Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четвертое. Структура и содержание деятельности субъектов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, которая имеет свою специфику в зависимости от их функционального предназначения: (а) субъекты социального управления социетального уровня — определяют целевые установки и нормативы- (б) субъекты социального управления с исполнительскими функциями — предлагают способы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан как объект социологического исследования
    • 1. Доступная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования
    • 2. Теоретико-методологические основы социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан
  • Глава 2. Характеристика социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан в современных условиях
    • 1. Социологический анализ современных институциональных проектов создания и развития доступной среды для маломобильных граждан
    • 2. Механизм социального проектирования институциональных проектов по развитию доступной среды для маломобильных граждан
    • 3. Структура и содержание деятельности субъектов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан
  • Глава 3. Пути совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан
    • 1. Модель совершенствования социального проектирования до-стпуной среды для маломобильных граждан
    • 2. Повышение эффективности социологического обеспечения социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан

Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.

В результате проведения медико-социальной экспертизы в 2009 году признано инвалидами 3 541 349 граждан, из них: первично — 1 100 095 граждан, повторно — 2 441 254 человека. При этом в 2008 году федеральными государственными учреждениями проведено 4 596 993 освидетельствований граждан на предмет установления инвалидности, при этом признано инвалидами 3 881 859 граждан. Таким образом, число освидетельствованных граждан и признанных инвалидами в 2009 году сократилось на 4,2% и на 9,4% соответственно.

Достигнутые результаты явились следствием реализации материального обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, улучшением условий медико-социальной экспертизы и реабилитации, совершенствованием медицинского и социального обслуживания, в том числе, в рамках мероприятий федеральной целевой программы (далее — ФЦП) «Социальная поддержка инвалидов на 2000;2005 годы» и ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006;2010 годы».

Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задачасоздание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.

Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20 декабря 1993 года, «.государствам следует а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидови Ь) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (далее — Конвенция). Принятие Конвенции стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов на международном договорном уровне.

Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Необходимость создания безбарьерной среды для маломобильных граждан диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления значимых изменений в этой сфере необходимо понимать процессы, которые происходят сегодня в гражданском обществе, а также основные тенденции его развития.

Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан недостаточно представлено в общем объеме мероприятий, реализуемых государством. Это снижает их статус в решении проблем социального развития. В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: возрастанием значения деятельности государства в сфере обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп гражданнеобходимостью развития теории и практики функционирования субъектов социального проектирования в интересах гармоничного развития общества и государства в целомактуальностью совершенствования методики и социальных технологий социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

Степень разработанности проблемы. Проблемам социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан содержатся в работах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А. Г., Анософф И., Афанасьева В. Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т. И., Керженцева П. М., Лебедева П. Н., Маркова М., Мескона М. Х., Питерса Т., Уотермена Р., Пригожина А. И., Сорокина П. А., Спенсера Г., Тейлора Ф. У., Файоля А., Эмерсона Г. и других1.

1 Аганбегян А. Г. Управление и эффективность. М., 1981; Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М., 1989; Афанасьев В. Г. Системность и общество, М., 1980; Вебер М Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990; Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд.-ние, 1991; Керженцев П. М. Принципы организации. М., 1993; Лебедев П. Н. Социальное управление. JL, 1982;

Аверин Ю.П. разработал модель социологического анализа системы социального проектирования в обществе1, Алешня C.B., Андренов Н. Б. рассмотрели социальное проектирование как объект философского и фи-лософско-социологического анализа, вопросы прогностической деятельности в социальном проектировании изучены Зеренковым В.Г.3, Идрисов A.A. выделил и обосновал критерии эффективности социального проектирования в современной России4, Калабухова Г. В., разработала систему информационно-социологического обеспечения органов управления социальной сферой региона5, Танатова Д. К. разработала систему социологического обеспечения процессов управления социальной защитой населения в регионе6.

Марков М. Теория социального управления. М., 1978; Мескон M X., Альберт М. Хе-даури Ф. Основы менеджмента. М., 1997; Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / Пер. с англ. М., 1986; Пригожин А. И. Современная социология организаций М., 1995; Сорокин П. А. Система социологии. Социальная аналитика. В 2 т. М., 1993; Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. М., 1991; Фай-оль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство / Пер. с англ. М., 1992.

1 Аверин Ю. П. Системы социального управления в обществе: модель социологического анализа: Дис.. д-расоциол. наук: М., 1997.

2 Алешня C.B. Социальное управление как объект философского анализа: Авто-реф. дис.. канд. филос. наук: Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 1996; Андренов Н. Б. Социальное управление как объект философско-социологического анализа: Автореф. дис.. д-ра филос. наук: Восточно-сибирская акад. Читинский филиал ИрГСХА. Томск, 2000.

3 Зеренков В. Г. Роль прогностической деятельности в социальном управлении Комплекс, социол. исслед.: Дис.. канд. социол. наук: Ставрополь, 1997.

4 Идрисов A.A. Социальное управление в современной России: критерии эффективности: Автореф. дис.. канд. социол. наук: Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2001.

5 Калабухова Г. В. Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. со-циологич. наук: Моск. соц. ун-т. М., 1996.

6 Танатова Д. К. Социологическое обеспечение процессов управления социальной защитой населения в регионе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социоло-гич. наук: Моск. гос. социальный ун-т. Социологический факультет. М., 1995.

Некоторые работы, которые носят преимущественно нормативный, методический или публицистический характер посвящены проблемам развития безбарьерной среды для маломобильных граждан1.

В тоже время, как показал анализ научных исследований, задача по разработке проблем использования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан в условиях взятия Российской Федерации обязательств по соблюдению международных требований доступности среды для инвалидов и других маломобильных граждан в прямой постановке не решалась.

1 Конвенция о правах инвалидов / Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН А/11Е8/61/106 24 января 2007 г. 61/106- Распоряжение Президента Российской Федерации о подписании Конвенции о правах инвалидов. От 5 августа 2008 г. № 450-рп // ёоситеп1.кгешНп.ги/азр?ГО=47 348- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ, № 4, 26 января 2009 г., ст.445- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. № 48, ст.4563- Закон г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» от 17 января 2001 г. № 3- Градостроительный Кодекс РФ № 191-ФЗ от 29.12.2004; СНиП 35−01−2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" — РДС 35−201−99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктурыСП 35−101−2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положенияПостановление Правительства Москвы от 28.02.2006 N 139-ПП «О мерах по улучшению содержания лифтового хозяйства города МосквыПостановление Правительства Москвы № 1011-ПП от 19.12.2006 г. «О приспособлении городского жилищного фонда для инвалидов и эксплуатации в нём специального стационарного оборудования" — Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" — Постановление Правительства города Москвы от 7 декабря 2004 года N 852-ПП «О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан" — Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 г. № 319-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004;2006 годы» и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007;2009 годы" — Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" — Постановление Правительства города Москвы от 17 февраля 2009 года N 115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» и др.

Таким образом, в настоящее время в российской социальной практике сложилось реальное противоречие между необходимостью повышения эффективности процесса развития социальной среды и обеспечения ее доступности для всех категорий граждан в условиях глобальных процессов вовлечения населения в систему социальных связей и недостаточным использованием возможностей социального проектирования в силу преимущественно технократического подхода. В этой связи выдвигается следующая гипотеза исследования: внедрение гуманитарного подхода к развитию социальной среды, обеспечению ее доступности для маломобильных граждан способно существенно повысить эффективность решения задач интеграции социальной деятельности в различные сферы функционирования социума, что можно обеспечить на основе использования всего спектра методов социального управления, проектирования и планирования. Одновременно требуется адаптировать методы социального проектирования к процессу учета норм и стандартов производственной сферы — архитектуры, дизайна, строительства.

Объект исследования — маломобильные граждане, как социальная группа с особыми потребностями в доступной среде как условия их активной жизни.

Предмет исследования — процесс социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

Цель — на основе социологического анализа процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан описать его сущность, механизм его социального проектирования, модель и пути его совершенствования.

Задачи:

Теоретическое исследование и уточнение понятий «маломобильные граждане», «доступная среда для маломобильных граждан».

2. Описание сущности и содержания категории «социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан».

3. Исследование механизма проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

4. Анализ структуры и специфики участия субъектов социального управления в социальном проектировании доступной среды.

5. Обоснование и описание модели совершенствования процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

6. Выработка предложений по повышению эффективности социологического обеспечения социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

Источниковую базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере развития безбарьерной средынаучные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, психологов по проблемам интеграции человека в социальное пространства, обеспечения ее доступноститакже использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов — архитектурные, строительные и технические стандарты доступности и безбаръерности среды, универсального дизайна, а также материалы научных конференцийнаучные публикации.

Теоретико-методологической основой исследования стали: концепции социального управления, сравнительный анализ, принципы выявления сущности понятий и их определенийсинергетический, системный, социокультурный, функциональный, проблемно-деятельностный, диалек-тико-материалистический подходы. Широко использованы междисциплинарные методы в рамках синергетического подхода.

В исследовании использованы теоретические методы — сравнительно-сопоставительныйсистемныйтерминологическийситуационный, структурно-функциональный, а также эмпирические методы — опрос, экспертиза, контент — анализ, включенное наблюдение, вторичный анализ результатов социологических исследований. На этапе количественного анализа социологических данных использованы методы определения мер центральной тенденции и вариации, нормирования данных, корреляционного и факторного анализа. Эмпирическая база диссертационного исследования: материалы социологического исследовательского проекта «Доступная среда», реализованного автором в 2007;2011 годах. В ходе его реализации на основе контент-анализа (104 источников), экспертного опроса методом Дельфи, анкетирования (443 анкетируемых) получены представительные данные, которые легли в основы выводов из анализа практики социального проектирования и предложений по его совершенствованию.

Достоверность научных результатов обеспечена: репрезентативностью выборкиприменением методов, адекватных цели и задачам исследованиянадежностью эмпирической информации, полученной с применением совокупности исследовательских процедур и методов сбора, измерения, обработки исходных данныхиспользованием научно обоснованных подходов к анализу содержания процесса социального проектирования безбарьерной среды, экспертизой и экспериментальной проверкой в практической деятельности экспертных структур при формировании государственной программы «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, проектировании общественных программ инвалидных объединений.

Научная новизна диссертационного исследования.

В работе на основании теоретико-методологического исследования в рамках социологии управления и современных данных социологических исследований:

— на основе социологического исследования в рамках социологии управления уточнены понятия «маломобильные граждане», «доступная среда для маломобильных граждан», «социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан»;

— получены дополнительные сведения о сущности проблемы между существующей и необходимой системой развития социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан и путях ее решения на основе методов социального проектирования;

— на основе современных социологических данных получены представительные сведения о механизмах и деятельности субъектов процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан;

— обоснованы пути совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан и представлена социологическая модель их реализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что авторский подход к исследованию восполняет пробел в обосновании теоретико-методологических основ организации и использования социального проектирования в развитии доступной среды для маломобильных граждан, существенно дополняет предметную область социологии управления. Теоретические положения, разработанные в диссертации, могут быть применены при разработке концепции развития доступной среды в нашей стране в соответствии с международными требованиям на основе интеграции понятий социологии управления, архитектуры, строительства, универсального дизайна в условиях глобального процесса вовлечения всех групп населения в активную социальную жизнь.

Практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации положения по дальнейшему совершенствованию социального проектирования доступной среды могут представлять интерес для практической деятельности органов социального управления различного уровня. Основные результаты исследования могут использоваться в учебном процессе при подготовке административного персонала органов государственного и муниципального управления. Реализация рекомендаций будет способствовать совершенствованию методов социального управления процессами развития социальной среды жизнедеятельности маломобильных граждан.

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

Первое. Обоснование теоретико-методологических основ социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, которые включают общенаучные методы и теоретические построения наук не только гуманитарного, но и инженерно-технического профиля, что обуславливает особенности содержания данного процесса как использующего междисциплинарные средства и комплексные механизмы в предложениях по решению проблем доступности среды.

На базе теоретического анализа представлено авторское определение доступной среды для маломобильных граждан как объекта социального проектирования, связанное с рассмотрением ее как компонента общей социальной среды жизнедеятельности субъектов социума, требующей постоянного развития пространственных, социо-технологических и индивидуально-личностных условий для доступности основных социальных благ, что предусматривает выработку комплексных предложений комплексного характера.

Второе. Анализ содержания институциональных проектов по развитию доступной среды для маломобильных граждан, которые представлены в следующих формах: (а) на социетальном уровне оформляются в виде государственных целевых программ- (б) на уровне социально-территориальных образований в форме региональных программ- (в) на уровне социальных групп и представляющих их интересы институтов гражданского общества — общественных программ- (г) на конкретно-социальном уровне — в виде социально-технологических проектов, планов, нормативов.

Третье. Обоснования механизма социального проектирования доступной среды, который включает в себя ряд процессов: (1) стратегическое планирование и прогнозирование в сфере потребностей в безбарьерной среде- (2) нормирование целевых установок по созданию доступной среды- (3) применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Проекта «Доступная среда» на всех уровнях исполнительной власти- (4) формирование организационной структуры управления реализацией Проекта «Доступная среда» (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления) — (5) процессы разработки и нормативного закрепления социального контроля его реализацией.

Четвертое. Структура и содержание деятельности субъектов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, которая имеет свою специфику в зависимости от их функционального предназначения: (а) субъекты социального управления социетального уровня — определяют целевые установки и нормативы- (б) субъекты социального управления с исполнительскими функциями — предлагают способы реализации проекта и необходимые ресурсы в своей сфере- (в) субъекты управления социально-территориального уровня — обосновывают формы социального взаимодействия для решения задач на конкретно-социальном уровне- (г) субъекты социального контроля в форме экспертных структур — осуществляют оценку социальных проектов и в последующем контролируют их реализацию.

Пятое. Модель совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, которая включает следующие компоненты: (а) актуализация и нормативное закрепление потребности в социальном проектировании- (б) определение направлений реализации проекта- (в) установление системы информации- (г) определение структуры и сфер ответственности субъектов управления проектом- (д) обоснование вариантов решения проблем- (е) разработка механизма снижения возможных негативных последствий и рисков- (ж) нормативное закрепление методики оценки эффективности реализации проекта. Предлагаемая модель применяется в условиях ее социологического обеспечения.

Апробация диссертационного исследования связана с участием автора в работе Рабочей комиссии по деятельности региональных и муниципальных органов власти и их взаимодействию с общественными организациями Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Ряд выводов работы обсуждены и получили одобрения на российских и международных конференциях, в частности Всероссийской научно-практической конференции «Развитие общественно-государственного партнерства в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов войны и членов их семей: опыт, проблемы, перспективы». 19 мая 2011 г., ЦВТ им. М. А. Лиходея и других.

Материалы исследования использованы в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в различных высших учреждениях профессионального образования — Военном университете, Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Материалы диссертации использованы в программах дополнительного образования сотрудников гостройнадзора, гостехнадзора, органов защиты потребительского рынка, органов социальной защиты, привлекаемых для контроля за соблюдением законодательства в сфере развития доступной (безбарьерной) среды. Автор привлекался в качестве эксперта при разработке проекта государственной программы «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО 3-ей ГЛАВЕ.

1. Реализация социальных проектов доступной среды для маломобильных граждан имеет общие черты в организационно-управленческом аспекте. Все проекты требуют выбора структуры управления в соответствии со своими целями. Все проекты требуют надежного и профессионального кадрового обеспечения. Стабильность и гибкость организационной структуры обеспечивают ее эффективность в вопросах реализации проекта.

Для социологического обеспечения социального проектирования обычно используется комбинация «чистых» типов управленческих структур: функциональной, матричной и проектного управления.

Контроль как способ обратной связи осуществления социального проектирования с его целями и планами осуществляется на всех этапах работы. На завершающем этапе контрольная функция соединяется с подведением общих итогов работы над созданием доступной среды.

2. Социальное прогнозирование и социальная диагностика обеспечивают концептуальную проработку социального проектирования, выявляя его жизнеспособность. Социальная диагностика направлена на изучение наличных обстоятельств проектирования и опирается на сопоставление реальности с социальными показателями и нормативами. Социальное прогнозирование позволяет предвидеть возможные последствия проектируемого нововведения, в том числе: социальные последствия (для общества в целом и человекадля семейдля целевых группдля групп (общностей), институтов и т. д., чьи интересы могут быть затронутыв территориальном аспектево временном аспекте) — экономические последствия (стоимостные оценки затрат и выгодыоценка Парето-эффективностив территориальном аспектево временном аспекте) — социально-психологические последствия (характер изменений социального благополучия — социальной напряженности).

3. Совокупность путей и технологий совершенствования социологического обеспечения социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан определяется как система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов специфического обеспечивающего социального проектирования, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования социума.

Она основывается на соблюдении принципов, определяющих статусную иерархию управляющих и управляемых систем в организации, развитие системы управления подготовкой специалистов, а также на эффективное и гибкое использование системы современных методов социального управления — административных, экономических, социально-психологических.

В целях повышения эффективности социологического обеспечения необходимо совершенствование средств, методов и технологий данного процесса. При этом важно развивать диагностическую, социопроектную и экспертную базу социологического обеспечения. Требует совершенствования также организационная инфраструктура организации социологического обеспечения социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан.

Заключение

.

В ходе проведения диссертационного исследования подтверждено, что проектное мышление субъектов управления и, соответственно, программно-целевые средства развития социальной инфраструктуры все активнее входит в интеллектуальную, культурную, социальную сферы и определяют важные направления социального развития как на уровне социума, так и территориальных сообществ и конкретно-социальных условий по месту жительства.

Современная социальная практика деятельности субъектов управления различного уровня все более активно включает процессы долгосрочного прогнозирования и планирования социальных изменений для создания благоприятных условий жизни различным категориям граждан. Данные процессы тесно переплетаются с процессами социального проектирования соответствующих институциональных средств — государственных, региональных, муниципальных и общественных целевых программ.

Социологический анализ подтвердил гипотезу о том, что в современных условиях развитие доступной среды из сугубо инженерной все более преобразуется в социологическую задачу. Социальное проектирование в этом смысле является объективно адекватным научным и практическим институциональным средством для развития благоприятной доступной среды. При социальном проектировании обеспечивается интеграция, обсуждение и трансформация социальных потребностей, социальных ожиданий и установок населения и отдельных сообществ, идей, концепций, символов и одновременно порождают новые идеи, концепции, символы.

Существенным фактором использования социального прогнозирования для сбалансированного использования ресурсов социума, является все большая гуманизация социальных отношений. В связи с этим инвалиды, другие категории маломобильных граждан получают все больше ресурсов для решения своих специфических проблем. Однако, наметилась и тенденция обеспечения доступности и повышения комфорта в пользовании социальной инфраструктуры для всех граждан, для чего используется категориально-понятийный аппарат «универсального дизайна».

Исследование проблем социального проектирования в сфере развития доступной среды выявило определенную проблему выбора приоритетов при принятии управленческих решений субъектами управления на основе проектов, представляемых социологами.

Представление о приоритете субъектной позиции отдельных лиц, участвующих в социальном проектировании не нашло подтверждение при анализе социальной практике использования программно-целевых методов социальной политики, государственного управления. В настоящее время приоритет находится у субъектов, которые являются заказчиками проектов — а именно, субъектов управления социетального уровня — органов государственной власти. В этой связи инициативные социальные проекты институтов гражданского общества, экспертно-аналитических структур имеют самостоятельное значение, как факторы формирования социально обоснованныъх решений, которые могут сыграть существенную роль для обеспечения благоприятных условий жизни.

Решение проблем совершенствования процессов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан включает мероприятия на различных направлениях — теоретико-методологическом, технологическом, организационно-обеспечивающим и другими.

В целях совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан целесообразно осуществить ряд мер, которые сформулированы в качестве рекомендаций.

Субъектам социального управления социетального уровня, высшему государственному руководству предлагается:

— рассмотреть возможность внедрения в программы развития доступной среды для маломобильных граждан дополнительных стандартов социального характера, обеспечивающих эффективное социальное взаимодействие граждан на различных уровнях и с помощью различных коммуникационных, информационных средств и современных Интернет-технологий;

— изучить предложения экспертных сообществ и институтов, осуществляющих социально-аналитические и социально-программные функции в российском социуме в части включения социального проектирования доступной среды и использовать их при разработке государственных программ социально-экономического развития государства;

— предусмотреть возможность расширения социальных показателей оценки эффективности деятельности субъектов государственного и муниципального управления за счет включения параметров состояния и перспектив развития доступной среды.

Субъектам социального управления на уровне субъектов Российской Федерации предлагается:

— в целях ускорения социального развития благоприятной среды в регионах изучить возможность принятия соответствующих программ создания доступной среды с учетом региональных условий;

— при осуществлении мер социального контроля за возведением зданий и сооружений с учетом требований обеспечения их доступности, предлагается использовать широкий спектр санкций к нарушителям данных норм и механизмы привлечения общественности к обсуждению данных проблем.

Субъектам управления проектными и производственными организациями, реализующими конкретные мероприятия по развитию доступной среды, предлагается:

— на основании анализа социальной практики возведения доступной инфраструктуры разработать предложения по изменению законодательства, расширяющего возможности для использования производственных мощностей с учетом создания доступной социальной средыиспользовать для этого экспертно-консультационные органы с привлечением общественности и СМИ;

— предлагается инициировать изменения и дополнения к программам дополнительного обучения специалистов подведомственных учреждений и организаций в сфере социального управления, прогнозирования и проектирования доступной среды.

Субъектам управления муниципальными образованиями, представляющими конкретно-социальную среду обитания маломобильных граждан:

— рассмотреть возможность постоянного мониторинга доступности зданий, сооружений, дорог, рабочих мест, мест социального обслуживания и сервиса с созданием постоянно пополняемой и актуализируемой базой данных, доступной населению;

— изучить возможность создания общественных инспекций из числа инвалидов и других маломобильных граждан, которым придать статус, необходимых для осуществления социального контроля за соблюдением требований доступности среды по месту жительства.

Институтам гражданского общества:

— изыскать возможность более активной социальной деятельности по проблемам эффективного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти в сфере развития доступной среды, для чего предусмотреть разработку соответствующих общественных программ для участия в планировании и осуществления мероприятий в данной сфере;

— с целью формирования условий для социальной поддержки процессов развития доступной среды осуществлять массовые информационные мероприятия по привлечению внимания населения к проблемам снятия строительных, социальных, информационных и отношенческих барьеров в системе социального взаимодействия.

Научно-исследовательским и образовательным организациям:

— продолжить научно-теоретические исследования проблем развития доступной среды и ее социального проектирования в междисциплинарном ключе, обеспечивая интеграцию категориального аппарата в социальные понятия теорий социологии личности, социального развития, социологии личности;

— рассмотреть возможность при определении направлений дальнейших исследований в рассматриваемой сфере включить в них: проведение сравнительного анализа социальных аспектов развития доступной среды в различных странах на уровне социума, социальных общностей, территориальных образованийвозможностей более широкого включения в социальное проектирование современных информационных средств и Интернет-технологийусловий и факторов активного социального участия самих маломобильных граждан в проектировании доступной среды и контроля за обеспечением благоприятных условий жизни.

Диссертационная работа не смогла в равной мере осветить все аспекты заявленной проблематики в силу ее многообразности, однако вносит свой вклад в исследование и решение проблем повышения эффективности социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Системы социального управления в обществе: модель социологического анализа: Дис.. д-расоциол. наук: М., 1997
  2. A.B. Методологические проблемы и концепция реформирования управленческой деятельности : Автореф. дис.. канд. экон. наук: Гос. унт управления им. С. Орджоникидзе. М., 1998.
  3. А.Г. Управление и эффективность. М., 1981.
  4. Е.М. Межотраслевое взаимодействие в социальном управлении. Материалы VI Дридзевских чтений. М.: ИС РАН, 2007, 267 с.
  5. В.Б. Фундамент российского менеджмента // Эко. 2000. № 1.
  6. H.H. Эффективность психолого-акмеологической реабилитации военнослужащих : Автореф. дис.. канд. психол. наук: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2002.
  7. М.Т. Социология и менеджмент. М., 1995
  8. C.B. Социальное управление как объект философского анализа : Автореф. дис.. канд. филос. наук: Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 1996.
  9. М.А. Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс : Автореф. дис.. канд. психол. наук: гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. СПб., 2002.
  10. Анализ и формирование организационной структуры промышленного предприятия. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1983
  11. Г. М. Социальная психология: Учебник. М., 1988.
  12. В.Г., Кабыща A.B. Структура и процесс социологического исследования // Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г. В., Москвичева JT.H.) М., 1996
  13. Н.Б. Социальное управление как объект философско-социологического анализа : Автореф. дис.. д-ра филос. наук: Восточносибирская акад. Читинский филиал ИрГСХА. Томск, 2000.
  14. В. Интеллектуальная модель управления в бизнесе (опыт компании) // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.
  15. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М., 1989
  16. А.Г. Социальное управление производственным коллективом при переходе общества на рыночные отношения Дис.. .д-ра социол. наук: Пермь, 1995.
  17. Т.Д. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986
  18. В.Ф. Общая социология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 496 с.
  19. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.
  20. Г. В. Управление — фактор развития (размышление об управлении). М., 2002.
  21. В.Г. Системность и общество. М., 1996
  22. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  23. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Прогресс, 1977.
  24. Ю.Л. Социальное управление региональной системой дистанционного образования на материалах Республики Коми : дис.. кандидата социологических наук. Москва, 2008
  25. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
  26. В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий : Автореф. дис.. канд. психол. наук: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1997
  27. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987
  28. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование. М, 1984
  29. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование // Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996
  30. А. Обучение менеджменту и предпринимательству на современном этапе // Маркетинг. 1999. № 1.
  31. М.М. Социальные нормы и регуляция поведения. М. 1978.
  32. Л.И. Особенности управления традиционными российскими коллективами. Управление персоналом. № 5. 2003. С. 37−40.
  33. Богалдин-Малых В. В. Современные методы управления. Российская реальность. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.-272 с.
  34. Большой энциклопедический словарь. Издательство второе, переработанное и дополненное./Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Санкт-Петербург «Норинт» 2002
  35. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников.-Мн:МФЦП, 2002.-1008 с.
  36. Ю. И. Социальное управление консультативно-диагностическими центрами субъектов России в условиях реформирования здравоохранения : автореферат дис.. доктора медицинских наук. Новосибирск, 2009
  37. И. Хозяйственник — предприниматель — менеджер // Новое время. 1999. № 41.
  38. В.Н., Новиков ДА. Как управлять проектами: Информатизация России на пороге XXI века. М., 1997.
  39. Г. Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры. // Дис. канд. наук. М.: Российский институт культурологии РАН, 1994.
  40. С.О. Методы стратегического управления персоналом предприятия : Дис.. канд. экон. наук: СПб., 1999
  41. Васильева И. П. Социальное управление системой высшего образования в современной России: автореферат дис.. кандидата социологических наук. Москва, 2007
  42. Н.Б. Власть и мотивация в управлении организацией Дис.. канд. экон. наук: М. 1998.
  43. Вебер М Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990.
  44. .В. Социальное управление инновационным процессом интеграции науки и промышленности (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук: Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. Тюмень, 2001.
  45. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991
  46. A.C. Социальное управление северным городом: детерминанты, модели, механизмы: Автореф. дис.. д-ра социол. наук: Тюменский гос. нефтегазовый ун-т. Тюмень, 2001.
  47. Д.П. Общественное мнение в системе социального управления Дис.. д-ра социол. наук: СПб., 1995.
  48. В. Опыт подготовки менеджеров в Московском государственном университете // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  49. Д.И. Статистические методы сетевого планирования и управления. М., 1968.
  50. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  51. В.В. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. СПб., 1996.
  52. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления. Железнодорожный, 2000.
  53. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование — планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнодорожный, 1997
  54. Е.А. Ветерану: сегодня и завтра. М.: Изд-во «Академкнига». 2002−256 с.
  55. E.H. Регулирование показателей и согласования интересов в системах управления персоналом : Дис.. канд. экон. наук ': СПб. 1997.
  56. Гончаров В. Д Лидерство как фактор групповой деятельности. Д., 1971
  57. М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы Дис.. канд. социол. наук: Саратов, 1998.
  58. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализаций / Под ред. C.B. Пирогова. М., 1996.
  59. Т.С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования : дис.. кандидата социологических наук. Белгород, 2009
  60. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.: Русский язык, 1991.
  61. В.И. и др. Управление человеческими ресурсами: социально-психологический подход. М., КДУ, 2009, 360 с.
  62. В.И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. М.: ИНФРА -М, 2003.-624 с.
  63. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 1998.
  64. А.Б. Стратегия формирования института менеджеров в России // Социологические исследования. 1998. № 9.
  65. A.M. Трудовая мотивация и образ российского предпринимателя История и современность : Дис.. канд. ист. наук: Саранск, 1999.
  66. УД. Основополагающие идеи в менеджменте // Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996
  67. .А. Психология типов личности, народов и эпох Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-736 с.
  68. С.П. Базовая подготовка будущих специалистов по управлению персоналом : Дис.. канд. пед. наук: Казань, 1996.
  69. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  70. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983.
  71. A.B. Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество : Автореф. дис.. д-ра социол. наук: Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск, 2001
  72. С.Н. Социальное управление и правовая социализация личности : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: Ин-т социологии. М., 1992.
  73. Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996. № 3.
  74. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука, Сиб. отд.-ние, 1991
  75. А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969
  76. В.Г. Роль прогностической деятельности в социальном управлении Комплекс, социол. исслед.: Дис.. канд. социол. наук: Ставрополь, 1997.
  77. А.И. Планирование на предприятии: Учебник/А.И. Ильин.-Мн.: Новое знание, 2003. 4-е изд., стериотип.-635 с. — (Экономическое образование).
  78. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. М., 1998
  79. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности // Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. М., 1979.
  80. Г. В. Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона : Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. социологич. наук: Моск. соц. ун-т. М., 1996
  81. И.А. Методология статистической оценки эффективности управления персоналом : Дис.. канд. экон. наук: М., 1999.
  82. Ю.Л., Шматко Н. А. Эффективность управления научно-исследовательским коллективом. М.: Университетская книга. 2010, 176 с.
  83. П.М. Принципы организации. М., 1993.
  84. Классики менеджмента./Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.-СПб.: Питер, 2001.-1168 е.: ил. (Серия «Бизнес-класс»)
  85. , Н.С. Социальное управление муниципальным образованием : дис.. кандидата социологических наук. Москва, 2006.
  86. ГД. Основы инновационного менеджмента: Учебник. М., 1999.
  87. Д.В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных организациях Дис.. канд. социол. наук: М., 1999.
  88. Кон И. С. Социология личности. М., 1967
  89. Т.А. Социальная реабилитация как направление социальной политики. // Дис.. канд. наук. Екатеринбург, Уральский государственный университет, 1997.
  90. Г. Г. Мотивация к инновационному предпринимательству Дис.. канд. экон. наук: СПб., 1999.
  91. Ф. Основы маркетинга. М., 1996
  92. А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 736 с.
  93. С.А. и др. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. М., 2001
  94. С.А., Мнацакян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998.
  95. Е.А. Постбоевая психологическая помощь участникам боевых действий в «горячих точках» : На материалах Республики Башкортостан: Автореф. дис.. канд. психол. наук: Тверской гос. ун-т, Тверь, 2001.
  96. Е.В., Смирнова М. М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства // Вопросы психологии. 1981. № 3.
  97. Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.-318 с.
  98. Л.А. Совершенствование управления персоналом в системе менеджмента организаций : Дис.. канд. экон. наук: М., 2001.
  99. Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник/Пер.с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.-608 с.
  100. А. и др. Организация и управление в государственных учреждениях / Пер. с англ. Калинкина Л. В. М., 1993.
  101. Л.М. 200 правил бизнеса. Практическое руководство. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. — 592 с.
  102. Маркетинг./Под ред.М.Бейкера.- СПб.: Питер, 2002.-1200 с.
  103. Марков М Технология и эффективность социального управления / Пер. с болг. М., 1982.
  104. М. Теория социального управления. М., 1978
  105. Маркова В. Д Стратегический менеджмент: Курс лекций. Новосибирск, 1999.
  106. Между народом и властью // Политические партии. Социальное управление. Кадры. М., 1993.
  107. Р. Явные и латентные функции. // Информативный бюллетень Научного Совета АН СССР по проблемам конкретных социологических исследований. 1968, № 6
  108. Мескон М X., Альберт М. Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1997
  109. Методологические вопросы разработки структур управления. М., 1979
  110. Методологические проблемы социального прогнозирования общественных явлений. Киев, 1978
  111. .З. Теория организации. М., 1999
  112. .З., Шаталин С. С., Гайдар Е. Т., Герасимович В. Н. Управление общественным производством: системный подход. // Организация управления (под редакцией Т. М. Гвишиани, Б.З. Мильнера). М.: Прогресс, 1987.
  113. А.Ю. Формирование организационного механизма принятия решений в системе управления персоналом : Дис.. канд. экон. наук: М., 2001.
  114. O.E., Шишкова Т. В. Управленческий учет. Изд. 4-е, допол. -М.: Едиториал УРСС, 2003.-320 с.
  115. Ю.В. Информатизация общества и социальное управление : (Социологический анализ): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. со-циол. наук: Акад. общественных наук при ЦК КПСС. М., 1990
  116. A.B. Человек и государственное управление. М., 1987
  117. Общая теория управления: Учебное пособие / Под ред. Пищулина Н.П.
  118. Общественное животное. Аронсон Э. Введение в социальную психологию/Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна М.: Аспект Пресс, 1999.-517 с.
  119. В.Ю. Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 6.
  120. Д.В. Политико-психологический словарь. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-576 с.
  121. А. Руководитель: размышления о стиле управления. М., 1987.
  122. Организационные структуры управления производством. М., 1975
  123. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. — С. 28. — (Энциклопедия управленческих знаний)
  124. Основы социального управления: учебное пособие / А. Г. Гладышев и др.- ред. В. Н. Иванов. М.: Высшая школа, 2001.
  125. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.
  126. Т. Современное состояние и перспектива системной теории в социологии. // Информативный бюллетень Научного Совета АН СССР по проблемам конкретных социологических исследований. 1968, № 6.
  127. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М. 1982
  128. Пик ИД. Социально-психологические механизмы взаимодействия лидера и группы // Региональная политика. 1992. №№ 1,4.
  129. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / Пер. с англ. М., 1986.
  130. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  131. В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973
  132. Политология. Энциклопедический словарь / Обш. ред. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.
  133. А.Е. Разработка способов повышения эффективности управления персоналом производственного предприятия Дис.. канд. экон. наук: СПб., 1998.
  134. В.А. Технология карьеры: практическое руководство. М., 1993.
  135. A.A. Социологическое обоснование образовательных программ руководителя социопсихологической службы. //Дис. канд. наук. -Саратов: Саратовский государственный университет, 1994.
  136. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М., 1976
  137. ДА. Ситуационное управление: теория и практика. М., 1986.
  138. А.И. Организации: системы и люди. М., 1983
  139. Проблемы укрепления государственности: Сборник трудов / Под ред. Н. П. Пищулина. М., 1993.
  140. Т.В. Организационное поведение как основа формирования системы управления персоналом современной организации Дис.. канд. экон. наук: СПб., 2000.
  141. Психология потребителя / Д.Статт.- СПб.: Питер, 2003.-446 с.
  142. Психология. Учебник / Под редакцией А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.-584 с.
  143. Р., Гравити М. Методы социальных наук. М., 1972
  144. О.В., Ромашова JI.O. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов/О.В.Ромашов, Л. О. Ромашова. М.: Издательство «Экзамен», 2002.-512 с.
  145. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М., 1999.
  146. Руководство и лидерство. Опыт социально-психологического исследования. Сборник научных трудов / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.
  147. Т.М. Интервью с будущим: методологические проблемы социального прогнозирования. Л., 1971
  148. В.З. Управление персоналом в условиях цикличного развития организации : Дис.. канд. экон. наук: М., 2000.
  149. Самоуправление: от теории к практике / Под ред. Ю. А. Тихомирова, Г. Х. Шахназарова. М., 1988.
  150. , H.A. Развитие социального партнерства в негосударственном секторе экономики России : автореферат дис.. кандидата экономических наук. Москва 2006 23 с.
  151. H.H. Социальное управление пенсионным обеспечением в современной России : дис.. кандидата социологических наук. Москва, 2007
  152. Словарь-справочник по информационным технологиям: Правовое обеспечение: Более 400 терминов и определений/Сост.Ю. И. Фединский. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «издательство ACT», 2002. — 912 с.
  153. Е.А. Социальное управление в условиях глобализации российской действительности : Автореф. дис.. канд. филос. наук: Ин-т молодежи. М., 1999
  154. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  155. Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.
  156. М. Подготовка российских специалистов для иностранных фирм // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6.
  157. П.А. Система социологии. Социальная аналитика. В 2 т. М., 1993
  158. Социальная защита ветеранов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. М., 2003.
  159. Социальная психология. Майерс Д. 6-е издание, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.-752 е.:
  160. Г. Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995.
  161. Е.П. Управление. Социальное управление. Социология управления. М.: Либроком, 2010, 256 с.
  162. Д.К. Социологическое обеспечение процессов управления социальной защитой населения в регионе : Автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. социология, наук: Моск. гос. социальный ун-т. Социологический факультет. М., 1995
  163. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. М., 1991.
  164. Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988.
  165. Теория и практика туризма Квартальнов В. А.: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.-672 с.
  166. Н.В., Карпов A.B., Кривошеева Е. В. Методика диагностики стилевых различий управленческих решений / Науч. рук. A.B. Карпов. Ярославль, 1997.
  167. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 400 с.
  168. И.С. Социальное управление системой здравоохранения России в условиях становления рыночных отношений : Автореф. дис.. канд. социол. наук: Соврем, гуманит. ин-т. М., 2001.
  169. Ю.А. Управление делами общества. М.: Логос, 1994.
  170. P.E., Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Кадры: Вопросы теории, государственной политики и практики. М., 1993.
  171. В.А. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре // Вестник МГУ. Психология. 1995. № 3.
  172. Философский энциклопедический словарь / Ред. колл.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М., 1989.
  173. В.И. Основы современной теории организаций / Институт организационных систем Академии организационных наук. — М., 1995.
  174. Ю.В. Интеллектуальные системы и управленческие решения. М., 2000.
  175. М.В. Социокультурные предпосылки и ценностные ориентации в деятельности предпринимателя и в управлении персоналом фирмы : Дис.. канд. социол. наук: М., 1997.
  176. C.B. Эффективность организационных систем. Из опыта управленческого консультирования. М., 1997.
  177. P.C. Сущность и социальная роль управленческих отношений. -Казань, ТГИ, 1985.
  178. Харченко К. В. Социология управления. От теории к технологии. Уч. пос. Белгород, 2008, 160 с.
  179. В.Н. Руководителю о принятии решения. М.: Правда, 1991
  180. Л.А. Мотивационное управление персоналом : Дис.. канд. экон. наук: Воронеж, 1999
  181. Е.А., Молчанова НП., Новикова A.A., Салтанова ТА. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие. М., 1999.
  182. , Т.И. Социокультурная мотивация подготовки руководителей Дис. .канд. социол. наук: Саратов, 1994.
  183. Ю.Н. Социологическое обеспечение процессов социального управления в ФРГ : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994
  184. Р.Д. Политическое лидерство и социальное управление: проблемы взаимодействия: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: Рос. акад. Управления. М., 1992.
  185. А.Г. Социальное управление персоналом: На примере коллективов Дальневосточной железной дороги: Автореф. дис.. канд. социол. наук: Санкт-Петербургский ун-т. СПб., 1996.
  186. ГВ. Основы кадрового менеджмента. 1993. Т.1.
  187. В.В. Проблема технологизации социоинженерной деятельности / /Социологии, исследования. 1990, № 8.
  188. В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА -М, 2000. — 264 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА -М»).
  189. Экк К. Д. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления. 1998.
  190. Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления. Под ред. Профессора Иванова В. И. М., 2002
  191. В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  192. ГС. Аппарат управления: принципы организации. М., 1975.
Заполнить форму текущей работой