Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жизнь и творчество Иммануила Канта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше, брошюру — приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят философский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики, служившей опорой вольфианству. До этого автор… Читать ещё >

Жизнь и творчество Иммануила Канта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Биография
    • 1.1 Начало пути
    • 1.2 Переломный период или переход от «догматического» к «критическому»
    • 1.3 «Критический» период
    • 1.4 Завершение пути
  • 2. Философские идеи
    • 2.1 «Докритический» период
    • 2.2 «Критический» период
      • 2.2.1 «Критика чистого разума»
      • 2.2.2 Этика по Канту
      • 2.2.3 Философия религии
      • 2.2.4 Новый перелом в воззрениях
      • 2.2.5 Эстетика по Канту
  • Заключение
  • Список литературы

Нельзя переоценить важность изучения творчества Канта. Почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о Вселенной, но главная тема для него — человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества — в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Настоящим философским открытием учёного принято считать по тем временам абсолютно оригинальную постановку основного вопроса философии — о том, каким образом мы можем познавать находящиеся вне нас и независимые от нас явления или вещи. Именно, согласно Канту, наш ум может познавать предметы потому, что всё познаваемое в них создаётся самим умом, по присущим ему правилам или законам; другими словами, познание возможно потому, что мы познаём не вещи сами по себе, а их отображение в нашем сознании, обусловленные не чем-либо внешним, а формами и категориями нашей собственной умственной деятельности.

Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина — процесс. Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь — непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет.

Цель реферата: Изучение жизни и творчества основоположника философского критицизма Иммануила Канта.

Задачи:

1. Изучение и описание биографии философа.

2. Изучение, анализ и описание философских воззрений Канта.

1. Биография

1.1 Начало пути

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в столице Восточной Пруссии Кенигсберге (ныне Калининград, центр Калининградской области в России) в семье шорника.

В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году мальчика отдали в государственную церковную гимназию на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь и богословие. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но Кант увлёкся античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. В университете гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Сильное влияние на становление Канта в этот период оказал профессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервые услышал имя Ньютона и под его руководством на четвёртом году обучения принялся за первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу Кант писал три года — с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. «Мысли …» печатались с 1746 по 1749 год.

В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. Однако его странствия ограничиваются пределами Восточной Пруссии. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнего учителя. В Прусском захолустье Кант приобрёл педагогические навыки, прошёл школу житейского опыта. Свободный доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущей научной деятельности.

В этот период Кант написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Статья была написана на конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук, но молодой учёный не решился принять участие в конкурсе. Статья была опубликована только в 1754 году после возвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, — «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре написан. Его окончательное название гласило «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Трактат вышел анонимно в 1755 году, и вскоре в одном из Гамбургских изданий появилась одобрительная рецензия.

К концу 1775 года Кант был уже автором двух статей и двух серьёзных трактатов по вопросам космогонии, приобрёл некоторую известность в учёных кругах Пруссии, однако всё ещё числился студентом. Задумываясь о будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работы домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала академической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишь учёную степень. 17 апреля 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне» и через четыре недели сдаёт устный магистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университете состоялся торжественный акт возведения молодого философа в учёную степень. Однако получение степени магистра не означало автоматического принятия в состав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читать лекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защита специальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Канта называлась «Новое освещение первых принципов метафизического познания». Защитив её, учёный получает звание приват-доцента, т. е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую свою университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику и естествознание. Затем к ним прибавились физическая география, этика и механика. В то время не создавалось культа из узкой специальности, и будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию «Физическая монадология», которую Кант написал, безрезультатно претендуя на экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает всё время и все силы, но безбедное существование было обеспечено. В этот период естественнонаучные материи по-прежнему занимают доминирующее положение в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к философии. Первой собственно философской работой была габилитационная диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания».

Значительное влияние на Жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками. В составе Российской Империи появилась новая административная единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям прибавились ещё и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику.

В декабре 1758 года освободилась должность профессора философии. На освободившееся место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух — математика Бука и Канта. Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу.

В этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества.

1.2 Переломный период или переход от «догматического» к «критическому»

кант философский критицизм

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо. Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если под влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии называл ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человека и моралиста, Юм подтолкнул его к новым теоретико-познавательным поискам, пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

В конце 1762 году публикуется работа Канта «Единственное возможное основание для доказательства бытия бога». Основной мыслью статьи является тезис: «поступай в соответствии со своей моральной природой».

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и уважают. Лекции пользуются успехом, аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам. Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного» принесли ему славу модного автора. Но он всё ещё приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шёл к ней прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было обещано «весьма умелого и с всеобщим успехом преподающего доцента Канта выдвинуть при первой же возможности». Значительное место среди работ этого периода занимает работа «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Это не трактат, а скорее эссе, посвящённое деятельности Иммануила Сведенборга, человека необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь. Этой публикацией Кант прощается с вольфианской метафизикой, приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать «Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за её пределами». Кант включён в сборник, и автор обращается к нему за необходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только что созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет это предложение. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философ ссылается на привязанность к родному городу, а также на «возможные проблески близкой вакансии» у него дома.

Наконец 31 марта 1770 года мечта Канта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарным профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить ещё одну формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо защитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней был зафиксирован новый «переворот» во взглядах, совершившийся, по словам самого автора, год назад. На смену эмпирической позиции пришёл своеобразный дуализм во взглядах. В переписке с немецкими философами, посвященной диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину — «общую феноменологию» с задачей очертить пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого разума». Ещё недавно Кант призывал науку опираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота — предостеречь её от переоценки опыта. В этой переписке зарождается главный философский труд Канта. Первоначальное его название гласило «Границы чувственности и рассудка», но уже в первоначальном варианте текста возникает выражение «критика чистого разума». Будущая книга, по мнению Канта, должна дать «ключ к тайне всей метафизики».

1.3 «Критический» период

Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации «О форме и принципах…», и кроме двух заметок по поводу «Филантропина», философ напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении тела людей и животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год («О различных человеческих расах»). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга не получалась. Так медленно Кант ещё никогда не работал. Что-то главное всё время ускользало. Наконец «Критика чистого разума» была написана. Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Канту удалось завершить работу. Он знал слабости книги — главным образом стилистические, но переписывать её сил уже не было, к тому же ему не терпелось вынести своё детище на суд общественности. В мае 1781 года книга увидела свет.

Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из Френсиса Бэкона. В своё время Бэкон выступил с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиеся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность. Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания — догматизм и скептицизм. Кант предлагает третий путь — единственно здравый, по его мнению, — путь критики. Причём речь идёт не о критике каких-либо книг и философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы, то ни было опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в своевременности своего начинания.

Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читалась книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу же после появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьям и знаменитостям. Первых ответов пришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни одной серьезной рецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более, что он вовсе не считал великие умы обреченными на непонимание. Наоборот, он твердо верил, что самые сложные произведения можно и нужно сделать общедоступными. Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться и о том, чтобы его правильно поняли. В 1785 году, основательно проштудировав труд Канта, придворный проповедник пастор Шульц написал обстоятельную рецензию. Вскоре она была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе выступить с популяризацией учения Канта. «Разъясняющее изложение „Критики чистого разума“» представляет собой добросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только таким образом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена.

Весной 1784 года Кант отметил свое шестидесятилетие. Юбилей застал его в расцвете духовный сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет, но не написана еще и половина произведений. Теперь они появляются одно за другим — книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных сферах. Обретенная истина подвергается многократной проверке, выдержав которую получает дополнительное обоснование, а не выдержав, заменяется новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Статья открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более или менее общим достоянием, — действия законов в жизни общества.

В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов (это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам. Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда можешь сказать что-то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости — занятие неблагодарное.

В эти годы Кант обратился к новой для себя области — к этике. Именно интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е. нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал «Критику практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала в завершенном виде, это — «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, — автономия нравственности.

1.4 Завершение пути

В августе 1794 года Кант отметил своё семидесятилетие. Юбилейных торжеств не было — философ радовался уже тому, что о нём не вспоминают. В этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор иронизировал над догмами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не терпел вольнодумства. Прежний девиз «Рассуждайте, но повинуйтесь» уступил место более привычному «Повинуйтесь не рассуждая». Тем не менее, накануне юбилея Кант опубликовал статью «Конец всего сущего», которая стала последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года русская Академия наук избрала Канта своим членом. Прусское правительство долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного учёного и не угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена: в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован, а пришёл как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не в правилах Канта, оказывать сопротивление — было ему не по силам.

Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец. Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объём своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале. Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом ещё три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: «если позволит здоровье». Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако Кант не собирался ещё уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому делу. Не было сил читать лекции, но он мог ещё писать. В период с 1795 по 1798 год он написал: «К вечному миру», «Об органе души», «Метафизика нравов», «Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии», «О мнимом праве лгать из человеколюбия», «Спор факультетов». Завершив «Метафизикой нравов» построение философской системы, Кант почувствовал потребность изложить своё учение в более или менее концентрированном виде. Так появилась «Антропология» (1798) — последняя работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям.

В ноябре 1801 года философ окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. К августу 1801 года относится последнее письмо, написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в жизни он провёл несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля 1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года.

С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шёл строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны.

Смерь его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина.

Биография Канта скромна событиями. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения.

2. Философские идеи

В философском развитии Канта различают два периода — «докритический» (до 1770) и «критический». В «докритический» период Кант признаёт возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе («метафизики», согласно принятой тогда терминологии). В «критический» период — отрицает способность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей. В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества.

Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория Канта «…была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени».

В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление — в результате приливного трения — суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя.

В биологии Кант наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. Параллельно с этими естественнонаучными работами Кант написал в «докритический» период ряд философских работ. В них Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл «догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием.

Второй этап — так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания. Объем данного реферата не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из этапов.

Далее мы подробно рассмотрим «докритический» и «критический» периоды учения Иммануила Канта.

2.1 «Докритический» период

Все философские идеи Канта неразрывно связаны с его трудами. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится.

В период, когда Кант пробовал себя в роли домашнего учителя, он написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, — «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре написан. Его окончательное название гласило «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Трактат вышел в 1755 году. Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать пытливость натуралиста с привычными с детства догматами церкви. Приступая к изложению космогонической системы Кант озабочен одним: как согласовать ее с верой в бога. Философ убежден, что противоречия между его гипотезой и традиционным религиозными (христианским) верованием нет. Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов — Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механистических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль «зодчего вселенной». Однако, он видел в нем все же творца того первоначально рассеянного вещества, из которого (по законам механики) возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кант не смог решить естественно научным путем, была проблема возникновения органической природы. Философ признавал что, законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы он объяснял также существованием и деятельностью бога.

Первой собственно философской работой была габилитационная диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта. Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними — значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.

Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские годы, свою приверженность к вольфианству «догматическим сном». Он запретит пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и «Мысли магистра Иммануила Канта … по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа» (1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.

2.2 «Критический» период

Начало «критического» периода различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие — приблизительно 1770 год. По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путем долгих и часто мучительных духовных исканий.

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше, брошюру — приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят философский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики, служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной деятельности человека для познания, и был убежден, что возможности выведения одних понятий из других путем построения умозаключений бесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести в философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в 1762 году работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и морали». Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана ее почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя указанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта, отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, — это не только показания чувств, но и «внутренний опыт», непосредственно очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя смешивать истину и благо, знание и моральное чувство.

Грядущую философскую революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин». Внимание мыслителя привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений — установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое-либо высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в результате чего получается ничто. Иное — реальная противоположность, которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но следствием будет нечто реально существующее.

В конце 1762 года выходи в свет публикация «Единственное возможное основание для доказательства бытия бога». По ней можно судить о том, какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант говорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Исследователю остается положится на разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе) приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия — разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон человеческого поведения — «поступай в соответствии со своей моральной природой».

1764. Значительное место среди работ этого периода занимает работа «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики». Это не трактат, а скорее эссе, посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человека необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь. «Грезы …» примечательны тем, что на одну доску с «духовидцами» Канта ставит и приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят и свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он смеется не только над визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей науки полагаться только на опыт, представляющий собой «альфу и омегу познания». Таким образом, Кант прощается с вольфианской метафизикой, приверженцем которой он был ранее.

Весной 1770 года кант защищает профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней был зафиксирован новый «переворот» во взглядах. На смену эмпирической пришел своеобразный дуализм во взглядах. В свей работе Кант говорит о том, что источником представлений может быть либо чувственность, либо рассудок и разум. Чувственность — это причина познаний и она выражает отношение познающего субъекта к особым свойствам предмета. Рассудок и разум относятся к самим предметам, т. е. оценка и осознание субъектом предмета. Кант пытается с помощью понятия феномен резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой. Он вводит понятие ноумен — это то, что остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания.

Мир, рассматриваемый как феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство не есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для координации между собой чувственно воспринимаемых предметов. Т. е. время и пространство являются ноуменами. В ноуменальном мире, т. е. в сфере предметов самих по себе, времени и пространства нет.

2.2.1 «Критика чистого разума»

В мае 1781 года в свет вышел главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума». Познакомимся с некоторыми основными его идеями.

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер. Часть наших знаний эмпирическая, они единичны, а потому случайны, а априорное — всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества.

Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том, что они существуют, Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос работы — как возможно чистое, внеопытное знание? — распадается на три:

1. Как возможна математика?

2. Как возможно естествознание?

3. Как возможна метафизика в качестве науки?

Отсюда три раздела основной части «Критики …»:

1. Трансцендентальная эстетика

2. Аналитика

3. Диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную логику).

Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она является на самом деле (ноумен), имеет принципиальное различие. Кант утверждает, что ноумены недоступны никакому пониманию, т. е трансцендентны. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от того, каковы вещи есть сами по себе.

В силу трансцендентности «ноуменов» Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины «не может быть дан». Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений.

Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. Научное знание, по его мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему объяснить один из самых загадочных процессов — образование понятий. Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих возможностей возникло понятие требуется «продуктивное воображение», которое позволит сознанию с помощью категорий систематизировать опытные данные.

Более чем за сто лет до разработки З. Фрейдом теории бессознательного Кант в «Критике чистого разума» недвусмысленно прорисовывает идею бессознательного, притом, как активного, творческого начала. Автор говорит о «спонтанности мышления». Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле — в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных, единичных обстоятельств.

Кроме рассудка и интуитивной способности суждения, Кант называет еще одну сферу интеллектуальной деятельности, высшую ее форму — разум. В широком смысле слова разум для философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум — высшая контрольная и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой науки, — это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту — логика видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за действительное. Задача критики — внести ясность. Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями. Идея — это такое понятие, которому в созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы, которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка создавать понятия). Разум очищает и систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику, идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения, выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему, выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во-первых, отношение к субъекту, во-вторых, к объекту, в-третьих, к тому и другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум нуждается в самой основательной проверке и самокритике.

В дальнейшем Канту предстоит изложение позитивных начал метафизики. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, не опасаясь быть уличенным во лжи», так как она не располагает теми средствами проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей — онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о мире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответил на вопрос, заданный в начале «Критики …», — как возможна метафизика в качестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования необходимости новой научной философии пока не пошел.

В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». В ней философ констататирует то, что в XVIII веке законы окончательно начали действовать в жизни общества. Затем, Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего человечества разумную цель. Причиной законопослушания в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление, которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает, что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786).

2.2.2 Этика по Канту

В 1787 перед Кантом открылся наконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. В этой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Впервые к этике Кант обратился в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. В ней он показал единство практического и теоретического разума. В 1788 году в свет вышла книга «Критика практического разума».

Содержание этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала в завершенном виде, это — «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, — автономия нравственности. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта — автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего повеления, порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное — поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции («способности суждения»). Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства.

Природа человека по Канту — его свобода. Свобода с точки зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. «Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, — это одно и тоже». Свобода человека возможна только потому, что он — дитя двух миров. Мира чувственных восприятий и ноуменального мира. Нам трудно говорить о свободе в силу подчиненности человека законам природы и установлениям общества в чувственно воспринимаемом мире. Но как член ноуменального мира «вещей самих по себе» он наделен свободой. Эти два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно понимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки — такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.

2.2.3 Философия религии

Существенное место в философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат «Религия в пределах только разума». Кант присматривается к прошлому, ищет социально-психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал — добра и зла.

Кант утверждает, что человек по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или чужой, к которой ты лишь сопричастен) — основа морали.

В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления. Кант показывает три этапа становления религиозности людей:

1. Безрелигиозное состояние;

2. Первый, еще не совершенный тип религии, который называется «богослужебным»;

3. Вера разума.

Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше.

Религия разума — это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог — это моральный закон, как бы существующий объективно, это — любовь, — так говорится на страницах «Метафизики нравов», наиболее поздней этической работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать ее теоретически.

2.2.4 Новый перелом в воззрениях

В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма он уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В «Критике чистого разума» вопрос остался открытым. С одной стороны, философ убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина невозможна. С другой — он декларировал программу создания новой метафизики как науки о сверхчувственных вещах — боге и бессмертии души. Кант настаивает на том, что за пределами чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы придать понятию объективность необходимо подвести под него какое-либо созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о свободе, ни о душе, отделенной от тела. «Практически мы сами создали себе эти предметы», мы верим в них и ведем себя соответствующим образом. Метафизика есть критика, поправка к здравому смыслу, и ничего более.

2.2.5 Эстетика по Канту

Когда для Канта выяснилась несостоятельность попытки заново построить разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути создания философской системы, так как в философии он ценил прежде всего систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы пока еще не было. Не хватало важного опосредующего звена. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой своеобразный «третий мир» — мир красоты. Когда он создавал «Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих законов. Термином «Эстетика» он обозначал тогда учение о чувственности, об идеальном пространстве и времени. В 1787 году Кант открывает новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувства удовольствия и неудовольствия».

Теперь философская система мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:

1. Познавательной;

2. Оценочной («чувство удовольствия»);

3. Волевой («способность желания»).

В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы — теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант называет эстетикой — учение о красоте.

Одна из важнейших заслуг Канта — в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Между тем, само «эстетическое чувство» — сложная интеллектуальная способность. Чтобы насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая оценка. Сопоставляя возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. Основание для прекрасного «мы должны искать вне нас, для возвышенного — только в нас и в образе мыслей».

Таким образом, Кант разделил эстетическое на две части — прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с сопредельными способностями психики. Кант говорит: «В применении к познанию воображение подчинено рассудку и ограничено необходимостью соответствовать понятиям, а в эстетическом отношении, наоборот, оно свободно давать … богатый содержанием, хотя и неразвитый материал для рассудка».

В эстетике Канта, развернутой в сторону общефилософских проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности эстетического проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по Канту, — это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют «культуре способности души», они дают особое «удовольствие рефлексии», приближая сферу эстетического сфере познания.

Кант одним из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств. Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства — различные виды красоты. Может быть красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств — словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные искусства — это красноречие и поэзия. Изобразительные искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть — искусство игры ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок.

Сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью — драму, поэзия в сочетании с музыкой — пение, пение в сочетании с музыкой — оперу и т. д.). Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений, — воображение и рассудок.

Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике преддверие всякой философии. Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина.

Заключение

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни — галантен. Однако, он не искал славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес — философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование.

Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Была цель жизни, был осознанный долг, была способность управлять своими желаниями и страстями. Природа наделяет человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал самого себя и в этом отношении он уникален.

При жизни Кант не смог научно ответить на поставленные им вопросы: Откуда и куда идет человечество? Что ждет его в грядущем? Каковы пути в это будущее?

Для нас же сейчас важно, что Кант поставил эти вопросы. Он настойчиво стремился проникнуть в отношения людей, выяснить соотношение и взаимодействие биологического и социального (нравственного) в человеке.

Значение же его в истории философии определяется тем, что Кант, во-первых, учитывал естественно-материальные условия возникновения и развития общества; во-вторых, разработал свое учение о роли социальных противоречий и об антагонизмах как движущих силах развития исторического процесса; в-третьих, верил в общественный прогресс и в победу нравственного начала в человеке; в-четвертых, усматривал цель истории в создании справедливого общества и формировании гармонической личности. Взгляды Канта на исторический процесс являются этапными на пути создания подлинно-научной теории развития.

Для современной России это является особенно актуальным, ибо она находится в переходном периоде. Как сложатся отношения развития нашей страны пока неизвестно. Есть очень много прогнозов и, безусловно, необходимо делая их, опираться на учение Иммануила Канта.

1. Васильев В. А. И. Кант о добродетели// Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 4. — С. 208−222.

2. Васильев В. В. Кант: «Пробуждение от догматического сна"// Вопросы философии. — 1999. — № 1. — С. 88−105.

3. Великие мыслители Запада. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. — 656 с.

4. Гайденко П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе// Вопросы философии. — 2003. — № 9. — С. 134−150.

5. Ильин В. В. История философии: Уч-к для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 732 с.

6. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: Учеб. Пос. для ун-тов. — М.: Высш. Шк., 1989. — 480 с.

7. Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западно-европейской философии. — М.: Академический Проект, 2002. — 240 с.

8. Ойзерман Т. И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое обоснование// Вопросы философии. — 1992. — № 11. — С. 115−128.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой