве, в т. ч. в Законе.ЕФ.от 05.01.1992 №.2446−1 (ред.от 26.06.2008) «О безопасности» и в ряде иных законодательных актов роли прокуратуры посвящена специальная регламентация.

В обширной литературе по проблемам прокурорского надзора (прокурорского права) рассмотрена значительная совокупность многообразных проблем организации и деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина. Высокую научную и практическую значимость имеют труды таких ученых и практических работников, как А. И. Алексеев, Б. В. Андреев, И. Ж. Бахтыбаев, А. Д. Берензон, В. И. Басков, А. Д. Бойков, С. Г. Березовская, В. Г. Бессарабов, Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров, И. С. Викторов, С. И. Герасимов, В. В. Гаврилов, JI.M. Давыденко, В. Г. Даев, Г. В. Дашков, Е. Р. Ергашев, Н. В. Жогин, А. Г. Залужный, В. К. Звирбуль, Р. Н. Зинуров, А. Х. Казарина, И. Б. Кардашова, H.H. Кузнецов, Ф. М. Кобзарев, Б. Ви Коробейниковj В. В/Клочков, М. Н. Маршунов, В. Г. Мелкумов, А. Я. Мыцыков, С. Г. Новиков, JI.A. Николаева, Т. Н. Отческая, И. Л. Петрухин, Я. Г. Розенфельд, М. Ю. Рагинский, В. И. Рохлин, В. П. Рябцев, К. Ф. Скворцов, Ю. И. Скуратов, А. Ф. Смирнов, А. Б. Соловьев, Б. М. Спиридонов, А. Я. Сухарев,. А. П. Сафонов, Ю. А. Тихомиров, М. Е. Токарева, А. Г. Халиулин, A.A. Чувилев, М. С. Шалумов, В. И. Шинд, В. Б. Ястребов и другие.

Однако ни в одной из опубликованных работ по проблемам организации и деятельности органов прокуратуры ее место, роль и воздействие .над процесс. обеспечения национальной безопасности не затрагивались. Настоящая работа вносит определенный вклад в восполнение создавшегося пробела.

Цель и задачи исследования

Основная цель настоящей работы состоит в комплексном исследовании теоретических, правовых и методических' основ организаций и деятельности прокуратуры по защите национальной безопасности России в интересах создания научных основ организации и деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в процессе деятельности по укреплению законности и правопорядкавыработке предложений правового, организационного, организационно-структурного, методического и иного характера, направленных на повышение роли прокуратуры в системе государственных органов и предпринимаемых ими мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на основе надлежащего режима законности и правопорядкав определении на концептуальном уровне конституционно-правового статуса прокуратуры в государственной системе обеспечения национальной безопасности.

Достижение поставленной цели предопределило следующие исследовательские задачи:

— исследовать теоретико-методологические и правовые основы современной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, роль права, правовых механизмов и инструментов в реализации прокуратурой своего участия в выполнении этой важнейшей государственной функции;

— раскрыть и обосновать детерминированность современного статуса, включая содержание задач, компетенции, функций и основных направлений деятельности прокуратуры в системе субъектов обеспечения национальной безопасности, закономерностями политического, экономического, социального развития общества и государствапроанализировать составные элементы понятия системы обеспечения национальной безопасности в соотнесении с задачами и предметом функционального ведения прокуратуры;

— раскрыть конкретное содержание конституционно-правовых основ деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности, обосновать их ключевые положения;

— установить характер взаимосвязей реформирования различных.

5 элементов российской государственности и их влияние на развитие г* Ъ статуса, функций, правовых средств и особенно полномочий прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности;

— определить юридическую природу, выявить реальное содержание, характер и принципы деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России;

— определить содержание предмета деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности средствами надзорных и иных функциональных полномочий прокуратуры;

— определить критерии выделения приоритетов деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России в ключевых сферах — внутриполитической, экономической, социальной, экологической, оборонной;

— раскрыть содержание предмета деятельности прокуратуры по обеспечению1 национальной безопасности при реализации ее функции, включая координацию прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, уголовное преследование, участие в правотворческой деятельности государства, участие в рассмотрении дел в судах, международно-правовое сотрудничествоопределить тенденции и закономерности развития взаимоотношений прокуратуры с основными субъектами системы обеспечения национальной безопасности и разработать концептуальные основы приоритезации деятельности прокуратуры в этой сфереч^.^^г 1выявить".ииобосновать. особенности, .организации и деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасностивыделить направления совершенствования правового и организационного статуса прокуратуры и разработать основы методических рекомендаций для повышения эффективности ее деятельности по обеспечению и защите национальной безопасности.

Объектом исследования являются многообразные общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности системы институтов государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, положение прокуратуры в общей системе этой деятельности и складывающихся при этом правоотношений, закономерности развития этих отношений и детерминирующие их факторы правового, социально-экономического, экологического, военного, международного и иного характера, а также состояние, тенденции развития системы обеспечения национальных интересов и национальной безопасности России в контексте экономической, правовой и административной реформ.

Предметом исследования выступают: деятельность системы прокуратуры в совокупности государственных органов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности в различных сферах правовых отношений;

— законодательные и иные нормативные правовые акты, политико-правовые (концепции, доктрины, стратегии) акты, регламентирующие отношения в сфере национальной безопасности;

— состояние законности в деятельности органов обеспечения национальной безопасности;

— система и иерархия целей и задач прокуратуры с позиций обеспечения национальной безопасностик, г. т.>11теоретические. основы. приоритетов надзорной и иной функциональной деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности.

Методологической основой исследования выступают диалектический, логический, статистический, метод системного анализа и другие методы познания состояния и развития законности, правопорядка, национальной безопасности и деятельности органов прокуратуры по их обеспечению в общей структуре функционирования структур государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества.

В качестве основных источников были использованы достижения науки государственного, административного права, теории управления, национальной безопасности, прокурорского надзора.

С позиций материалистической диалектики общенаучные категории законности, национальной безопасности, организации и деятельности органов прокуратуры рассматриваются в развитии, в сочетании с детерминирующими их факторами, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими социальными и правовыми явлениями, в т. ч. характеризующими проводимые в стране экономические, административные и иные реформы.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права, конституционные федеральные законы, законодательство по вопросам национальнойбезопасности, организации и деятельности органов прокуратуры, указы Президента РФ, относящиеся к рассматриваемым проблемам, утвержденные указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ концепции и доктрины обеспечения национальной безопасности в различных сферах, организационно-распорядительные акты Генерального прокурора РФ, а также руководителей иных государственных структур, являющихся субъектами защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось околоЛблет. В процессе-этой работы изучалась надзорная, следственная, координационная и иная функциональная деятельность органов прокуратуры всех иерархических уровней системы, начиная с районных, городских прокуратур и включая Генеральную прокуратуру РФ, выраженная в надзорной, следственной, управленческой и иной документации.

Изучались данные статистики о состоянии преступности, о работе органов прокуратуры. Изучению подвергнуты аналитические доклады прокуроров всех субъектов Российской Федерации Генеральному прокурору РФ о состоянии законности и правопорядка и работе органов прокуратуры по их укреплению, а также соответствующие доклады Генерального прокурора РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ за период 1995;2009 гг. Проанализированы тенденции и закономерности развития состояния законности и правопорядка, организации ¦ ¦ и деятельности органов прокуратуры, определенные в ежегодных и полугодовых научно-аналитических докладах, представляемых НИИ проблем укрепления законности и правопорядка (НИИ Академии) Генеральной прокуратуры РФ Генеральному прокурору РФ за период 1995;2009 гг. Изучена представительная совокупность (более 10 тыс.) актов прокурорского надзора, внесенных прокуратурами 28 субъектов Федерации, Генеральной прокуратурой РФ за период 1995;2008 гг., уголовных дел, материалов об отказе в возбуждении уголовного дела.

Специальному изучению подвергнута практика планирования работы,^прокуратур-' субъектов РФ, с целью определения адекватности выделении приоритетов деятельности органов прокуратуры различного уровня исходя из целей и задач, которые прямо указывались в политических решениях высших органов государственной власти, и особенно, в федеральных законах.

В этом контексте помимо планов работы органов прокуратуры изучались протоколы заседаний коллегий прокуратур 28 субъектов Федерации, протоколы и решения координационных совещаний правоохранительных органов этих регионов, а также все организационно-распорядительные .акты Генерального прокурора РФ (приказы, указания, распоряжения, инструкции) за период 1991;2009 гг.

Диссертантом предпринят комплексный анализ исполнения планов работы Генеральной прокуратуры РФ, а также 28 субъектов Федерации (по 4 от каждого федерального округа) за период 1992;2008 гг. в целях установления конкретных мер воздействия органов прокуратуры на состояние защиты национальных интересов и национальной безопасности в ключевых сферах деятельности: экономике, развитии инновационной системы, технологической сферы, реорганизации приоритетных секторов экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и целенаправленного воздействия на процесс обеспечения исполнения регулирующих их законов.

По специально разработанным анкетам опрошено 455 прокуроров различных уровней прокурорской системы и должностного положения, в т.н.~в Генеральной.прокуратуре. Российской Федерации, в 28 прокуратурах субъектов Федерации, а также 520 государственных служащих правоохранительных и иных структур, действующих в различных сферах обеспечения национальной безопасности. Выборочно использованы результаты социологических опросов ВЦИОМ, ИНДЕМ, Ромир, Левада-Центра и других исследовательских научных центров в части, прямо или косвенно характеризующих отдельные аспекты национальной безопасности.

Использован личный 20-летний опыт практической работы автора в органах прокуратуры Республики Дагестан, Вологодской области.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке мер оптимизации организационно-правовых основ деятельности органов прокуратуры в совр еменной системе обеспечения национальной безопасности России. •• .

Автором разработана концепция организации и деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России, не являвшаяся ранее предметом специального изучения и не нашедшая отражения в научной и специальной литературе.

Впервые дана правовая характеристика государственно-правового института прокуратуры как одного из универсальных субъектов обеспечения национальной безопасности России.

На базе конституционно-правовых норм определена система деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России, включающая меры организационного, правового, информационного, методического и иного характера.

В работе сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности.

Впервые в,.теории прокурорского надзора системно определено содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законов и иной функциональной деятельности по обеспечению национальной безопасности как комплексного теоретико-правового понятиядана характеристика иерархической совокупности законодательных актов, составляющих" содержание этого предмета, выявлена и раскрыта совокупность условий, определяющих содержание предмета надзора в сфере обеспечения национальной безопасности, его правовое содержание, динамику развития структуры, выделение приоритетных направлений.

В диссертации разработаны основы теории приоритетов деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России и возможности их реализации в ключевых сферах: внутриполитической, экономической, социальной, экологической, оборонной, раскрыта роль прокуратуры в правовом сопровождении модернизационных’процессов в России:

Разработана новая редакция ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» с учетом целей и задач прокуратуры по защите интересов личности, общества и государства, в совокупности определяющих национальные интересы.

Россииновая редакция п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», расширяющая в интересах обеспечения национальной безопасности перечень оснований для прокурорского реагирования.

Кроме того, новизна исследования заключается в обусловленном современными реальностями принципиально новом подходе к определению структуры задач прокуратуры в современных условиях, в которой преобладающее место обосновывается и предлагается уделять обеспечению системы национальной безопасности Российской Федерации. Поддержание единства и укрепление законности и правопорядка служит надежным средством выполнения этих задач в соответствии с адекватно определенными приоритетами всей функциональной деятельности органов прокуратуры, наполняющими их конкретным содержанием на каждом последующем этапе развития общества и государства.

Новизна исследования заключается также в научном обосновании, определении содержания и раскрытии политико-правовой и теоретической категории «Национальная безопасность Российской Федерации» применительно к приоритету и содержанию деятельности органов прокуратуры. Определена основная структура категории национальной безопасности в современных условиях, детерминанты ее развития и положение прокуратуры в этом процессе на основе теории приоритетов прокурорского надзора, иной функциональной деятельности.

Диссертантом разработаны проекты концептуально новых организационно-распорядительных актов Генеральной прокуратуры РФ (проекты приказов), создающих условия для целенаправленной деятельности1: а—*"также конкретизирующие задачи и процедуры деятельности органов прокуратуры по противодействию современным угрозам национальной безопасности.

Сформулирована авторская интерпретация понятия «предмета» деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности.

По результатам исследования обосновано положение о новых подходах к организации работы, придании системного характера деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности, с использованием взаимосвязанного совокупного потенциала всех функций прокуратуры — надзора за исполнением законов, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в рассмотрении дел в судах, международно-правового сотрудничества, участия в правотворчестве.

На этой основе:

— выявлены закономерности влияния деятельности прокуратуры на стабилизацию и развитие правовой системы России, как фактора национальной безопасности, взаимосвязей деятельности прокуратуры с основными элементами правовой системы, включая механизмы правотворчества, • элементы правоприменительной практики и юридической защиты прав и законных интересов субъектов правоприменения;

— раскрыта'системообразующая роль прокуратуры в формировании и функционировании национальной системы социально-правового контроля, совершенствование которой ведет к последовательному замещению «компенсаторной» роли прокуратуры в отдельных сферах правовых отношений вновь создаваемыми органами контроля (надзора), атрибутами развивающегося гражданского обществасформулирована и обоснована для использования в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации система ключевых понятий, включая «национальная.- безопасность»,^."национальные, -интересы", ."угрозы национальной безопасности, их виды", «защита» и «обеспечение национальной безопасности», иной терминологии, характеризующей содержание деятельности по обеспечению интересов личности, общества и государства средствами и методами органов прокуратуры;

— раскрыта роль прокуратуры в механизме реализации полномочий Президента Российской Федерации как гаранта законности и национальной безопасности страны;

— установлены тенденции и закономерности позитивного влияния прокурорского надзора за исполнением законов МВД, Минюстом, ФСБ, ФТС, ФСНК РФ, иными правоохранительными органами и специальными службами на их деятельность по обеспечению национальной безопасности;

— разработаны современные формы участия прокуратуры в проведении правового мониторинга и совершенствовании законодательных основ обеспечения национальной безопасности Россиираскрыты концептуальные взаимосвязи и иерархические отношения таких важнейших категорий как законность и национальная безопасность, роль прокуратуры в поддержании оптимальной сбалансированности интересов личности, общества и государства как необходимого условия обеспечения национальной безопасности;

— определены основные группы факторов, влияющих на состояние организации и деятельности российской прокуратуры по обеспечению национальной безопасности в современных условияхг. выявлены детерминанты роли, органов прокуратуры в обеспечении региональной безопасности, с учетом которых разработаны рекомендации для подразделений Генеральной прокуратуры в федеральных округах и для прокуратур субъектов Российской Федерации;

— разработаны методические рекомендации для проведения правового мониторинга угроз национальной безопасности.

На защиту вносятся следующие положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертации:

1. Цели и задачи, которые ставятся перед прокуратурой как субъектом обеспечения национальной безопасности, являются необходимыми элементами развития и защиты государственности страны. Статус прокуратуры, объем и характер ее полномочий, содержание задач, функций и основных направлений деятельности предопределяются задачами и функциями государства и должны им соответствовать.

2. В России как правовом государстве при защите национальных интересов и обеспечении национальной безопасности одним из наиболее существенных представляется правовой компонент, в который входят нормы Конституции Российской Федерации, подзаконных актов, направленных на создание надежных правовых механизмов обеспечения национальной безопасности, а также основополагающих политико-правовых документов (доктрин, концепций, стратегий), создающих основу для их развития. Поэтому адекватное решение правовых проблем обеспечения национальной безопасности на длительную перспективу становятся стратегической задачей жизнеобеспечения и развития страны.

3. В иерархии целей и задач прокуратуры обеспечение национальной безопасности имеет главенствующее значение. Ему подчинены цели верховенства закона, единства и укрепления законности, поскольку они не являются самоцелью, а служат средством защиты прав и свобод человека и гражданина,-а ~ также охраняемых законом интересов общества и государства. Соответствующие принципы, акценты и приоритеты деятельности прокуратуры должны найти отражение в законодательстве, включая, прежде всего, закон о прокуратуре (ст. 1 и др.).

4. Российская прокуратура, сохраняясь многофункциональным государственно-правовым институтом, в состоянии решать широкий круг задач по защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасности, как неотъемлемый элемент современной системы обеспечения национальной безопасности. Необоснованное изменение состава и характера функций прокуратуры способно оказать негативное воздействие на нормальное функционирование этой системы, снизить ее эффективность.

5. Обусловленное совокупностью современных условий положение прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности России определяется имманентно присущими ей характеристиками, которые состоят в том, что: а) принцип господства права в современной системе обеспечения национальной безопасности органично сочетается с компетенцией прокуратуры, предметом и задачами ее деятельности, представляет их целостное единствоб) охраняемые законом интересы личности, общества и государства, определяющие содержание национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, выступают постоянными приоритетами правозащитной деятельности прокуратурыв) выявление, пресечение, нейтрализация и предупреждение угроз,-национальной безопасности составляют органическую часть деятельности прокуратуры, усиливают ее правозащитное предназначениег) функциональная деятельность прокуратуры распространяется на все сферы правовых отношений, в которых зарождаются и развиваются основные виды угроз национальной безопасностид) прокуратура оказывает непрерывное корректирующее влияние на все органы обеспечения национальной безопасности.

6. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности имманентно носит комплексный характер и включает в себя интегрированный потенциал всех функций прокуратуры — надзора за исполнением законов, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в рассмотрении дел в судах, международно-правового сотрудничества, участия в правотворчестве.

-.с. При этом' важная ¡-особенность ^ современного статуса прокуратуры как государственно-правового института состоит в том, что, являясь органической составной частью системы обеспечения национальной безопасности, прежде всего как орган надзора за исполнением соответствующих законов, прокуратура является системообразующим центром контрольной и правоохранительной систем страны, в том числе, как координатор деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, иными правонарушениями, включая коррупцию, представляющими наиболее серьезную угрозу современному состоянию безопасности личности, общества и государства.

7. Деятельность прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасности должна осуществляться на основе концептуальных положений теории приоритетов, разработанной в диссертации., .Совокупность реализуемых в современных условиях приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры во внутриполитической, экономической, социальной, экологической и оборонной сферах, их результаты свидетельствуют о неотъемлемом предназначении прокуратуры в механизме деятельности структур государства по решению задач противодействия угрозам национальной безопасности.

8. Поддержание должного уровня законности и правопорядка является системной основой обеспечения национальной безопасности в стране. Законность играет ключевую роль в сбалансировании интересов личности, общества и государства как необходимого условия обеспечения национальной безопасности.

9. Прокурорский надзор в современных условиях выполняет значительную роль в укреплении и развитии правовых основ системы обеспечения национальной безопасности. В ее широком спектре надзор за исполнением законов МВД, Минюстом, ФСБ, ФТС, ФСКН РФ и иными правоохранительными органами, специальными службами корректирующе влияет на повышение эффективности их деятельности по обеспечению национальной безопасности, в т. ч. посредством координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью в системе общегосударственных мер по обеспечению национальной безопасности России.

10. Реалии современной действительности усиливают тенденцию повышения роли прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности, особенно, в механизме реализации полномочий Президента Российской Федерации как гаранта национальной безопасности. Ее проявлением является включение Генерального прокурора РФ в состав Совета Безопасности РФ, Совета по реализации приоритетных национальных проектов, других структур, а также регулярные поручения Президента РФ по вопросам борьбы с конкретными видами угроз национальной безопасности.

11. В условиях закономерного развития различных контрольных государственных структур, как проявления укрепления государственности, прокуратура служит системообразующей основой современной системы социально-правового контроля России. Только взаимосвязанное функционирование каждой из ее подсистем (элементов национальной системы социально-правового контроля) оказывает эффективное влияние на! уменьшение, .противоправных проявлений. В этом плане существенное профилактическое и регулирующее значение представляет надзорная деятельность прокуратуры. В необходимых случаях она организует и стимулирует корректирующее взаимодействие элементов государственного контроля с учетом актуализировавшихся приоритетов укрепления законности и правопорядка, безопасности в целом. При этом идет постепенный процесс замещения «компенсаторной» роли прокуратуры, а надзорные функции наполняются новым содержанием, адекватным стоящим перед государством задачам.

12. Деятельность прокуратуры является важным фактором стабилизации правовой системы страны, что в условиях масштабных и разноаспектных реформ является одним из ключевых условий обеспечения национальной безопасности России. Эта деятельность прокуратуры органично связана с основными элементами правовой системы: правотворчеством, праворазъяснением и правоприменительной практикойсудопроизводствомобеспечением законности и правопорядкасистемами профилактики правонарушений и социально-правового контроляорганизационной инфраструктурой защиты прав гражданправовой идеологией и правовой культурой.

13. Осуществляя международно-правовое сотрудничество с правоохранительными и иными органами зарубежных государств, специализированными международно-правовыми структурами с учетом постоянно возникающих новых угроз и вызовов, российская прокуратура входит в-международный правозащитный механизм борьбы с глобальными угрозами, укрепления международной законности и безопасности.

14. Правовые средства, используемые прокурорами в целях эффективного обеспечения интересов личности, общества и государства являются неотъемлемым элементом единого механизма юридического обеспечения и защиты национальных интересов России.

15. Эффективность воздействия прокуратуры на обеспечение национальной безопасности находится в прямой зависимости от уровня адекватности правовых, организационно-структурных и методических основ такой деятельности.

Воздействие прокурорского надзора и иных функций прокуратуры на процесс обеспечения национальной безопасности создает предпосылки для осуществления ею правового мониторинга угроз национальной безопасности как интегративной функции прокуратуры, что способствует принятию своевременных мер по нейтрализации и устранению возникающих угроз, смягчению их последствий.

16. Многофункциональность прокуратуры в условиях России придает ей наибольший превентивный и регулирующий потенциал в целях обеспечения национальной безопасности. В таком качестве она способна адекватно мобилизовать на нейтрализацию и устранение угроз национальной безопасности с учетом их масштаба и локализации не только надзорный и контрольный ресурсы государства, но и самые широкие слои общественности, институтов гражданского общества. Неоправданное. .сокращение надзорных и иных функциональных полномочий прокуратуры нарушает целостность ее статуса и снижает возможности по защите национальной безопасности России.

17. Анализ многолетней деятельности органов прокуратуры в различных исторических условиях обнаруживает четкую закономерную взаимосвязь и взаимозависимость между функциями, стратегическими приоритетами прокуратуры и организационной структурой ее органов. Несоблюдение этих закономерностей, попытки структурирования органов прокуратуры по иным критериям, как это имело место в 30-х годах 20-го столетия, когда подразделения аппаратов прокуратуры строились по отраслям народного хозяйства, приводило к нарушениям управляемости прокурорской системы, снижало ее влияние на процесс укрепления законности и правопорядка и на обеспечение национальной безопасности страны. Неадекватное изменение структуры аппаратов органов прокуратуры," нарушение принципов структурирования и деятельности природоохранных, транспортных и иных специализированных прокуратур существенно снижают правозащитный потенциал прокуратуры, нарушают состав и качество информации, упорядоченность ее потоков, необходимых для принятия управленческих, координационных, надзорных и иных.

I < решений органами прокуратуры, особенно, на федеральном уровне.

Среди механизмов выработки и реализации правовых мер в экстренном режиме может быть использовано создание в Генеральной прокуратуре РФ Центра оперативного анализа и выработки мер прокурорского реагирования на вызовы и угрозы состоянию законности и правопорядка в сфере национальной безопасности.

18. Одним из главных приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры в современных условиях выступает надзор за исполнением законов о государственной службе, о муниципальной службе, а также за исполнением законов о борьбе с коррупцией, координация всей деятельности правоохранительных, контролирующих и других органов, которая направляется на устранение коррупции, обстоятельств, способствующих многообразным коррупционным проявлениям. Коррупция, по выражению Президента РФ Д. А. Медведева, является наиболее опасной болезнью, поразившей наше общество. И в этом качестве коррупция, безусловно, представляет одну из основных угроз национальной безопасности, требует первостепенного внимания прокуратуры.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что выводы, предложения и рекомендации, сделанные по его результатам, представляют решение крупной научной проблемы, имеющей важное значение для укрепления законности и развития государственности страны, защиты ее национальной безопасности, интересов личности и общества. Они" могут быть использованы в теории юридической науки, в т. ч. в теории прокурорского надзора, а также в теории управления и обеспечения национальной безопасности, для дальнейшей разработки правовых норм, научных положений и институтов теории прокурорского права, разработки научных проблем организации и деятельности прокурорской системы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, предложения и рекомендации диссертанта могут целенаправленно использоваться органами прокуратуры при организации деятельности по защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасностив процессе правотворчества, направленного на совершенствование системы национальной безопасности, в т. ч. для развития правового статуса органов прокуратуры, совершенствования их организационной структурыв процессе подготовки и повышения квалификации кадров органов прокуратуры и других правоохранительных государственных органов, а также в преподавании юридических дисциплин в высших учебных заведениях юридического профиля.

Апробация и внедрение результатов научного исследования. Теоретические положения и практические рекомендации исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, проводимых различными государственными органами, научными и образовательными учреждениями страны, в т. ч. специально по проблемам обеспечения безопасности: в Южном федеральном округе (Махачкала, 2008), на конференции «Национальная безопасность Российской Федерации» (Москва, 2007), использовались в решениях коллегии Генеральной прокуратуры РФ, в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации по теме «Роль и место прокуратуры в системе государственных институтов» (Москва, май 2008), а также на заседаниях научно-консультативного Совета при Генеральной прокуратуре РФ, членом которого диссертант состоит в течение ряда лет. Основные научные результаты исследования использованы при внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, разработке ряда организационно-распорядительных актов Генерального прокурора РФ, при подготовке и реализации региональных программ по приоритетным национальным проектам. Основные положения и рекомендации, характеризующие новизну полученных при исследовании результатов,.

• «I I ~ (I и * > т '> м I «/ и I изложены в опубликованных автором монографиях, методических пособиях, научных статьях (около 40), основная часть которых (22) опубликована в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАКом Минобразования России. Результаты научного исследования, отраженные в диссертации и ранее опубликованных работах, полностью восприняты научной общественностью и обсуждаются, используются в трудах целого ряда авторов в Российской Федерации.

Структура и объем диссертации

предопределены целями, задачами исследования и необходимостью изложения процедур, научных положений и выводов, полученных в результате исследования. Содержание диссертации включает введение, четыре главы, подразделенные на восемнадцать параграфов, заключение, список использованных источников, а также приложения. Объем диссертации соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям.

Заключение

.

Практически все выделенные Президентом РФ в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные приоритеты являются и непременными объектами деятельности прокуратуры РФ: национальная оборонагосударственная и общественная безопасностьповышение качества жизни российских гражданэкономический ростнаука, технологии и образованиездравоохранениекультураэкология живых систем и рациональное природопользованиестратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. В этой совокупности общенациональных стратегических приоритетов требуется, на наш взгляд, более четкая оформленность и установление прямых и опосредованных взаимосвязей и обусловленности названных компонентов с обеспечением законности и< правопорядка как в целом обществе и государстве, так и в соответствующих сферах правовых отношений.

Недостаточность акцентов на этих неотъемлемых, на наш взгляд, компонентах национальной безопасности может и должна быть восполнена в последующем развитии процессов обеспечения национальной безопасности, установлении угроз, рисков и внедрении новых средств и процедур их нейтрализации и предупреждения. Такие возможности открывает установление диалектических взаимосвязей между различными детерминантами законности и правопорядка и основными элементами системы национальной безопасности, их учет в процессе совершенствования этой системы. Наряду с развитием методологических основ деятельности прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка в сфере национальной безопасности должны развиваться и правовые основы и организационно-структурные компоненты деятельности органов и учреждений прокуратуры. В этом контексте важно в новом законе о прокуратуре в числе иных новаций в совокупности целей прокуратуры предусмотреть обеспечение национальной безопасности как непременное условие и средство защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Это будет полностью соответствовать тенденциям развития законодательства, в т. ч. проекту нового закона о безопасности, находящегося на рассмотрении у Президента РФ. Сама задача обеспечения безопасности должна распространяться на самые различные сферы, а не только на деятельность узкого круга государственных структур.

В целях осуществления мониторинга угроз и рисков для национальной безопасности, проявляющихся в состоянии законности и правопорядка, установления прогностических оценок их развития необходимо формирование ситуационных центров Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации. Ситуационные центры органов прокуратуры должны быть сопряжены с ситуационными центрами правоохранительных органов, что создает надлежащие организационные и информационные условия для выполнения прокуратурой координации деятельности правоохранительных и иных государственных органов по борьбе с преступностью и коррупцией. Это послужит должной основой для формирования «электронного правительства» в сфере обеспечения национальной безопасности в его сегменте по борьбе с преступностью и коррупцией как наиболее опасными «внутренними» угрозами личности, обществу и государству.

Существенные коррективы предполагаются в программах подготовки юристов, особенно, в образовательных учреждениях прокуратуры и системе повышения квалификации прокурорских работников, в т. ч. в плане повышения роли прокуратуры в сфере национальной безопасности. Этим целям будет способствовать также введение в номенклатуру специальностей, по которым осуществляется защита кандидатских и докторских диссертаций, специальности: «Национальная безопасность». Структурное построение аппаратов органов прокуратуры федерального и регионального уровней потребует, на наш взгляд, более широкого восприятия и обоснования задач обеспечения национальной безопасности в различных сферах правовых отношений.

В процессе совершенствования действующей стратегии национальной безопасности, разработки новых доктрин и концепций подобающее внимание должно быть уделено рассмотрению тенденций и закономерностей развития состояния законности и правопорядка как определяющим параметрам характеристики внутренних угроз и других элементов национальной безопасности.

Список законодательных и иных нормативных правовых актов и библиографический перечень использованной литературы.

Законодательные и иные нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.

2. Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

3. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446−1 «О безопасности» (ред. от 26.06.2008 № ЮЗ-ФЗ).

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24).

5. Модельный закон о прокуратуре. Принят Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 16 ноября 2006 г. Постановление № 27−6.

6. Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 18 февраля 1998 года.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

8. СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.

9. СЗРФ. 1996. № 18. Ст. 2117.

10. СЗ СССР. 1936. № 59. Ст. 450.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

12. СУ 1922 Г. № 36, Ст. 424.

13. СУ 1922 Г. № 69, Ст. 902.

14. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221).

15. Уголовный кодекс РФ.

16. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

17. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 627 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.04.2008 № 581).

18. Указ Президента Российской Федерации от И августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 01.09.2008 № 1278).

19. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. Указа Президента РФ от 21.04.2008 № 538).

20. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 14.10.2008 № 1476).

21. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 29.07.2008 № 1137).

22. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел» (в ред. Указа Президента РФ от 06.09.2008 № 1316).

23. Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 08.09.2008 № 1324).

24. Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений «О Совете Безопасности Российской Федерации» и «Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации», а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763).

25. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724).

26. Указ Президента РФ от 27.07.2006 № 799 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960».

27. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 05.04.2009 № 43-Ф3.

28. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ. Российская газета, 30 июля 2009 г.

29. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

30. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3.

31. Федеральный закон № 87-ФЗ 2007 г. о внесении изменений и дополнений в закон о прокуратуре и УПК РФ.

32. Федеральный закон от 02.03.2007 № 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы».

33. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. Федерального закона от 14.02.2007 № 20-ФЗ).

34. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007 № З-ФКЗ).

35. Приказ Генерального прокурора РФ № 55 от 09.09.2002.

36. Приказ Генерального прокурора РФ № 25 от 25.04.96.

37. Приказ Генерального прокурора РФ № 61 от 13.10.97.

38. Регламент Генеральной прокуратуры РФ, утвержденный Приказом Генерального прокурора РФ № 68 от 17.04.2008.

39. Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Тула. 2004. Т. 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.
  3. Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  4. Ю.Е., Кикоть В. Я., Сыдорук И. И. Правопорядок:организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
  5. P.JI. Системы, организации и междисциплинарные исследования. М., 2001.
  6. А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. СПб., 2003.
  7. А.И. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность. 1998. № 2.
  8. А.И., Бессарабов В. Г., Рябцев В. П. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ, № 4(6), 2008.
  9. Анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации: схема и методические рекомендации. Под общ. ред. проф. И. Э. Звечаровского. М., 2009.
  10. A.B., Калмыков Г. И., Масленников М. Я. Рецензия на монографию Кардашовой И.Б. «МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2006. № 4.
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
  12. Х.М., Ахметшин Н. Х., Петухов A.A. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000.
  13. Т.А. Деятельность прокуратуры по обеспечению национальных государственных интересов России. М.: 2005.
  14. В.К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород: НЮИМВДРФ, 1997.
  15. А.П., Григорьев В. Р. О возможности структуризациипонятия «безопасность системы» // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. Москва, РАГС, 2001.
  16. В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М., 1995.
  17. И.Л. Мониторинг правовой системы путь к укреплению правового государства. // Вестник Совета Федерации. 2006, № 4−5.
  18. Е.А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности». М.: Юстицинформ, 2008.
  19. В.Г. и др. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. М., 2001.
  20. В.Г. Прокуратура в условиях становления Российской политической системы. Изд. Общественное объединение «Регионы России». М., 1998.
  21. В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации. Дисс. докт. юрид. наук. М., 2001.
  22. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем / Системные исследования. М.: «Наука», 1969.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: «Наука», 1973.
  24. А.Д., Скворцов К. Ф., Рябцев В. П. Проблемы развитияправового статуса российской прокуратуры. М., 1998.
  25. А.Д., Скворцов К. Ф., Рябцев В. П. Проблемы развития правого статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода). // «Уголовное право». 1999. № 2.
  26. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. М.: БСЭ, 1956. Т.39.
  27. В.М. Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.
  28. БСЭ. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 23.
  29. С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. М., изд. «Буквовед», 2006.
  30. JT.А. Автоматизированная система управления «АСУ -Прокуратура». М., 1980.
  31. А. Функции прокуратуры Бельгии вне рамок уголовного преследования. // В сб. «Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики. М., 2005.
  32. А.Ю. Проблемы совершенствования природоохранной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 2006.
  33. В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.
  34. A.B. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М., 2000.
  35. A.B., Прохожев A.A. Государственное управление и национальная безопасность России. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  36. A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: РАГС, 2002.
  37. В.П. Преодоление теневизации общества: теория и опыт России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2005.
  38. Е.А. Экологическое право. Мотивации в международном сотрудничестве. М.: „Наука“, 2006.
  39. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: „Мысль“, 1974.
  40. С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности. Дисс.. докт. юрид. наук. М., 2001.
  41. С.Ю., Дамаскин О. В. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Современное право. 2001. № 10.
  42. И.Н. Право национальной безопасности. Монография. М., 1998.
  43. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2007 г.
  44. В.З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 1998.
  45. В.Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Изд. Ленинградского ун-та, Ленинград, 1990.
  46. A.M. Международно-правовые основы реформирования органов прокуратуры Азербайджанской Республики. Диссертация. док. юрид. наук. М.: МГЮА, 2008.
  47. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания
  48. Российской Федерации 28 марта 2008 года. http: //genproc.gov.ru/ru/managament/appearances/index.shtiril?itemid=106
  49. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года „О состоянии законодательства в Российской Федерации“ / Под общ. ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2007.
  50. O.JI. Экологическое право. М., 2002.
  51. C.B. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. / Ассоциация „Юридически центр“. СПб.: изд. Р. Асланова „Юридический центр Пресс“, 2009.
  52. Ежегодные информационно-аналитические доклады „Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры“. ЕОИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.
  53. Е.Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов. Автореферат дисс.. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
  54. A.B. Органы внутренних дел в системе национальной безопасности Российской Федерации: Монография. Воронеж: Институт ИТОУР, 2008.
  55. Законность в Российской Федерации / Под ред. проф. В. П. Рябцева, Т. Я. Хабриевой. М.: Контракт, 2008.
  56. Р.Н. Координационная деятельность российской прокуратуры: тенденции и закономерности. Изд. „Гилем“, Уфа, 2002.
  57. Р.Н. Концептуальные основы и научно-практические проблемы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (тенденции и закономерности). Автореферат дисс.. докт. юрид. наук. Уфа, 2003.
  58. В. А. Военная безопасность Государства Российского. М.: Кучково поле, 2001.
  59. В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007.
  60. Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Дисс.. докт. юрид. наук. М., 2002.
  61. A.B. О теории системной безопасности // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции в 4-х томах. Том 4 книга 1. / Сост. В. В. Лещенко. М.: „ИНТЕЛЛЕКТ“ 1997.
  62. С.М. и др. Латентная преступность. М., 2008.
  63. А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. М., 2005.
  64. А.Х. Прокурорский надзор. Экономика. Законность. М., 2007.
  65. А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 2009.
  66. Как противостоять угрозе рейдерства. Материалы межрегионального форума. Под ред. д.ю.н. С. И. Герасимова. Н. Новогород, 2007.
  67. Какую Россию мы строим. // Российская газета. 2000. 11 июля.
  68. И.Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования» // «Право и политика». 2005. № 2.
  69. И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России. М., 2007.
  70. И.Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ, № 4 (12), 2009.
  71. М. Национальная безопасность: метаморфозы концептуальных оснований. // Государственная служба, № 5, 2009.
  72. Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2000.
  73. С.Г. Роль органов прокуратуры в борьбе с терроризмом. Материалы международного семинара. 20−21 апреля 2004 г. М., 2004.
  74. И. Абстрактное понятие системы как методологическое средство. М., 2005.
  75. В.В. Методологические вопросы организации и деятельности прокуратуры. // Сб. Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. М., 1994.
  76. В.В., Ястребов В. Б., Рябцев В. П. О специализированных органах прокуратуры Российской Федерации // Прокуратура. Законность. Государственный контроль. М., 1995.
  77. Ф.М. Служба в органах прокуратуры. М., 2001.
  78. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. С. А. Комарова. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2008.
  79. А.Ф. Собр. Соч. Т. 5. М., 1968.
  80. А.Ф. Собр. Сочинений. Т. 4. М., 1967.
  81. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. / Учебное пособие под общ. ред. д.ю.н. Н. П. Патрушева. М., 2009.
  82. Н.А. Философия безопасности. Новосибирск, 1998.
  83. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1998.
  84. С.А. Социальные науки и право. М., 1916.
  85. В.Ф. Прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. М., «Норма», 2006.
  86. В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. Курск, 2007.
  87. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1986.
  88. Л. фон Берталанфи. Общая теория систем критический обзор / Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. М.: «Прогресс», 1969.
  89. А. Явление коррупции меры государства: правовые и политико-этические аспекты. // Законность. 2008. № 9.
  90. И.К. Военная организация Российской Федерации (проблемы, пути решения). М.: РАГС, 2007.
  91. Е.А. Прокурорский надзора за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2009.
  92. Мальцев B. JL, Надеев А. Т. Системный подход к исследованию проблем внутренней безопасности России // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. Москва, РАГС, 2001.
  93. К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. М., 1981.
  94. М.Н. Теория государства и права. М., 2002.
  95. В.И. Основы управления в органах безопасности. -М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2001.
  96. М.Д. Общая теория систем и ее математические основы.
  97. В.В. Институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. М.: 2001.
  98. Милицию ждет экзамен. // «Российская газета», 30 июля 2009.
  99. Е. Геополитическая методология разработки стратегии национальной безопасности. Государственная служба, № 5, 2009.
  100. Н.В. Принцип системности в «Науке логики» // Вопросы философии. 1980. № 10.
  101. С.Н. Обща теория надзорной деятельности. М., 2007.
  102. Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 4. К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. М.: «Известия», 2007.
  103. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ. // Журнал российского права. 2005. № 2.
  104. B.C. Концепция социалистического правового государства в контексте учений о праве и государстве // Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. М., № 1985.
  105. О принципах экологической безопасности в государствах
  106. Содружества, утв. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых государств от 29 декабря 1992 г., одобрено постановлением Государственной Думы от 20 апреля 1994 г. № 6−1ГД.
  107. А.П. Этапы интерпретации системности научного знания (античность и новое время) / Системные исследования. М.: Издательство «Наука», 1974.
  108. В.А. Механизм правовой безопасности в современном обществе. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2009.
  109. С.А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: Концептуальные проблемы. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2006.
  110. С.А., Рябцев В. П. Состояние конституционной законности и прокурорский надзор: конституционные предпосылки и политическая реальность. // Сборник научных трудов. НИИ Генеральной прокуратуры РФ. М., 2002.
  111. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации. Под общ. ред. проф. А. Ф. Смирнова. М., 2005.
  112. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации. Под ред. проф. А. Ф. Смирнова. М., 2005.
  113. И. Общий надзор прокуратуры и судебная власть // Уголовное право. 2000. № 4.
  114. B.C. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности. М.: Дружба народов, 2003.
  115. Г. С. Прокуратура в условиях кризиса законности и правовых реформ в России. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  116. В.Г., Коношенко В. А. Национальная безопасность: основные понятия и определения // Современные проблемызаконодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму. Ростов-на-Дону, 2003.
  117. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности». М., 1996.
  118. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. // Российская газета. 6 ноября. 2008 г.
  119. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Ю. И. Авдеев, СВ. Аленкин, В. В. Алешин и др.- Под ред. A.B. Опалева. М., 2004.
  120. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  121. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. Отв. ред. проф. C.B. Поленина. М.: «Формула права», 2006.
  122. Правовое государство: реальность, мечты, будущее. СПб., 1999.
  123. Правозащитное предназначение органов прокуратуры на современном этапе. Материалы международной научно-практической конференции. Алматы, 2004.
  124. Проблемы автоматизации информационных процессов в органах прокуратуры. М., 1979.
  125. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М., 2002.
  126. Проблемы совершенствования прокурорского надзора (к 275-летию Российской прокуратуры). Материалы научно-практической конференции. М., 1997.
  127. Проблемы эффективности прокурорского надзора. / Под ред. К. Ф. Скворцова. Юрид. лит., М., 1977.
  128. Прокуратура в правовом государстве. Многосторонняя встреча, организованная Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. М., 1997.
  129. Прокуратура Российской Федерации (концепция развития на переходный период). / Под ред. проф. Ю. И. Скуратова. М., 1994.
  130. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А .Я. Сухарева. М.: Норма, 2008.
  131. A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов. // Безопасность, № 9, 1995.
  132. A.A. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. Москва, РАГС, 2001.
  133. A.A. Теория развития и безопасности человека и общества. М., 2006.
  134. В. Судебную власть в центр правовой реформы // Российская юстиция. 1999. № 1.
  135. В.Л. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  136. А. Математические аспекты абстрактного анализа систем. М., 1978.
  137. А. Различные подходы к общей теории систем /
  138. Системные исследования. М.: «Наука», 1969.
  139. В.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках СНГ и его учет в российских условиях. Пятигорск, КМВ, 2008.
  140. Рекомендации семинара по теме «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации», г. Москва, 24 мая 2005 г. М., 2005.
  141. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. Изд. Академии Генеральной прокуратуры РФ. М., 2008.
  142. Роль органов внутренних дел в обеспечении отдельных видов национальной безопасности Российской Федерации / Давитадзе М. Д., Дюков А. Н., Лапина М. А., Мелехин A.B., Попова Н.Ф.- Под общ. ред. A.B. Мелехина. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
  143. РОМИР Мониторинг. Известия. 2 февраля 2006.
  144. Российская газета. 22 июля 2009 г.
  145. Российская газета. 27 мая 2009 г.
  146. Российская газета. 9 февраля 2008 г.
  147. Российская газета. 6 ноября. 2008 г.
  148. Российский статистический ежегодник. М., 2000.
  149. А.И. Роль российской прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Совершенствование взаимодействия общественных правозащитных организаций и органов прокуратуры в вопросах защиты прав и свобод граждан. М., 2004.
  150. Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография. Издание второе, исправленное и дополненное -М.: ЭДАС-ПАК, 2000.
  151. В.П. Адекватность представлений о российскойпрокуратуре за рубежом. // Законность, № 2, 2007.
  152. В.П. и др. Государственная служба в прокуратуре Российской Федерации. М., 2002.
  153. В.П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 2 (2) 2007.
  154. В.П., Капитонова Ю. В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в федеральных округах // Законность. 2001. № 10.
  155. В.П., Кривко Т. Ю. Конституционная безопасность в сфере местного самоуправления в системе обеспечения безопасности России. // Проблемы местного самоуправления, № 2 (6), 2003.
  156. В.П. Прокурорский надзор. М.: «Норма», 2006.
  157. В.П. Правовой статус прокуратуры: тенденции и противоречия развития. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ, № 3 (11), 2009.
  158. В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975.
  159. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: «Наука», 1974.
  160. В.Н. Парадоксы системного мышления / Системные исследования. М.: «Наука», 1972.
  161. В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем / Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. М.: «Прогресс», 1969.
  162. И.С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960.
  163. Системные исследования. М.: «Наука», 1972.
  164. Ю.И. Экономическая ситуация в России продуцирует преступность // Президент. Парламент, Правительство. 1998. № 5.
  165. Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993.
  166. Советская прокуратура. Сборник документов. М., 1981.
  167. Состояние законности в Российской Федерации (1993−1995 годы). М.: 1996.
  168. Состояние законности и правопорядка в российской федерации за 2003 г. М., 2004.- за первое полугодие 2005 г. М., 2005.
  169. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2007 год). Информационно-аналитический доклад. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-исследовательский институт, 2008.
  170. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2008 г.). Информационно-аналитический доклад. М., 2009. Ч. II.
  171. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2008 год). Информационно-аналитический доклад. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-исследовательский институт, 2008.
  172. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры в 2008 г. Информационно-аналитический доклад, ч. 1. М., 2009.
  173. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры в 2008 г. Информационно-аналитический доклад. М., НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2009.
  174. Социально-экономическое положение России. Оперативная информация. М., 1995.
  175. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Экология и нарушение прав человека. М., 2002.
  176. М.С. Уголовное преследование в советскомуголовном процессе. M., 1951.
  177. А .Я. Державное «око» в осаде: К вопросу о реформе прокуратуры. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2001.
  178. А.Я. Роль прокуратуры в обеспечении законности и защиты прав человека / Прокуратура в правовом государстве. М., 1997.
  179. А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия. Дисс.. док. юрид. наук. М., 1996.
  180. А.Я. Проблема вызовов правопорядку: национальный и международный аспекты // Информационный бюллетень Федерации мира и согласия. 2004. № 1 (19).
  181. А.Я. О роли прокуратуры в законодательном обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Научные основы национальной безопасности Российской Федерации. // Материалы семинара. М., 2005.
  182. А.Я. Историческая судьба российской прокуратуры. М.: «Норма», 2001.
  183. Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991.
  184. М., Шуфорд Э. Х. (мл.). Логика систем: введение в формальную теорию структуры. М., 1986.
  185. B.C. Системно-структурный подход и специфика философского знания // Вопросы философии. 1968. № 11.
  186. А.И. Свойства системы и сложность // Вопросы философии. 2003. № 6.
  187. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: «Мысль», 1978.
  188. В.В. Обвиняется терроризм. М. «Олма-Пресс», 2002.
  189. А.И. Лучше с Делано. Уроки Рузвельта: Как бедных сделать богатыми. // Российская газета, 6 марта 2007 г.
  190. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб, 1912.
  191. С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов-на-Дону, 2004.
  192. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В. Н. Ушакова, И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.
  193. А.Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. Научный доклад. М, 2009.
  194. Холл Д, Фейджин P.E. Определение понятия системы. М, 2006.
  195. Холмс Стивен. Чему Россия учит сегодня? // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 1997. № 3 (20), № 4 (21).
  196. А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура. // Безопасность, № 1, 2, 2002.
  197. М.С. Прокуратура в современном российском государстве. Кострома, 2001.
  198. М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003.
  199. Ф.Х. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь. Дисс.. канд. юрид. наук. М, 2009.
  200. Г. Ф. Общая теория права. М, 2004. Вып. 1−4.
  201. Экономическая безопасность России. М., 2005.
  202. В.Б. Прокурорский надзор. М.: Городец-издат, 2001.
  203. В.Б. Учебник прокурорского надзора. М., 2005.
Заполнить форму текущей работой