Епископ Феофан Прокопович как церковный и государственный деятель в первой половины ХVIII века
Срочно строить новую, проводить государственные реформы. Теперь царю понадобились иные люди. Нужны ученые-законники, люди государственного склада ума. Тут как нельзя кстати пришелся Феофан. Ума палата, ходячий колодезь всяческих познаний, переводчик, златоуст, перо, каких нет в России. Энергия под стать царевой, но главное — не слуга, а единомышленник! Способный развить и улучшить царский… Читать ещё >
Епископ Феофан Прокопович как церковный и государственный деятель в первой половины ХVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
Епископ Феофан Прокопович как церковный и государственный деятель в первой половины ХVIII века
епископ проповедь церковный Деятельность Феофана Прокоповича очень многогранна, многочисленны его труды. Догматическое учение, изложенное в его ученых, богословских сочинениях, представляют богатый предмет для исследования с разных точек зрения.
Его участие в управлении Церковью тесно связано с нашей политической историей, заслуживает отдельного рассмотрения.
Его разносторонний и плодовитый талант, его личность заслуживает уважительного отношения и дальнейшего изучения его деятельности как церковного и государственного деятеля XVIII века.
Приведем слова доминиканского монаха Рийбера:
«Науки в России вообще не процветают, впрочем, мы знаем несколько человек отступников, воспитанных для России католическими школами. Между ними первое место занимает Феофан. Он воспитывался несколько лет в коллегии Святого Афанасия в Риме, вместе с католиками, затем, нарушив данную там клятву и не имея никакой благодарности к месту своего воспитания, из римлянина сделался русским. Этот перебежчик из Рима очень силен в России. Он первенствующий член Синода, при дворе имеет едва ли не решительное влияние, у вельмож (особенно у иностранцев) считается оракулом, он искусный церковный администратор, хотя я заметил, что духовенство его скорее боится, чем любит. Он устроил в своем доме замечательную школу для юношества. В храме он важен, в алтаре внушает в себе почтение, в предметах учен и изящен. Он одинаково хорошо владеет греческим, латинским и славянским языками. В домашней жизни он великолепен».
Некоторые исследователи, в том числе Смирнов В. Г. видят в Феофане Прокоповиче выдающегося человека, внесшего большой вклад в реформу России и в РПЦ. Он хотел видеть Россию трудолюбивой, просвещенной.
1. Детство и образование
Феофан Прокопович будущий российский первосвященник родился в Киеве 9 июня 1681 года. При рождении мальчик был назван Елеазаром или по-обиходному Елисеем. О его родителях почти неизвестно ничего. Они были родом из Смоленска. Отец держал мелочную торговлю. Ребенок был крепкого телосложения, с зелеными глазами, характером сангвинического.
Судьба нанесла Елеазару подряд три жестоких удара, способных сломить менее стойкую натуру.
1) Отец умер вскоре после рождения сына и семья сразу оказалась на пороге нищеты.
2) Второй удар судьба нанесла, когда Елеазару исполнилось семь лет. Измучившись в борьбе с нищетой, умерла мать. Остался Елеазар без средств к существованию.
Елеазар рос почти на улице, как многие мальчики. Но, словно устыдясь собственной жестокости, судьба послала Елеазару доброго ангела в лице дяди. Звали дядю Феофан Прокопович. Елеазар возьмет себе это имя в память о человеке, которому он был стольким обязан. Дядя был известным и уважаемым в Киеве человеком. Он много лет преподавая в духовной коллегии, славился образованностью и красноречием. Был избран ректором коллегии. Потом удалился в келейную тишь в Киево-Печерской лавры. К себе в Лавру он и увел осиротевшего племянника. Так Елеазар перешел в духовное сословие. Это давало ему шанс подняться по общественной лестнице.
Они удивительно подошли друг другу — старый ученый монах и живой любознательный мальчуган. Весь запас неистраченного отцовства направил Феофан на воспитание племянника. За всю долгую практику Феофан не имел такого способного к наукам ученика.
Четыре года изо дня в день бывший ректор обучал своего единственного школяра, четыре года жадно внимал ему восприимчивый юный разум. Иногда они отправлялись в город. Дядю принимали в богатых домах. Он был дружен с самим киевским митрополитом Варлаамом Ясинским. Во время этих визитов Елеазар овладевал искусством приобретать сильных покровителей.
3) Когда Елеазару исполнилось одиннадцать лет последовая третий жестокий удар — умер дядя. Перед смертью Феофан просил митрополита Варлаама не оставить племянника. Владыка слово сдержал. По ходатайству митрополита Елеазар был принят в знаменитую Киево — Могилянскую духовную коллегию.
Учился Елеазар лучше всех в коллегии. С первых до последнего дня не знал равных по способностям среди своих свестников. В нем открылась необыковенная страсть к познаниям и столь же необыкновенное трудолюбие. Самый одаренный, он оказался самым усидчивым. Ко всем прочим талантам у него открылся абсолютный слух и замечательный голос. Его избрали регентом студенческого хора, который считался лучшим в Киеве. Хористов часто приглашали в лучшие дома, щедро угощали, но Елеазар не брал в рот спиртного, не иглал в карты, избегал прочих соблазнов. Он не был зубрилой, тихоней, но обладал могучей волей.
Летом 1697 года, окончив философское отделение, Елеазар попросился у своего покровителя митрополита Варлаама Ясинского разрешение продолжить учебу за границей. Елеазару едва исполнилось шестнадцать лет, но митрополит не стал удерживать юношу, обуреваемого неутолимой жаждой познания, которой наградил его Господь.
Вместе с благословением владыка дал Елеазару письмо к своему старому знакомому, владимирскому епископу Льву Заленскому. Отправился Елеазар на стодневный пеший путь в Рим.
Миновав польскую границу, Елеазар принял монашеский постриг в Битевском базилианском монастыре и предстал перед епископом. Заленскому киевлянин понравился. Высок ростом, статен, улыбчив, смоляные кудри кольцами, зеленые глаза светятся живым умом. А когда заговорил, епископ пришел в восхищение: давно он не слышал такой безукоризненной латыни.
Елеазар принял при постриге имя Самуил Церейский и перешел в униаты, для продолжения учебы за границей.
Так как впереди была зима, время для путешествия неподходящее, и Заленский поручил Самуилу Церейскому преподавать в местной монастырской школе. Когда учебный год закончился, с сожалением отпустил епископ Самуила в Рим. Дал ему рекомендательное письмо на имя начальника коллегии Святого Афанасия с просьбой о зачислении на учебу. В августе 1698 года отправился он в путь.
На встречу Самуилу двигался царский поезд. 25-летний Петр возвращался из своего первого заграничного путешествия. Дороги Петра и Самуила на сей раз разминулись, чтобы спустя время скрестится навсегда. Император ехал в Москву, Самуил шагал в Рим. Шел он бодро и неутомимо, ночевал где придется, кормился подаянием. Перешел польскую границу, лесистые вершины Карпат. После Вены дорога круто полезла вверх, начались Альпы. Тут натерпелся Самуил страху великого, забравшись на такую вышину, что облака ниже ходят. Кругом пропасти бездонные, над тропой нависали каменные глыбы, того гляди, сорвутся на голову. Ночевал в маленьких, в одну улочку городках, ласточкиными гнездами прилепившихся к скалам. С утра пускался дальше, медлить было нельзя, сзади уже гналась зима, дыша в спину холодом. Постепенно зима осталась за горами, впереди юг, Италия.
В конце октября, еле передвигая ноги от смертельной усталости, Самуил увидел Рим. Завершился стодневный путь. Сбывалась мечта.
2. Учеба за границей
Громкая слава коллегии притягивала в Рим славянских юношей, жаждущих знаний. Многие шли с тайным умыслом похитить науку и вернуться в свою веру.
Первый год в Риме прольется как единый день в трудах непрестанных. Самуил много читал. В библиотеке коллегии было много трудов средневековых схоластов. Он читал уже не все подряд, а с разбором.
Своими сочинениями Самуил однажды поделился с начальником коллегии. Что мир Божий несколько сложнее, чем получается у схоластов. Схоласты учили, что есть два вида знаний сверхъестественное и естественное. Первое дается Божественным откровением и содержится в Библии. Второе добыто человеческим разумом, вершиной его являются труды Аристотеля. Самуил утверждал, что эта теория устарела. Так почему бы не помыслить своим умом, не попытаться попробовать вместо привычной дедукции индукцию, не идти от фактов жизни к Божественному откровению? Вера будет только крепче, если испытать ее опытом наблюдений. Начальник коллегии сурово отчитал Самуила, что он пытается подвергнуть веру личному исследованию. «Кто познал ум Господень, чтобы судить о нем?! Путь о котором ты говоришь — путь гордыни и ереси. Немедленно выброси эти мысли из головы!»
Этот разговор поразил Самуила. Если начальник коллегии боится искать истину, то так ли сильна Римская Церковь внутренне?
Но начальник коллегии не забыл разговор с Самуилом Церейским. В кругу наставников он говорил, что не помнит более даровитого, он перерос прочих коллегиатов, ему тесно в рамках общей программы, надо дать голодающему мозгу настоящего корма.
Начальник коллегии испросил для своего воспитанника пропуск в библиотеку Ватикана. Юноше из России, а в эту сторону нынче обращено особое внимание. Его святейшество император Петр начинает реформы, ему понадобятся просвещенные помощники. Кто знает, не станет ли одним из них сегодняшний зеленый юноша. Так пусть же он всегда будет благодарен Риму, открывшего перед ним свои сокровища.
Самуил прочно обосновался в залах библиотеки Ватикана. Он неизбежно запутался бы в огромном книгохранилище, если бы не помощь библиотекаря.
Самуил отдавал предпочтение древним классикам. В красноречии — Цицерон, Демосфен. В поэзии — Марциалл. В истории — Ливий, Светоний, Тацит и т. д.
Высокая простота древних, свобода мысли, краткий ясный стиль заворожил киевлянина, навсегда определив его литературные вкусы. Но он не только читал, но и мыслил.
Узнавая историю Рима, Самуил постигал внутреннюю механику государственного устройства, и эти знания потом очень понадобились ему. (в борьбе за форму государственного устройства России).
В октябре 1701 года состоялась публичная защита диссертации Самуилом Цирейским. Диссертант проявил такие блестящие познания, что минуя степень магистра, ученый совет сразу присвоил ему степень доктора богословия.
Самуил с благословения папы Климента XI было предложено место библиотекаря в Ватиканском книгохранилище — предел мечтаний любого молодого ученого! Но он не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.
Дорога из Рима казалась куда длиннее, чем дорога в Рим. Самуил шел от города к городу, подолгу оставался в университетских городах, слушал лекции, беседовал с учеными собратьями, читал книги. Благодаря личному обонянию он всегда встречал радушный прием, скромную трапезу и обильную пищу для ума. Почти два года он провел в Германии, восхищался этой страной, но спешил домой.
Седой митрополит Киевский Варлаам Ясинский едва узнал воротившегося блудного сына. Шесть лет назад благословил он в путь пылкого юношу, а теперь перед ним стоял вовсе другой человек. Лицо загорелое, обветренное, вид отважный, одежда в лохмотьях.
Наложив на воротившегося легкую епитимью, митрополит разрешил его от униатской клятвы и снова крестил в православие. При повторном крещении бывший Самуил Церейский взял себе имя покойного дядюшки Феофана Прокоповича.
3. Епископ Феофан (Прокопович) как церковный деятель
Деятельность в Киеве
Ректор академии Иннокентий Покровский искренне обрадовался Феофану. Для начала ректор поручил класс пиитики — это 1704 год. 5 июля 1705 года состоялась первое представление трагикомедии «Владимир». Публике мистерия понравилось.
В 1706 году Феофан начал преподавать риторику и составил учебник риторики на латинском языке.
С 1707 года Феофан стал префектом, т. е. вторым человеком в академии. Стал преподавать философию, физику, арифметику, геометрию которые до Феофана не преподавались в академии. Он обладал чрезвычайно глубокими познаниями в математике. Знал много европейских языков. Месяц за месяцем Феофан вел своих учеников от простого к сложному, постепенно подпираясь к высшим философским категориям. «Жизнь — это движение. Откуда возникает движение? Движение возникает из гармонии противопоставлений и т. д. это утверждал Феофан.
Народу набивалось на лекции Феофана столько, что сидели в проходах, записывали за ним каждое слово.
— Любите истину так же, как вы любите Бога! — Со страстью восклицал Феофан. — Любите её, ибо она освещена Господом, который ради правды взошел на Голгофу. Любите истину, как люблю я её.
Проповедь о Полтавской победе.
Грозным выдался для России год 1708-й.
Карл XII — шведский король победив поляков, нацелился на Россию. И впрямь Бог хранил Россию. Карл вдруг ни с того ни с сего повернул на юг в Турцию, к туркам. Петр тяжело болел, не чаял подняться, еще шатаясь от слабости он вновь натянул государственные бразды, переформировались войска, шла подготовка к решительному сражению.
27 июня 1709 года грянул Полтавский бой.
Три недели спустя Киев встречал победителя. В Софийском соборе при огромном скоплении народа митрополит служил торжественную литургию. Здесь Феофан произносит в присутствии Петра проповедь о Полтавской победе, про силу неприятельскую, про храбрость русскую, про треуголку Петра, пронзенную пулей.
— Кто побежден? — говорил проповедник.
— Супостат от древних времен сильный, гордостью дерзкий, соседями своими тяжкий, народом страшный, всеми воинскими довольствиями изобилующий и т. д.
Петр был восхищен. — Ай да поп! Не говорит — алмазом режет! А главное — все понимает, точно в мысли проник, точно сердце подслушал, точно рядом стоял в трудах и бдениях.
В этот же день царь повелел перевести проповедь на европейские языки и разослать монархам, пусть знают, что ныне перед ними другая Россия — победоносная!
Петр уехал, Феофан остался в Киеве, но с того дня они были связаны навсегда. Два года спустя (1711 г.) император вспомнил о киевском златоусте, собираясь в турецкий поход, взял его в свою свиту.
В 1711 году Феофан назначен ректором духовной академии. Он объехал монастырские земли, подивился, как можно бедствовать при таких владениях! Какая такой бедности могла быть причина?
— Одно лишь незнание экономики, но и противные и разорительные поступки. Феофан — философ проявил себя хватким дельцем. Монастырь, живущий из милости, сам стал милостивцем, принимал сирых, задабривал нужных людей.
За хозяйственно-управительной деятельностью Феофан не забыл науку. Наоборот, на годы ректорства пришелся расцвет его ученой карьеры, причем на новом для него богословском поприще.
За семь веков Русская Православная Церковь не обзавелась собственной богословской школы. В мире уже существовало три мощные богословские школы: 1) католическая 2) греческая 3) протестантская. Каждая отражала менталитет своих народов.
Русское религиозное сознание не могло удовлетвориться слепым следованием за чужой религиозной мыслью. Слишком велик и своеобразен был этот народ, заселивший колоссальную территорию, соединивший в себе Европу и Азию.
Феофан задумал полную систему богословия из четырнадцати трактатов.
1. Человек не может постигать Бога, он может познавать Его лишь на столько, насколько Он сам открылся ему и т. д.
Посеянные им всходы все же пробились опираясь на философские мысли Феофана в девятнадцатом веке выросли замечательные плоды русской религиозной философии.
Петр Великий предписал духовенство заботиться о развитии в народе религиозно — нравственного чувства, об усилении нравственных законов в их непосредственном применении к практической жизни. Проповедь получила с точки зрения Петра новые значения и представляет огромную важность для государства.
Проповедь может быть вполне собою только в Церкви, в Церкви Православной.
Феофан Прокопович издал наставление для проповедников. Оно состоит из десяти пунктов.
1. «Никто же да дерзает проповедь, не в сей Академии ученой, и от Коллегиума духовного не свидетельствованный. Но если кто учился у иноверцев, тот бы явил себе прежде в духовном коллегиуме, и там его испытать, как искусен в Священном Писании: и слово бы сказал о том, о чем ему повелит коллегиум, и есть ли искусен покажется, то дать ему свидетельство, что аще похощет быть в чину священническом, можно ему проповедовать.
2. Проповедали бы проповедники твердо, с доводов Священного Писания о покаянии, о исправлении жития, о почитании властей, паче же самой высочайшей власти Царской, о должностях всякого чина. Истребляли бы суеверия, вкорняли бы в сердца людская страх Божий. Словом испытали бы от Свещенного Писания, что есть воля Божия, Святаго, угодная и совершенная".
3. Обычай некий проповедникам есть, аще кто его в чем прогневит, на проповеди своей мстит оному, хотя именно, терзая слово его, обаче так говоря, что можно слушателям знать, о ком речь есть: а таковые проповедники, самый бездельник суть, и оных бы жестокому наказанию подвергать.
4.О грехах в обществе (в общем) говорить, а не именовать кого, разве был бы публикован от всея Церкви и т. д.
5. Не пригоже всем проповедникам, наипаче юному, говорить о грехах властительски, или обличительне к лицу слышателей, так например: не имеете страха Божия, нет у вас любви ко ближнему: не милосерди есте, друг друга обидите. Не должен паче в первом лице, во множественном числе так говорить: не имеем страха Божия и прочее. Ибо сей образ слова кроткий есть, понеже и сам проповедник в числе грешников лишает себе, как-то и самая истина есть, много бо согрешаем вси".
6. Должен всяк проповедник иметь у себя книги Святого Златоустого, и прилежно чести оныя, ибо тако приобучиться сказать чистейшее и яснейшее слово, хотя и не будет Златоустому равнее. А Казнодеищков легкомысленных, каковые наипаче Полские бывают, не чем бы".
7.А еще проповедник видит от слова своего в народе пользу, да не хвалится тем. Аще не видит, да не сердитует, и людей сие да не поносит. Дело их есть говорить, а обращение сердец человеческих дело Божие есть".
8. Безумно творят проповедницы, которые брови своя поднимают, и движение рамень являют гордое, и в слове нечто такое проговаривают, от чего можно познать, что они сами себе удивляются. Но благоразумный учитель елико можно да тщится, и словом, и всею тела действием такового себе показывать, что он ниже помышляет о своем остроумии, или красноречии. И того ради часто подобает мешать кроткия оговорки, со смиренным неким самого себе понижением. Например: молю вашу любовь, да не смотрите кто глаголет, что бо сам о себе засвидетельствовать могу вам, разве яко грешен есмь, веруйте слову Божию, ибо от писаний священных, а не от моего вымысла предложить потащуся, и сим подобная".
9. «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребеть. Не надобно руками спляскивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать. Но хотя бы возмутился дух, надобе елико мощно унимать слезы, вся бое си лишняя, и неблагообразано суть, и слышателей возмущают».
10. По слове, аще случится в гостях быть, или в каких ни есть беседах с людьми, не подобает проповеднику (воспоминать) о слове своем, и не точию слова своего хвалить, что есть великое безстудие: но и не охуждать самохотне, имо покажется, что он к похвале слова своего толковам способом поощряет прочих. А хотя б кто и стал хвалить слово его, то проповедник должен показать на себе, что ему слышать то стыдно, и всячески отодвинуть от похвал, и заводить иную беседу.
По этим правилам Петр Великий и Феофан Прокопович имели намерение обучать монахов и упражнять их проповедении, в училище при Александро-Невской Лавре.
4. Епископ Феофан (Прокопович) как государственный деятель
Прибытие в Петербург
В 1715 году Петр вызвал Феофана в Петербург. Феофан прибыл в Санкт-Петербург 14 октября 1716 года. Царя в столице не было, он вновь путешествовал. Феофана встретил Меньшиков. До приезда государя Феофан занимался сказыванием проповедей, которые тот час же печатались и пересылались к государю. Феофан был в них больше публицистом, нежели церковным оратором, более рассказывал и разъяснял, с правительственной точки зрения, политические дела, нежели поучая истинам веры и правилам частной добродетели. Кроме того Феофан занимался, в то время, составлением родословной таблицей русских государей и приготовил ее к печати. В том же году эта роспись была напечатана на листе, с лицевыми изображениями государей. Государь нашел в Феофане такого человека, какой ему нужен был для исполнения его предприятий в деле церковного управления и народного образования. 2-го июня 1718 года Феофан был торжественно посвящен в сан епископа! Назначение и посвящение Феофана совершены были в самое тяжелое время для государя — во время суда над царевичем. В Санкт — Петербург прибыли, по этому случаю, знатные духовные особы из Москвы и Киева. Государь поручил им дать свое мнение о виновном. 18-го июня они представили Государю свое рассуждение, над которым во главе подписались Стефан и Феофан. Они поступили в этом деле сообразно с истинным характером духовного пастыря.
Главным итогом дела царевича Алексея было то, что Петр вдруг осознал, сколь зыбко и ненадежно возведение им здание новой России. Умри он, и все рухнет, вернется на круги своя, сподвижники передерутся, изворуются. Он увидел, сколь сильна в людях тяга к старому, привычному строю жизни. Он решил:
1) безжалостно доламывать старую государственную машину, чтобы нельзя было восстановить.
2) Срочно строить новую, проводить государственные реформы. Теперь царю понадобились иные люди. Нужны ученые-законники, люди государственного склада ума. Тут как нельзя кстати пришелся Феофан. Ума палата, ходячий колодезь всяческих познаний, переводчик, златоуст, перо, каких нет в России. Энергия под стать царевой, но главное — не слуга, а единомышленник! Способный развить и улучшить царский замысел. На первых парах Феофан стал стас — секретарем и ученный советник при Петре. В те дни Петр все чаще задумывался о таких понятиях как государство, право, долг государя. Он хотел дать своей беспредельной власти нравственно-политическое оправдание. Но Петр был более практический деятель, чем мыслитель. Для нарождающейся империи нужен был теоретик. Таким теоретиком и стал Феофан. Находясь рядом с Петром, Феофан видел этого властного человека с чутким умом, сильным характером и бесчисленными талантами, и не мог не восхищаться им. Но при этом Феофан остро чувствовал драму Петра, изо всех сил стремящегося к благу своего народа, но почти не понимаемого своим нардом.
Феофан начал вводить в русскую политическую культуру неведомые прежде понятия, заимствованные им в теории договорного права. Согласно этой теории государство — это установление, возникшее по воле свободных людей, заключивших, ради собственной безопасности, договор. По этому договору они передавали государю и государству власть над собой в обмен за защиту их прав. Его идеалом была просвященная монархия во главе с полновластным государем, отцом отечества, который распределяет государственные бремя между всеми сословиями. Феофан был искренне убежден, что для России «многополезно есть владычество самодержавное». «Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». (Ф. Прокопович).
5. Труды
Утверждение Синода.
Четырнадцатого февраля 1721 года состоялась торжественное открытие новой коллегии. После молебна в Троицком соборе члены коллегии собрались на первое заседание. Случилось неожиданное. Божий промысел и церковный дух превратили коллегию в Святейший Синод. Так возник высший правящий орган русской православной церкви. Святейший Синод действует и поныне. Феофан назначен вице-президентом Синода. Феофан Прокопович смело работал, руководил Синодом, консультировал Петра, беседовал с иностранцами, поглощал огромное число книг, управлял Псковской епархией, учил детей, говорил проповеди, из-под его пера выходили все новые рукописи.
Предисловие к морскому уставу.
Любое поручение Петра Феофан выполнял скоро и блестяще, точно угадывая его мысли. Образовалась двоица выдающихся людей, настолько близких в своем мировосприятии, насколько могут быть близки монарх и подданный, государь и епископ, практик и теоретик.
Уверовав в необыкновенные способности Феофана, Петр поручил писать ему предисловие к «Морскому уставу». Феофан написал предисловие и «Слово похвальное о слове Российском» тоже написал.
— Сам Бог определил снабдить Россию флотом, — говорил Феофан, — Сам Бог возбудил в монаршем сердце охоту к плаванию. Не сыщем ни единой деревни, которая над рекой расположенная, не имела бы лодок, а столь славной и сильной монархии не иметь кораблей бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим как гости к нам приходят и отходят, а сами того не умеем. Как жить и от неожиданного неприятеля обороняться? Видишь, о, Россия, пользу флота своего.
Первое учение отрокам.
В 1720 году Феофан написал знаменитый букварь под названием «Первое учение отрокам». Букварь Феофана заключал в себя азбуку вместе с кратким объяснением десяти заповедей, молитвы «Отче наш», Символа веры и девяти блаженств. Книжка вышла огромным тиражом, она была под рукой у каждого священнослужителя. По ней учились и крестьянские дети, и будущий император Петр II. На долгие годы Прокопович стал первым учителем русских детей.
Затем Феофан написал трактат «О браках с иноверцами», где доказывал, что браки с христианинами других вероисповеданий не заключают в себе ничего противного в вере. Это заказ Петра, привязать наемных иностранцев к России узами брака.
Правда воли монаршей.
В 1722 году пятого февраля обнародован был акт о престолонаследии в русском государстве. Государь предоставляет себе в нем свободу назначить своим приемником того, кого найдет наиболее способным, так как если молодой великий князь, внук его величества, будет вести себя не так, как следует, и если государь со временем признает его недостойным российского престола, то может, единственно по собственному усмотрению, избрать наследником своим, кого заблагорассудит.
По поручению государя Феофан сочинил огромный трактат, составляющий целую книгу под названием: «Правда воли монаршей», в пользу и оправданием заботливости государя о выборе достойного себе наследника для управления обширнейшею своею империею. В 1724 году она переведена на немецкий язык и издана в Берлине.
Духовный Регламент.
20 ноября 1718 года Петр упомянул о грядущей церковной реформе. Дело царевича Алексея убедило Петра в том, что больше медлить с церковной реформой нельзя.
В начале 1719 года Феофан напряженно работал над духовным Регламентом. В Регламенте содержится 8 глав и более 300 правил.
1) Причины, по которым постоянно синодальное управление предпочитается управлению церкви одним лицом, то есть патриархом.
2) Правила общие для христиан всяческого чина
3) Правила для епископов
4) Правила для академии, семинарии, так же для учителей и проповедников
5) Правила для пресвитеров, диаконов и других
6) Правила для монахов
7) Правила для мирян, насколько они подлежат церковному управлению
8) Правила для самих президентов и асессоров коллегии
Всех правил почти триста.
11 февраля 1720 года Петр слушал проект Духовного Регламента и одобрил его, внеся ряд замечаний. После подписания всех русских епископов он был принят.
Заключение
8 сентября 1736 года в 4 часа 24 минуты полудни скончался на 55 году жизни архиепископ Новгородский, глава Синода Феофан Прокопович. Могучий организм Феофана не выдержал выпавших на его долю трудов и испытаний.
Церемония погребения отличалась особой пышностью. Тело почившего пастыря после литургии было погребено в южной части Софийского собора в Великом Новгороде.
Подобно Петру Феофан не успел подписать завещания, но успел продиктовать. По воле умирающего основная часть его имущества должна пойти его воспитанникам для продолжения образования. Уникальная библиотека в 30 тысяч томов хранилась в Новгородской духовной семинарии, в советское время была передана в Ленинградскую публичную библиотеку.
Так закончилось бренное существование Феофана Прокоповича, и тотчас начались яростные споры вокруг него, споры, которые не утихают и поныне.
Истинная роль Феофана в отечественной истории велика.
1. Синодальная реформа (главное дело Феофана)
Этот период восхождения Русской Православной Церкви на гораздо более высокую ступень развития.
«Текущий период Синодальный есть период водворения у нас настоящего просвещения, а вместе с ним, подразумевается, и более совершенного понимания христианства» (Историки русской православной церкви проф. А. В. Карташов, Е.Е. Голубинский).
Синод детище Феофана, существует и поныне.
2) Духовный Регламент.
Феофан пытался найти механизмы взаимодействия церкви и государства.
3) Союз религии и просвещения первым провозгласил Феофан. Именно он прямо заявил в Духовном Регламенте: «Учение доброе и основательное есть всякая польза как Отечеству, так и церкви, аки и корень, и стебель и основание».
Вряд ли сыщется в российской империи XVIII века более сложная и противоречивая фигура, чем архиепископ Феофан Прокопович. Сподвижник Петра Великого, участник бурных политических событий и интриг, он всегда вызывал крайние суждения и оценки. Для одних Феофан — безусловно, темная личность, злой гений русской церкви. Для других тот же Феофан — одни из самых талантливых людей своего времени, великий философ, богослов и поэт, который оказал огромное влияние на развитие русского просвещения. Книга Виктора Смирного привлекает тем, что, отдавая должное всем сторонам характера Прокоповича, автор говорит о своем герое с глубокой симпатией и искренним сочувствием.
Далее, не только друзья, но и враги Феофана не могли устоять перед его обаянием. Даже доминиканский монах Рибейра написал в своих записках о нем следующее: «Науки в России вообще не процветают, впрочем, я знаю несколько человек отступников, воспитанных для России католическими школами. Между ними первое место занимает Феофан. Он воспитывался несколько лет в коллегии Святого Афанасия в Риме, вместе с католиками, затем, нарушив данную там клятву и не имея никакой благодарности к месту своего воспитания, из римлянина сделался русским. Этот перебежчик из Рима очень силен в России. Он первенствующий член Синода, при дворе имеет едва ли не решительное влияние, у вельмож (особенно у иностранцев) считается оракулом, он искусный церковный администратор, хотя я заметил, что духовенство его скорее боится, чем любит. Он устроил в своем доме замечательную школу для юношества. В храме он важен, в алтаре внушает в себе почтение, в предметах учен и изящен. Он одинаково хорошо владеет греческим, латинским и славянским языками. В домашней жизни он великолепен.
С восхищением отозвался о Феофане известный датский путешественник Фон Гавен, «По знаниям у него мало или почти нет равных, особенно между русскими духовными. Кроме истории, богословия и философии у него глубокие сведения в математики и неописанная охота к этой науке. Он знает разные европейские языки, из которых на двух говорит свободно, хотя в России не хочет другого употреблять кроме русского, и только в крайнем случае объясняется на латыни, в котором не уступит любому академику и т. д.
Не было почти рода писательства, которому не был причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда остается одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.
Список использованной литературы
1. Самарин Ю. Ф: Стефан Яровский и Феофан Прокопович как проповедники. Москва 1844 г.
2. Смирнов В. Г: Драматургия Феофана Прокоповича и историко литературный процесс в России первой трети XVIII века.
3. Смирнов В. Г: Феофан Прокопович (СИБ) М: Соратник, 1994 г.
4. Смирнов В. Г: Феофан Прокопович и его время, том 4. Санкт Петербург (типография императорской академии наук) 1868 г.
5. Смирнов В. Г: Феофан Прокопович (серия избранных биографий) М. Соратник.
6. Чистович И: Феофан Прокопович, о нем. Сборник статей читанных в отделении русского языка и словестности императорской академии наук. Том 4.