Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование избирательной системы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели… Читать ещё >

Правовое регулирование избирательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

Чебоксарский политехнический институт (филиал) Кафедра Права КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Конституционное право на тему: Правовое регулирование избирательной системы Чебоксары 2014

Содержание Введение

1. Понятие избирательной системы

1.1 Понятие избирательного права

1.2 Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем применяемых в России

1.3 Принципы избирательной системы

2. Избирательная система России

2.1 Порядок проведения голосования

2.2 Порядок подсчета голосов. Контроль за ходом проведения выборов

3. Перспективные направления совершенствования избирательной системы в России Заключение Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В условиях демократизации современного российского общества возрастает необходимость повышения эффективности социальных институтов и форм непосредственного народовластия, обеспечивающих политическую активность граждан. Этому вопросу придается государственное значение.

Возрастающая значимость избирательных комиссий, проблемы понимания и практики проведения выборов, которые наиболее остро проявляются в процессе подготовки и проведения муниципальных выборов, требуют теоретического осмысления, понятийного выражения сущности, правового статуса избирательных комиссий, особенностей его законодательного закрепления, и практики реализации.

Решение этих задач в значительной степени связано с качественным состоянием и эффективностью действия избирательного законодательства. Совершенствование избирательного законодательства, призванного закреплять и гарантировать избирательные права граждан, повышение его качества осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации в ходе муниципальной реформы.

Изменения избирательного законодательства, направленные на унификацию правовых норм в отношении избирательных комиссий, позволившие решить ряд проблем, связанных с деятельностью избирательных комиссий, не привели к устранению некоторых пробелов, коллизий и повлекли за собой значительное усложнение избирательных правоотношений.

Это в значительной степени сказалось на системе избирательных комиссий, которые претерпели существенные изменения: В данную систему был включён новый вид избирательных комиссий избирательные комиссии муниципальных образований, но их место в системе органов публичной власти не было определено.

Все это требует теоретического осмысления места и роли избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении муниципальных выборов и обобщения практики их деятельности.

Правовой базой исследования послужили Конституция РФ 1993 г., Федеральные законы и иные нормативные акты и комментарии к ним, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам конституционного и избирательного права в России.

Степень разработанности темы исследования. Вопросам избирательной системы и избирательного права посвящена достаточно обширная юридическая литература. Эти вопросы рассматривались как в трудах дореволюционных исследователей, так и в советский период.

Реформированию российской избирательной системы в последнее десятилетие посвящены труды А. С. Автономова, Ю. А. Веденеева, В. И. Васильева, А. А. Вешнякова, Е. К. Глушко, А. В. Зиновьева, А. В. Иванченко, А. Е. Постникова, Л. Г. Алехичевой, В. В. Мокеева, М. С. Матейковича, А. И. Ковлера, В. И. Лысенко, Н. А. Михалевой, Б. А. Страшуна, Ю. А. Юдина и др.

Так, целью данной работы является рассмотреть правовое регулирование избирательной системы .

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— дать понятие избирательной системы;

— рассмотреть избирательную систему в России;

— выявить перспективные направления совершенствоввания избирательной системы в России.

Объектом исследования является избирательная система, общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий в России.

Предмет исследования — законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус избирательной системы.

Структура работы. Основной текст работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка источников и литературы.

1. Понятие избирательной системы

1.1 Понятие избирательного права В центре всех процессов формирования органов государства стоит право граждан избирать и быть избранными.

Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства в наибольшей степени дает право избирать и быть избранным (избирательные права).

Важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности является свобода выбора. Для политически активных граждан выборы в органы власти это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

Конституция России, в отличие от многих зарубежных конституций, не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в статью 32 Конституции Российской Федерации.

Отдельные правила связываются с избранием Президента Российской Федерации (ст. 81 Конституции Российской Федерации) и Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 96, 97 Конституции Российской Федерации). Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами.

Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ) в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 28.12.2013).

Избирательное право в объективном смысле один из институтов конституционного права. Это система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме.

А так же эта система норм, которая определяет порядок организации и проведения референдумов и выборов в Российской Федерации. Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении каждому гражданину Российской Федерации возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента:

1) Пассивное избирательное право право быть избранным на выборные должности.

2) Активное избирательное право право избирать в органы государства и участвовать в голосовании на референдуме.

Возрастной ценз активного и пассивного избирательного права существенно различается. Согласно Конституции РФ право избирать возникает у граждан с 18 лет. Конституция РФ. 1993 г. — ст.60

Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти и местного самоуправления. Право быть избранным связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Конституция РФ в ряде случаев определяет возраст, с наступлением которого возможно осуществление права быть избранным. Этот возраст установлен Конституцией РФ для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания 21 год, а Президентом РФ 35 лет при условии постоянного проживания в России не менее 10 лет. Конституция РФ. 1993 г. — ст.ст.97, 81

Законом установлена ответственность лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат также лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие «агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, как и фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов карается Уголовным кодексом РФ Также нарушение избирательного законодательства должностными лицами наказывается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

К источникам избирательного права относятся:

· Конституция РФ (ст. 3, 32, 81, 84, 92, 96, 97, 102, 111, 117 и т. д.), а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов на федеральном уровне:

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

· Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ;

· Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ;

· Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ, а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов субъектов Российской Федерации:

· Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», а также указы Президента РФ по вопросам организации и проведения выборов, нормативные акты Центральной избирательной комиссии и законы субъектов РФ, касающиеся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его территории местного самоуправления.

1.2 Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем применяемых в России В объективном смысле избирательная система — это порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленный и регулируемый нормами избирательного права, а также сложившейся практикой деятельности государственных, муниципальных органов, общественных объединений и движений, то есть это «вся совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования».

Избирательная система в субъективном значении употребляется применительно к порядку определения результатов (итогов) голосования на выборах это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Здесь различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Пропорциональная избирательная система означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам. Под мажоритарной избирательной системой подразумевается распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система большинства).

Мажоритарная система имеет две разновидности абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос.

В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.

Начало практики проведения регулярных выборов с участием неуклонно расширявшегося круга избирателей было связано с применением мажоритарной системы как наиболее последовательно выражающей идею большинства. Однако в неблагоприятные условия мажоритарная система ставит мелкие партии, им трудно провести кандидатов в выборные органы общенационального уровня. Отданные за них голоса часто «пропадают», и избиратели, зная это, заранее ориентируются на партии, реально способные победить. В результате отдельные группы населения лишаются в законодательном собрании представительства или оно оказывается крайне незначительным.

Таким образом, мажоритарная система «поощряет» крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населения; уступающие по численности электората относительно небольшие партии оказываются устойчивыми, если их поддерживают этнические, конфессиональные меньшинства, избиратели с постоянными идеологическими предпочтениями, региональными ориентациями. Преимущество же мажоритарной системы состоит в том, что, усиливая сильные партии, она позволяет создавать стабильные правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.

Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциональная система. При проведении выборов по пропорциональной системе создаются большие по численности избирателей округа. Каждая партия выставляет на выборах списки из двух, трех и более кандидатов. Пропорциональная система позволяет определять долю представительства мелких партий с электоратом 2/3 общего числа избирателей. Если бы предельно возможная точность итогов была единственным критерием применимости избирательной системы, то легко предположить, что пропорциональная система получила бы наибольшее распространение. Реально политики не могут не считаться с тем, что пропорциональная система частично способствует фрагментации, дроблению политических сил, сохранению множества мелких партий. Чтобы не допускать распыления электората при пропорциональной системе, избирательное законодательство, как правило, корректируется: вводятся одноименные округа взамен многоименных, предусматривается так называемый «заградительный пункт», согласно которому если за список партии подается меньше установленного числа голосов, то ее кандидаты в распределении мест не участвуют.

Установление границ избирательных округов, правила определения итогов голосования оказывают значительное влияние на результаты выборов, потому-то эти вопросы становятся предметом политической борьбы. В условиях проведения свободных, демократических выборов их итоги позволяют выявить расстановку политических сил в стране, определить, каково доверие избирателей к той или иной партии, к ее предвыборной программе и лидерам. Безусловно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности.

В России мажоритарная система применяется при выборах Президента РФ. Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан). Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования.

1.3 Принципы избирательной системы Принципы избирательного права это основополагающие идеи и начала, закрепленные в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ, на основании и в соответствии с которыми реализуются избирательные права граждан, устанавливается и развивается конституционное право, институт избирательного права, осуществляется избирательный процесс, иными словами, это «обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны законными». Разные авторы выделяют разное количество принципов избирательного права, но в данной работе отметим основные из них:

1. Принцип свободных выборов. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от зарубежных государств в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Российской Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, то есть отсутствие на выборах. Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т. е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того чтобы не допустить срыва выборов в результате отсутствия избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай.- М.: Норма, 2011. — 123 с.

Также свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострением политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В конечном счете, выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой. Конституция РФ. 1993 г. — ч. 3 ст. 3

Законодательно закреплено также, что демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

2. Принцип всеобщего избирательного права. Принцип всеобщности означает признание, без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать и права быть избранными. Конституция РФ и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Специальные условия, которые ограничивают всеобщее избирательное право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

Активное избирательное право и право голосовать на референдуме в Российской Федерации предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами. Белоновский В. Н. Избирательное право: общая часть / В. Н. Белоновский. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 178 с.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Субъектам Российской Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах Президента 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Конституцией РФ установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституция РФ. 1993 г. — ч.3 ст. 32 Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.

3. Принцип равного избирательного права. Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных основаниях. Оно обеспечивается: наличием у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов); включением избирателей не более чем в один список избирателей; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной кампании для кандидатов; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, блоков, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами. Головин А. Г. Избирательное право России / А. Г. Головин. — М.: НОРМА, 2007. — 167с.

Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим. Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов. Процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составления избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

4. Принцип прямого избирательного права. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, законодательных органов и глав исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права.

5. Принцип тайного голосования. Тайное голосование обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Для гарантированной тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Отмечаются и другие принципы:

принцип справедливости;

принцип обязательности и периодичность проведения выборов;

территориальный принцип организации и проведения выборов и референдумов;

принцип непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов;

принцип выдвижения кандидатов на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления, либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избирательными объединениями, избирательными блоками.

избирательный голосование право

2. Избирательная система России

2.1 Порядок проведения голосования Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Воробьев Н. И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н. И. Воробьев. — Тамбов: изд-во ТГТУ, 2012. — 123 с.

Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)».

В день голосования перед его началом председатель участковой комиссии объявляет помещение для голосования открытым, предъявляет к осмотру членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Ббюллетени выдаются избирателям, включённым в список избирателей при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, или при предъявлении открепительного удостоверения. Избиратель имеет право получить только один бюллетень. Голосование проводится путем внесения избирателем в бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Каждый избиратель голосует лично.

Голосование за других избирателей не допускается. Бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо за исключением случая, когда избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Воробьев Н. И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н. И. Воробьев. — Тамбов: изд-во ТГТУ, 2012. -178с. с.

2.2 Порядок подсчета голосов Контроль за ходом проведения выборов Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований политических партий, избирательных блоков и от строк «Против всех кандидатов», «Против всех федеральных списков кандидатов»), затем оглашают и вносят в строки 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте. Дамаскин О. В. Избирательное право в судебной практике / О. В. Дамаскин. — М.: РЦОИТ, 2008. — 67 с.

Это число вносится в строки 14 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам:

1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). При установлении числа избирателей, включенных в список по одномандатному избирательному округу, не учитываются избиратели, включенные в список избирателей на основании открепительных удостоверений, если они получили избирательные бюллетени только по федеральному избирательному округу;

2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

5) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

7) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.

Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм Дамаскин О. В. Избирательное право в судебной практике / О. В. Дамаскин. — М.: РЦОИТ, 2008. — 123с.:

1) в строки 1 — число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;

2) в строки 3 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2 — 9 статьи 78 настоящего Федерального закона;

3) в строки 4 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

4) в строки 5 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

5) в строки 11 — число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;

6) в строки 12 — число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

7) в строки 13 — число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

8) в строки 15 — число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.

Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.

При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала — с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем — с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А. В. Иванченко. — М.: НОРМА., 2012. — 129 с.

Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней.

На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, наименований политических партий, избирательных блоков, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый федеральный список кандидатов, против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени по одномандатному и по федеральному избирательным округам. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, наименований политических партий, избирательных блоков, позиций «Против всех кандидатов», «Против всех федеральных списков кандидатов», или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А. В. Иванченко. — М.: НОРМА., 2012. — 154с.

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, за каждый федеральный список кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения заносятся в строки 18 и последующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 18 и последующих строк протоколов об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строки 10 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования в соответствии с приложением 5 к настоящему Федеральному закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.

После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, федеральным спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, поданные против всех кандидатов и против всех федеральных списков кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени по федеральному и по одномандатному избирательным округам. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование политической партии, избирательного блока, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка: «Недействительные бюллетени по федеральному избирательному округу», «Недействительные бюллетени по одномандатному избирательному округу», «Против всех кандидатов» или «Против всех федеральных списков кандидатов».

Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, номер (наименование) избирательного округа, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.

Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов, приобретают юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. Катков Д. Б. Избирательное право: Вопросы и ответы / Д. Б. Катков. — М: Юриспруденция, 2010.-17с.

Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протоколы являются действительными, если они подписаны большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи.

По требованию члена участковой избирательной комиссии участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копии протоколов об итогах голосования, а также заверить их. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за полноту и достоверность содержащихся в копии протокола об итогах голосования данных несет лицо, заверяющее указанную копию протокола.

Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов.

Первые экземпляры протоколов об итогах голосования с приложенными к ним документами доставляются в территориальную избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протоколов вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию. Вся избирательная документация участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе избирательные бюллетени, за исключением первых экземпляров протоколов об итогах голосования, представляемых в вышестоящую избирательную комиссию, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования общих результатов выборов, а затем уничтожается с составлением акта в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А. А. Вишняков. — М.: НОРМА., 2009. — 87с.

Заверенные копии вторых экземпляров протоколов об итогах голосования вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего вторые экземпляры протоколов об итогах голосования вместе с предусмотренной Федеральным законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также печать участковой избирательной комиссии передаются для хранения в соответствующие территориальные избирательные комиссии. За два дня до истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии копии вторых экземпляров протоколов, имеющиеся в участковой избирательной комиссии, уничтожаются с составлением акта.

3. Перспективные направления совершенствования избирательной системы в России Согласно действующему законодательству Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее — Центризбирком России или ЦИК РФ) в ряду государственных органов занимает особое положение. Это уникальный орган, с одной стороны, выпадающий из четкой системы разделения властей, а с другой, играющий важную роль при ее формировании.

В начале XXI века в условиях стремительно протекающей глобализации, международного сотрудничества в избирательной сфере, меняющейся политической обстановки в стране вопрос о месте и роли Центризбиркома России в избирательном процессе и системе государственной власти вообще стоит как никогда актуально. Так, в свете присущей Центральной избирательной комиссии изначально роли главного органа, ведающего вопросами избирательного права и процесса, к числу пробелов следует отнести отсутствие законодательно закрепленной возможности предварительного рассмотрения законопроектов, направленных на изменение избирательного законодательства, с вынесением заключения, обязательного к рассмотрению Государственной Думой Российской Федерации.

Важный пласт полномочий необходим ЦИК РФ и в области обеспечения соответствия региональной нормативной базы и практики проведения выборов в субъектах Российской Федерации положениям федерального законодательства и международным электоральным обязательствам. К числу таковых следует отнести обязательную экспертизу проектов избирательных законов субъектов в ЦИК РФ на предмет их соответствия федеральному законодательству и признанным Россией международным избирательным стандартам.

Процент избирателей, принимающих участие в голосовании на выборах в России и в других странах, постоянно снижается. Российское избирательное законодательство не содержит в себе механизмов поощрения граждан за участие в выборах или «наказания» за неучастие в выборах. Вместо этого оно предлагает другой путь решения этой проблемы снижение нормы (порога) явки избирателей, при котором выборы считаются состоявшимися.

Многие политологи, социологи, юристы и деятели наук высказывают мнение о введении обязательного голосования на территории РФ.

Введение

обязательного голосования, резко изменит современную картину, приведет к большому увеличению числа голосующих. Там, где оно вводилось, явка избирателей иногда возрастала до 90%, ибо неучастие в выборах зарегистрированных избирателей наказуемо.

При отсутствии обязанности голосовать в головах избирателей не формируется никакого завершенного видения политической системы, к которой следовало бы стремиться. Психология избирателя в данном случае соответствует психологии потребителя: если выбор осуществлять не из чего, то о выборе и не задумываются. Колпаков Н. В. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти / Н. В. Колпаков. — М.: РЦОИТ, 2009. -234 с.

При введении обязательного голосования для граждан Российской Федерации необходимо закрепить дополнительные гарантии, обеспечивающие формирование воли избирателей и ее выражение, а именно:

Давать более полную информацию избирателям о кандидатах (о наличии судимости независимо от того снята она или погашена, о нарушении предвыборной агитации, об имуществе и доходах близких родственников кандидата).

Заканчивать период предвыборной агитации как минимум за три дня до дня голосования.

Предусмотреть институт доверенности. В мировой практике существует институт голосования по доверенности. Возможно, приемлем и такой вариант решения проблемы при условии, что у одного избирателя может быть только один доверитель.

Регистрация производится на основании решения и доверенности и при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Среди направлений развития избирательной системы на современном этапе выделяют:

информационно-техническое оснащение выборов, единая система финансового контроля фондов политических партий, избирательных объединений и кандидатов, система работы с обращениями граждан, работа института международного наблюдения — как идеальная организация приема миссий международного наблюдения в России, так и перспективное направление дистанционного мониторинга.

В практике Российской Федерации есть направления развития избирательной системы, в которых тщательно анализируется и используется международный опыт. Это:

— соотношение институтов партии и избирательного объединения, с учетом того, что есть новые и старые партии, институт парламентской льготы и так далее,

— институт агитации, политической рекламы и информации,

— соотношение пропорциональной и мажоритарной избирательных систем на выборах различных уровней,

— прямые и непрямые выборы, а в последнее время и взаимообусловленные выборы, что связано с возможным введением нормы о выборах сенаторов (членов Совета Федерации), в связи с выборами главы субъекта Федерации,

— развитие института внутренних наблюдателей,

— формирование участковых избирательных комиссий и подготовка членов участковых комиссий.

Новый этап был обусловлен принятием в июле 2001 года Федерального закона «О политических партиях».

С течением времени было введено поэтапное снижение минимального количества членов организации, требуемое для получения или подтверждения юридического статуса политической партии. В период с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года необходимые количественные требования к численности партии снижены с 50 тысяч до 45 тысяч членов и с 500 до 450 членов в ее региональных отделениях более чем в половине субъектов Российской Федерации; с 1 января 2012 года для регистрации партии необходимо было 40 тысяч членов и по 400 членов в ее региональных отделениях более чем в половине субъектов Российской Федерации.

В 2012 году закон о политических партиях претерпел значительные изменения.

Это, прежде всего, выразилось в упрощении требований к регистрации политических партий. Так, с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов; к вновь создаваемым партиям такое требование применяется уже в настоящее время. В то же время отменены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые, тем не менее, могут быть установлены уставом политической партии. При этом политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации идея отмены сбора подписей партиями на парламентских выборах обсуждалась давно. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента Российской Федерации, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей.

С 1 января 2011 года вступил в силу новый порядок формирования Совета Федерации, согласно которому избранным (назначенным) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта.

За прошедшие годы отменены строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене, а также «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися. Отменено право на образование избирательных блоков. Исключено использование избирательного залога в качестве «страховочного» основания для регистрации наряду с представлением подписей избирателей.

Имеется ввиду: уменьшение перечня оснований для отказа в регистрации кандидатов; политические партии, получившие более 5, но менее 7 процентов голосов избирателей, теперь могут получить депутатские мандаты; всем партиям предоставлены равные возможности в использовании муниципальных зданий для проведения предвыборной агитации; до 18 лет снижен возраст кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и др.

Увеличены объемы финансирования кандидатами, избирательными объединениями своих избирательных кампаний. Увеличены масштабы государственной поддержки политических партий.

Нередко Российская Федерация опережает зарубежные государства, имеющие долголетнюю практику проведения демократических выборов. Например, приняты законы, не имеющие аналога в зарубежной электоральной практике.

Введены серьезные меры ответственности для организаторов выборов, вплоть до уголовной. Так, увеличены в два и более раз штрафы за ряд правонарушения, в т. ч. за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Стратегические направления развития избирательной системы Российской Федерации:

1. Увеличение общественно-политической базы принятия электоральных решений.

2. Единый день голосования С 2013 года Федеральным законом установлен один единый день голосования в субъектах Российской Федерации — второе воскресенье сентября, в предстоящем году — 8 сентября.

3. Укрепление системы избирательных комиссий.

Организацией выборов в единые дни голосования занимаются избирательные комиссии всех уровней: 14 марта 2010 года — 33 500 комиссий, 10 октября 2010 года — 34 200, 13 марта 2011 года — 26 500.

В единый день голосования 14 октября 2012 года для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав и депутатов представительных органов муниципальных образований — административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации было сформировано около 6,3 тысячи участковых избирательных комиссий. В их составы было назначено более 122,5 тысячи членов комиссий с правом решающего голоса, из которых более 85 процентов имели опыт работы в избирательных комиссиях разного уровня.

Сегодня постоянно действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований. Сроки полномочий избирательных комиссий увеличены с 4 до 5 лет.

Кардинальные изменения коснулись низового, но самого важного звена избирательной системы — участковых избирательных комиссий. Установлен переход к работе участковых избирательных комиссий на постоянной основе, то есть их формирование будет осуществляться территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет на постоянно действующих избирательных участках, участках референдума. В течение последующих 5 лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней: на них возлагается огромная ответственность.

Предусматривается, что избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в порядке, установленном ЦИК РФ) формируется резерв из кандидатур, предложенных в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенных членами комиссии. Назначение нового члена участковой избирательной комиссии вместо выбывшего будет производиться из этого резерва.

4. Информационная открытость и прозрачность: новые шаги.

С целью информирования избирателей о ходе голосования и результатах выборов в единые дни голосования организуется работа Информационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, впервые открытого в октябре 2008 года.

Выборы Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года стали примером по созданию условий для открытого, честного голосования и подсчета голосов избирателей.

В ходе голосования на парламентских и президентских выборах велись Интернет-трансляции с избирательных участков, просмотр которых был доступен в режиме реального времени; предоставление возможности организаторам выборов, кандидатам и представителям политических партий высказать свою позицию на созданной в ЦИК РФ информационной площадке; для информирования участников избирательной кампании широко использовались возможности сети Интернет.

С целью информирования избирателей на Интернет-сайте ЦИК РФ действовали введенные в ходе парламентских выборов в 2011 году и подтвердившие свою востребованность сервисы «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей»; на президентских выборах в 2012 году зафиксировано 251,5 тысячи обращений к ним, в том числе в день голосования 4 марта — более 75 тысяч.

Особенностью выборов главы государства стали масштабы наблюдения: его осуществляли более 220 тысяч российских наблюдателей и около 90 тысяч членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса; представители СМИ; наблюдатели-волонтеры, следившие за ходом выборов в сети Интернет; 685 иностранных (международных) наблюдателей из 56 государств, которые присутствовали на избирательных участках в 49 российских регионах.

Максимально быстрое и широкое информирование о ходе и результатах выборов обеспечивается ГАС «Выборы».

5. Техническое переоснащение избирательной системы.

Это одно из важных направлений развития института свободных выборов в Российской Федерации, повышения доверия к результатам выборов. Первый в российской электоральной практике эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием сети Интернет проводился в единый день голосования в октябре 2008 года в ходе муниципальных выборов в городе Новомосковске Тульской области. Ключевым звеном в представленной технологии стал диск для электронного опроса.

6. Применение веб-камер.

Их использование началось много ранее, чем в марте 2012 года. Такё в единый день голосования в марте 2010 года на 95 избирательных участках в 12 субъектах Российской Федерации были успешно применены веб-камеры, которые предоставляли любому гражданину, имеющему доступ в Интернет, возможность наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей в режиме реального времени.

В день голосования 4 марта 2012 года результативно действовал уникальный по масштабам и срокам реализации проект — прямая трансляция процедуры голосования и подсчета голосов избирателей с веб-камер, установленных в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий. Не только с территории России, но и из-за рубежа, пользователи Интернета в режиме реального времени могли наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов на 80 тысячах избирательных участках; с 11 тысяч участков производилась запись информации с передачей ее в центры обработки данных.

На выборах 14 октября 2012 года средства видеонаблюдения применялись на более чем 5 тысячах избирательных участков в семи субъектах Российской Федерации — Амурской, Брянской, Белгородской, Калининградской, Московской, Новгородской и Рязанской областях.

Заключение

Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования.

В рамках весьма ограниченного периода исторического времени произошли структурные изменения всех составных элементов институтов и процедур, юридических норм и ценностей, учреждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня Российская Федерация располагает структурированным по всем составным элементам и институтам материальным и процессуальным правом, определяющим:

— основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан;

— порядок организации и проведения выборов их назначения, выдвижения и регистрации кандидатов;

— правила информирования избирателей и ведения предвыборной агитации;

— правила финансирования избирательных кампаний, создания и расходования избирательных фондов;

— порядок голосования, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов;

— порядок разрешения избирательных споров, юридической ответственности участников избирательного процесса;

— порядок защиты и восстановления нарушенного избирательного права.

На всех этапах реформирования избирательной системы Российской Федерации принятие политических и правовых решений о возможных изменениях в действующем законодательстве о выборах и референдумах сопровождалось проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний по всему комплексу обсуждаемых вопросов.

Общими итогами концептуальной, публичной и юридико-технической работы в области реформирования избирательной системы Российской Федерации являлись, как правило, пакеты законопроектов о внесении изменений и дополнений в основные федеральные законы по вопросам организации федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Список использованной литературы Нормативно-правовой материал

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г.- М.: Проспект, 2012.-48с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 г. № 33-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; Российская газета. — № 66. — 31.03.2010.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.04.2010 г. № 60-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. 1). — Ст. 4921; 2010. — № 15. — Ст. 1756

4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011). // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 67 (ч. 1). — Ст. 156.

5. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011). // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 19 (ч. 1). — Ст. 13.

6. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011). // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 51 (ч. 2). — Ст. 34−45

7. Конституция Чувашской Республики (ред. от 06.03.2013) (принята ГС ЧР 30.11.2000).

8. Закон Чувашской Республики от 1 июля 1999 г. N 12 «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики» (с изменениями от 27 марта 2003 г., 10 октября 2005 г., 30 ноября 2006 г., 4 июня 2007 г., 23 сентября 2008 г., 31 марта, 19 октября 2009 г., 13 июля 2010 г.)

9. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (ред. 14 января 2011 г.).

10. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» .

II. Литература

11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай.- М.: Норма, 2011. — 287 с.

13. Белоновский В. Н. Избирательное право: общая часть / В. Н. Белоновский. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 266 с.

14. Вешняков А. А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А. А. Вешняков / А. А. Вешняков. — М.: НОРМА., 2003. — 587 с.

15. Веденеев Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации/ Ю. А. Веденеев Ю. А // Журнал российского права., № 6. 2006. — С.17.

16. Воробьев Н. И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н. И. Воробьев. — Тамбов: изд-во ТГТУ, 2012. — 276с.

17. Волков В. П. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации / В. П. Волков. — М.: РЦОИТ., 2009. — 288 с.

18. Головин А. Г. Избирательное право России / А. Г. Головин — М.: НОРМА, 2007. — 290 с.

19. Дамаскин О. В. Избирательное право в судебной практике / О. В. Дамаскин. — М.: РЦОИТ, 2008. — 320 с.

20. Дмитриев Ю. А. Избирательное право / Ю. А. Дмитриев. — М.: Юстицинформ, 2008. — 312 с.

21. Дубровина Е. П. К вопросу о формировании избирательных комиссий / Е.П. Дубровина// Вестник ЦИК РФ, № 13, 2011. — С.8.

22. Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика / А. В. Иванченко. — М.: Весь мир., 2006. — 390 с.

23. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А. А. Вишняков. — М.: НОРМА., 2009. — 816с.

24. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А. В. Иванченко. — М.: НОРМА., 2012. — 856 с.

25. Кетова Л. П. Избирательное право. Сборник методических материалов/ Л. П. Кетова. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. — 60 с.

26. Козлова Е. И. Конституционное право России /Е.И. Козлова.- М.: Проспект, 2010. — 265 с.

27. Козлов В. Н. Региональный анализ результатов выборов и типология регионов по политическим предпочтениям избирателей / В. Н. Козлов // Выборы Президента РФ: Электоральная статистика. — М., 2008. — С. 73.

28. Князев С. Д. Демократические принципы избирательного права в Российской Федерации / С. Д. Князев // Известия Владивостокского института международных отношений. — 2011. — № 13. С. 28.

29. Катков Д. Б. Избирательное право: Вопросы и ответы / Д. Б. Катков. — М: Юриспруденция, 2010.-176с.

30. Колпаков Н. В. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти / Н. В. Колпаков. — М.: РЦОИТ, 2009. — 377 с.

31. Колосов В. А. Электоральная карта современной России генезис, структура и эволюция / В. А. Колосов // Полис. — 2009. — № 34. С. 45.

32. Ковлер А. И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт / А. И. Ковлер. — М., 2008. — С. 139.

33. Князев С. Д. «Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития» / С. Д. Князев //Журнал российского права № 10. — 2012. — с.36−45.

34. Князев С. Д. Правовой режим предвыборной агитации по законодательству Российской Федерации / С. Д. Князев // Известия Владивостокского института международных отношений. — 2009. № 4. С. 32.

35. Колпаков Н. В. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. — № 2. — С.17.

36. Комаров С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. — М.: Юрайт, 2009. — 497 с.

37. Кратов Д. Б. Избирательное право: Вопросы и ответы / Д. Б. Кратов. — М.: Юриспруденция, 2008. — 507 с.

38. Постников А. В. Избирательное право России/ А. В. Постников. — М.: Наука., 2011. — 340 с.

39. Постников А. Е. Система российского избирательного законодательства / А. Е. Постников // Журнал российского права, 2007. № 1. — С.20−21.

40. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности/ Т. Пахоменко // Законность. 2011. — № 8. — С.17−22.

41. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / А. И. Иванченко.- М.: Либеральная миссия.-2006. 300 с.

42. Торопов А. В. Совершенствование правового регулирования ответственности за преступные нарушения законодательства о выборах, совершаемые членами избирательных комиссий / А. В. Торопов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. — № 1. — С.17.

43. Треушников М. К. Судебная защита избирательного права. // Журнал российского права, 2013. — № 3. — С. 12−22.

44. Хасанов У. Ф. Учебно-методический комплекс по дисциплине Избирательное право / У. Ф. Хасанов. — СПБ.: Институт права, 2012. — 96 с.

45. Червяков А. Е. Современные тенденции в формировании избирательных систем / А. Е. Червяков // Современное право. 2005. № 5. С. 16 — 21.

46. Чиркин В. Е. Какая избирательная система нужна России? / В. Е. Чиркин, Л. Ю. Грудцина // Законодательство и экономика. — 2011. — № 1. — С. 5 — 10.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой