Порядок поступления на муниципальную службу, её прохождение и прекращение
С точки зрения трудового законодательства закрепление именно права, а не обязанности увольнения (по инициативе администрации) служит гарантией защиты право работника и работодателя прийти к соглашению, несмотря на существующую возможность расторжения трудовых отношений. Однако, распространяя трудовое законодательство на отношения муниципальной службы следует иметь ввиду, что, не соблюдая… Читать ещё >
Порядок поступления на муниципальную службу, её прохождение и прекращение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство сельского хозяйства ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет Факультет государственное и муниципальное управление Кафедра: Государственного муниципального и экономического управления Направление: государственное и муниципальное управление Реферат Порядок поступления на муниципальную службу, её прохождение и прекращение Выполнил:
Студент 8202 группы Тиссен Илья Проверил: Мелков В.Н.
Новосибирск, 2015
Содержание муниципальный служба трудовой контракт Введение
1. Поступление на муниципальную службу
2. Прохождение муниципальной службы
3. Прекращение муниципальной службы Заключение Список использованной литературы Введение Органы местного самоуправления — это самостоятельная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Местное самоуправление исполняет свою власть на местном уровне, в реализации данной власти ей помогает особая служба, называемая «муниципальной службой» .
Понятие «муниципальной службы» до недавнего времени отсутствовало в нашем законодательстве и в научной литературе. Конституция Российской Федерации также не вводит такого понятия, в ее разделе «права и свободы человека и гражданина» упоминается лишь о государственной службе. Поэтому остаётся актуальным на сегодняшний день поступление, прохождение и прекращение муниципальной службы.
Цель исследования изучить порядок поступления на муниципальную службу, её прохождение и прекращение. В соответствие с целью были поставлены задачи:
— Рассмотреть поступление на муниципальную службу
— Рассмотреть прохождение муниципальной службы
— Рассмотреть прекращение муниципальной службы
1. Поступление на муниципальную службу Порядок поступления на муниципальную службу регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» .
В части 1 статьи 16 перечислены условия, необходимые для реализации права на поступление на муниципальную службу: достижение возраста 18 лет; владение государственным языком Российской Федерации; соответствие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы; отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу.
Статьей 13 Федерального закона предусмотрены условия, ограничивающие прием на муниципальную службу и нахождение на ней. Данные ограничения устанавливаются для достижения следующих целей: предупредить злоупотребление муниципальными служащими своим должностным положением; обеспечить наиболее эффективное исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
Достижению первой цели способствуют следующие условия, ограничивающие прием на муниципальную службу и нахождение на ней: муниципальными служащими не могут быть лица, осужденные к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; не допускается совместное прохождение муниципальной службы, при условии наличия подчиненности лицами, находящимися в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
Также условием, исключающим прием или нахождение на муниципальной службе, является прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.
Следующие важное условие ограничивающие прием на муниципальную службу это гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу. Данные ограничения связаны с тем, что органы местного самоуправления должны обладать необходимой информацией о личности муниципального служащего, состоянии его здоровья, профессиональной подготовке, а также имущественном положении.
Вторая цель достигается путем установления следующих ограничений: граждане не могут быть муниципальными служащими в случае их признания недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу; гражданин не может находиться на муниципальной службе в случае его отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений. Также гражданин не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно законодательству замещение муниципальной должности происходит по результатам конкурса либо путем назначения без проведения конкурса.
Претенденту может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям по вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством для поступления на муниципальную службу и ее прохождения. Претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.
Если лицо отвечает требованиям, предъявляемым муниципальной должностью, и не имеется оснований для отказа в замещении должности, кандидат может претендовать на ее замещение. Для выявления наиболее подходящего лица для замещения муниципальной должности может проводиться конкурс документов (без личного участия претендентов) либо конкурс-испытание.
Для проведения конкурса муниципальным правовым актом органа местного самоуправления образуется конкурсная комиссия. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы, определяющее порядок и условия его проведения, публикуется в средствах массовой информации. Сроки и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
По результатам испытания лицо может быть допущено к замещению муниципальной должности или зачислено в резерв муниципальной службы. С гражданином заключается трудовой контракт, и он приступает к исполнению своих обязанностей по замещению муниципальной должности муниципальной службы.
Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание от трех до шести месяцев, а для младших служащих — от одного до трех месяцев.
При неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую должность, а при отказе от перевода уволен с муниципальной службы. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание. Порядок и условия испытания устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
2. Прохождение муниципальной службы Исполнение обязанностей муниципальной должности как стадия прохождения муниципальной службы, может быть растянута во времени на несколько десятков лет, а может завершиться вместе с окончанием испытательного срока.
Прежде всего, в соответствии с уровнем квалификации и опытом деятельности можно выделить в рамках рассматриваемой стадии прохождения службы три этапа: адаптационный, этап высокопрофессионального исполнения должностных обязанностей, инновационный этап.
Адаптационный этап носит ярко выраженный приспособительский характер. Служащий на этом этапе знакомится со своими обязанностями, условиями и порядком работы, учится принимать решения.
Этап высокопрофессионального исполнения должностных обязанностей характеризуется глубоким знанием муниципальным служащим своей работы. Служащий свободно ориентируется в особенностях своей должности, ее функциях и задачах, способен принимать решения, в наибольшей степени эффективные в сложившейся ситуации.
Инновационный этап прохождения службы характеризуется нестандартным подходом к решению служебных задач, поиском и внедрением в управленческую деятельность новшеств, позволяющий рационализировать служебную деятельность, повысить ее эффективность. Этот этап присущ муниципальным служащим с высоким интеллектуальным развитием и богатым опытом.
Между актом поступления на муниципальную службу и ее окончанием возможны различные перемещения муниципального служащего. Эти перемещения могут быть связаны, с переводом на другую должность (в связи с повышением или понижением в должности), переводом на другое место работы (другой орган), переходом на государственную службу и др.
В практике государственной и муниципальной службы в России, как и во всем мире, основным принципом служебного продвижения служащего является его профессиональный рост. Для того чтобы оценить уровень профессиональной подготовки муниципального служащего в органах местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации время от времени проводятся аттестации служащих.
Обязательная аттестация муниципальных служащих проводится один раз в три года в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления. По заявлению муниципального служащего он может быть подвергнут процедуре аттестации вне плана.
При проведении аттестации непосредственный руководитель муниципального служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. При необходимости муниципальный служащий может представить пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя. Аттестации не подлежат муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы категории «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный контракт.
Аттестация муниципальных служащих производится аттестационной комиссией, создаваемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае признания аттестационной комиссией муниципального служащего не соответствующим занимаемой должности, он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо понижен в должности, а при отказе — уволен в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие: замещающие должности муниципальной службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска; замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового контракта.
3. Прекращение муниципальной службы Поскольку в основе возникновения сложного служебного правоотношения находится трудовой контракт, то факт его расторжения (прекращения) влечет полное прекращение всех прав и обязанностей, составляющих статус муниципального служащего, закрепленный в законодательстве.
Прекращение муниципальной службы — это прекращение трудового контракта, на основании которого муниципальный служащий осуществлял свою деятельность.
В ст. 19 указанного нормативного акта основания для увольнения муниципального служащего подразделены на две основные группы: основания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (общие основания); особые основания, свойственные только муниципальной службе.
К числу последних относятся: достижение предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы (предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы — 60 лет, однако законом допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших 60 лет); прекращение гражданства Российской Федерации; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; возникновение обстоятельств, когда гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а также находиться на муниципальной службе в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права занимать должности муниципальной службы.
Особенностью прекращения трудового контракта с муниципальными служащими является также то, что в некоторых случаях осуществление действий по расторжению такого договора должно быть признано не правом, а обязанностью администрации (конкретного уполномоченного лицо) органа местного самоуправления. Такая обязанность у руководителя органа местного самоуправления возникает в случае несоблюдения служащими ограничений, установленных в Федеральном законе.
С точки зрения трудового законодательства закрепление именно права, а не обязанности увольнения (по инициативе администрации) служит гарантией защиты право работника и работодателя прийти к соглашению, несмотря на существующую возможность расторжения трудовых отношений. Однако, распространяя трудовое законодательство на отношения муниципальной службы следует иметь ввиду, что, не соблюдая указанные ограничения, служащий тем самым нарушает не только интересы муниципального органа, но и интересы населения, в целях, обеспечения которых он действует. Следовательно, «конфликт интересов» в донном случае нельзя разрешить путем простого отказа администрации от права увольнения в обмен на обещание впредь не поступать подобным образом. Изложенное, позволяет утверждать, что в законодательстве необходимо закрепить общую обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор со служащим, совершившим поступок, несовместимый с его статусом и подрывающий престиж органа местного самоуправления.
В тоже время нельзя формально, без учета конкретной ситуации рассматривать все случаи несоблюдения ограничений. Однако каждый случай совершения муниципальным служащим нарушений должен становиться достоянием общественности путем издания соответствующего приказа главы муниципального образования. При этом в случае если трудовой договор не расторгается, должны быть доказаны причины (смягчающие обстоятельства), послужившие основанием для оставления его на службе. Это касается случаев, когда деяние хотя и содержит состав служебного правонарушения, может быть оправдано малозначительностью, иными смягчающими обстоятельствами.
Кроме того, муниципальный служащий имеет право на расторжение договора и увольнение с замещаемой должности муниципальной службы по собственной инициативе, предупредив об этом руководство органа местного самоуправления в письменной форме за две недели.
Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы — 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста не более чем на один год.
При увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращение численности его штата муниципальному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3 месяцев. В случае непредставления муниципальному служащему в соответствии с его профессией и квалификацией иной должности он остается в резерве муниципальных служащих с сохранением в течение года непрерывного стажа муниципальной службы.
Четкая регламентация порядка прохождения муниципальной службы зависит не только от органов местного самоуправления, но и от государственных органов, потому что именно они формируют правовую базу муниципальной службы и осуществляют контроль за ее реализацией.
Таким образом, прекращение муниципальной службы может являться логичным и славным завершением профессиональной карьеры; мерой ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; обусловлено причинами, существенным образом препятствующем служащему осуществлять свои должностные обязанности.
По данным Росстата, на начало 2007 г. в России было 465 тыс. муниципальных служащих. Это примерно 1/3 от общего числа чиновников, которых в России 1 млн. 462 тыс. Однако темпы роста численности муниципальных служащих значительно выше, чем в среднем по чиновничеству. Если, по некоторым оценкам, численность всех чиновников за последние 10 лет возросла более чем на треть, то численность муниципальных служащих — в 3,75 раза.
По прогнозам Министерства регионального развития РФ, проводившаяся в России реформа местного самоуправления предусматривала, в 2006—2009 гг. увеличение численности муниципальных служащих еще на 150 тыс. человек.
Заключение
За столь короткий период правовая база муниципальной службы становится на свой правовой путь и продолжает развиваться дальше. В случае если раньше этот вопрос относился к государственной службе, которая выделяла единые понятия и регламентировала как государственную службу, но и муниципальную службу, то последние несколько лет все больше возникает мнений о том, что государственную службу надлежит отграничивать от муниципальной службы по многим вопросам. Данное связано с тем, что идет единое развитие всех институтов муниципального права.
Четкая регламентация порядка прохождения муниципальной службы находится в зависимости не столько от органов местного самоуправления, но и от государственных органов, потому что непосредственно они сформировывают правовую базу муниципальной службы и исполняют контроль за ее реализацией.
1. Федеральный закон № 25 от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» .
2. Батычко В. Т. Муниципальное право — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
3. Бахрах Д. Н. Административное право России: — M.: Эксмо, 2010.
4. Дудникова В. А., Елуфимова Е. Г., Шикула А. Ф. Муниципальная служба: порядок поступления, прохождения и прекращения — Новосибирск: Сибпринт, 2013.
5. Романова Е. В. Муниципальное право. — М.: Эксмо, 2011.
6. Щербаков Ю. Н. Государственная и муниципальная служба — Ростов н/Д.: Феникс, 2010.