Ценностные ориентации учащихся
В результате построения иерархии ценностных ориентаций определено, что у учащихся колледжа ОГИ первые места в терминальных ценностях занимают такие ценности как: наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов ОГИ: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. Наименее… Читать ещё >
Ценностные ориентации учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дипломная работа
Ценностные ориентации учащихся
по учебной дисциплине «Актуальные проблемы современной социальной психологии»
- Введение
- Глава 1. Ценностные ориентации личности: теоретико-методологические аспекты понятия, содержания и структуры
- 1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
- 1.2 Содержание и структура ценностных ориентаций
- Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся колледжа и студентов ОГИ
- 2.1 Выборка, методики, процедура и первичные данные
- 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
- Выводы
- Список использованной литературы
- Приложения
Научная проблема исследования и общая характеристика работы.
Исследование посвящено изучению особенностей и специфики ценностных ориентаций учащихся колледжа и студентов Одинцовского гуманитарного института.
Актуальность исследования.
Изучение ценностных ориентаций современных учащихся и студентов является актуальным в силу всё возрастающей роли студенческой молодёжи в современном российском обществе.
Объект исследования: учащиеся колледжа и студенты Одинцовского гуманитарного института.
Предмет исследования: ценностные ориентации учащихся колледжа и студентов Одинцовского гуманитарного института (ОГИ).
Цель исследования: исследовать особенности уровня выраженности различий, иерархии и структуры ценностных ориентаций учащихся колледжа и студентов ОГИ.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что ценностные ориентации учащихся колледжа ОГИ отличны в уровне выраженности содержания, иерархии, структуре и пр., — от ценностных ориентаций студентов ОГИ.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
3. Эмпирически выявить различия в содержательном уровне выраженности, иерархии и структуре ценностных ориентаций учащихся колледжа и студентов ОГИ.
ценностная ориентация учащийся студент
4. Проанализировать и обобщить полученные эмпирические результаты.
Методы исследования.
Для решения поставленных нами в исследовании задач, мы применили следующие методы исследования:
1) библиографический метод (изучение научной психологической литературы по проблеме исследования);
2) психодиагностический метод, — методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца.
3) метод сравнительного анализа;
4) математико-статистический метод, — t-критерий Стьюдента, кластерный анализ (метод Ворда);
5) интерпретационный метод.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав, выводов и библиографического списка.
Глава 1. Ценностные ориентации личности: теоретико-методологические аспекты понятия, содержания и структуры
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В. Г. Алексеев, Б. С. Волков, И. С. Кон и др., — самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т. М. Андреева, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека — потребностями, предметами этой активности — мотивами и механизмами регуляции активности.
Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А. В. Мудрик, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, И. С. Артюхова, Е. К. Киприянова и др.
В своей работе, под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.
Ценности каждого человека — это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность — представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.
Ценности — это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности — политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются ориентиром в жизни человека, необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них. В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей.
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л. М., Фролов И. Т., Щепаньский Я., Наумова Н. Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л. М., Здравомыслов А. Г., Ядов В. А., Рубинштейн С. Л.)
Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом и культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т. п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И. М., Лапин Н. И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [4, 11].
Что же такое ценностные ориентации?" Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного" [7, стр. № 15].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее — индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [2; с.35].
Согласно философскому подходу, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [20, с. 732.]. «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…» [Там же].
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях, как:
1)" идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
2) способ дифференциации объектов по их значимости. Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности". Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С. Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [Там же].
У каждого человека может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [15; с.42−48].
Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как «личность» .
Р.С. Немов под «личностью» подразумевает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность.
В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.
В.С. Мухина личность определяла так: Личность — это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. Личность, по утверждению В. С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной.
Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. Ценности — это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы — таковы основные направления научного поиска.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований в юности, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности — это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [5; с.122].
В более новой интерпретации «ценностные ориентации» — это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта жизни» [6, с. 199].
Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности — ценности-цели и второстепенные — ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т. е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.
Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей [21,c.55].
Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Ж. Пиаже [8,c.32].
Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества [22,c.60].
Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследователями (например, Е. Б. Ширяев, 1987 г.) установлено, что в 30−50гг на первом месте находились — романтика и трудолюбие. В 70−80-е годы первое место заняли практичность и упорство. Е. В. Васина в 2000 г. установила, что в 1988;1990 годы произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально человеческого существования, за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность.
Многими исследователями отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями.В. А. Ядов разграничивая социально-психологические и общепсихологические подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии — изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [21,c.122]. По выказыванию Б. Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность — единственная мера сравнения мотивов [14, с.344−345].
Таким образом, ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
1.2 Содержание и структура ценностных ориентаций
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.
Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: «- смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности; - витальную систему — это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; - интеракционистскую систему — это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь…; - социализационную систему — ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот» [7,c.96].
Барабанщиков В.А. в своей статье «Системная организация и развитие психики» в результате анализа основных видов ценностей специалистами выделяет три уровня их организации:
" Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные — на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т. д." [4, c.30].
" Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т. п." [4, c.34].
" Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств" [4, c.37].
В этой же статье автор отмечает, что «получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными ценностями, а последние — одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, обусловленной либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут оставаться не реализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности» [4, c.39]. Таковы, по мнению российского ученого-психолога, состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности.
Иностранным психологом Ш. Шварцем предложена классификация ценностей (их насчитывается десять типов), в которой типы ценностей практически интерпретированы как способы организации категорий. Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные — критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности — не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.
Ценности включают пять необходимых черт:
а) они всегда есть представления или верования;
б) знания о состояниях, которых желательно достичь;
в) следы специфических ситуаций;
г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
д) имеют некоторую степень важности.
Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания.
Мы опираемся на положения концепции М. Рокича, то есть, рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича, мы рассматривали два класса ценностей — терминальные, ценности — цели, и инструментальные, ценности — средства, (Рокич, 1973). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации. То есть, изучать необходимо именно ценностные ориентации.
Этой же задаче служит и разработанная Шварцем типология различного содержания ценностей, необходимых для формирования сознательных целей человека, а также описание условий согласования потребностей индивида с интересами общества (удовлетворение биологических потребностей, потребностей в социальных контактах и потребностей выживания, благополучия группы).
Впоследствии проблема ценностей была и более определенно включена в контекст социального познания. А. Тэшфелу принадлежит идея рассмотрения ценностей как одного из детерминант этого процесса.
Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные — добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни — хорошая семья, благополучие, дети и т. п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [10,c.51].
Вплетение ценностей в процесс познания социального мира существует на всем протяжении социализации человека, однако, при некоторых условиях роль ценностей в этом процессе становится особенно значимой. Это проявляется тогда, когда сами ценности претерпевают изменения. Пока они неизменны, новая информация отбирается и интерпретируется так, чтобы «подтвердить» и «поддержать» структуру ценностно-нагруженных категорий: новая информация здесь не используется для того, чтобы что-то «исправить» в старых представлениях. Мы попросту от нее отказываемся, чтобы не допускать противоречии в наших суждениях.
При этом возникают два типа ошибок: «сверхвключение» и «сверхисключение». Их свойство заключается в том, что при «сверхвключении» в категорию включаются объекты, которые на самом деле к ней не относятся. Логика здесь в том, чтобы в негативно-нагруженную категорию обязательно включить всех, кто, на наш взгляд, обладает отрицательными в терминах ценностей качествами. Если для кого-то весьма сомнительна «ценность» легкомысленного поведения девушек, то подозрительность заставляет включить экстравагантно одетую представительницу прекрасного пола в категорию чуть ли не «уличной девки» .
Важнейший компонент социального контекста социального познания — социальные ценности. Их влияние на процесс категоризации особенно значимо потому, что по сравнению с теми искажениями информации, которые связаны с недостатком ее или с индивидуальными психологическими особенностями познающего субъекта, «субъективность» оценок под воздействием социальных ценностей значительно больше. Это обусловлено тем, что дифференциация явлений в терминах ценностей в социальном мире распространена значительно больше, чем в физическом. Поэтому проблема ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться»; в других работах высказан ряд идей, непосредственно относящихся и к системе социально-психологического знания.
Так, В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов метафорически называют ценности «осью сознания», полагая, что вокруг этой оси организуется восприятие человеком мира. Такой контекст рассмотрения проблемы ценностей достаточно приближен к психологическому подходу, В психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы [9; 21]. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Ю. М. Жуков определяет ценностные ориентации как «хорошо осознанные ценности». Поэтому понимание ценностей в психологии тесно связано с проблемой аттитюда, причем, иногда ценность понимается как «более широкий» аттитюд, а иногда как элемент аттитюда.
Таким образом, в психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.
Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» этого процесса.
Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли М. Рокич и Ш. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т. е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся колледжа и студентов ОГИ
2.1 Выборка, методики, процедура и первичные данные
эмпирического исследования.
Эмпирическая база (общая выборка) исследования.
Эмпирическое исследование проводилось в АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт» в апреле месяце 2011 года. В эмпирическом исследовании приняли участие 58 человек. 33 человека — это учащиеся 1 курса колледжа ОГИ в возрасте 16 — 18 лет и 25 человек — это студенты 3 и 4 курсов факультета психологии ОГИ в возрасте 20 — 22 лет.
Методики и первичные результаты эмпирического исследования.
Для подбора адекватного психодиагностического инструментария нами был проведен анализ техник и методик, направленных на изучение ценностных ориентаций. Следует отметить, что их в настоящее время существует достаточно много, однако, исходя, из цели нашего исследования, нами выбраны были следующие методики: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Методика для изучения ценностей личности» Ш. Шварца.
Методика № 1. «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Цель: выявление содержательной стороны направленности личности.
Данная методика состоит из двух частей и позволяет измерить уровень значимости различных типов ценностей:
терминальных, — цель состоит в изучении нормативных идеалов, структуры ценностей и определении наиболее значимых ценностей личности на уровне убеждения.
инструментальных — имеет своей целью изучить ценности на уровне поведения личности, а также индивидуальные предпочтения, проявляющиеся в обществе.
Учащимся и студентам раздавался стимульный материал (см. Приложение 1) со следующей инструкцией: «Вам будет предложен список из 18 ценностей. Ваша задача — распределить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите Список, А (терминальные ценности) и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место, поставив цифру «1» в столбце под названием «Ранг». Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место, поставив цифру «2» в столбец под названием «Ранг». Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место. Аналогично проранжируйте ценности из списка Б (инструментальные ценности).
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию" .
Нами были получены первичные психодиагностические данные по этой методике.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой группе ценностей, отдельно для групп учащихся колледжа и студентов ОГИ. Для получения общей картины ценностных ориентаций учащихся, полученные результаты сведены в общие таблицы (Таблицы 1, 2, 3,4).
Таблица 1
Данные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для учащихся колледжа (терминальные ценности)
№ | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T16 | T | T | |
Таблица 2
Данные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для студентов ОГИ (терминальные ценности)
№ | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | T | |
Пояснения к таблицам 1 и 2:
Т1 — активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
Т2 — жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
Т3 — здоровье (физическое и психическое);
Т4 — интересная работа;
Т5 — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
Т6 — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
Т7 — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
Т8 — наличие хороших и верных друзей;
Т9 — общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
Т10 — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
Т11 — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
Т12 — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
Т13 — развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
Т14 — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
Т15 — счастливая семейная жизнь;
Т16 — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
Т17 — творчество (возможность творческой деятельности);
Т18 — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).
Таблица 3
Данные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для учащихся колледжа (инструментальные ценности)
№ | I1 | I2 | I3 | I4 | I5 | I6 | I7 | I8 | I9 | I10 | I11 | I12 | I13 | I14 | I15 | I16 | I17 | I18 | |
Таблица 4
Данные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для студентов ОГИ (инструментальные ценности)
№ | I1 | I2 | I3 | I4 | I5 | I6 | I7 | I8 | I9 | I10 | I11 | I12 | I13 | I14 | I15 | I16 | I17 | I18 | |
Пояснения к таблицам 3 и 4:
I1 — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
I2 — воспитанность (хорошие манеры);
I3 — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
I4 — жизнерадостность (чувство юмора);
I5 — исполнительность (дисциплинированность);
I6 — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
I7 — непримиримость к недостаткам в себе и других;
I8 — образованность (широта знаний, высокая общая культура);
I9 — ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
I10 — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
I11 — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
I12 — смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
I13 — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
I14 — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
I15 — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
I16 — честность (правдивость, искренность);
I17 — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
I18 — чуткость (заботливость).
Методика № 2. «Методика для изучения ценностей личности» Ш. Шварца.
Данная методика реализована в настоящей версии программы АПК «Гранит» как наиболее практичная и понятная испытуемым. При разработки данной методики за основу был взят вариант, описанный В. Карандашевым. В процессе компьютерной реализации 6-альтернативный формат заменен на 5-альтернативный, а также осуществлено редактирование некоторых формулировок.
Методика проводилась в бланковом формате, стимульный материал раздавался каждому учащемуся группы, со следующей инструкцией: «Вам будут предложены краткие характеристики некоторых людей. Прочитав каждую характеристику, решите, насколько каждый из описанных людей похож или не похож на Вас. Степень Вашего сходства с описанным человеком оцените по 5-балльной шкале, представленном на регистрационном бланке клеточками А, Б, В, Г, Д:
А — очень похож Б — похож В — немного похож Г — не похож Д — совсем не похож Свой выбор отразите в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке. Следите за тем, чтобы номера утверждений и номера на бланке совпадали. Не пропускайте ни одного утверждения, для каждого из них выберите только один вариант ответа. Старайтесь использовать весь диапазон возможных вариантов ответа. Перед началом выполнения методики впишите необходимые данные о себе в верхней части бланка, не выходя за пределы рамки. Обратите также внимание за приведенные в этой же части бланка правила нанесения меток" (См.: Приложение 2).
Опросник состоит из 44 утверждений, оцениваемые шкалы (в скобках указано количество пунктов в шкале) следующие:
Конформность (4) — определяющая цель этого мотивационного типа состоит в сдерживании и предотвращении побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям. По мнению Ш. Шварца, данный тип ценностей происходит от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия.
Традиции (4) — мотивационная цель данного типа — уважение, принятие обычаев и идей, существующих в данной культуре, и следование им.
Доброта (4) — представляет более «узкий» просоциальный тип ценностей, по сравнению с универсализмом; он является производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффиляции. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в близких контактах.
Универсализм (6) — мотивационной целью данного типа ценностей, базирующихся на социальных потребностях, является понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы в целом.
Самостоятельность (4) — определяющая цель этого типа ценностей, по мнению Ш. Шварца, заключается в самостоятельности мышления в выборе способов действия, в творчестве и исследовательской активности.
Стимуляция (3) — данный тип ценностей является производным от потребности в новизне, новым переживанием.
Гедонизм (3) — мотивационная цель типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие.
Достижения (4) — определяющая цель этого типа заключается в достижении личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социально-культурными стандартами (в непосредственном взаимодействии), которая влечет за собой социальное одобрение.
Власть (3) — центральная цель данного типа, по мнению исследователя, заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами. Ценности власти фокусируются на социальном уважении, достижении доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
Безопасность (5) — мотивационная цель типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.
С целью контроля достоверности получаемых данных в опросник введена дополнительная шкала «Атипичность ответов» .
В результате обработки регистрационных бланков мы получили следующие данные по методике (Таблицы 5,6).
Таблица 5
Данные учащихся колледжа ОГИ по «Методике для изучения ценностей личности» Ш. Шварца
№ | Кнф | Тра | Доб | Уни | Сам | Сти | Гед | Дст | Вла | Бзп | АТ | Кнф | Тра | Доб | Уни | Сам | Сти | Гед | Дст | Вла | Бзп | АТ | |
Стандартизированные оценки | Сырые оценки стандартизируемых показателей | ||||||||||||||||||||||
Таблица 6
Данные студентов ОГИ по «Методике для изучения ценностей личности» Ш. Шварца
№ | Кнф | Тра | Доб | Уни | Сам | Сти | Гед | Дст | Вла | Бзп | АТ | Кнф | Тра | Доб | Уни | Сам | Сти | Гед | Дст | Вла | Бзп | АТ | |
Стандартизированные оценки | Сырые оценки стандартизируемых показателей | ||||||||||||||||||||||
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Анализ данных, полученных в результате психодиагностического обследования нашей общей выборки, проводился с трёх сторон, а именно:
выявление значимых различий между двумя выборками, используя t-критерий Стьюдента (методика М. Рокича, методика Ш. Шварца);
определение иерархии ценностных ориентаций, используя дескриптивную статистику (методика М. Рокича);
выявление структуры ценностных ориентаций, используя кластерный анализ (методика Ш. Шварца).
Обработка данных проводилась в программе STATISTICA 6. Для выявления значимых различий в уровне выраженности той или иной ценности между двумя подгруппами нашей общей выборки (учащиеся колледжа ОГИ, студенты ОГИ), использовался t-критерий Стьюдента. В итоге статистической обработки полученных данных мы получили следующие результаты (Таблицы 7, 8,9).
Таблица 7
Уровень выраженности различий терминальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича
№ | Ценностные ориентации | Средние значения учащихся колледжа | Средние значения студентов ОГИ | Знач. t-критерия Стьюдента | p | |
Активная деятельная жизнь | 6,97 | 7,68 | — 0,48 | 0,630 | ||
Жизненная мудрость | 10,33 | 9,60 | 0,50 | 0,617 | ||
Здоровье | 6,48 | 3,96 | 2,49 | 0,016 | ||
Интересная работа | 9,76 | 8,24 | 1,23 | 0,222 | ||
Красота природы и искусства | 12,48 | 15,16 | — 2,28 | 0,026 | ||
Любовь | 7,88 | 5,60 | 1,55 | 0,126 | ||
Материально обеспеченная жизнь | 9,42 | 10,28 | — 0,61 | 0,542 | ||
Наличие хороших и верных друзей | 5,88 | 7,60 | — 1,41 | 0,165 | ||
Общественное признание | 10,94 | 12,00 | — 0,87 | 0,389 | ||
Познание | 11,33 | 10,32 | 0,92 | 0,363 | ||
Продуктивная жизнь | 11,18 | 9,68 | 1,48 | 0,145 | ||
Развитие | 9,55 | 8,88 | 0,66 | 0,514 | ||
Развлечения | 10,91 | 12,24 | — 1,15 | 0,256 | ||
Свобода | 9,61 | 9,40 | 0,16 | 0,875 | ||
Счастливая семейная жизнь | 7,36 | 6,28 | 0,82 | 0,414 | ||
Счастье других | 11,36 | 14,80 | — 3,13 | 0,003 | ||
Творчество | 11,39 | 11,44 | — 0,03 | 0,974 | ||
Уверенность в себе | 8,15 | 7,92 | 0, 19 | 0,850 | ||
Таблица 8
Уровень выраженности различий инструментальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича
№ | Ценностные ориентации | Средние значения учащихся колледжа | Средние значения студентов ОГИ | Знач. t-критерия Стьюдента | p | |
Аккуратность | 6,73 | 9,76 | — 2,35 | 0,022 | ||
Воспитанность | 7,21 | 7,24 | — 0,02 | 0,984 | ||
Высокие запросы | 10,73 | 14,08 | — 2,38 | 0,021 | ||
Жизнерадостность | 6,82 | 5,16 | 1,28 | 0, 206 | ||
Исполнительность | 10,36 | 11,68 | — 1,25 | 0,217 | ||
Независимость | 8,36 | 6,68 | 1,31 | 0, 194 | ||
Непримиримость к недостаткам других | 12,70 | 16,68 | — 3,46 | 0,001 | ||
Образованность | 8,85 | 7,12 | 1,21 | 0,230 | ||
Ответственность | 8,30 | 8,48 | — 0,13 | 0,900 | ||
Рационализм | 12,06 | 8,84 | 3,18 | 0,002 | ||
Самоконтроль | 10,00 | 10,84 | — 0,74 | 0,461 | ||
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 10,39 | 9,44 | 0,79 | 0,434 | ||
Твёрдая воля | 8,61 | 10,92 | — 1,92 | 0,059 | ||
Терпимость | 9,09 | 8,48 | 0,47 | 0,641 | ||
Широта взглядов | 10,97 | 8,64 | 1,85 | 0,069 | ||
Честность | 8,97 | 8,40 | 0,42 | 0,674 | ||
Эффективность в делах | 10,73 | 9,04 | 1,28 | 0, 205 | ||
Чуткость | 10,12 | 9,48 | 0,45 | 0,652 | ||
Статистически значимые различия (при p?0,05) были определены в следующих терминальных ценностных ориентациях:
счастье других, здоровье, красота природы и искусства;
Инструментальные ценностные ориентации:
непримиримость к недостаткам других, рационализм, высокие запросы, аккуратность.
Учащиеся колледжа находятся в таком возрастном периоде (старший подростковый возраст), когда они требуют на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет.
Это создает определенную тенденцию к максимализму, заставляя жертвовать дружбой, становятся сложными отношения с близкими людьми, проявляется непримиримость к недостаткам других. Поскольку многообразие, противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, то они менее рациональны, более спонтанны и неожиданны, готовые отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в их сознании, критерий их суждений и оценок.
Таблица 9
Уровень выраженности различий ценностных ориентаций по методике Ш. Шварца
Шкалы | Средние значения учащихся колледжа | Средние значения студентов ОГИ | Знач. t-критерия Стьюдента | p | |
Конформизм | 3,54 | 3,52 | 0,05 | 0,960 | |
Традиции | 3,54 | 3,70 | — 0,32 | 0,748 | |
Доброта | 4,58 | 5,12 | — 0,97 | 0,337 | |
Универсализм | 4,17 | 4,15 | 0,03 | 0,978 | |
Самостоятельность | 5,63 | 5,73 | — 0,17 | 0,868 | |
Стимуляция | 4,92 | 5,97 | — 1,79 | 0,079 | |
Гедонизм | 6,29 | 6,06 | 0,41 | 0,683 | |
Достижения | 4,71 | 5,18 | — 0,83 | 0,407 | |
Власть | 4,38 | 5,06 | — 1,11 | 0,270 | |
Безопасность | 2,92 | 3,58 | — 1,30 | 0, 198 | |
При обработки данных t-критерием Стьюдента по методике Ш. Шварца статистически значимых различий было не выявлено, однако такая ценность как «стимуляция» у учащихся колледжа имеет различия с ценностью «стимуляция» старшекурсников правда при р=0,07 (стандартизированные оценки). Далее, мы проанализировали иерархию ценностных ориентаций с этой целью ценностные ориентации были проранжированы. Данные представлены в таблицах 10 и 11.
Таблица 10
Иерархия терминальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича
Ранг | Ценностные ориентации учащихся колледжа | Ср. знач. уч. колл. ОГИ | Ценностные ориентации студентов ОГИ | Ср. знач. студ. ОГИ | |
Наличие хороших и верных друзей | 5,88 | Здоровье | 3,96 | ||
Здоровье | 6,48 | Любовь | 5,60 | ||
Активная деятельная жизнь | 6,97 | Счастливая семейная жизнь | 6,28 | ||
Счастливая семейная жизнь | 7,36 | Наличие хороших и верных друзей | 7,60 | ||
Любовь | 7,88 | Активная деятельная жизнь | 7,68 | ||
Уверенность в себе | 8,15 | Уверенность в себе | 7,92 | ||
Материально обеспеченная жизнь | 9,42 | Интересная работа | 8,24 | ||
Развитие | 9,55 | Развитие | 8,88 | ||
Свобода | 9,61 | Свобода | 9,40 | ||
Интересная работа | 9,76 | Жизненная мудрость | 9,60 | ||
Жизненная мудрость | 10,33 | Продуктивная жизнь | 9,68 | ||
Развлечения | 10,91 | Материально обеспеченная жизнь | 10,28 | ||
Общественное призвание | 10,94 | Познание | 10,32 | ||
Продуктивная жизнь | 11,18 | Творчество | 11,44 | ||
Познание | 11,33 | Общественное призвание | 12,00 | ||
Счастье других | 11,36 | Развлечения | 12,24 | ||
Творчество | 11,39 | Счастье других | 14,80 | ||
Красота природы и искусства | 12,48 | Красота природы и искусства | 15,16 | ||
В результате построения иерархии ценностных ориентаций определили, что у учащихся колледжа первые места в терминальных ценностях занимают такие ценности как: наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов ОГИ: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. Наименее значимыми ценностями для учащихся колледжа явились: продуктивная жизнь, познание, счастье других, творчество, красота природы и искусства. Для студентов ОГИ: творчество, общественное признание, развлечение, счастье других, красота природы и искусства.
На основании данных в различии иерархии были выделены две группы ценностей: те ценностные ориентации, которые наиболее предпочтительны для учащихся колледжа — наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, развлечения.
И наоборот, те ценностные ориентации, которые предпочтительные и являются важными для студентов ОГИ — любовь, интересная работа, продуктивная жизнь, творчество.
Таблица 11
Иерархия инструментальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича
Ранг | Ценностные ориентации учащихся колледжа | Ср. знач. уч. колл. | Ценностные ориентации студентов ОГИ | Ср. знач. студ. ОГИ | |
Аккуратность | 5,88 | Жизнерадостность | 3,96 | ||
Жизнерадостность | 6,48 | Независимость | 5,60 | ||
Воспитанность | 6,97 | Образованность | 6,28 | ||
Ответственность | 7,36 | Воспитанность | 7,60 | ||
Независимость | 7,88 | Честность | 7,68 | ||
Твёрдая воля | 8,15 | Ответственность | 7,92 | ||
Образованность | 9,42 | Терпимость | 8,24 | ||
Честность | 9,55 | Широта взглядов | 8,88 | ||
Терпимость | 9,61 | Рационализм | 9,40 | ||
Самоконтроль | 9,76 | Эффективность в делах | 9,60 | ||
Чуткость | 10,33 | Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 9,68 | ||
Исполнительность | 10,91 | Чуткость | 10,28 | ||
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 10,94 | Аккуратность | 10,32 | ||
Эффективность в делах | 11,18 | Самоконтроль | 11,44 | ||
Высокие запросы | 11,33 | Твёрдая воля | 12,00 | ||
Широта взглядов | 11,36 | Исполнительность | 12,24 | ||
Рационализм | 11,39 | Высокие запросы | 14,80 | ||
Непримиримость к недостаткам другим | 12,48 | Непримиримость к недостаткам другим | 15,16 | ||
В инструментальных ценностных ориентаций учащиеся колледжа ОГИ показали большую ориентированность на такие ценности как: аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, ответственность, независимость. Студенты ОГИ: жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность, честность. Малоценными для учащихся колледжа ОГИ представляются такие ценности как: эффективность в делах, высокие запросы, широта взглядов, рационализм, непримиримость к недостаткам других.
Аналогичный анализ между двумя группами нашей выборки можно сделать и в отношении иерархии инструментальных ценностных ориентаций, в которых констатированы различия. К первой группе относятся: аккуратность, твёрдая воля — самоконтроль, исполнительность. Ко второй группе: образованность, эффективность в делах, широта взглядов, рационализм.
Учащимся колледжа важно, чтобы у них были хорошие и верные друзья, активная деятельная жизнь, поскольку их представление о себе самих происходит в сравнении и соответствии себя с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола. Студенты же в большей степени уже ориентированы на построении своей семейной жизни, проникании во внутренний мир другого человека, поэтому у них на первый план выходит любовь и семейная жизнь. Их основная деятельность это обучение, обучение на последних курсах, поэтому из инструментальных ценностей, ценностей-средств, т. е. тех ценностей, с помощью которых они будут добиваться в жизни успехов они ставят на первое место жизнерадостность, образованность, независимость.
Для исследования структуры ценностных ориентаций был использован кластерный анализ (метод Ворда) по методике Ш. Шварца (Рис. 1,2).
Рис. 1 Структура ценностных ориентаций учащихся колледжа по методике Ш. Шварца
Рис. 2. Структура ценностных ориентаций студентов ОГИ по методике Ш. Шварца
На рис. 1 представлена структура ценностных ориентаций учащихся колледжа, которая состоит из 4 кластеров: 1 кластер — конформность, универсализм, традиции и безопасность; 2 кластер — доброта, достижения; 3 кластер — самостоятельность, стимуляция; 4 кластер — гедонизм и власть. Если обратиться к структуре ценностных ориентаций студентов ОГИ, то на рис. 2 видно, что их структура отличается от структуры учащихся колледжа: 1 кластер — конформность, традиции и безопасность; 2 кластер — доброта, универсализм; 3 кластер — самостоятельность, стимуляция и гедонизм; 4 кластер — достижения и власть. Согласно Ш. Шварцу, конформность и традиции представляют собой полюс первой базовой размерности, самостоятельность и стимуляция — ее противоположный полюс; доброта и универсализм — положительный полюс второй размерности, достижения и власть — ее противоположный полюс.
В первом кластере у учащихся колледжа к таким типам ценностей как конформность, безопасность и традиции добавляется универсализм. Согласно Ш. Шварцу, универсализм — это понимание, терпение, защита и благополучие всех людей и природы в целом. Через семью личность усваивает традиции, получает безопасность, можно предположить, что терпение, защиту, понимание учащиеся колледжа не готовы еще давать окружающим их людям, а наоборот ждут помощи и защиты от семьи.
В четвёртом кластере у студентов такой тип ценности как власть сочетается с достижением. Согласно Ш. Шварцу, власть — это достижение личность определенного социального статуса в её социуме. Такое сочетание констатирует то, что добиваясь самостоятельно целей, личность хочет приобрести статус в социуме. У учащихся колледжа в четвертом кластере происходит сочетание власти с гедонизмом, что говорит о том, что учащиеся считают, что при наличии определенного социального статуса можно получать удовольствие, а, не следуя своим целям и добиваясь успехов своими достижениями.
Выводы
По результатам теоретического и эмпирического исследования, проведённого в рамках данной работы, можно сделать несколько основных выводов:
1. Ценностные ориентации — это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации — это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
2. Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
3. Доказано наличие значимые различия в уровне выраженности ценностных ориентаций учащихся колледжа ОГИ от ценностных ориентаций студентов ОГИ, а именно, — различны терминальные ценностные ориентации: счастье других, здоровье, красота природы и искусства; различны инструментальные ценностные ориентации: непримиримость к недостаткам других, рационализм, высокие запросы, аккуратность.
4. В результате построения иерархии ценностных ориентаций определено, что у учащихся колледжа ОГИ первые места в терминальных ценностях занимают такие ценности как: наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов ОГИ: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. Наименее значимыми ценностями для учащихся колледжа ОГИ явились: продуктивная жизнь, познание, счастье других, творчество, красота природы и искусства. Для студентов ОГИ: творчество, общественное признание, развлечение, счастье других, красота природы и искусства. В инструментальных ценностных ориентациях учащиеся колледжа ОГИ показали большую ориентированность на такие ценности как: аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, ответственность, независимость. Студенты ОГИ: жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность, честность. Малоценными для учащихся колледжа представляются такие ценности как: эффективность в делах, высокие запросы, широта взглядов, рационализм, непримиримость к недостаткам других. Для студентов ОГИ: творчество, общественное признание, развлечение, счастье других, красота природы и искусства.
5. Констатировано присутствие различий в структуре ценностных ориентаций у учащихся колледжа и студентов ОГИ, а именно, — в 1 кластере ценностей учащихся колледжа ОГИ — конформизм, универсализм, традиции, безопасность, у студентов ОГИ — конформизм, традиции, безопасность. Во втором кластере у учащиеся колледжа ОГИ — доброта, достижения, у студентов ОГИ — доброта, универсализм. У учащихся колледжа и студентов ОГИ в третьем кластере идентичные показатели — сочетание ценности шкал «стимуляция» и «самостоятельность». В четвертом кластере учащиеся колледжа — гедонизм, власть, студенты ОГИ — достижения, власть.
В заключение можно сообщить, что, таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что ценностные ориентации учащихся колледжа ОГИ отличны от ценностных ориентаций студентов ОГИ — подтвердилась.
1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. — 2009. — № 4. — С.176 — 185.
2. Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание // Педагогика 2009. — № 4 с. 117 — 121.
3. Артюхова И. Ценности — цели подрастающего поколения: На первом месте — здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. — 2011. — № 10. — С.84 — 87.
4. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. — 2003. — № 1. — С.28−38.
5. Волков Б. С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. — М.: Трикста, 2011. — 256с.
6. Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. науч. ред. и сост.А. А. Грицанов. — М.: Мысль, 2011. — 1550с.
7. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. — 2002. — № 1. — С.96−105.
8. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования личности.М. Мысль 1976.
9. Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. — М. 1986.
10. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. — 2009. — № 2. — С.50 — 52.
11. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. — 2010. — № 4. — С.29 — 37.
12. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. — 2008. — № 5. — С.98 — 104.
13. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. — М., Владос 1998.
14. Поршнев Б. Ф. Функция выбора — основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. — М.: Педагогика, 1999. — С.344 — 349.
15. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М. 1976.
16. Психология: Учебник /под ред.А. А. Крылова. — М.: Проспект, 2005. — 752с.
17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976.
18. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. — 755 с.
19. Социология молодежи/под ред. Ю. Г. Волкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 570с.
20. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 175с.
21. Ядов В. А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. — 142с.
22. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. — 137с.
Приложения
Приложение 1
Ф. И.О. _____________________________________________Пол: М Ж
______________________/_________________________/_____________
(дата рождения) (дата обследования) (группа)
_____________________________________________________________
Методика М. Рокича " Ценностные ориентации"
ИНСТРУКЦИЯ Вам будет предложен список из 18 ценностей. Ваша задача — распределить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите Список, А и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место, поставив цифру «1» в столбце под названием «Ранг». Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место, поставив цифру «2» в столбец под названием «Ранг». Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Аналогично проранжируйте ценности из списка Б.
Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Список, А (терминальные ценности):
№ | Наименование ценности | Ранг | |
Т1 | активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | ||
Т2 | жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | ||
Т3 | здоровье (физическое и психическое); | ||
Т4 | интересная работа; | ||
Т5 | красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | ||
Т6 | любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | ||
Т7 | материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | ||
Т8 | наличие хороших и верных друзей; | ||
Т9 | общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | ||
Т10 | познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | ||
Т11 | продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | ||
Т12 | развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | ||
Т13 | развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | ||
Т14 | свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | ||
Т15 | счастливая семейная жизнь | ||
Т16 | счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | ||
Т17 | творчество (возможность творческой деятельности) | ||
Т18 | уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений). | ||
Список Б (инструментальные):
№ | Наименование ценности | Ранг | |
И1 | аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | ||
И2 | воспитанность (хорошие манеры); | ||
И3 | высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | ||
И4 | жизнерадостность (чувство юмора); | ||
И5 | исполнительность (дисциплинированность); | ||
И6 | независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | ||
И7 | непримиримость к недостаткам в себе и других; | ||
И8 | образованность (широта знаний, высокая общая культура); | ||
И9 | ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | ||
И10 | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | ||
И11 | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | ||
И12 | смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | ||
И13 | твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | ||
И14 | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | ||
И15 | широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | ||
И16 | честность (правдивость, искренность) | ||
И17 | эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) | ||
И18 | чуткость (заботливость) | ||