Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозы развития международного туризма

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма. Туризм возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает… Читать ещё >

Прогнозы развития международного туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство спорта Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма".

Факультет сервиса и туризма Направление 10 400.62 «Технология организации туроператорских услуг»

Кафедра сервиса и туризма Курсовая работа по дисциплине:

«Организация туристской деятельности»

Тема: «Прогнозы развития международного туризма»

Работа выполнила Студентка 2 курса, группы 13ст2

Горбунова Анна Проверил преподаватель:

Василиади А.Г.

Краснодар, 2015

1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

1.1. История развития международного туризма

1.2. Типы и виды международного туризма

2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Анализ посещения туристами разных частей света

2.2.Проблемы развития международного туризма

2.3.Анализ мировых тенденций развития туризма

3.ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

3.1.Прогнозы развития международного туризма ВТО

3.2.Международные туристские организации ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА международная организация туристическая индустрия

В условиях современной мировой экономики, которая формируется под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей. Актуальность данной работы состоит в том, что она демонстрирует на сколько туризм играет важную роль в экономике тех или иных стран. Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны. Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается.

Цель данной работы: изучение международного туризма и прогнозы развития туристской отрасли.

Объект исследования: международный туризм.

Предмет исследования: международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение специальной литературы.

Теоретическое знание проведенного исследования состоит в том, что в нем проведен анализ развития международного туризма, который может быть использован в сфере дальнейшего исследования.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

1.1 История развития международного туризма

История туризма — это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. Предыстория туризма — период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития:

· Античный туризм — основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования. Расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н. э. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений, кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двух сезонность туристских выездов.

· Туризм Средних веков — основными мотивами путешествий были религиозный туризм, образование, аристократические отношения. Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения, и только в VII и VIII вв. н. э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях, наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели к появлению в Европе путешествий студентов.

· Туризм нового времени — основные тенденции отдыха определила промышленная революция. Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т. е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы. Стать самостоятельным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта. Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента. Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров — туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция, и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами. Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на тур поездку из Лейстера в Лафборо поездом. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц. Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т. Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., так как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства. В 50−70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в. сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал тур поездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку.

В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США. С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т. Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т. д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л. Липсона. Первая мировая война 1914;1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация. Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов. В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма. В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20−30 годы, явилось бурное развитие новых видов транспорта — автомобильного и авиационного. Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929;1933 гг. к 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии.

Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой Германии к войне. В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы. Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т. д. в первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров. Только спустя несколько лет спустя после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе (основную часть туристов составляли американцы). В 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25 млн. человек. Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических, экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г. -Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ). К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом. 50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 г. число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т. е. выросло почти в три раза. Период с 1961 по 1970 г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 г. достигло 168, 4 млн. человек. Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так, в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей. Важным итогом Римской конференции явилось принятие официального определения таких понятий, как «временный посетитель», «турист», «экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета туризма. Внимание в работе конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением пограничных и таможенных формальностей, процедур. Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма. В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.

ВТО — международная организация специальной компетенции в соответствии со ст. 1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера. Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права. Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. 80-м годам предшествовал период туристического подъема. За 30 лет число участников международных туристских связей выросло в 11 раз. Туризм к этому времени получил развитие во всем мире, однако в различных регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного туристического обмена в Европе, Африке и Латинской Америке было на уровне среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их более чем в 3 раза, в странах Южной Азии-более чем в 5 раз, в восточной Азииболее чем в 10 раз. В 80 годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за рубеж. В число стран, которые являлись"поставщиками" туристов, вошли Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали туристский продукт (море-солнце-пляж) по более доступным ценам. В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается рост доходов от международного туристского обмена. Сформировалась тенденция к изменению структуры туристского спроса, мировой туристский рынок стал более разнообразным. Можно с уверенностью сказать о его разделении на три части: молодежный туризм, взрослый туризм, туризм для пожилых людей («туризм третьего возраста»). В этот период большое значение для развития туризма имел рост городского населения индустриальных стран Запада. Это способствовало увеличению объемов как внутреннего, так и международного туризма. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристского спроса. В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

1.2 Типы и виды международного туризма

Международный туризм как одна их форм международных экономический отношений в условиях современной глобализации приобретает всё большие масштабы. Развитие туризма в последние десятилетия ХХ в. Свидетельствуют о его существенном влиянии на экономические, культурные и политические межгосударственные контакты. Несмотря на этноконфессиональные различия в составе населения, туризм способствует укреплению культурных и духовных связей, выполняя важнейшую миротворческую функцию. Туризм всё активнее влияет на экoномическое и социальное развитие oобщества. В отношении отдельной страны (региона) различают следующие типы туризма:

Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянногo места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других целях.

Въезднoй туризм — путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в данной стране.

Выезднoй туризм — путешествие лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, в другую страну.

Классификация туризма по видам осуществляется в соответствии с географическими, социальными и психологическими критериями сегментации туристического рынка. К числу основных признаков выделения видов туризма относятся:

— страна прибытия туриста;

— географическая цель туристической поездки;

— возраст;

— пол;

— профессия туриста;

— состав семьи;

— национальность;

— религиозные убеждения;

— доход семьи:

— мотив поездки;

— тип туриста;

— сезонность;

— организация поездки;

— форма поездки;

— используемые транспортные средства;

— используемые средства размещения;

— длительность поездки;

— источники финансирования (см. Приложение 1)

В зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристические путешествия (поездки, посещения), их целей, объектов, используемых или посещаемых, или других признаков существуют следующие виды туризма:

— Детский;

— Молодежный;

— Семейный;

— Для пожилых людей;

— Для инвалидов;

— Культурно-познавательный;

— Лечебно-оздоровительный;

— Спортивный;

— Религиозный;

— Экологический (зеленый);

— Сельский;

— Подводный;

— Горный;

— Приключенческий;

— Охотничий;

— Автомобильный;

— Самодеятельный т.д.

2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Анализ посещения туристами разных частей света

Для того, чтобы мы наглядно могли наблюдать развитие международного туризма, я решила показать это на примере стран зарубежья (Европа, Америка, Африка и Ближний Восток).

Ш Европейский туризм является одним из наиболее привлекательных для любителей путешествий. Страны Европы могут предложить туристам любой вид отдыха. Для поклонников пляжей и лазурных морей есть Греция и Болгария. Для любителей экстремального туризма подойдет Черногория и Скандинавия. Любителям снежных вершин и лыжных спусков нескучно будет в Австрии и Германии, для паломников существует Ватикан, а неравнодушных к архитектуре устроит в принципе любая европейская столица. Европа предлагает широкий спектр развлечений, отдыха, оздоровления, поэтому с каждым годом мы можем наблюдать характерный рост численности посетителей. В 2013 году насчитывалось более 563.44 млн туристских прибытий из-за границы в страны Европы, что больше на 5,4% по сравнению с 2012 годом. (см. Приложение 2)

Ш В настоящее время США привлекает туристов своими Национальными парками, парками развлечений, фестивалями, центрами азартных игр, полями для гольфа, историческими строениями и памятниками, отелями, музеями, галереями, отдыхом на природе, спа, ресторанами и спортивными мероприятиями. (см. Приложение 3)

Ш Африка и Ближневосточный микрорегион представляет для туристов прежде всего культурный интерес, самобытность народов, пляжный отдых. Несмотря на это, большинство туристов отталкивает настоящая, часто напряженная, политическая ситуация во многих странах. (см. Приложение 4)

Если рассматривать все страны мира в общем, то можно сказать, что Европа-лидер принятия в своих странах туристов. В 2013 году самыми популярными международными туристическими направлениями были: страны Европы, Северной Америки и Азии. (см. Приложение 5)

2.2 Проблемы развития международного туризма

Значительна проблема неравенства освоения мирового пространства в секторе международного туризма, что позволит сделать следующие заключения и выводы:

1. Каждая территория имеет свой рекреационный потенциал, который, зависит и от того, какая часть территории занята на иные хозяйственные нужды.

2. Современный мир исключительно разнообразен со всех точек зрения. Различны природные и природноресурсные, историко-культурные, этноконфессиональные, социально-экономические условия разных стран и районов. И именно это разнообразие-основа функционирования такой отрасли социальной сферы как туризм. Ведь именно стремление увидеть что-то новое вовлекает людей в эту сферу. Решающую роль в международном туризме играет абсолютное преимущество. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства— пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. Специализация многих стран непосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложения иностранным гостям. Они исключительно характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки удовлетворяют в той же Швейцарии или Австрии, Италии. Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны.

3. Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.

2.3 Анализ мировых тенденций развития туризма

Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма. Туризм возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа — туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов, объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества. В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75−80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный. Исследования современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.

К 2020 г. согласно прогнозам свои лидерские позиции сохранит Европа, между тем страны Восточной Азии устойчиво прогрессируют на рынке туризма, доля стран этого региона с каждым пятилетием возрастает. Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризмa на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг. Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.

Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением. В будущем прогнозируется рост туризма на 45, 8%. На основании темпов роста туристических маршрутов и желающих участвовать в этом процессе, можно сделать выводы о том, что туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.

3. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

3.1 Прогнозы развития международного туризма ВТО

По прогнозам ВТО, в 2020 г. Количество прибытий туристов составит 1 млрд 602 млн человек. При этом Европа удержит доминирующие позиции (44, 8% от общего числа прибытий), Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (27, 3%), опередив традиционно занимавшую его место Америку (17, 7%).

ВТО в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (Германия, США, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Нидерланды, Канада), и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов.

По прогнозам ВТО, в 2020 году лидером мирового туризма по количеству прибытий станет Китай, а по выезду туристовГермания.

Наряду с туристическим потоком важнейшими характеристиками международного туризма являются туристические расходы и доходы. Они представляют собой стоимостные оценки туризма, необходимые для изучения его влияния на национальную экономику, в частности платёжный баланс страны.

Туристические расходы — общая сумма расходов (размещение, питание, рекреационные, культурные, спортивные виды деятельности, транспорт, посещение магазинов, страхование, оплата услуг связи и т. п.), производимые туристами или от их имени при подготовке к поездке, в ходе поездки и пребывания в месте посещения.

В 2013 году международные туристические расходы (без учёта международного транспорта) составили 983 млн долларов США (747 млн человек). Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным образом Германия, США, Великобритания, Франция и Япония. На долю этих стран приходится более трети всех мировых туристических расходов. Кроме них заметную роль в формировании международных туристических расходов, их величины и структуры играют Китай, Италия, Япония, Канада, Российская Федерация и Нидерланды.

Туристические доходы — поступление от продажи туристических услуг иностранным и внутренним туристам, экспорта товаров туристического спонсора, оборудования для организации туристической индустрии и доходы от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Северной Америки (США, Канада) и Западной Европы (Франция, Великобритания, Германия), средиземноморские (Испания, Италия) и альпийских (Австрия, Швейцария) стран. На их долю приходится около половины мирового доходов от международного туризма.

Многолетним лидером по доходам от международного туризма является и по прогнозам останется США. По данным ВТО, в 2013 году поступления от международного туризма в США практически в 2 раза превышали их объем в Испании и Франции, которые по этому показателю следуют за ними.

В ведущую десятку лидеров ворвался Китай, который передвинулся с 5-го места в 2008 г. На 3-е место в 2013 г.

Анализ стоимости показателей доходности туризма свидетельствуют о превращении его в одну из ведущих отраслей хозяйства. В связи с этим большинство государств, понимая важность и высокую эффективность развития туризма в своих странах, выделяют значительные средства на продвижение национального туристического продукта.

Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки доходности туристического направления. Однако более информативными являются доход с одного прибытия и размер дохода от туризма, приходящийся на душу населения. Исследования, проведенные ВТО, свидетельствуют, что поступления от одного прибытия составляют в среднем 1023 долларов США. При этом эта величина существенно варьируется по отдельным странам. Так, доход с одного прибытия ниже в странах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу со странами — поставщиками туристов (в данном случае — США). Высокий уровень доходов с прибытия отмечен в тех странах, которые территориально удалены от крупных рынков выездного туризма или ориентированы на элитарный туризм.

Немаловажным показателем, характеризующим состояние экономики в целом и туризма в частности, является платежный баланс той или иной страны.

Платежный баланс представляет собой поступление платежей, поступивших из-за границы в данную страну, и платежей, произведенных ею, за определенный период (год, квартал, месяц). Превышение платежей других стран делает платежный баланс страны активным, а превышение платежей данной страны дает основание говорить, а пассивном платежном балансе.

Влияние туризма на платежный баланс выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране (экспорт) и расходами туристов этой же страны за рубежом (импорт).

Платежный баланс по статье «туризм» может быть положительным (положительное сальдо — профицит) и отрицательным (отрицательное сальдо — дефицит).

Положительное сальдо платежного баланса обеспечивается ростом доходов страны от международного туризма и открывает больше возможностей для решения задач, связанных с инвестициями в развитии туристической индустрии. В случае отрицательного сальдо происходит утечка валютных средств из стран.

Положительное сальдо платежного баланса по статье «туризм» формируется главным образом под влиянием природных предпосылок, политической стабильности и развитой туристической индустрии. Положительный баланс имеют, например, США, Франция, Италия, Китай.

Отрицательное сальдо платежного баланса по статье «туризм» в основном присуще индустриальным странам (например, Германии, Великобритании) с высоким уровнем жизни населения. Экспорт туристических услуг (обслуживание иностранных туристов в стране) является составной частью общего экспорта товаров и услуг, а расходы на международный туризм гражданами страны оказывают непосредственное влияние на объем импорта, связанного с оттоком валютных средств за границу. Соответственно меры, принимаемые по привлечению иностранных туристов в ту или иную страну, укрепляют ее экономику в целом, а динамику развития платежного баланса по статье «туризм» можно считать одним из показателей стабильного развития экономики государства.

3.2 Международные туристские организации

Всемирная туристская организация— учреждение ООН, занимающаяся развитием устойчивого и общедоступного туризма. Ведущая международная организация в сфере туризма.

История создания ВТО начинается с 1925 г., когда Лига наций сделала первую попытку дать официальное определение понятия «турист». Долгие годы организация официально называлась Международным союзом официальных туристских организаций и не входила в систему специализированных органов ООН. По инициативе Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) 2 января 1975 г. ВТО получила официальный статус специализированного органа ООН и свое нынешнее наименование. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма.

Согласно Уставу основными целями ВТО являются:

— ускорение и расширение содействия развитию туризма (международного и внутреннего), взаимопониманию, здоровью и процветанию людей во всем мире;

— помощь людям в получении доступа к образованию и культуре посещаемых стран во время путешествий;

— улучшение стандартов проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;

— расширение возможностей стран, принимающих туристов, и тем самым увеличение вклада в развитие их экономики;

— координация туристских интересов стран — членов ВТО;

— содействие в установлении постоянных взаимоотношений между разными объединениями туроператоров.

Устав ВТО является открытым и предусматривает три категории членства: действительные, ассоциированные и присоединившиеся члены. Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется территориям не являющимся ответственными за осуществление внешних сношений. Статус присоединившегося члена предоставляется международным организациям, межправительственным и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, осуществляющим деятельность в области туризма. Руководящим органом ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая каждые четыре года. Между сессиями Генеральной ассамблеи работает Исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). В рамках ВТО функционируют региональные комиссии: по Европе, Африке, Америке, Южной Азии, Ближнему Востоку, Восточной Азии и району Тихого океана, а также Международный высший учебный центр по туризму. Россия входит в Комиссию ВТО по Европе (КЕВ). Официальные языки ВТО — английский, испанский, русский, французский.

ВТО занимается разработкой единой стратегии развития индустрии туризма, что предусматривает:

— планирование развития индустрии туризма;

— анализ проблем и государственной политики, которые связаны с географическим распределением туризма и отдыха в странах — членах ВТО;

— разработку национальных и региональных планов использования земли;

— анализ взаимосвязей развития индустрии туризма и регионального планирования с учетом увязки различных потребностей в ресурсах и интересов всего человечества;

— учет экологических последствий развития индустрии туризма;

— учет социальных последствий туризма;

— разработку общей стратегии и программных мер по осуществлению планов развития туризма.

Большое внимание ВТО уделяет методам разработки и общей стратегии планов устойчивого развития туризма в разных странах и регионах, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфраструктуры, правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха, созданием национальных парков и заповедников и т. д.

В рамках Программы развития ООН осуществляется финансирование проектов помощи развивающимся странам в следующих направлениях:

— укрепление организационной структуры национальных управлений по туризму;

— оценка туристских возможностей для реализации в будущем;

— подготовка персонала по обслуживанию туристов и гостиничному обслуживанию;

— планирование развития Туризма;

— исследование туристского рынка;

— реклама и содействие туризму;

— технико-экономическое обоснование строительства гостиниц;

— развитие зимних видов спорта и культурного туризма;

— сохранение исторических памятников;

— молодежный туризм;

— социальное влияние туризма;

— развитие и управление центрами отдыха для групп населения с низким и средним уровнями доходов.

В основном деятельность ВТО концентрируется на информационном продвижении туризма, увеличении его значения, а также создании новой материально-технической базы. Организация стремится упорядочить деятельность по развитию туризма путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО также разрабатывает международные документы и следит за их соблюдением, участвует в разрешении международных туристских разногласий, а также организует обмен данными о последних достижениях в области науки, связи, информационных технологий. Одна из важнейших задач ВТО — исследования по изучению статистики международного туризма, применение новых методов измерения, прогнозирования, маркетинга для последующего использования национальными туристскими организациями в их деятельности.

ВТО содействует развитию мирового туризма путем воздействия на правительства отдельных стран для упрощения визовых и прочих формальностей.

Международные неправительственные организации универсального характера.

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (United Federation of Travel Agents' Associations)—международная туристская организация, объединяющая в качестве действительных членов национальные туристские ассоциации и организации, в качестве ассoциированных членов — туристские агентства, гостиницы, транспортные предприятия, учебные заведения. Организация создана в 1966 г. в результате слияния Международной ассоциации туристских агентств, существoвавшей с 1919 г., и образованной в 1964 г. Всемирной организацией ассоциаций туристских агентств. Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств объединяет 80 национальных ассоциаций и организаций и около 1400 индивидуальных членов, представляющих более 80 стран. К числу членов Всемирной федерации отнoсятся Американское общество турагентств, Ассоциация британских турагентств, Ассоциация немецких бюро путешествий, Союз ассоциаций туристских бюро северных стран, фирма «Томас Кук и сын» и др. Основной целью Всемирнoй федерации является создание и укрепление национальных ассоциаций турагентств, оказание им юридической, финансовой, профессиональной и материально-технической помощи, максимальная поддержка престижа всех категорий профессии туристского агента на международном уровне в экономической, юридической и социальной областях. Практическая работа Всемирной федерации заключается в координации деятельности рабочих групп по таким вопросам, как автоматизация, гостиничное хозяйство, транспорт, профессиональная подготовка, юридическая поддержка, страхование туристов и т. д.

Секретариат Всемирной федерации находится в Брюсселе (Бельгия). Официальные языки — английский, французский, испанский. Руководящие органы — Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, Совет директоров и Исполнительный комитет.

Международная ассоциация по экскурсионному обслуживанию и турам—международная туристская организация, членами которой являются организации, занимающиеся экскурсионным обслуживанием. Создана в 1953 г. Ассоциация ежегодно публикует Тарифный справочник по турам и экскурсионному обслуживанию, содержащий программы и цены туров, организуемых членами Ассоциации. Альянс объединяет в настоящее время более 140 организаций с общим количеством около 60 млн членов из 84 стран мира.

Секретариат находится в Лиссабоне (Португалия). Официальный язык — английский. Руководящие органы—Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Совет директоров.

Международные неправительственные организации специализированного характера.

Международный туристский альянс (Alliance International edе Tourisme) — международная туристская организация, действительными членами которой являются национальные автомобильные ассоциации и туристские клубы, объединяющие индивидуальных членов или национальные федерации, состоящие из ассоциаций туристов. Создана в 1919 г. Первоначально эта организация называлась Международной лигой туристских ассоциаций, в числе основателей Лии были две российские организации: Русский клуб путешественников и Русский союз. Цель Альянса—развитие всех видов международного туризма, в первую очередь автотуризма. Члены Альянса занимаются организацией семинаров и совещаний по проблемам совершенствования обслуживания автотуристов, упрощения таможенных формальностей, благоустройством дорог и автотрасс, оказанием юридической помощи и страхованием. Альянс публикует различного рода справочную информацию, в том числе о деятельности клубов-членов, справочники-перечни услуг, предоставляемые клубами иностранным туристам, схемы автомобильных дорог.

Альянс в настоящее время объединяет более 140 организаций с общим числом членов около 60 млн из 84 стран. Секретариат находится в Женеве (Швейцария). Официальные языки — английский, французский, немецкий, испанский. Руководящие органы — Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Руководящий комитет.

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association)—всемирная организация международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г. Главная функция—упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах. Высший орган IATA — ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбираются президент и исполнительный комитет. Цель IATA —реализация политики международной организации гражданской авиации (ICAO). IATA—это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую с использованием различных комбинаций маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA касаются билетов, путевых листов, документов на багаж и других подобных документов. Эти резолюции позволяют унифицировать и координировать процедуры расчетов и ускорять бронирование и улучшать связь между авиакомпаниями. При содействии IATA стало возможным соединение воздушных трас многих частных авиакомпаний в единую систему. Одна из важнейших составляющих работы IATA— установление тарифов. Необходимость согласования тарифов среди авиакомпаний — членов LATA —это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран — владельцев авиакомпаний. Каждая страна, являясь хозяйкой своего воздушного пространства, может запрещать или разрешать вторгаться на свою территорию, а также выдвигать условия, которые ее устраивают.

Конференции LATA проводятся после того, как между правительствами стран-членов достигнуты взаимовыгодные договоренности по установлению перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Решения транспортных конференций IATA важны для правительств стран-членов. Правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран-участниц. Членами LATA являются 259 авиакомпаний, совершающих международные полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95% международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» —член LATA с 1989 г., членами Ассоциации являются также российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Домодедовские ПО», «Внуковские авиалинии». Для того чтобы стать членом IATA и участником конференций, авиакомпаниям необходимо иметь выдаваемый правительством сертификат, подтверждающий регулярность их перевозок, который подходит для членства в Международной организации гражданской авиации (ICAO). IATA является членом ICAO. IATA условно делит территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними:

1)Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от международной линии раздела дат;

2)Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от международной линии раздела дат;

3)Европа, Африка и Ближний Восток.

Турагентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение —Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network, IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими организациями туриндустрии. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между турагентствами и авиакомпаниями — членами IATA

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation) учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главные задачи ICAO — развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.

Организация ставит перед собой следующие цели:

— обеспечивать безопасность и контролировать развитие международной гражданской авиации;

— поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств транспорта с учетом необходимости охраны окружающей среды;

— поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и условий для международной гражданской авиации;

— выполнять на высшем уровне требования пассажиров к авиатранспорту (безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность);

— поощрять экономические меры по предотвращению необоснованного соперничества между авиакомпаниями разных стран;

— избегать дискриминации между странами — членами ICAO;

— пропагандировать безопасность полетов;

— способствовать развитию международной гражданской авиации.

Членами ICAO являются 183 государства, в том числе Россия. ICAO

работает в тесном контакте с такими организациями, как:

— Международный информационный союз;

— Всемирная метеорологическая организация;

— Международный союз электрических сообщений (коммуникаций);

— Всемирный почтовый союз;

— Всемирная организация здравоохранения;

— Международная морская организация.

Международная ассоциация по конгрессам и съездам (International Congress & Convention Association)—международная туристская организация, объединяющая турагентства, конгресс-центры, гостиницы и транспортные предприятия. Создана в 1964 г.

Основная цель — развитие конгрессного туризма.

Секретариат Ассоциации находится в Амстердаме (Голландия).

Официальный язык — английский.

Руководящие органы—Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Совет директоров.

Международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма—международная организация, членами которой являются национальные объединения журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма в прессе. Создана в 1954 г.

Цели — пропаганда гуманистических принципов международного туризма, развитие дружественных деловых контактов между журналистами и писателями, защита их профессиональных интересов. Секретариат Федерации находится в Париже (Франция). Официальные языки — французский, английский. Руководящие органы — Конгресс, созываемый ежегодно, Комитет директоров и Исполнительный совет.

Международная федерация кемпингов и караванингов, членами которой являются национальные федерации и ассоциации кемпингов и караванингов. Создана в 1932 г.

При Федерации существуют Центр туристской информации и ряд специализированных комиссий. Ежегодно проводятся авторалли. Секретариат находится в Брюсселе (Бельгия).

Международные региональные организации.

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association) — неправительственная международная туристская организация, в которую входят более 2200 членов из 34 стран, представляющих национальные правительственные туристские организации, транспортные и гостиничные ассоциации, туристские фирмы, а также другие организации, связанные с индустрией туризма. Основана в 1951 г. Основная цель — содействие развитию туризма в Тихоокеанском регионе. Члены Ассоциации обмениваются идеями, разрешают возникающие проблемы, принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах. Со дня основания Ассоциация стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов по маркетингу, исследованиям, разработкам, образованию и другим видам деятельности, связанным с туризмом. Результаты работы и долгосрочные планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации. Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское отделение публикует множество отчетов, материалов исследований. Основное издание — «Тихоокеанские туристские новости» — ежемесячный журнал с тремя региональными выпусками, выходящими общим тиражом 58 тыс. экземпляров. Среди печатного материала 80% составляют аналитические данные и фотографии.

Маркетинговые усилия Ассоциации направлены на работу с индивидуальными туристами, путешествующими в границах региона. Ассоциация также старается совершенствовать маркетинговую деятельность для создания привлекательности отдельных туристских направлений.

Секретариат Ассоциации находится в Сан-Франциско (США). Основные офисы по обслуживанию Азиатского региона — в Сингапуре, Тихоокеанского региона — в Сиднее, Американско-Европейской части — в Сан-Франциско.Официальный язык — английский.

Конференция туристских организаций Латинской Америки— региональная туристская организация стран Латинской Америки, объединяющая более 900 латиноамериканских туристских, транспортных, гостиничных предприятий, а также более 350 туристских предприятий Азии, Африки, Европы. Основана в 1957 г. Главная задача — объединение деятельности всех туристских предприятий и национальных ассоциаций в целях развития туристской индустрии Латинской Америки. Секретариат находится в Буэнос-Айресе (Аргентина). Официальные языки — испанский, английский. Руководящие органы-Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Совет директоров.

Международное бюро социального туризма (International Bureau of social tourism)-неправительственная международная туристская организация, действительными членами которой являются международные и национальные организации, деятельность которых посвящена социальному туризму. Создано в 1963 г. Целью Бюро является содействие развитию социального туризма в международном масштабе. Под социальным туризмом подразумевается туризм с участием слоев населения со скромными доходами. Секретариат БИТС находится в Брюсселе (Бельгия). Официальный язык — французский. Руководящие органы — Генеральная ассамблея, созываемая один раз в два года, и Административный совет.

Международное бюро по молодежному туризму и обменам — специализированный орган Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ). Основано в 1960 г. Бюро-ассоциация организаций и бюро путешествий, которые занимаются молодежным туризмом и обменом как среди членских организаций ВФДМ, так и среди других организаций, заинтересованных в активной форме интернационального воспитания молодого поколения. Бюро объединяет около 40 молодежных туристских организаций многих стран.

Основная задача — создание условий для молодежного туризма и обмена, развития контрактов между членами Бюро и организациями, деятельность которых направлена на достижение международного взаимопонимания и дружбы между молодежью. Штаб-квартира находится в Будапеште (Венгрия). Официальные языки — английский, французский, русский. Руководящие органы-Генеральная конференция, созываемая один раз в два-три года, и Совет. Рабочие органы — Координационный транспортный центр и постоянные рабочие комиссии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать ряд важных выводов относительно потенциала роста мирового рынка туризма. Новые технологии в туризме и в сопредельных областях экономики будут способствовать резкому рывку в развитии сферы путешествий. Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Есть основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, в ходе исследования, мы уже можем наблюдать развитие туризма в последние годы. Социальные и экономические тенденции в развитых странах позволяют предположить рост спроса на международный туризм. Увеличение оплачиваемого отпуска, рост личного располагаемого дохода, повышение уровня образования, стремление к познанию другой культуры — важные факторы, влияющие на развитие мирового туристского рынка. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию. Однако многое еще предстоит сделать для совершенствования индустрии туризма. Международный туризм является относительно молодой отраслью в мире. Во многих странах объединения и ассоциации туроператоров и турагентов составляют объединенные стандарты по ведению туристского бизнеса, соблюдение которых является важным условием членства в этих объединениях или ассоциациях. Многие члены объединений и ассоциаций действуют за пределами своей ответственности, разъясняя потребителю в туризме его права и обязанности. Регулирование туристской деятельности должно сочетать в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и государственное регулирование в особо важных вопросах и, в частности, касающихся законотворчества. Однако слишком жесткое государственное регулирование, большое количество законов и нынешняя политическая ситуация в мире, могут привести к повышению цен, ограничению ассортимента, снижению инноваций и конкуренции в отрасли международного туризма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Географические критерии.

Страна прибытия туриста

— въездной туризм

— выездной туризм

— внутренний туризм

Географическая цель туристической поездки

— туризм по странам мира

— туризм по отдельным регионам мира

— туризм по отдельным регионам страны проживания туриста

Социальные критерии.

Возраст

— молодёжный туризм (до 30лет)

— туризм «сениоров» (30−45лет, 45−55лет)

— детский туризм

— туризм по возрастным группам

Пол

— женский туризм

— смешанный туризм

Профессия туриста

— множество сегментов по профессиональному признаку

— специальные туры для работников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни

Состав семьи

— туризм одиноких

— туризм семей без детей

— туризм семей с детьми

— многосемейный туризм

Национальность

— этнический туризм

Религиозные убеждения

— религиозный туризм

Доход семьи

— социальный туризм

— люкс-туризм

— недорогие туры

— эксклюзивные туры

Психологические критерии.

Мотив поездки

— туризм рекреационный

— туризм деловой

— туризм спортивный

— туризм познавательный

Тип туриста (психологический портрет)

— туризм коммуникационный (с целью обмена информацией)

— различные классификации (например S-, F-, W-, A-, Bтипы туристов и т. П.)

Сезонность

— основной сезон

— межсезонный

— по месяцам года

Организация поездки

— самостоятельно

— через посредника

Форма поездки

— групповая

— индивидуальная

Используемые транспортные средства

— автотуризм

— авиатуризм

— велотуризм

— автобусный туризм

— морской круизный туризм

— речной круизный туризм

— личный транспорт

— другие виды транспортных средств

Используемые средства размещения

— гостиницы

— мотели

— кемпинги

— частные дома и квартиры

— другие виды размещения

Длительность поездки

— длительные (более 21 дня)

— краткосрочные (2−4 дня)

— средней продолжительности (7−14 дней)

Источники финансирования

— социальный туризм (поездки малообеспеченных слоев населения субсидируются системой социального страхования)

— инсенсивный туризм (поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семьи, финансируемые фирмой)

— семейный бюджет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Европа

Страна

Кол-во туристских прибытий из-за рубежа (2013 г)

Франция

84.7млн

Испания

60.7млн

Италия

47.7млн

Турция

37.8млн

Германия

31.5млн

Великобритания

31.2млн

Россия

28.4млн

Австрия

24.8млн

Украина

24.6млн

Греция

17.9млн

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

США

Страна

Кол-во туристских прибытий из-за рубежа (2013 г)

США

69.8млн

Мексика

23.7млн

Канада

16.5млн

Бразилия

10.3млн

Аргентина

5.5млн

Доминиканская республика

4.6млн

Чили

3.5млн

Пуэрто-Рико

3.2млн

Перу

3.1млн

Куба

1.7млн

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Африка и Ближний Восток Африка

Страна

Кол-во туристских прибытий из-за рубежа (2013 г)

Марокко

10.0млн

ЮАР

9.5млн

Тунис

6.2млн

Алжир

2.7млн

Зимбабве

1.8млн

Уганда

1.2млн

Ближний Восток

Страна

Кол-во туристских прибытий из-за рубежа (2013 г)

Саудовская Аравия

13.2млн

ОАЭ

9.9млн

Египет

9.1млн

Иран

5.3млн

Иордания

3.9млн

Израиль

2.9млн

Ливан

1.2 млн

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Страна

Кол-во туристов из рубежа 2012 г

Кол-во туристов из рубежа 2013 г

Разница (2012;2013 гг)

Франция

83.0 млн

84.7 млн

2.0%

США

66.7 млн

69.8 млн

4.7%

Испания

57.5 млн

60.7 млн

5.6%

КНР

57.7 млн

55.7 млн

— 3.5%

Италия

46.4 млн

47.7 млн

2.9%

Турция

35.7 млн

37.8 млн

5.9%

Германия

30.4 млн

31.5 млн

3.7%

Великобритания

29.3 млн

31.2 млн

6.4%

Россия

25.7 млн

28.4 млн

10.2%

Тайланд

22.4 млн

28.5 млн

18.8%

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Александрова А. Ю: Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М., 2010

2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2012.

3. Боков М. А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. СПб., 2008

4. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. М., 2011

5. Иванов Ю. Н. Экономическая статистика: Учебник. М., 2008

6. Кузнецова Ю. В. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма /. — СПб., 2009

7. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М., 2012

8. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М., 2010

9. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1010

10. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2008

11.http://tourlib.net/

12.http://vokrug-sveta.com.ua/

13.http://www.world-tourism.org

14.www.inostranets.ru.

15.http://www.moluch.ru/

16.http://mypion.ru/

17.http://tonkosti.ru/

18.http://tourlib.net/

19.http://www.grandars.ru/

20.http://www.russiatourism.ru/

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой