Норма права и правоотношение
На различных этапах развития теории, государства и права и отраслевых юридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. Достаточно сказать, что часто под объектом правоотношения понималось то, на что направлено поведение участников правоотношения, определяемое их интересами в рамках, принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. 21 Объект правоотношения — это же… Читать ещё >
Норма права и правоотношение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Норма права и правоотношение
Актуальность данной темы исследования обусловлена важной задачей повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения, а также раскрытия всех основных закономерностей воздействия главного элемента в механизме правового регулирования — правовых норм на общественные отношения. Это во многом объясняется возникновением новых социальных явлений связанных с различными аспектами государственной и общественной жизни; повышенным вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни современного российского общества. Актуальность проблемы анализа взаимосвязи правовой нормы и правоотношения как раз и связана с введением в юридическую практику общепризнанных оценок, выступающих не только мерой, но и ориентиром в общественном развитии с позиции эффективности правового регулирования общественных отношений; поиском оптимальных мер воздействия на них, стабилизацией форм проявления права. Норма права и правоотношение — основные категории общей теории права, в границах которых располагается практически весь ее понятийный аппарат, влияющий на все содержание общей теории государства и права и других отраслей российского права Цель данной курсовой работы — провести комплексное исследование историко-теоретических аспектов взаимосвязи правовой нормы и правоотношения в современной теории государства и права, а также других отраслевых юридических науках; показать особенности связи нормы права и структуры правового отношения; на основе полученных данных обосновать необходимость совершенствования отдельных положений российских правовых актов в этой области.
Для достижения поставленной цели были предусмотрены следующие задачи: уточнить основные понятия и термины во взаимосвязи нормы права и правового отношения применительно к этапам развития государственности; изучить основания классификации правоотношений; рассмотреть объективность и субъективность взаимосвязи нормы права и правоотношения в условиях их формирования и бытия; проанализировать характер связи нормы права и правоотношения применительно к отражению публичного и частного интереса. Методологию исследований составили приемы и способы познания, выявленные и разработанные в теории государства и права, апробированные юридической практикой общенаучные (системный; исторический, структурно-функциональный и др.), общелогические (анализ, абстрагирование, сравнение, моделирование и др.) и частно-научные (сравнительное правоведение, толкование и др.) методы исследования. Использование перечисленных методов позволило выявить особенности и этапы формирования и развития идей о взаимосвязи нормы права и правоотношения в теоретико-историческом аспекте.
В процессе выполнения поставленных задач использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ; Гражданский Кодекс РФ; Налоговый Кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ и.т.д. Также использованы монографии, статьи некоторых современных научных исследователей: Малахова В. П, Керимова Д. А, Сокольской Л., Лучина В. О и.т.д. Научная новизна заключается в том, что данная курсовая работа представляет собой исследование становления и воплощения идеи взаимосвязи нормы права и правоотношения с позиции историко-теоретического подхода; проведения специального анализа взаимосвязи и содержания структуры правоотношения и структуры нормы права; исследования современного состояния признаков и свойств нормы права, ее влияния на особенности правовых отношений публичного и частного характера.
Основные положения, выносимые на защиту: множественность имеющихся в теории государства и права точек зрения на соотношение нормы права и правового отношения, которые вызваны различными подходами в правопонимании и являются отражением позиций авторов по вопросу о способах выражения публичного и частного интереса в правовом отношении.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные выводы и предложения, изложенные в курсовой работе, могут быть использованы в процессе правотворческой деятельности государственных органов для более эффективного воздействия норм права на общественные отношения.
1. Теоретические основы анализа взаимоотношения нормы права и правового отношения
1.1 Исследование понятия нормы права и значимости ее участия в правоотношении
Норма права — это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие — нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения. Норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья закона — это форма ее изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статьей одного и того же или даже нескольких нормативно-правовых актов. Сама по себе правовая норма это не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.
Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия.
Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.
Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права. Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила. Этим признаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению.
Но сама по себе правовая норма как регулятор общественных отношений остается абстрактным и неконкретизированным правилом поведения, для воплощения ее о жизнь необходимо наличие аффективно функционирующего механизма правового воздействия. Данный механизм, состоит из ряда компонентов, ядром которого является механизм правового регулирования, состоящий из норм, права, правоотношений, актов реализации права и актов применения права.
Важность категории правоотношения также трудно переоценить. Следует к тому же отметить, что ее значимость проявляется как на теоретическом (научном), так и на эмпирическом (практическом) уровне. С теоретической точки зрения правоотношение — это основная форма существования права как регулятора общественных отношений, основная форма «жизни» права как реального общественно-политического явления. В этом заключается научная ценность категории правоотношения. В практическом плане «анализ правоотношения покажет, правильно ли определены в норме предпосылки возникновения правоотношения, правосубъектность участников», «насколько точно смоделированы юридические факты» что в конечном, итоге даст возможность судить об эффективности или неэффективности той или иной правовой нормы.
Важность апробирования идеальной модели общественного отношения в реальном правоотношении несомненна, ибо «несогласованность норм» не всегда выявляется при анализе самих норм.
Объективную связь нормы права и правоотношения можно проследить на примере различных отраслей российского права. Например, при переносе данной категории из области общей теории права в область гражданского права налицо проявление ряда специфических черт.
Сущность отношений при этом сохраняется, но вместе с тем они переходят на более высокий уровень, приобретает новое качество. Отношения распределения и обмена становятся правоотношениями распределения и обмена, что способствует их упорядочению и созданию условий для их активного динамичного развития, что ведет в конечном итоге к прогрессу экономического базиса общества в целом.
Гражданско-правовое отношение является не только связующим звеном механизма правового регулирования (норма праваправоотношение — акт реализации), но и промежуточным звеном, связывающим воедино экономический базис конкретного общества и правовую надстройку над этим базисом. Именно в гражданском правоотношении базис и надстройка взаимодействуют наиболее тесным образом. Правоотношение выражает органическую связь права с другими явлениями общественной жизни.
Анализируя экономический базис, не следует игнорировать и культурную основу конкретною общества. Проблема соотношения права и культуры сводится к выявлению того, что собой представляет право как нормативно-системное образование среди иных ценностей культуры, таких, к примеру, как равенство, демократия, справедливость, свобода, ответственность, с одной стороны, а с другой — как право влияет на защиту культурных ценностей.
Таким образом, право рассматривается как одно из явлений культуры и как институт, отличный от культуры, стремящийся ее защитить.
Подводя итог вышесказанному (обусловленность правовой надстройки экономическим базисом и культурой общества, а также обратное влияние надстройки на базис), с необходимостью выходим на следующий метод, присущий любому научному познанию — исторический метод. Правовые явления (нормы права, механизм, правового регулирования, правоотношение) не возникли ниоткуда или из самих себя, не являются они и простым результатом воплощения в жизнь чьей-то субъективной воли. Данные явления складывались исторически и представляют собой результат определенного исторического развития.
Необходимым является также использование системного метода, который в процессе познания позволяет учитывать достижения других систем знаний, что, несомненно, облегчает познавательный процесс.
Нельзя также не пользоваться специально-юридическими методами (историко-юридическим, методом сравнительного правоведения и др.). Применение всего указанного инструментария в комплексе при разработке общих вопросов о гражданском правоотношении должно, на наш взгляд, способствовать плодотворному его развитию.
1.2 Норма права и основания возникновения правоотношения
В юридической науке сложилось две основные концепции соотношения нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, наиболее распространенной, правовое отношение есть результат воздействия правовой нормы на общественное отношение. Согласно второй, правоотношение есть не результат, а средство регулирования общественных отношений. В этом случае именно правовое отношение воздействует на отношение общественное, существуя отдельно от него. Но, несмотря на все отличия двух точек зрения, вполне объективно можно сказать, что для возникновения правового отношения в любом случае необходимо наличие целого ряда обстоятельств, среди которых можно выделить нормативное, фактическое, волевое и информационное основания.
Нормативным основанием для возникновения правоотношения является обязательное наличие нормы отраслевого российского права, ибо без нее правоотношения возникнуть не может. 3 Например налоговое правоотношение не может возникнуть, если федеральное налоги и сборы не установлены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно нормами законов субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В российской современной юридической литературе была высказана точка зрения, согласно которой правоотношение может возникнуть необязательно на основе норм права — как «общественные отношения, саморазвивающиеся в правовые в силу естественно-исторической необходимости, а не в результате воздействия на них норм права». Иными словами, общественные отношения независимо от юридических норм могут иметь «правовую сущность», быть «по природе своей правовыми». 4 Этот вывод базируется на том, что в наиболее ранние и примитивные эпохи индивидуальные, фактические отношения в их самом грубом виде и являются непосредственно правом. С развитием гражданского общества правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентировалось законом, в другой период может перестать быть его объектом, и наоборот.
Фактическим основанием для возникновения правоотношения является обязательное наличие юридического факта — конкретного фактического жизненного обстоятельства, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Поведение управомоченного и обязанного лица в правоотношении непосредственно зависит от юридического факта, породившего его, помимо того, эта мера поведения записана в общей форме в норме права.
Признание в нормах права за теми или иными обстоятельствами значения юридических фактов имеет основанием установить их необходимую связь с поведением субъектов правоотношения, действиями (бездействиями) государственных и приравненных к ним органов. Регулировать нормами права их поведение можно лишь в том случае, если нормы привязаны к общественной практике, имеют экономическое основание и не являются произвольными, недопустимы любые нормы права, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав и обязанностей.
Своеобразными юридическими фактами являются и юридические фикции. Они представляют собой искусственные юридические факты, чаще всего создаваемые правоприменительными органами на основе норм закона в интересах разрешения конкретных юридических дел. Например, безвестное отсутствие лица по месту жительства в течение определенного срока дает основание суду по заявлению заинтересованной стороны вынести решение о признании такого лица умершим (что на самом деле может не соответствовать действительности). 5
Волевым основанием для возникновения, например, налогового правоотношения является проявление интереса субъектов права, желание вступить в правоотношение, что предполагает выбор различных форм поведения. Воля, с одной стороны, продукт сознания, а с другой — практическое действие; воля не есть не что иное, как переход от теоретического познания к практической деятельности, благодаря чему устраняется, лишается почвы представление о ней либо как о субъективности, либо как только об объективности.
М.И. Байтин считает, что правоотношение есть особый вид волевого отношения, участники которого (субъекты) наделены взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, предусмотренными нормой права.
В правоотношении государственная воля, выраженная в норме права, опосредуется волей участников правоотношения.
Следует присоединиться к точке зрения Д. А. Керимова в том, что лишь в результате процесса правотворчества определенная установка поведения объективируется в законодательстве, но и объективированная законодательством установка не может самостоятельно реализовываться без волевых усилий лиц, осуществляющих процесс правореализации. Сама же установка, будучи субъективной категорией, не в состоянии объективироваться сама по себе; она не обладает способностью к правовому регулированию общественных отношений.
Двигательной силой любого сознательного действия — индивидуального или общественного — является воля. Именно воля есть практический реализатор потребности, интереса, цели, установки. И поэтому ни потребности, ни интересы, ни цели, ни установки не составляют и не могут составлять сущности права и законодательства по той причине, что являются в своей основе и по своему характеру пассивными формами сознания.
Говоря о неразрывности связи нормы права и правового отношения, нужно исходить из того, что в норме права воплощается общественная воля, тогда как в практическую силу, призванную охранять, регулировать и преобразовывать общественные отношения.7 правовом отношении — воля индивидуальная, так как волевые действия людей, находящихся между собой в определенных общественных отношения, образованием общественной воли.
Представляется, что в норме права выражена собственно общественная воля, тогда, как в правовом отношении имеется волеизъявление субъектов.
Информационным основанием для возникновения правоотношения является наличие определенного уровня правового сознания и правовой культуры, отражающее степень правовых знаний, отношение к действующему или будущему желаемому праву, их позитивное восприятие и соответствующее правовое поведение. Чем выше уровень правовых знаний, тем выше должен быть уровень правомерного поведения субъектов в соответствующих правоотношениях.
В юридической, литературе считается общепризнанным, что норма права является нормативным основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Реальный жизненный процесс вторгается в механизм правового регулирования. Из взаимодействия конкретных фактических отношений людей с нормами права рождаются правоотношения. Это значит, что норма права — лишь формально-юридическое основание правоотношения, но не порождает последнего.
Тем не менее, между нормой права и правоотношением существует органическая связь: а) для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников; б) структура норм права предопределяет структуру правоотношения.
При этом гипотеза выступает в форме идеальной модели юридического факта, а диспозицияв виде идеально сформулированных прав и обязанностей субъектов.
Правоотношения в отрыве от норм права не существуют. Нормы права не регулируют правоотношений, они регламентируют фактические отношения и тем самым порождают правовые отношения, которые опосредуют фактические общественные отношения. Правоотношение — это результат реального воздействия нормы права на общественные отношения. Тем самым правоотношение вплетается в реальную ткань общественных отношений, а право материализуется.
Об эффективности нормы праве судят по практике ее реализации, представляющей действительную жизнь нормы права, а полученный материал имеет решающее значение для выводов о путях дальнейшего совершенствования норм права.9
Общественные связиэто связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Правоотношение жеэто общественное отношение (возникающее только в результате деятельности, взаимодействия субъектов общества), урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие права и юридические обязанности.
2. Норма права и структура правового отношения
2.1 Сравнительно-правовой анализ взаимосвязи правовой нормы и правоотношения в теории государства и права и отраслевых юридических науках
Проблема взаимосвязи норм права и правовых отношений в теории государства и права и отраслевом видении относится к числу наиболее сложных комплексных проблем отраслевых наук, она порождала и порождает оживленные обсуждения, причем круг спорных вопросов весьма: велик.
Правоотношению всегда уделяется большое внимание в юридической литературе. Главное сейчас — уяснение и полное использование всех их возможностей для реализации юридических норм, для упрочения режима законности и правопорядка.
Проблема соотношения юридических норм, правоотношений и фактических общественных отношений в теории государства и права основана на философском подходе, где отношение есть определенный, совершенно всеобщий способ явления.
Специфика правоотношений вообще как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они всегда возникают на основе норм права и представляют собой связь субъективных юридических прав и обязанностей их участников, поэтому освещение природы правоотношения как основной формы реализации норм права, определение узловых понятий, характеризующих правоотношения, представляют значительный интерес не только в теории государства и права, но и в теории отраслевых наук.
При этом нужно исходить из того, что любое правоотношение — это специфический результат воздействия нормы права на фактическое Д. А. Керимов подчеркивает, что «лишь в движении права от возможности к действительности, в воплощении правовых установлений в регулируемые отношения обнаруживается его назначение, действенность, эффективность».
Нормы конституционного права занимают все более видное место в общем потоке законотворчества. В сферу конституционного законодательства входит непосредственное конституционное регулирование важнейших общественных отношений. Именно Конституция как ядро конституционного законодательства дает «образ правового государства» — его федеративного устройства, организации государственной власти, государственной территории и границ, нормативно-фиксированных государственных режимов, отражающих меняющееся состояние государства.
В нормах конституционного права получили нормативное признание интересы общества в целом, народа, нации и народности, государства, населения и территории. Для норм конституционного права характерны, во-первых, признание и гарантирование верховенства интересов народа, наций и населения, во-вторых, соответствующее формирование компетенций государственных институтов, в-третьих, приоритетная защита интересов общества и государства в таких сферах как конституционный строй, безопасность, оборона, охрана окружающей среды, в-четвертых, регулирование порядка участия России в делах межгосударственных объединений и международных организациях.
Конституционные правоотношения, возникающие на основе норм конституционного права, прежде всего, обеспечивают связь Основного закона с важнейшими социальными процессами, в них происходит своеобразное опосредование конституционной практики. Конституционные правоотношения служат тем критерием, который позволяет установить, в какой мере нашли отражение в конституционных нормах требования объективных закономерностей, соответствует ли эти нормы целям и задачам развития данных отношений, какова их социальная эффективность.15
Рассматривая соотношение норм конституционного права и конституционных правоотношений, следует отметить, что конституционное законодательство представляет собой отрасль права, определяющую основные принципы построения и деятельности государства, его институты, закрепляющую положение человека статус гражданина, регулирующую основные стороны деятельности гражданского общества и устанавливающую правовую систему страны. Нормы конституционного права имеют исключительную сферу деятельности, которую регулируют нормы только данной отрасли (это нормы о федеративном устройстве государства, о системе органов государственной власти, об атрибутах государства, о способах изменения норм Основного закона и т. п.), так и сферы, являющиеся смежными с другими отраслями права.
Правовая взаимная связь нормы конституционного права и конституционного правоотношения обусловливает правовую зависимость соотношения нормы отраслевого права и отраслевого правоотношения. Нормы отраслей российского права регулируют с разной степенью детализации те отношения, к которым тяготеют и нормы конституционного права.
Следует специально остановиться на проблеме взаимосвязи норм права и правоотношений в изменяющихся отраслях права, в которых происходит углубление и расширение их массива, формируются новые подотрасли права, правовые институты и т. п. Сказанное имеет отношение к налоговому праву.
Большинство ученых под налоговыми правоотношениями понимают разновидность финансовых правовых отношений, урегулированных нормами налогового права, это отношения по введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечена к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
М.В.Карасева понимает под налоговым правоотношением общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права, и считает, что налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право является подотраслью финансового права.17
Действительно, налоговое право выступает подотраслью финансового права, так как объединяет несколько правовых институтов этой отрасли. Внешним выражением подотрасли права является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Налоговое правоотношение реализуется в сфере налоговой деятельности органов государства и органов местного самоуправления в той части их деятельности, которая обеспечивает сбор денежных средств в казну государства и муниципальных образовании.
По нашему же мнению, под правоотношением следует понимать урегулированное нормами налогового права общественное отношение, возникающее в процессе организации и осуществления государством налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности. Отличительной особенностью данных отношений является то, что они не могут существовать фактически вне своего правового оформления, общественные отношения моделируются в процессе их правового урегулирования. В конечном счете, от воли законодателя зависит выбор конкретной модели налогооблажения.18 Налоговые правоотношения, как и финансово-правовые отношения, являются публично-правовыми, имущественными отношениями, возникают на основе норм налогового права, которые отражают в себе интересы государства, общества, личности. Конечной целью правового регулирования является изъятие части стоимости принадлежащих физическим лицам и организациям материальных благ для финансового обеспечения государственной и муниципальной деятельности. В этих правоотношениях удовлетворяется публичный имущественный интерес, что отражается на специфике их субъектного состава.19
Авторитарный, императивный метод правового регулирования, используемый в налоговом праве, позволяет охарактеризовать налоговое правоотношение как властное отношение на основе субординации, подчинения. Государственная воля проявляется в норме налогового права, налогоплательщики и налоговые агенты обязаны исполнить ее предписание.
В связи с этим налоговое правоотношение традиционно рассматривается как властно-имущественное, что служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения, которое нередко возникает в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и носит, несомненно, имущественный, а не властно-имущественный характер. Наиболее наглядным примером могут служить ст. 73; 74 НК РФ, закрепляющие как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов залог имущества и поручительство.
Эти отношения возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и отражают движение имущества, т. е. действуют в рамках имущественных отношений; государство не вводит их в ранг обязательных ни для налоговых органов ни для налогоплательщиков. Иными словами, данные отношения залога и поручительства являются не принудительными (властными), а добровольными, основанными сугубо на соглашении сторон и к ним применяются положения гражданского законодательства.20
К этой группе отношений следует отнести и уплату процентов за пользование средствами налогоплательщика в виде излишне уплаченных налогов, данное действие является особой мерой гражданско-правовой ответственности и носит компенсационный характер. При этом государство выступает не как властный, а как равный субъект (п. 4,5 ст. 79 части первой НК РФ).
Налоговые правоотношения, так же как и административно-правовые, по юридической связи их участников можно охарактеризовать как отношения субординации, соподчинения. Это выражается в праве законодательного (представительного) органа государственной власти как одной стороны правоотношения издавать правовые акты.
В налоговых правоотношениях воплощается действительная жизнь норм налогового права, в них преломляются коренные проблемы совершенствования правовой нормы в современных условиях.
На различных этапах развития теории, государства и права и отраслевых юридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. Достаточно сказать, что часто под объектом правоотношения понималось то, на что направлено поведение участников правоотношения, определяемое их интересами в рамках, принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. 21 Объект правоотношения — это же материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение. Побудительным фактором для вступления субъекта в правоотношение выступают различного рода социальные ценности, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей субъекта в какой-либо сфере жизни общества. Объектами правоотношения могут быть: материальные объекты — имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира; нематериальные блага такие как объекты духовного творчества — произведения науки, искусства, литературы; личные неимущественные блага такие как жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни (Конституция РФ, гл. 2, ст.20−24); действия лица или результаты таких действий как, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг и т. д.
Таким образом, можно определить объект правоотношения как различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных лиц.
2.2 Соотношение нормы права и правоотношения при реализации частного права
правовой теория государство
Теория правоотношения возникла в науке частного права как учение о гражданском правоотношении, и разработана этой наукой довольно подробно и обстоятельно. Она и была заимствована общей теорией права из науки гражданского права.22
На наш взгляд, подобное мнение о состоянии категории гражданского правоотношения слишком оптимистично. Недостаточность теоретической разработки проблемы гражданского правоотношения определяется подменой разработки учения о гражданском правоотношении разработкой общего учения о правоотношении вообще.
Понятие и специфика гражданского правоотношения. Ульпиан сказал, что «jus publicum est quod ad statum rei Romanae spectat, privatum — est ad singtdorum utilitatem» (публичное право определяет положение государства, частое право — положение граждан). Переходя к непосредственному рассмотрению гражданского правоотношения, мы считаем должным, прежде всего, отметить, что гражданское правоотношение, вобравшее в себя все специфические черты гражданского права, наряду с последним имеет главнейшую особенность, выделяющую (и в некотором роде возвышающую) его среди иных правоотношений. Гражданско-правовое отношение — это правовое отношение, складывающееся в сфере частных интересов, в сфере интересов отдельных лиц. Этим в принципе и обусловлена вся специфика гражданского правоотношения.
Мы уже отмечали, что правоотношение, определяемое как общественное отношение, основанное на нормах права, представляется наиболее удачным определением гражданского правоотношения. В принципе гражданское правоотношение может быть определено и как общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права, и как общественное отношение, возникающее на основе норм гражданского права, и как общественное отношение, основанное на нормах гражданского права. Разница в данном случае заключается лишь в степени точности отражения тем или иным определением характера гражданско-правового отношения. Данные определения очень близки, но непосредственно не совпадают. Для более точного описания сути дела возьмем в качестве примера общественное отношение, урегулированное обычаем делового оборота. Является ли такое отношение гражданским правоотношение? Безусловно. Основано ли оно на нормах гражданского права? По-видимому, да, ибо в соответствии со ст. 6 ГК РФ, если отношение входящее в предмет гражданского права не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота.
Возникает ли данное правоотношение непосредственно на основе гражданско-правовой нормы? Нет, не возникает. Данное правоотношение возникает на основе обычая делового оборота, который не является непосредственно нормой права, ибо он есть сложившееся и широко используемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
Таким образом, гражданское правоотношение лучше всего определить как общественное отношение, возникающее на основе норм гражданского права.
Правоотношениеявление волевое, потому что в отличие от объективных, независимых от воли и сознания людей; отношений оно обязательно выражает волю, оно зависимо от воли и сознания.
Для гражданско-правового отношения характерна множественность объектов.
Если под объектом гражданского правоотношения понимать то, на что направлено данное правоотношение, т. е. действия людей, множественность объектов сомнений, не вызывает. Как известно, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.
Говоря об имущественных отношениях, мы имеем в виду главным образом отношения по распределению и обмену продуктов трудовой деятельности. Данные отношения являются базисными отношениями, они чрезвычайно разнообразны, действия людей в этих отношениях могут быть самыми различными (товарно-денежный, товарный обмен, отношения собственности, выполнение работ, оказание услуг и т. д. Законодательство не в силах перечислить те отношения, которые оно регулирует, не говоря уже о действиях людей, на которые могут быть направлены правоотношения.
Таким образом, подводя итог сказанному, отметим главное. Правоотношение представляет собой единство правового предписания и фактического поведения субъектов. Социальный аспект правоотношения может отклоняться от правового до известного предела, за которым возникает правоотношение ответственности, призванное восстановить нарушенный баланс. Если же правоотношения ответственности не возникает, то правоотношение перестает существовать в силу отсутствия нормативной базы или превращается в другое правоотношение.
Вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения — это статичные правоотношения, характеризующие сложившийся порядок владения, пользования и распоряжения предметами материального мира, материальными благами, т. е. вещами. Они поэтому так и называются. Кроме вещей объектами данных отношений являются интеллектуальная собственность и информация.
Если анализировать вещные правоотношения с точки зрения субъектного состава, то это — абсолютные правоотношения. Здесь имеется субъект, обладающий определенным правом по отношению к вещи — определенное лицо. С другой стороны выступает неопределенный круг лиц, которые являются обязанными — их обязанность состоит в ненарушении права управомоченного субъекта. В чистом виде здесь налицо субъективное право, поэтому некоторые ученые, а также законодатель обозначают данные правоотношения термином «вещные права». 24
Однако следует заметить, что управомоченный субъект здесь также поставлен в определенные рамки — он не должен при осуществлении своих прав нарушать или препятствовать осуществлению прав других субъектов. Граница свободы личности определяется свободой других личностей. Кроме того, если речь идет, например, о собственнике, на нем лежит бремя содержания имущества.
Но помимо всего прочего, несмотря на разницу форм гражданско-правовых отношений, у этих форм есть существенные общие черты. Ве-первых все эти отношения пронизаны гражданско-правовым духом, они построены на началах равенства и автономии воли, имущественной обособленности участников. Во-вторых, они действуют в одной и той же сфере — сфере частных интересов. И, в-третьих, все они опосредуют, как правило, базисные материальные отношения, хотя и по-разному.
2.3 Соотношение правовой нормы и правоотношения при реализации публичного права
Если публичное и частное право в силу особенностей регулируемых общественных отношений отличаются друг от друга, прежде всего механизмом воздействия на общественные отношения, способами правового регулирования, то можно с уверенностью сказать, что также отличаются и нормы права, на основе которых образуются правовые отношения. Следует отметить, что для публичного права характерен централизованный характер воздействия, основанный на субординации участников правовых отношений, тогда как для частного права присущ децентрализованный характер воздействия, основанный на равенстве участников правового отношения. Если в отраслях публичного права преобладают императивные нормы (чаще всего нормы-запреты), в силу чего часто метод правового регулирования называют императивным, то в отраслях частного права чаще всего используются управомочиваюшие нормы, закрепляющие право для участников правоотношения.
Во всех правовых отношениях, возникающих на основе норм публичного права, субъектом выступает государство или его органы, а сами эти отношения представляют собой властеотношения. В правовых отношениях, возникающих на основе норм частного права, государство или его органы, являясь субъектом таких правовых отношений, должны являться равноправным участником таких отношений, и не должны использовать свои «государственные возможности».
Современный опыт регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что элементы публичного права проникают также и в сферу экономики. Конечно, здесь первостепенная роль принадлежит частному праву, которое представлено, прежде всего, гражданским, трудовым, природно-ресурсным правом. Однако уже продолжительное время и элементы публичного права используются во всех странах мира для регулирования экономических отношений в целях обеспечения баланса интересов различных участников экономических отношений.
Особенно распространенным и эффективным является участие публичного права в защите интересов так называемой «слабой» стороны в экономических отношениях, в частности интересов потребителей, покупателей, инвесторов, представителей малого и среднего предпринимательства. Конкуренция, которая является главным фактором и двигателем развития современного рынка, так же нуждается в ее обеспечении нормами не только частного, но и публичного права.
Сохранение конкуренции во многом достигается способами, реализуемыми на основе норм публичного права, усилиями соответствующих полномочных государственных органов. Обеспечение открытости рыночных отношений, добросовестности их участников, в том числе управляющих крупными коммерческими структурами, например акционерными обществами, банками, также достигается с использованием механизмов, присущих публичному праву.
Здесь следует специально обратить внимание на то, что в отношениях между экономически неравными субъектамичасты ситуации, когда один из участников экономических отношений по своим фактическим возможностям значительно сильнее своего контрагента. Во всех системах права существует проблема экономически слабой стороны, необходимость с помощью права выравнивания ее позиций во взаимоотношениях с более сильной стороной, чтобы отношения не складывались односторонне в пользу сильной стороны и с существенным нарушением прав и интересов слабой. Иными словами речь идет об использовании возможностей публично-правового регулирования в частной сфере.
Недавно принятый Арбитражный процессуальный кодекс РФ в III разделе использует нормы публичного права в административном судопроизводстве в арбитражных судах. Достаточно отметить, что, определяя субъективный состав участников таких споров, возлагая на них определенные обязанности, устанавливая основания обращения в суд за разрешением спора о праве, государство учитывает особенности их неравного положения. Всегда с одной стороны участником этих отношений является «сильное» государство в лице ее органов, а с другой — предприниматель которым может быть как юридическое, так и физическое лица.
Все эти публичные отношения выступают как правовые, поскольку регулируются правом, возникают на основе соответствующих юридических установлений. Но это особые, необычные правоотношения, к ним не подходит или не совсем подходит модель гражданско-правовой взаимосвязи субъектов («должен — отдай», «исполни в срок, «плати, неустойку»), У них своя специфика. И подобные публичные правовые отношения требуют такого же пристального внимания и осмысления, как и традиционные, если не большего. Ведь они недостаточно изучены.
Так возникла идея общих, или общерегулятивных, правоотношений. Она была выдвинута потребностями, жизни, практики. Наука лишь обобщила то, что существовало и существует в реальности.
Прямое действие Конституции, закрепление в ней естественных прав человека, изменение корреляционных взаимосвязей личности и государств, другие реалии и приоритеты наших дней по-новому высвечивают значение обсуждаемой разновидности правовых отношений.
Происходящие в стране перемены не только не колеблют сути указанной концепции, а напротив, придают ей новые важные грани, черты, аргументы. Она как бы обретает еще большую легитимность, правомерность, расширяются границы и возможности ее осмысления.
В Конституции Российской Федерации имеется положение о том, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, это означает, что граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в качестве управомоченных, а государство по отношению к ним является правообязанной стороной.
Иными словами, перед нами типичное публичное правоотношение общего характера, поскольку в нем все же не конкретизированы необходимые детали взаимных обязательств его участников. Да и не могут быть конкретизированы, так как конституционные нормы по своей природе являются в основном учредительно-закрепительными; фиксирующими. Но это именно правоотношения, а не фактические отношения, никак не опосредуемые правом, законами.
В рамках подобных публичных правоотношений граждане могут предъявлять и уже предъявляют к государству судебные иски; они предъявляли их и раньше, но тогда государство не несло прямой конституционной обязанности перед своими гражданами И рассматриваемые дела чаще всего заканчивались безрезультатно.
После одобрения на референдуме Конституции РФ на ее основе сложился целый комплекс правоотношений (вертикальных и горизонтальных) между различными государственными органами, государством и гражданами, а также последних между собой. При этом Конституция РФ имеет прямое действие и на нее можно ссылаться при разрешении соответствующих дел. В этом случае общее правоотношение перерастает в конкретное правоотношение.
Типичным обще-регулятивным правоотношением выступает гражданство, которое, как известно, выражает политико-юридическую связь данного лица с данным государством Если оставить в стороне политический аспект, то перед нами окажется чисто правовое отношение между двумя «высокими сторонами», которое опирается на два важнейших акта — Конституцию и Закон о гражданстве. В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных пактах и других основополагающих документах. Как государство, так и его граждане должны строить свое поведение в соответствии с нормами и требованиями Основного Закона, исполнять свой долг, и уважать права друг друга.
Особенность всех этих и подобных им правоотношений состоит, помимо прочего, в том, что здесь нет «третьей силы», которая стояла бы над сторонами. «Третья сила» — сама сторона правоотношения. Нет тут и юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают, как принято говорить, «непосредственно из закона», т. е. роль юридического факта в данном случае играет сам закон, его издание.
Если подытожить все сказанное, специфика общерегулятивных правоотношений заключается в следующем: 1) они возникают главным образом на основе норм Конституции и других правовых актов такого же уровня и значения; 2) носят общий, а не строго индивидуализированный и детализированный характер; 3) являются постоянным, или продолжительными, их длительность равна длительности действия самого закона; 4) опосредствуют наиболее важные, основополагающие, относительно стабильные отношения, 5) выражают общее правовое положение (статус) субъектов, их взаимные права и обязанности, свободу и ответственность друг перед другом и перед государством; в этом смысле их можно назвать статусными; 6) возникают не из тех или иных юридических фактов, а, как правило, непосредственно из закона, точнее, тех обстоятельств, которые привели к его изданию; 7) будучи исходными, первичными (базовыми), служат предпосылкой для появления и функционирования разнообразных конкретных, частноотраслевых правоотношений.
Общими они именуются еще и потому, что их участниками являются все граждане как носители общих для всех основных прав и обязанностей, тогда как субъектами конкретных правоотношений выступаю далеко не все и не одновременно.
Конечно, проблема общерегулятивных правоотношений нуждается в обсуждении, но вряд ли можно сомневаться в правомерности и необходимости самой ее постановки. Ибо ясно, что нельзя общее учение о правовых отношениях ориентировать только на обязательственные модели в гражданском праве.
Всеобщим правам соответствуют всеобщие обязанности человека, а это и порождает такие же общие правовые связи и отношения глобального характера.
По международному праву любой гражданин любого государства, может обратиться в соответствующие международные организации за защитой своих прав, если на месте он исчерпал все возможности такой защиты. Это, естественно, влечет юридическую обязанность у другой стороны принять такое обращение и рассмотреть его по существу. В этом случае общее международное правоотношение перерастает в аналогичное конкретное правоотношение.
Заключение
В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике, формирование гражданского общества и правового государства, роль правового регулирования все более возрастает, в силу чего проблема анализа соотношения нормы права и правоотношения приобретает очень актуальный характер, а негативные последствия, связанные с теоретической неразработанностью, обостряются. Связь нормы права и правоотношения носит сложный, многогранный характер, думается, что углубление наших представлений о соотношении номы права и правоотношения в различных отраслях российского права будет немало способствовать теоретическому и практическому правовому прогрессу нашей страны. Безусловно, что категория правоотношения есть важнейший компонент юридического знания, есть ценнейшее приобретение правовой науки, имеющее принципиальное, методологическое значение. Это единственная категория, которая сжато отражает все известные науке существенные связи права с действительной жизнью, с общественными отношениями, а значит, и закономерности его возникновения и развития. С этой точки зрения отраслевое правовое отношение, как практическое воплощение абстрактного общетеоретического правоотношения, приобретает тем большую ценность, что оно есть нормальное правоотношение, облеченное в правовую форму повседневное поведение людей, представляющее собой значимую социальную ценность в своем реальном выражении.
Рассматривая теоретические проблемы соотношения права с практикой его применения, к сожалению, следует отметить, что она (в особенности судебная практика) пока еще довольно часто демонстрирует отсутствие должного профессионализма у ряда правоприменителей. Существует мысль о том, что любая даже самая ничтожная практика выше и полезнее самой сложной и фундаментальной теории, они совершенно не задумываются о том, что любая практика должна иметь научную основу, базироваться на теории и в противном случае она обречена на «блуждание впотьмах», что и происходит довольно часто в настоящее время.
В Бюллетене Верховного Суда РФ, можно увидеть различного рода положения, типа: «суд неправильно применил нормы материального и процессуального права», «постановления суда по данному вопросу признаны ошибочными», «у суда нет достаточных оснований для принятия подобного решения», «мотивировка решения суда признана неудовлетворительной» и т. п. Факт остается фактом: все нити подобных негативных явлений и вырастающих из них юридических нонсенсов гордиевым узлом завязываются на неосвоенности теории правового отношения.
Кроме того, нелишним будет подчеркнуть, что общее учение о правоотношении, аккумулировавшее в себе как теоретический, так и практический материал, а также методологический потенциал юридической науки, способно осуществлять в процессе его усвоения и воспитательную функцию при подготовке специалистов. Идеи о соотношении нормы права и правоотношения лежат в учениях римского права, они должны способствовать в юридической практике формированию у будущих и настоящих юристов правосознания высокого уровня и обостренного чувства справедливости.
Безусловно, дальнейшее исследование вопросов соотношения нормы права и правового отношения не только на общетеоретическом уровне, но и на уровне отраслей российского права, будет способствовать оптимизации взаимосвязи этих важных правовых явлений на всех уровнях: общего, особенного и единичного. Юридическая наука должна будет еще и еще не один раз возвращаться к этой извечной проблеме бытия нормы права и правоотношения как на абстрактном уровне, так и на уровне теоретического анализа в различных отраслях российского права, учитывая то обстоятельство, что правовая норма и правоотношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая, по нашему мнению, динамичная система, в которой два главных элемента жестко предполагают друг друга. Норма права вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы права вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствиепервое предшествует второму, а не наоборот.
Норма права и правоотношение в механизме правового регулирования в единстве их формализации и бытия определяют функциональность механизма правового регулирования, а через правовое отношение, посредством него достигаются те цели, которые фиксируются в правовой норме. Правоотношениеэто норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
В исследовании соотношения нормы права и правового отношения еще рано ставить точку, определенный интерес вызывают проблемы синхронизации и гармонизации содержания правовой нормы и правоотношения, что в целом будет способствовать дальнейшему осмыслению существа и динамики методологически важных, определяющих смысл и содержание теории государства и права, других отраслевых юридических наук, категорий «норма права» и «правовое отношение».
Список использованной литературы
1. Малахов В. П. Философия права: формы теоретического мышления о праве. Издательство «ЮНИТИ» — 2009. С.50−99
2. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Издательство «Зерцало-М» — 2008. С.53
3. Бекбаев Е. З. Проблема начала в теоретическом познании правовой системы (попытка обоснования). Издательство «Астана" — 2012. С.59
4. Кудрявцев В, Н. Право как явление культуры // Право и власть. М., 2005, с.244
5. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. Издательство «Юриспруденция» — 2010. С.11
6. Красавчиков О. А. Гражданское правоотношениеюридическая форма общественного отношения // Гражданский правоотношения и их структурные особенности. Сб.уч. трудов. Вып.39. СПб, 2005, с.12
7. Дудин А. П. Диалектика правоотношения. СПб. 2011, с. 5, 86
8. Керимов Д. А. Психологический аспект правового бытия // Право и образование. 2007, № 4, с. 14, 18. 20
9. Байтин М, И. Сущность права (Современно нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2005, с. 173, 120
10. Сокольская Л. Культурологический подход к правопониманию // Научные труды «Эдилет», 2009, № 2, с.7
Приложение
Схема
1.