Российская Федерация — светское государство
В клерикальных государствах соответствующая религия является опорой государственной и общественной жизни, а источники религиозных текстов выступают фундаментальным, основным законом, атеистическая идеология — основой формирования правовой системы. В отдельно взятых светских государствах влияние религиозных правил и институтов обнаруживает тенденцию к укреплению, проникновению во все более широкие… Читать ещё >
Российская Федерация — светское государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Тольяттинский филиал Направление подготовки: Юриспруденция Кафедра Права КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Конституционное право Тема: Российская Федерация — светское государство Выполнила студентка
1 курса 0901.272 группы Заочной формы обучения Тонкова А.Ю.
Тольятти
2014 г СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Понятие современного светского государства и история его становления
2. Светское государство и право на свободу совести: реализация права в законодательстве России
3. Конституционно — правовой статус русской православной церкви
Заключение
Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы определена следующими моментами. История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр). Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.
Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, включая и многоконфессиональную Россию. Людям присуще желание к самосовершенствованию. Помимо материально — финансового благополучия им еще и необходима так называемая соответствующая духовная аура. По мнению специалистов, людей, для которых в их действиях обязательно должна присутствовать религиозная духовность, в различных государствах в среднем составляет около 20%. Однако их образ жизни, поведения в различных жизненных коллизиях, авторитетность мнений — является не только мощным фактором повышения нравственности в обществе, но и одним из векторов направления общественного развития.
В некоторых странах с неустойчивой демократией, моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические формирования. Российская Федерация в данном случае не является исключением, однако согласно ст. 14 Конституции «Российская Федерация — светское государство» и «религиозные объединения отделены от государства» .
Хотя государство, будучи светским, отделено от церкви, это совсем не говорит о том, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга. Религиозные конфессии — различные направления христианства, ислам, буддизм, а так же и иудаизм — их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать соблазна и стремились весьма активно участвовать в политической жизни страны. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим показателям.
Поэтому различные религиозные конфессии и, в частности, церковь, в последние годы не раз были вынуждены разъяснять свою позицию о недопустимости поддержки религией конкретной политической партии. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на Земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.
Цель работы — изучить вопрос: светское государство.
Задачи — рассмотреть вопросы: понятие современного светского государства и история его становления; светское государство и право на свободу совести: реализация права в законодательстве России; конституционно — правовой статус Русской православной церкви в Российской Федерации.
Теоретическое и практическое значение курсовой работы: в работе проанализированы теоретические понятия, связаны с сущностью вопроса; приведены ряд данных; определены проблемные моменты; в практическом плане работа может использоваться студентами для более детального ознакомления с данным понятием, при подготовке к семинарским занятиям и написании различных научных работ.
Методика написания работы: использование методов анализа и синтеза, метода обобщения, использование научной и учебной литературы, а так же интернет ресурса.
1. ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИСТОРИЯ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ Светское государство — такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Еще римское право возникло в начале III в. до н.э., как самостоятельная светская юридическая наука.
Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек — есть творение Бога, а с другой — социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная — отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской — означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права — права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный». Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 2008. N 1. С. 52.
Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, мысли, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция что означает (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь не маловажную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно — правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских государств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют признаки, которые были свойственны римскому частному праву: светский характер, индивидуализм, высокий уровень юридической техники. Римскому частному праву посвящено огромное количество научных трудов. Поэтому оно преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических высших учебных заведениях.
На формирование правовых систем в некоторых современных государствах активно влияют различные мировоззренческие формы, исключением не стала и религия. При этом это влияние может проявляться независимо от формального места религии в государственной жизни — и в светских, и в клерикальных государствах.
В клерикальных государствах соответствующая религия является опорой государственной и общественной жизни, а источники религиозных текстов выступают фундаментальным, основным законом, атеистическая идеология — основой формирования правовой системы. В отдельно взятых светских государствах влияние религиозных правил и институтов обнаруживает тенденцию к укреплению, проникновению во все более широкие сферы государственной жизни. 16. Конституционное право России: учеб. пособие / Матвеев В. В. — М.: ВЭТРИ, 2008. — 424 с. В других — наоборот: раз и навсегда установленные религиозные нормы, оказавшиеся неприспособленными к изменяющимся условиям общественно-политической жизни, утрачивают способность оказывать регулирующее воздействие на общественную жизнь в государстве. Но даже в последнем случае традиционно — религиозные привычки и обыкновения, тысячелетиями определявшие обиход и общественный уклад жизни народов, исповедующих ту или иную религию, продолжают воздействовать на поведение людей, обусловливая те или иные поступки людей. Сегодня это признано и на политическом уровне: «Церкви, синагоги, пагоды и мечети ведут наш народ к гуманизму». Из выступления нынешнего Президента США Дж. Буша на церемонии инаугурации. Цит. по: Орлов А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.:СМС, 2008. 560 с. С. 50 — 51.
Немалое количество современных государств, признали религиозные идеи основой государственной идеологии, а религиозное право, наряду с государственным, выполняет социально регулирующую функцию государства. Теистическое происхождение объясняет характер права, сложившегося на базе религиозных норм. Священные писания, религиозные сочинения, тексты жизнеописаний пророков, святых, основоположников религиозных учений и т. п. выступают источниками права религиозных правовых систем.
Не малое количество современных государств, народы которые исповедуют христианство (это в основном государства Америки и Европы), религии отводится место нравственно — морального этического регулятора общественных отношений. В системе общественных норм религиозный регламент выступает в качестве моральных предписаний. Но исторически христианские религиозные правила и нормы стали источником и насыщенным материалом для установления в этих государствах официально нормативно правовым уставом. Преобразование религиозных норм в законы государств, население которых исповедует христианство, произошло так давно, что о религиозных корнях правовых систем современных государств и предопределенности права церковными догматами практически не говорят.
Ренессанс европейской цивилизации, формирование современной ее ипостаси связывается с Новым временем. Возрождение во многом опиралось на тот культурный запас, который сохранило просвещенное сословие того времени — то есть духовенство. Христианство тогда выступало даже не столько идеологическим фундаментом, сколько являлось неотъемлемым проявлением всех сторон общественного обихода. Миропонимание общества формировалось под воздействием религиозных представлений.
Опыт христианско — правовой регламентации общественно — политической жизни в отдельном государстве имеется, и весьма комплементарный. Сконструированное целиком на религиозных нормах христианское государство было в первые основано в Парагвае после того, как он был покорен Испанией и переформирован в колонию. Члены Ордена иезуитов на базе католических религиозных правовых принципов и норм организовали иезуитское государство — Республику Гуарани. Существование данного государства продлилось не так долго — с 1610 по 1768 гг., однако опыт религиозно — правового оформления его государственных институтов позволил французским философам эпохи Просвещения Ш. Монтескье и Д. Дидро дать хорошую оценку нравственному содержанию жизни в этом государстве. Уважение к авторитету власти, равенство во владении необходимой собственностью, а равно уважение личности, справедливое распределение социальной помощи, стимулирование познавательных устремлений и конечная цель — сделать людей просто счастливыми — характеризовали «внутреннюю» политику этого христианского государства.
Все без исключения европейские земли в своем развитии прошли фазу, когда светские и церковные организации, а так же институты в равной мере предопределяли политическую жизнь: преследование грешников осуществляла не только церковь, но и государство, преимущественное право светской власти возлагалось только с «благословения» церкви. В истории России был период до начала XIX в, когда церковь была наделена полномочиями государством налагать уголовные наказания на виновных в преступлениях, подсудных церкви; в первой половине XIX в. церковное покаяние в монастырях было одним из видов гражданского наказания.
Религиозную историю имеет и формирование государственных институтов. Например, во всех современных государствах с христианским населением конституционно установлено требование об обязательном гражданстве главы государства — независимо от характера замещения этой должности: в порядке выборов или наследования. Источником данной нормы по праву считается ветхозаветное предписание которое звучит следующим образом: «из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою иноземца» Пятая книга Моисея. Второзаконие (глава 17) // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2008. С. 187.
Предписания христианского права со временем стали утрачивать свою пригодность темпам и потребностям развития товарно — денежных экономических отношений. Постепенно юрисдикционные полномочия церкви практически во всех государствах с христианским населением трансформировались в светские органы власти; компетенцию церковных организаций, положение церкви, и их отношения с государственными органами стало предопределять государство. В прочем и теперь некоторые государства сохраняют компетентность церкви в разрешении некоторых вопросов касающегося частного права, к примеру разрешения вопросов заключения и расторжения, брака, а так же его действительности. К примеру, в Италии предусмотрены как гражданская, так и церковная форма брака; необходимо лишь уведомить об этом государственные органы о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания. Если учесть следующую роль, которую играет церковь в католических государствах — в той же Италии или, к примеру, в Испании, в виду того что католики составляют подавляющее большинство населения этих стран, можно сказать, что церковная форма брака является обязательной.
Своеобразным государством является Израиль. Особенным признаком иудейского права обычно называют такую особенность, как этническая принадлежность. Историческо — культурное значение нормативного составляющего иудейского вероучения на прямую, связано с помощью средств религиозной ориентации к разрешению главным образом проблем национальной идентичности, сохранению сложившегося уклада бытия. Действительно, стремление к ограждению национальной общинной жизни от допустимого влияния национальной культуры или религии других этносов дефилирует определяющей идеей иудейской религии. Бого избранность еврейского народа, мессианское назначение его земного пребывания — тот идеологическое предание, которое сложилось в религиозной среде и служит, прежде всего, культовым интересам. Поддержание данного мифа, передача его из века в век — черта, метод и феномен иудейской религиозной идеологии. Эта тривиальность отражена и в сложившемся на ее основе иудейском праве, укоренившемся в государстве Израиль.
Мусульманских государств, к настоящему времени остается не так уж и много, где нормы мусульманского права действовали бы, полностью обеспечивая тем самым координацию определенной отрасли права. Только в странах Персидского залива и на Аравийском полуострове и только нормы семейного права и об уголовных наказаниях действуют в классическом виде мусульманского права. В тот же момент во многих исламских государствах мусульманская религиозная идеология формирует политическую действенность. Существуют государства, провозгласившие соответствие собственного законодательства шариату (Пакистан, Судан, Исламская республика Иран, Республика Мавритания, и др.). Стоит заметить, что виды наказаний, предусмотренных мусульманскими религиозными нормами, по жестокости таковы, что исследователи мусульманского права не решаются их описывать. Кроме этого, духовные лидеры отдельных мусульманских стран считают себя полномочными выносить смертный приговор и в отношении граждан других государств, а также лиц, не исповедующих ислам (из наиболее ярких примеров — приговоренный в 1989 году Салман Рушди, автор «Сатанинских стихов», в 1994 г. писательница Таслиме Насрин, автор нашумевшей книги о исламском фанатизме «Позор»). Стоит заметить, что подобные меры осуждаются некоторыми мусульманскими структурами, хотя вынесение приговора (фетвы) обязывает всех мусульман: такое убийство является их «святым долгом».
В не многих государствах действуют суды различных мусульманско-правовых школ (Ливан, Ирак, Судан). В Бахрейне, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах концепция и компетенция мусульманских судов является много ступенчатой и разветвленной; их ведению подлежит рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел.
Россия — светское государство. Давая характеристику Российскому государству как светскому, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:
никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основополагающие признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 говорит о том, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это означает, что Россия по форме государственного устройства — федерация, которая состоит из субъектов федерации, по своей форме правления — республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует такой принцип как разделение властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других положениях Конституции РФ. Спервоначала это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.
В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развивающихся стран (Франция, США, и др.), существуют государства, в которых одна из религий все-таки, признается государственной. Иудаизм в Израиле, англиканская церковь в Великобритании, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока, лютеранская церковь в скандинавских странах. Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Япония, ФРГ, Италия), не смотря на это, все же одна из религий обладает некоторым преимуществом. Такое положение дел сложилось в этих странах благодаря историческим факторам, оно отражает глубокое убеждение общества в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль и нравственность. Однако во всех указанных государствах, кроме исламских, гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания.
В Российской Федерации, основными религиями являются Русское православие и ислам, есть и другие вероисповедания (католицизм, баптизм буддизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Аналогичные лимитирования вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой и является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета относительно к конфессиям.
2. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1 октября 1997 г.
Необходимо также учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.
Особое место в законодательстве РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», статья 1 которого говорит о том, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Как объективно считает С. А. Авакьян, «необходимо указать на то, что Федеральный закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем нужно подметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, обхватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется «Право на свободу совести и свободу вероисповедания». Однако «из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход». Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2008. N 1. С. 10.
Ничего в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно разъясняться в смысле умаления либо ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и касающиеся реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также активность религиозных объединений, обязаны соответствовать Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.
Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. Пчелинцев А. В., Ряховский В. В. М.: Юриспруденция, 2008. С. 24.
В этой связи представляется очень принципиальным, чтобы принятие федеральных законов, работающих в предоставленной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С иной стороны, никак не наименее принципиальной считается проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Исследование реестра нормативных правовых актов субъектов Федерации продемонстрировало, что только немногим более чем десятью субъектами приняты и действуют законы, регулирующие вопросы защиты прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений.
Все эти законы, кроме дополнительно принятого Республикой Дагестан Закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», в разное время приводились в соответствие с федеральным законодательством. Однако, как представляется, сделано это было во многом чисто формально.
В некоторых субъектах РФ внутренние законы после принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были признаны утратившими силу без принятия других законов (например, в Орловской области, Хабаровском крае, и др.). Другими под давлением федеральных властных структур были исключены статьи, которые прямо противоречили законодательству РФ, но без учета всех требований нового Федерального закона. А в Республике Дагестан опосля внесенных 10 мая 2001 г. изменений преамбула Закона «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» содержала прямо противоречащее Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» положение о том, что настоящий Закон «обеспечивает равенство всех традиционных религиозных конфессий» .
К сожалению, устанавливается, что в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Осуществления переданных полномочий подконтрольна государству. А структура органов местного самоуправления (ст. 131) определяется населением самостоятельно.
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не содержит механизма контролирования за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми он их наделяет. Из всех изученных законов субъектов Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях только Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области» (ст. 2) и Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. «О деятельности религиозных объединений в Тюменской области» (ст. 2) наделяют органы местного самоуправления соответствующих субъектов правом образовывать органы по связям с религиозными объединениями, т. е. полноценно выполнять возложенные на них федеральным законодательством отдельные государственные полномочия по защите прав граждан на свободу совести.
Представляется, что без решения предоставленного вопроса органы местного самоуправления не смогут полноценно исполнять возложенную на них федеральным законодательством обязанность по обеспечению на соответствующих территориях охраны прав и свобод граждан, а районные и городские администрации, кроме этого, не смогут оказывать эффективное содействие органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе.
Право человека выбирать, менять и иметь убеждения не может быть ограничено и предусматривает право определять себя к любой религии, состоять в любом религиозном формировании, переходить из одной религиозной организации в другую (например, перейти из ислама в христианство, или адвентистов — в православные).
Данное право не распространяется на категорию людей, состоящих в религиозной организации (имеются в виду не право сообщества на изменение конфессионального выбора, а вопросы, регламентируемые уставом религиозной организации как юридического лица). Так, не представляется возможным переход организацией из одной религии в другую и даже в рамках одной религии переход из подчинения одной юрисдикции, утвердившей ее устав, в подчинение другой (к примеру, в рамках христианства — из католичества в православие, из Русской Православной Церкви — в Истинно — православную церковь и т. п.), так как это входит в противоречие с уставом религиозной организации, где закрепляется ее принадлежность.
Таким образом, Конституция РФ предоставляет право на свободу совести каждому. Но пользование данными правами иностранцами связано с законностью их присутствия на территории страны. Действующее законодательство обусловливает деятельность временно пребывающих в России иностранцев целью их нахождения в стране. Постоянно проживающие иностранцы пользуются правом на свободу совести (кроме права на участие в учреждении религиозной организации, ст. 9 Закона) наравне с гражданами Российской Федерации. Но они не могут назначаться на определенные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, если это требует принадлежности к российскому гражданству.
Иностранец, находящийся в Российской Федерации незаконно, может быть выдворен за ее пределы, а при совершении уголовно наказуемого деяния — подвергнут наказанию, связанному с лишением свободы. В последнем случае пребывание такого лица в России приобретает законную основу и, соответственно, оно пользуется правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с иными лицами, отбывающими наказание. Соколов Е. В. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и сущность // Государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Сборник документов. М.: СМС, 2008. 426 с. С. 53.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства — статьи 9, 13, 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой установлено частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 18 Конституции действует непосредственно. Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». «Российская газета», N 138−139, 30.07.2002.
По вопросу, касающемуся предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу, действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2008 года. «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу». «Собрание законодательства РФ», 11.02.2008, N 6, ст. 465
В частности, Президент Российской Федерации своим Указом в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» «Российская газета», N 63−64, 02.04.1998. и ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» «Российская газета», N 190, 01.10.1997. постановил предоставлять по просьбам религиозных организаций отсрочку от призыва на военную службу священнослужителям (до 300 человек), получившим в установленном в конфессиях порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности, при условии, что религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами на время исполнения обязанностей священнослужителя. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом определяет порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям.
В соответствии с Законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может быть подвергнут принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Запрет на вовлечение в религиозные объединения и обучение религии малолетних (несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации) вопреки их воле и без согласия их родителей согласуется с положениями ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., согласно которой родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей; ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г., в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или в соответствующих случаях законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.
Принципы, провозглашенные в Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. (п. 16.7), обязывают уважать среди прочего свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Эти принципы закреплены в ряде других международных правовых актов об уважении права родителей и лиц, их заменяющих, воспитывать детей в соответствии со своими собственными убеждениями и своим отношением к религии.
В случае если родители по-разному относятся к религии, договоренность по вопросу о религиозном воспитании детей является внутрисемейным делом. Вместе с тем если ребенок добровольно участвует в богослужениях с одним из родителей без согласия другого, то определяющим является желание ребенка и отсутствие принуждения.
Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законодательством. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
В соответствии со ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Так, например тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Это соответствует ст. 51 Конституции Российской Федерации, часть 2 которой предусматривает установление Федеральным законом иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания, кроме указанных в самой Конституции. Данное положение нашло отражение и в статье 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.
Под запретом оскорбления религиозных чувств граждан необходимо понимать оскорбление граждан в связи с их отношением к религии, с их религиозными чувствами. Не имеют юридического содержания понятия «религиозные чувства граждан» и их «оскорбление», так как, с одной стороны, экстремистски настроенные религиозные деятели и фанатично верующие люди могут объявить оскорбляющими их религиозные чувства любые мероприятия, тексты и изображения, не вытекающие из их вероучения или расходящиеся с ним, а с другой стороны, могут быть предприняты попытки истолковать это положение закона так, будто нельзя оскорблять религиозные чувства граждан только вблизи объектов религиозного поклонения, а в других местах это допустимо. Соколов Е. В. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и сущность. 2008. 426 с. С. 53.
Не существует и юридически определенного содержания термина «вблизи». Необходимо исходить из того, что на ограде церкви, внутри церковной ограды или в самом храме, безусловно, нельзя. На практике за оскорбительными мероприятиями, текстами и изображениями чаще всего стоят действия конкурирующих религиозных организаций. Поэтому вряд ли будет разумным в близости друг от друга размещение молитвенных зданий таковых религиозных организаций.
К тому же разрешение коллизий должно основываться на равенстве прав как верующих различных вероисповеданий, так и нерелигиозных граждан. Стоит отметить, что и нерелигиозные граждане могут усматривать посягательство на их свободу совести в нарочитом размещении религиозных текстов и изображений вблизи светских культурных центров и объектов, в активной до навязчивости деятельности миссионеров, попытках проникновения пропагандистов той или иной религии в жилище и приставании к прохожим на улицах, в стремлении религиозных объединений воздействовать на людей, работающих на государственных предприятиях или в организациях, через посредство их администрации.
3. КОНСТИТУЦИОННО — ПРАВОВОЙ СТАТУС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Под конституционно-правовым статусом РПЦ МП в Российской Федерации следует понимать комплексный конституционно-правовой институт, содержание которого составляют права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность РПЦ МП, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах.
Ниже я приведу некоторые основные нормы в законодательстве РФ, в которых закреплены элементы конституционно-правового статуса религиозных организаций, а значит и РПЦ МП.
В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» «Российская газета», N 190, 01.10.1997. религиозные организации наделены определенными правами. Не буду перечислять все, отраженные в данном Федеральном законе права, назову лишь некоторые:
— обращаться к Президенту РФ с просьбой о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов для своих священнослужителей (ч. 4 ст. 3);
— создавать образовательные учреждения и по просьбе родителей, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы (ч. 3, 4 ст. 5);
— основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) (ч. 1 ст. 16);
— беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей (ч. 2 ст. 16);
— проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан (ч. 3 ст. 16);
— производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и печатные, аудиои видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (ч. 1 ст. 17);
— создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала (ч. 1 ст. 19);
— безвозмездно получать в собственность для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности (ч. 3 ст. 21) и т. д.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет также обязанности религиозных организаций:
— в иных случаях осуществлять публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (ч. 5 ст. 16). В частности, этот порядок, зафиксированный в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «Российская газета», N 131, 23.06.2004., обязывает предварительно уведомлять местные власти о проведении соответствующих религиозных действий и получать соответствующее разрешение (п. 1 ст. 4). В свою очередь, ч.ч. 1 и 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Российская газета», N 256, 31.12.2001. устанавливают, что нарушение данного порядка влечет наложение штрафа;
— наносить на свою продукцию (литературу, печатные, аудиои видеоматериалы) соответствующую маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (ч. 3 ст. 17);
— осуществлять регистрацию учреждений профессионального религиозного образования в качестве религиозных организаций и получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ч. 2 ст. 19);
— устанавливать условия труда и его оплату в соответствии с законодательством Российской Федерации в трудовом договоре (контракте) между религиозной организацией (работодателем) и работником (ч. 2 ст. 24).
РПЦ МП, как всякое юридическое лицо, должна вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» «Российская газета», N 278, 09.12.2011,
Важнейшие гарантии реализации прав религиозных организаций, в частности, РПЦ МП, в первую очередь, закреплены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся следующие положения: Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29).
Доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян указывает еще на несколько конституционных норм. В частности, ч. 2 ст. 17 Конституции гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ка-ждому от рождения, что, по мнению С. А. Авакьяна, относится и к религиозным правам и свободам. Далее он обращает внимание на ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, со-держание и применение законов, деятельности законодательной и ис-полнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное принципиальное положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы религиозных организаций и верующих. Право на свободу и личную непри-косновенность (ст. 22) означает и невозможность задержания по прин-ципу исповедания какой-либо религии, если при этом не нарушаются за-коны государства. Право на свободный выбор языка общения, воспи-тания, обучения и творчества, закрепленное в ст. 26 Конституции РФ также очень важно для религиозной сферы. В заключение С. А. Авакьян делает вывод, который, по его мнению, является очевидным: вся Конституция РФ в целом является гарантом прав и интере-сов религиозных организаций и верующих Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // 2008. № 1. С. 7.
В качестве юридических гарантий реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, зафиксированных в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», выступают:
— запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3);
— установление равенства граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3);
— указание на то, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3);
— защита прав малолетних, выраженная в запрете их вовлечения в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ч. 5 ст. 3);
— запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а так же на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания (ч. 6 ст. 3);
— освобождение священнослужителя от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (ч. 7 ст. 3);
К юридическим гарантиям реализации права на свободу совести также относится и право гражданина, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданскую службой (ч. 4 ст. 3).
Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) в качестве гарантии осуществления права на свободу совести устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него; за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями по состоянию на 5 января 2006 г.)[29]; Уголовный кодекс Российской Федерации так же содержит ст. 239, устанавливающую ответственность за организацию религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан (в том числе в форме принуждения к отказу от исполнения гражданских обязанностей) и за участие в деятельности указанного объединения или пропаганду указанных противоправных деяний. Статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена также ответственность самих религиозных организаций.
В частности, ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» регламентирует приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 14 предусматривает следующие основания ликвидации религиозной организации:
— по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);
Ч. 2 ст. 14 определяет следующие основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке:
— нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
— действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; светское государство свобода совесть
— принуждение к разрушению семьи;
— посягательство на личность, права и свободы граждан;
— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
— склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
— воспрепятствование получению обязательного образования;
— принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
— воспрепятствование под угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Ч. 7 ст. 14 устанавливает, что деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» «Российская газета», N 138−139, 30.07.2002.
Для наиболее полного анализа конституционно-правового статуса РПЦ МП в РФ необходимо рассмотреть некоторые нормы, содержащиеся в отдельных отраслях российского законодательства, которые регулируют правоотношения РПЦ МП в качестве религиозной организации и юридического лица.
В области гражданского права правовой статус РПЦ МП определяется нормами, прежде всего, Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». «Российская газета», N 14, 24.01.1996.
РПЦ МП в сферах хозяйственных и товарно-денежных отношений выступает в качестве юридического лица. Этот аспект деятельности РПЦ МП следует выделить особо. Он определяется тем, что данная религиозная организация принимает участие в гражданском обороте, имеет имущественную и финансовую обособленность, выступая от собственного имени, несет самостоятельную имущественную ответственность и во всех сделках отвечает по обязательствам только своим имуществом, в результате чего приобретает соответствующие гражданские права и обязанности.
Исходя из норм Гражданского кодекса РФ, по своему правовому статусу религиозные организации РПЦ МП представляют собой одну из форм некоммерческих организаций (ч. 3 ст. 50), обладающих правоспособностью юридического лица (ст. 49) и позволяющих организациям РПЦ МП быть самостоятельными субъектами права. Специфика религиозных объединений как юридического лица в сфере гражданского права определена ст. 117 Гражданского кодекса РФ: это «добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворяя духовных или иных нематериальных потребностей», «они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» (ч. 1 ст. 117), участники (члены) религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на пожертвования, они не отвечают по обязательствам религиозных организаций, а последние по обязательствам своих членов (ч. 2 ст. 117). Право собственности религиозных организаций РПЦ МП регулируется ст. 213 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой религиозные организации являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами; учредители этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации (ч. 4 ст. 213).
Говоря о правовом регулировании деятельности РПЦ МП нормами Гражданского кодекса РФ, необходимо обратить внимание на то, что к делам, возникающим по инициативе религиозных организаций и граждан, следует также отнести судебные иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. В соответствии с ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Согласно ч. 7 указанной статьи правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Если религиозной организацией или ее прихожанами будет заявлен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, именно автору в суде придется доказывать, что распространенные им сведения соответствуют действительности. По данной категории дел закон очень четко распределяет бремя показывания. Данное положение является достаточно актуальным для РПЦ МП, так как имеют место случаи распространения через СМИ сведений, порочащих РПЦ МП и оскорбляющих чувства верующих.
В отрасли административного права правомочия РПЦ МП регулируются административно-правовыми нормами, которые определяют правила, порядок и пределы ее деятельности, регулируют управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства по отношению к религиозным организациям.
Эти нормы обеспечивают определенные условия для возможности осуществления деятельности РПЦ МП, соответствующей целям этой организации.
В сфере трудового права Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Российская газета», N 256, 31.12.2001, запрещает дискриминацию по признаку отношения к религии (ст. 3); устанавливает, что работа на предприятиях, в учреждениях, организациях не проводится в день Рождества Христова — 7 января (ст. 112).
Необходимо отметить, что ст. 348 Трудового кодекса, регулирующая рассмотрение индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций, устанавливает, что индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и религиозной организацией как работодателем, рассматриваются в судебном порядке.
Отмечу, что Трудовой кодекс не регулирует отношения религиозных организаций со священнослужителями; противоположное решение законодателя явилось бы вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных организаций и, как показал Г. П. Лупарев, создало бы трудноразрешимые проблемы в правоприменительной практике. Лупарев Г. П. Трудовые отношения в религиозных организациях // 1992. С. 25.
В семейно-правовой сфере Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «Российская газета», N 17, 27.01.1996. запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признаку религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 1).
В области финансового права РПЦ МП выступает главным образом субъектом налоговых правоотношений.
Часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340, регулирует налог на добавленную стоимость и устанавливает операции, не подлежащие налогообложению при ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работах культовых зданий и сооружении, находящихся в пользовании религиозных организаций (п. 15 ч. 2 ст. 149), не подлежит налогообложению также реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний и других культовых действий (п. 1 ч. 3 ст. 149).
Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738−1 «О плате за землю» «Ведомости СНД и ВС РФ», 31.10.1991, N 44, ст. 1424. устанавливает норму, в соответствии с которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры (ч. 4 ст. 12).
В отрасли уголовно-процессуального права Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ «Российская газета», N 249, 22.12.2001, определяет, что при производстве по уголовному делу священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п. 4 ч. 3 ст. 56).
Частью 1 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ «Российская газета», N 9, 16.01.1997. закрепляет положение о том, что осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.
Нормы, регулирующие право на свободу совести и содержащиеся в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, имеют для РПЦ МП особую важность, как для религиозной организации осуществляющей активную работу в местах лишения свободы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, общественные отношения религиозных субъектов права, регулируются, как оказалось не только нормами Конституции и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», но и нормами, как мною было показано, практически, всех других отраслей права.
А между тем светским является, то государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.
Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:
1) отделение церкви от государства. Этот принцип означает:
во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;
в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;
в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;
2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;
4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:
во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание… признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России… принимает настоящий Федеральный закон»;
во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании ее не менее пятнадцати лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993. — 64 с.
Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1 октября 1997 г. Ст. 2.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 3. Ст. 192.
Собрание законодательства РФ. 2003. N 5. Ст. 490.
Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2008. N 1. С. 10.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА 2009. — 800 с.
Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 2009. N 1. С. 52.
Клямкин И. М. Постсоветская политическая система в России //Политика страны. — 2008. № 4. — С. 172−271.
Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие / Матвеев В. В. — М.: ВЭТРИ, 2009. — 425 с.
Конституционное право: словарь / отв. ред. проф. В. В. Маклаков. — М.: ЮРИСТЪ, 2009. — 550 с.
Конституционное право: учеб. для сред. спец.учеб. заведений / Козлова Е. И., Кутафин О. Е. — М.: ЮРИСТЪ, 2010. — 304 с.
Конституционное право. Учебник. Отв. Ред. А. Е. Козлов. — М.: Изд-во Юристъ, 2009. — 210с.
Конституционное право: учебник / Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРИСТЪ, 2008. — 554 с.
Конституционное право: учебник / Габричидзе Б. Н., Ким-Кимэн А.Н., Чернявский А. Г. — М.: Проспект, 2009. 477 с.
Конституционное право: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРИСТЪ, 2008. — 605 с.
Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2008. 832 с.
Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. Пчелинцев А. В., Ряховский В. В. М.: Юриспруденция, 2009. С. 24.
Соколов Е. В. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и сущность // Государственно-церковные отношения в Российской Федерации. 2009. 426 с. С. 53.
Теория государства и права: учеб. пособие для юр. вузов / Венгеров А. Б. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2008. 528 с.
Теория государства и права: курс лекций / под ред. В. В. Матвеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВДВ, 2008. 768 с.
Теория государства и права: учебник / Сырых В. М. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2008. 704 с.
Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт .
Лупарев Г. П. Трудовые отношения в религиозных организациях.
Библия, Ветхий и Новый Завет, изд., Завет, 2011. — 185 стр.
Тенденции светского государства: учебное пособие / под ред. А. А. Кураева. Изд., типография РПЦ, 2009. — 109 с.