Юридические лица
Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, относящимся к основным фондам. На совершение сделок, объектом которых является указанное имущество, по общему правилу, необходимо согласие уполномоченного органа (ст. 25 Закона), а сделок по распоряжению предприятием в целом как имущественным комплексом — по решению… Читать ещё >
Юридические лица (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Правовые аспекты юридического лица
1.1 Понятие юридического лица
1.2 Общие предпосылки создания юридического лица
1.3 Правоспособность юридических лиц
2. Основные виды юридических лиц
2.1 Организационно-правовые формы юридических лиц
2.2 Ответственность юридических лиц
2.3 Ликвидация юридического лица Заключение Список использованных источников
Введение
В Казахстане законодательно установлен перечень юридических лиц. При этом различный подход установлен к коммерческим и некоммерческим организациям.
Юридическое лицо — особая правовая конструкция, подразумевающая субъект права имеющий обособленное имущество, участвующий в гражданском обороте, отвечающий по своим обязательствам своим имуществом.
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы, например учредительный договор или устав либо и то и другое. В учредительных документах юридического лица должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью.
В зависимости от главной цели деятельности, получение прибыли или иные цели, юридические лица классифицируются на коммерческие и некоммерческие юридические лица В п. 2 ст. 34 ГК закреплено, что «юридическое лицо, является коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива». То есть для коммерческих организаций перечень закрытый.
Иной подход к некоммерческим организациям. Как закреплено в п. 3 ст. 34 ГК, «юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами». То есть для некоммерческих организаций перечень открытый. Однако новые формы некоммерческих организаций могут быть предусмотрены только законодательными актами.
Следовательно, сами участники гражданского оборота не могут создавать новые юридические лица по своему усмотрению, а должны пользоваться предоставленными законом в их распоряжение формами. Можно констатировать, что в Казахстане действует nummerus clauses (исчерпывающий перечень) юридических лиц.
Цель курсовой работы: рассмотреть виды юридических лиц.
Задачи:
— изучить понятие юридического лица;
— рассмотреть общие предпосылки создания юридических лиц;
— определить правоспособность юридических лиц;
— обосновать организационно-правовые формы юридических лиц;
— рассмотреть ответственность и ликвидацию юридического лица.
Предмет исследования: виды юридических лиц.
Объект исследования: организационно-правовая форма юридических лиц.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Правовые аспекты юридического лица
1.1 Понятие юридического лица В статье 33 ГК РК определяется юридические лица как организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечают этим имуществом по своим обязательствам от своего имени приобретаются и осуществляются имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием.
В указанной статье закрепляются следующие признаки юридического лица как субъекта права:
1) имущественная обособленность;
2) самостоятельная имущественная ответственность;
3) выступление в гражданском обороте от своего имени.
Имущественная обособленность — признак юридического лица и выражающейся в обладании им вещного права на имущество: права собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления. Имущество юридических лиц отражается в его самостоятельном балансе.
Самостоятельная имущественная ответственность юридических лица базируются на имущественной обособленности, по своим обязательствам юридические лица несут ответственность всем принадлежашим им имуществом. Имущество юридических лиц обособлено от имущества учредителей именно для того, чтобы оно несло ответственность этим имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность, исключает ответственность учредителей по долгам юридических лиц. Таким образом, юридические лица не несут ответственности по обязательствам его учредителей и участников.
Законодательным актом или учредительным документом юридических лиц предусмотрена ответственность учредителей и участников по обязательствам юридического лица.
Рассматриваемый признак юридических лиц содержатся в статье 44 ГК РК. Если юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, учреждение, а также казенное предприятие, согласно части 2 пункта 1 статьи 44 ГК РК, отвечают по обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения и казенное предприятие несет собственник имущества.
Исключение из правил о самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц установлены законодательными актами. Исключения предусмотрены ГК РК:
1) ответственность собственников имущества учреждения и казенного предприятия по обязательствам последних при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов (часть 2 п. 1 ст. 44 ГК);
2) ответственность участников полного товарищества и в коммандитном товариществе по обязательствам соответствующего товарищества (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 72 ГК);
3) ответственность членов производственного кооператива по обязательствам кооператива (п. 3 ст. 96 ГК);
4) ответственность учредителей по обязательствам юридических лиц, если банкротство последнего вызвано действиями учредителя (п. 3 ст. 44 ГК);
5) ответственность материнской компании по сделкам дочерней (часть 2 п. 2 ст. 94 ГК), а также в случае банкротства дочернего хозяйственного товарищества по вине материнской компании (часть 3 п. 2 ст. 94 ГК);
6) ответственность участников товариществ с ограниченной ответственностью, не внесших полностью вклад, по обязательствам товарищества (часть 2 п. 1 ст. 77 ГК).
Выступления в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность быть истцом и ответчиком в суде, возможность от своего имени заключать договоры, совершать односторонние сделки. Юридические лица согласно пункту 2 статьи 33 ГК РК должны иметь печать со своим наименованием.
1.2 Общие предпосылки создания юридических лиц Граждане обладают полной свободой создавать юридические лица и полной свободой на выбор организационно-правовой формы юридического лица.
Все расходы, связанные с учреждением юридического лица, учредители покрывают собственными средствами. Все договоры в интересах будущего юридического лица (аренда помещения для деятельности, приобретение инвентаря и оргтехники) заключаются учредителями от своего имени, так как юридического лица как субъекта права еще не существует.
По этой причине ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких договоров несут учредители, причем солидарную ответственность (ст. 287 ГК). Но как только юридическое лицо образовано, его высший орган управления (обычно — общее собрание) выносит решение о переводе на юридическое лицо всех обязательств и всей ответственности на действия учредителей, совершенные в интересах юридического лица до его создания, если, конечно, такие действия были законными и целесообразными.
Учредителями юридических лиц могут выступать физические лица, юридические лица и государство. Некоторые юридические лица могут создаваться только гражданами (полное товарищество — п. 3 ст. 58 ГК), другие — только юридическими лицами (объединение юридических лиц — ст. 110 ГК), третьи — только государством (государственные предприятия — ст. 102 ГК).
Отдельные юридические лица могут быть образованы только несколькими субъектами (ст. 72 ГК), другие же могут создаваться и одним субъектом (п. 2 ст. 58 ГК), который становится единственным учредителем юридического лица.
В зависимости от характера права учредителя на имущество образованных им юридических лиц (ст. 36 ГК) последние могут быть разделены на учреждаемые и самоучреждающиеся (за рубежом можно встретить деление на учреждения и корпорации). К первому виду относятся юридические лица, собственником имущества которых остается учредитель. Последний сохраняет свои качества субъекта права и может, будучи собственником имущества, управлять юридическим лицом средствами внешнего управления (административные приказы).
При создании же самоучреждающегося юридического лица его учредители входят в его состав, становятся его участниками. Они могут управлять деятельностью юридического лица лишь средствами внутреннего управления (решения общего собрания, правления, наблюдательного совета и т. п.) .
Юридические лица осуществляют свою деятельность на основании устава и учредительного договора, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Если юридическое лицо учреждено одним лицом, то достаточно устава и оформленного в письменном виде решения об учреждении юридического лица (решение единственного учредителя) (п. 1 ст. 41 ГК).
На основании только устава создаются государственные предприятия и государственные учреждения (хотя они могут создаваться и на основании общего положения); на основании устава и учредительного договора одновременно — полные и коммандитные товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы, общественный фонд, потребительский кооператив; на основании устава, утверждаемого учредительным договором, который на регистрацию не представляется и не является учредительным документом товарищества с ограниченной ответственностью (ст. 17 Закона о ТОО), на основании только устава — общественное объединение, религиозное объединение (ст. 21 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях»). Юридическое лицо, являющееся субъектом малого предпринимательства, может осуществлять свою деятельность на основании типового устава, содержание которого определяется Правительством Республики Казахстан (п. 1 ст. 41 ГК). Такие типовые уставы для субъектов малого предпринимательства (для полного товарищества, коммандитного товарищества, производственного кооператива) были утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 1997 года № 1382.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. Учредительный договор не заключается, если коммерческая организация создается одним лицом (п. 2 ст. 41 ГК).
В учредительных документах некоммерческих организаций и государственного предприятия должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредительными документами хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива могут быть предусмотрены предмет и цели их деятельности (п. 3 ст. 41 ГК).
Содержание учредительного договора определено п. 4 ст. 41 ГК. В учредительном договоре стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи его в собственность или оперативное управление своего имущества и участие в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между учредителями чистого дохода, управление деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава и утверждается его устав, если иное не предусмотрено ГК или законодательными актами об отдельных видах юридических лиц. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.
Надо сказать, что в учредительный договор и устав часто включаются одни и те же условия, происходит дублирование условий. В этой ситуации возможно возникновение противоречий между двумя учредительными документами.
В казахстанской литературе предпринимались попытки найти выход из подобных ситуаций. Например, Ю. Г. Басин отмечает: «…Противоречия между учредительным договором и уставом недопустимы. Они могут устраняться следующим образом:… учредители (они же участники) могут сами устранить противоречие, внеся поправки в один из двух названных документов; при недостижении между учредителями соглашения по этому вопросу приоритет, по нашему мнению, должен предоставляться уставу».
В целях решения подобных ситуаций Законом РК от 2 марта 1998 года в ст. 41 ГК было внесено следующее дополнение: «в случае противоречий между учредительным договором и уставом одного юридического лица должны применяться условия: 1) учредительного договора, если они относятся к внутренним отношениям учредителей; 2) устава, если их применение может иметь значение для отношений юридического лица с третьими лицами».
1.3 Правоспособность юридических лиц Под гражданской правоспособностью понимают способность иметь гражданские права и нести обязанности. Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает правоспособностью. В общем плане понятие правоспособности юридического лица закреплено в п. 1 ст. 35 ГК: «Юридическое лицо может иметь гражданские права и нести связанные с его деятельностью обязанности в соответствии с настоящим Кодексом».
Юридические лица имеют различный объем правоспособности.
В теории гражданского права выделяют общую (универсальную) и частичную (специальную, целевую) правоспособность.
В юридической литературе Казахстана возник спор о том, в какой степени эти положения применимы к юридическим лицам. 9. Сулейменов М считает, что все юридические лица обладают специальной правоспособностью. Диденко А., возражая против этого, утверждает, что специальной правоспособностью обладает только государственные предприятия и некоммерческие организации, а коммерческие организации обладают общей правоспособностью.
Как всегда, наиболее верное понимание проблемы обнаружил Ю. Г. Басин. Как он справедливо отмечает, прежде действовавшее законодательство запрещало всем юридическим лицам совершать не разрешенные им сделки, т. е. сделки, не соответствующие установленным целям их деятельности. Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (ст. 48 старого ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица в отличие от граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью специальной.
С принятием Гражданского кодекса Республики Казахстан положение радикально изменилось. Коммерческие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме тех, что прямо запрещены в общей форме или специально для каких — либо видов юридических лиц. Запреты могут содержаться в законодательных актах или учредительных документах. В остальных случаях коммерческое юридическое лицо вправе совершать любые, не запрещённые законом сделки, даже если они не отвечают видам деятельности, зафиксированным учредительными документами (п. 1 ст. 35 ГК). Следовательно, коммерческие юридические лица, как правило, обладают общей и равной правоспособностью. Другое положение с некоммерческими юридическими лицами. Поскольку они вправе совершать лишь то, что предусмотрено их уставами, их правоспособность является специальной. Государственные предприятия хоть и являются коммерческими организациями, тем не менее, обладают специальной правоспособностью. Предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают более узкой правоспособностью, чем те, которыми обладают негосударственные коммерческие юридические лица. В ст. 200 ГК закреплено:
1. Государственные предприятия, осуществляющие деятельность на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами, не вправе без письменного согласия собственника или уполномоченного им государственного органа:
1) отчуждать или иным способом распоряжаться (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй), сдавать в долгосрочную аренду (свыше трёх лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные средства предприятия;
2) создавать филиалы, представительства и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;
2−1) распоряжаться принадлежащими ему акциями (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй), а также дебиторской задолженностью;
3) предоставлять займы;
4) выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц.
2. Государственное предприятие, если иное не предусмотрено законодательством, самостоятельно распоряжается закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения имуществом, не относящимся к основным средствам.
Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, относящегося к основным средствам государственного предприятия, а также принадлежащих ему акций.
Аналогичные положения закреплены в ст. 25 Закона Республики Казахстан от 25 июня 1995 г. «О государственном предприятии». Кроме того, в ст. 18 этого закона предусмотрено ограничение деятельности государственного предприятия по сферам деятельности (разработка, производство, ремонт и реализация вооружения, добыча и производство урана, изготовление и реализация медикаментов, почтовая связь и коммуникации, осуществление производственно — хозяйственной деятельности в области средств массовой информации и другие).
Эти нормы касаются государственных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения (в России такие предприятия называются унитарными, в Казахстане их называют просто государственными предприятиями).
Однако в Казахстане существуют ещё предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (казённые предприятия). Правоспособность их ещё более ограничена. Они создаются для осуществления лишь определённых для них видов деятельности (глава 3 Закона «О государственном предприятии»).
2. Основные виды юридических лиц
2.1 Организационно-правовые формы юридических лиц Основным делением юридических лиц в праве Казахстана является деление их на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Как закреплено в п. 1 ст. 34 ГК, «юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация)». Из текста статьи можно сделать вывод, что есть два признака, которые отличают коммерческую организацию от некоммерческой: извлечение прибыли и распределение прибыли. Причем первый признак не является определяющим, так как некоммерческая организация также имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям (п. 3 ст. 34 ГК). Отличие в том, что коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели, а некоммерческая организация не имеет извлечение дохода в качестве основной цели. То есть доход она извлекать может, но основной целью у нее является не извлечение дохода, а иные цели, определенные уставом (культурные, политические, социальные и т. п.).
Поэтому определяющим является второй признак: распределение чистого дохода между участниками. Если юридическое лицо (ТОО, АО) распределяет чистый доход между участниками, это коммерческая организация, если не распределяет — некоммерческая.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для осуществления действий, связанных с предпринимательской деятельностью, являются хозяйственные товарищества. Общие положения о хозяйственных товариществах и об отдельных его видах содержатся в ГК. Создание и деятельность хозяйственных товариществ регулируется также Указом Президента РК, имеющим силу Закона «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 года. Особенности правового статуса отдельных видов коммерческих организаций, учреждаемых в форме хозяйственного товарищества, могут быть предусмотрены специальными законодательными актами, нормы которых должны соответствовать ГК. Исключение составляет банковское законодательство, обладающее приоритетом по отношению к ГК в части регулирования отношений, связанных с созданием, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, контролем за банковской деятельностью и ее аудиторской проверкой, лицензированием отдельных видов банковских операций. Отношения между банками и их клиентами, а также отношения между клиентами через банки регулируются гражданским законодательством в порядке, установленном пунктом 2 статьи 3 ГК. Для юридических лиц, деятельность которых основывается на привлечении денег и иного имущества лиц, не являющихся участниками товарищества (банков, страховых обществ, инвестиционных компаний, фондов и т. п.), законодательными актами может быть предусмотрена возможность образования лишь в определенной организационно-правовой форме. Так, коммерческие банки могут учреждаться лишь в форме акционерного общества согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О банках и банковской деятельности».
Согласно статье 58 ГК, хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Указ «О хозяйственных товариществах» допускает возможность создания в случаях, предусмотренных законодательными актами, некоммерческой организации в форме акционерного общества. Так, согласно статье 37 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг», фондовая биржа, будучи некоммерческой организацией, является акционерным обществом.
ГК предусматривает следующие виды хозяйственных товариществ: 1) полное товарищество; 2) товарищество с ограниченной ответственностью; 3) товарищество с дополнительной ответственностью; 4) коммандитное товарищество; 5) акционерное общество.
Учредители хозяйственного товарищества после его регистрации приобретают статус участников. Учредителями хозяйственного товарищества, по общему правилу, могут быть как юридические, так и физические лица. Указ содержит общий запрет на участие в хозяйственных товариществах органов представительной, исполнительной и судебной власти, однако в случаях, предусмотренных законодательными актами, участниками хозяйственного товарищества могут быть специально создаваемые для этих целей органы исполнительной власти.
Учредителями и соответственно участниками полного товарищества, а также в коммандитном товариществе, могут быть только граждане. Товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью и акционерное общество могут учреждаться одним лицом.
Полным товариществом признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Ответственность участников такого товарищества по его обязательствам ограничена стоимостью внесенного ими вклада в уставный капитал товарищества.
В товариществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность по обязательствам товарищества своими вкладами в его уставный капитал, а при их недостаточности — дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам.
Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в уставный капитал товарищества (вкладчиков). Вкладчики не участвуют в управлении товариществом.
Акционерным обществом признается товарищество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, равной номинальной стоимости. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций и не несут ответственность по обязательствам общества за исключением акционеров корпоративных накопительных пенсионных фондов. Последние несут солидарную ответственность по обязательствам фондов в порядке и на условиях, установленных пенсионным законодательством.
Различают открытые и закрытые акционерные общества. Акционеры открытого акционерного общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия остальных акционеров. Для продажи акций закрытого акционерного общества акционер должен предложить выкупить их другим акционерам либо самому обществу и лишь в случае отказа или неполучения ответа в течение одного месяца со дня запроса, возможна продажа акций третьим лицам. Поскольку приведенная норма статьи 86 ГК является императивной, в учредительных документах закрытого акционерного общества не может содержаться иное правило. В товариществе с ограниченной ответственностью участники также имеют право преимущественной покупки отчуждаемой одним из них принадлежащей ему доли.
Законодательство предъявляет определенные требования: к уставному капиталу товариществ, к размеру, установив его минимальный размер для каждого вида, к порядку и срокам его формирования и изменения Высшим органом управления товарищества является общее собрание его участников. Для осуществления текущего руководства деятельностью товарищества создаются исполнительные органы, которые могут быть коллегиальными и (или) единоличными. Кроме того, в хозяйственных товариществах могут создаваться, а в некоторых случаях их создание является обязательным, контролирующие органы: наблюдательный совет и ревизионная комиссия (ревизор).
2. Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов. Правовое положение производственного кооператива, права и обязанности его членов определяется ГК и Законом Республики Казахстан «О производственном кооперативе».
Членов кооператива должно быть не менее двух. ГК устанавливает субсидиарную ответственность членов кооператива по его обязательствам в размерах и в порядке, предусмотренном Законом «О производственном кооперативе». Данный Закон не устанавливает минимального размера уставного фонда, необходимого для учреждения и функционирования производственного кооператива.
Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности, делится на паи его членов пропорционально их взносам, если уставом кооператива не предусмотрен иной порядок.
Согласно пункту 4 статьи «99 ГК, член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Указанная норма императивна, следовательно, иное правило не может быть установлено учредительными документами.
Статья 100 ГК предусматривает основания и последствия прекращения членства в кооперативе. Член кооператива вправе по своему усмотрению в любое время выйти из кооператива, однако при этом выдача пая и иные выплаты производятся лишь по окончании финансового периода и утверждения финансовой отчетности кооператива. Членство в кооперативе прекращается также в связи с исключением из кооператива, в частности, в связи с членством в аналогичном кооперативе, а также в связи со смертью члена кооператива. Согласно пункту 4 указанной статьи, «в случае смерти члена производственного кооператива наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. При отказе наследника умершего члена кооператива от вступления в кооператив либо отказе кооператива от приёма наследника ему выплачивается доля в имуществе, пропорциональная паю умершего члена кооператива, а также причитающиеся умершему часть чистого дохода кооператива и вознаграждение за личное трудовое участие в деятельности кооператива».
3. Государственные предприятия. Общие положения о государственных предприятиях содержатся в статьях 102−104 ГК, конкретизируемые нормами Закона «О государственном предприятии».
Согласно статье 102 ГК, к государственным относятся предприятия:
1) основанные на праве хозяйственного ведения;
2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Закон «О государственном предприятии» в зависимости от вида государственной собственности различает также:
1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности;
2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности.
Кроме того, пункт 3 статьи 1 Закона специально выделяет дочернее государственное предприятие. Дочернее государственное предприятие — предприятие, созданное государственным предприятием.
В соответствии с пунктом 4 статьи 102 ГК государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению уполномоченного государственного органа. Такими органами, согласно Закону «О государственном предприятии», являются: Правительство Республики Казахстан в отношении республиканских государственных предприятий и главы местных администраций в отношении коммунальных государственных предприятий, а учредителями таких предприятий являются уполномоченные соответственно Правительством и акимами органы.
Закон «О государственном предприятии» ограничивает предпринимательскую деятельность государства, допуская возможность создания им новых и сохранения функционирующих государственных предприятий лишь в определенных сферах деятельности. Так, согласно пункту 3 статьи 4 Закона, создание государственного предприятия на праве хозяйственного ведения допускается при условии, если своим назначением оно будет отвечать требованиям статьи 18 Закона, а создание предприятия на праве оперативного управления — требованиям статьи 32 указанного Закона.
Учредительным документом государственного предприятия является устав, утверждаемый учредителем.
Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, т. е. слово «государственное».
Органом государственного предприятия является руководитель, назначаемый уполномоченным государственным органом. Статья 9 Закона «О государственном предприятии» допускает возможность оформления отношений уполномоченного органа с руководителем предприятия посредством контракта.
Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, относящимся к основным фондам. На совершение сделок, объектом которых является указанное имущество, по общему правилу, необходимо согласие уполномоченного органа (ст. 25 Закона), а сделок по распоряжению предприятием в целом как имущественным комплексом — по решению Правительства (в отношении республиканских предприятий) и главы местной администрации (в отношении коммунальных предприятий). Согласие уполномоченного органа необходимо также на открытие филиалов, учреждение дочерних предприятий и совместных предприятий с участием иностранного капитала, на предоставление частным предпринимателям ссуды с выплатой процента по ним [17, c.88]. Для предприятий, основанных на праве оперативного управления, установлены еще более жесткие условия распоряжения ими имуществом, закрепленным за ними. В соответствии со статьей 38 Закона казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, полученных в результате собственной хозяйственной деятельности, лишь с согласия уполномоченного органа.
Согласно статье 13 Закона, для государственного предприятия выполнение заказа государства является обязательным.
Предприятие на праве хозяйственного ведения содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности, отчисляя часть прибыли собственнику (ст. 27 Закона), а предприятие на праве оперативного управления финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой уполномоченным органом. При недостаточности у казенного предприятия собственных средств для покрытия его расходов недостающие средства выделяются ему из соответствующего бюджета.
Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам.
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство не несет ответственности по обязательствам такого предприятия. Также и предприятие на праве хозяйственного ведения не отвечает по обязательствам государства. Напротив, по обязательствам казенного республиканского предприятия субсидиарную ответственность несет Республика Казахстан, а по обязательствам коммунального — соответствующая административно-территориальная единица. Ликвидация и реорганизация государственных предприятий осуществляется по решению его учредителя (ст. 102 ГК). Однако в соответствии со статьей 16 Закона «О государственном предприятии» решение о ликвидации и реорганизации государственных предприятий принимается в отношении республиканских предприятий — Правительством, а в отношении коммунальных предприятий — акимами. Учредители не принимают решения, а лишь осуществляют реорганизацию и ликвидацию в соответствии с принятым решением об этом.
Статья 45 Закона предусматривает возможность преобразования предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие/В случаях, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, такая реорганизация обязательна.
В частности, предприятие на праве хозяйственного ведения должно быть преобразовано в казенное предприятие в случае отсутствия прибыли по итогам последних двух лет.
4. Некоммерческие организации могут, как уже отмечалось ранее, создаваться лишь в таких организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательными актами. Поэтому для каждого не предусмотренного ГК вида некоммерческой организации необходимо принятие соответствующего закона.
ГК предусматривает следующие виды некоммерческих организаций: учреждение, общественное объединение, общественный фонд, потребительский кооператив, религиозное объединение, ассоциации (союзы).
Приведенный перечень исчерпывающим не является и может быть дополнен законодательными актами.
Учреждение — организация, созданная и финансируемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждениями являются органы государственного управления (как субъекты гражданского права), учреждения образования, культуры и спорта и т. п.
Учреждения не являются собственниками имущества, а обладают правом оперативного управления, и финансируются собственником его имущества.
При недостаточности у учреждения денежных средств для удовлетворения требований его кредиторов, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.
Общественное объединение — организация, возникшая в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.
К общественным объединениям относятся политические партии, профессиональные союзы, добровольные общества, творческие союзы и т. д.
Цели, на достижение которых направлено общественное объединение, не связаны с получением его членами прибыли, граждане объединяются для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей.
Необходимость определения правового статуса общественных объединений в ГК связана исключительно с их участием в имущественных отношениях и пределы гражданско-правового регулирования отношений, связанных с их учреждением и деятельностью, должны быть ограничены указанной сферой. Правовое положение общественных объединений определено также Законом РК «Об общественных объединениях», детализируемых специальными законодательными актами, регулирующими отношения по созданию и деятельности конкретных их видов (Закон РК «О профессиональных союзах» и др.).
Имущество общественного объединения принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе и на членские взносы. Оставшееся после ликвидации общественного объединения имущество не может быть распределено между его членами, а направляется на цели, предусмотренные его уставом. Религиозное объединение является разновидностью общественного объединения и существенно в правовом положении от последних не отличается.
Общественный фонд — некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Главной особенностью фонда является то, что лица, учредившие фонд не приобретают членства в нем и не участвуют непосредственно в управлении его делами.
Порядок управления общественным фондом и порядок формирования его органов определяются уставом, утверждаемым учредителем (учредителями).
Статья 107 ГК устанавливает обязательные требования, предъявляемые к уставу фонда, и обязывает общественный фонд ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях.
Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов. В случаях, предусмотренных законодательным актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица (п. 1 ст. 108 ГК).
В отличие от производственного в потребительском кооперативе не требуется личное трудовое участие его членов в общих делах.
На членов потребительского кооператива возлагается обязанность путем внесения дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки. Кроме того, они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива.
Доходы, полученные кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели.
В случае ликвидации потребительского кооператива или выходе из него член кооператива имеет право на выделение своей доли в имуществе кооператива, пропорциональной его паю. Наследники члена кооператива имеют первоочередное право на принятие в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Особенностью сельских потребительских кооперативов является возможность создания таких кооперативов для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности. Другие особенности указанных кооперативов могут быть предусмотрены специальным законодательством.
2.2 Ответственность юридических лиц В Казахстане действует принцип разделения имущества, в соответствии с которым юридическое лицо не несет ответственности по обязательствам его участников, а участники не несут ответственности своим имуществом по обязательствам юридического лица (п. 2 ст. 44 ГК).
Однако из этого общего правила есть исключения, которые должны быть установлены законом. Но при этом ответственность участников наступает лишь при недостаточности имущества самого юридического лица. Ответственность участников является субсидиарной, то есть дополнительной.
Субсидиарная ответственность по долгам юридического лица возможна например, в силу статей 63 (по долгам полного товарищества), 84 (по долгам товарищества с дополнительной ответственностью), 96 (по долгам производственного кооператива), 108 (ответственность членов потребительского кооператива по долгам кооператива), 330−332 ГК (ответственность, принятая на себя поручителем по обязательствам юридического лица). Законодательные акты предусматривают и некоторые другие, менее распространенные случаи.
Это все случаи, когда другие лица отвечают по долгам юридического лица независимо от того, виновны ли они в возникновении долгов. Но закон (ст. 44 ГК) предусматривает и виновную ответственность учредителей по долгам созданного ими юридического лица. Так, если банкротство вызвано действиями учредителя, например его указаниями о том, какие сделки, с кем и на каких условиях должны заключаться юридическим лицом, то правомерные интересы кредиторов в этом случае обеспечиваются дополнительной ответственностью учредителя.
Аналогична ответственность основной организации по долгам ее дочерней организации (п. 2 ст. 94 ГК).
Законодательство предусматривает также случаи субсидиарной ответственности должностных лиц по долгам некоторых коммерческих юридических лиц при недостаточности имущества последних, если такая недостаточность вызвана виновными действиями должностных лиц (ст. 52, 57 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», далее — Закон о ТОО; ст. 63 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. «Об акционерных обществах», далее — Закон об акционерных обществах). Возможна даже дополнительная ответственность рядовых участников товарищества с ограниченной ответственностью по долгам ТОО (ст. 25 Закона о ТОО).
Дополнительная ответственность учредителей (участников) юридических лиц по долгам последних может быть установлена также учредительными документами. При этом учредительный договор и (или) устав могут предусматривать более высокую ответственность, но не могут ограничивать ее ниже тех пределов, какие установлены императивными правилами закона. Однако никакие учредительные документы акционерного общества не вправе возлагать дополнительную ответственность по долгам акционерного общества на акционеров.
Общий юридический статус юридического лица не допускает его ответственности по личным долгам его учредителей, участников, работников. Но на то имущество юридического лица, на которое имеют обязательственное право его учредители (участники, работники), ответственность может быть обращена в добровольном или (по решению суда) в принудительном порядке. Так, взыскание по долгам работника может быть обращено на его неполученную заработную плату; взыскание по долгам участника хозяйственного товарищества или члена кооператива — на долю (пай) этого члена товарищества (члена кооператива) в имуществе юридического лица (ст. 69, 83, 100 ГК).
Это общее правило нуждается в некоторой корректировке. Во-первых, рассмотренная ответственность юридического лица может быть только субсидиарной. Во-вторых, акционерное общество не может нести даже дополнительную ответственность по личным долгам акционера.
В п. 1 ст. 44 ГК закрепляется, что «юридические лица, кроме специальных финансовых компаний, финансируемых учредителем учреждений, государственных учреждений и казенных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом». То есть государственные юридические лица, кроме предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, исключены из общих положений об ответственности юридических лиц.
Начнем с предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. В ст. 106 ГК закреплено положение, что предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, предприятие не несет ответственности по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных ГК и иными законодательными актами. К числу случаев, когда государство отвечает по обязательствам государственного предприятия, можно, например, отнести ответственность в случае банкротства, которое было вызвано действиями государства (п. 3 ст. 44 ГК). Государство отвечает по обязательствам государственных предприятий в случаях, когда оно выступает в роли гаранта или поручителя по договорам государственных предприятий.
Другой подход — предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении деньгами. То есть взыскание на имущество казенного предприятия обратить нельзя.
При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность несет Правительство Республики Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица (п. 1 ст. 44 ГК). Здесь, конечно, не совсем точно выражение «Правительство Республики Казахстан». На самом деле субъектом ответственности является сама Республика Казахстан. Именно в такой редакции это положение закреплено в п. 6 ст. 104 ГК, посвященной казенному предприятию, и в ст. 44 Закона о государственном предприятии.
В то же время в ГК содержатся нормы, в которых делается попытка освободить государство от ответственности. В том же п. 1 ст. 44 ГК закрепляется, что по договорным обязательствам ответственность наступает в порядке, установленном законодательными актами о государственном предприятии.
Это положение ГК рассматривается в Законе Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии» (далее — Закон о государственном предприятии). В соответствии с п. 3 ст. 44 этого Закона «по договорным обязательствам казенного предприятия Республика Казахстан или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа».
Своеобразная ситуация сложилась в Казахстане с учреждениями. Наряду с понятием «учреждение» здесь было введено (16 декабря 1988 г.) понятие «государственное учреждение» (подробнее см. раздел XV).
«Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность по его обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган» (п. 1 ст. 44 ГК).
До недавнего времени была предусмотрена ограниченная ответственность государственных учреждений. В частности, по договорным обязательствам ответственность государственных учреждений наступала в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством. Данное положение в казахстанской научной литературе было подвергнуто резкой критике. Так, например, А. Т. Жусупов, анализируя положения п. 1 ст. 44 ГК в редакции от 16 декабря 1998 г., справедливо отмечал, что такие положения законодательного акта «существенно ограничивают правоспособность государственного учреждения как юридического лица». Это проявляется в недостаточной обособленности имущества государственного учреждения как субъекта гражданского права от имущества его учредителя — государства, что фактически не дает возможности выступать в гражданском обороте самостоятельно, так как участие в товарно-денежном обороте происходит под жестким контролем государства, признающего сделки действительными только после их регистрации и, наконец, в исключении гражданско-правовой ответственности в случае отсутствия регистрации сделки в органах казначейства.
Такое положение нормы закона, устанавливающее «льготную защиту» для государственной собственности по сравнению с частной, привлекло внимание Конституционного Совета, в компетенции которого находится официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан и надзор за соответствием нормативных правовых актов Республики Казахстан (ст. 17 Указа о Конституционном Совете).
Своим Постановлением от 3 ноября 1999 г. № 19/2 Конституционный Совет Республики Казахстан определил: «Конституция РК не позволяет ограничивать ответственность учреждений пределами утвержденной сметы на их содержание, поскольку устанавливает принцип равной защиты государственной и частной собственности».
В настоящее время данное положение Постановления Конституционного Совета нашло отражение в нормах ГК.
2.3 Ликвидация юридического лица В литературе ликвидация юридического лица определяется как прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц, или как система правовых мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридических лиц.
Ликвидация может быть добровольной или принудительной.
По решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного не то учредительными документами, юридическое лицо может быть ликвидировано по любому основанию (п. 1 ст. 43 ГК).
По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях:
1) банкротства;
2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
4) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства, в том числе непредставления декларации о корпоративном подоходном налоге (о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах) или упрощенной декларации одного года после установленного законом срока представления, отсутствия кредиторов у юридического лица, отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года;
5) в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям указанным в пункте втором настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случаях банкротства — также кредитором.
Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены на собственника его имущества, уполномоченный собственником орган, орган уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, либо иной орган (лицо), назначенный судом. Если стоимость имущества юридического лица, в отношений которого принять решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
Ликвидация отдельных видов юридических лиц возможна по решению соответствующего органа, уполномоченного государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами (ст. 49 ГК).
Собственник имущества юридического лица или орган принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц.
Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридических лиц. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридических лиц, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению задолженнности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После истечения срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами претензий, а также результатах рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса в состав имущества ликвидируемого лица не включаются выделенные активы, являющиеся обеспечением по облигациям, выпущенным в соответствии с законом о секьютиризации, и залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям:
Права требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. Указанное имущество передается ликвидационной комиссией представителю держателей ипотечных облигаций для расчета с кредиторами — держателями ипотечных облигаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.
Если у ликвидируемого юридического лица (кроме государственных учреждений) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денег кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 51 ГК в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Особенности распределения имущества акционерных обществ устанавливаются законодательством о них.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Отставшее после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, указанные в учредительных документах.
При недостаточности у ликвидируемого предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денег для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (ст. 50 ГК).
Одним из специальных оснований ликвидации юридических лиц является банкротство.
Банкротство — признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации.
Под несостоятельностью понимается неспособность должника индивидуального предпринимателя или юридического лица — удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчёты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Законодательство о банкротстве оперирует такими сходными понятиями, как неплатежеспособность, несостоятельность, банкротство. Тем не менее, каждое из них имеет самостоятельное процессуальное значение.
Так, под неплатежеспособностью понимается неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера. При этом должник признаётся неплатежеспособным при неисполнении им указанного в течение трёх месяцев с момента наступления сроков исполнения (п. 16 ст. 1; п. 1 ст.4 Закона о банкротстве).
Неплатежеспособность должника служит основанием для обращения кредитора в суд с заявлением о банкротстве должника.
Необходимо также учитывать, что размер требования кредитора, являющегося основанием его заявления о банкротстве должника, должен быть не менее 150 месячных расчётных показателей (за исключением случаев банкротства отсутствующих должников (п. 4 ст. 3 Закона о банкротстве). При этом законодательством допускается соединение нескольких требований кредитора в одном заявлении либо соединение требований нескольких кредиторов к одному и тому же должнику [19, c.56].
Под несостоятельностью понимается признанная судом или должником неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредитора по денежным обязательствам, включая требования об оплате труда. При этом Закон о банкротстве в п. 7 ст. 3 уточняет, что при установлении несостоятельности учитываются не только те долги, по которым сроки исполнения уже истекли, но и все иные — «принятые или находящиеся в исполнении».
Несостоятельность как минимум может явиться основанием для обращения должника в суд с заявлением о его добровольном банкротстве, а как максимум является основанием для вынесения судом решения о признании должника банкротом (ст.ст. 3, 4 Закона о банкротстве).
Долгое время в связи с неясными положениями законодательства существовали споры в отношении критериев определения и разграничения неплатежеспособности и несостоятельности. На наш взгляд, несостоятельность — это более устойчивая форма неплатежеспособности должника. То есть, если должник является абсолютно неплатежеспособным, есть все основания для признания его несостоятельным и в дальнейшем, по решению суда — банкротом. На сегодняшний день для определения несостоятельности должника формальное превышение его пассивов над стоимостью активов не является препятствием.
Эта позиция нашла своё признание и в судебной практике. Если должник не сможет до вынесения судом решения по делу о его банкротстве удовлетворить требования своих кредиторов или не сумеет доказать в суде наличие такой реальной возможности своей состоятельности в срок не позднее двух месяцев с момента возбуждения дела о банкротстве, суд может признать его банкротом.
Последствия начала ликвидации были продемонстрированы ранее. Сейчас посмотрим, как происходит этот процесс при ликвидации по основанию банкротства.
Возбуждение судом производства по делу о банкротстве влечёт за собой серьёзные последствия для должника и его кредиторов. Так, с момента возбуждения производства по делу о банкротстве:
1) Все органы юридического лица лишаются права распоряжения имуществом должника.
2) Исполнение ранее принятых решений судов, третейских судов приостанавливается, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учёта требований о возмещении морального вреда.
3) Не допускается взыскание денег с банковских счётов должника по требованиям кредиторов, налогового и иного уполномоченного государственного органа по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, в том числе подлежащих удовлетворению в бесспорном (безакцептном) порядке, а также обращение взыскания на имущество должника.
4) Любые требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в пределах процедур банкротства, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О банкротстве».
5) Должностным лицам должника запрещается отчуждение принадлежащих им акций, долей в имуществе должника.
Одной из возможных процедур, применяемых к несостоятельному юридическому лицу в ходе производства по делу о банкротстве, является реабилитационная процедура.
Основанием применения реабилитационной процедуры является наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника, что должно быть подтверждено аудиторским отчётом, договорами, расчётами и в целом реабилитационным планом. Срок осуществления реабилитационной процедуры может длиться до двух лет. В случае необходимости суд по ходатайству реабилитационного управляющего с согласия комитета кредиторов и при наличии заключения уполномоченного органа может продлить его до шести месяцев.
Выбор конкретных реабилитационных мер зависит от усмотрения участников процедур. Закон о банкротстве перечисляет лишь некоторые из них: санкцию, уступку прав требований должника, обмен долгов на акции, заключение мирового соглашения. Выбор этих или иных действий должен основывается на тщательном анализе состояния конкретного должника, выявлении причин его неудовлетворительного финансово — экономического состояния. В зависимости от этого следует строить дальнейшие планы действий.
Последствием окончания процесса ликвидации является то, что после удовлетворения требований кредиторов оставшееся имущество юридического лица передаётся его собственнику или учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК).
Например, при ликвидации общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам, а направляется на цели, определённые уставом юридического лица (п. 4 ст. 36, п. 7 ст. 106, п. 8 ст.107 ГК).
Претензии кредиторов, не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, и те, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, также считаются погашенными (п. 6 ст. 51 ГК).
Ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (п. 10 ст. 50 ГК). После завершения процедуры банкротства, после продажи имущества и распределения от продажи денег между кредиторами несостоятельный должник освобождается от исполнения оставшихся обязательств и иных требований, предъявленных к исполнению и учтённых при признании юридического лица банкротом.
Несостоятельный должник не получает освобождение от обязательства в случае, если он скрыл или передал в целях сокрытия другому лицу в течение двух лет до начала ликвидационного производства часть имущества, утаил или сфальсифицировал необходимую отчётную информацию, включая бухгалтерские книги, счета, документы.
Признание юридического лица банкротом влечёт его ликвидацию. Деятельность предприятия — банкрота считается прекращённой с момента исключения из государственного регистра юридических лиц (ст. ст. 56, 57 ГК).
Заключение
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (некоммерческие организации и унитарные предприятия);
Общая правоспособность, предполагающая возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы);
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах. Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде Юридические лица классифицируются, прежде всего, в зависимости от цели деятельности. По этому основанию они делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций указан в Гражданском Кодексе РК и является исчерпывающим Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении двух условий — такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы и характер деятельности должен соответствовать этим целям.
Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица в отношении юридического лица или его имущества.
С учетом этого критерия они делятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это имущество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы).
К другой группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество. Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу, и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц) В зависимости от формы собственности юридические лица могут подразделяться на государственные, муниципальные и частные.
юридический лицо правоспособность государственный
Список использованных источников
1. Конституция РК от 30 августа 1995 г. (по состоянию на 21. 05. 2010 г.)
2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (по состоянию на 8 декабря 2010 года)
3. Сборник постановлений пленума Верховного Суда Республики Казахстан. Алматы, т 1−2. Алматы, 2007.
4. Сулейменов М. К. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть). Издание 3-е. В 2-х книгах, Кн. 1 (584 с.); Кн. 2 (432 с.) 2008 г.
5. М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин Учебник для вузов «Гражданское право», 2008. — 522с.
6. Диденко А. Г. Гражданское право под ред. А. Г. Диденко Гражданское право России: Курс лекций. Часть первая. / под ред. О. Н. Садикова. М.: 2007 г.;
7. Гражданское право. Учебник Общая часть — курс лекций / под редакцией Лихачева С. А., 2005 г.
8. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Т.1 / под ред. Е. А. Суханова. М., 2007 г.
9. Сулейменов М. Гражданское право как наука: проблемы теории и практики. «Юрист», 2011, № 11. С. 22−23
10. Иоффе О. С. Понятие права и его типы. «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Избранное. Т. 2. Под ред. А. Диденко. Алматы. 2008. С. 6−19;
11. Иоффе О. С. Размышления о праве. «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Избранное. Т.1. Под ред.А.Диденко. Алматы. 2008. С. 12−94;
12. Иоффе О. С. Идеология права. «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Избранное. Т. 2. Под ред. А. Диденко. Алматы. 2008. С. 39−99;
13. Иоффе О. С. Право частное и право публичное. «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Избранное. Т. 2. Под ред. А. Диденко. Алматы. 2008. С. 20−38.
14. Иоффе О. С. Понятие права и его типы. «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Избранное. Т. 2. Под ред. А. Диденко. Алматы. 2008. С. 6−19.
15. Диденко А. Природа комплексных правовых образований. «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Вып. 39. Алматы. 2012. С. 179−183.
16. Баймаханов М. Т. Правовое государство. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 2006.-310с.
17. Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы, 2006.-315с.
18. Бекбергенов Н. А. Правоохранительная деятельность в Республике Казахстан. Караганда, 2005. 210с.
19. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2007. 400с.
20. Дулатбеков Н. О. и др., Основы государства и права современного Казахстана. Астана, 2007.-345с.
21. Коваленко А. И. Основы государства и права. М., 2006.-220с.
22. Конституция Республики Казахстан Научноправовой комментарий/ под ред. Сапаргалиева Г. С. Алматы, 2009. С. 95
23. Основы государства и права Казахстана: хрестоматия. Сост. Г. Сапаргалиев, Алматы, 2005.-340с.
24. Малько А. В. Теория государства и права: Учебник.- М., 2005. с.57−60
25. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. — М., 2005. с.65