Экономические показатели предприятия
Автомобильный транспорт — одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду… Читать ещё >
Экономические показатели предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Автомобильный транспорт — одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Производственное значение транспорта определяется объективной потребностью перемещения груза от места производства к месту потребления.
На транспортном предприятии производственным процессом является перемещение грузов и людей — транспортный процесс.
Главной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Эффективность организации транспортного процесса и управление им, а в конечном счете и дальнейшее развитие автомобильного транспорта в значительной степени определяется подготовкой высококвалифицированных инженеров, владеющих научной теорией. Теория транспортного процесса рассматривает присущие ему закономерности и методы оптимизации. На базе этой теории строится организация перевозок и осуществляется управление ими.
В то же время следует отметить, что современное состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой ею клиентуры, неполным соответствием типажа и структуры парка насущным потребностям перевозок, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий и другими недостатками.
Эти проблемы могут быть решены только при переходе автомобильного транспорта к рыночной экономике, что позволит обновить транспортные услуги и повысить их качество.
Исходные данные
Номер варианта | ||
Цена одной шины | ||
Количество колес | ||
Вид перевозимого груза | Живая рыба | |
Марка подвижного состава | ЗИЛ 5301 КЕ | |
Списочное количество автомобилей | ||
Условие перевозок (группа дорог) | ||
Время в наряде | 11,2 | |
Средняя длина ездки с грузом | ||
Способ погрузо-разгрузочных работ | Ручной | |
Коэффициент использования подвижного состава | 0,68 | |
Коэффициент использования пробега | 0,5 | |
Номинальная грузоподъёмность | 2,9 | |
Коэффициент использования грузоподъёмности | 0,5 | |
Цена за единицу подвижного состава, тыс. руб. | ||
Время простоя под погрузку-разгрузку в часах | 0,75 | |
Техническая скорость | ||
Стоимость производственно-технической базы | 3% от стоимости фондов | |
1. Определение основных показателей работы автотранспортного предприятия за год
1) Годовой объём перевозок Где 365 дней календарного периода Для одного автомобиля:
Для всего парка:
2) Грузооборот за год Для одного автомобиля:
Для всего парка:
3) Годовой пробег автомобилей Для одного автомобиля:
Для всего парка:
4) Автомобиле — часы в работе Для одного автомобиля:
Для всего парка:
5) Автомобиле — часы в работе Для одного автомобиля:
Для всего парка:
6) Число ездок за год Для одного автомобиля:
Для всего парка:
2. Расчет стоимости основных производственных фондов на начало, конец года и среднегодовую стоимость
В течение одного года поступило новых автомобилей в мое на сумму 5% от их стоимости на начало года и в августе 3%, выбыло в июле 4% и в ноябре 2% от стоимости на начало года. По прочим фондам поступлений и выбываний не было. Стоимость основных производственных фондов:
На начало года На конец года Среднегодовая Стоимость производственно — технической базы принимаем в размере 50% от стоимости автомобилей на начало года:
Стоимость подвижного состава на начало года:
Стоимость производственно — технической базы остается постоянной в течение года:
Балансовая стоимость всех основных фондов на начало года:
Поступило фондов:
Май
Август
Выбыло фондов:
Июнь
Ноябрь
Стоимость парка автомобилей на конец года:
Стоимость фондов на начало каждого месяца (автомобили):
Январь 6660 тыс. руб.
Февраль 6660 тыс. руб.
Март 6660 тыс. руб.
Апрель 6660 тыс. руб.
Май 6660 тыс. руб.
Июнь
Июль
Август 6726,6 тыс. руб.
Сентябрь
Октябрь 6926,4 тыс. руб.
Ноябрь 6926,4 тыс. руб.
Декабрь
Среднегодовая стоимость парка автомобилей:
Среднегодовая стоимость всех основных фондов:
3. Расчет амортизационных отчислений и износ по основным производственным фондам за весь срок службы
автотранспортный оборотный стоимость фонд А) Расчет амортизационных отчислений по производственно — технической базе ().
Линейный способ Норма амортизационных отчислений:
или 6,25% от первоначальной балансовой стоимости.
Годовая сумма амортизационных отчислений:
Нелинейный способ Норма амортизационных отчислений:
или 12,5% от остаточной стоимости до тех пор, пока остаточная стоимость не составит 20% от первоначальной балансовой, далее линейным способом, деля остаточную стоимость на количество лет до окончания срока службы.
Б) Расчет амортизационных отчислений по автомобилям.
Год | Линейный способ | Нелинейный способ | |||||
тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | ||
Норма амортизационных отчислений, от первоначальной балансовой стоимости на 1000 км пробега амортизационный пробег автомобиля Годовая сумма амортизационных отчислений:
Годовой пробег парка автомобилей (в течение службы не изменяется)
год | тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | |
4. Расчет показателей, характеризующие техническое состояние основных производственных фондов и эффективность их использования
Предприятие работает 3 года, износ в денежной форме равен:
Коэффициенты, характеризующие техническое состояние основных производственных фондов:
1) Коэффициент износа
2) Коэффициент годности
3) Коэффициент обновления По всем фондам
По автомобилям
4) Коэффициент выбывания По всем фондам
По автомобилям
Коэффициенты, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов:
1) Фондоотдача А) По количеству перевезенных тонн Б) По количеству перевезенных тонн В) По условно-натуральным тонно-километрам Г) По доходам (стоимостной измеритель) Д — доходы за год, при тарифе, равном 200 руб. за 1 тонну груза:
2) Фондоемкость А)
Б) В)
Г) Налог на имущество рассчитывается от среднегодовой стоимости фондов с учетом износа (2,2% в год).
5. Расчет норматива оборотных средств и показатели их использования
Элементы норматива оборотных средств
№ | Наименование | Норма запаса | Годовая потребность в ресурсах в тыс. руб. | Норма оборотных средств по 1-му виду ресурса тыс. руб. | |
Автомобильное топливо | 9 дней | 935,5 | 23,3 | ||
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | 25 дней | 140,3 | 9,7 | ||
Шины в запасе | 45 дней | 120,2 | 15,03 | ||
Запчасти | 40 дней | 30,4 | 3,3 | ||
Материалы для ремонта | 40 дней | 39,8 | 4,4 | ||
Фонд оборотных агрегатов | 3% | 2,4 | |||
Топливо для хозяйственных нужд | 30 дней | 93,5 | 7,7 | ||
Малоценный инвентарь | 50 дней | 9,7 | |||
Спец. одежда | 60 дней | 13,3 | |||
Канцелярские товары | 45 дней | 3,3 | |||
Итоги по производственным запасам | 1563,9 | 92,5 | |||
Незавершенное производство | 1,85 | ||||
Расходы будущих периодов | 0,92 | ||||
Итого: норматив оборотных средств | 95,27 | ||||
Доход | 4160,8 | ||||
Примечание: Топливо для хозяйственных нужд принимается в размере 10% от общей потребности в топливе. Фонд оборотных агрегатов — 10 тыс. руб. на автомобиль. Спец. одежда, канцелярские товары, малоценный инвентарь и инструмент рассчитывается исходя из норматива 1800−2000 руб. на одного работника. Незавершенное производство составляет 2% от производственных запасов. Расходы будущих периодов — 1% от производственных запасов.
1) Расчет годовой потребности в ресурсах:
А) Топливо для автомобилей:
Норма расхода топлива на 100 км пробега Дополнительная норма расхода топлива на 100 ткм
— для дизельных автомобилей
— цена за 1 литр топлива Годовой пробег и грузооборот принимаются по заданию № 1
Б) Смазочный материалы В) Шины в запасе Где — количество колес, ед., — цены одной шины, руб., — норма износа шин в% от балансовой стоимости на 1000 км пробега (0,97)%
Г) Запасные части (принимаем с коэффициентом 34 для учета инфляции) Где — норма расхода запчастей в руб. на 1000 км пробега.
Д) Материалы для ремонта Где — норма расхода ремонтных материалов на 1000 км пробега.
Е) Фонд оборотных агрегатов Ж) Топливо для хозяйственных нужд З) Малоценный инвентарь и инструмент — 50 тыс. руб.
И) Канцелярские товары — 60 тыс. руб.
К) Спецодежда — 14 тыс. руб.
Итого по производственным запасам:
2) Норматив оборотных средств по 1-му виду ресурсов А) Топливо.
Б) Смазочные материалы.
В) Шины.
Г) Запчасти.
Д) Материалы для ремонта.
Е) Фонд оборотных агрегатов.
Ж) Топливо для хозяйственных нужд.
З) Инвентарь.
И) Канцелярские товары.
К) Спецодежда.
Итого: 92,5 тыс. руб.
Незавершенное производство:
Расходы будущих периодов:
Итого (норматив оборотных средств):
3) Показатели эффективности использования оборотных средств А) Коэффициент оборачиваемости:
Б) Длительность одного оборота:
В) Степень загрузки оборотных средств:
4) Расчет повышения эффективности использования оборотных средств за счет сокращения длительности одного оборота.
Длительность оборота сокращается на 3 дня:
;
Доходы, получаемые за год при новом количестве оборотов:
Прирост доходов:
Сокращение норматива оборотных средств при неизменном доходе:
Экономия норматива оборотных средств:
6. Расчет численности и производительности труда работников АТП
Численность административно-управленческого персонала и служащих
Категория | Количество | Месячная з/п, руб | Годовая з/п, руб | ||
Директор | |||||
Бухгалтер | |||||
Инженер — менеджер | |||||
Секретарь | |||||
Итого: | |||||
Корректировочные коэффициенты:
(категории условий эксплуатации)
(модификация подвижного состава)
(природно-климатические условия)
(пробег с начала эксплуатации)
(размер автотранспортного предприятия) Периодичность техобслуживания:
Пробег до ТО-1
Пробег до ТО-2
Пробег до капитального ремонта
Трудоемкость по видам обслуживания (на одно обслуживание):
Нормативы корректируются с помощью коэффициентов. Результирующий коэффициент получается перемножением отдельных коэффициентов:
· Периодичность
· Пробег до капитального ремонта
· Трудоемкость
· Трудоемкость
Фонд рабочего времени водителей: 1875 час.
Фонд рабочего времени ремонтных рабочих: 1960 час.
1) Расчет численности водителей:
Где — время подготовительно-заключительных работ.
Количество водителей:
2) Расчет численности ремонтных рабочих.
Считаем суммарную трудоемкость ремонтных рабочих:
Где — трудоемкость ежедневного обслуживания; - норматив затрат времени по ежедневному обслуживанию, чел. — час.; - трудоемкость первого тех. обслуживания; - трудоемкость второго тех. обслуживания; - трудоемкость текущего ремонта; - количество ТО-1; - нормативная трудоемкость ТО-1; - количество ТО-2; - нормативная трудоемкость ТО-2; - нормативная трудоемкость текущего ремонта; - общий пробег за год.
— количество капитальных ремонтов за год:
— количество ТО-2 за год
— количество ТО-1 за год;
Суммарная трудоемкость:
Количество ремонтных рабочих:
Где, а — коэффициент, учитывающий рост производительности труда.
3) Производительность труда.
А) Для водителей.
Натуральные измерители:
Условно — натуральные измерители:
;
Стоимостной измеритель:
Где Д — доход АТП за год в рублях.
Б) Для ремонтных рабочих В) Для одного списочного работника АТП.
Натуральные измерители:
Условно — натуральные измерители:
Стоимостной измеритель:
7. Расчет заработной платы водителей и ремонтных рабочих
1) Водители.
Для водителей расчет заработной платы ведется по повременно-премиальной и сдельно-премиальной системе А) Повременная оплата труда.
Часовая ставка труда
Годовой фонд зарплаты всех водителей за год:
Где автомобиле — часы в работе; коэффициент, учитывающий класс водителей, (1 класс); премиальные доплаты (20%); прочие доплаты (10%).
Доплаты рассчитываются по формулам:
Б) Сдельная оплата труда.
Где доплата за классность; доплата за время нулевого пробега.
Заработная плата по сдельным расценкам:
Где объем перевозок и грузооборота; расценки за 1 тонну и 1 тонно-километр.
Где нормы времени соответственно на погрузку — разгрузку 1 тонны груза и 1 тонно-километр в движении.
Доплаты:
Где время нулевого пробега, час;
время медицинского освидетельствования водителей (5 мин), час;
время подготовительно — заключительных работ (18 мин), час;
автомобиле — дни в работе Где надбавка за классность, для 1 класса соответствует 25%
Заработная плата для водителя в месяц:
2) Ремонтные рабочие Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих:
Годовой фонд зарплаты:
Где коэффициент, учитывающий премиальные и прочие доплаты (1,3); часовая расценка (60 руб.).
Месячная зарплата одного ремонтного рабочего:
8. Расчет себестоимости автомобильных перевозок, составив калькуляцию и смету затрат на производство
Калькуляция себестоимости автомобильных перевозок
Статьи затрат | Годовая сумма затрат тыс. руб. | Затраты на единицу продукции | ||||
1 т-км | 1 км | 1 час | ||||
Условно — переменные расходы | ||||||
Зарплата водителей с начислениями | ||||||
Материальные затраты: | ||||||
2.1 | Топливо | |||||
2.2 | Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | |||||
2.3 | Шины | |||||
2.4 | Вода | |||||
2.5 | Затраты на ТО и ремонт | |||||
Итого переменных расходов: | ||||||
Условно — постоянные расходы | ||||||
Зарплата ИТР служащих с начислениями | ||||||
Электроэнергия и тепло | ||||||
Амортизация | ||||||
Расходы на рекламу | ||||||
Аренда помещений | Не арендуем | |||||
Расходы на страхование | ||||||
Налог на имущество | ||||||
Транспортный налог | ||||||
Другие постоянные расходы | ||||||
Итого постоянных расходов: | ||||||
Всего по калькуляции: | ||||||
1) Начисления на зарплату водителей (единый социальный налог) — 26% от фонда оплаты труда.
2) Материальные затраты. Включают в себя затраты на топливо, смазочные материалы, шины и т. д.
А) Топливо для автомобилей и хозяйственных нужд:
Б) Смазочные и прочие эксплуатационные материалы:
В) Износ шин:
Г) Затраты на воду:
Где затраты на воду для хозяйственных нужд, тыс. руб.; затраты на воду для технических нужд, тыс. руб.
Где норма расхода воды на хозяйственные нужды (0,23 на 1 человека); списочное количество работников предприятия (34 чел.); цена воды (14)
Где норма расхода воды на уборку помещений (0,0015 на 1 площади); норма расхода вода на мойку автомобилей (0,5 на один автомобиль); S — площадь территории предприятия (из расчета 30 на один автомобиль); дни работы предприятия за год (305 дней); списочное количество автомобилей (8 единиц).
Д) Затраты на тех. обслуживание и ремонт автомобилей складывается из стоимости запчастей, ремонтных материалов и годового фонда заработной платы ремонтных рабочих с учетом начислений (26%).
3) Заработная плата ИТР и служащих с начислениями на зарплату ЕСН — 26%, премии — 30%.
4) Затраты на электроэнергию и тепло.
Затраты на электроэнергию:
Где норма освещенности 1 площади в час (0,016), кВт; площадь помещения (480),; продолжительность освещения помещений в течении рабочего дня (5), час; режим работы предприятия за год (305), дни; цена для юридических лиц (1,4), руб.
Затраты на отопление:
Где норма подачи тепла в помещения из расчета на помещения (0,1), Гкал; высота помещения, подлежащих отоплению (4), м; цена одной Гкал тепла (600), руб.
5) Амортизационные отчисления за год по автомобилям и производственно-технической базе.
6) Расходы на рекламу — 30 тыс. руб. в год
7) Помещение не арендуем
8) Расходы на страхование составляют 1,5% от остаточной стоимости основных
производственных фондов за 3 года работы.
9) Налог на имущество рассчитан по ставке 2,2% от остаточной стоимости фондов.
10) Транспортный налог.
Суммарную мощность парка (в лошадиных силах) необходимо умножить на ставку налога с 1 лошадиной силы.
11) Другие расходы (почтово-телеграфные, канцелярские, представительские, командировочные и т. д.), относящиеся к постоянным — 120 тыс. руб.
Где затраты на единицу продукции.
После этого составляется смета затрат на производство, где группировка затрат построена по принципу их экономической однородности:
· Затраты на оплату труда без учета ЕСН
· Материальные затраты
· Амортизационные отчисления
· Прочие расходы Смета затрат на производство
№ | Наименование статей затрат | Сумма тыс. руб. | |
Затраты на оплату труда: | |||
1.1 | Зарплата водителей | ||
1.2 | Зарплата ремонтных и вспомогательных рабочих | ||
1.3 | Зарплата ИТР и служащих | ||
Итого затрат на оплату труда | |||
Материальные затраты: | |||
2.1 | Топливо | ||
2.2 | Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | ||
2.3 | Износ шин | ||
2.4 | Запасные части | ||
2.5 | Ремонтные материалы | ||
2.6 | Вода | ||
2.7 | Электроэнергия | ||
2.8 | Отопление | ||
Итого материальных затрат | |||
Амортизационные отчисления: | |||
Прочие расходы: | |||
4.1 | Аренда помещений и автомобилей | ||
4.2 | Единый Социальный Налог | ||
4.3 | Страхование | ||
4.4 | Налог на имущество | ||
4.5 | Расходы на рекламу | ||
4.6 | Транспортный налог | ||
4.7 | Другие расходы | ||
Итого прочих расходов | |||
Всего по смете | |||
9. Расчет доходов, налогов, прибыли предприятия за год
Себестоимость перевозки 1 тонны груза определяется делением суммы годовых затрат по смете на .
Тариф на перевозку 1 тонны груза определяется путем добавления к себестоимости планируемой прибыли (35%) и налога на добавленную стоимость (18%).
Доходы «брутто» за год:
Расчет налогов и прибыли
№ п/п | Наименование | Сумма тыс. руб. | Расчетная формула | |
Доходы «брутто», | Спец. расчет | |||
Налога на добавленную стоимость в доходах, | ||||
Доходы «нетто», | ||||
Затраты «брутто», | Смета затрат | |||
Налога на добавленную стоимость в затратах, | (М — материальные затраты) | |||
Затраты «нетто», | ||||
НДС в бюджет | ||||
Балансовая прибыль, | ||||
Налог на прибыль, | ||||
Чистая прибыль | ||||
10. Расчет экономической эффективности инвестиций
Инвестиции в основные фонды предприятия составляют 6660 тыс. руб. Это признается оттоком денежных средств.
Чистая прибыль за год 2135,8 тыс. руб. Амортизационные отчисления в году 616,52 тыс. руб.
Сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений — это приток денежных средств.
Расчет чистого дисконтированного дохода нарастающим итогом (реальной ценности проекта) можно представить в табличной форме за расчетный период. В связи с инфляцией возрастает необходимость чистой прибыли на 10% в год. Дисконтирующий множитель рассчитан исходя из нормы дисконта по формуле:
Где нулевой год, т. е. год осуществления инвестиций; номер текущего года (от 1 до 5).
Необходимые формулы и теория изложены в теоретическом разделе.
№ п/п | Наименование показателей | Значение показателей по годам, тыс. руб. | ||||||
Результат оттоков денежных средств | ||||||||
Результат притока денежных средств: Ш Чистая прибыль Ш Амортизация | ||||||||
Чистый доход от реализации проекта | ||||||||
Дисконтирующий множитель | ||||||||
Чистый дисконтированный доход | ||||||||
Реальная ценность проекта (чистый дисконтированный доход нарастающим итогом) | ||||||||
Вывод: мероприятие эффективно, т.к. сумма чистого дисконтированного дохода за 5 лет положительна и составляет 2713,33 тыс. руб.
Инвестиции не окупаются за годы работы АТП. Для построения графика внутренней нормы доходности определить реальную ценность проекта при норме дисконта
1) Справочная правовая Система Консультант плюс
2) Попова Е. П., Самохвалов Ж. П. Экономика автомобильного транспорта. Учебное пособие / Под ред. Улицкого М. П. — М.: ООО «Техполиграфцент», 2007 — 115 с.
3) Цены на автотранспортные средства, трактора, автомобильные и тракторные двигатели, мотоциклы, краны, автопогрузки. Сборник № 2 2008 г. — М.: Соз НАМИ «ПРАЙС-Н», 2008 — 65 с.
4) Седов И. А., Методические указания к расчетной работе по курсу «Экономика отросли» / МАДИ (ГТУ) — М.: 2001 — 18 с.
5) Методические указания к справочным и нормативным материалам для планирования работы автомобильного транспорта. Под ред. Билибиной Н. Ф. — М.: МАДИ, 1987 (применять с учетом коэффициентов инфляции)
6) Туревский И. С., Экономика отрасли. «Высшая школа» — М.: 2010 г.