Международное сотрудничество в сфере экологических исследований
Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, призванная охранять уникальные объекты, на которых обитают особо ценные виды и образованы экосистемы, не имеющие аналогов, заключена в 1972 году. Наша страна ратифицировала Конвенцию в 1988 году. В список всемирного наследия включены такие российские территории как озеро Байкал, вулканы Камчатки, девственные леса Коми, золотые горы… Читать ещё >
Международное сотрудничество в сфере экологических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии
- 1.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии
- 1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии
- РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
- 2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований
- 2.2 Приоритетные направления развития экологических отношений
- РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
- 3.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны
- 3.2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований
- ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
В ХХ веке произошли самые неожиданные и значительные для человечества изменения в окружающей среде. Новые технологии позволили создать средства наблюдения, при помощи которых был собран и обработан огромный материал, свидетельствующих о быстрых и негативных изменениях происходящих в природной среде, ряд из которых принял глобальный масштаб (изменение климата, парниковый эффект, озоновые дыры и др.). Изменение коснулось всех сред — происходит перераспределение содержания химических элементов в природных средах, в первую очередь биогенных, жизненно важных элементов. [2, c. 88]
За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их «успешное» уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.
Через 30 — 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI — XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе. Особо тревожное положение сложилось на Европейском континенте. Западная Европа свои экологические ресурсы в основном исчерпала и соответственно использует чужие. [26]
В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Сбалансированное развитие человечества — путь к решению современных экологических проблем. [3 c. 77]
Целью работы является рассмотрение международного сотрудничества в сфере экологического исследования.
Цель работы обуславливает определенные задачи:
— исследовать особенности международного сотрудничества в сфере экологии;
— рассмотреть историю возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии;
— определить роль Украины в международном сотрудничестве в области экологии;
— провести анализ международного сотрудничества в сфере экологических исследований;
— исследовать приоритетные направления развития экологических отношений;
— определить проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны;
— осуществить прогноз развития сотрудничества в сфере экологических исследований.
Тема является актуальной, потому что одной из характерных особенностей современного мира является обострение экологических проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Предметом анализа курсовой работы являются теоретические и практические основы развития международного сотрудничества в сфере экологических исследований.
Объектом анализа выступает международное сотрудничество в сфере экологических исследований.
Методами анализа в данной курсовой работе являются: общенаучные методы исследования, в т. ч. системного, сравнительного, исторического анализа; методы статистического анализа.
Литературные источники, использованные при написании работы включают труды украинских ученых: Арустамова Э. А, Ермолаева Б. В., Колесова В. П., Кондратьева В. К., Донченко В. К., Лосева К. С., Фролова А. К., Местушко В. Ю., Уваровой Г. Ш. В числе работ зарубежных авторов, в т. ч. российских: Авдеевой Т. Г., Вишневской Е. Н., Агаповой Н. Н., Яницкого О. Н., Вике Л., Киселева В. Н., Кнебель Дж. и др., а также Интернет-ресурсы.
Данная работа структурно состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 источника и 5 приложений.
В первом разделе работы приведены особенности международных экологических отношений, история возникновения и развития сотрудничества в мире.
Второй раздел работы посвящен оценке международных отношений в сфере экологии, посредством рассмотрения и анализа динамики и тенденций развития показателей стран, приоритетных направлений развития сотрудничества.
В третьем разделе работы рассматриваются и анализируются перспективы развития международного сотрудничества в сфере экологии с точки зрения существующих современных глобальных проблем стран и путей их разрешения, а также выполнен прогноз дальнейшего развития отношений в сфере охраны окружающей среды.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии
Прогресс науки и техники, сопровождающий развитие человеческого общества во второй половине XIV и особенно в XX столетии, с одной стороны позволили человеку значительно преодолеть зависимость от природы и обеспечить возрастающие потребности, но, с другой стороны, резко увеличилось воздействие на природную среду. В настоящее время для удовлетворения собственных нужд человечество получает из недр планеты 25 тонн различного сырья в год в расчете на 1-го жителя. Для сельскохозяйственных нужд используется около 25−30% суши, а вместе с продуктивным лесом — 50−55%, т. е. практически человеком освоены все удобные земли планеты, потребление же промысловых рыбных ресурсов в мировом океане подходит к пределам биологических возможностей.
Наряду с этим, в окружающую среду поступает всё больше и больше различных вредных веществ, в результате различны аварий и катастроф наносится непоправимый ущерб природе… [30]
Таким образом, мы видим, что современное человеческое общество, обладающее секретом ядерной энергии и регулированием на уровне клетки, стало мощной созидательной силой, но одновременно и такой, которая способна нанести непоправимый ущерб дальнейшему существованию всего живого на земле. Жесточайшая необходимость заставила человека искать пути разумного взаимодействия с природой: возникла специальная область деятельности, получившая название охраны природы. 7, c. 84−85]
Зачатки осознанного отношения человека к природе имелись уже на первых этапах развития в виде религиозных запретов на промысел отдельных животных, объявления священными отдельных территорий. У древних народов Египта, Индии священными считались животные (змеи, обезьяны, отдельные копытные, тигры, некоторые насекомые), растения (лотос, деревья), скалы, водные источники и их обитатели. Все они строжайше охранялись. Эти обычаи сохранились и поныне в ряде стран. Существовали правила охоты у древних хантов и манси. Древний китайский философ Лао-Цзы (VI в. до н. э.) призывал беречь леса, чтобы не навлекать стихийные бедствия. Китайский поэт Сыма-Слы-Жу (I в. до н. э.) в своих произведениях упоминает, что правители того времени имели территории, богатые растительностью и животными, на которых не разрешалось земледелие, несмотря на царивший голод. В Римской империи (I в. до н. э.—V в. н. э.) проводились мероприятия по очистке городских сточных вод и последующему использованию их для сельскохозяйственного орошения. Развитие феодального землевладения также сыграло отчасти свою природоохранную роль. С целью охраны крупных земельных наделов от посягательств безземельных тружеников и горожан феодалы создавали заповедные территории. В XI—XII вв. такие заповедники возникли на территории нашей страны: Беловежская пуща, Семь Островов. В этот период развивалось государственное природоохранное законодательство. В Польше в XI в. был издан указ об охране туров. При Ярославе Мудром был составлен свод законов, в котором содержались разделы по охране лесов и отдельных животных. Работы по охране природы начали проводиться в XIV в. во Франции. С открытием и использованием угля для топлива в Англии, в Лондоне из-за сильного загрязнения воздуха в 1273 г. был принят закон о запрещении сжигания угля для отопления. Отмечается развитие природоохранной деятельности при Петре I, когда особое внимание уделялось лесам. Петром I были заложены основы организованного лесоводства, созданы специальные инструкции о порядке рубок и охраны лесов, об упорядочении охоты на ценных промысловых животных. 22]
Индустриализация и увеличение масштабов использования природных ресурсов, вызванные эпохой капитализма, поставили перед человеком новые серьезные задачи в области охраны природы. Стремление к обогащению, конкуренция, захват колоний толкали к безжалостному истреблению лесов, промысловых животных, хищническому использованию полезных ископаемых. В Западной Европе во многих местах были уничтожены тур, лось, косуля. В Америке колонисты подорвали популяции бизонов, с которыми была связана жизнь местных индейцев. В промышленно развитых странах—Англии, Германии, Франции—складывались тяжелые ситуации в городах и промышленных районах в результате отравления воздуха и воды загрязняющими веществами. 23]
В Украине в XIX в., особенно после отмены крепостного права, возникла острая необходимость проведения мероприятий по охране природы в государственных масштабах в связи с интенсивно вырубавшимися лесами европейской части страны, по защите почв от эрозии вследствие расширения сельскохозяйственных площадей, по предотвращению чрезмерной добычи пушных и других промысловых животных, птиц, рыбы. К началу XX в. на территории государства насчитывалось 5 заповедников. Появились научные обобщения, которые служили основой природоохранных мероприятий (работы А. И. Воейкова, В, В. Докучаева и др.). Большой вклад в дело охраны природы внесла Постоянная природоохранительная комиссия, созданная в 1912 г. при географическом обществе. Она была инициатором создания первого закона о заповедниках (1916 г.). Обеспокоенные судьбой национальных богатств передовые ученые в канун Октябрьской революции внесли на рассмотрение Государственной думы разработанный ими проект общего закона об охране природы Украины. В первые годы советской власти были подписаны декреты «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), осуществлялись и другие мероприятия. В 1925 г. ВЦИК РСФСР образовал межведомственный государственный комитет по охране природы с комиссиями в краях и республиках, просуществовавший до 1933 г. Насущные проблемы природопользования, ставшего на путь индустриального развития советского государства, обсуждались на созванном в 1933 г. I Всесоюзном съезде по охране природы. Несмотря на трудный период, к сороковым годам законодательными актами регулировались почти все вопросы, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. В стране расширялась сеть заповедников. После Великой Отечественной войны природоохранная работа приняла широкий размах. Самым крупным событием этого периода стало постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР (1948 г.), вошедшее в историю как «План преобразования природы» и т. д.
В дальнейшем также принимались различные шаги, направленные на усиление природоохранной деятельности. Однако уже всем было очевидно, что с глобальными проблемами невозможно справиться действуя разобщено и, в результате, стали возникать международные организации занимающиеся природоохранной деятельностью. [14, c. 15]
Таким образом, проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле.
Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.
В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП — Международный союз охраны природы — Всемирный союз охраны природы — International Union for Nature Conservation (IUCN) — The World Conservation Union. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.
В1971 году Юнеско принята специальная программа «Человек и биосфера» (МАЕ) — UNESCO Programme «Man and Biosphere» (MAB).
Рис. Логотип программы МЕВ
Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность: подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов. программы «Человек и биосфера» к своей деятельности:
· Максимальное сокращение потерь биоразнообразия за счёт использования соответствующих научных знаний при принятии решений;
· Повышение уровня сохранности окружающей среды за счёт создания международной сети биосферных заповедников или резерватов;
· Увеличение взаимодействия между культурным и биологическим разнообразием.
ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образовании.
В мире действует ряд заключённых Договоров и Программ по охране окружающей среды. В 1982 г. была принята конвенция ООН по морскому праву, где обеспечивались меры по защите и сохранению морской среды, мирового океана и его ресурсов.
Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций выступающих под эгидой ООН (к которым относится и ЮНЕСКО), в первую очередь созданной в декабре 1972 г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде — ЮНЕП. ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде — United Nations Environment Programme (UNEP). Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.
Ярким примером принятой стратегии стала реализация одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы наблюдения, предназначенной фиксировать изменения в биосфере. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) — Global Environment Monitoring System (CEMS). Год создания: 1974 г. Участники: 140 стран мира. Цели: координация и содействие международным действиям по мониторингу и оценке окружающей среды; оказание поддержки в создании новых станций мониторинга, сбор и распространение данных о состоянии атмосферы и климата, загрязнении окружающей среды. Основная деятельность: объединение многочисленных данных (по землепользованию, климату, социально-экономическому развитию) на основе технологии геоинформационных систем; предоставление консультативных услуг по управлению информационными ресурсами.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
· импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе — И);
· региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);
· фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф). [22]
Таблица 1.1 Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС
Kласс | Загрязняющее вещество | Среда | Тип программы (уровень мониторинга) | |
Диоксид серы, взвешенные частицы | Воздух | И, Р, Ф | ||
Радионуклиды | Пища | И, Р | ||
Озон | Воздух | И, Ф | ||
Хлорорганические соединения и диоксины | Биота, человек | И, Р | ||
Кадмий | Пища, вода, человек | И | ||
Нитраты, нитриты | Вода, пища | И | ||
Оксиды азота | Воздух | И | ||
Ртуть | Пища, вода | И, Р | ||
Свинец | Воздух, пища | И | ||
Диоксид углерода | Воздух | Ф | ||
Оксид углерода | Воздух | И | ||
Углеводороды нефти | Морская вода | Р, Ф | ||
Фториды | Пресная вода | И | ||
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания: «…любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была её полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссия считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».
Большую роль в разработке международным сообществом стратегии достижения экологической безопасности играет Римский клуб. Это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Он был создан в 1968 г. по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание. [25]
Международное сотрудничество в области охраны природы, выражающееся в международных конвенциях, договорах, соглашениях, проведении международных конференций, конгрессов и различных контактов ученых и общественных деятелей, играет огромную роль в сохранении биосферы Земли от деградации и возможной гибели.
1.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии
В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Сбалансированное развитие человечества — путь к решению современных экологических проблем. Иными словами человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их вкладывать деньги, образно выражаясь в «страховку» — финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. В настоящее время практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались прежде всего негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды.
Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы.
В настоящее время важно сохранить все положительное из этого опыта, имея в виду то обстоятельство, что в течение ближайших лет страны с переходной экономикой будут испытывать серьезные ограничения в средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально — экономического положения всегда будет существовать соблазн экономии на природозащитных затратах. Во многих развивающихся странах разработано законодательство, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения. [28]
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока лишь 25-летнюю историю. До середины 60-х гг. XX в. вопрос защиты окружающей среды рассматривался лишь в локальных масштабах, на уровне отдельных источников загрязнения. Между тем, упускались глобальные причины и следствия пагубного воздействия на природу.
К началу 70-х годов стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения человека стала носить, таким образом, интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было вложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП.
Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:
1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;
2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
3) океаны;
4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
5) энергия;
6) образование, профессиональная подготовка;
7) торговля, экономика, технология. 35]
По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений уже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного и внутреннего экологического законодательства. Если в 70-е гг. наиболее передовые страны лишь разворачивались в сторону охраны окружающей среды, то в 80-е гг. мир перешел к активному решению экологических проблем. Благодаря строительству очистных сооружений и введению жестких экологических стандартов страны стали меньше загрязнять воздух и воду. В частности, за минувшие двадцать лет в таких крупнейших реках Европы, как Дунай и Рейн, значительно уменьшилось содержание токсичных веществ. 28]
Раньше бытовало мнение, будто экономика и экология — антиподы, то есть бурное развитие экономики явно влечет за собой разрушение биосферы. С середины 80-х гг. пришло понимание, что законодательные ограничения способны примирить экологию с экономикой при условии, что они дают преимущество прогрессивным природосберегающим и энергоэффективным технологиям. В условиях такого регулирования экономика в целом и промышленность, строительство в частности начинают перестраиваться на новый, экологичный стиль развития.
Итогом этого этапа стало проведение в 1992 г. конференции в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, на которой была принята программа под названием «Повестка дня на XXI-й век». Важность конференции заключалась в том, что на ней окончательно сформировалась концепция «устойчивого развития человечества», то есть прогресс не во вред будущим поколениям и природе. Ее девиз звучал очень красноречиво: «Наш последний шанс спасти планету».
Но скоро стало понятно: такие проблемы, как изменения климата, стоят настолько остро, что требуют принятия скорейших мер. И в декабре 1997 г. в Японии при участии более чем 120 стран был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этот документ распределил обязательства развитых индустриальных стран по ограничению выбросов парниковых газов и стал первым глобальным шагом по противодействию изменению климата. Цель ставилась не очень амбициозная — в период с 2008 по 2012 гг. снизить совокупный уровень выбросов на 7%. Россия также присоединилась к данном протоколу. И хотя документ до сих пор не подписан США, но и в этой стране со сверхразвитой экономикой есть свои программы по снижению выбросов парниковых газов.
Охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:
ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
ФАО имеет своей целью улучшения производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;
ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
МАГАТЕ разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
Всё более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) созданный в начале 90- х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международных структуры: Программа ООН по окружающей среде; Программа ООН по развитию и Всемирный Банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. 29]
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде займов и кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др. [22]
Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями. [29]
Международное сотрудничество в области охраны природы, выражающееся в международных конвенциях, договорах, соглашениях, проведении международных конференций, конгрессов и различных контактов ученых и общественных деятелей, играет огромную роль в сохранении биосферы Земли от деградации и возможной гибели.
1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии
С провозглашением независимости Украина неоднократно декларировала и практическими действиями подтверждала свое стремление к сотрудничеству с мировым сообществом по вопросам сохранения и защиты окружающей природной среды. В программах экономического развития страны и природоохранном законодательстве нашла широкое отображение концепция устойчивого развития. В преамбуле Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» указывается, что «охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности для жизнедеятельности человека — неотъемлемое условие постоянного экономического и социального развития Украины».
Украина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении свыше 20 двухсторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления, в частности со странами, с которыми граничит наше государство — Россией, Беларусью, Молдовой, Словакией, Польшей, Венгрией.
В особенности большое значение для развития международного сотрудничества в области экологии имеет подписание многосторонних соглашений. Среди наиболее важных из числа международных соглашений, к которым Украина присоединилась и ратифицировала, следует назвать Монреальский протокол по веществам, которые разрушают озоновый слой и такие Конвенции: об изменении климата; о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; о защите и использовании трансграничных водотоков и международных озер; о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; о биологическом многообразии; об охране дикой флоры и фауны; о сохранении мигрирующих видов диких животных; о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении;; об охране Всемирного культурного и природного наследия и т. п. Возможно самой важной из всех конвенций, в реализации которых принимает участие наше государство, является для Украины подписанная в апреле 1992 г. в г. Бухаресте и ратифицированная Верховной Радой Украины в феврале 1994 г. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения. [27]
Количество соглашений и конвенций, участницей которых является Украина, уже превысило четыре десятка. Но это сравнительно мало, Россия, например, присоединилась почти к 80 международным соглашениям. Причиной этого являются и финансовые трудности, но также и недостаточная активность соответствующих государственных структур, которые должны готовить соглашения к подписанию их украинской стороной.
Украина как европейское государство при определении приоритетов в проведении природоохранной деятельности должна принимать во внимание рекомендации Европейской экологической комиссии (ЕЭК) ООН. ЕЭК организовывает сотрудничество стран континента в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Декларации о малои безотходных технологиях и использовании отходов, по вопросам водных проблем, проблем охраны флоры и фауны в Европе и т. п.
Важным событием для Украины стало ее принятие в 1995 г. в Совет Европы. Членство в Совете Европы вынуждает к активному сотрудничеству с Европейским Союзом в сфере охраны природы. Для этого необходимо: привести национальное законодательство в соответствие с Модельным кодексом охраны окружающей среды, разработанным экспертами ЕС; создать систему национальных экологических стандартов с учетом международного опыта; разрабатывать и усовершенствовать экологически чистые и природоохранные технологии, ресурсои энергосбережение; совершенствовать системы аналитических измерений для обеспечения сравнимости данных и пр.
Значительным препятствием на пути качественного выполнения Украиной обязанностей, предусмотренных требованиями подписанных и ратифицированных конвенций и договоров является ограниченность средств. Тяжелое экономическое положение государства не дает возможности в полной мере реализовать имеющие возможности и вводить новые инструменты для сохранности и защиты природной среды. Поэтому большое значение имеет международная техническая и финансовая помощь для выполнения конкретных проектов, которая предоставляется международными организациями (Глобальный экологический фонд, Международный банк реконструкции и развития, ЮНЕП, Совет Европы и пр.), отдельными развитыми странами (США, Канада, Нидерланды, Германия, Дания, Великобритания, Швейцария и пр.).
При поддержке Глобального экологического фонда и соответственно соглашениям между Украиной и Международным банком реконструкции и развития на условиях безвозвратной финансовой помощи были выполненные таких два больших проекта как «Сохранение биомногообразие Карпат» (стоимость проекта — 500 тыс. долларов США; срок выполнения — 1993;1997 годы) и «Сохранение биомногообразия в украинской части дельты Дуная» (стоимость проекта — 1500 тыс. долларов США; срок выполнения — 1994;1998 годы).
Значительные средства израсходовало правительство Канады на финансирование программы по изучению и реабилитации р. Днепр. Программа осуществлялась с 1994 г. в два этапа, по 3 года на выполнение каждого из них. Общие затраты составили 10 млн. канадских долларов, 6 из которых получил непосредственный исполнитель программы — Канадский международный развивающий — исследовательский центр, а 4 поступило в Украину. [16, c. 6−9]
С помощью правительства США в Украине в 2000 г. создан Региональный экологический центр (РЭЦ — Киев). Целью РЭЦ — Киев является предоставление помощи в решении экологических проблем в Украине и соседних государствах путем развития сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях между органами власти, неправительственными общественными организациями, предпринимателями и предпринимательскими структурами, научными учреждениями, территориальными общинами и другими заинтересованными субъектами, деятельность которых связана с сохранением окружающей среды. Экологический центр может оказывать содействие свободному обмену опытом и информацией, расширению участия общественности в формировании экологической политики и подготовке решений, реализация которых будет влиять на окружающую среду, а также предоставлению необходимой помощи экологическим неправительственным общественным организациям и другим заинтересованным субъектам. Можно ожидать, что РЭЦ — Киев будет играть важную роль в подготовке 5-й паневропейской конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Киеве в 2002 году. 20, c. 65]
Подписание и ратификация конвенций и соглашений по охране окружающей природной среды, участие в которых накладывает на наше государство определенные обязательства в этой области, в целому является делом необходимым, однако добровольным. Но очень серьезно стоит вопрос относительно необходимости учета экологических требований перед предприятиями и предпринимателями, которые хотят выйти со своими товарами на мировые рынки. Экономически развитые страны сегодня повсеместно в своих национальных экономиках внедряют принятые Международной организацией по стандартизации международные стандарты ISO серии 14 000 «Управление качеством окружающей среды». Наличие сертифицированной системы управления окружающей средой уже является неотъемлемой частью требований торговых партнеров Украины для приобретения товаров наших производителей. С целью подготовки украинских предприятий к жестким правилам мировой торговли Госстандарт Украины подготовил для прямого внедрения международные стандарты ISO 14 001, 14 004, 14 010, 14 011, 14 012, которые устанавливают общие правила управления окружающей средой, принципы и процедуры экологического аудита и квалификационные критерии для аудиторов по экологии.
Важным фактором развития движения за сохранение и защиту окружающей среды есть является деятельность национальных общественных экологических организаций и их сотрудничество с международными общественными экологическими организациями. В особенности тесные связи украинская сторона поддерживает Greenpeace — Зеленым миром. Зеленый мир образован в 1971 г. в Северной Америке. Организация действует в 30 странах мира и своей главной задачей ставит недопущение радиоактивного загрязнения биосферы. В Украине начала работать в 1990 году. [22]
Украина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении свыше 20 двухсторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления, в частности со странами, с которыми граничит наше государство — Россией, Беларусью, Молдовой, Словакией, Польшей, Венгрией.
международный сотрудничество экологический природа
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований
Механизм управления процессом природопользования в большинстве стран сформировался в 70-х годах XX ст. Он отмечается высоким организационным уровнем, гибким применением административно-нормативных методов в сочетании с финансово-экономическим стимулированием частного сектора, активным использованием самых новых достижений НТП. В большинстве стран правительства мобилизовали материальные, финансовые, научно-технические ресурсы для решения задач охраны окружающей среды и достигли определенных результатов в этом направлении. В середине 70-х годов Япония вышла на первое место среди развитых стран по объему природоохранных затрат: их удельный вес в ВНП Японии составлял от 3,0 до 5,5%, тогда как в США в этот период — 0,8%, ФРГ — 0,8, Швеции — 0,5−0,9, Италии — 0,4, Нидерландах — 0,04%. В основу экологической политики экономически развитых стран было положено три принципа:
1. принцип профилактики, или превентивный; сущность его состоит в том, что новые проекты государства по экономике должны создаваться так, чтобы избежать осложнения любых экологических проблем;
2. принцип ответственности; сущность его — в усилении ответственности загрязнителей окружающей среды;
3. принцип кооперации; его сущность состоит в том, что в решении экологических вопросов согласованно работают государство, экономика и граждане. [11 c. 77−79]
В эпоху глобальной взаимозависимости неотъемлемым элементом человеческого сознания стала экологическая безопасность. В обиход вошли понятия «экологический кризис», «экологическая катастрофа», требующие в качестве выхода из них комплекс неотложных мер, неразрывно связанных с «экологической модернизацией», формированием экологической культуры и экологической нравственности. Признание существования глобальных проблем привело к выделению самостоятельной отрасли знаний — глобальной (или планетарной) экологии, ориентированной на урегулирование взаимоотношений всего человечества с окружающей средой с целью ее сохранения.
Невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовала пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. В правительственных мерах большинства стран начали сочетаться ресурсоохранные мероприятия и производство конкурентоспособных экологически чистых товаров. Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства. [33]
Участие в международном экологическом сотрудничестве рассматривается как необходимый элемент укрепления безопасности страны. Кроме того, это вопрос международного политического престижа государства, отражение его способности быстро и адекватно реагировать на планетарные изменения. В декабре 1997 года представители 159 государств собрались на всемирном экологическом форуме в Киото, проходившем под эгидой ООН. Киотский протокол зафиксировал обязательства стран Европейского союза сократить общие выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на 8% по сравнению с 1990 годом в районе 2008;2012 годов. США оговорили для себя рубеж в 7%, а Япония — в 6%. Несмотря на свою неоднозначность, Киотский протокол был подписан 40 странами, но не все его ратифицировали.
К Рамочной конвенции об изменении климата в 1997 году в Киото был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Россия вступила в Протокол в 2005 году. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС — 8%; для США — 6%; Канады и Японии — 7%; на прежнем уровне могут оставить Россия, Украина. Исландия и Норвегия могут повысить на 1,8 и 10% соответственно. Вокруг Киотского протокола ведутся широкие политические, научные, экономические дебаты. Они затрагивают тех, кто присоединился к протоколу или готов это сделать, и тех, кто категорически против этого, по крайней мере, до представления неопровержимых научных доказательств по парниковым газам (США). [12, c. 582]
Общий для стран СЭВ план исследовательских работ включал в себя все аспекты охраны природной среды. Более ста конструкторских работ было посвящено разработке новых технологических процессов — полностью «чистых» или значительно уменьшающих загрязнение природной среды по сравнению с ныне употребляющимися в производстве; около половины этих работ завершились подготовкой технических заданий на проектирование, а в 30 случаях были подготовлены комплекты проектной документации. Большое внимание уделялось разработке и уточнению нормативов и стандартов, как для способов контроля, так и для оценки состояния окружающей среды. И, наконец, серьезное значение имели исследования воздействия различных загрязнений на человека.
По проблеме генетических аспектов охраны окружающей среды была разработана чрезвычайно важная методика выявления действия некоторых загрязняющих веществ на организм человека путем перерасчета их действия на подопытных животных, обоснована и унифицирована — между странами СЭВ — методика расчета допустимых среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, изучены реакции человеческого организма на присутствие малых концентраций примесей промышленного происхождения в атмосферном воздухе и др.
Среди исследований, посвященных защите атмосферы, можно отметить метод расчета концентраций примесей в воздухе, выбрасываемых одновременно многими источниками при различных метеорологических условиях. [17, c. 9]
Опыт показал, что исследования, которые проводятся в отдельных государствах по охране окружающей среды, являются недостаточными для защиты от вредных последствий все более интенсивной эксплуатации природы человеком. Эффективная охрана окружающей среды требует сотрудничества государств с учетом интеграции и глобализации условий жизни людей. В этом контексте создается новая цивилизация с новыми проблемами, которые требуют новых путей и методов решения.
2.2 Приоритетные направления развития экологических отношений
В последней четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Такая потребность вызвана:
· глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя);
· трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;
· международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);
· невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны.
Основные направления международного сотрудничества:
— сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;
— оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой обусловлены антропогенными причинами;
— сохранение важнейших природных объектов, обеспечение сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного функционирования биосферы;
— создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий.
Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:
— парламентское сотрудничество — координация законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем;
— взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) в реализации международных экологических программ;
— сотрудничество «конвенционного типа», предусматривающее единый подход различных государств к решению экологических проблем;
— международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов;
— научно-техническое сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий;
— проведение международных экологических форумов под эгидой ООН и ее структур; - заключение договоров и других видов международных соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран. 32] Таким образом, важнейшим направлением международного сотрудничества является международная правовая охрана окружающей среды, а основным инструментом — международное экологическое право, т. е. система правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, политику мирового сообщества в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества. [5, c. 42]
Важнейшим инструментом проведения глобальной экологической политики являются международные природоохранные конвенции, договоры, соглашения, резолюции, конференции по проблемам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В настоящее время насчитывается около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Среди них многосторонние; региональные; регулирующие общие вопросы защиты окружающей среды или отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли, околоземного космического пространства и т. д. [34]
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы, играющие ключевую роль в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества. Объектами конвенций стали практически все виды природных ресурсов и наиболее опасные виды человеческой деятельности.
Охрана биоразнообразия стала объектом внимания международного уровня после Конференции по охране окружающей природной среды в Стокгольме в 1972 году. К наиболее значимым мерам по сохранению растений, животных, микроорганизмов и экосистем можно отнести следующие. Конвенция о биологическом разнообразии подписана в 1992 году в Рио-де-Жанейро 180 государствами. Целью конвенции служит сохранение биоразнообразия, его устойчивое рациональное использование. Конвенция рекомендует государствам-участникам разрабатывать соответствующие национальные стратегии и принимать необходимые законодательные акты, формировать системы охраняемых территорий, содействовать сохранению экосистем.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющая международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, заключена в 1971 году в г. Рамсар (Иран) и к настоящему времени ратифицирована 130 государствами. Рамсарская конвенция носит глобальный характер и является специализированной, так как ее предмет ограничивается только водно-болотными угодьями. Целью Конвенции является выявление и сохранение наиболее ценных водно-болотных угодий (морские заливы, озера, участки долин рек, заболоченные территории). Штаб-квартира Конвенции располагается в Гланде (Швейцария). В него входят 12 природных заповедников (Кандалакшский, Астраханский, Окский и др.), 11 государственных природных заказников федерального («Нижнеобский», «Мшинское болото» и др.) и регионального («Березовые острова», «Река Морошечная» и др.) значений. [9, c. 155]
Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, призванная охранять уникальные объекты, на которых обитают особо ценные виды и образованы экосистемы, не имеющие аналогов, заключена в 1972 году. Наша страна ратифицировала Конвенцию в 1988 году. В список всемирного наследия включены такие российские территории как озеро Байкал, вулканы Камчатки, девственные леса Коми, золотые горы Алтая, Куршская коса и др.) общей площадью более 18 млн га. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, принята в 1973 году в Вашингтоне и вступила в силу в 1975 году. В настоящее время членами Вашингтонской Конвенции (ее сокращенно называют СИТЕС от английской аббревиатуры названия конвенции) являются 154 государства, включая Украину. Последняя, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Необходимость принятия Конвенции была связана с тем, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры, оценивающаяся ежегодно в тысячи миллионов долларов, является одной из важнейших причин сокращения многих видов растений и животных. В основу данной Конвенции положен согласованный сторонами-участницами список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их популяциям и, следовательно, требует международного контроля. Речь идет о выдаче разрешений установленного международного образца странами-участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные списки видов животных и растений. Для реализации целей «Повестки дня на XXI век» и Конвенции о биологическом разнообразии с 1991 года действует Международная программа развития инфраструктуры научных исследований в области сохранения биоразнообразия — DIVERSITAS, являющаяся единственной программой по координации научных исследований в области биоразнообразия на глобальном уровне. В рамках Программы рассматриваются как природные, так и социальные аспекты биоразнообразия. [13, c. 66]
В Европе с 1995 года реализуется Паневропейская стратегия по биологическому и ландшафтному биоразнообразию. Для уточнения наименований живых организмов и создания базы данных действует проект BioNET. К международным мерам в области охраны климата, озонового слоя, атмосферного воздуха можно отнести следующие. [21]
Охрана климата регулируется Рамочной конвенцией об изменении климата (РКИК), принятой в Нью-Йорке в 1992 году. Главной целью РКИК провозглашено обеспечение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему. Страны, подписавшие Конвенцию, (а их 154) взяли на себя обязательство представлять национальные отчеты по антропогенным выбросам газов и корректировать свои национальные программы по охране климата путем контроля за источниками выбросов.
К Рамочной конвенции об изменении климата в 1997 году в Киото был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Украину, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Украина вступила в Протокол в 2005 году. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС — 8%; для США — 6%; Канады и Японии — 7%; на прежнем уровне могут оставить Россия, Украина. Исландия и Норвегия могут повысить на 1,8 и 10% соответственно. (см. рис 2.1) Вокруг Киотского протокола ведутся широкие политические, научные, экономические дебаты. Они затрагивают тех, кто присоединился к протоколу (ЕС, РФ) или готов это сделать, и тех, кто категорически против этого, по крайней мере, до представления неопровержимых научных доказательств по парниковым газам (США). [4, c. 52]
Рис. 2.3 Снижение парниковых газов в атмосфере Земли В 1985 году на специализированной конференции ЮНЕП была принята Конвенция по защите озонового слоя, а в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, нарушающим озоновый слой. С 2001 года в Украине введен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ. Обращение с опасными отходами регламентирует Базельская конвенция по контролю за трансграничным перемещением радиоактивных отходов и их удалением, подписанная в 1989 году. Согласно Базельской конвенции, в вопросах отнесения отходов к различным категориям опасности приоритетными являются требования национального законодательства государства. Государства, осуществляя свое право на запрещение импорта опасных отходов с целью удаления, должны информировать другие страны о своем решении. Участники Конвенции рассматривают незаконный оборот опасных или других отходов как преступное деяние. Особо регламентируется вопрос трансграничной перевозки. [18, c. 502]
С 2001 года вступила в силу подписанная в 1997 году Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. В целях охраны водных объектов и морской среды действует ряд конвенций: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, обязывающая государства защищать и сохранять морскую среду, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью 1969 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международная конвенция по спасанию 1989 года (вступила в силу в 1996 году), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (вступила в силу в 1996 году), Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 года и др. 8, c. 383]
Необходимость международного сотрудничества в области экологических исследований диктуется все большей и большей зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны
Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социально-политический характер, является ареной столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы.
Универсального подхода к решению глобальных экологических проблем еще не выработано, и есть серьезные основания полагать, что вряд ли он существует. С другой стороны, очевидно, что ни административно командные методы, ни рыночные отношения не в состоянии предложить действенного механизма решения экологических проблем. Речь должна идти о комплексе мер, предусматривающих сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. Столкновение интересов национального развития отдельных государств серьезно препятствует выработке согласованных позиций по целому ряду принципиальных проблем. В этой ситуации перспективным направлением международной экологической деятельности может стать региональное сотрудничество.
Условно можно говорить о нескольких направлениях выхода из глобального экологического кризиса:
* экосоциализм;
* новый тоталитаризм;
* рыночные отношения.
Разработкой концепции экосоциализма, появившейся на рубеже 70−80-х годов XX века, занимались, прежде всего, социал-демократы (К. Амели, К. Таубе, И. Штрассер). Данная концепция предлагает в качестве выхода из современного экологического тупика увеличение экологического компонента в теории демократического социализма. Речь идет об обеспечении экологической безопасности личности, развитии альтернативного экономического сектора, основанного на безопасных технологиях; распространении экологической информации, просветительских программ, усилении роли гражданских экологических инициатив.
Новый тоталитаризм (без капиталистического (фашизм) или социалистического (сталинизм) уклона) видит в качестве стабилизации экорадикализм. При новом тоталитаризме контроль над обществом будет принадлежать узкой информационной олигархии. Н. Н. Моисеев видит главную причину появления неототалитаризма в ТНК. Такая ситуация, по его мнению, приводит к феномену экологического колониализма, к постепенному истощению ресурсов, ускоряющемуся обеднению стран третьего мира и росту сопротивления (даже в виде терроризма) давлению мира ТНК.
Рыночные механизмы в экологической политике. Неэффективность механизмов командно-административной экономики в сфере охраны окружающей природной среды привела к введению системы «рыночных» межгосударственных отношений в сфере мировой экологической политики. Впервые использование рыночных инструментов было провозглашено Европейским экологическим советом в середине 80-х годов. Речь идет о комплексе мер, объединенных формулировкой «загрязнитель платит», и включающем в себя штрафы за выбросы и их лицензирование, продуктовые платежи (налоги), налагаемые на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации; оплату расходов на ликвидацию экологического загрязнения и его последствий, а также на мониторинг, производимый нарушителем установленных экологических норматив. [35]
Проявлением рыночных подходов выступает межгосударственная торговля квотами на выброс парниковых газов. Она основана на принципе: любое увеличение количества выбросов или объема использования при родных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалентным сокращением количества выбросов в другом. С момента принятия. Киотского протокола не прекращается обсуждение идеи торговать квотами. Заинтересованность, прежде всего, по экономическим соображениям, одних государств наталкивается на сопротивление других. Для Украины вопрос продажи квот на выбросы имеет особое значение. Уровень экономического развития позволил нам без опасения принять условия Киотского протокола. В США другая ситуация. Они реально превышают установленные квоты, поэтому согласились подписать протокол только в 1999 году и до сих пор его не ратифицировали. Развивающиеся страны отказываются присоединиться к Киотскому протоколу, считая главными загрязнителями развитые державы. В то же время пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и определить квоты, какова должна быть цена на них. Многие исследователи опасаются, что торговля квотами приведет к увеличению выбросов. [19, c. 5]
«Рыночные идеи» распространились на торговлю «кислородом». Речь идет о неравномерном распределении выработки и потребления кислорода разными странами. Так, Бразилия, Россия, Канада, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Турция, Финляндия, Китай являются донорами кислорода, а к странам-потребителям относятся США, Англия, Германия, Италия, Франция, Польша, Румыния, Чехия, Южная Корея, Япония и многие другие.
К рыночным путям решения экологических проблем можно отнести предложение немецких «зеленых» заключить «новый договор поколений» на путях «социально-экологической модернизации», суть которой состоит в согласии населения пойти на относительно кратковременные экономические жертвы для обеспечения долгосрочного экологического и социального обновления государства.
Применительно к рыночным механизмам следует учитывать, что их побочным действием может стать аргумент, что разрешена любая деятельность, если внесена плата за загрязнение окружающей среды. Реальная польза от принципа «загрязнитель платит» будет только при условии расходования этих средств на природоохранные мероприятия. Поиск эффективных природоохранных механизмов неотделим от формирования единой стратегии мирового экологического развития. В качестве таковой рассматривается принятая на второй международной конференции по охране окружающей природной среды в 1992 году Стратегия устойчивого развития. Однако время показало, что и она не является панацеей ото всех бед. Чтобы понять причины этого, необходимо проанализировать глобальные модели более ранних поколений и последующие варианты возможных экологических сценариев. [24]
Экологический фактор стал реальной силой, влияющей на международные отношения. Наличие или отсутствие стратегических природных ресурсов, борьба за их использование, качество окружающей среды являются доминирующими факторами во взаимоотношениях, вызывают конфликты между государствами и регионами.
3.2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований
Международные отношения в сфере экологии с каждым годом приобретают все большую популярность. Это следствие постоянно ухудшающегося состояния окружающей среды. С каждым годом все больше государств заинтересованы улучшать состояние экологии не только на региональном уровне, но и на мировом. Поскольку государство не в силах самостоятельно решить проблему. Поэтому необходимо для решения этой проблемы сотрудничество между странами.
Доклады Римского клуба. В 1968 году в Риме по инициативе итальянского экономиста и специалиста в области управления промышленностью доктора А. Печчеи, группа естественников, математиков, экономистов, социологов, промышленников, чиновников из 10 стран образовала Римский клуб. С этого времени стала издаваться серия «Доклады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества». Первый из докладов — «Пределы роста» — был подготовлен в 1972 году группой ученых Массачусетского университета под руководством супругов Д.X. и Д. А. Медоуз. Согласно выводам из доклада, увеличение промышленного роста и потребление ресурсов, рост народонаселения неизбежно достигнет некого предела, за которым последует катастрофа. Данный доклад вызвал широкий общественный резонанс. Большинством населения вывод был воспринят однозначно: или промышленный рост, или катастрофа.
В последующих докладах не только рассматривались варианты будущего развития человечества, но и высказывались предложения, как избежать катастрофы. Так, авторы второго доклада «Человечество на перепутье» М. Месарович (США) и Э. Пестель (ФРГ) видели выход в том, чтобы развитие каждого региона строилось не на основании узконациональных интересов, а с учетом глобальных. В третьем докладе «Перестройка международного порядка», подготовленном голландским экономистом Я. Тинбергеном, подчеркивалось, что сочетание локальных и глобальных целей возможно. В докладе философа Э. Ласло «Цели для глобального общества» был сформулирован фундаментальный вопрос, что предпочтительнее, материальный рост или духовные человеческие качества? В дальнейшем члены Римского клуба затрагивали такие глобальные проблемы, как переработка отходов, использование энергии, проблемы достижения изобилия и благосостояния.
Оценка деятельности Римского клуба не однозначна. С одной стороны, очевидно, что главным итогом его деятельности стало привлечение внимания к экологическим проблемам широкой общественности, предпринимался поиск путей выхода из критической ситуации. С другой стороны, никаких кардинальных изменений не последовало, что признают и сами члены клуба. [1, c. 44]
Глобальные модели второго и последующих поколений относятся в большей мере к проектным, чем к прогностическим. Они основаны на использовании таких факторов развития, как экономика, природные ресурсы, население, продовольствие, состояние окружающей среды. Ряд моделей посвящен глобальному климату. Как правило, модели доходят до середины и конца XXI века, и их результат, в большинстве случаев не утешителен — высокая вероятность катастрофы. В качестве оснований для подобных выводов, как правило, фигурируют рост численности населения, ущербность энергетической модели на основе тепловой энергетики, современное состояние здравоохранения, темпы деградации окружающей среды, уменьшение роли универсальных международных организаций и др. Многие данные по прогнозам и моделированию перенесены в официальные правительственные документы и материалы международных организаций (ООН и др.). [21]
Стратегия устойчивого развития и ее критика. Стратегия устойчивого развития, принятая на международной конференции по охране окружающей природной среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году, отражала основной экологический стереотип мышления, сформировавшийся в мире к концу XX века. За основу Стратегии была взята идея баланса между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли.
Среди принципов устойчивого развития были названы следующие:
— уважение и забота обо всем сущем на Земле;
— повышение качества жизни;
— сохранения разнообразия экосистем;
— развитие в пределах емкости экосистем;
— изменение стереотипов поведения человека;
— предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;
— разработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды.
В качестве основного условия для реализации Стратегии предполагались следующие перемены: — отказ промышленно развитых стран от интенсивного использования ресурсов;
— переориентирование производства на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды;
— использование развивающимися странами менее разрушительных для природы методов ведения сельского хозяйства. Кроме того, были предложены различные варианты концепций изменения структуры потребления и производства. Так, концепция «экоэффективности» заключалась в максимизации эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов для снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Концепция «экопространства» рассчитывала необходимое количество территории, энергии, воды, невозобновляемых природных ресурсов, которое могло было быть использовано без нарушения устойчивости развития. [15, c. 55]
Сторонники этой концепции выступали за экологические налоги и систему договорных отношений об уровнях загрязнений. К. Н. Трубецкой, Ю. П. Галченко, Л. И. Бурцев предложили три более сложные стратегии развития. Первая стратегия — «взаимодействие хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли» — ставит конечной целью сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Экологическая безопасность обеспечивается путем ограничения величины допустимого порога возмущения естественной биоты. При второй стратегии — «взаимодействие хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности (то есть, сельское хозяйство)» — сохранность естественной биоты Земли зависит от эффективности технологий. Третья стратегия — «взаимодействие хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды (прежде всего, город, населенные пункты)» — в качестве важнейшей задачи предполагает охрану здоровья людей, сохранение зданий, сооружений и коммуникаций. 6, c.5]
Общее воздействие таких изменений сравнимо с воздействием промышленной революции и вызывало с самого начала серьезное противодействие или, в лучшем случае, скептицизм. С течением времени в Концепции устойчивого развития стали очевидны все большие противоречия. Во-первых, вызывала серьезные сомнения попытка Стратегии примирить взаимоисключающие вещи: одновременно сохранить цивилизацию потребления и решить задачу сохранения природы. Пока страны достигнут уровня экономического развития, позволяющего решать экологические проблемы, изменения биосферы могут стать необратимыми. Во-вторых, развитые страны сегодня избегают брать на себя конкретные обязательства в области охраны природных ресурсов, пока подобные обязательства не возьмут на себя и развивающиеся страны, что для последних невозможно без помощи первых.
В-третьих, большинство лидеров экологического движения считают, что возможность человечества идти по пути устойчивого развития уже упущена. Глобализация только ускоряет кризис. Надежда на то, что минимизация воздействий человека на окружающую среду позволит сохранить биосферу, выглядит как ожидание чуда.
Стратегии — долговременное планирование, распространение «нового» экологического сознания, снижение уровня потребления во благо большинства — напоминают социалистические лозунги. То есть речь идет о том, что Концепция устойчивого развития выглядит не столько рабочим вариантом, сколько политической декларацией.
Очевидно также, что Концепция устойчивого развития упрощает видение глобальных экологических проблем в пользу экономики. Противоречивость и компромиссность предложенных решений стали существенным тормозом международного экологического сотрудничества. Первоочередной задачей стал поиск новых путей выхода из кризиса. [1, c.50]
Варианты дальнейшего развития человечества. Экологические и антиэкологические концепции исследователей, занимающихся вопросами урегулирования экологических проблем, можно разбить на две основные группы:
* «экологисты», подчеркивающие глобальный характер экологических проблем, необходимость их немедленного, комплексного решения;
* «антиэкологисты», ставящие приоритетом экономическое развитие.
Среди концепций экологистов можно выделить следующие:
* Критерий В. Г. Горшкова. Санкт-Петербургский профессор биофизики В. Г. Горшков выявил порог устойчивости биосферы: биота сохраняет свою способность контролировать условия окружающей среды, если в ходе своей деятельности человек использует не более 1% чистой первичной продукции биоты.
* Парадигма Н. Н. Моисеева. Действительный член Российской академии наук, специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования Н. Н. Моисеев интерпретирует развитие биосферы в виде бифуркаций (катастроф) с непредсказуемыми исходами, а развитие цивилизации рассматривает как неотъемлемую часть эволюции природы. Выход из кризиса автор видит в коэволюции человека и биосферы. Речь идет о кардинальном изменении поведения общества по отношению к природе.
* Максимы П. Г. Олдака. В книге «Теогносеология: миропостижение на рубеже переломной эпохи. Поиски формулы единения науки и веры» (1995) автор призывает изменить ценностные ориентиры, определяющие отношение человека к человеку и человека к природе", и высказывается за создание «высшего органа управления на планетарном уровне, наделенного правами и обладающего силой принуждения». Однако пока государства не готовы отдать часть своих полномочий международной организации. Кроме того, экологизация требует значительных экономических издержек. Ни развитые, ни тем более развивающиеся страны не готовы или не в состоянии снижать темпы экономического роста для решения экологических проблем. Поэтому снять противоречие между экономическим ростом и улучшением экологической обстановки пока не удается. Ученые-антиэкологисты, в противовес первой категории исследователей, считают масштаб глобальных проблем преувеличенным, а тему неизбежности экологической катастрофы — политической спекуляцией. Так, Дж. Л. Симон (Университет Мэриленда) и Р. Бейли (Институт конкурентного бизнеса) считают, что современный экономический и научно-технический потенциал отдельных стран, позволит предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Более того, по их мнению, в последнее время наблюдается некоторая экологическая стабилизация. [31]
Оптимистический прогноз относительно роста благосостояния в будущем без критического ущерба окружающей среде Дж. Л. Симон объясняет так. Рост численности населения или доходов приводят к увеличению спроса на все виды ресурсов. Последующее за этим повышение цен стимулирует научные разработки, позволяющие разрешить экологические проблемы.
Исследователь Б. Ломборг, автор работы «В поисках равновесия», также подчеркивая преувеличение опасности экологистами, отмечает, что нужно более тщательно просчитывать экологические затраты, соразмеряя их с результатами. На сходных позициях стоит Р. Бейли, подчеркивая, что в кризисной ситуации экономический рост поможет защитить человечество от антропогенных катастроф. [1, c.59]
Таким образом, налицо противостояние двух концепций — экономической и экологической. Очевидный минус первой — экономические методы не всегда эффективны при решении экологических проблем; минус второй — вероятность использования исследований в политических целях. Сближения этих двух концепций не происходит. В политическом плане, как уже отмечалось выше, ситуация осложняется тем, что признание факта экологического кризиса автоматически ведет за собой необходимость ответа на вопросы, кто в большей степени виноват, и, следовательно, на ком лежит основная ответственность за восстановление.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Развитие международного сотрудничества в деле экологических исследований облегчает универсальность многих аспектов природопользования и выработка общих принципов действия для достижения желаемых целей. Переход к устойчивому развитию — глобальный, мировой процесс и все государства должны двигаться к нему едиными усилиями и общим путем.
2. Международное сотрудничество в области охраны природы, выражающееся в международных конвенциях, договорах, соглашениях, проведении международных конференций, конгрессов и различных контактов ученых и общественных деятелей, играет огромную роль в сохранении биосферы Земли от деградации и возможной гибели.
3. Украина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении свыше 20 двухсторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления, в частности со странами, с которыми граничит наше государство — Россией, Беларусью, Молдовой, Словакией, Польшей, Венгрией.
4. Исследования, которые проводятся в отдельных государствах по охране окружающей среды, являются недостаточными для защиты от вредных последствий все более интенсивной эксплуатации природы человеком. Эффективная охрана окружающей среды требует сотрудничества государств с учетом интеграции и глобализации условий жизни людей. В этом контексте создается новая цивилизация с новыми проблемами, которые требуют новых путей и методов решения.
5. Необходимость международного сотрудничества в области экологических исследований диктуется все большей и большей зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.
6. Экологический фактор стал реальной силой, влияющей на международные отношения. Наличие или отсутствие стратегических природных ресурсов, борьба за их использование, качество окружающей среды являются доминирующими факторами во взаимоотношениях, вызывают конфликты между государствами и регионами.
7. Существует противостояние двух концепций — экономической и экологической. Очевидный минус первой — экономические методы не всегда эффективны при решении экологических проблем; минус второй — вероятность использования исследований в политических целях. Сближения этих двух концепций не происходит. В политическом плане, как уже отмечалось выше, ситуация осложняется тем, что признание факта экологического кризиса автоматически ведет за собой необходимость ответа на вопросы, кто в большей степени виноват, и, следовательно, на ком лежит основная ответственность за восстановление.
Наша планета находится в большой опасности. Если не заняться активно решением глобальных экологическим проблем сегодня, то «завтра» может стать туманной перспективой для человечества. Нельзя занимать выжидательную позицию и оставить сегодняшние проблемы будущему поколению. Нужно вплотную и серьезно заняться вопросами предотвращения экологической катастрофы и пересмотреть свое потребленческое отношение к окружающей среде в сторону правильного и рационального использования природного богатства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева Т. Г. Киотский протокол: за и против / Т. Г. Авдеева. — 2004. — № 11. — С. 88−98.
2. Арустамов Э. А. Экологические основы природопользования./Э.А. Арустамов. — М.: 2001. 440 с.
3. Вике Л. Экономика природопользования: практическое внедрение./Л. Вике. — Мюнхен, 1991. — 450 с.
4. Вишневская Е. Н. Экология и модели экологических систем стран мира: Учебное пособие/ Е. Н. Вишневская. — Донецк: ДонНТУ, 2010. — 302 с.
5. Воронин В. П. Мировая экономика/ В. П. Воронин. — Киев: Юрайт-Издат, 2003 — 186 с.
6. Донченко В. К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономические аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество/В.К. Донченко. -Киев, 2003. — 163 с.
7. Ермолаев Б. В. Основные положения о ноосфере. Единство биосферы и человека/ Б. В. Ермолаев. — М., 1999. 220 с.
8. Киселев В. Н. Основы экологии / В. Н. Киселев. — Минск, 2000. — 383 с.
9. Кнебель Дж. Экологические договоры в орудия защиты окружающей среды./ Кнебель. — Берлин, 1999. — 360 с.
10. Колесов В. П. Мировая экология/ В. П. Колесов, М. Н Осьмова. — М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2000, — 478 с.
11. Кондратьев В. К. Экология и политика/ В. К. Кондратьев. — СПб., 1993. — 285 с.
12. Кондратьев К. Я. Экология — экономика — политика/К.Я. Кондратьев, К. В. Донченко, К. С. Лосев, А.К. ФроловКиев, 2004. — 828 с.
13. Кондратьев К. Я. Экология. Мировая экология / К. Я. Кондратьев, К. В. Донченко, К. С. Лосев, А.К. — Киев, 2004— 828 с.
14. Местушко В. Ю. Екологія. 10 клас (рівень стандарту, академічний рівень) В. Ю. Местушко, Г. Ш Уварова. — Киев: Генеза, 201. — 502 с.
15. Петртов К. О. Научный потенциал студенчества/ К.О. ПетртовСтаврополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.
16. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать / [под ред. В.И. Данилова-Данильяна]. — М., 1997. — 329 с.
17. Экологический энциклопедический словарь / [под ред. В.И. Данилова-Данильяна]. — М., 2002. — 930 с.
18. Экология и международное право / сост. А. Г. Акатов. — М., 1996. — 506 с.
19. Экономика и экология / [под ред. Н. Н. Агапова]. — М., 2000. — 178 с.
20. Яницкий О. Н. Развитие экологических движений на Западе и Востоке Европы / О. Н. Яницкий. — М., 1992. -. 32−39 с.
21. Библиотека В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ.- [Электронный ресурс]: Животноводство.- Режим доступа: http://friendnature.ru/velikobritaniya_geograficheskij_ocherk/zhivotnovodstvo/
22. Вам учиться помогаем. — [Электронный ресурс]: Украина — ЕС.- Режим доступа: http://www.alkj.ru/index.php-quest-Itemid-eq-28-and-id-eq-2777-and-option-eq-com_content-and-task-eq-view
23. ТурАфиша. — [Электронный ресурс]: Экология Японоии.- Режим доступа: http://turafisha.ua/ru/country/252&articles=1&id=1574
24. Экология. — [Электронный ресурс]: ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ ЭКОЛОГИИ.- Режим доступа: http://www.economy-web.org/?p=386
25. ENGLAND-BLOG страна с богатой историей. — [Электронный ресурс]: Экология на современном этапе.- Режим доступа: http://england-blog.ru/sovremennaya-velikobritaniya/
26. CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY. — [Электронный ресурс]: Экология.- Режим доступа: http://www.cia.gov/redirects/ciaredirect.html
27. eroport.RU мировая экология. — [Электронный ресурс]: Экология в мире. Основные черты.- Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/ukingdom.htm
28. KM.RU. — [Электронный ресурс]: Экология: почва, вода, воздух.- Режим доступа: http://www.km.ru/referats/333 216-ekonomika-velikobritanii-promyshlennost-torgovlya-selskoe-khozyaistvo
29. Lonmania.ru. — [Электронный ресурс]: Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.- Режим доступа: http://lonmania.ru/stories/jekonomika_britanii?id=213
30. [Электронный ресурс]: Особенности экологии в развитых странах.- Режим доступа: http://www.mark5.ru/102/23 563/index1.13.html
31. [Электронный ресурс]: Проблемы экологии.- Режим доступа: http://lu2029.narod.ru/doc/okryg.htm
32. [Электронный ресурс]: План становление и развитие международного сотрудничества в области экологии. Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии.- Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-163 488.html
33. [Электронный ресурс]: Проблемы экологии.- Режим доступа: http://lu2029.narod.ru/doc/okryg.htm
34. [Электронный ресурс]: Экология в мере: проблемы в будущим. Перспективы развития.- Режим доступа: http://lqe29.ndord.ru/doc/okryg.htm
35. [Электронный ресурс]: Экологические проблемы современности. О текущей ситуации в экосистеме планеты.- Режим доступа: http://votedeath.ru/2011/03/11/globalnye-problemy-ekologii-2/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Рис. 1.1 Диаграмма количества биосферных заповедников по регионам.
Приложение Б
Таблица 1.2 Международные экологические организации
UNEP United Nations Environmental Program. Занимается решением экологических проблем на уровне ООН | ||
GREENPEACE Занимается защитой окружающей среды активными методами | ||
WWF Всемирный Фонд Защиты Дикой Природы. Занимается защитой редких и исчезающих видов диких животных | ||
EUROPEAN ENVIRONMENTAL AGENCY. Исследует экологические проблемы объединенной Европы, заодно пытаясь их решить | ||
UNITED NATIONS DIVISION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT. Подразделение ООН по вопросам устойчивого развития | ||
INTERNATIONAL CONFERENCE ON FINANCING FOR DEVELOPMENT . Занимается вопросами финансирования программ устойчивого развития | ||
WORLD BUSINESS COUNCIL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT. Исследует экономические механизмы по достижению устойчивого развития | ||
UNITED NATIONS FORUM OF FORESTS Занимается вопросами защиты и восстановления лесов | ||
HELCOM Хельсинская Комиссия. Занимается защитой водной среды в регионе Балтийского моря | ||
TEIA Трансграничное Эколого-Информационное Агентство | ||
Приложение В
Рис. 1.1 Экологическая карта мира
Приложение Д
Рис. 2. 1 Парниковый эффект
Приложение Е
Рис. 2.2 Меры предпринятые отдельными государствами