Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование формирования исторической памяти молодежи

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также автором отмечается, что историческое сознание современного общества характеризуется взаимодействием многочисленных разнонаправленных интенций: традиционализма и модернизма, изоляционизма и интегративизма, этноцентризма и космополитизма и т. п. Она постулирует константность основных ментальных структур, поскольку носителем, как конкретного исторического сознания, так и конкретной культуры… Читать ещё >

Исследование формирования исторической памяти молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования исторической памяти граждан.

1.1 Историческая память граждан: понятие, сущность, структура.

1.2 Современные направления изучения исторической памяти граждан Глава 2. Исследование формирования исторической памяти молодежи.

2.1 Факторы, влияющие на процесс формирования исторической памяти молодежи.

2.2 Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти Заключение Список литературы Приложения.

Одной из важных социальных проблем российского общества начала XXI века является поиск оптимальных социальных механизмов сохранения и актуализации исторической памяти молодого поколения. Сохранение традиций, осознание ценности традиционной культуры представляется одним из ключевых факторов социальной консолидации и стабильности российского общества. Одновременно с этим существующие социально-культурные практики общественной жизни являются побуждающим фактором в закреплении исторической памяти молодежи, которая формируется отличной от исторической памяти старшего поколения, в том числе на уровне не только событийного ряда, но также и оценок, стереотипов, системы ценностных ориентиров. В результате в современном обществе происходит обострение противоречий на уровне усиления инновационного и необходимостью сохранения традиционного в содержании исторической памяти современной молодежи.

Актуальность изучения процессов формирования исторической памяти также связана со слабой изученностью данного вопроса на уровне проведения социологического анализа, выявления доминантных основ, воздействующих на процессы формирования и восприятия исторической действительности.

Степень научной разработанности проблемы.

На современном этапе изучением вопроса формирования исторической памяти занимался целый ряд ученых, исследования производились в основном на стыке наук: социологии, истории и педагогики. Среди исследователей, уделявших внимание данной проблеме необходимо отметить М. Хальбвакса Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2−3. С. 22., А. Гофман Гофман А., Хальбвакс, Морис // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, с. 386, И. В. Бестужев-Лады Бестужев-Лада И. В. Исследования будущего: проблемы и решения. Russian Futures Studies Academy — 2000. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2633, М. В. Соколова Соколова М. В. Что такое историческая память // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2008/142, Й. Рольфес Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие предмет // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. С. 31., П. Хаттон Хаттон П. История как искусство памяти. СПб., 2003. С. 203−204., Ю. Ю. Хмелевская Хмелевская Ю. Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. Челябинск, 2004. С. 13., А. Алейда Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с., Ю. А. Арнаутова Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М., 2006. С. 51.

Специфика функционирования исторической памяти и процессы ее формирования рассматривались в работах В. В. Кулиша Кулиш В. В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Ученые записки РГСУ. — 2010. — № 6. — С. 42−46.

Кулиш В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. — 2008. — № 3 (50). — С. 42−46., Т. П. Шилиной Шилина Т. П. Сохранение культурно — исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=072, В. Э. Бойкова Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf, М. К. Горшкова Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с., А. В. Рачипа, В. В. Бурькова Рачипа А. В., Бурьков В. В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf, Ж. Т. Тощенко Тощенко Ж. Т. Историческая память и социология // СОЦИС. — 1998. — № 5. — С. 3 — 7., Л. П. Репина Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 42. и пр.

Объект исследования — российская молодежь в возрасте от 16 до 25 лет.

Предмет исследования — особенности формирования исторической памяти российской молодежи.

Цель — провести социологический анализ формирования исторической памяти молодежи.

Задачи:

1. Проанализировать понятие «историческая память», выявить ее характеристики, структуру и сущность;

2. Изучить современные направления исследования исторической памяти граждан с точки зрения различных авторов;

3. Выявить факторы, влияющие на формирование исторической памяти российской молодежи.

4. Изучить роль знаний и информированности в формировании исторической памяти молодежи на примере московской молодежи.

Эмпирическая база исследования.

1. Всероссийский опрос «Историческая память поколений о событиях России конца XX века», ФОМ, 2010 — 2012гг., 1500 человек в 100 населенных пунктах в 43 субъектах РФ Историческая память // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soc.fom.ru/Istoricheskaya-pamyat/10 704 (дата обращения: 20.05.2014).

2. Всероссийский опрос «Память о Великой Отечественной», ФОМ, апрель 2013 г., 1000 человек. Метод: телефонный опрос Память о Великой Отечественной // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fom.ru/Proshloe/10 913.

3. Авторское исследование «Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях». Время проведения — апрель-май 2014 г. Метод: анкетирование. Всего опрошено 100 респондентов.

Операционализация основных понятий.

Историческая память — все виды информации о событиях прошлого, о времени и месте, где происходили эти события, о лицах, участвовавших в них; знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа. И. п. является базой для формирования «исторического сознания», влияет на поведение людей, выступает в качестве одного из факторов общественного развития.

Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования исторической памяти граждан.

1.1 Историческая память граждан: понятие, сущность, структура.

Историческая память — это системообразующий элемент общественного сознания с присущим ему механизмом запечатления, хранения, воспроизводства социокультурной информации, обеспечивающей актуализацию традиционных форм жизнеосуществления социальных субъектов и определение характера инновационного развития всех сфер жизнедеятельности отдельного человека и всего общества Кулиш В. В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Ученые записки РГСУ. — 2010. — № 6. — С. 32.

Историческая память полифункциональна. В связи с этим различаются базовые и производные функции исторической памяти Там же С. 33. .

Базовые функции представляют аккумулированный предшествующими поколениями исторический опыт и проявляются в реализации фундаментального уровня содержания исторической памяти (традиций, обычаев, обрядов). К базовым функциям относят функцию преемственности поколений, функцию рефлексии современности, социально-идентификационную функцию, функцию сохранения жизненных сил культуры, идеологическую функцию.

Подходы к определению исторической памяти разнообразны и в целом данное понятие рассматривается исходя из дисциплины, ориентированной на ее исследование.

В частности, с точки зрения психологии разрабатывалась социальная концепция исторической памяти, и данный вид памяти соотносился с памятью культурной. В результате историческая память определялась как результат коллективного сознания общества о событиях прошлого Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гипперейтер и В. Я. Романова. М., 1998. С. 419.

С точки зрения социологии историческая память — результат отношения к совокупности социальных процессов прошлого и данный вид памяти имеет тесную взаимосвязь с памятью социальной. Л. П. Репина так пишет о соотношении понятий «коллективная память» и «историческая память»: «Коллективная память» чаще всего трактуется как «общий опыт, пережитый людьми совместно» (речь может идти и о памяти поколений), или как групповая память. «Историческая память понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы), или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом — как совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 42.

С точки зрения историков историческая память также определяется как результат социокультурных процессов, однако, в большей степени связанный с передаваемыми между поколениями событиями и фактами. В частности, историк А. Ассман определяет историческую память, как вид коллективной памяти, набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М., 2006. С. 51.

Таким образом, возможно отметить, что в научных исследованиях процесс формирования исторической памяти рассматривается в системе взаимосвязей приобретенных социальных установок и принципов самоидентификации индивида. В данном аспекте необходимо отметить, что сами термины приходят в социологию именно из психологии и фактически впервые их применяют в области психологических исследований, связанных с проблемами эмоционального развития человека и рассмотрения процессов социализации личности. В частности, данное понятие применялось Фрейдом для обозначения процесса и результата эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом.

Историческая память в ряде исследований связывается я процессами этнической самоидентификации, что подразумевает не только процесс усвоения обрядов и традиций, а также социальных норм этноса, в котором происходит процесс социализации, но и получение знаний о причинах и происхождении системы обрядности, существующих достижениях этносов, которые представляют в своей взаимосвязи целостный исторический процесс. В процесс развития науки, в том числе и изучения особенностей поведения на уровне отдельных этносов и наций понятие национальная и этническая идентичностью и историческая память получают достаточно широкое распространение. В социологии они связываются с процессом социализации и самоидентификации личности в приемлемой для него социальной среде. При этом, все остальные модели воспринимаются или отрицаются также согласно принципам воспитания. В результате толерантность или нетерпимость — это также результат социализации, воспитания в семье и окружающем социуме. В результате именно в процессе воспитания и социализации человек начинает считать себя представителем определенного этноса, нации, воспринимая и соответствующие ценностные ориентиры, а ориентиры других наций воспринимает, как чуждые или даже ложные, в том числе и на уровне восприятия исторического процесса.

Понимание исторической памяти, как социального процесса, связывается с тем, что последовательность становления социальной идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной социальной группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Первоначально она (идентичность) основывается на очевидных показателях — цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность воспринимать, описывать, интерпретировать признаки, которые относят человека к определенной культуре, этносу, народу, государству с его историческим развитием. В результате человек включает в их комплекс все новые элементы — общность предков, общность исторической судьбы, религию и пр.

При этом, идентичность может сформировать как позитивный, так и негативный фон. Социальная идентичность может нести в себе не только систему ценностей, но и определенный эмоциональный окрас, который определяет модель принятия или отвержения для представителей других культур. При этом, сама по себе идентичность не является постоянным образованием, она статична может видоизменяться при нахождении человека в иной социальной среде. В связи с этим, попадая в другую культуры (например при переезде в другую страну) человек начинает ассимилироваться, принимая нормы и правила поведения другого сообщества.

Однако, в данном аспекте необходимо отметить, что при попадании в привычную среду в рамках иной культуры может происходить процесс отторжения и сопротивления, попытки навязать свои, привычные ценностные ориентиры, в том числе и составляющие элементов исторической памяти.

В связи с этим, процесс формирования исторической памяти во многом связывается с процессом социализации во всем множестве ее составляющих. При этом, процесс формирования исторической памяти в значительной мере обусловливается и связывается с процессами этнической и национальной идентичности. В научной литературе понятия этнической и национальной идентичности нередко употребляются как синонимические, и это нельзя считать большой ошибкой, т.к. понятие «этнос» / «этничность» являются базовыми для этнической классификации, а понятие «нация» определяется чаще всего как государственная форма этнической общности людей (на Западе как согражданственная общность). Тем не менее, необходимо помнить, что в своё время подчеркнул В. М. Межуев: «Нация, в отличие от этноса, …это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать… Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» Межуев В. М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5−6. С. 16. .

Так или иначе, каждый из проживающих на Земле людей принадлежит к той или иной национальности и этносу. При этом, процесс самоопределения формируется гораздо более успешно в случае, если родители принадлежат к одной этнической группе. В случае, если родители являются представителями разной национальности идентичность будет формироваться в промежутке национальных черт и позиций с восприятием ценностных ориентации с одной и другой стороны одновременно.

Многочисленные наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах. Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, т. е. индивид осознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет. Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения служат традиции и ценностные ориентации общества. В-третьих, этническая идентификация может осуществляться на основе свободного и осознанного выбора Touraine A. Production de la societe. Paris, 1973. С. 360. .

В исключительных случаях человек может отвергать свою национальную принадлежность, позиционируя себя в качестве космополита. Однако, подобная позиция обусловливает более тяжелый процесс адаптации, особенно в условиях приоритета позиционирования национальности ценности национальных ориентаций.

На современном этапе историческая память также является способом самоопределения, способом выделить себя из общей толпы. Фактически, иметь определенное мнение относительно исторических процессов, особенно связанных с историей локальной, этнической, национальной становится модным, а мода, прежде всего, является ориентиром для молодого поколения.

В данном аспекте историческая память становится составляющей социальной идентичности и выступает мощным фактором формирования социальных групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой социальной общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и даже политического действия. Поэтому распространенность определенной групповой идентификации может стать и одним из факторов прогноза возможного направления политического развития социума.

В связи с этим в процесс формирования исторической памяти имеет тесные взаимосвязи с понятием «идентичность» в самом общем понимании означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. Согласно определению А. Турена, «идентичность — осознанное самоопределение социального субъекта». По мнению Д. Драгунского, «идентичность отбирает, оформляет, упаковывает и транслирует социальные ценности, навыки социального действия, способы оценки ситуации, стереотипы восприятия внешнего мира» Следовательно, идентификация — это процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида, социальной группы с другим человеком, группой или образом, интериоризации занимаемых социальных статусов и освоения значимых социальных ролей Тощенко Ж. Т. Историческая память и социология // СОЦИС. — 1998. — № 5. — С. 5.

В целом, возможно отметить, что процесс формирования исторической памяти связан с процессом социализации на разнообразных этапах развития человека и во многом имеет связь с процессом социальной, этнической и национальной идентичности.

1.2 Современные направления изучения исторической памяти граждан.

исторический память молодежь гражданин.

Вопрос о формировании исторической памяти и сопутствующих процессов является одним из актуальных в современной науке и в целом рассматривался целым рядом авторов. Особенно актуальным данный вопрос становится в последние годы в связи с возникновением проблем качества исторических знаний у молодежи и процесса формирования патриотизма, осознания значимости исторических процессов. В связи с этим исследователи проводят социологические исследования, анализ существующих процессов и особенностей формирования исторической памяти.

В частности, В. В. Кулиш занимался анализом специфики формирования исторической памяти у учащейся молодежи. В результате анализа социологических данных в дихотомии «традиционное — инновационное» он выявил следующие особенности эмоционального аспекта функционирования исторической памяти молодежи. С одной стороны, современная молодежь наибольшие эмоциональные переживания испытывает за традиционные личные проблемы. С другой стороны, среди молодежи актуализируются эмоциональные переживания за инновационные проблемы своего региона. Так же противоречиво проявляется эмоциональный аспект исторической памяти в оценке факторов, влияющих на жизненные планы выпускников. Эмоциональный аспект функционирования исторической памяти молодежи, как и поведенческий, не одномерен в своем проявлении. Мировоззренческий аспект функционирования исторической памяти молодежи проявляется в виде сохранения преимущественно традиционных жизнеопределяющих принципов. Анализ данных социологического исследования в дихотомии «традиционное — инновационное» показывает, что к числу самых значимых относятся преимущественно те принципы, которые отражают традиционную ценностную составляющую исторической памяти молодежи Кулиш В. В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Ученые записки РГСУ. — 2010. — № 6. — С. 46.

Представленный автором анализ выявил особенность проявления мировоззренческого аспекта функционирования исторической памяти современных выпускников школ. С одной стороны, историческая память проявляется в жизнеопределяющих принципах, отражающих традиционные ценностные ориентации молодежи на упорную трудовую деятельность, — «упорный труд», «первостепенная реализация себя на работе». С другой стороны, эти традиционные ценностные ориентации молодежи на упорную трудовую деятельность используются выпускниками для закрепления жизнеопределяющих принципов, отражающих инновационные ценности — «работать в основном на личный успех», «стремление к богатству».

Подводя итоги социологического анализа функционирования исторической памяти, он приходит к выводу о том, что поведенческий, эмоциональный и мировоззренческий аспекты функционирования исторической памяти молодежи имеют свою специфику соотношения традиционного и инновационного. Воспроизводство традиционного в исторической памяти молодежи прослеживается в содержании жизненных планов выпускников, в характере личных проблем и в жизнеопределяющих принципах. Доминирование инновационного в функционировании исторической памяти молодежи проявляется в свободном времяпрепровождении выпускников, в переживаниях за региональные социальные проблемы и в факторах, влияющих на жизненные планы. Анализ эмпирических данных социологического исследования позволяет говорить о неодномерности и противоречивости проявления всех трех аспектов функционирования исторической памяти современной молодежи.

Социологический анализ поведенческого, эмоционального и мировоззренческого аспектов функционирования исторической памяти современной молодежи позволяет выйти на уровень объяснения процесса ее формирования Там же С. 48. .

Шилина Т.П. определяет процесс сохранения исторической памяти молодого поколения как одну из важнейших проблем России в начале ХХI века. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли нашей страны в судьбах мира, развитие чувства гордости за свое Отечество является одной из решаемых задач в Российской Федерации. Однако состояния дел в этой сфере показывает, что эффективность и качественный уровень работы в данном направлении не в полной мере соответствуют требованиям современного российского общества. Проблема обострилась по целому ряду причин, важнейшей из которых является кризис традиционных ценностей и приоритетов, существовавших в нашей стране. Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выделить объективно существующие противоречия между Шилина Т. П. Сохранение культурно — исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=072:

— требованием общества и государства активно формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и отсутствием теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности;

— необходимостью обеспечить защиту культурного и духовно-нравственного наследия и недостаточностью мер по сохранению культурного достояния страны.

По мнению автора, человек должен знать, откуда он родом, кто его предки. Так формируется связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни.

В исследовании В. Э. Бойкова акцентировалось внимание на исторических ценностях России, событиях прошлого, которые оцениваются жителями страны как значимые. При этом автор задается целью выявления представления событий исторического прошлого, которые вызывают не только чувство гордости, но и стыда, разочарования.

Согласно данным проведенного автором исследования вызывают гордость у многих граждан, прежде всего, достижения в сфере отечественной науки и техники, культуры и искусства, а также успехи в военной области, определявшие многие годы ее высокий авторитет в мире. Что касается отрицательных представлений об историческом прошлом, то они в основном связаны с системными изменениями двух последних десятилетий, ослабившими, по оценкам опрошенных, народ, страну и государство. Восприятие исторических эпох массовым сознанием традиционно сопряжено с личностями, которые в эти времена находились у государственного штурвала. Поэтому опрошенным было предложено оценить роль ряда исторических деятелей в судьбе России Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf (дата обращения: 219.15.2014).

М.А. Синицына, в контексте рассмотрения исторической памяти, как составляющей социологии культуры, определяет, что данный вид памяти подвержен воздействию психотравм, интерпретируемых как результат «культурного шока», и о коллективном бессознательном, также, не в последнюю очередь, сформированном катаклизмами истории. Одновременно делается вывод о недопустимости редукции содержания исторической памяти исключительно к каким-то утратам в области культуры. Признается необходимость введения понятий избыточной и недостаточной исторической памяти. Причем первое понятие представляет собой нацеленность на репродукцию культуры, на некий ее повтор, в ходе которого современная культура находит консенсус с предшествующей ей культурной традицией. Что касается второго понятия, то оно означает латентное желание эмансипироваться от культурного наследия, либо, напротив, стремление раствориться в нем. Делается вывод о том, что дефицит исторической памяти означает одновременно и дефицит социокультурной рефлексии Синицина Н. А. Историческая память как культурообразующий фактор // Вестник Южно-Российского университета. — Ростов-на-Дону.- № 5. — 2008. С. 76. .

Также автором отмечается, что историческое сознание современного общества характеризуется взаимодействием многочисленных разнонаправленных интенций: традиционализма и модернизма, изоляционизма и интегративизма, этноцентризма и космополитизма и т. п. Она постулирует константность основных ментальных структур, поскольку носителем, как конкретного исторического сознания, так и конкретной культуры является некий исходный человеческий материал, выступающий в виде своеобразной информационной «матрицы». Любой социум оказывается помещенным не только в конкретное пространственно-временное измерение, но и в определенное событийное поле, причем оба модуса социального бытия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Общество выступает в качестве генератора, ретранслятора и потребителя социокультурной информации. Характер объективации культурной модели зависит общего состояния культуры, специфики межкультурной коммуникации, степени социальной мобильности, близости или удаленности от центров культуры и т. п. Причем влияние каждого из вышеперечисленных факторов носит ярко выраженный амбивалентный характер и по-разному проявляется в различных референтных группахСиницина Н. А Историческая память как социальный регулятив // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008.

Не менее важной и значимой составляющей в русле изучения вопроса о формировании исторической памяти представляется процесс воспитания и образования. Согласно мнению целого ряда авторов во многом именно процесс образования является основополагающей формирования исторических представлений, а значит и исторической памяти.

В частности, В. А. Ельчанинов в качестве основных направлений в системе патриотического воспитания и исторического образования в учреждениях образования можно определить следующие:

— Духовно-нравственное. Цель: осознание детьми в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

— Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

— Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

— Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

— Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций Ельчанинов В. А. Историческое сознание. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. С. 38. .

А.В. Рачипа и В. В. Бурьков определяют составляющие формирования исторической памяти в современном обществе, акцентируя внимание на проблемах. Они отмечают, что российское общество миновало период критической переоценки своего прошлого. Сегодня существует назревшая потребность в методологии, которая бы предложила конструктивную процедуру осмысления прошлого. Вместе с тем анализ нынешнего состояния гуманитарного образования показывает, что до сих пор еще не остановлен достаточно опасный процесс размывания фундаментального знания, замены его прикладными дисциплинами. Ряд исследователей отмечает, что в обществе отсутствует понимание того, что происходит эрозия исторической памяти народа, карикатузируется и осмеивается его прошлое, и чем это грозит в будущем. Упадок исторической грамотности в нашей стране (а точнее большая неравномерность и случайность исторических представлений) очевидна. Корни этого — в средней школе Рачипа А. В., Бурьков В. В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf (дата обращения: 15.05.2014).

Исследователями уделяется не менее активное внимание и определению самого понятия и составляющих процессов определения исторической памяти. Как отмечает в своем исследовании член-корреспондент РАН Ж. Т. Тощенко: «что же касается исторической памяти, то это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Историческая память по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Полное или частичное забвение исторического опыта, культуры своей страны и своего народа ведет к амнезии, что ставит под сомнение возможность существования данного народа в истории» Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. — 2-е изд. — М., 2008. С. 296−297. .

Комплексному исследованию целостного феномена исторической культуры, исторического сознания посвящен цикл работ Л. П. Репиной (руководитель Центра интеллектуальной истории ИВИ РАН). В данных работах особое внимание уделяется изучению процессов трансформации обыденного исторического сознания, механизмов формирования и передачи в будущее исторической памяти поколений Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории / Под ред. Л. П. Репиной. — М., 2008.

При этом также необходимо отметить, что изучение исторической памяти и процессов ее формирования находится на междисциплинарном исследовательском поле, привлекает все большее число специалистов историографии, социологии и философской антропологии.

В данном аспекте в своем исследовании М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги отмечают: самосознание любого общества начинается с истории. Ее символически значимые события формируют смысловую основу национальной и гражданской идентичности. В то же время историческое сознание подвержено незаметному воздействию повседневных перемен. Меняется жизнь, и вслед за ней постепенно меняется и историческое сознание. Вот почему результаты социологического зондирования исторических представлений, особенно поколения, только вступающего в жизнь, являются эффективным инструментом социальной диагностики и могут иметь важное значение как для прогнозирования политического поведения населения, так и для понимания различных сегментов политической жизни Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — с. 41. .

Таким образом, возможно отметить, что исследователями в русле изучения процесса формирования исторической памяти определялись приоритеты проведения социологического исследования, которого позволяет выявить составляющие, характерные для элементов данного вида памяти и факторов, влияющих на ее формирование. В целом, формирование исторической памяти признается одним из значимых и основополагающих условий развития современного общества, в том числе и групп молодежи.

Глава 2. Исследование формирования исторической памяти молодежи.

2.1 Факторы, влияющие на процесс формирования исторической памяти молодежи.

В результате проведенного в контексте работы теоретического анализа представляется возможным отметить, что приоритетом формирования исторической памяти молодых людей является совокупность действия специалистов в области образования (согласно оценке ученых) и современных СМИ (согласно оценке респондентов). При этом во многом сформированные представления и значимость исторических сведений определяется по итогу в контексте именно остаточных знаний. В результате, если после школы или обучения в ВУЗе у молодого человека присутствуют знания касательно истории, которые возможно оценить, как научные и соответствующие действительности, то с течением времени они в значительной мере видоизменяются в связи с тем, молодые люди забывают информацию, она трансформируется при помощи влияния массовых СМИ, знакомых, художественных фильмов. В результате исторические знания превращаются в определение мнение личности относительно исторического процесса..

В данном аспекте необходимо отметить, что значительное влияние на подобные процессы трансформации оказывает современная популярная пресса, которая в качестве аспекта повышения интереса ориентируется на исторический процесс, отдельные события истории, которые, при этом, трансформируются и видоизменяются согласно потребностям издания. Современная пресса одним из своих значимых приоритетов среди прочих других ставит позиционирование различных вариантов проявления позиционирования национальной идентичности путем защиты своих национальных интересов, проявлений национальной нетерпимости, интолерантности, позиционирования собственных национальных интересов и принижения значимости представителей других национальностей. И все эти составляющие отражаются в псевдонаучных статьях и телевизионных репортажах, искажая образы исторической действительности и формируя у молодежи ложные исторические представления..

В прессе появляются сведения об исторических ситуациях проявления жестокости со стороны представителей одной национальности к другой, обвинения представителей различных культур в различного рода нарушениях и притеснениях других граждан и пр. Во многом подобные процессы связаны с всплеском в современном мире стремления к сохранению национальной идентичности в противовес глобализации..

В частности Г. Сибирова отмечает: «На современном этапе социокультурный феномен „этнического возрождения“, впервые заявивший о себе в 60−70 годах XX века, завоевал репутацию несущего раздор и конфликты, войны и человеческие жертвы. Этим объясняется внимание к данной проблематике общественных деятелей, политиков и ученых, оказавшихся не в состоянии вписать подобное явление в рамки теории „плавильного котла“ или идеи сближения и слияния наций, господствовавших в первой половине этого столетия» Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/ (дата обращения: 21.05.2014).

Факт присутствия сформированной в определенной мере национальной идентичности подтверждается наличием периодических столкновений с явным подтекстом этнической составляющей. В частности, на уровне ВУЗов в среде молодежи данные проявления выражаются в неприятии части русских студентов и студентов из отдаленных национальных регионов, которые обучаются в одном вузе и вынуждены проживать в одном общежитии. На уровне различия культур они не могут найти взаимопонимание в результате чего возникает конфликт и, как итог возможное физическое насилие. При этом девушки разных национальностей взаимодействуют более успешно, чем молодые люди в силу своих гендерных характеристик коммуникабельности и меньшей степени выраженности агрессии.

В качестве примера возможно привести взаимодействие русского населения с коренным населением различных регионов. В данном процессе решающую роль в различиях выражения своей этничности русскими и малыми народами играет соотношение численности русских и представителей народности в регионах. Ситуация меньшинства, в которой оказались малые народы, способствует построению внутренних культурных и социальных границ. Немаловажным фактором, оказывающим влияние на восприятие малых народностей самими русскими, оценка значимости взаимоотношений на уровне исторических процессов.

При этом Г. Сибирова отмечает: «Проблема идентификации и идентичности возникает как фактор диалектического отношения между индивидуальным и общественным и затрагивает вопрос включения отдельного индивида в группу как процесс и результат. В центре оказывается эмоционально-этический момент принятия человеком норм данной группы и ее ценностей» Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/ (дата обращения: 24.05.2014).

Этничность на современном этапе становится составляющей, которая в наибольшей степени серьезно влияние на процессы формирования исторической памяти, делая ее избирательной. В частности, анализ современной прессы и контента сети интернет по мнению Г. Сибировой уже дает представление о том, что этничность, этническое качество остается регулятором социальных отношений, которое воспринимается сквозь призму культурных различий, политических предпочтений, и повседневного общения. Оценка социокультурной ситуации как этнически релевантной и выбор стратегии поведения зависит от комплекса этностереотипов относительно образа «другой» этнической группы, а также сложившихся практик взаимодействия. Это во многом определяется конкретными традициями и тенденциями и тенденциями этнокультурного соседства.

Среди нетерпимых к проявлению чужой культуры возможно отметить следующие.

Таблица 1.

Категории этнических составляющих восприятия исторического процесса Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/ (дата обращения: 24.05.2014).

Характеристики.

Название категории.

Особенности.

1. «Не любят говорить о своей национальности и стараются ее скрыть».

«Этнофобы».

«Негативно акцентуированные». Отрицательно воспринимают факт своей национальной принадлежности.

2. «Не имеет значения своя национальность и национальность окружающих».

«Космополиты».

«Равнодушные». Не идентифицирующие себя и других по этническому фактору.

3. «Любят свой народ (людей своей национальности), но согласны, что другие народы не хуже».

«Патриоты».

«Позитивно акцентуированные». Ориентированные на культурное подкрепление своей этнической идентификации.

4. «Считают, что интересы собственного народа нужно отстаивать любыми средствами и способами».

«Националисты».

Выступающие за государственно-политическое оформление своей этнической группы.

Все данные проявления на уровне современной России в относительно мягкой степени в форме столкновений и выявления приоритетных позиций. Позиционирование же национализма в контексте восприятия исторического процесса становится поводом и причиной для раздора, конфликта.

Значимым аспектом рассмотрения и позиционирования исторического вопроса является соотношение идентичностей, в частности в вопросе самоотношения и выявления приоритетных моделей поведения определенных представителей национальных культур на территории России, в том числе по отношению друг к другу. В данном направлении наиболее обширно представлена модель поведения русских, которая характеризуется, как постепенная и особенно активная в историческом процессе и роль русских определяется в качестве ведущей, проявления активности представителей других национальностей встречаются достаточно редко.

Во многом, России в плане исторического развития является страной исключительной, особенно в плане того, что она формировалась и разрасталась в ее современном состоянии в процессе включения новых колониальных владений, жители которых покорялись по большей части насильственно. Культурные и религиозные различия обусловили тот факт, что представитель отдельных народностей не ассимилировались целиком и полностью, формируя в собственной этнокультурной среде собственные социальное нормы.

При этом, на современном этапе происходит процесс трансформации исторических знаний в связи с изменением тенденций мирового развития в целом, формируются стратегии некорректного использования исторических фактов, в том числе на уровне манипулирования сознанием, которому в наибольшей степени эффективно поддается именно молодое поколение и сами факты манипулирования сознанием происходят с задействованием актуальных для молодого поколения и популярных у молодежи СМИ, в том числе и сети интернет, которая в наименьшей степени подконтрольная официальным органам. В итоге в среде молодежи процесс формирования исторической памяти является достаточно сложным и в результате возникают картины исторического развития страны, мира, которые достаточно часто представляются совокупностью полученных знаний и фантазии. В частности, современные молодые люди, наблюдая на книге, статье или фильме отметку «исторический» автоматически соотносят представленные данные с исторической реальностью, воспринимая предложенную картину, как происшедшую действительность. Согласно мнению исследователей у молодежи не сформированы качества, которые способствуют развитию критического мышления в оценке исторических данных, определению составляющих, которые позволяют отличить вымысел от факта.

Таким образом, согласно мнению А. В. Рачипа и В. В. Бурькова наиболее действенными механизмами формирования исторического сознания молодежи являются институты, окружающие индивида в процессе социализации: семья, система образования и средства массовой информации. Очевидна необходимость комплексного воздействия: коммуникационного, идеологического, ценностного — как на федеральном, так и на местном уровнях. Принципиальным является создание системы смыслов и образов богатого российского прошлого. Главными аспектами при формировании этой системы, на наш взгляд, могут стать две модели: образ России в ее историческом контексте и привлекательный образ страны в будущем, создаваемый при личном участии молодых людей. Опыт показывает, что недооценка роли управления формированием исторического сознания молодежи приводит к резкому снижению уровня ее гражданской ответственности. Богатый эмпирический материал современных социологических исследований может быть использован в качестве фундаментальной базы для дальнейшей разработки комплекса мер и механизмов, направленных на формирование и развитие исторического сознания молодежи Рачипа А. В., Бурьков В. В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf (дата обращения: 24.05.2014).

Процесс трансформации исторической памяти также отражается и на специфике исторической памяти исходя из возраста и для молодежи значимые для России исторические события отражаются в отличной форме от старшего поколения.

В частности, в качестве примера приведем исследование ФОМ на тему «Историческая память поколений о событиях России конца XX века» Историческая память // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soc.fom.ru/Istoricheskaya-pamyat/10 704 (дата обращения: 20.05.2014).

Исследование проводилось в 2010 — 2012 и прослеживалась динамика изменений. В исследовании участвовали 1500 респондентов из 43 субъектов РФ и 100 населенных пунктов. Лица в возрасте до от 18 до 30 лет (то есть молодежь) составили 700 человек.

В результате опроса выявлено, что помимо перестройки, важными событиями конца ХХ века люди считают дефолт 1998 г. (51%), аварию на Чернобыльской АЭС (50%) и вывод войск из Афганистана (43%).

А среди российских деятелей, оказавших значительное влияние на страну за последние 10 лет, выделяют В. Путина, Д. Медведева и Б.Ельцина.

Данные относительно того, закончился ли процесс перестройки также оказались противоречивыми и перевес оказался в целом на стороне тех, кто считал процесс перестройки не оконченным.

Симпатии населения относительно событий 1993 в Москве также оказались неоднозначными, однако, при всем этом подавляющее большинство отметило, что они не проявляют симпатий ни к одному из лидеров событий 1993 года.

Для молодежи, исходя из данных исследования, события конца XX века в большей степени были связаны с процессом преобразований, во всяком случае именно элементы экономической и социальной катастрофы закрепились в их памяти, как ведущие. При этом, в отличие от старшего поколения молодежь положительно оценивает динамику изменений и в представлении молодежи прослеживается процесс трансформации во взаимосвязи с преобразованиями, которые уводят Россию от регрессивного социалистического строя к прогрессивному капиталистическому, который дает больше свобод и выбора в процессе самореализации. В целом же историческая память молодежи избирательна и отражает моменты, которые являются наиболее продвигаемыми через средства СМИ и том ракурсе, в котором они представляются благонадежными (с точки зрения молодых людей) СМИ. Историческая память молодых людей в целом избирательна и подвержена влиянию.

2.2 Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти.

В производных функциях исторической памяти молодежи отражен приобретенный молодым поколением собственный социально-исторический опыт. Эти функции реализуются в развитии и сохранении элементов операционального уровня исторической памяти (знаний, оценок, стереотипов поведения, ценностей, норм, символов). К производным функциям относят функцию выбора жизненных стратегий, прогностическую функцию, функцию стереотипизации, политическую функцию Кулиш В. В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. — 2008. — № 3 (50). — С. 43.

Функциональность исторической памяти указывает на характеристику, состояние исторической памяти социальных субъектов в конкретных социально-исторических пространственно-временных условиях. Формирование исторической памяти — это социальный процесс проявления функций исторической памяти, системно обеспечивающих воспроизводство (актуализацию) традиционных форм жизнедеятельности в сознании и поведении отдельной личности, социальных общностей, общества в целом и определения характера инновационного развития всех сфер жизнедеятельности отдельного человека и всего общества. Формирование исторической памяти рассматривается нами в трех аспектах: поведенческом, мировоззренческом и эмоциональном.

Поведенческий аспект формирования исторической памяти отражает процесс усвоения личностью через исторический опыт требуемых норм, знаний, ценностей, правил поведения. В данном случае речь идет о проявлении исторической памяти в процессе социальной адаптации, активного усвоения человеком социального опыта и приспособления к изменяющейся социальной среде. Историческая память дает возможность понять и реализовывать на практике сложившиеся формы социального взаимодействия и способы предметно-практической деятельности.

Мировоззренческий аспект формирования исторической памяти отражает проблемы, связанные со смыслом жизни и нахождением человеком себя в этом мире. Наличие исторической памяти подводит личность к необходимости понять смысл бытия как такового, смысл собственного существования в контексте движения социальной истории.

Эмоциональный аспект формирования исторической памяти отражает характер и степень воздействия чувств и эмоций на понимание человеком прошлого, настоящего и будущего. Историческая память посредством эмоций, мотивов, интереса настраивает человека на отражение тех или иных событий в определенном режиме.

Каждый из выделенных аспектов исторической памяти не может реализоваться обособленно. Изменение какого-либо из аспектов функционирования исторической памяти влечет за собой изменение других и влияет на реализацию базовых и производных функций памяти. Характер проявления поведенческого, эмоционального и мировоззренческого аспектов определяет в целом особенности формирования исторической памяти социального субъекта, который также проявляется знании и информированности молодежи об исторических процессах и событиях.

В исследовании принимали участие 100 человек в возрасте от 22−30 лет, из которых 50 юноши и 50 девушки. Дата проведения — апрель-май 2014 г. Город Москва.

В данном социологическом исследовании использован метод анкетирования. Автором разработана анкета «Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях».

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты исследования «Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях».

Вопрос анкеты.

Всего, чел (%).

М чел (%).

Ж чел (%).

Ваш пол.

100 (100%).

(50%).

50 (50%).

1. Знакомо ли вам понятие исторический процесс?

А) да.

(100%).

50 (50%).

(50%).

Б) нет.

;

;

;

2. Какие исторические деятели из истории вам известны?

Количество вариантов ответов не ограничено.

А) Петр Великий.

(100%).

(100%).

(100%).

Б) Александр II.

(76%).

(84%).

(68%).

В) Наполеон Бонапарт.

(100%).

(100%).

(100%).

Г) Александр Македонский.

(100%).

(100%).

(100%).

Д) Иосиф Сталин.

(100%).

(100%).

(100%).

Е) В. Ленин.

(100%).

(100%).

(100%).

Ж) Александр Невский.

(100%).

(100%).

(100%).

З) Тамерлан.

(100%).

(100%).

(100%).

И) Д. Ф. Кеннеди.

(87%).

(100%).

(74%).

К) Л. И. Брежнев.

(32%).

(56%).

(8%).

Л) Н. С. Хрущев.

(100%).

(100%).

(100%).

М) Екатерина II.

(100%).

(100%).

(100%).

Н) А. Гитлер

(100%).

(100%).

(100%).

О) У. Черчилль.

(100%).

(100%).

(100%).

П) П. А. Столыпин.

(28%).

(40%).

(16%).

Р) М. Тэтчер

(100%).

(100%).

(100%).

С) А. Линкольн.

(100%).

(100%).

(100%).

Т) Д. Вашингтон.

(100%).

(100%).

(100%).

У) Ч. Дарвин.

(100%).

(100%).

(100%).

Ф) Николай II.

(100%).

(100%).

(100%).

Ч) Свой вариант.

(6%).

(12%).

;

3. Из каких источников вы получаете информацию об исторических процессах и историческом развитии?

Количество вариантов ответов не ограничено.

а) Телевидение (в том числе худ. фильмы).

(100%).

(100%).

(100%).

б) Печать.

(65%).

(36%).

47 (94%).

В) Художественная литература.

(42%).

(8%).

(76%).

Г) Научная литература.

(5%).

;

(10%).

Д) Знакомые и друзья.

(100%).

(100%).

(100%).

Е) Радио.

(76%).

(82%).

(70%).

Ж) Интернет.

(100%).

(100%).

(100%).

4. Хотели бы вы знать об истории вашей страны и мира в целом больше?

А) Да.

(48%).

(10%).

(86%).

Б) Нет.

(6%).

(12%).

;

В) Затрудняюсь ответить.

(4%).

(8%).

;

Г) Мне все равно.

(42%).

(70%).

(17%).

5. Представляет ли для вас особый интерес история и исторические процессы?

А) Да.

(6%).

(12%).

;

Б) Нет.

(94%).

(88%).

(100%).

6. Знание истории является важным для…

Количество вариантов ответов не ограничено.

А) Формирования патриотизма.

(100%).

(100%).

(100%).

Б) Успешного развития в обществе.

(28%).

(16%).

(40%).

В) Повышения уровня знаний и интеллектуального развития.

(100%).

(100%).

(100%).

Г) Формирования политического самосознания.

(65%).

(100%).

(28%).

Д) Другое.

(17%).

(22%).

(12%).

7. Считаете ли вы, что знание истории страны, в которой живешь — это обязательный аспект для гражданина?

А) Да.

(76%).

(100%).

(52%).

Б) Нет.

;

;

;

В) Затрудняюсь ответить.

(24%).

;

(48%).

8. Считаете ли вы, что история страны — это обязательный аспект гордости гражданина?

А) Да.

(76%).

(100%).

(52%).

Б) Нет.

;

;

;

В) Затрудняюсь ответить.

(24%).

;

(48%).

9.Вызыввет ли у вас интерес история вашей страны и история мира в целом?

А) Да.

(100%).

(100%).

(100%).

Б) Нет.

;

;

;

В) Затрудняюсь ответить.

;

;

;

10. Считаете ли вы, что имеете высокий уровень знаний об истории вашей страны?

А) Да.

(56%).

36 (72%).

(40%).

Б) Нет.

(44%).

(28%).

(60%).

В) Затрудняюсь ответить.

;

;

;

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, характеризующие отношение молодежи к историческим процессам и событиям.

Понятие «исторический процесс» знакомо всем 100% респондентов, как юношам, так и девушкам. Среди перечисленных исторических деятелей респондентам знакомы все, однако, выявляется разная информированность. Уровень информированности относительно отдельных исторических деятелей представлена на рисунке 1.

Рис. 1. — Информированность респондентов относительно известных исторических деятелях В результате возможно отметить, что в наименьшей степени респонденты информированы о деятелях, которые наиболее часто являются объектом внимания современных СМИ и их деятельность связывается с коренными изменениями в истории общества в разные периоды времени. Также можно отметить, что только небольшая часть респондентов называет также и известных им исторических деятелей в собственном варианте ответа.

В целом возможно отметить, что юноши более информированы о исторических деятелях, чем девушки. Для девушек информация относительно исторических деятелей актуальна только в отношении получивших наиболее широкую известность.

Следующий вопрос позволил выявить специфику получения информации молодыми людьми об истории и исторических процессах. В результате полученных данных было выявлено, что респонденты получают информацию об истории из разнообразных источников. Приоритетным является телевидение, которое признано актуальным всеми 100% респондентов. При этом респонденты отмечали, что наиболее актуальной для них представляется информация, полученная из исторических фильмов и сериалов. Художественная литература в качестве информативного средства актуальная для 8% юношей и 76% девушек. Научная литература совершенно не актуальна для юношей и актуальна для 10% девушек. Для всех 100% респондентов актуальна информация, которую они получают от друзей и знакомых, а также из сети интернет. Менее актуальная информация, которая транслируется на радио — 82% юноши и 70% девушки.

В связи с этим возможно отметить, что информация об истории и исторических процессах для респондентов является наиболее актуальной в том случае, если она представляется в контексте развлекательного формата, а не является результатом собственных изысканий и исследований. Тем самым они воспринимают информацию, переработанную третьими лицами, которые в результате оказывают влияние на процесс формирования их исторической памяти.

Рис. 2 — Способы получения информации об истории и исторических процессах.

Стремление узнать о истории больше проявляют 10% юношей и 86% девушек, не проявляют желания к новым познаниям в данной области только 12% юношей, 8% юношей не уверены в своем желании, равнодушие относительно данного вопроса проявили 70% юношей и 17% девушек.

Рис. 3 — Желание повысить уровень информированности При этом история и исторические процессы представляют особый интерес только для 12% юношей. Остальные респонденты не считают для себя важным данный аспект информированности и информации.

Респондентами отмечалось, что знание истории является важным для формирования чувства патриотизма — 100% девушек и все 100% юношей.

Рис. 4 — Значение исторических знаний Считали, что исторические знания важны для успешного развития в обществе 16% юношей и 40% девушек. Также все 100% респондентов считали исторические знания важной составляющей общего уровня интеллектуального развития. Все 100% юношей и 28% девушек определили знание исторических знаний важной составляющей формирования политического самосознания.

На вопрос о том, определяют ли респонденты историю, как значимый аспект самосознания гражданина утвердительно ответили 100% юношей и 52% девушек. 48% девушек также выразили неуверенность в том, что возможно руководствоваться данным критерием.

Не является определяющим фактором знание истории страны и в определении ее, как предмета гордости гражданина. Считают историю предметом гордости 100% юношей и только 52% девушек. 48% девушек не уверены в том, что возможно делать такие выводы однозначно.

Также все 100% молодых людей отметили, что история страны и мира в целом вызывает у них интерес. Однако уверены, что имеют высокий уровень знаний по истории страны только у 72% юношей и 40% девушек. Не уверены у 28% юношей и 60% девушек.

Рис. 5 — Уверенность в высоком уровне знаний по истории своей страны.

В целом представляет возможным отметить, что юноши проявляют больший интерес к истории и историческим процессам, чем девушки. При этом девушки более адекватно оценивают уровень своей информированности, определяют в качестве источников информации не только контент развлекательного формата, но также научного и научно — популярного. В результате оценка девушек представляется более самокритичной, а соответственно реальной касательно сформированность у них исторической памяти тогда, как для юношей она представляется завышенной, основанной больше на личных впечатлениях, чем на реальных исторических данных и научном уровне знаний.

В целом также представляется возможным отметить, что для молодых людей история не является обязательным атрибутом соотношения себя с общественными процессами. Они в большей степени относят ценность исторических знаний с патриотизмом и, соответственно, отсутствие чувства патриотизма обесценивает и исторические знания, делает не актуальным формирование исторической памяти.

В целом, можно сказать, что юноши проявляют больший интерес к изучению истории и исторических событий, нежели девушки. Однако процесс получения исторической информации, влияние знания исторических процессов, значение исторических знаний для российской молодежи, желание повысить уровень своих знаний существенно отличаются между юношами и девушками. Различия проявляются в качестве знаний: для юношей, знание истории не является основным атрибутом соотношения себя и общественными процессами, событиями, и относят знание истории в основном к развитию патриотических качеств у человека, когда девушки адекватно оценивают свои знания, соответственно, оценка их знаний более реальна.

Заключение

.

Процесс формирования исторической памяти граждан связан с процессом социализации на разнообразных этапах развития человека и во многом имеет связь с процессом социальной, этнической и национальной идентичности.

Исследователями в русле изучения процесса формирования исторической памяти определялись приоритеты проведения социологического исследования, которого позволяет выявить составляющие, характерные для элементов данного вида памяти и факторов, влияющих на ее формирование. В целом, формирование исторической памяти признается одним из значимых и основополагающих условий развития современного общества, в том числе и групп молодежи.

В результате проведенного в работе авторского исследования выявлено, что юноши проявляют больший интерес к истории и историческим процессам, чем девушки. При этом девушки более адекватно оценивают уровень своей информированности, определяют в качестве источников информации не только контент развлекательного формата, но также научного и научно-популярного. В результате оценка девушек представляется более самокритичной, а соответственно реальной касательно сформированности у них исторической памяти тогда, как для юношей она представляется завышенной, основанной больше на личных впечатлениях, чем на реальных исторических данных и научном уровне знаний.

В целом также представляется возможным отметить, что для молодых людей история не является обязательным атрибутом соотношения себя с общественными процессами. Они в большей степени относят ценность исторических знаний с патриотизмом и, соответственно, отсутствие чувства патриотизма обесценивает и исторические знания, делает не актуальным формирование исторической памяти.

На современном этапе происходит процесс трансформации исторических знаний в связи с изменением тенденций мирового развития в целом. Формируются стратегии некорректного использования исторических фактов, в том числе на уровне манипулирования сознанием, которому в наибольшей степени эффективно поддается именно молодое поколение и сами факты манипулирования сознанием происходят с задействованием актуальных для молодого поколения и популярных у молодежи СМИ.

В итоге оценка исследователями процесса формирования исторической памяти молодого поколения, как серьезной проблемы современного общества, обусловлена наблюдениями за процессами трансформации самосознания современной молодежи на уровне учебных заведений и в жизни, актуальность исторического знания падает, также как и качество самих исторических знаний, что в результате негативно сказывается на формировании исторической памяти.

1. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html.

2. Гофман А., Хальбвакс, Морис // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, С. 386.

3. Бестужев-Лада И. В. Исследования будущего: проблемы и решения. Russian Futures Studies Academy — 2000. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2633.

4. Соколова М. В. Что такое историческая память // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2008/142.

5. Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие предмет // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. С. 31.

6. Хаттон П. История как искусство памяти. — СПб., 2003. С. 203−204.

7. Хмелевская Ю. Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. Челябинск, 2004. С. 13.

8. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с.

9. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М., 2006. С. 51.

10. Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 42.

11. Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf.

12. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с.

13. Ельчанинов В. А. Историческое сознание. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. — 111 с.

14. Кулиш В. В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Ученые записки РГСУ. — 2010. — № 6. — С. 42−46.

15. Кулиш В. В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. — 2008. — № 3 (50). — С. 42−46.

16. Межуев В. М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. — 1992. — № 5−6. — С. 14 — 18.

17. Немировский В. Г. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в 1988;2004 гг. // Молодежная галактика. — 2007. — № 3. — С. 110−115.

18. Рачипа А. В., Бурьков В. В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf.

19. Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/.

20. Синицина Н. А. Историческая память как культурообразующий фактор // Вестник Южно-Российского университета. — Ростов-на-Дону.- № 5. — 2008. — С. 76 — 78.

21. Тощенко Ж. Т. Историческая память и социология // СОЦИС. — 1998. — № 5. — С. 3 — 7.

22. Шилина Т. П. Сохранение культурно — исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=072.

23. Соломатина В. В. Историческая память народа // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009;07−01−10−21−16/7978−2013;05−25−01−18−02.

24. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом, и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. С.54−55.

25. История и память // Под ред. Л. П. Репиной. — М., 2006. С. 22.

26. Тощенко Т. Ж. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и Новейшая история. — 2000. — № 4.

27. Карпов С. П. Историческая наука на современном этапе: состояние и перспективы развития (в связи с 75-летним юбилеем истфака МГУ) // Новая и новейшая история. — 2009.

— № 5. — С. 21−22.

28. Поляков Ю. А. Историческая наука: итоги и проблемы. Кн. 3. — М., 2009. — С. 29.

29. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек: монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 543 c.

30. Цепь времен: Проблемы исторического сознания / Отв. ред. Л. П. Репиной. М., 2005.

Приложения.

Приложение 1.

Анкета «Знание и информированность молодежи об исторических процессах и событиях».

1. Знакомо ли вам понятие исторический процесс?.

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

2. Какие исторические деятели из истории вам известны? (Количество вариантов не ограничено).

1) Петр Великий.

2) Александр II.

3) Наполеон Бонапарт.

4) Александр Македонский.

5) Иосиф Сталин.

6) В. Ленин.

7) Александр Невский.

8) Тамерлан.

9) Д. Ф. Кеннеди.

10) Л. И. Брежнев.

11) Н. С. Хрущев.

12) Екатерина II.

13) А. Гитлер

14) У. Черчилль.

15) П. А. Столыпин.

16) М. Тэтчер

17) А. Линкольн.

18) Д. Вашингтон.

19) Ч. Дарвин.

20) Николай II.

21) Свой вариант.

3. Из каких источников вы получаете информацию об исторических процессах и историческом событии? (Количество вариантов не ограничено).

1) Телевидение (в том числе худ. фильмы).

2) Печать.

3) Художественная литература.

4) Научная литература.

5) Знакомые и друзья.

6) Радио.

7) Интернет.

8) затрудняюсь ответить.

4. Хотели бы вы знать об истории вашей страны и мира в целом больше?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

4) Мне все равно.

5. Представляет ли для вас особый интерес история и исторические процессы?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

6. Знание истории является важным для… (Количество вариантов не ограничено).

1) Формирования патриотизма.

2) Успешного развития в обществе.

3) Повышения уровня знаний и интеллектуального развития.

4) Формирования политического самосознания.

5) Другое.

7. Считаете ли вы, что знание истории страны, в которой живешь — это обязательный аспект для гражданина?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

8. Считаете ли вы, что история страны — это обязательный аспект гордости гражданина?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

9.Вызыввет ли у вас интерес история вашей страны и история мира в целом?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

10. Считаете ли вы, что имеете высокий уровень знаний об истории вашей страны?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

11.Ваш пол.

1) мужской.

2) женский.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой