Анализ финансовых результатов
Эффективность анализа финансовых результатов предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время сложился упрощенный подход к реализации анализа финансовых результатов, ориентирующий его на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане — на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение… Читать ещё >
Анализ финансовых результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет) Краснодарский филиал Финуниверситета РЕФЕРАТ По дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
Тема: Анализ финансовых результатов г. Краснодар 2014
Содержание Введение
1. Понятие финансовых результатов
2. Информационное обеспечение анализа финансовых результатов
3. Анализ финансовых результатов организации Заключение Список использованной литературы
Введение
В условиях новых форм хозяйствования и рыночной экономки организации сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них квалифицированный выбор партнера на внутреннем и внешнем рынке, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества. Основным, источником информации об устойчивости финансового положения партнера является бухгалтерская отчетность. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, совершенствуют направление своей деятельности. Финансовая отчетность является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, характеризующих итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т. д.).
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовый результат. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
В условиях становления рыночных отношений анализ хозяйственной деятельности особенно необходим и должен быть направлен на дальнейшее экономическое и социальное развитие предприятий, укрепление их финансового состояния, повышение эффективности использования хозяйственного потенциала. Экономический анализ как наука постоянно совершенствует методику, широко используя при этом практику аналитической работы на основе ЭВМ, других новейших технических средств сбора и обработки информации, экономико-математические и иные рациональные методы исследования хозяйственных процессов. Повышение теоретического уровня анализа хозяйственной деятельности требует изучения и использования современной аналитической работы.
Целью анализа финансовых результатов является дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованных в его финансовом состоянии, — сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций.
К основным задачам анализа относятся:
Ш Повышение научно-экономической обоснованности планирования в деятельности предприятия;
Ш Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
Ш Поиск и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на всех стадиях производственного цикла;
Ш Изучение объективных и субъективных факторов влияющих на результаты деятельности предприятия;
Ш Контроль за выполнением планов и принятием управленческих решений;
Ш Диагностика финансового состояния предприятия на текущий момент и ближайшую перспективу;
Ш Подготовка аналитических материалов для принятия управленческих решений с целью обеспечения заданной эффективности и оценки конечных финансовых результатов.
Предметом анализа является анализ экономических показателей и конечных финансовых результатов деятельности предприятия складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов влияющие на конечные финансовые показатели.
Объективные — это внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия (цены, тарифы, ставка рефинансирования и др.).
Субъективные — внутренние факторы (как поставлено дело, как организовано производство и т. д.
1. Понятие финансовых результатов Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макрои макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т. д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы конкретного предприятия. Конечный финансовый результат деятельности предприятия — это балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результаты от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Финансовый результат является оценочным показателем и выражает экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственного предприятия. Этот показатель определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного (хозяйственного) года.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.
Так прежде всего рассчитывается прибыль от продаж как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, товаров, работ, услуг, включая коммерческие и управленческие расходы.
Финансовый результат — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Показателями, выражающими финансовый результат деятельности предприятия, являются:
* показатели прибыли, характеризующие финансово-хозяйственный эффект деятельности предприятия (абсолютные показатели);
* показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования применяемых в процессе производства ресурсов и текущих затрат (относительные показатели).
Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получает предприятие.
Рентабельность — относительный показатель, который обладает свойством сравнения и характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражает конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельностиодна из основных задач в любой сфере бизнеса.
В РФ формирование различных показателей прибыли определяется Приказом МФ № 97.
Прибыль (убыток) отчетного периода складывается из:
* прибыли от реализации товаров;
* прибыли от реализации имущества и прочих активов;
* прибыли от финансовых операций;
* внереализационной прибыли.
Прибыль от реализации товаров представляет собой разность выручки от реализации за вычетом НДС, акцизов, экспортных пошлин, налога на реализацию ГСМ, процентных надбавок к розничным ценам на отдельные товары, вносимых в доход бюджета и себестоимости реализованной продукции, включающей в себя также административные и коммерческие расходы. Прибыль от реализации имущества и прочих активов как показатель инвестиционной сферы есть разница прочих операционных доходов и расходов. Финансовую деятельность характеризует показатель, определяемый как сумма доходов от участия в других организациях. Показатель внереализационной прибыли обусловлен наличием случайных и экстраординарных доходов и расходов. 0н исчисляется как разность между внереализационными доходами и расходами.
Анализ перечисленных показателей сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Формирование чистой прибыли отражается в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». В процессе формирования рассчитывают:
* валовую прибыль;
* прибыль от продаж;
* прибыль до налогообложения;
* прибыль от обычной деятельности;
* чистую (нераспределенную) прибыль.
Валовая прибыль рассчитывается по формуле
ВП = ВР — СС, где ВП — валовая прибыль (ф. 2, стр. 029); ВР — выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (ф. 2, стр. 010); СС — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (ф. 2, стр. 020).
На предприятиях торговли и общественного питания валовая прибыль (валовой доход) характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.
Прибыль от продаж рассчитывается по формуле ПП = ВП — КР — УР где ПП — прибыль от продаж (ф. 2, стр. 050); ВП — валовая прибыль (ф. 2, стр. 029); КР — коммерческие расходы (ф. 2, стр. 030); УР — управленческие расходы (ф. 2, стр. 040).
Прибыль до налогообложения рассчитывается по формуле ПДН = ПП + ОД — ОР + ВРД — ВРР где ПДН — прибыль до налогообложения (ф. 2, стр. 140); 0Д, ОР — операционны1едоходы и расходы; ВРД, ВРР — внереализационные доходы и расходы.
Чтобы оценить эффективность применяемых в производстве ресурсов и затрат, используют показатели рентабельности. Методика расчета показателей рентабельности сходная: сравнивается прибыль с затратами на различных уровнях.
Система показателей рентабельности включает: рентабельность активов, рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность отдельного вида изделий, рентабельность собственного и заемного капитала.
Наиболее общим является показатель рентабельности активов, который характеризует результативность всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и определяется как отношение прибыли до вычета процентов и налогов к стоимостной оценке совокупных активов предприятия (итог баланса по активу):
где ОФ — средняя за период стоимость основных производственных фондов; ОбФ — средняя за период стоимость материальных оборотных средств.
В целом, в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл: превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на её производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с её производством и реализацией; превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. Положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов организации, её основного и оборотного капитала.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. При прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы конкретного предприятия.
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток объема прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего банкротства.
Важное значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. В условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово-хозяйственной деятельности является неотъемлемой функцией управления. Этот аспект управления фирмой становится наиболее значимым в настоящее время, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно функционировать.
В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом: По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
В зависимости от характера деятельности предприятия выделяется прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете её величины учитывают не только явные, но и неявные затраты, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та её часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что её размер во многом зависит от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.
Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.
Изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат — величина прибыли и собственного капитала предприятия.
Финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации определяют на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов. Величина, получаемая вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости реализованной продукции, прочих расходов и убытков, и представляет собой прибыль предприятия.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.
Доходы — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходы — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Финансовый результат деятельности предприятия выражается прежде всего в абсолютном финансовом показателе, который может быть величиной как положительной, так и отрицательной. В первом случае речь идет о показателе прибыли, во втором — можно говорить об убытках, полученных в ходе хозяйственной деятельности.
При составлении отчета о прибылях и убытках используют многоступенчатый способ, широко распространенный в международной учетной практике, согласно которому расчет балансового показателя нераспределенной (чистой) прибыли (убытка) проводят с исчислением промежуточных показателей финансового результата.
Первый этап — определение прибыли (убытка) от продаж как разницы между доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. Информация об этих показателях формируется на счете 90 «Продажи».
Второй этап — определение прибыли (убытка) от обычной финансовой деятельности путем сложения результата от продаж с прочим результатом, раскрытым на бухгалтерском счете 91 «Прочие доходы и расходы». Размер именно этой бухгалтерской прибыли корректируется для целей налогообложения.
Третий этап — определение нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности путем вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций, информация о которых содержится на итоговом счете 99 «Прибыли и убытки».
Четвертый этап — определение нераспределенной прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности на основе информации, также содержащейся на счете 99 «Прибыли и убытки».
Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. По дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту — прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат.
На счете 99 в течение отчетного года отражаются:
* прибыль или убыток от обычных видов деятельности — в корреспонденции со счетом 90;
* сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91;
* начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумму чистой прибыли (убытка) отчетного года списывают со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
2. Информационное обеспечение анализа финансовых результатов Информационное обеспечение анализа и принятия решений по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации.
К внешним источникам информации относятся:
Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей. К данной группе показателей относятся такие, как национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.
Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в области ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, свободные рыночные ниши, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления.
Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов.
К внутренним источникам информации относятся:
Показатели финансового учета предприятия. Среди этих показателей можно отметить следующие: масса годовой валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. На основе этих показателей осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. Источником данной информации являются данные финансовой отчетности. Преимуществами показателей финансовой отчетности является их унификация, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли. Данная информация обеспечивает высокую степень надежности и регулярности сведений, а также сопоставимость с показателями других предприятий.
Недостатком финансовой отчетности является обобщенность информации в целом по предприятию, выражение ее только в стоимостных измерителях.
Показатели управленческого учета. Этот вид учета получает развитие в связи с переходом к общепринятым в международной практике стандартам бухгалтерского учета. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет включает не только стоимостные, но и натуральные показатели. Управленческий учет может быть структурирован в любом разрезе:
— по центрам ответственности (центрам затрат, дохода, прибыли, инвестиций);
— по видам деятельности (производственная, инвестиционная, финансовая);
— по видам продукции (по групповой номенклатуре или отдельным видам);
— по видам ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);
— по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация деятельности) и т. д.
В процессе построения системы информационного обеспечения анализа и управления прибылью в управленческом учете формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов.
Нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей составляют различные нормы и нормативы, разработанные в рамках самого предприятия — нормативы численности, нормативы затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов сырья и материалов, и т. д. Эта система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом в стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений прибыли в резервный фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов, проценты за кредит и т. д.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли, но и на принятие стратегических решений.
Эффективность анализа финансовых результатов предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время сложился упрощенный подход к реализации анализа финансовых результатов, ориентирующий его на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане — на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение информационной базы сужает возможности анализа и планирования, поскольку оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной оценки финансового результата факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала. Информационное обеспечение анализа включает данные бухгалтерского учета, статистического учета, разнообразную маркетинговую информацию.
На уровне организации одной из составляющих информационного обеспечения анализа на перспективу являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, ибо, чтобы управлять надо, при прочих равных условиях, владеть необходимой информацией.
Данные финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы анализа финансовых результатов. На базе этой информации проводится обобщенный анализ, и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.
В рамках автоматизированного рабочего места аналитика весь информационный фонд предприятия функционирует в форме базы данных, базы знаний и программных средств. Базы данных представляют собой фактографические данные о хозяйственной деятельности. Интеллектуальной оболочкой их полезного прочтения являются базы знаний — методы и методика анализа. Программные средства образуют инструмент автоматизированного исполнения аналитических задач для информационного обслуживания хозяйственной деятельности. При этом пользователь имеет возможность легко переходить от одного раздела методики к другому и от одной задачи анализа к другой задаче внутри раздела. Этот информационный комплекс иначе называется корпоративной информационной системой — КИС. Эксплуатация комплекса предусматривает достижение следующих целей:
— снижение трудоемкости и стоимости аналитического процесса;
— сокращение сроков обработки аналитических данных,
— повышение их качества и достоверности;
— создание условий для перехода к безбумажной технологии обработки аналитических данных;
— обеспечение директивных сроков представления установленных результатов анализа;
— повышение гибкости и управление аналитическим процессом;
— совершенствование организации труда аналитических работников.
Рынок программных продуктов для проведения анализа финансовых результатов, представляет широкий выбор всевозможных программ с разным спектром возможностей. Есть универсальные информационные системы, охватывающие все стадии процесса управления предприятием, в которые входит модуль проведения финансового анализа. Это, например, такие программные комплексы на базе ERP-систем как Microsoft Axapta фирмы Microsoft, КИС «Галактика» корпорации «Галактика» г. Санкт-Петербург. Данные программные комплексы предназначены для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий.
3. Анализ финансовых результатов организации Финансовый результат — обобщающий показатель оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта. В условиях рыночных отношений функционирование предприятия независимо от видов его деятельности и форм собственности должно обеспечивать достаточную прибыль. Сумма прибыли используется в качестве основного обобщающего показателя эффекта при оценке результативности и эффективности хозяйствующих субъектов. Она является важным фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, так как создает финансовую основу для ее расширения, а также для удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль является основным источником формирования бюджетов всех уровней (федерального, республиканского и местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства хозяйствующего субъекта перед банком, кредиторами и инвесторами.
Система показателей финансовых результатов включает не только абсолютную сумму прибыли, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности, которые характеризуют относительную доходность (прибыльность) результатов деятельности предприятий и предпринимателей. Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы сложны как с точки зрения теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в пространственно-временных сопоставлениях. Рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект — показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и др.
Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для его достижения. Значения данного показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления).
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен: самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.
Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротства. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:
оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;
анализ и оценка использования чистой прибыли;
выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 3 «Отчет о движении капитала» и формы № 4 «Отчет о движении денежных средств». Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.
Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности.
Конечный финансовый результат деятельности — это балансовая прибыль (или убыток), балансовая прибыль представлена на рисунке 1. Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов, иного имущества.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:
доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи (получения) имущества в аренду, доходы (расходы) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков, другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Рисунок 1 — Формирование балансовой прибыли При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций. Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа:
оценки имущества;
порядка его списания;
установления сроков использования.
Все это должно быть отражено в учетной политике. Таким образом, бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.
Основными задачами анализа являются:
оценка динамики показателей балансовой прибыли;
выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли;
оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.
Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет).
После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период. В заключение необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода. Определить изменения. Информация, содержащаяся в финансовом плане и данных формы № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.
Текущие и ожидаемые доходы компании играют важную роль при анализе ее перспектив. Оценка акционерного капитала производится по двум основным показателям: доход на одну акцию и ожидаемая отдача на вложенный капитал. Важным компонентом обоих показателей выступает чистая прибыль. На ее величину могут влиять: 1) методы бухгалтерского учета, применяемые администрацией компании и 2) нетипичные для текущей деятельности операции, отраженные в Отчете о прибылях и убытках.
Существуют два аспекта при выборе методов бухгалтерского учета, которые влияют на величину прибыли. Во-первых, некоторые методы являются по своей сущности более консервативными потому, что они приводят к меньшей величине чистой прибыли за текущий период. Во-вторых, у администрации существует большая свобода при выборе срока службы активов, порядка их списания, оценки остаточной стоимости основных средств. В общем, применение различных методов бухгалтерского учета может привести к различным результатам к отражению более высокого или более низкого уровня чистой прибыли.
Рассмотрим альтернативные методы, приводящие к неадекватным финансовым результатам:
1) исчисление суммы сомнительных долгов: по методу процентного отношения к чистой выручке и учет счетов к получению по срокам оплаты;
2) оценка уровня запасов на конец года: по средней взвешенной, по методу первых во времени закупок (FIFO) и последних во времени закупок (LIFO);
3) выбор метода начисления амортизации; прямолинейный метод, производственный, кумулятивный, снижающейся нормы;
4) определение степени истощенности недр по производственному методу;
5) начисление амортизации нематериальных активов по прямолинейному методу.
Все эти подходы позволяют распределить стоимость активов на периоды, в которых они были использованы для получения доходов. Основная идея этого сводится к отделению доходов (издержек) текущего периода от доходов (издержек) будущего периода. Однако выбор метода субъективен, поскольку на практике оказывается трудно обосновать причину выбора того или иного подхода. Поэтому для бухгалтера и пользователя финансовых отчетов важно понять преимущества различных методик расчета чистой прибыли и финансового положения.
экономический прибыль финансовый убыток
Заключение
Анализ финансовых результатов — важнейшее звено в деятельности любого предприятия. Прибыль, как финансовый результат, является основным результатом экономической деятельности предприятия, и ее увеличение несет положительный эффект, а использование прибыли, формирование специальных фондов показывает политику предприятия, например, увеличение отчислений в фонд накопления позволяет в дальнейшем расширить масштабы производства, а фонд потребления косвенно способствует увеличению производительности труда.
Вторым отчетом, входящим в состав финансовой отчетности, после Баланса, является Отчет о финансовых результатах. Требования к его форме и содержанию установлены П (С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах».
Этот отчет представляет собой отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия. Доходы, затраты, прибыли и убытки в отчете о финансовых результатах подразделяются по видам деятельности, функциям и элементам операционных расходов. Назначение отчета о финансовых результатах состоит, прежде всего, в определении чистой прибыли отчетного периода. Процедура расчета этого показателя обеспечивается последовательным сопоставлением статей доходов и расходов.
Целью составления Отчета о финансовых результатах является предоставление пользователям правдивой, полной и непредубежденной информации о доходах, расходах, прибылях и убытках за отчетный период. В отличие от баланса Отчет о финансовых результатах предоставляет информацию не на конкретную дату, а за определенный период. Этот отчет считается одним из наиболее информативных документов отчетности, так как содержит информацию о динамике прибыли предприятия.
Существует множество приемов анализа данного отчета, но я выбрала, по моему мнению, основные из них. Анализ структуры доходов и расходов очень важен, ведь благодаря нему можно выявить уровень и динамику доходности деятельности организации. Прибыль является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим конечный результат деятельности предприятия, а анализ прибыли от продаж позволяет выявить резервы её повышения. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
В Российской Федерации в условиях рыночной конкуренции благосостояние предприятия во многом зависит от его способности, без увеличения затрат и вовлечение в производство дополнительных дорогостоящих ресурсов, достигнуть оптимальных объемов производства продукции (работ, услуг) получив при этом максимально возможную прибыль.
В условиях рынка финансовое планирование утрачивает черты централизованного административного целеполагания, извне задающего организации множество параметров ее деятельности. Современное финансовое планирование направлено прежде всего на выработку гибкой стратегии и тактики хозяйственного поведения организации, стремящейся упрочить свои конкуренты позиции в условиях быстро меняющийся рыночной конъюнктуры. Использование нормативов в финансовой деятельности становится делом самой организации, поэтому информация о нормативах переходит из бухгалтерской отчетности, как это было раньше, в область коммерческой тайны. Анализ отклонений от планируемых организацией нормативов соответственно становится составной частью внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Анализ финансовых показателей, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа. Т. е. анализа, проводимого за пределами организации ее заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами на основе отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности организации. Бухгалтерская отчетность позволяет внешним пользователям информации достаточно объективно оценить финансовые результаты и финансовое положение организаций без обращения к информации, являющейся коммерческой тайной.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно эти показатели представлены в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2 годового и квартального бухгалтерского отчета организации).
Общий финансовый результат деятельности организации, бухгалтерская прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации продукции, товаров (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от финансовой деятельности (процентов полученных и уплаченных), операционной деятельности (доходов и расходов), доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации. Наряду с абсолютной оценкой рассчитывают также относительную эффективность хозяйствования показатели рентабельности. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Рассчитывают также множество других показателей рентабельности, меняя числитель и знаменатель общей формулы расчета рентабельности.
Прибыль важнейший показатель эффективности работы организации, источник ее жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются также обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать факторы как ее формирования, так и распределения.
Задачами анализа прибылей и убытков организации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Бухгалтерская прибыль отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитики должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю.
Прибыль от реализации продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; продажных цен; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
1. Бухгалтерский учет: Учебник / П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Н. П. Кондраков и др.; Под ред. П. С. Безруких. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Бухгалтерский учет, 1999.
2. Исследование операций в экономике: Учебн. Пособие для вузов/ Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман; Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Глущенко В. В., Глущенко И. И. «Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов». г. Железнодорожный, Моск.обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000, изд. 2-е, испр.
4. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М. В. Романовского. Спб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
5. Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО «Новое знание», 1999.
6. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 1997.
7. Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статиситка, 1998
8. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 1997.
9. Ефимова О. В. Финансовый анализ. М.: бухгалтерский учет, 1998.
10. Ермолович Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 1997.