Брак с иностранным гражданином
При заключении брака с участием иностранца условие о брачном возрасте должно быть соблюдено в отношении каждого из брачующихся в соответствии с законодательством государства их гражданства либо последнего места жительства в отношении лица без гражданства. Таким образом, возможно заключение брака и с лицом моложе 18 лет, если это правомерно по законодательству иностранного государства, гражданином… Читать ещё >
Брак с иностранным гражданином (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Брак с иностранным гражданином
правовой иностранец брачный законодательство
Актуальность темы
исследования. В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Российская Федерация. Значительные изменения претерпели экономическая и политическая системы нашей страны, упростился порядок выезда российских граждан за рубеж, въезда иностранных граждан в Россию. В результате происходит расширение деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами. Интернационализация жизни проявилась не только в товарно-денежном обороте, возросшем объеме экспортно-импортных операций, но и затронула социальную сферу, к которой можно отнести область брачно-семейных отношений.
В современных условиях активной миграции иностранной рабочей силы, наплыва беженцев и переселенцев наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами либо российскими гражданами на территориях иностранных государств. С каждым годом растет количество «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, соответственно, растет и количество разводов, совершаемых между супругами — гражданами различных государств, т. е. имеют место брачные отношения с участием иностранного элемента. Это значит, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Российской Федерации.
Поэтому приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять при заключении, прекращении, признании недействительным брака с участием иностранного элемента? Это связано с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, и унификацию брачного законодательства осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование брачно-семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев заключения, прекращения или признания недействительным брака с участием иностранного элемента требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства. Такая принадлежность брачного правоотношения с участием иностранного элемента может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права.
Таким образом, в настоящее время всестороннее и полное изучение вопросов заключения, прекращения или признания недействительным брака с участием иностранного элемента представляется необходимым и актуальным и позволит найти решения отмеченных проблем.
Состояние научной разработанности темы исследования. Институт брака с участием иностранного элемента, а также понятие иностранного элемента были исследованы в рамках науки международного частного права в трудах таких ученых-юристов как Л. П. Ануфриева, М. М. Богуславский, М. И. Брун, В. В. Залесский, В. П. Звеков, М. Н. Кузнецов, И. И. Лукашук, Н. И. Марышева, Л. Рапе, Г. Ю. Федосеева и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу заключения, расторжения и признания брака с участием иностранного элемента недействительным, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом исследования выступают семейно-правовые, в том числе коллизионные, нормы Российской Федерации и международных правовых актов, регулирующие заключение, расторжение и признание брака с участием иностранного элемента недействительным, а также практика их применения.
Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в осуществлении комплексного анализа проблем семейно-правового, в том числе коллизионно-правового, регулирования правоотношений, возникающих вследствие заключения, расторжения и признания брака с участием иностранного элемента недействительным.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить правовую природу брака и понятие брака, а также брака с участием иностранного элемента в российском праве;
— проследить историю развития института брака в России; - проанализировать коллизионно-правовое регулирование брака с участием иностранного элемента;
— рассмотреть условия заключения и препятствия к заключению брака с участием иностранного элемента, а также порядок его заключения, в том числе в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.
Методологическая основа исследования. Поставленные задачи диссертационного исследования решаются на основе комплекса общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений. Исходным методологическим способом диссертационного исследования выступал диалектический подход к научному познанию, позволяющий всесторонне изучить объект и предмет исследования. Также в процессе исследования были использованы частно-научные методы: формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системно-структурный, коллизионный и метод логического анализа.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных правоведов в области семейного и международного частного права. Работа основана на достижениях философии, истории, общей теории права, а также конституционного, гражданского, гражданско-процессуального и иных отраслей права.
1. Развитие правового регулирования брачных отношений с участием иностранцев
1.1 Истоки развития правого регулирования брачных отношений с участием иностранцев
Семейное право в своём развитии, как и любая отрасль права, связано событиями и действиями людей, а также устанавливаемыми государством нормами поведения, выраженными в различных законах и иных нормативных актах, дошедших до нас в письменных трактатах учёных-цивилистов, юристов, историков.
Одними из самых древних письменных источников права, содержащими нормы брачно-семейных отношений, были законы древневавилонского правителя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Свод законов Хаммурапи состоял из разделов, одним из которых — шестым (статьи с 127 по 195) — регулировались брак и отношения мужа, жены (жен), их потомства. Например, в соответствии с данным законом брак рассматривался как сделка, которая оформлялась договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. При этом браку сопутствовали особые церемонии, а процедура заключалась в произнесении фраз: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Статьи описывали исключительно конкретные случаи и объявляли противоправными и наказуемыми определённые действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные, например инициатива в семейных разводах. Упоминание о смешанных браках, как таковых, в понимании воссоединения для сожительства семьёй известно древнеримскому праву. Обособленность и прогрессивность римского частного права (ius civile) предопределяла особый статус неграждан (hostes, peregrine), допустимость правильных сделок с которыми — commercium — специально устанавливалась законом. Законы XII таблиц, разработанные «законодательной комиссией из десяти мужей» в 451 г. до н.э., а после «вотированные комициями» в 449 г. до н.э. (таблица IV «О семейных делах») предусматривали доступность торже-ственных юридических актов некоторым категориям иностранцев, связанных с римским народом договором о дружбе, а также возможностью судебного разбирательства с чужестранцем. При этом постепенно вырабатывается общая дифференциация иностранцев по категориям в соответствии с их статусом, который зависит от степени близости прав иностранцев к правам римских граждан. Наибольшей близостью к римским гражданам обладали древние латины (Ынп prisci) — граждане городов в Лации, входивших в Латинскую лигу во главе с Римом. Латины имели право заключать сделки с римлянами), селиться в Риме, становясь римскими гражданами migrandi), а также вступать в законный брак с римлянами conubii). Ребёнок от брака латина с римской граж-данкой считался римским гражданином.
«Сохранилось, — пишет С. А. Муромцев, — достаточное количество указаний на существование такой формы общения Рима с другими городами, которой санкционировались международные браки. Следовательно, всюду, где мы слышим о допущении международных браков, надо предполагать существование гражданского общения с целями имущественного обмена». При этом наглядно усматривается связь последствий личных отношений в имущественном выражении.
Ещё в середине XIX в. В. О. Пероговский в своём исследовании «О началах международного права относительно иностранцев у народов Древнего мира» отмечает, что основой закрепления в международных договорах стал институт «проксении», согласно которому граждане одного государства добровольно брали на себя обязанность принимать в своём отечестве иностранцев и защищать их права. Чужеземцы в Греции получали особую защиту: действовал обычай, запрещавший их выдачу. Впоследствии иностранцы приобретали имущество и вступали в «смешанные» браки.
1.2 Правовое регулирования брачных отношений с участием иностранцев в России до ХХ в.
В исследованиях классика российской цивилистики А. И. Заговоровского, говорится о том, что русское законодательство, зная только церковную форму брака и применяя её для лиц всех вероисповеданий, распространило это правило и на русских подданных в том случае, когда они заключали брак в другом государстве, где существует гражданский брак. Но русская подданная, вышедшая замуж за иностранца, в отечестве которого имел силу гражданский брак, и не обвенчанная, будет в законном браке и с точки зрения русских законов, так как вступление в брак с иностранцем влекло за собой потерю российского подданства. До 1831 г. сохранялось правило о том, что если военнопленный иностранец, находясь в России, женился на русской подданной и потом был отпущен в своё отечество, то жена (русская подданная) не отпускалась с ним, и в данном случае надлежало расторгнуть и сам брак.
Также А. И. Загоровский, обращаясь к античному праву, указывал, что последствиями заключения брака афинского гражданина с иностранкой явилось состояние незаконнорожденности её детей. А польское законодательство, заботясь об имущественном положении своих поданных, особенно имеющих определённый статус, устанавливало дополнительные условия при вступлении в брак с иностранцами. Например, дипломатические чиновники Царства Польского при вступлении в брак с иностранками, помимо документа о разрешении начальства на вступление в брак, должны были представить «подписку невесты, что ей объявлено, что, будучи в замужестве за дипломатическим чиновником, она должна продать имение своё в чужих краях». Отечественное семейное законодательство также прошло достаточно длительный путь своего эволюционного развития. На Руси семейные отношения восточных славян до принятия христианства основывались на нормах обычного права. В 988 г. с принятием христианства на Руси семейные дела были отнесены к компетенции церкви. Православная церковь ограничила возможность расторжения брака, устранила многожёнство и ввела такую форму заключения брака, как венчание, представляющую собой определённый ритуал. Брачно-семейные отношения того времени регулировались положениями Кормчей книги. Позже большое внимание регулированию семейных отношений уделялось в Соборном уложении 1649 г. и в Судебнике Иоанна IV 1550 года. Но значительнее всего влияние на развитие русского семейного права оказал царь Пётр I. Его реформы положили начало так называемому имперскому периоду семейного права России. Реформы начались с изменения характера обручения: обручение было превращено в обязательное священное таинство, представляющее собой нерасторжимый договор, равный по силе самому браку. Как правило, обручение проводили родители и опекуны детей, в том числе и малолетних. Но ввиду того, что обручение нарушало одно из главных условий — свободу волеизъявления вступающих в брак, в 1775 г. при Екатерине II оно было уничтожено как отдельный акт и стало простым церковным обрядом, совершаемым вместе с браком.
Учитывая мнение о том, что социальное положение жены определяется по мужу, в 1742 г. было установлено, что малороссиянин, женившись на крепостной, делает и её свободной от зависимости. В 1724 г. в Инструкции магистратам было запрещено выходить замуж за человека иного сословия: брак мог состояться лишь в том случае, если вдова продаст принадлежащие ей дворы и завод в посад, а в отношении московского купечества было такое установление: «Жёны, ежеле похотят замуж других чинов за людей, и тем прежде замужества надлежит продать двор и заводы в посад и, заплатя все доимки сполна, выдти замуж, за кого похочет».
С периодом правления Петра I связано и первое появление смешанных интерконфессиональных браков, даже немыслимых ранее. Так, в 1721 г. Указом Святейшего Синода было разрешено шведам, жившим в Сибири, вступать в брак с русскими при соблюдении, однако, следующих условий: принятие русского гражданства, дача подписки о несовращении православного супруга в свою веру, обязательство воспитывать детей в православии. Данное нововведение было связано с тем, что после победы в Северной войне Петр I пытался всячески привлечь пленных шведов к освоению Сибири, даже если для этого им пришлось бы даровать российское подданство. Это постановление было изменено в 1768 г. в отношении западных губерний, где при заключении смешанных браков Екатерина II, ещё придерживавшаяся прогрессивных взглядов, разрешила воспитывать сыновей в отцовской, а дочерей в материнской вере.
Позже, в 1796 г., Екатерина II, продолжая реформы в брачно-семейной сфере, из правила обязательного присутствия брачащихся на венчании сделала исключение для членов императорского дома при женитьбе их на иностранных принцессах (по примеру Запада было введено доверенное лицо). Стали допускаться смешанные браки лиц православного вероисповедания с лицами других христианских вероисповеданий (без перехода их в православие). Более того, стали разрешаться браки нехристиан (евреев, мусульман, буддистов) с христианами. Для фиксирования подобных браков, а также браков раскольников в церквах вводятся книги актов гражданского состояния (светская форма), и все гражданские последствия таких браков рассматриваются исключительно светским судом.
В начале XIX в. допускались браки российских подданных с иностранцами, но при этом одним из разрешительных критериев являлось единое вероисповедание брачащихся. Так, после 1830 г., согласно Своду законов Российской империи, а именно разделу «О союзе брачном», запрещались браки христиан и нехристиан: эти лица без различия их состояний могли вступать между собой в брак, «не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сём же основании допускается брак иностранца православного вероисповедания с российскою подданною того же исповедания». При этом вступление в брак с иностранцем влекло потерю российского подданства.
Во второй половине XIX в. церковь в России по-прежнему регулировала заключение и расторжение брака, осуждала смешанные браки и браки, заключённые без согласия родителей. В этих случаях ослушавшихся лиц даже могли подвергнуть тюремному заключению.
Отмена крепостного права в России в 1861 г. повлияла и на права крестьян, вышедших из крепостной зависимости. Согласно п. 21 Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (19 февраля 1861 г.), «на крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейных. На сём основании для вступления в брак и распоряжения в их семейных делах не требуется дозволения помещиков». Таким образом, формально без разрешения помещиков крестьянин (-ка) имел право заключить брак с лицом, подданным другого государства. В аналогичный период времени брак и семья во Франции, Англии, Германии в основном регулировались нормами канонического (церковного) права. Примечательно, что брак рассматривался не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Для вступления в брак также необходимо было достичь определённого возраста. Например, во Франции мужчинам — от 13 до 15 лет, женщинам — 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнее уже не требовалось. Во Франции и Англии развод по каноническому праву не допускался, однако обычным англосаксонским правом развод признавался, разрешая лишь при определённых обстоятельствах раздельное проживание супругов.
1.3 Правовое регулирование брачных отношений с участием иностранцев в России в советский период
В более поздний период Гражданский кодекс Франции 1804 г., так называемый Кодекс Наполеона, включал в себя книгу первую «О лицах», которая состояла из титулов, включая титулы о семейных правоотношениях: «Об актах гражданского состояния, о браке, о разводе» и т. п. Кроме того, ст. 11 регламентировала право иностранцев пользоваться во Франции такими же правами, что имели французы, но только в случаях, когда французы обладали такими же правами на территории иностранного государства, которые имели сами граждане этого государства: «Ино-странец пользуется во Франции такими же гражданскими правами, которые предоставлены или будут предоставлены французам по договорам с государством, к которому принадлежит иностранец». Данные права распространялись и на брачно-семейную сферу правоотношений. В этом случае чётко усматривается принцип «взаимности», регулируемый в настоящее время почти всеми известными правопорядками, в том числе и ч. 2 ст. 157 СК РФ. Возвращаясь к истории семейного отечественного права, следует отметить, что Октябрьская революция 1917 г. сыграла огромную роль в истории возникновения семейного законодательства в России и послужила началом новой эры семейного законотворчества. Так, 18 декабря 1917 г. был принят первый Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», где в преамбуле провозглашается, что «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки», а также, устанавливая юридическую силу только за зарегистрированным в установленном порядке браком, относительно церковного брака поясняет, что «церковный бракъ, наряду съ обязательнымъ гражданскимъ является частнымъ деломъ брачущихся».
Кроме того, Декрет в ст. 10 уравнял в правах брачных и внебрачных детей, предо-ставил возможность установить отцовство в судебном порядке, в ст. 9 установил необходимость ведения книг записей актов рождений, браков и смертей, а в ст. 2, помимо материальных условий заключения брака, установлен брачный возраст для мужчин -18 лет, для женщин — 16 лет.
Буквально на следующий день, а именно 19 декабря 1917 г. принимается ещё один Декрет «О расторжении брака», предусматривающий сохранившиеся до наших дней административный (в органах загса) и судебный порядок развода. При этом провозглашался принцип свободы брака, имеющий целью освобождение женщин от навязанных им брачных уз помимо их воли (по принуждению родителей, по религиозным убеждениям, местным обычаям, вследствие материальной выгоды и т. п.).
Спустя более полугода, 16 сентября 1918 г., несмотря на противоборство между советской властью и церковью (в то время в Москве проходил Священный собор Православной церкви, которым остро осуждалась широкая свобода развода и гражданский брак), был утверждён ВЦИК Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС). В примечании 1 ст. 53 Кодекса впервые закреплялось, что «ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей, которые о заключённых браках обязаны сообщить Центральному отделу записей актов гражданского состояния с представлением копий брачных свидетельств». Кроме того, в ст. с 71 по 73 устанавливалось право на вступление в брак независимо от нахождения в вере, монашеском и дьяконском сане, давшим обет безбрачия белого (католического) и черного. В целях достижения равноправия женщины с мужчиной Кодексом в ст. 103 впервые оговаривалось, что перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты. Данный принцип о гражданстве супругов впервые в истории был закреплён именно в этой статье. Через 40 лет он стал нормой международного права и был включён в разработанную и принятую в рамках ООН Конвенцию о гражданстве замужней женщины 1957 года.
Проанализировав статьи Кодекса 1918 г. и сопоставив их с нормами нынешнего семейного права, необходимо отметить, что концепция Семейного кодекса РФ, хотя и отличается, но принципиальные положения, обозначенные ещё в 1918 г., сохранились до сих пор. Нельзя не согласиться с выводом О. И. Чистякова, что «Кодекс 1918 года явился основным законодательным актом в области семейного права на достаточно продолжительный срок. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении 8 лет и содействовал раскрепощению женщин, уравнению их в правах с мужчинами и развитию их гражданского самосознания». Несмотря на громадные людские потери, вызванные Гражданской и мировыми войнами, Советское государство отказывается от своих подданных, находящихся за границей, и лишает их российского гражданства. В развитие постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. о лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей, 27 мая 1933 г.
ЦИК СССР и СНК СССР принимает постановление, согласно которому бывшие российские подданные, выехавшие за границу до 25 октября 1917 г. и принявшие иностранное гражданство или подавшие заявление о принятии их в иностранное гражданство, не считаются гражданами Союза ССР. При этом каких-либо условий и причин, вследствие которых российский гражданин покинул Россию, не оговаривалось. В том случае, если лицо покидало Россию и вступало в брак с иностранцем на территории иностранного государства, российский гражданин, в том числе на основании вышеперечисленных нормативных актов, автоматически лишался российского гражданства. Вероятно также и то, что по возвращении в Россию, лицо, абсолютно не имея политической «окраски» своих действий, подвергалось репрессиям.
В данном аспекте в 1948 г. советское семейное законодательство претерпевает некоторое значительное изменение: советским гражданам запрещаются браки с иностранцами. В качестве обоснования указывалось, что «наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации». Следует поддержать вывод О. И. Чистякова о том, что это «обоснование не было надуманным. Действительно, большинство такого рода браков оказались неудачными. Тем не менее столь чрезмерную заботу о семейном благополучии своих граждан вряд ли можно признать достаточно обоснованной: ведь и в нашей стране всегда было сколь угодно неудачных браков». Необходимо отметить, что в целом браки советских граждан с иностранцами рассматривались как антипатриотичные, и попытка отказаться от советского гражданства как одна из возможностей вступить в брак с иностранцем для советского гражданина (чаще советской гражданки) могла закончиться трагично, вплоть до обвинения в измене Родине.
Е.М. Ворожейкиным, одним из советских исследователей семейного права, в сравнительно-правовом исследовании семейного законодательства европейских государств указывается, что Вторая мировая война привнесла свои коррективы в брачно-семейное право не только Советского Союза, но и государств-агрессоров. Так, Семейный кодекс ГДР 1966 г. в параграфе 15 Вводного закона предусматривал особое разрешение от государства, которое необходимо было получить гражданину ГДР при заключении брака с иностранцем. В этом случае необходимо было разрешить ряд вопросов: об условиях заключения брака по законам иностранного государства, о будущем месте жительства супругов, о возможном изменении гражданства.
Таким образом, данный исторический экскурс позволяет хотя и не в полном объёме, но выявить некоторые особенности в развитии отечественного семейного права, поставленные в зависимость от событий, происходивших в истории государства, оценить степень влияния норм зарубежных правопорядков на формирование современного отечественного семейного законодательства, а также постараться понять и определить те правовые «пробелы», без восполнения которых трудно «построить» такое семейное право, которого достойно развитое гражданское общество.
2. Понятие «иностранец» в российском законодательстве и практика их применения к брачно-семейным отношениям
2.1 Сущность понятия «иностранный элемент» в российском законодательстве
Брачно-семейные отношения с участием иностранцев в правовой доктрине подпадают под категорию частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом. Каково же содержание понятий «иностранный элемент», «иностранный правопорядок» и «иностранец» и оправдано ли употребление этих понятий применительно к брачно-семейным отношениям? В настоящее время термин «иностранный элемент» закреплён в п. 1 ст. 1186 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), которая предусматривает применение права к «гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо к гражданско-правовым отношениям, осложнённым иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей». Исходя из смысла данной формулировки, можно представить, что понятие «иностранный элемент» в системе гражданско-правовых отношений выражается:
1) в принадлежности к иностранному государству его участников;
2) в нахождении участников правоотношения за пределами государства, гражданами которого они являются, то есть за границей;
3) других характеристиках.
В качестве характеристики правоотношения как правоотношения с иностранным элементом может быть и тот факт, что обстоятельство, каким-либо образом влияющее на возникновение, изменение или прекращение данных правоотношений, имеет место за границей. Таким образом, структура понятия «иностранный элемент» в целом соответствует по своему содержанию к применению в семейно-правовых отношениях с участием иностранцев, регулируемых российским законодательством. Однако разд. VII Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) применительно к данным отношениям имеет название «Применение законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». В данном случае, видимо, законодатель считает, что «иностранная характеристика» непосредственно затрагивает только субъект правоотношения. Ряд авторов международно-правовой и семейно-правовой доктрины (Н.И. Марышева, В. П. Звеков, Н.А. Нечаева) считает необходимым и оправданным с точки зрения правовых условий употребление термина «иностранный элемент», применимым к семейно-правовым отношениям. «Было бы, на наш взгляд, — пишет Н. И. Марышева, — неправильно видеть в том, что понятие „иностранный элемент“ в СК РФ отсутствует», считая, что к семейным отношениям применимы другие характеристики, закреплённые в п. 1 ст. 1186 ГК РФ в понятии «иностранный элемент», как то: место регистрации акта гражданского состояния и место жительства участников брачно-семейных правоотношений. Например, в отдельных статьях речь идёт о супругах — российских гражданах, проживающих за границей или заключающих за границей брак.
В.П. Звеков также считает, что «иностранный элемент», конечно, условное, не совсем точное понятие, но едва ли следует отказываться от устоявшегося термина тем более, что он уже употреблён законодателем. Такие авторы, как В. В. Павленко и Е. И. Таранцова, применяют понятие «иностранный элемент» в комментарии к ст. VII разд. СК РФ, регулирующего личные неимущественные и имущественные отношения супругов, родителей, детей и других членов семьи «при наличии иностранного элемента».
В поддержку употребления понятия «иностранный элемент» применительно к семейно-правовым отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства выступает А. М. Нечаева, полагая, что «содержание разд. VII СК РФ следует, очевидно, признать более широким, чем его название», опираясь на те же доводы, что и вышеуказанные авторы: «иностранный элемент в составе семейного правоотношения выражается чаще всего в участии в нём иностранных граждан (лиц без гражданства) при том, что отношения могут быть связаны с иностранным государством и иным образом (с местом жительства участников или с местом совершения акта)». Е. А. Криволапова, исследуя вопросы правового регулирования брака с участием иностранцев, употребляет понятие «иностранный элемент» во всех его аспектах и проявлениях, где прослеживается связь с иностранным государством даже и в тех случаях, где речь идёт именно о субъекте правоотношения: «иностранный элемент в брачных правоотношениях проявляется в двух аспектах: во-первых, если субъектом брачного правоотношения является иностранный гражданин; во-вторых, если юридический факт, вследствие которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение (например, заключение или расторжение брака), имеет место на территории иностранного государства. Поэтому предлагается изменить название разд. VII СК РФ, озаглавив его «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранного элемента». Возможно, имеет смысл согласиться с данным мнением, но только применительно ко второму аспекту. В целом же вывод об изменении наименования главы является несколько преждевременным и недостаточно обоснованным. В юридической науке приводились различные доводы против применения термина «иностранный элемент», среди которых и тот, что использование этого понятия нарушает доктринальную структуру правоотношения — субъект, объект, права и обязанности, — как бы дополняя ещё одним элементом. При этом более логичным представляется то, что «иностранный элемент» не является самостоятельным элементом правоотношения, а представляет его некоторую «характеристику», выявляющую связь с иностранным государством, поэтому нельзя подменять этой «характеристикой» самостоятельный элемент правоотношения — его субъект. «Необходимо обратить внимание на то, что иностранный элемент, — пишет Н. И. Марышева, — характеризует именно правоотношение. Поэтому, например, тот факт, что в качестве представителя стороны выступает иностранный гражданин или что стороной предъявляется в суд документ, выданный иностранными властями, не даёт основания для рассмотрения правоотношения как правоотношения с иностранным элементом». Иностранное качество семейных правоотношений в правовой теории и практике не ограничивается терминами «иностранный элемент» и «иностранец». Так, И.В. Гетьман-Павловой при описании, характеристике семейно-правовых институтов с участием иностранцев применительно как к субъекту правоотношения, так и в целом к правоотношению употребляется термин «иностранный правопорядок». В данном случае применительно к субъекту правоотношения термин «иностранный правопорядок», вероятно, употребляется исходя из того, что субъект данного правоотношения является физическим лицом с наделёнными правами и обязанностями, составляющими правовые категории, вытекающие из правовых актов в установленном порядке. Применительно к российскому семейному праву в настоящее время СК РФ в гл. VII использует понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», определяя также условия, некоторый объём прав и обязанностей, а также порядок их участия в брачно-семейных отношениях.
2.2 Сущность термина «иностранец» в российском законодательстве
Термин «иностранец» в российском законодательстве обычно не употребляется. Он используется в доктрине, как синоним понятия «неграждане». В юридической литературе при употреблении термина «иностранец» имеются в виду иностранные граждане и лица без гражданства. Почти для каждого государства характерен такой подход в классификации физических лиц и разделения их на три категории (собственные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства). С одной стороны, это делается в целях осуществления протекционистской политики в отношении собственных граждан, с другой — через регулирование объёма прав и обязанностей иностранцев проводится политика национальной безопасности государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Понятие «подданство» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 2 вносит в определение понятия «иностранный гражданин» существенное уточнение, связывая признание этого статуса с наличием соответствующих доказательств, а именно документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в РФ, к которым в соответствии со ст. 10 указанного Закона относятся паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в качестве такового международным договором РФ.
Лицом без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» является лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Такие лица называют апатридами, аполидами. Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении, если закон места рождения и закон страны гражданства родителей основаны на принципе права почвы. Гражданство может быть утрачено и впоследствии.
Международное право в немалой мере содействовало улучшению правового статуса лиц без гражданства, который приближается к статусу иностранцев.
В том числе применительно и к брачно-семейным отношениям ст. 12 Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. В данном случае, очевидно, идёт речь о статусе по внутригосударственному праву. Но это не даёт права лицу без гражданства на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства (государства рождения), которым обладают иностранцы, а также прав, предусмотренных договорами с их страной, которые предоставляет государство пребывания. Имея представление о сути понятий «иностранец», «иностранный элемент», «иностранный правопорядок», для правильного применения данных правовых категорий в связи с «иностранной окраской» необходимо их соотнести со структурой семейно-брачного правоотношения. Как известно, теория права выделяет в структуре правоотношения следующие элементы: субъекты, содержание (субъективное право и юридическая обязанность) и объект правоотношения. Так, применение понятия «иностранец» к семейно-правовым отношениям, вероятно, является правильным, если идёт речь о субъекте правоотношения, субъективном праве, а также правовой характеристике субъекта либо иных сходных по значению действий в отношении субъекта. Например, при государственной регистрации актов гражданского состояния с участием иностранцев в Российской Федерации в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдаётся документ (свидетельство), который в некоторых случаях для целей его легитимности за пределами РФ легализуется (в упрощённом порядке апостилируется для государств-участников Гаагской конвенции 1961 г. об упрощенном порядке легализации и проставлении штампа «апостиль»), а также переводится на язык страны следования и нотариально удостоверяется. Обращаясь к объекту правоотношения с участием иностранцев, например, характеризуя или давая оценку юридическим последствиям «смешанных» браков (в частности, рассмотрение судом РФ иска о расторжении брака и разделе совместно нажитого недвижимого имущества, находящегося за границей) употребление понятия «иностранный элемент» явилось бы более предпочтительным. В сфере семейно-брачных отношений с участием иностранцев применение термина «иностранный правопорядок», вероятно, наиболее тесно связано с юридическими фактами как с событиями и действиями, с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение семейно-брачных правоотношений, регулируемых нормами иностранного права. Например, при рассмотрении различного рода исков о брачно-семейных спорах с участием иностранцев может возникнуть необходимость в установлении содержания норм иностранного семейного права. В данном случае ссылка на иностранное право и подлежащий применению закон как на «иностранный правопорядок» явилась бы наиболее уместной.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что правильное употребление терминов «иностранец», «иностранный элемент», «иностранный правопорядок» не только следует законам юридической техники, но и достоверно и реально отражает сущность таких сложных в понятии и применении правоотношений, какими являются семейно-брачные отношения с участием иностранцев.
3. Правовое регулирование заключения брака, осложненного иностранным элементом, в Российской Федерации
3.1 Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан
В Семейном кодексе РФ (далее по тексту — СК РФ) содержится специальный раздел, посвященный нормам коллизионного права. В разделе VII СК РФ «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» предусмотрены основания и условия применения семейного законодательства Российской Федерации и норм иностранного семейного права к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям российских граждан, если эти отношения связаны с территорией иностранного государства.
При определении законодательства, применимого к заключению брака с иностранцем, необходимо определить, право какой страны регулирует форму и порядок заключения брака, а также — право какой страны определяет брачную правоспособность лиц, вступающих в брак.
В соответствии с частью 1 статьи 156 СК РФ, форма и порядок заключения брака с участием иностранцев на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации, а именно статьями 10 и 11 СК РФ и принятыми в их исполнение подзаконными нормативно-правовыми актами. Брак на территории России совершается в той форме и в том порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации независимо от гражданства жениха и невесты, т. е. заключается в органе ЗАГС РФ и при их личном присутствии. Соответственно, права и обязанности супругов брачующиеся принимают с момента государственной регистрации акта гражданского состояния — заключения брака.
Развивая более подробно данную правовую норму, законодатель обращает внимание, что при заключении брака любыми лицами (независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства) на территории РФ должна быть соблюдена единственная действующая на территории РФ форма заключения брака — государственная регистрация в органах записи актов гражданского состояния.
Заключение
брачного союза с соблюдением религиозного обряда в РФ не имеет правового значения. В данном случае закреплен принцип подчинения формы брака закону места совершения акта о заключении брака (logus regit actum), данные нормы носят императивный характер.
При заключении брака с участием иностранца условие о брачном возрасте должно быть соблюдено в отношении каждого из брачующихся в соответствии с законодательством государства их гражданства либо последнего места жительства в отношении лица без гражданства. Таким образом, возможно заключение брака и с лицом моложе 18 лет, если это правомерно по законодательству иностранного государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак. Однако, по мнению В. А. Канашевского, если иностранное законодательство предусматривает чрезвычайно низкий брачный возраст, в регистрации такого брака может быть отказано ввиду противоречия российскому публичному порядку. Возникает вопрос: что понимается В. А. Канашевским под «чрезвычайно низким» брачным возрастом? В соответствии с частью 2 статьи 13 СК РФ, вступление в брак при наличии особых обстоятельств может быть разрешено до достижения 16-летнего возраста в соответствии с законами субъектов РФ. Например, самая нижняя возрастная граница брачной дееспособности в 14 лет установлена в ряде субъектов РФ: в Республике Адыгея, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Магаданской, Московской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Тамбовской, Тюменской, Тульской областях. Кроме того, в общепризнанном правовом контексте 14-летие определяется как ключевая точка отсчета для «запуска ограниченного отраслевого статуса». Поэтому представляется правильным считать «чрезвычайно низким» брачным возрастом возрастную границу брачной правоспособности ниже 14 лет, установленную иностранным законодательством и, соответственно, отказывать в государственной регистрации заключения брака с иностранцем моложе 14 лет, как противоречащую публичному порядку РФ в соответствии со статьей 167 СК РФ.
Например, в США брачный возраст колеблется от 18 до 21 года.
Как уже отмечалось, одним из главных условий заключения брака между гражданином РФ и иностранцем на территории России является соблюдение законодательства в отношении препятствий к заключению брака. Кроме того, для брачных отношений с участием российских граждан нормы статьи 14 Семейного кодекса РФ имеют экстерриториальный характер, т. е. действуют в любом случае, где бы российские граждане не находились.
Так, при заключении брака российской гражданки с гражданином КНР на территории России (например, в г. Благовещенске Амурской области) в отношении российской гражданки должны соблюдаться требования статей 12 — 15 Семейного кодекса РФ (необходимо наличие добровольного согласия на вступление в брак, достижение ими брачного возраста — 18 лет, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака), а в отношении гражданина КНР должны соблюдаться требования Закона КНР «О браке» относительно брачного возраста (брачный возраст для мужчин составляет 22 года, для женщин — 20 лет), согласия на вступление в брак (добровольность и взаимность — основные условия для заключения брака — впервые были введены Законом «О браке» 1950 года), запрета к заключению брака. В соответствии со статьей 7 Закона КНР «О браке», запрещено вступление в брак при наличии одного из следующих обстоятельств: заключение брака кровными родственниками по прямой линии или кровными родственниками по боковой линии в пределах трех поколений; серьезного заболевания одной из сторон, при котором (с точки зрения медицины) не допускается вступление в брак.
3.2 Правовые ограничения заключения брака с иностранным гражданином
Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. В отечественной юридической литературе в отношении этого обстоятельства мнение достаточно однозначное. М. М. Богуславский, П. В. Крашенинников, М. В. Власова, Ю. А. Королев, Н. И. Марышева считают, что нормы иностранного права, допускающие полигамию, противоречат основным принципам российского семейного права (статья 167 СК РФ), но это не означает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они признаются, не могут порождать юридических последствий, признаваемых в нашей стране. В частности, подлежат признанию алиментные обязательства членов полигамной семьи.
Другим обстоятельством, наличие которого препятствует заключению брака, действующим, в том числе и в отношении иностранцев, является наличие близкого родства, свойства и отношений усыновления.
Согласно статье 14 СК РФ, не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными.
По мнению Е. М. Ворожейкина, А. М. Нечаевой, Ю. М. Фетюхина, И. А. Косаревой, круг лиц, на которые современное семейное законодательство распространяет свой запрет на вступление в брак вследствие близкого родства, достаточно ограничен. И. А. Косарева предлагает «…расширить перечень близких родственников, браки между которыми не допускаются, указанием в статье 14 СК РФ на запрет браков между дядями и племянницами, тетями и племянниками, двоюродными братьями и сестрами как из нравственного, морально-этического соображения, так и с точки зрения биологической». «Кровная связь родителей может привести к накоплению патологических генов, вызывающих рождение ребенка-инвалида. Даже при более отдаленной кровнородственной связи матери и отца существует реальная угроза гибели плода, детской смертности особенно в раннем возрасте, появление детей с разного рода уродствами и аномалиями».
Например, между двоюродными братьями и сестрами невозможны в половине штатов США.
По морально-этическим соображениям браки между усыновителями и усыновленными запрещены во всех странах. В том случае, если в такой связи появляется или должен появиться ребенок, что с меньшей долей вероятности, но возможно, и родители желают зарегистрировать свои отношения, то отмена усыновления в судебном порядке должна предшествовать государственной регистрации рождения.
Также обстоятельством, препятствующим заключению брака, является признание лица недееспособным вследствие психического расстройства здоровья.
Несомненно, состояние здоровья лиц, вступающих в брак, занимает одно из первостепенных мест не только в ракурсе государственной семейной политики как фактор, влияющий на здоровье нации, но и как элемент здоровых супружеских отношений, имея в виду сексуальное сожительство и, что более важно — рождение и воспитание детей.
Сомнения, которые могут возникнуть у сотрудника органа ЗАГС при приеме заявления у лиц, желающих вступить в брак, становятся поводом для отложения регистрации брака на один месяц в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 11 СК РФ, в течение действия которого могут быть запрошены соответствующие медицинские документы, подтверждающие состояние психического здоровья лица, желающего вступить в брак.
В целом, необходимо отметить, что наличие единственного препятствия, характеризующего состояние здоровья, при наличии которого брак не может быть зарегистрирован изначально, в порядке, установленном российским семейным законодательством, является действительно серьезным пробелом отечественного законодателя. Российский законодатель (статьи 121 и 122 УК РФ) только предусматривает уголовную ответственность за заражение или заведомо поставление другого лица в опасность заражения венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией.
В настоящее время при заключении брака с иностранцем на территории РФ никаких документов, подтверждающих состояние здоровья иностранца, не требуется. Поэтому представляется правильным ввести обязательное медицинское освидетельствование при заключении брака российского гражданина с иностранным гражданином, лицом без гражданства. Для реализации данного положения, а также принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 156 СК РФ порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ, представляется целесообразным внести дополнения в статью 156 СК РФ в виде части 5 следующего содержания:
«5. При вступлении иностранного гражданина, лица без гражданства в брак с гражданином Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства при подаче заявления представляет медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное не ранее, чем за два месяца до даты подачи заявления на вступление в брак.
Медицинское обследование иностранного гражданина, лица без гражданства, желающего вступить в брак с гражданином Российской Федерации, проводится учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту регистрации брака бесплатно.
Результаты обследования иностранного гражданина, лиц без гражданства составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены органом записи актов гражданского состояния только российскому гражданину, с которым иностранный гражданин, лицо без гражданства намерено заключить брак".
Еще одним спорным моментом является расторжение брака. Так, решением мирового судьи Б.В. районного Суда Челябинсокй облшасти было отказано в удовлетворении иска к Б.Т. о расторжении брака, предъявленного им по последнему известному месту жительства ответчицы в России, со ссылкой на отсутствие доказательств о месте жительства ответчицы по адресу, указанному истцом в исковом заявлении, а также доказательств того, что ответчица является гражданкой США.
Отменяя такое решение, президиум Челябинского областного суда указал, что возможность прекращения брака путем его расторжения по заявлению заинтересованного супруга установлена ст. 16 п. 2 СК РФ. Ограничением права на предъявление мужем требований о расторжении брака является беременность жены, а также период в течение года после рождения ребенка — ст. 17 СК РФ.
При рассмотрении дела мировому судье следовало руководствоваться положениями ч. 1 ст. 29 ГПК РФ, устанавливающей возможность предъявления иска по последнему известному месту жительства ответчика, и п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ, согласно которой суды РФ вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в РФ или хотя бы один из супругов является гражданином России.
Изложенные в решении мирового судьи обстоятельства не являлись основанием для отказа Б.В. в иске о расторжении брака.
Определение мирового судьи о возвращении искового заявления о расторжении брака, мотивированное неподсудностью дела данному мировому судье с рекомендацией обратиться в суд по месту проживания ответчика в г. Нью-Джерси, также было отменено президиумом областного суда, поскольку мировым судьей не были учтены положения ч. 1 ст. 29 и п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ. (№ 44Г-2063/2006)
Еще одни пример: М. обратилась к мировому судье с иском к К., гражданину США, о расторжении брака, указав, что в мэрии г. Атланта был зарегистрирован брак между ней и ответчиком; семья распалась, ответчик проживает в США.
Определением мирового судьи постановлено: вернуть исковое заявление разъяснив, что ей следует обратиться в суд по месту жительства ответчика.
Определением суда апелляционной инстанции указанное определение оставлено без изменения.
Президиум Верховного суда указанные определения отменил и передал дело на новое рассмотрение.
Вынося указанные определения, суды исходили из того, что данное дело подлежит рассмотрению по месту жительства ответчика в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, то есть по общему правилу о подсудности. Между тем, подсудность дел с участием иностранных лиц регулируется главой 44 ГПК РФ, ч. 3 ст. 402 которой предусмотрено, что суды в РФ вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в РФ или хотя бы один из супругов является российским гражданином.
При разрешении данного вопроса суды, указанные положения процессуального закона не учли и не выяснили возможность рассмотрения дела судом Российской Федерации по месту жительства истицы.
В заключение необходимо отметить, что отечественное семейное законодательство в сфере брачно-семейных отношений с участием иностранцев, несмотря на то, что, в целом соответствует принципам международного семейного права, является сложным для правоприменителя, и, как следствие, нуждается в доработке, позволяющей устранить пробелы и неточности определений.
Выводы
Союз мужчины и женщины может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям: если обеспечены форма и порядок его заключения, т. е. процедура его оформления; если соблюдены условия его заключения, т. е. имеются обстоятельства, необходимые для его заключения (условия для вступления в брак), и отсутствуют обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак).
Соответственно, проблемой при заключении на территории Российской Федерации брака между иностранным гражданином (гражданкой) или лицом без гражданства и гражданкой (гражданином) Российской Федерации либо между иностранными гражданами или лицами без гражданства становится выбор закона, определяющего указанные требования, при которых брак может быть заключен и признан действительным, поскольку в разных государствах содержание таких требований существенно отличается.
Согласно же п. 2 ст. 156 СК РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Это есть принцип применения права страны гражданства.
Однако обязательным условием заключения брака является соблюдение требований о препятствиях к вступлению в брак, содержащихся в ст. 14 СК РФ: если условия, установленные законодательством государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак на территории Российской Федерации, менее строги, к примеру, допускают полигамию (многоженство), т. е. вступление в брак лицом, которое уже состоит в другом браке, то применение законодательства Российской Федерации в любом случае обязательно, и гражданину данного государства, уже состоящему в браке, на основании ст. 14 СК РФ будет отказано в регистрации брака в Российской Федерации.
Если при заключении брака не будет учтено законодательство страны гражданства лица, вступающего в брак, такой брак не будет признан в другой стране, станет «хромающим» браком.
При заключении браков на территории Российской Федерации независимо от гражданства будущих супругов форма и порядок заключения брака определяется российским законодательством (п. 1 ст. 156 СК РФ). Это значит, что при заключении любыми лицами (независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства) брака на территории Российской Федерации такой брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния.
Действующий в Российской Федерации порядок заключения брака не предусматривает помолвки (обручения), предварительного извещения о предстоящем заключении брака в органах печати как обязательные, имеющие определенное правовое значение стадии заключения брака.
Таким образом, отечественное семейное законодательство в сфере брачно-семейных отношений с участием иностранцев, несмотря на то, что, в целом соответствует принципам международного семейного права, является сложным для правоприменителя, и, как следствие, нуждается в доработке, позволяющей устранить пробелы и неточности определений. Предложенные положения для внесения в качестве дополнений в действующее семейное законодательство, являются важными и первоочередными, призваны урегулировать сложные ситуации, возникающие, в том числе при заключении браков, осложненных иностранным элементом.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, СЗ РФ от 29 января 1996 г. № 5
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. CЗ РФ от 1 января 1996 г. № 1
4. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», СЗ РФ от 24 ноября 1997 г., № 47, ст. 5340.
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031.
6. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния от 18.12.1917 г. // Правовая система «КонсультантПлюс».
7. Конвенция о статусе апатридов от 28.09.1954 г. (Нью-Йорк) // Справочно-правовая «Консультант Плюс».
8. Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2010. С. 41 — 45.
9. Богуславский, М. М. Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. — М., 2010.
10. Власова М. В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / М. В. Власова. — М., 2007
11. Загоровский А. И. Фрагмент книги «Курс семейного права» // Семейное и жилищное право. 2006. № 3, 4.
12. Ильина, О. Ю. Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной / О. Ю. Ильина // Семейное и жилищное право. — 2006. — № 4
13. Косарева, И. А. Институт брака: сравнительно-правовое исследование / И. А. Косарева. — М. — 2009. — С. 77 — 78.
14. Криволапова Е. А. Правовое регулирование брака с участием иностранного элемента: дис… канд. юрид. наук. М., 2007.
15. Ли, С. Ю. Понятия «иностранец», «иностранный элемент», «иностранный правопорядок» в российском законодательстве и практика их применения к брачно-семейным отношениям / С. Ю. Ли // Вестник ХГАЭП. — 2010. — № 2. — С. 60.
16. Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. С. 2, 4.
17. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2010
18. Нечаева А. М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2009. С. 476.
19. Тарусина, Н. Н. Семейное право / Н. Н. Тарусина. — М., 2011. — С. 52.
20. Чистяков О. И. История отечественного государства и права. М., 2007. Т. 2. С. 132 — 133.