Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внешнеторговая политика: сущность, цели, инструменты

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На решение данной проблемы, несомненно, позитивно повлияет сокращение количества и упрощение административных процедур, совершаемых государственными органами и организациями в сферах осуществления транспортных перевозок, государственного транспортного надзора, а также предполагаемое строительство в Беларуси транспортнологистических, оптово-логистических и многофункциональных центров… Читать ещё >

Внешнеторговая политика: сущность, цели, инструменты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1.Внешнеторговая политика: сущность, цели, инструменты

2. Внешнеторговая политика в условиях фиксированного и плавающего валютного курса

3. Проблемы и направления внешнеторговой политики в Республике Беларусь

Заключение

Введение

В условиях развития международных экономических отношений от эффективности проводимой внешнеторговой политики во многом зависит место страны на мировом рынке, от грамотности ее построения — развитие внутреннего рынка.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в обеспечении экономической безопасности страны роль внешнеторговой политики является определяющей, поскольку внешняя торговля представляет собой наиболее многосторонний, разнообразный компонент внешнеэкономических отношений государств. Республика Беларусь обладает ограниченным внутренним рынком для многих отраслей промышленности, поэтому экономическая стабильность в стране находится в непосредственной зависимости от конъюнктуры на внешних рынках.

Повышение роли внешнеэкономической деятельности в современных условиях хозяйствования требует подготовки специалистов для работы на внешнем рынке. Они должны понимать сущности теорий внешней торговли, их значимость в регулировании международных экономических отношений, иметь представление об организационных основах, методах и формах регулирования внешнеэкономической деятельности, о концепциях и моделях регулирования платежного баланса, владеть вопросами национального и межгосударственного валютно-финансового регулирования, знать принципы, направления и формы экономической деятельности организаций, воздействующих на международные экономические отношения. [18, с. 4]

Целью курсовой работы является изучение внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики открытого типа.

Задачами настоящей курсовой работы является изучение: внешнеторговой политики — сущности, целей, инструментов; внешнеторговой политики в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов; проблемы и направления внешнеторговой политики Республики Беларусь.

Объектом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая политика Республики Беларусь.

А предметом — инструмент реализации внешнеэкономической политики.

В курсовой работе используются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод.

При написании работы была использована учебная и научная литература по макроэкономике, экономике, внешнеэкономической деятельности, статистические сборники, экономические журналы (таких авторов как: Глушень, М. Т. Анализ экономических угроз внешнеторговой деятельности в контексте развития белорусской экономики // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2008. — № 6; Белинская Я. Валютный курс и ограничение инфляции. // Экономист. 2008. — № 4; Национальный статистический комитет РБ под редакцией В.И. Зиновского)

1.Внешнеторговая политика: сущность, цели, инструменты Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Существуют две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.

Свободная торговля — это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению.

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) — соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Договор о ЗСТ СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. Остальные пять из подписавших договор государств присоединяются к зоне свободной торговли в установленном договором порядке после завершения внутригосударственных процедур и получения депозитарием соответствующих документов (подробности см. в разделе «Ратификация договора»).Три страны-участницы СНГ оставили за собой право присоединиться к договору о зоне свободной торговли позже. 31 мая 2013 года подписан протокол о применении договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой Узбекистан.

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом. [1,с.46]

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины.

По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение

пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции.

Так, в начале XIX в., Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей.

В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера).

Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

Результат введения импортной пошлины показан на рисунке. В этом случае пошлина приводит к увеличению цены импортируемого товара в стране, установившей ввозную пошлину, на всю величину этой пошлины, т. е. с Pw до Pw + t. Производство импортируемого товара увеличивается с S1 до S2, а потребление сокращается с D1 до D2. В результате в стране, установившей пошлину, происходит снижение импорта.

Рисунок — Результат введения пошлины. [2,с.63]

Введение

пошлины повышает цену не только на импортируемый товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров.

Однако фактический уровень таможенной защиты, обеспеченный системой тарифов, может существенно отличаться от расчетного. Эффект от введения пошлины может оказаться неодинаковым на разных этапах производства товара. 2, с.62−64]

Импортная пошлина приводит к увеличению цены товара на внутреннем рынке страны-импортера. При этом отечественное производство в стране-импортере возрастает, а отечественное потребление сокращается.

Рассмотрим сначала выгоды, которые получают отечественные производители. Они сталкиваются с более высокой рыночной ценой, а значит, получают для себя дополнительную выгоду. Выигрыш производителя определяется суммой, вырученной от продажи автомобилей по более высоким, с учетом пошлины, ценам.

Отечественные потребители также столкнутся с увеличением цены, что приведет к ухудшению их материального положения. Теперь рассмотрим, что произойдет в этих условиях с третьим действующим лицом — государством. Очевидно, что оно получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.

Введение

пошлины ослабляет стимулы к развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объемы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.

Пошлина поощряет производителей и потребителей действовать так, как если бы импорт был более дорогим, чем он есть на самом деле. Для национальной экономики фактические затраты на дополнительную единицу потребления соответствуют цене дополнительной единицы импорта, но поскольку пошлина делает внутреннюю цену выше мировой, то потребители снижают объемы своих приобретений до такого уровня, при котором предельная единица товара делает их выгоду равной отечественной цене, включающей в себя ставку пошлины.

Таким образом, экономика производит у себя дополнительные единицы товара, которые могут быть куплены за рубежом по более низкой цене.

Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая — это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах.

Наряду с этими потерями следует рассмотреть улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины по сравнению с национальными машинами. Но нередко данный положительный эффект не возникает, так что убытки от введения пошлины однозначно превышают приносимые ею выгоды.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1) антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

2) компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

3) сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров. 2, с.65]

Тарифы не единственная форма торговой политики. С 1931 г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов — нетарифные торговые ограничения [4,с.297]

К числу таких нетарифных барьеров относятся различные стандарты качества, санитарные ограничения, требования к экологическим характеристикам оборудования, ограничения выпуска лицензий на импорт, административные запреты на продажи отдельных видов продукции в определенных странах и т. д. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно — импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т. д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако квоты имеют два важных отличия от тарифа:

Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены — снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные).

Вместе с тем более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс.

Квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику противоречивое воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

Тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы, и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;

Нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов бюджета.

Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:

Если квота провоцирует монопольную власть отечественного производителя или зарубежной фирмы-импортера продукции;

Если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Способы размещения импортных лицензий:

Открытый аукцион: государство предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую цену. При прочих равных условиях аукцион является более дешевым и эффективным механизмом, однако при коррумпированности государственной власти обладателем импортной лицензии нередко становится тот, кто предложил за нее наибольшую взятку, что влечет за собой значительные социальные издержки.

Система явных предпочтений: без каких-либо предварительных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот;

«Затратный метод»: выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведет к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчете на получение большого количества лицензий.

Механизм тарифов на экспорт, или экспортных пошлин, «зеркально» отражает импортный тариф.

В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать за импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров [4,с.315−319]

В XX в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий, однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит не «защитительный», а агрессивный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и монопольно высокие цены.

Глубокое расстройство мирохозяйственных связей в результате «великого кризиса» и порожденных им торговых войн 30-х гг. побудило ведущие промышленно развитые страны координировать свои усилия по предотвращению подобных нежелательных рецидивов.

В связи с этим, во время Второй мировой войны на конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г. был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для международной торговли и устранить все формы дискриминационных ограничений».

После войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, повышения роли внешнеэкономической сферы и международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.

Масштабы, направления и инструменты послевоенной внешнеторговой политики отражают бурный рост внешней торговли, усложнение ее структуры, переплетение новыми формами мирохозяйственных связей, что потребовало соответствующей модернизации механизма регулирования внешнеэкономической деятельности.

Из обширного комплекса проблем в данной области следует выделить основные:

общую тенденцию к либерализации внешнеторгового обмена эволюцию внешнеторговой политики промышленно развитых государств по отношению к развивающимся странам. 1, с.47]

Критически проанализировав классическую теорию сравнительных преимуществ в таких условиях, французский экономист, лауреат Нобелевской премии 1998 г. Морис Алле пришел к выводу, что свобода торговли в мировых масштабах может иметь только негативное последствие. Сторонники классического анализа исходят из неизменности сравнительных издержек, между тем как они с течением времени изменяются, особенно в сфере промышленного производства. Кроме того, в ходе анализа сравниваются, как правило, две гипотетические ситуации: одна — в условиях полной автаркии (закрытой экономики, или экономики, предполагающей абсолютный суверенитет), другая — в условиях свободной торговли, — и игнорируется наличие переходного периода, который сопряжен с определенными трудностями и затратами при переходе от одной ситуации к другой. Закон сравнительных издержек опирается на различия в уровнях производительности факторов производства, которые в реальной жизни могут компенсироваться с помощью политики изменения обменных курсов валют [2,с.71].

В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения при повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т. е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также снижение таможенных и иных барьеров [1,с.46−47]

2.Внешнеторговая политика в условиях фиксированного и плавающего валютного курса внешнеторговый импортный пошлина Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны.

Валютный курс, так же как и цена любого товара, имеет свою стоимостную основу и колеблется вокруг неё в зависимости от спроса и предложения. В условиях золотого стандарта такой основой валютного курса является валютный или монетный паритет. Монетный паритет — это отношение весового содержания золота в денежной единице одной страны к весовому содержанию его в денежной единице другой страны.

Поскольку при золотом обращении номинальная и реальная стоимость денежной единицы всегда совпадают, постольку валютный паритет носил устойчивый, стабильный характер. Валютный курс колеблется вокруг стабильного паритета в зависимости от спроса и предложения, т. е. в зависимости от состояния платёжного баланса, который непосредственно определяет спрос и предложение на валюту.

В условиях золотого стандарта колебания валютного курса вокруг паритета были незначительными. В условиях бумажно-денежного обращения сохраняется зависимость валютного курса от состояния платёжного баланса. Валютный курс колеблется вокруг своей неустойчивой основы в зависимости от спроса и предложения валюты.

В реальной практике международных валютных отношений в условиях бумажно-денежного обращения применяются следующие виды валютных курсов:

1) фиксирующие;

2) плавающие или гибкие.

Фиксирующие курсы — это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, поддерживаемых государственными валютными органами.

Реально фиксированные курсы, опирающиеся на золотой паритет, но возможно лишь при наличии золотомонетного стандарта. Договорно-фиксированные курсы, опирающиеся на согласованный эталон (одну или несколько валют либо на условно установленную «официальную» цену золота, либо на сочетание валют и золота), по которому регистрируется паритет и согласованный размер пределов допустимых отклонений рыночных котировок от паритетов [5,с.187].

В условиях фиксированного валютного курса государство для поддержания внешнего равновесия (платежного баланса) должно использовать монетарную политику, а для регулирования внутреннего равновесия — фискальную. В частности, при регулировании внешнего дисбаланса при дефиците или излишке платежного баланса необходимы продажа или покупка иностранных активов. Для регулирования внутреннего равновесия сравнительное преимущество имеет бюджетно-налоговая политика. Пример монетарной политики при фиксированном валютном курсе изображена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Экспансионистская монетарная политика при фиксированном валютном курсе. [19, с. 291]

Следовательно, монетарная экспансия при фиксированном валютном курсе неэффективна. Правительство располагает в этих условиях только одной возможностью — оно может изменять фиксированный уровень валютного курса, т. е. проводить девальвацию своей денежной единицы.

Повысить уровень занятости в национальной экономике можно с помощью активной фискальной политики. Стимулировать совокупный спрос правительство может путем увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. Пример фискальной политики при фиксированном валютном курсе показан на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Экспансионистская фискальная политика при фиксированном валютном курсе. [19, с. 294]

Фискальная экспансия сдвинет кривую IS в положение IS'. «Внутреннее» равновесие сместится в точку E', но «внешнее» равновесие при этом будет нарушено, т.к. этой точке соответствует избыток платежного баланса. Для поддержания установленного валютного курса правительство начнет скупать иностранную валюту, что увеличит официальные резервы и денежную массу в обращении. Последует сдвиг кривой LM в положение LM', а равновесие переместится в точку Е''. Поставленная правительством цель будет достигнута.

Таким образом, фискальная экспансия при фиксированном валютном курсе окажется достаточно эффективной.

При этом основной целью монетарной политики остается поддержание стабильности национальной единицы, для чего в качестве инструмента будет использоваться управление ростом денежного предложения с целью повышения уровня монетизации. Ожидается, что целевое ограничение инфляции обеспечит поддержание стабильного низкого и предсказуемого ее уровня, создаст условия для снижения ставок кредитования (путем устранения риска нестабильности цен) и будет способствовать увеличению инвестиций. Необходимым условием реализации намеченных целей является повышение гибкости обменного курса, что создаст баланс между интересами экспортеров и развитием внутреннего рынка, оптимизирует перераспределение ресурсов и факторов производства в экономике [8,с.76]

Несмотря на то, что осуществление фискальной политики, например, за счет увеличения государственных расходов, может привести к дефициту торгового баланса, он, как показывает практика, полностью перекрывается положительным сальдо счета движения капитала, обусловленным притоком капитала в страну [6,с.626].

Фиксированный обменный курс может, тем не менее, играть важную макроэкономическую роль. Он по существу вынуждает Центральный банк проводить такую денежную политику, которая не увеличивала бы инфляцию. В самом деле, если бы Центральный банк осуществил эмиссию национальной валюты, это привело бы к росту спроса на доллары, который пришлось бы покрывать дополнительной долларовой интервенцией. Поэтому в странах с высоким уровнем инфляции привязка национальной валюты к какой-либо стабильной иностранной валюте служит условием финансовой стабилизации и вполне оправданна.

Система фиксированных валютных курсов в развитых странах представляет собой, как правило, установление твердых соотношений между валютами какой-либо определенной группы стран. В развивающихся странах суть системы фиксированных валютных курсов состоит в односторонней привязке обменных курсов по отношению к какой-либо стабильной валюте.

Основное преимущество фиксированных валютных курсов — их предсказуемость и определенность, что положительно сказывается на объемах внешней торговли и международных кредитов. Также фиксированный валютный курс может успешно использоваться как инструмент антиинфляционной политики. Установление номинального якоря привязывает внутренний уровень инфляции к темпам роста цен торгуемых товаров и, таким образом, помогает взять инфляцию под контроль. Это особенно важно для малой открытой экономики, которая зависит от объемов экспорта и импорта. Если уровень фиксации пользуется доверием экономических агентов, то ожидания будущей инфляции будут формироваться в соответствии с темпами инфляции страны, к валюте которой осуществляется привязка. Это является несомненным преимуществом в рамках стабилизационной политики, поскольку в качестве валюты фиксации берется валюта экономически стабильной страны.

Вместе с тем фиксированный обменный курс имеет и негативные моменты.

Первый из них заключается в фактической утрате страной, установившей фиксированный курс своей валюты по отношению к иностранной, независимости в части денежной политики. Все действия центрального банка направлены только на поддержание объявленного уровня валютного курса. Страна на постоянной основе «импортирует» денежную политику того государства (или тех государств), к валюте которого (которых) «прикреплена» местная денежная единица, что делает экономику этого государства уязвимой для экономических шоков, происходящих в стране валюты-якоря.

Второй проблемой, связанной с поддержанием режима фиксированного обменного курса, является подверженность его спекулятивным атакам. Обязательство центральных банков покупать и продавать валюту по фиксированному курсу означает для спекулянтов минимальные риски в случае неудачной атаки и большие прибыли в случае изменения курса по направлению атаки, то есть имеет место асимметричный характер игр.

Третьим негативным моментом является то, что страна будет вынуждена «импортировать» чужие проблемы с инфляцией или дефляцией, спадом производства и др. Единственное, что может в некоторой степени успокоить, это то, что чужие проблемы могут быть гораздо меньше своих в случае отсутствия фиксированного курса.

Плавающие курсы — это система, при которой у валют отсутствуют официальные паритеты и подразделяются на:

плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке (свободно-колеблющиеся курсы);

колеблющиеся курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые валютными интервенциями центральных банков в целях сглаживания временных резких колебаний [5,с.187].

Переход к плавающим валютным курсам поставил перед денежными властями многих государств задачу координации своей национальной валютной политики. На начальном этапе под координацией в валютной сфере понимается исключительно согласованность государственной монетарной и бюджетной политики, согласованность налоговой политики, установление единого налогового уровня. Следует отметить, что переход от системы фиксированного валютного курса к системе плавающего валютного курса рекомендуется предпринимать в наиболее благоприятный для страны период, то есть когда экономика находится на подъеме, курс национальной валюты укрепляется, а также не предвидится роста мировых процентных ставок, так как это может привести к оттоку капитала из страны.

Среди необходимых условий успешности плавающих валютных курсов называются независимость национального банка, достаточный уровень развития финансового сектора, внедрение международных стандартов банковского контроля и т. п.

Итак, плавающий обменный курс — это такая политика, при которой Центральный банк не вмешивается в деятельность валютного рынка и обменный курс определяется свободным взаимодействием спроса и предложения валют. Плавающий обменный курс имеет место, если Центральный банк не производит интервенций на валютном рынке. В этом случае курс определяется на основе свободной игры рыночных сил спроса и предложения. Если стоимость национальной валюты падает, говорят, что валюта обесценивается, когда ее стоимость повышается — валюта «растет в цене».

Однако на практике «чистый» плавающий курс почти не встречается. Более распространен вариант, при котором Центральный банк время от времени вмешивается в рыночные операции с целью повлиять на обменный курс, но не объявляет заранее, какой именно обменный курс он хотел бы поддерживать. Такой режим сейчас имеют США, Великобритания, Япония, многие другие страны, включая Россию [9,с.317]

Основным достоинством системы плавающих валютных курсов является то, что они упрощают автоматическое урегулирование платежных балансов. При любом длительном давлении на стоимость валюты на валютном рынке происходит нарушение равновесия платежного баланса, плавание способствует приведению рынка к новому равновесию путем свободных колебаний валютных курсов. Денежно-кредитная политика может использоваться для решения внутренних экономических проблем (она направлена на достижение полной занятости и ускорение темпов экономического роста).

Плавающий валютный курс имеет ряд других очевидных преимуществ.

страна получает большую свободу в выборе своей национальной экономической политики, поскольку плавающие валютные курсы ослабляют внешнее ограничение. Как правило, такое увеличение гибкости может способствовать и развитию инфляции, но контроль за эмиссией внутренних денег должен позволить избежать инфляционных напряжений (роста инфляции), поэтому обратное действие колебаний валют на внутренние цены невозможно.

происходило сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах оно приобретает характер игры с нулевым результатом: одни теряют то, что выигрывают другие.

возникает благоприятная среда для развития международной торговли, так как система плавающих валютных курсов уменьшает вмешательство политических факторов в международные торговые отношения.

валютный рынок более эффективно, чем государство, определяет курсовое соотношение валют [10, с. 28].

Таким образом, плавающий обменный курс обеспечивает сбалансированность валютного рынка и защищает национальную денежную систему от внешнего воздействия.

Главный недостаток плавающего валютного курса — непредсказуемость колебаний обменного курса. Большой диапазон колебаний негативно сказывается на притоке иностранного капитала в страну, так как иностранные инвесторы в дополнение к нормальному инвестиционному риску вынуждены закладывать в расчеты дополнительный риск, связанный с колебаниями обменного курса. По этой причине плавающий обменный курс может отрицательно влиять на внешнюю торговлю, поскольку усиливает неопределенность в международных экономических отношениях.

При плавающем обменном курсе, Центральный Банк не производит интервенций на валютном рынке, так что его валютные резервы остаются неизменными, а курс валюты определяется уравновешиванием спроса и предложения. 7, с.354].

На формирование валютного курса влияют:

1. покупательная способность денежных единиц и темп инфляции, но они не всегда прямо соответствуют изменениям курса;

2. состояние платёжного баланса;

3. разница процентных ставок в разных странах;

4. деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции;

5. степень доверия к валюте на мировых валютных рынках;

6. государственное регулирование валютного курса, состоящее в проведении девальвации — снижении курса или ревальвации — повышения курса [5,с.188].

В условиях плавающего обменного курса бюджетно-налоговая политика приобретает большую значимость для регулирования торгового, а, следовательно, и платежного баланса; внутреннее же равновесие становится объектом регулирования в основном для денежно-кредитной политики. Монетарная политика оказывает значительное влияние, как следует из вышесказанного, на внутренний выпуск (доход), однако необходимо иметь в виду, что рост спроса на отечественную продукцию происходит здесь в основном за счет увеличения спроса на экспорт на фоне оттока капитала.

Фискальная политика обусловливает в ее расширительном варианте повышение процентных ставок, что стимулирует приток капитала в страну, в результате чего счет движения капитала улучшается, но при возрастании курса национальной валюты.

Допустим, что мы имеем прежнюю ситуацию в экономике с исходным равновесием в точке Е, которое предполагает наличие существенной безработицы. Осуществление монетарной экспансии сдвинет кривую LM вправо, она займет положение LM', а внутреннее равновесие сместится в точку E'. В результате объем производства несколько возрастет, но этот рост будет достигнут ценой дефицита платежного баланса. Отечественная валюта начнет обесцениваться, что приведет к росту экспорта и сокращению импорта. Кривая IS сдвинется в положение IS', а кривая ВР пойдет вниз до тех пор, пока в точке E'' не установится новое «внутреннее» и «внешнее» равновесие. Следовательно, при гибком валютном курсе монетарная политика позволяет достичь желаемой цели в отличие от режима фиксированного курса. Пример монетарной политики в условиях гибкого валютного курса приведен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — Монетарная политика в условиях гибкого валютного курса. [19, с. 301]

Теперь рассмотрим эффективность фискальной политики в режиме гибкого валютного курс. Фискальная экспансия выразится в правостороннем сдвиге кривой IS и смещении «внутреннего» равновесия в точку E', при котором возникает избыток платежного баланса. Удорожание валюты приведет к падению объемов экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта нейтрализует эффект расширения спроса на внутреннем рынке и кривая IS начнет сдвигаться в обратном направлении. Новое «внутреннее» и «внешнее» равновесие установится в точке E''. Следовательно, экспансионистская фискальная политика будет лишь частично эффективной в режиме свободного валютного курса.

Очевидно, что разработка и проведение макроэкономической политики, обеспечивающей общее равновесие в открытой (в частности, малой) экономической системе, предполагают необходимость учета и многих других факторов, например, временнуго лага, фактора неопределенности, ожиданий потребителей и т. п. [6,с.626].

3.Проблемы и направления внешнеторговой политики в Республике Беларусь Внешнеторговую политику Республики Беларусь определяет Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

— реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

— обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

— единства таможенной территории Республики Беларусь;

— приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

— обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

— применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

— выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

— обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

— гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляется в целях создания благоприятных условий для резидентов Республики Беларусь — участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Республика Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и нормами международного права может на добровольной основе участвовать в зонах свободной торговли, таможенных союзах, иных межгосударственных образованиях.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

— таможенно-тарифного регулирования;

— нетарифного регулирования;

— запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

— мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Президент Республики Беларусь может предоставить Правительству Республики Беларусь право на принятие решений о применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отнесенных настоящим Законом к компетенции Президента Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов Республики Беларусь по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Беларусь считается одной из наименее либерализированных с точки зрения внешней торговли стран СНГ. Такая политика, несомненно, способствует защите национальных производителей ряда отраслей (например, в машиностроении, легкой и пищевой промышленности), это подтверждает также и опыт возникающих экономик Юго-восточной Азии.

В то же время государство должно четко отслеживать ее эффективность, поскольку крен в сторону протекционизма ограничивает конкуренцию и в определенной степени снижает благосостояние населения, вынужденного покупать более дорогие (из-за высоких пошлин) товары.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с состоянием институциональной среды. В январе 2009 г. правительством и администрацией президента был принят план первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, он был направлен на улучшение бизнес-климата, устранение излишних административных барьеров (в сферах регистрации, стандартизации, сертификации, лицензирования, санитарных и противопожарных норм и т. п.), сдерживающих развитие бизнеса.

Результатом этой работы стало существенное улучшение позиции страны в рейтинге всемирного банка (ведение бизнеса 2010), в котором Беларусь заняла 58-е место из 183 стран, поднявшись за два года со 115 места. Страна вошла в число 10 стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности, и была признана четвертой в мире из самых активных реформаторов.

В то же время по новому показателю «оценка по изменению условий ведения бизнеса» Беларусь в рейтинге «ведение бизнеса 2011» находится на третьем месте среди стран, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет. Так, например, по легкости начала бизнеса Беларусь поднялась на 7 место в мире.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что, согласно оценкам всемирного банка, содействие торговле в Беларуси все еще находится на достаточно низком уровне, что, несомненно, не способствует интенсификации торговых потоков и привлечению прямых иностранных инвестиций в страну. Например, по индексу логистики — показателю, который рассчитывается на основе опроса 1000 респондентов и отражает их восприятие состояния логистики (по семи ключевым аспектам), Беларусь ухудшила свою позицию и передвинулась с 74 на 110 место.

На решение данной проблемы, несомненно, позитивно повлияет сокращение количества и упрощение административных процедур, совершаемых государственными органами и организациями в сферах осуществления транспортных перевозок, государственного транспортного надзора, а также предполагаемое строительство в Беларуси транспортнологистических, оптово-логистических и многофункциональных центров, предусмотренное программой развития логистической системы до 2015 г. с точки зрения содействия торговле, развития экспорта и повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, важным является состояние финансирования внешнеторговых сделок (trade finance). Однако по данному показателю, согласно оценкам всемирного банка, Беларусь также занимает очень низкие места.

Так, по показателю «экспортные кредиты», характеризующему объем выданных и застрахованных экспортных кредитов, а также их отношение к общему объему экспорта, Беларусь находится на 85 и 153 месте в мире, поскольку в стране объем данных кредитов составляет только 22,4% к объему вывозимых товаров.

Для сравнения: в России данный показатель составляет 35%, в Украине — 43,4%, в Латвии и Польше — 76,6% и 56,2% соответственно. По показателю «международная торговля» (ведение бизнеса), оцениваемому на основе шести показателей: количеству документов, необходимых для осуществления экспортных импортных операций, количеству дней, которые необходимо затратить на экспорт-импорт издержкам (долларов США на один контейнер) на экспорт-импорт, Беларусь также пока занимает низкие места. Так, в 2009 г. из 183 стран она находилась на 129 месте, а в 2010 передвинулась всего на одну позицию вверх (128 место).

Следует, однако, отметить, что правительство Беларуси предприняло ряд шагов по упрощению процедур в сфере внешней торговли. Одним из основных документов, принятых в рамках данного блока, стал указ президента РБ № 104 от 19 февраля 2009 г., направленный на дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности путем упрощения порядка проведения и контроля внешнеэкономических операций. Согласно данному указу, достаточно сложная и трудоемкая процедура оформления паспорта сделки была заменена регистрацией сделки в течение одного дня в банке по заявительному принципу, были также расширены возможности проведения резидентами расчетов по внешнеэкономическим операциям, упрощены расчеты по внешнеторговым договорам, в частности, резидентам, было предоставлено право с разрешения национального банка РБ проводить расчеты по внешнеторговым импортным договорам без поступления товара на таможенную территорию РБ, ряд операций был выведен из-под действия валютного контроля, а также упрощен порядок исчисления и уплаты ряда сборов и таможенных пошлин.

Приказом государственного таможенного комитета от 4 сентября 2009 г. была введена в постоянную эксплуатацию в таможенных органах республики Беларусь национальная автоматизированная система электронного декларирования.

Кроме того, в целях улучшения позиции Беларуси по показателю «международная торговля» были реализованы следующие мероприятия:

* обеспечено внедрение автоматизированной системы электронного декларирования ввоза-вывоза товаров на территории республики Беларусь. По состоянию на ноябрь 2010 года, более 90% всех экспортируемых товаров и более 20% от общего количества импортируемых товаров декларировалось с применением данной системы. Это, в свою очередь, позволило сократить время на соответствующие процедуры таможенного оформления с 4−6 часов до 10−15 минут (в 8 раз). Соответственно снизились и финансовые затраты субъектов ВЭД на проведение таможенного оформления товаров. Кроме того, в рамках указанной системы ведется учет разрешительных документов, выданных Министерством торговли, Министерством здравоохранения, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Указанное обстоятельство на практике позволяет реализовать принцип «одного окна» при таможенном декларировании товаров;

* внедрена система предварительного информирования о перемещении товаров через границу республики Беларусь. Применение данной системы позволяет ускорить проведение таможенных процедур еще до фактического перемещения товаров через границу. В результате сокращение временных затрат составило порядка 50−60%, стоимостных — 20−25%. По состоянию на декабрь 2010 года, 20% ввозимых на территорию республики Беларусь товаров оформляются с применением системы предварительного информирования;

* проводится развитие системы анализа и управления рисками. Таможенный досмотр в настоящее время проводится с учетом анализа наличия оперативной информации о возможном нарушении правил ввоза/вывоза товаров, соответствующего профиля риска и индикатора риска. На практике это позволяет сократить количество досмотров перемещаемых товаров и грузов (транспортных средств) более чем в 5 раз;

* обеспечено снижение затрат на проведение экспортно-импортных операций. Так, в январе 2010 года отменен сбор за выдачу марок, идентификационных и иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления. Кроме того, проводится работа по подключению таможенных органов к единому расчетно-информационному пространству в целях расширения применяемых в настоящее время способов уплаты таможенных платежей. Это позволит субъектам ВЭД проводить расчеты с использованием банкоматов, терминалов, через сеть интернет;

* сокращена номенклатура продукции (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия. За период с 2008 по 2010гг. указанное сокращение составило порядка 40%. Боле того, разработан проект закона республики Беларусь «о внесении изменений и дополнений в некоторые законы республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», который направлен на дальнейшее сокращение перечня продукции (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

* создана рабочая группа по сокращению стоимостных затрат участников ВЭД на перевозку товаров при осуществлении экспортно-импортных операций. Проводится анализ статей данных затрат, изучаются возможные пути их сокращения [15,с.51−57]

Ввиду высокой степени открытости белорусской экономики основным каналом трансмиссии мирового финансово — экономического кризиса в страну стала внешняя торговля. Впервые сокращение торговли, и в первую очередь экспорта, было отмечено в 2008 году.

Таблица 3.1 — Основные показатели внешней торговли товарами Республики Беларусь.

миллионов долларов США

Товарооборот

71 952

49 873

60 168

87 178

92 464

со странами СНГ

40 317

27 540

34 172

48 470

53 834

со странами вне СНГ

31 635

22 333

25 996

38 708

38 630

Экспорт

32 571

21 304

25 284

41 419

46 060

со странами СНГ

14 360

9 316

13 636

20 375

23 693

со странами вне СНГ

18 211

11 988

11 648

21 044

22 367

Импорт

39 381

28 569

34 884

45 759

46 404

со странами СНГ

25 957

18 224

20 536

28 095

30 141

со странами вне СНГ

13 424

10 345

14 348

17 664

16 263

Сальдо

— 6 810

— 7 265

— 9 600

— 4 340

— 344

со странами СНГ

— 11 597

— 8 908

— 6 900

— 7 720

— 6 448

со странами вне СНГ

4 787

1 643

— 2 700

3 380

6 104

Экспорт в ВВП, %

Импорт в ВВП, %

в процентах к предыдущему году

Товарооборот

135,8

69,3

120,6

144,9

106,0

со странами СНГ

94,8

133,3

68,4

124,1

109,9

со странами вне СНГ

139,2

70,5

116,4

148,9

101,1

Экспорт

134,2

65,4

118,7

163,8

111,2

со странами СНГ

128,0

65,0

146,4

149,4

116,3

со странами вне СНГ

139,5

65, 72,5 7

97,2

180,7

106,3

Импорт

137,2

72,5

122,1

131,2

101,4

со странами СНГ

136,5

70,2

112,7

136,8

105,4

со странами вне СНГ

138,7

77,0

138,7

123,1

94,7

Это было вызвано как падением спроса на белорусские промышленные товары на российском рынке, так и снижением цен на сырьевые — в дальнем зарубежье. Наиболее значительное сокращение экспорта и импорта отмечалось в торговле с Россией, куда направляется около половины экспортируемых промышленных и потребительских товаров, а так же с Украиной.

Товарооборот со странами СНГ составил в 2009 году 133,3%, что на 38,5% больше, чем в 2008 году. В 2010 году составил 68,4%, что на 64,9% меньше, чем в 2009 году. В 2011 году — 124,1%, что на 55,7% больше, чем в 2010 году. А в 2012 году -109, 9%, что на 54,2 больше, чем в 2011 году. Таким образом, товарооборот со странами СНГ в 2012 году улучшил свои позиции.

Товарооборот со странами вне СНГ составил в 2009 году 70,5%, что на 68,7% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году составил 116,4%, что на 45,9% больше, чем в 2009 году. В 2011 году — 148,9%, что на 32,5% больше, чем в 2010 году. А в 2012 году — 101,1%, что на 47,8% меньше, чем в 2011 году. Из этого следует, что товарооборот в 2012 году меньше, чем в предыдущих годах.

Как показано в таблице 3.2, экспорт и импорт колеблется с 2009 года по 2012 год.

Таблица 3.2 — Индексы внешней торговли товарами Республики Беларусь (в процентах к предыдущему году).

экспорт

импорт

Всего:

индекс стоимости

65,4

118,7

163,8

111,2

72,5

122,1

131,2

101,4

индекс средних цен

73,8

115,4

123,2

100,2

83,0

113,1

113,2

92,7

индекс физического объема

88,6

102,8

133,0

111,0

87,4

108,0

115,9

109,4

Страны СНГ:

индекс стоимости

65,0

146,4

149,4

116,3

70,2

112,7

136,8

105,4

индекс средних цен

81,7

115,4

116,9

99,3

78,1

122,7

114,1

90,3

индекс физического объема

79,6

126,9

127,8

117,1

89,9

91,8

119,9

116,7

из них Россия:

индекс стоимости

63,7

148,2

145,8

112,4

71,2

108,1

137,9

108,1

индекс средних цен

84,7

113,0

114,3

97,6

78,3

124,1

113,4

89,5

индекс физического объема

75,2

131,1

127,5

115,2

90,9

87,1

121,6

102,8

остальные страны СНГ:

индекс стоимости

68,8

141,7

159,3

125,9

61,4

163,9

128,8

82,9

индекс средних цен

74,1

120,7

123,8

103,3

76,0

111,1

120,4

97,5

индекс физического объема

92,9

117,4

128,7

121,9

80,8

147,6

107,0

85,1

страны вне СНГ:

индекс стоимости

65,7

97,2

180,7

106,3

77,0

138,7

123,1

94,7

индекс средних цен

67,9

115,0

130,5

101,1

94,3

99,2

111,4

96,8

индекс физического объема

96,8

84,5

138,4

105,1

81,6

139,8

110,5

97,9

Индексы внешней торговли по инвестиционным, промежуточным и потребительским товарам колеблется с 2009 по 2012 год. Как мы видим на таблице 3.3.

Таблица 3.3 — Индексы внешней торговли по инвестиционным, промежуточным и потребительским товарам (в процентах к предыдущему году).

Экспорт

Импорт

Инвестиционные товары

индекс стоимости

49,8

140,7

157,2

114,0

67,6

122,5

114,6

127,9

индекс средних цен

94,2

99,4

108,3

99,5

92,0

96,6

105,4

94,8

индекс физического объема

52,9

141,5

145,2

114,6

73,5

126,8

108,7

134,9

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

ТОВАРАМИ

Промежуточные товары

индекс стоимости

63,3

108,7

176,3

112,0

72,1

122,1

135,3

100,7

индекс средних цен

68,2

120,6

128,4

101,4

80,1

120,3

114,3

90,6

индекс физического объема

92,8

90,1

137,3

110,5

90,0

101,5

118,4

111,1

в том числе:

энергетические товары

индекс стоимости

66,2

87,3

208,3

112,7

80,9

106,8

155,4

95,3

индекс средних цен

60,9

133,3

136,4

102,7

79,4

130,7

114,5

87,3

индекс физического объема

108,7

65,5

152,7

109,7

101,9

81,7

135,7

109,2

прочие промежуточные товары

индекс стоимости

60,4

132,3

153,0

111,3

63,9

140,0

117,4

107,0

индекс средних цен

75,6

106,7

122,6

100,2

80,7

108,1

114,1

94,5

индекс физического объема

79,9

124,0

124,8

111,1

79,2

129,5

102,9

113,2

Потребительские товары

индекс стоимости

88,3

137,0

141,4

106,3

77,5

121,9

125,7

86,3

индекс средних цен

85,9

118,3

112,8

96,2

93,9

100,2

115,7

98,4

индекс физического объема

102,8

115,8

125,4

110,5

82,5

121,7

108,6

87,7

Стимулирование экспорта:

* Для стимулирования экспорта правительство также предложило систему компенсации транспортных расходов в том случае, если при поставках на внешние рынки продукция вывозится за пределы страны на расстояние более 1 тыс. км.

* Был подписан указ Президента Республики Беларусь № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь», согласно которому в случае приобретения зарубежными покупателями белорусских товаров в кредит республиканский бюджет может компенсировать в 2009;2010 гг. часть процентов по нему, если он выдан банками государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление. Данная мера направлена в первую очередь на стимулирование инвестиционного экспорта в Россию.

* в свою очередь, в целях активизации потребительского экспорта индивидуальным предпринимателям была предоставлена возможность вывозить белорусские товары практически без уплаты налогов и контроля со стороны государства [15,с.69−74]

Таким образом, основной целью внешнеэкономической политики Республики Беларусь является эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны [13,с.73]

Заключение

В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути догоняющего развития.

Государства используют нетарифные методы торговой политики. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

При определении начального уровня связывания таможенных пошлин следует исходить из объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен. Однако действующие цены несовершенны, их нельзя в полной мере использовать непосредственно для расчета таможенных пошлин. Здесь необходимо учитывать и другие факторы, оказывающие значительное влияние на уровни таможенных пошлин, а именно:

1. степень чувствительности товара к тарифной защите;

2. уровень конкурентоспособности продукции;

3. уровень занятости населения в отрасли;

4. замещаемость товара.

На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли, включая режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам.

Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности.

В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.

В целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно.

При всей важности и необходимости выхода Белоруссии на международные финансовые рынки следует отметить что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить, прежде всего, дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг.

Список источников Жуков Е. Ф. Международные экономические отношения 2000 г. — 240с.

Николаева И. П. Мировая экономика: учеб. / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 240 с.

Липсиц И. В. Экономика: учебник, Минск 2006 г. — 656с.

Агапова Т.А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник/ Под общей ред. д.н.э., проф. А. В. Сидоровича — 6-е изд., 2004 г. — 448с.

Литвинович К. Р. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине деньги, кредит, банки Минск 2006 г.

Михайлушкин А.И., Шимко П. Д. Международная экономика. М.: Высшая школа, 2009 г. -276с.

Ивашковский С. Н. Макроэкономика. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Дело — 2002 г. — 470с.

Белинская Я. Валютный курс и ограничение инфляции. // Экономист. 2008. № 4. с.75−80

Зенькова, Л. П. Макроэкономика /Л. П.Зенькова.- М.: ИВЦ Минфина, 2013;309−318 с.

Фомичев, В. И. Международная торговля /В.И. Фомичев. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 446 с.

Мировая экономика / под ред. А. К. Корольчука, С. П. Гурко. — Мн.: Экоперспектива, 2002. — 240 с.

Глушень, М. Т. Анализ экономических угроз внешнеторговой деятельности в контексте развития белорусской экономики /М.Т. Глушень // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2008. — № 6. — С. 37 — 49.

Современная экономика /науч. ред. О. Мамедов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 544 с.

Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 ноября 2005 г. № 60-З http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10500060&p2={NRPA} дата доступа 30.10.2013

Беларусь: влияние торговой политики на человеческое развитие. Точицкая И. Э., Крук Д. Э. — Мн: представительство ООН ПРООН в республике Беларусь, 2010. — 116с Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» http://miu.by/userfiles/file/Aspirantura/synopsis/2013/2013;04−05_80 005 дата доступа 17.12.2013.

Внешняя торговля РБ статистический сборник. Национальный статистический комитет РБ — под редакцией В. И. Зиновского. Минск 2013. — 19 — 25 с.

Внешнеторговая политика — С. Н. Лебедева, О. В. Морозова, М.В. Тимошенко/ издательство Гревцова, 2014 — с. 4 — 5.

Макроэкономика: учебное пособие/ Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова, Минск 2013 — с. 290−308.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой