Стиль речи современной молодежи
Важные процессы в жизни школьника и учащегося старших классов происходят за счет расширения жизненного мира самой личности, сюда относят ее круг общения, групповую принадлежность и вид людей, на которых сориентировано внимание этой личности. Современные принципы и технологии достаточно хорошо развивают речь молодежи и обогащают круг общения. Появление компьютера и интернета повлекло за собой… Читать ещё >
Стиль речи современной молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стиль речи современной молодежи
Великий русский язык имеет особенную судьбу и она, к счастью, не безразлична населению. Его течение уязвимо и подвергается множественным изменениям, но человек не в силах понять, насколько это актуально, стоит ли радоваться такому событию или может быть стоит вложить свои силы в изменение существенных ошибок?
На самом деле, даже несколько десятков лет для развития русского языка, это совсем ничтожный период, однако есть такие промежутки времени в истории, когда языковые изменения происходили с огромной скоростью. Если, к примеру, взять русский язык, которым пользовались в двадцатом веке, то можно с легкостью объяснить факт стремительных изменений.
Если бы мы хоть на короткий промежуток времени попали в прошлое, то найти общий язык даже с, так сказать, нашими соотечественниками было бы очень трудно, мы бы не поняли друг друга. Связано это с введением новых слов и понятий.
Разумеется, что все языковые изменения и их скорость, связана с внешними причинами. К этому можно отнести социальные преобразования и изменения во взаимодействии общества с родным русским языком.
Стоит отметить, что двадцатый век стал актуальным не только для историков, но и для лингвистов. На самом деле над русским языком был проведен огромный социологический эксперимент. Колоссальные социальные проблемы: революция, война, перестройка, — внесли огромный вклад в развитие русского языка.
Помимо самостоятельных изменений в русском языке, целенаправленное влияние на него оказывала власть, так как сам язык считался ее главным орудием.
В возрасте старшеклассника общение играет ключевую роль в создании личности и нравственности человека. Именно от того каким образом проводится общение молодежи, зависит формирование личности. Многие взрослые и пожилые люди недовольны тем, как сегодня общается современная молодежь. По сути, речь современных детей старшего школьного и студенческого возраста назвать нормальной достаточно трудно, и на самом деле у окружающих она вызывает большое количество негатива.
В подростковой сфере были проведены исследования, которые доказывают, что степень жаргонизации среди парней достигает более 50%, а среди девушек примерно 35%. Это говорит о существовании слов заменителей в русском языке, таких как классно, клево, отпад, круто, супер.
Речь отражает происходящую действительность в обществе. Она напрямую связана с изменениями, которые зачастую происходят в нашей жизни. А эти изменения, в свою очередь связаны с жизненными ориентирами, ценностями и культурой.
Целью текущей работы считаю изучение причин, которые вызвали изменение речи современного подростка. Также рассмотрим роль преподавателя в этих особенностях. Это обеспечит анализ речевой культуры подростка, не только со сверстниками, но и с родителями и другим взрослым обществом.
Глава 1. Влияние социальных факторов на общение современной молодежи общение молодежь речь Если верить истории, то социальное положение страны всегда оказывало свое влияние на речь общества. Именно поэтому можно сделать вывод, что стиль речи современной молодежи, является отражением неправильной социальной политики государства, а также неправильного состояния общества.
Времена идут, и разумеется язык меняется. Например, в 30 годы речь была основана на жаргоне беспризорников и воров, а также сюда относился митинговый язык солдат и матросов. От них появились разные жаргонные слова и обращения, например, братишка.
Именно в те годы, актуальным стал вопрос о том, как можно сохранить русский язык и собственно его культуру, так как имеющийся вариант языка совершенно не устраивал власть. Решением этой задачи послужило введение нового контингента людей, которые создавали новую деятельность, и таким образом совершали новые типы общения. Очень важно было, чтобы таких личностей никто не понимал. Ведь от этого зависел весь интерес и конечный результат.
Сегодня, в языке бытует общепринятый жаргон, его мы слышим не только среди молодежи, но даже в телевизионных передачах и радио эфирах, это крайне неприемлемо для культурных ценностей. Происходит стремительное и регулярное введение новшеств в наш язык, это принято считать характеристикой жизни современного подростка и вообще любого человека.
В настоящее время социальная политика нашего государства никаким образом не стимулирует развитие у подростков умения говорить. Более интересным сейчас для государства выступает компьютеризация общества. Именно поэтому традиции и нормы общения терпят глобальные изменения, что является следствием катастрофического кризиса в общении.
Школьник и его потребность в самовыражении.
Существует и другая причина появления особого языка у подростков. Начнем с того, что школьник должен уметь само выражаться, а на сегодняшний день, языксамая удобная форма. Во-вторых, ему необходимо, чтобы его речь понимали, а сделать это с использованием литературного русского языка будет несколько сложнее.
Самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем — в практике живой реальности и с опорой на текущие события. С этих же позиций следует оценивать и значение общения — деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.
Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающих никаких эмоций. Тем не менее агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия.
На самом деле, человек вполне способен переболеть этим заболеванием, так как такие чувства к общению вызываются именно в подростковом и молодежном возрасте. Как только человек взрослеет, охота общаться именно таким образом пропадает.
Преподаватель, в свою очередь, должен понимать, что устраивать какие-то лекции по поводу нормативного общения между сверстниками будет совсем неуместно. И что же для этого сделать? Прежде всего нужно призывать школьников не употреблять жаргон, позаимствованный у сообщений из интернета, не стоит обращать внимание на то, каким образом выполняется общение по телевизору.
После этого дети будут понимать, что использование русского народного слова на стенках зданий неправильно, а также употреблять маты и другие нецензурные выражения перед взрослым человеком расцениваются как оскорбление или неуважение к нему.
Компьютерный жаргон и его влияние на молодежную речь Использование компьютерного жаргона, это совершенно новое явление, которое абсолютно не удовлетворяет потребности взрослого человека, и наоборот у молодежи вызывает бурный интерес. Известно, что компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни и даже рабочим элементом. Кроме того, ПК можно считать источником активного общения между людьми, а также получения оперативной информации.
Ранее компьютерным сленгом пользовались люди, которые напрямую были связаны с работой на устройстве или же с ремонтными работами, связанными с этим устройством. Сегодня же, такой жаргон вошел в общение множества категорий людей (возрастных, социальных и других групп). Распространению такого сленга способствуют: политика государства, значимость компьютера в современной жизни и интерес человека к инновационным технологиям.
При большом желании можно минимизировать зависимость подростка от компьютера, при этом стоит отметить, что ненормальная лексика пройдет не скоро. Как уже утверждалось выше, этот сленг исчезнет без следа с взрослением, хотя и в это поверить на сегодняшний день достаточно сложно.
Овладев компьютерными навыками множество людей меняют свое общение, будь то подросток, взрослый или даже человек в возрасте. Но именно молодежь оказывается под сильнейшим влиянием социальных сетей, компьютерных игр и бесконечного количества информации, зачастую совсем ненужной.
Общение молодежи и расширение ее сферы.
Важные процессы в жизни школьника и учащегося старших классов происходят за счет расширения жизненного мира самой личности, сюда относят ее круг общения, групповую принадлежность и вид людей, на которых сориентировано внимание этой личности. Современные принципы и технологии достаточно хорошо развивают речь молодежи и обогащают круг общения. Появление компьютера и интернета повлекло за собой зависимость от социальных сетей и общения в чатах.
На основании этого может легко поменяться поведение подростка, например, в переходной период ребенок начинает отчуждение от взрослого и ищет поддержки у своих сверстников и друзей. Хотя все мы понимаем, что это неправильно.
Проблемы у взрослых при общении с подростком могут возникать настолько резко, насколько на данный момент ребенок переходит из состояния юношества в состояние взрослой жизни. Но есть и другая важная характеристика речи современного ребенка-это первобытность. Слово достаточно необычное, при этом значение его достаточно знакомое. С чем же связано это явление? Во-первых, это возможность появления других речевых форм, в тот момент, когда предыдущие не успели закрепиться. Другой признак первобытности молодежной речи говорит о неопределенности, то есть незнание значений некоторых слов, которые поступают в употребление.
Самые разнообразные высказывания могут быть отрицательными и положительными, таким образом, происходит оценивание ситуации, судя из разговора молодежи.
В молодежном сленге есть возможность эмоционально-игрового начала. На основе этого, возникает вопрос почему, если дети знают, как говорить правильно, почему же не используют это требование. Ответ достаточно прост, потому что у детей такого возраста совершенно другая система ценностей, другие нормы, другими словами анти-нормы.
В зависимости от ситуации и круга общения все сказанные слова, которые не вписываются в культурный жаргон, могут свидетельствовать о разнообразных эмоциях, даже противоположных. При этом узнать высказанную эмоцию помогут жесты и мимика, без которых сегодня не обходится ни одна речевая обстановка.
Ранее, известным деятелем Лихачевым был установлен жаргон для уголовной обстановки. Такая форма общения в определенных кругах отличалась диффузностью и примитивом. Считается, что этот первобытный вид общения — острое заболевание языка.
Основное значение, которое заслуживает общественного внимания, это качество жаргона, который употребляет молодежь. Стоит отметить, что речевое поведение стало регулироваться нормой и антинормой, и как понятно, современная лексика молодого поколения предпочитает антинорму.
Глава 2. Влияние преподавателя на формирование речи у подростков Как известно преподаватель или любой педагог, это культурная личность, именно потому его невозможно представить без красивой и культурной речи. Но даже он способен достичь хорошего результата только если будет длительное время работать над собой. Помощником в этом будет активное общение с людьми и изучение различных источников. Лучшие образцы речевого общения помогут обогатить себя.
Деятельность преподавателя обязательно связана с постоянным общением между другими преподавателями и со сверстниками, а также непосредственно с учащимися. Если учитель является руководителем класса, то он обязательно должен проводить воспитательную работу с каждым из учеников при этом обучать их правильной постановке речи. Также работа преподавателя, прежде всего направляется на улучшение ответственности учеников.
Речь учителя любого предмета должна всегда быть подражанием. Она должна быть четкой, подготовленной и структурированной таким образом, чтоб ученик легко воспринимал ее и понимал. Это одно из главных требований к учителю. Особенно это важно при объяснении нового материала, который должен быть доступен в легкой форме, и только тогда, учащийся будет способен воспринимать это как ясное и понятное.
Исходя из этого ребенок учится обустраивать свою речь как положено. Что же такое стиль педагогического общения? С научной точки зрения это совокупность реакций поведения, из которых можно легко выявить стиль преподавания предмета, а также компетенцию педагога и его уровень подготовки по работе с детьми.
Следует помнить, что учащийся воспринимает речь учителя, как норму. Поэтому особое внимание должно обращаться на форму речи, ее нормативный характер, она должна быть доступной для подражания и восприятия учениками.
На самом деле общепринятой классификации речи преподавателя нет, но есть определенные виды, которые более распространены:
Общение-устрашение;
Общение-заигрывание;
Общение с четко выраженной дистанцией Общение дружеского расположения Общение с совместной увлеченностью На самом деле русская молодежная речь — это феноменальное явление, которое невозможно трактовать, однако зависит оно от временных и бытовых рамок. Часто такой сленг можно встретить в отдельных референтных группах. Другими словами, русский язык можно назвать лабораторией, в которой исследования происходят при помощи педагога и ученика, их взаимодействие приводит к усовершенствованию и развитию речи.
Для того чтобы разобраться с существенными изменениями достаточно просто рассмотреть взаимодействие учащихся школы с предложенной им информацией со стороны преподавателя по соответствующему предмету.
Развитие восприятия связано с интеллектуализацией всего чувственного познания. Школьнику надо не просто видеть наглядный материал, но и разобраться в чертеже, схеме, рисунке, выделить существующие в них зависимости. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинно-следственных связей.
Подростки зачастую пренебрежительно относятся к наглядному материалу, не умеют с ним работать. Трудности в решении задач по физике, химии связаны с неумением увидеть в них конкретное выражение закона, правила, теоремы. У подростков еще только складываются новые отношения между отвлеченным и конкретным, всеобщим и его разнообразными проявлениями.
Однако под влиянием учителя рассуждения все больше включаются в процесс восприятия. С. Л. Рубинштейн заметил, что способный математик отличается от неспособного, умением видеть задачу, чертеж. И это умение начинает развиваться в подростковых классах.
Заключение
.
Изменение речевых особенностей, сегодня играет большую роль и происходит, в частности из-за того, что происходит смена материальных ценностей, разделения в обществе, смена отношений в личной жизни и других значимых событий.
Если происходит ожесточение личности, проявляется злость, это может привести к ожесточению и усилению матерных употреблений. Общение со своими сверстниками среди молодежи остается одним из значимых. При дефиците такого общения, могут возникнуть конфликты с более возрастным поколением.
Сегодня направляются массовые действия не только на изучение проблематики и синхронизации речи среди молодежи, но и на истребление всех причин, которые приводят к использованию в лексике ненормативных выражений.
Теперь молодежь использует нецензурную лексику, позабыв о бытованиях из древности, например, о том, что такие слова употреблять грешно. Но это уже отношение к вере и религии. В большинстве языков столь остро неприличных и оскорбительных слов просто нет, и вряд ли это плохо. Как уже отмечали ученые, став более обыденными, матерные слова утратят свою особую значимость и станут просто грубыми.
Забыв старинные заповеди, современная молодежь использует бранные обороты речи как своего рода междометия или просто способы связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. В определенный период роста молодежи необходимо переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
Пусть в каждом из нас проснется такой человек-борец со сквернословием. И тогда, возможно, наша всеобщая нетерпимость к сквернословию, запрет на употребление нецензурных слов в обществе, а в школе — абсолютный и безусловный запрет, смогут предотвратить перерастание этой постыдной болезни в тотальную эпидемию.
Список использованных источников
1. В. И. Шупенина, Власенков А. И, Л. М. Рыбченкова. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2002 г.
2. Голуб И. Б. Стилистика русского языкаМ: 2010, -448 с
3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П. Стилистика и культура речи. Учебное пособие по русскому языку, Феникс, 2004.-128с.
4. Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Шпаргалка, 2011 г. -46с.
5. Коллектив авторов. Тренажер по русскому языку, Равновесие, 2001.-1000с.
6. Максимов В. И. Русский язык и культура речи. Учебник, — М.: Гардарики, 2001. 413 с.
7. Никитина Т. Г. Молодежный сленг: Толковый словарь. -М., 2004
8. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи, НТООО «ТетраСистемс», 2001.-544с.
9. Стилистический энциклопедический словарь рус.яз. / Под ред. Кожиной М.Н.
10. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина
11. Успенский Л. В. Хорошо или правильно (Культура речи), 1988 г. -47с.
12. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. -М., 1977
13. Ш 96 Культура речи: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — 88 с.
14. Якушева С. Д. Методические рекомендации и программа дисциплины Я 49 «Русский язык и культура речи» для студентов колледжей. — Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. — 82 с.