Налоговая система Чехии
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика — комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является… Читать ещё >
Налоговая система Чехии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«российский государственный аграрный университет — МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау — МСХА имени К.А. Тимирязева) Экономический факультет Кафедра «Налоги и налогообложение»
Реферат По дисциплине: «Налогообложение»
На тему: «Налоговая система Чехии»
Выполнила: студентка 331-эк Нефедова М.Ю.
Проверила: Шадрина М. А.
Москва 2015
Содержание Введение
1. Особенности налоговой системы Чехии
2. Начисление и виды налогов
3. Сущность и значение налоговой политики Заключение Список литературы Введение Действующая в Чешской Республике налоговая система полностью соблюдает принципы фискальной политики рыночной экономики. Она следит за обеспечением гибкой взаимосвязи доходов и расходов государственного бюджета с развитием валового внутреннего продукта, созданием равных условий конкуренции, поддержкой общественно полезной предпринимательской деятельности и преследует цель сближения налоговой системы ЧР с системой ЕС.
Несмотря на то, что практически все страны Европы стремятся к единству законов и интеграции в сферах экономической и социальной политики, налоговые системы европейских государств не отличаются единством.
Аналитики российской консалтинговой компании «ТаксАрт Групп» исследовали налоговые системы 38 европейских стран: как с развитой рыночной экономикой, так и слабой, все еще «шатающейся» после распада социалистических государств.
С 2004 года Чехия является членом Евросоюза, однако, не входит в Еврозону. Налоговая система Чешской Республики во многом схожа с налоговыми системами других европейских стран. Уровень налоговой нагрузки в этой стране достаточно высок. Реформирование законодательства о налогах в Чехии пришлось на 2007;2009 гг.
Изучая налогообложение в любой стране, важно определить тот спектр задач, которые необходимо рассмотреть. В первую очередь, необходимо ознакомиться с особенностями налоговой системы страны. А лишь затем можно приступать к рассмотрению конкретных налогов. Также важно отметить, какими способами государство осуществляет налоговую политику. Цель работы — комплексно изучить налоговую систему Чехии и разобраться в том, как она действует. Для этого воспользуемся учебной литературой и при необходимости интернет-ресурсами.
1. Особенности налоговой системы Чехии Законы, составляющие основу чешского налогового законодательства, были в течение 1998 г. существенно пересмотрены. В частности, ставка подоходного налога юридических лиц изменилась с 39% до 15%, а с 1 января 2010 года она составила 15%, повысились пороги необлагаемых налогом доходов, заново создан раздел о возврате НДС иностранцам. В настоящем разделе мы приводим основные данные о налогах на физических и юридических лиц, существующие в Чешской Республике сегодня.
В связи с вступлением ЧР в ЕЭС, налоговая система Чешской Республики претерпевает в настоящее время сильные изменения в сторону унификации с налоговыми законодательствами стран объединенной Европы: это и постепенное снижение налога на прибыль юридических лиц с 31% до 19% в 2010 году (2004 год — 28%, 2005 год — 26%, 2006 год — 24%, 2007 год — 24%, 2008 год — 21%, 2009 год — 20%, 2010 год — 19%), это возможность списания убытков за предыдущие годы и тем самым возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли в течение последующих 5 лет (до 2004 года — 7 лет), повышается необлагаемый минимум на детей с 23 520 крон до 24 840 крон в год и т. д.
Чешская республика является правовым демократическим государством с рыночной экономикой, и налоговая система Чешской Республики соблюдает эти принципы.
Мы предлагаем Вашему вниманию информацию по основным чешским законам, знание которых необходимо иностранному предпринимателю:
Годовой баланс фирмы должен быть сдан до 31 марта, следующего за отчетным, года, при задержке — штраф в размере 0,05% фиксированного налога за каждый день просрочки, но не более чем на 5% от суммы налога или 0,01% налоговых убытков за каждый день просрочки, но не более чем на 5% от суммы налоговых убытков. Баланс может быть сдан до 30 июня при условии, что его готовит и сдает налоговый специалист, имеющий лицензию, но об этом необходимо сообщить в налоговую инспекцию до 31 марта.
Подоходный налог с физических лиц взимается с учетом следующих доходов:
" доходы по наемному труду и должностному содержанию;
" доход от предпринимательской или другой независимой доходной деятельности;
" доходы от капитала;
" доходы от аренды;
" остальные доходы.
С 1 января 2010 ставка налога составляет 15%. Налоговая декларация должна быть подана любым, чей годовой доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, превышает 15 000 Крон. Кроме того налоговую декларация обязано подать и то физическое лицо, чей годовой доход не превышает 15 000 Крон, но имеет налоговые убытки.
Подоходный н алог с юридических лиц взимается с доходов, поступающих из источников на территории ЧР и из источников за границей. С другой стороны, плательщики, не пребывающие долговременно на территории Чешской Республики, обязаны платить только налог с доходов, полученных на ее территории.
Предметом налога являются доходы от всех видов деятельности и распоряжения всем имуществом, если в законе нет других прямых указаний. Ставка налогов с доходов юридических лиц составляет с 2004 года 28% с постепенным снижением до 19% в 2010 году. Для инвестиционного, паевого и пенсионного фондов ставка налогов равна с 2004 года 15%
базы налогообложения, сниженной на статьи, указанные в законе. Во всех случаях в годовой баланс не входят расходы: неустойка, штрафы, основной капитал фирмы, убыток больший, чем деньги, которые получены по страховке, расходы на презентации. Налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на стоимость подарков до 10 000 крон (в школы, больницы и т. д.), но не более 5% от базы налогооблагаемой прибыли.
2. Начисление и виды налогов Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является основным компонентом налоговой системы. Ставка налога на добавленную стоимость изменяется в зависимости от вида деятельности — торговли или предоставления услуг. Основной тариф равен 21%, пониженный тариф — 15%. Пониженный тариф применяется при начислении НДС на доходы от услуг, торговли продуктами, в медицине. НДС платится ежемесячно при годовом обороте более 10 000 000 крон и один раз в квартал при обороте менее 10 000 000 крон в год.
НДС был введен в Чешской Республике с 1 января 1993 года (№ 88/1992 Свода законов и последующие дополнения к нему). Обложению этим налогом подлежит деятельность внутри страны, импортные товары и нерегулярные международные автобусные перевозки пассажиров, осуществляемые иностранной транспортной фирмой в Чехии.
Обязательными плательщиками налога являются лица, проживающие в ЧР, в пользу которых осуществляется данная деятельность, а при ввозе товаров — лица, для которых должны быть пропущены товары. В случае нерегулярных автобусных перевозок внутри страны налог оплачивает иностранная транспортная организация. Налогообложению подлежат как физические, так и юридические лица. Если в законе нет специальных оговорок, то платить налог на добавленную стоимость обязаны все лица, попадающие под действие данного закона, оборот которых в течение 12 следующих за собой календарных месяцев превысил сумму 1 000 000 крон.
Предметом налогообложения являются все предусмотренные законом виды деятельности, осуществляемые возмездно и безвозмездно, включая натуральное выполнение внутри страны. При ввозе товаров для обложения налогом действительны положения таможенных предписаний, если в законе нет других оговорок. Обязательность оплаты налога при ввозе товара возникает со дня возникновения таможенного долга.
Если же эти товары освобождены от оплаты пошлины, то они освобождаются и от оплаты НДС. Вывоз товаров за границу, осуществляемый плательщиком, освобожден от налогообложения. Основная ставка налога на добавленную стоимость -20%. Товары, указанные в особых списках, подлежат налогообложению в размере 14% (например, энергия, некоторые виды продуктов питания, минеральные масла, некоторые услуги). Закон одновременно содержит перечень статей (видов товаров и услуг), к которым налог на добавленную стоимость не применяется (почтовые услуги, медицинское обслуживание, перевод и сдача в аренду земли, расходы за аренду и др.). Следует прочитать: УКАЗ МФ № Д-149. Применение налога на добавленную стоимость в условиях структур иностранных лиц, занимающихся деятельностью на территории Чешской Республики.
Отчисления на пенсионное и медицинское страхование.
У наемного работника из начисленной зарплаты отчисляется:
" на социальное страхование — 6,5%,
" на медицинское страхование — 4,5%,
" подоходный налог — 15% и более за вычетом отчислений на социальное и медицинское страхование и необлагаемого минимума на работника, неработающей супруги (супруга) и детей до 18 лет (до 26 лет при условии, если ребенок обучается и живет совместно с родителями и не имеет собственных источников дохода).
Предприятие также обязано перечислить на начисленную заработную плату
" на социальное страхование — 25%,
" на медицинское страхование — 9%.
Эти расходы считаются затратами и уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия.
Дорожный налог При наличии зарегистрированного в фирме автотранспорта фирма платит дорожный налог — в зависимости от вида автотранспорта и объема двигателя — от 1200 крон до 4200 крон (800−3000 куб. см.).
Налог на недвижимость
Предметом налога на землю являются участки земли в Чешской республике. Налогоплательщиком является владелец участка земли. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.
Законом ЧР № 338/1992 Сб. «О налоге на недвижимость» (дополненный и измененный законами №№ 315/1993 Сб., 242/1994 Сб. и 248/1993 Сб.)
определен налог на недвижимость, в который входят:
" налог с участков (земельный),
" налог со строений.
Налоговая ставка за каждый квадратный метр:
Налоговая ставка следующая:
" На участки земли, зарегистрированные как пахотные земли, хмельники, виноградники, огороды и сады — 0,75% от налогооблагаемой суммы, рассчитанной как кратное величины участка в кв.м. и официальная цена квадратного метра земли (определяется центральными органами Чешской Республики в зависимости от качества земли).
" На участки земли, зарегистрированные как луга, пастбища, леса, пруды — 0,25% от налоговой суммы, рассчитанной как кратное величины участка в кв.м. и официальная цена квадратного метра земли (определяется центральными органами Чешской Республики в зависимости от качества земли).
" На участки земли, зарегистрированные как застроенные участки или дворцовые площади — 0,10 KC/кв.м.
" На участки земли, предназначенные для строительства, но еще незастроенные 1 KC/кв.м.
При исчислении величины налога основную залоговую ставку умножают на коэффициент, зависящий от величины населенного пункта и численности населения. Самый высокий коэффициент в Праге — 5.
Налог на здания и строения
Предметом налога являются здания и строения на территории ЧР. Налогоплательщиком является владелец зданий и строений. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.
Ставка налога следующая:
" На жилые (многоквартирные) дома — KC 1 за кв. м. застроенной площади.
" На дачные постройки и индивидуальные дома (виллы, особняки) — KC 3 за кв.м. застроенной площади.
" На отдельно стоящие гаражи — KC 4 за кв.м. застроенной площади.
" На здания и строения, используемые в предпринимательских целях: для первичного сельскохозяйственного производства, лесного и водяного хозяйства — KC 1 кв.м. застроенной площади;
" Для промышленного производства, строительства, транспорта, энергетики и остального сельхозпроизводства — KC 5 кв.м. застроенной площади,
" Для остальной деятельности — KC 10 за кв.м. застроенной площади.
Основная ставка за 1 кв.м. повышается у многоэтажных зданий за каждый следующий надземный этаж свыше 1-го на KC 0,75.
Примечание: В зависимости от нахождения этих зданий и строений в нижеуказанных селениях рассчитанная ставка налога корректируется коэффициентом:
" 0,3 в селениях до 300 жителей
" 0,6 в селениях свыше 300 жителей до 600 жителей,
" 1,0 в селениях свыше 600 жителей до 1000 жителей,
" 1,4 в селениях свыше 1000 жителей до 6000 жителей,
" 1,6 в селениях свыше 6000 жителей до 10 000 жителей,
" 2,0 в селениях свыше 10 000 жителей до 25 000 жителей,
" 2,5 в селениях свыше 25 000 жителей до 50 000 жителей,
" 3,5 в селениях свыше 50 000 в городах Франтишковы Лазне, Марианске Лазне и Подебрады,
" 5 в городе Прага.
Налог на продажу недвижимости.
Налогоплательщиком является продающий недвижимость. Налоговая ставка составляет 4% от налогооблагаемой суммы, которая определяется высшей ценой, либо из цены, указанной в договоре купли-продажи, либо цены оценки. Налоговые сведения представляются в налоговый орган до 30 дней после регистрации сделки, и налог оплачивается до 30 дней после получения платежного извещения.
Льготное налогообложение.
Правительство Чехии одобрило пакет мер для привлечения инвестиций в чешскую экономику. Льготы включают:
" пятилетнюю отсрочку по взиманию налога на корпорации и последующую налоговую скидку в размере пятилетнего налога;
" освобождение от уплаты таможенных пошлин на импортируемое оборудование и 90-дневную отсрочку на уплату налога на добавленную стоимость;
" создание специальных таможенных зон для промышленных объектов;
" предоставление субсидий — в форме беспроцентных кредитов — для покрытия 50% расходов на подготовку персонала из числа чешских граждан;
" предоставление чешским фирмам субсидий для создания рабочих мест в слаборазвитых регионах;
" продажа земельных участков за символическую цену в специально выделенных регионах.
Однако пакет устанавливает чересчур высокий порог для получения этих льгот — инвестиции должны быть в объеме не менее 850 млн. крон (22 млн. долларов), что практически исключает чешских инвесторов. Кроме того, в нем отдается предпочтение инвестициям в производство высокотехнологической продукции, в то время как фирмы в Чехии нуждаются в средствах для реорганизации, указывают критики. Тем не менее, как ожидается, эти льготы привлекут иностранные инвестиции. По данным государственного управления «ЧехИнвест», по крайней мере, девять потенциальных инвесторов из США, Японии и Германии, ждали этого решения, чтобы вложить капиталы в производство электроники, точное машиностроение и автомобилестроение.
Сроки ускоренного списания имущества, действующие с 1 января 1999 года
" 1 группа: сокращен с 4 до 3 лет
" 2 группа: сокращен с 8 до 5 лет
" 3 группа: сокращен с 15 до 10 лет
" 4 группа: сокращен с 30 до 20 лет
" 5 группа: сокращен с 45 до 30 лет Начиная с 2004 года введена новая 6 группа списания административных зданий — 50 лет.
Соглашения об устранении двойного налогообложения.
Чешская Республика заключила договора об избежании двойного налогообложения с Албанией, Австрией, Египтом, Эстонией, Финляндией, Венгрией, Индонезией, Ирландией, Кореей, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Португалией, Румынией, Российской Федерацией, Словацкой республикой, Швейцарией, Таиландом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Соединенными Штатами. Также договоры об избежании двойного налогообложения подписаны с Белоруссией, Малайзией, ЮАР, Венесуэлой, однако пока они не ратифицированы.
3. Сущность и значение налоговой политики Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог — одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т. е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика — комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый типполитика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй типполитика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий типналоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Заключение
фискальный налог чешский акциз Налоговая система Чешской Республики аналогична налоговым системам других европейских стран. Как правило, налоги делятся на прямые налоги, связанные с доходами субъекта, и косвенные налоги, связанные с потреблением или покупкой товаров и услуг.
Налоговая система Чешской Республике состоит из следующих налоговых категорий: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на недвижимое имущество, налог на приобретение недвижимого имущества, дорожный налог, акцизы и экологические налоги. Каждый вид налога определяется в конкретном законодательном акте. Управление и сбор налогов находится в ведомости Министерства финансов Чешской Республики и ему подчиненных административных органов, прежде всего, местных налоговых органов.
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
Общие принципы налогообложения устанавливают Законы о налогообложении, которые определяет объект налогообложения, права и обязанности, ответственность налогоплательщика и управляющего налогами.
1. Мамбеталиев Н. Т., Лебедева Т. В., Становление налоговых систем в государства Евразийского экономического сообщества // Налоговый вестник.- 2001. — № 5. С.7−11
2. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учеб. пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 174 с.
3. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 296 с.
4. Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И. Г. — М.: Финансы и статистика, 2009. -332 с.
5. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. — М.: Закон и право, Юнити, 2009. -289 с
6. Бирюкова Н. Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС.// Налоги и налогообложение. 2011 № 2.
7. Бобоев М. Р. Мамбеталиев Н.Т. Специальные налоговые режимы в странах Евросоюза.// www.nalog.ru