Русская лапта
Хотя для большинства населения России, лапта уже ничего не значит, потому, как они либо вообще о ней не слышали, либо играли только в детстве. Русскую лапту необходимо развивать, распространять о ней всевозможную информацию, расширять географию проведения игр. Русская лапта, как я уже писала, не требует дорогостоящего оборудования, необходимы лишь мяч и несколько бит (деревянных палок). Ведь… Читать ещё >
Русская лапта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области
«Западно-Сибирский государственный колледж»
(ГАОУ СПО ТО «ЗСГК»)
Реферат
на тему: «Русская лапта»
Выполнила: студентка IV курса группа УФВ- 112(д) Ровкина Евгения Петровна Специальность 50 141
Физическая культура Проверила:
Шевцова Вера Владимировна Тюмень, 2015 год
Содержание Введение
1. История появления «Русской лапты»
2. Правила игры Заключение Список использованных источников
Введение
В культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают: честность, справедливость и достоинство.
Многие из них имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Известные русские виды спорта:
Городким — славянская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» прицельным метанием палки «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти цилиндрических чурок, называемых «городками» или «рюхами»
Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».
Лаптам — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки.
1. История появления «Русской лапты»
Лапта — это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.
При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других.
Первая попытка создания официальных единых правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
Однако в 60−70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песапалло, завоевали огромную популярность" .
И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г.
Богатые традиции игры в «Русскую лапту», имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение.
Чем же интересна «Русская лапта», что привлекает в ней специалистов и любителей? Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность.
Особая ценность этой игры в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжить эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. В условиях средней школы в лапту можно играть круглогодично.
Российская федерация лапты классифицирует эту игру на три вида:
· пляжная лапта
· русская лапта
· мини лапта Игра доступна всем, так как включает в себя естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки. «Русская лапта» выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в изменяющихся ситуациях. Игровые поединки безопасны и достаточно просты в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки.
2. Правила игры в лапту
1. Определение:
Русская лапта — двухсторонняя командная игра, которая проводится как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды — не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).
2. Оборудование места для соревнований:
Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов технического обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия.
Перед началом соревнований главный судья, представитель организации, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудование места проведения соревнований соответствует (не соответствует) правилам соревнований.
3. Игровая площадка и ее размеры:
Игровая площадка (приложение 1) представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40−55 м в длину и 25−40 м в ширину для игры на открытом воздухе, и размером 23−40 м в длину и 15−20 м в ширину, для игры в закрытых помещениях, при высоте потолка помещения не менее 6 м. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку. дку.
Организаторы соревнований, исходя из местных условий, положением определяют размеры площадки, но не меньше и не больше указанных выше размеров. ов.
4. Линии, ограничивающие площадку:
Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон — линиями дома и линиями кона.
Площадка должна быть окружена свободной зоной: за линией дома — не менее 5 м, за боковыми линиями — 5−10 м, за линией кона — не менее 20 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону» (на открытом воздухе).
Для игры в закрытых помещениях: за линией домане менее 3 м, за боковыми линиями — 1 м, за линией кона — не менее 5 м., в 6 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону.
5. Штрафная зона:
Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25−40 м (6 м на 15−20 м для закрытых помещений), необходимую для определения действительности удара по мячу, т. е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (приложение 1) не попал в штрафную зону.
6. Площадка очередности:
Площадка очередности предназначена для ожидания игроками очередности удара по мячу.
7. Пригород:
Пригород — место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу.
8. Площадка подающего:
Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина площадки 3 м, в центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см, чертится круг подачи.
9. Бита:
Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60−110 см, диаметром не более 5 см ± 1 мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 3 см.
Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.
Организаторы соревнований перед началом игры должны провести маркировку всех бит.
10. Мяч:
Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.
11. Секторы запасных игроков играющих команд:
Два сектора для запасных игроков расположены сзади пригорода, площадки подающего и площадки очередности. Размер каждого сектора (длина -5 м, ширина -2м) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть скамейки или кресла на 12 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд, тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты. Тренеру разрешается руководить командой, не покидая данного сектора, за исключением моментов, когда он собирается произвести замену или взять минутный перерыв.
12. Допуск участников к соревнованиям:
К участию в соревнованиях в соответствии с возрастными группами допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку под руководством тренера и медицинским наблюдением и получившие разрешение тренера и врача на участие в соревнованиях.
Разрешение тренера и врача оформляется именной заявкой по установленной форме, обязательны подпись врача и печать против каждой фамилии участника (см. статью 51). Заявка на участие команды в соревнованиях подписывается руководителем соответствующей спортивной организации и заверяется печатью.
В отдельных случаях с разрешения врача, тренера и спортивной организации, проводящей соревнования, участники младшей возрастной группы могут быть допущены к соревнованиям старшей группы, если они хорошо физически и технически подготовлены (с предъявлением специальной медицинской справки).
Допуск участников осуществляется мандатной комиссией. Ее утверждает организация, проводящая соревнования. В мандатную комиссию входят: председатель мандатной комиссии, главный судья, главный секретарь, врач соревнований, представитель организации, проводящей соревнования. Они проверяют заявки и документы участников.
Ответственность за допуск участников несут председатель комиссии и представитель федерации. В мандатную комиссию представляется страховой полис на каждого участника и его отказ от претензий.
Организаторы соревнований не несут ответственности за травмы или несчастные случаи, возможные на соревнованиях, при условии соблюдения настоящих правил.
Страховка участников проводится клубами, федерациями или непосредственно участниками.
13. Состав команды:
Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном.
Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех, которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.
14. Обязанности и права участников:
Участники соревнований обязаны знать правила, программу и положение соревнований.
При нарушении правил соревнований или некорректном поведении участник наказывается желтой карточкой, при повторном нарушении наказывается красной карточкой и снимается с соревнований.
При особо грубых нарушениях участник может быть снят с соревнований без предупреждения.
Участник имеет право обращаться к судьям только через капитана команды.
15. Спортивная форма участников:
Участники соревнований обязаны выступать в опрятной спортивной форме.
Все игроки одной команды должны быть одеты в единую спортивную форму, которая состоит из футболки с номером спереди и сзади, трусов с номером, гетр и бутс. Цифры на футболке должны быть одного цвета, контрастного цвету футболок, на спине высотой 20 см, на груди- 10 см. Цифры на трусах — контрастного цвета на левой половине спереди, высотой 8 см. Команда имеет право использовать номера с 1-го по 12-й. Гетры высокие, закрепленные под коленным суставом. Бутсы с короткими шипами. Для игры в закрытых помещениях разрешается играть в кроссовках.
На футболках (на груди слева) должна быть эмблема соответствующей спортивной организации. Разрешается располагать эмблему спонсоров.
Участники всероссийских соревнований должны иметь эмблему Федерации русской лапты России на правом рукаве футболки диаметром 8 см.
В холодное время года участникам разрешается надевать теплый тренировочный костюм (единого цвета для всей команды) под единую указанную выше форму, спортивную шапочку и перчатки.
Примечание. Для избежания травм игрокам во время матча не разрешается надевать часы, браслеты, перстни, цепочки на шею.
Не разрешается выходить на игру в бейсболках, наколенниках, шортах и укороченных трусах (типа плавок).
16. Тренер и капитан команды:
Каждая команда должна иметь тренера, который является руководителем команды по всем вопросам. Он несет ответственность за дисциплину участников, обеспечивает своевременную их явку на соревнования; участвует в жеребьевке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с руководителями.
При руководстве командой во время матча тренер команды обязан находиться только в секторе запасных игроков в спортивном костюме с эмблемой клуба или соответствующей спортивной организации.
Тренеру запрещается вмешиваться в работу судей и организаторов соревнований.
Он имеет право подать заявление в судейскую коллегию в письменной форме через секретаря. Заявление должно быть обоснованной ссылкой на раздел и статью настоящих правил.
Не менее чем за 15 мин до начала игры тренер должен сообщить секретарю фамилии и номера игроков, капитана команды, помощника тренера и подписать протокол. Если игрок меняет свой номер в процессе игры, тренер должен сообщить об этом секретарю и старшему судье. Если тренер собирается произвести замену или взять минутный перерыв, он должен сообщить об этом секретарю.
Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по каким-либо причинам не может их выполнять.
Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Если капитан команды покинул игровую площадку по какой-либо уважительной причине, он может действовать как тренер.
Однако если он получил красную карточку, выполнять обязанности тренера он не имеет права.
Капитан команды контролирует поведение своей команды и может обращаться к старшему судье в вежливой, корректной форме по вопросам, связанным с толкованием правил или для получения необходимой информации.
Если по какой-либо уважительной причине капитан команды покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия.
17. Судейская коллегия:
Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнования. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, старшие судьи, судьи на линии, судья-информатор, судья-хронометрист, врач соревнований на правах заместителя главного судьи.
Матч между двумя командами судит бригада в составе: старший судья, двое судей на линии, секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист. Все они должны быть нейтральными по отношению к играющим командам.
Судьи должны быть квалифицированными (в полном объеме знать правила соревнований и иметь свой экземпляр правил), объективными и беспристрастными.
Судьи в поле (старший судья и судьи на линии) должны быть одеты в специальную форму.
Судьи, проводящие матч, не должны вступать в разговоры с игроками, входить в сектор тренера и разговаривать с тренерами. Они должны быть активными, внимательными и всегда вежливыми, помнить, что единственная обязанность судьи на площадке — это судейство.
18. ИГРА:
1. Продолжительность игры Игра состоит из двух таймов:
— по 30 мин каждый с 5-минутным перерывом между ними на открытом воздухе;
— по 20 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними в закрытом помещении.
2. Разминка За 30 мин до начала матча команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5−10 мин до начала игры) на игровой площадке одна из команд занимает правую ее половину, другая — левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии кона.
3. Начало игры Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия.
После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.
Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок-подающий мяч становится у круга подачи.
По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий — первый удар по мячу. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего и отойти в сектор подающего (свободная зона).
4. Подача и удары по мячу Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток при игре на открытом воздухе; одной попытки в закрытых помещениях.
Игрок нападения может не производить удар по мячу один раз, если подача мяча его не устраивает, но во второй раз он обязан выполнить удар, иначе лишается права на удар. Для игры в закрытых помещениях, в целях безопасности, разрешается производить удары только способом сверху.
Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку).
Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.
Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью.
В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах.
В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение, игроки нападения выходят на удар по усмотрению тренера.
Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.
В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в пригороде находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар (подачу ему производит запасной игрок нападения), при засчитанном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.
Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом.
Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону. Кроме того, защитники могут ловить мяч в свободной или штрафной зонах (до линии дома), такой удар также является действительным.
Удар считается недействительным, если:
— после удара нападающего мяч, не задев игровое поле, вылетел за боковую линию, или не долетел до контрольной линии, упав в штрафную зону;
— мяч после удара нападающего задевает потолок в помещении.
5. Возвращение мяча в дом Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома в площадку подающего, положив в круг подачи, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча в площадку подающего в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может только находясь в пределах игровой площадки.
6. Перебежки Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего.
Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.
Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продолжения игры.
3. Осаливание Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. В закрытых помещениях осаливанием считается, если нападающего мяч коснется после отскока от площадки, стены или других предметов, кроме потолочного перекрытия.
С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.
При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. статью 42).
Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена. Команда, нарушившая правила уходит играть в защиту. Игроки команды соперника, убежавшие за линию кона, могут вернуться в площадку очередности.
4. Самоосаливание Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту.
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.
Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.
Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом также очков не приносят.
Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.
5. Ловля мяча с лета Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.
Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, или за боковой линией в свободной зоне, также приносит своей команде очко (игра продолжается).
Ловля мяча за пределами линии дома, очков защите не приносит, так как удар засчитывается не действительным.
6. Очки Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очкаигрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.
7. Результат игры Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.
При равном количестве очков фиксируется ничья.
При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры добавляется (после жеребьевки) дополнительное время продолжительностью 10 мин (2 периода по 5 мин.) или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин, в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.
8. Поражение Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение.
Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.
Если в команде обнаруживается подставной игрок (ки) или игрок (ки) с фиктивными документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20. Команда снимается с соревнований и может быть оштрафована решением федерации.
19. ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ:
1. Замена игроков Прежде чем выйти на площадку, заменяющий игрок должен информировать об этом секретаря. Он должен быть готов немедленно принять участие в игре.
Секретарь подает сигнал на замену после того, как мяч выйдет из игры по сигналу старшего судьи, но до того момента, когда снова будет дан свисток на подачу.
Заменяющий игрок должен оставаться за пределами площадки, вблизи столика секретаря, до тех пор, пока старший судья не разрешит ему выход на площадку, после чего он должен выйти немедленно.
Замены должны производиться как можно быстрее. Если, по мнению судьи, имеет место неоправданная задержка времени, то команде-нарушителю засчитывается минутный перерыв.
При игре в защите может быть заменен любой игрок.
При игре в нападении имеет право на замену только игрок, имеющий право на удар. Игрок, совершивший удар по мячу имеет право на замену только после полной перебежки.
2. Спорный мяч При возникновении спорной ситуации судья в поле дает возможность игрокам доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках настоящих Правил.
При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места, предшествующие спорной ситуации, а очки, набранные в ней, аннулируются.
20. Нарушения и наказания
1. Нарушения при подаче и ударе по мячу Нарушениями при подбрасывании мяча являются:
— подбрасывания мяча не над кругом подачи;
— задерживание времени для подачи;
— подачи мяча с игровой площадки.
Нарушениями при ударе являются:
— выброс биты на поле;
— выход на площадку подающего очередного игрока с битой, пока мяч находится в игре;
— затягивание времени для ударов после свистка судьи;
— игрок при выполнении удара заступает за линию дома;
— удар способом сбоку и снизу (для закрытых помещений).
Если у игрока, выполняющего удар, вылетает из рук бита, то засчитывается промах.
Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой.
В случае указанных нарушений судья делает предупреждение, при повторном нарушении предъявляется желтая карточка.
2. Нарушения при возвращении мяча в дом Нарушениями при возвращении мяча в дом являются:
— возвращение мяча не в площадку подающего;
— возвращение мяча за линию дома броском игрока, стоящего за пределами площадки;
— выбрасывание мяча в сторону после выноса за линию дома;
— задержка мяча на поле, когда игроки нападения находятся за линией кона или дома и не делают попыток на перебежку;
— мяч возвращается в дом, спрятанный игроком;
— обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию дома;
— в штрафной зоне находятся двое игроков защиты.
За сокрытие мяча игроку-нарушителю предъявляется желтая карточка. При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома старший судья дает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение. При нахождении в штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.
3. Нарушение при перебежках Нарушениями при перебежках являются:
— выбегание с линии дома или кона игроков, имеющих право на перебежку, в том числе умышленное, до удара;
— столкновение с игроком защиты в момент ловли мяча;
— умышленное самоосаливание;
— перебежки с площадки очередности.
— выбегание за линию дома игрока, производящего подачу мяча.
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение, в дальнейшем предъявляет нарушителям желтую карточку.
4. Нарушения при игре в защите Нарушениями при игре в защите являются:
— выбегание защитников за пределы площадки до удара;
— блокировка игроков при выполнении ими перебежек;
— необоснованные передачи мяча между собой с целью задержки времени;
— выброс мяча за пределы поля во время самоосаливания игрока, выполняющего перебежку;
— сокрытие мяча от игроков и судей.
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение либо предъявляет игрокам-нарушителям желтую карточку.
5. Нарушение при осаливании и переосаливании Если игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпустив мяча из руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты.
Переосаливание считается недействительным, если игроки осаленной команды вернут на поле мяч, вышедший за линию дома.
Осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается недействительным.
21. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
1. Определение Правильное течение игры требует полного сотрудничества членов обеих команд, включая тренеров и их помощников.
Обе команды имеют право предпринимать максимум усилий для достижения победы, но обязаны при этом не нарушать принципов спортивной этики и справедливой игры.
2. Желтая карточка игроку Игроки не должны пренебрегать указаниями судей или позволять себе неспортивное поведение:
— апеллировать к судьям и зрителям;
— касаться судей;
— сквернословить и позволять себе оскорбительные жесты;
— дразнить соперника или препятствовать ему и блокировать его при перебежках, задерживая руками или ставя подножки;
— задерживать игру;
— не поднимать должным образом руку, после совершенной полной перебежки;
— менять свой игровой номер, не предупредив секретаря или старшего судью;
— выходить на игровую площадку, на замену, не предупредив об этом секретаря или старшего судью (если только замена не происходит в перерыве между таймами) или во время минутного перерыва.
Нарушения, носящие преднамеренный, неспортивный характер или дающие провинившемуся игроку несправедливое преимущество, должны незамедлительно наказываться желтой карточкой.
3. Желтая карточка тренерам, помощникам тренеров и запасным игрокам Тренер, помощник тренера, запасные игроки не имеют права:
— выходить на игровую площадку (за исключением случаев, когда на это есть разрешение судьи для оказания помощи игроку, получившему травму);
— покидать свое место и выходить за пределы сектора запасных игроков;
— непочтительно обращаться к судьям.
Тренеру разрешается обращаться к игрокам своей команды во время минутного перерыва при условии, что он не выходит на игровую площадку, а игроки не переступают боковые линии (если на это не получено разрешение судьи).
4. Красная карточка игроку Игрок, имеющий желтую карточку и совершивший нарушение повторно, наказывается красной карточкой и удаляется до окончания игры без права на замену.
Красной карточкой наказывается игрок, имеющий желтую карточку, совершивший умышленно нарушение, указанное в статьях 38−42, он также удаляется до окончания игры без права на замену и автоматически пропускает очередную календарную игру данных соревнований. Игрок, получивший красную карточку за нарушение общественного порядка (драка на площадке с соперником, нецензурное обращение с судейской коллегией и зрителями и т. д.), дисквалифицируется на все дни соревнований без права на замену.
Примечание. Если команда выставит игрока, получившего красную карточку в описанных выше случаях, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20; она снимается с соревнований и может быть оштрафована решением Федерации.
5. Красная карточка тренерам и запасным игрокам За серьезное повторное нарушение статьи 45 или неспортивное поведение тренера, помощника тренера и запасных игроков тренер команды наказывается красной карточкой и отстраняется от руководства командой до конца соревнований.
22. ПРАВИЛА ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ:
1. Минутный перерыв Каждая команда может взять по одному перерыву в каждом тайме и по одному минутному перерыву в каждом дополнительном периоде. Минутные перерывы не входят в общее время игры. Неиспользованные перерывы в первом тайме не переносятся на второй тайм.
Тренер имеет право просить минутный перерыв. Он должен сделать это лично, обратиться к секретарю и четко произнести: «Тайм-аут», сопровождая просьбу соответствующим жестом рук.
Секретарь информирует старшего судью о получении просьбы на минутный перерыв, как только мяч выйдет из игры, и обязательно до того момента, когда мяч снова будет в игре.
Если команда, взявшая минутный перерыв, готова начать игру до истечения времени, старший судья имеет право начать игру немедленно.
Исключение. Минутный перерыв не засчитывается, если травмированный игрок готов играть немедленно или быстро заменяется либо судья разрешает задержку.
2. Остановка времени в случае травмы Судьи могут остановить время игры в случае получения игроком травмы или по какой-либо другой причине. Если в момент получения травмы мяч находится в игре, старший судья должен воздержаться от подачи сигнала и дождаться окончания игрового действия, т. е. момента, когда мяч будет выведен из игры.
Если необходимо срочно оказать помощь игроку, получившему травму, старший судья может немедленно остановить игру.
Если травмированный игрок не может сразу продолжить игру, его должны заменить в течение одной минуты. Если травмированный игрок заменен с задержкой, старший судья засчитывает команде минутный перерыв и имеет право добавить игровое время.
Заключение
Хотя для большинства населения России, лапта уже ничего не значит, потому, как они либо вообще о ней не слышали, либо играли только в детстве. Русскую лапту необходимо развивать, распространять о ней всевозможную информацию, расширять географию проведения игр. Русская лапта, как я уже писала, не требует дорогостоящего оборудования, необходимы лишь мяч и несколько бит (деревянных палок). Ведь только в порядке исключения в отдельных регионах России на полубесправной основе в системе ДЮСШ и других внешкольных учреждениях дополнительного образования создаются отделения по народным, национальным и неолимпийским видам спорта. В русскую лапту можно играть круглый год, в любую погоду, у себя дома, на даче, в лесу на полянке, на стоянке в туристическом походе, и даже в спортзале. Русская лапта, как и любой вид спорта, развивает человека во всех смыслах: и физически и духовно.
Русская лапта, городки, кулачный бой — часть нашей великой истории. Мы не должны забывать наши национальные виды спорта!
Список использованных источников
русская лапта игра
1. Гужаловский, А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития //Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 7. — С. 24−26.
2. Грачев В. В. Физическая культура. Уч. Курс. Издательство Ростов-наДону:МарТ, 2007г
3. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с венгр. Под общ.ред.В. В. Столбова.-М.:Радуга, 1982
4. Славянская слобода — Игры, обычаи и праздники славян — http://slavyans.narod.ru/index.html
5. Словарь — Словарь устаревших и диалектных слов — http://www.telegraph.ru/misc/day/dis.htm
6. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под ред. Волковой Л. М., Половникова П. В.:СПбГТУ, СПб, 1998.-153 с.
7. Фомин, В. П. Итоги научных исследований актуальных проблем
юношеского спорта //Особенности построения тренировки юных спортсменов: Сб. научных трудов /Под. ред. В. С. Топчюша, RA. Минаевой.- М, 1983. — 114 с.