Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правление франкских королей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучая историю династии Меровингов, Хлодвиг проявил себя как умный, энергичный и воинственный политик. С его именем, связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V веке, когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает, прежде всего, романизированную Галлию. Независимой оставалась только… Читать ещё >

Правление франкских королей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Правление династии меровингов
  • 1.1 Обращение Хлодвига и франков в христианство
  • 1.2 Установление национальной Церкви франков.
  • Глава 2. Правление династии кароллитов
  • 2.1 Переход к новой власти
  • 2.2 Карл Великий — монарх Средних веков
  • Заключение

В год падения Западной Римской империи обширные территории в Галлии еще не имели одного хозяина. В свое время им станет правитель сильнейшего материкового европейского государства. Это территория современной Франции, которая получила свое название от названии племени франков. Франки — это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. В результате завоевания земель вдоль обоих берегов Рейна господство перешло к племенам салических франков. Так к власти пришли короли династии Меровингов, которые остаются как для древней Франкии, так и для нынешней Франции первым и уникальным королевским родом. Именно в годы правления этой династии было официально принято христианство. Не только священники, но и короли сыграли важную роль в становлении Церкви на территории всей Галлии.

Актуальность темы

состоит в том, что принятие христианской веры в Галлии предопределило развитие культуры и историю страны от раннего Средневековья до нашего времени. Изучая документы и жизнеописания, можно определить значимость тех или иных исторических образов. Сравнить события с другими государствами.

Хронологические рамки данного исследования ограничены периодом правления династии Меровингов (с 481 по 751 год) до вступления на престол Карла Великого. В их руках были сосредоточены земли всей Галлии. Сегодня это территория современной Франции и Бельгии.

Развитием христианства во Франции интересовались многие зарубежные и отечественные исследователи.

К первой группе относится французский учёный Ле Гофф и его работа

" Цивилизация Средневекового Запада". Автор книги сжато, но предельно ярко и убедительно характеризует основные особенности средневековой цивилизации.

В центре его внимания — Пространство и Время в жизни и восприятии тогдашнего населения Европы, его материальная жизнь, характеристика их социальной системы и, главное, анализ их менталитета, коллективной психологии, способов чувствовать и мыслить.

Ещё один зарубежный историк Лебек коснулся этой темы в своей работе, которая называется «Происхождение франков V—IX вв.ека» .

В монография протопресвитера Иоанна Мейендорф «Единство империи и разделение христиан» описываются основные проблемы этого периода. Автор рассматривает историю церкви в период её богословского становления и географического распространения в V—VII вв.еках. В книге включены богословские споры, взаимоотношения империи и Церкви, крещение европейских народов, возникновение и развитие монашества. На мой взгляд, автор написал эту работу с учётом православного взгляда на происходящие события.

Отечественный историк В. Солодовников изучил подробно события поместных соборов в своей работе «Соборы Галльской Церкви эпохи Меровингов». Автор даёт полное описание происходящего, опираясь на документы, декреты, акты.

В эту группу можно отнести «Очерки по истории римско-католической Церкви» протоиерея В. Рожкова. Автор очень кратко выделяет основные моменты развития христианства в Европе.

Цель работы изучить развитие христианства в Галлии (V-VIII века).

И в соответствии с темой решить ряд задач.

Рассмотреть обращение франков в христиан.

Исследовать становление национальной Церкви будущей Франции.

Изучить взаимоотношения власти и епископата.

Исследовать развитие монашества в Галлии.

Рассмотреть изменения во Франкской Церкви с приходом к власти Карла Великого.

История франков отражена в следующих источниках: в своде обычного права — «Салической правде», в «Истории франков» епископа Григория Турского. Он по происхождению был или галлом, или римлянином. Григорий Турский писал «Историю франков» во второй половине VI в., уже после смерти Хлодвига, но по живым воспоминаниям его детей, внуков, окружения. Меня заинтересовали его описания королевского рода, с которым он был тесно связан. Григорий Турский пишет о том, что сам Хлодвиг и все члены королевского рода носили длинные волосы, и это не случайно. Существовало языческое поверье, которое сохранилось после христианизации франкского государства. Согласно этому поверью, в длинных волосах членов королевского рода пребывает некая мистическая сила, которая дает здоровье, силу, удачу, победы в сражениях. И когда франки хотели низложить короля, то первое, что они делали, — обривали его наголо, тем самым лишая его всех мистических свойств.

Кроме того при изучении этой темы можно использовать «Сборник капитуляриев». (Капитулярии, формулы, акты, другие законодательные акты.), «Хроники» Фредегара и «Большие хроники Франции» .

правление франкский король галлия

Глава 1. Правление династии меровингов

1.1 Обращение Хлодвига и франков в христианство

Изучая историю династии Меровингов, Хлодвиг проявил себя как умный, энергичный и воинственный политик. С его именем, связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V веке, когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает, прежде всего, романизированную Галлию. Независимой оставалась только центральная часть Галлии с центром в Париже, которой управлял римский магнат Сиагрий. Завоевав северную Галлию, Хлодвиг спускается южнее. Он идет к Парижу. Сиагрий не смог оказать сопротивления франкам и бежал к вестготскому королю (в то время на юге Галлии находилось вестготское королевство). Вестготский король выдает Сиагрия Хлодвигу, и тот его убивает. Завоевав большую и важную территорию в центре Галлии (бассейн Сены и Луары), Хлодвиг поселяет на ней франков и щедро оделяет их землей. Таким образом, центр будущей Франции становится территорией сплошного заселения франков. К концу своего царствования Хлодвиг уже значительно продвинулся на юг Галлии, дойдя до реки Гаронны. Здесь ему пришлось встретиться с вестготами. Хлодвиг завоевывает значительные территории вестготского Тулузского королевства.

Хлодвиг пытался завоевать Бургундию, но это ему не удалось. Бургундия была завоевана его потомками. Тем не менее, Хлодвиг обладал сильным влиянием на Бургундское королевство.

В середине 90-х гг. V в. Хлодвиг принимает христианство. По преданию, он долго не решался его принимать, пока в одной из битв не потерпел крупное поражение, и над его жизнью нависла угроза. Тогда он дал клятву, что если он выиграет битву и останется жив, то примет христианство. Битву он выиграл, остался жив и христианство принял. Пышная церемония состоялась на Рождество 498 в г. Реймсе, с королем в специально построенномг. баптистерии крестилось еще три тысячи франков. Незадолго до смерти в Орлеане он созвал первый обще франкский церковный собор. Галльская церковь получила большие возможности для укрепления своего положения, саморегуляции и самоочищения для эффективного служения. [2]

1.2 Установление национальной Церкви франков.

Лучше всего об этом свидетельствуют дошедшие до нас соборные решения Церкви Галлии. В царствование Хлодвига состоялось два церковных собора — один в 506 г. в городе Агде, другой — в 511 г. в Орлеане.

В первом участвовали 25 епископов, 8 священников и 2 диакона, во втором — 32 епископа.

Галльская церковь в лице своих служителей не обольщалась симпатией франкского короля к христианству и вполне адекватно восприняла факт крещения Хлодвига. Для современников — причем не только служителей Церкви — было очевидно, что крещение короля являлось не результатом его духовно-нравственных исканий (Хлодвиг «прославился» методичным уничтожением всех своих родственников как потенциальных претендентов на королевский трон), а сугубо политическим решением, обеспечившим ему поддержку христиан-галло-римлян в борьбе с бургундами и вестготами. Политическая мотивация принятия христианства была типична для владетельных особ средневековой Европы. Припомним хотя бы крещение князя Владимира в Киевской Руси! Хлодвиг, таким образом, вполне вписывался в когорту чисто номинальных — «политических» христиан. Слово Божие таковых определяет еще точнее — «плотские» (см 3: 1,4; Рим.8: 5−7,13). Тем не менее, Церковь Галлии пыталась четко определиться в условиях «королевского благоволения» к христианству и по возможности укрепить свои позиции. В решениях Агдского (506 г.) собора приоритет отдавался повышению морального авторитета служителей Церкви, что позволяло оказывать существенное нравственное воздействие на двор франкского короля (в плане сочетания слов и дела).

Клирикам запрещалось присутствовать на брачных пирах, которые — по обычаю того времени — превращались в массовые попойки. Служителя, уличенного в пьянстве, ожидало суровое взыскание.

" Пусть пьяный клирик — смотря по своему сану — будет лишен причастия в продолжение 30 дней" , — говорится в соборном постановлении, или подвергнут телесному наказанию — «Corporal supplicio». Временный запрет на причастие ожидал и клирика, обокравшего храм. Агдский собор предусматривал превентивное (упреждающее) укрепление нравственности служителей, в частности запрещал строительство мужских монастырей по соседству с женскими.

На рубеже античности и средневековья — как это ни трагично — Западная церковь все больше втягивалась в феодальные экономические отношения, а параллельно с этим — в сугубо политические. Иначе говоря, она феодализировалась. На Агдеком соборе был провозглашен принцип: «Собственность епископа — собственность Церкви». С учетом формирования вассально-ленных отношений, при которых епископы знатного происхождения неминуемо становились феодалами, их собственность, в том случае, когда они были вассалами, оберегалась от посягательств сеньоров — будь то король или герцог. По правовым нормам средневековья сеньор мог лишить вассала земли. Но собор провозглашал собственность епископа (любую, включая вассальную, т. е. полученную за службу, предположим, до вступления феодала в духовное звание или полученную в подарок) собственностью Церкви. Сеньор не мог посягнуть на церковное имущество, так как Церковь имела в Галлии большой авторитет. Одно дело — отнять землю у вассала, другое — у Церкви. В решениях собора был пункт, запрещающий продавать или дарить церковное имущество. Он означал, с одной стороны, курс исключительно на приумножение церковной (епископской) собственности, а с другой — давал епископам основание для отказа Однако была еще одна причина, заставившая Хлодвига принять христианство. У него была жена, вестготская принцесса, и она была христианкой, так что дело, возможно, не в одной только битве, опасной для жизни короля. Вместе с Хлодвигом принимает христианство и его дружина. Постепенно обращались в христианство и низшие слои франкского общества.

Принятие христианства имело для франков чрезвычайно важные последствия, не только духовные, но и политические. В результате завоевания романизированной Галлии франки и сами постепенно романизируются, становятся все меньше похожи на варваров. Поддержанные духовенством, Хлодвиг и его преемники смогли более успешно проводить завоевания как в Галлии, так и на востоке, где еще жили варварские германские племена — за Рейном, по берегам Рейна.

Сам Хлодвиг завоевывает три четверти Галлии, остальная территория будет завоевана его сыновьями и внуками. Как это бывает после смерти крупного государственного деятеля, после смерти Хлодвига между его сыновьями и внуками начались междоусобицы. Они находились в постоянной вражде между собой, тем не менее уже сказывался западный рационализм, и сыновья Хлодвига продолжали расширение франкского государства. В первой половине VI в. им удалось сделать то, чего не смог сделать Хлодвиг: они завоевывают Бургундию, а также захватывают последние владения вестготов в Галлии. За Рейном они подчиняют все больше и больше варварских германских территорий: Аллеманию, Тюрингию, Баварию. Франкам удается подчинить себе даже непокорных саксов. Несмотря на покровительство католической церкви, Хлодвиг так и не был признан святым (в отличие от многих других крестителей). Дело, вероятно, в том, что этот правитель был слишком известен своим коварством, жестокостью и вероломством. На пути к единоличной власти над франками он уничтожил практически всех — даже потенциальных — соперников, ближайших родственников, других знатных франкских вождей.

Глава 2. Правление династии кароллитов

2.1 Переход к новой власти

В Нейстрии, Бургундии, Австразии выделились значительные и влиятельные фамилии, которые обладали в своих краях всей полнотой власти — королевские майордомы. Эта должность стала высшей административной должностью государства и существовала в каждой отдельной части распавшегося Франкского королевства.

Нейстрия находилась на северо-западе современной Франции, Австразия на востоке, бургундия на юго-востоке. Наиболее сильным из трех майордомов (Нейстрии, Австразии и Бургундии) был майордом Нейстрии. Он подчинил себе даже такого влиятельного майордома, как майордом Бургундии. Со временем майордомы Нейстрии столкнулись с сильной оппозицией майордомов Австразии, которые опирались на крупные военные силы.

Войска в Австразии формировались из свободного крестьянства, которого там было много и которое поддерживало своих правителей. И еще один благоприятный момент для усиления местной власти: «в Австразии была очень слабая знать. В конце концов майордом — герцог Австразии из фамилии Пипинов, Пи-пин II Геристальский, разбил своего соперника, майордома Нейстрии, в битве при Тертри (687) и стал правящим майордомом во Франкском королевстве. Создалась ситуация двоевластия: Франкским королевством фактически управлял Пипин II Геристальский, но при этом сохраняется и призрачная власть королей из династии Меровингов. Пипин Геристальский положил начало новой королевской династии, получившей в дальнейшем название династии Каролингов. Но несмотря на победу Пипина Геристальского магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. В VII—VIII вв. отделилась Аквитания, не признававшая власти Пипина II. Зарейнские племена (аллеманы, фризы, саксы, бавары) также отпали от Меровингов и их преемников.

В это время на юго-западе Франкского государства возникает серьезная опасность: началась арабская конкиста Пиренейского полуострова. Наступление арабов шло по всему Средиземноморью, они вторглись на территорию Византии. В ситуации двоевластия во Франкском королевстве невозможно было сконцентрировать военные силы. Существование Франкского государства оказалось под угрозой. Однако новая династия сумела организовать отпор арабам. Чтобы остановить центробежные процессы в государстве, Каролинги сумели ограничить влияние феодализирующейся франкской знати, опираясь на мелкие и средние военно-служилые слои. Таким образом Пипину Геристальскому и его наследникам удалось добиться централизации Франкского государства. Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот») правил еще в качестве герцога-майордома (715−741 гг.). Это был энергичный и способный полководец, которому удалось окончательно разбить аристократическую оппозицию в Нейстрии. Карл Мартелл восстанавил франкское государство за Рейном, совершил удачные походы на восточно-германские племена и вновь обложил их данью в пользу франков.

Карл Мартелл провел реформу войска: он ввел боевую конницу и при этом сохранил пехоту. Эта реформа позволила франкам победить арабов. Но, как известно, арабы никогда не останавливались на полпути: они прекращали свои завоевания только тогда, когда бывали окончательно разбиты. Поэтому в первой половине VIII в. они совершают второе нападение на Франкское государство. Арабский полководец Абдеррахман вступил в Аквитанию, разорил ее и по старой римской дороге направился в Париж. Карл Мартелл встретил Абдеррахмана недалеко от г. Пуатье и здесь, в октябре 732 г., нанес арабам сокрушительное поражение, при этом в руки франков попал богатый обоз. Арабов удалось оттеснить к Пиренеям (конница Карла Мартелла в течение недели гнала их в этом направлении).

Еще одна попытка арабов завоевать Галлию также закончилась неудачей. Военная реформа Карла Мартелла, которая помогла сохранить независимость Франкского королевства, носила двойственный характер. Во внутренней жизни государства она сыграла менее положительную роль. Основой войска франков был свободный крестьянин, а после реформы Карла Мартелла решающая роль стала принадлежать коннице. И основной фигурой франкского войска становится уже не пеший крестьянин, а конник, всадник — рейтер, или рыцарь. Такая ситуация не могла не повлиять на процесс закрепощения ранее свободного франкского крестьянства.

Карл Мартелл провел еще одну важную внутреннюю реформу, на этот раз в земельной политике. Он практиковал широкую раздачу земель из государственного фонда, который пополнялся благодаря конфискации земель на завоеванных территориях или земель знати. Из этого фонда Карл Мартелл раздавал поместья своей коннице — рыцарям. Эти поместья получили название бенефиций. Земельная политика Карла Мартелла заложила основы для развития будущего мелкопоместного и среднего рыцарства, которое представляло собой низшую и среднюю, наиболее многочисленную прослойку оформляющегося классов феодалов.

Раздавая бенефиции, Карл Мартелл не ограничивался изъятием только тех земель, которые принадлежали светским феодалам. Чтобы вести успешные войны, ему нужно было заботиться об увеличении конницы и укреплении положения рыцарства, поэтому он посягнул и на церковные земли. При Карле Мартелле происходит, впервые в истории, секуляризация церковных земель.

Впоследствии, сын Карла Мартелла Пипин Короткий был вынужден возвратить Церкви земли, конфискованные его отцом, но с условием, что эти земли будут находиться во владении рыцарей, а за это рыцари обязаны платить своеобразную церковную десятину монастырю или Церкви.

Пипин III Короткий (741−768 гг.) тоже носил титул майордома, а номинально королевством все еще правили Меровинги. Пипин III решил положить конец этой двусмысленной ситуации. Он устроил государственный переворот, низложив бессильную и абсолютно никому не нужную династию Меровингов. В этом перевороте его горячо поддерживал римский папа, с которым Пипин III с самого начала своего правления устанавил дружеские отношения. Он не только провел своеобразную десекуляризацию церковных земель, но и оказывал всяческую поддержку папским миссионерам, направляющимся в зарейнские области. Выгода этого союза была обоюдной: папство приобретало за Рейном новых христиан, а франкскому королю было легче ими управлять.

Сближению Пипина Короткого и папы римского в немалой степени содействовала ситуация в Лангобардском королевстве. В 751 г. во французском г. Суассоне Пипин Короткий официально был провозглашен французским королем. Вскоре после этого по приказанию папы архиепископ Майнцский Бонифаций, возглавлявший деятельность папских миссионеров в западно-германских землях, совершает над Пипином Коротким особый обряд миропомазания на царство. Таким образом при Пипине Коротком новая династия Каролингов получает необходимую духовную церковную санкцию. Последний из «ленивых королей» династии Меровингов, Хильдерик III, был пострижен в монахи и умер в монастыре.

В благодарность папе за помощь в устранении династии Меровингов Пипин Короткий совершает два похода против лангобардов, которые не признавали папу и угрожали захватить Рим. Пипин Короткий разбивает лангобардов и дарит папе Равеннский экзархат, а также Римскую область (еще более щедро одарит римских пап землей Карл I Великий). В VIII в. папы становятся владельцами довольно значительных территорий в Средней Италии. Так возникло папское государство. Усилившееся папство сыграло большую роль в истории Западной Европы на протяжении всех Средних веков.

Характерно, что в переговорах с франкскими королями папы обычно ссылались на то, что Римская область была им подарена еще раньше, в IV в. самим Константином I Великим. На самом деле этот «Константинов дар» был политической выдумкой: папы не хотели быть обязанными и зависимыми от Каролингов и представляли дело так, что франкские короли не способствовали созданию папского государства, а всего лишь помогли папам вернуть земли, принадлежавшие им издавна и по праву. В XV веке ученый эпохи Возрождения Лоренцо Валла доказал подложность «Константинова дара» .

2.2 Карл Великий — монарх Средних веков

Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться до Падерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806−810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил I преемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.

Заключение

Как мы видим восхождение к господству франков в западном мире, происходило поступательно, несмотря на некоторые поражения.

Хлодвиг I, распространяя свою власть над другими франкскими племенами, и расширяя свои владения, стал основателем королевства франков.

Самое важное событие, которое произошло в жизни Хлодвига, было его крещение вместе со своим войском не по арианскому обычаю, а кафолическое христианство. Поэтому во Франции его часто называют старшим сыном Церкви. К нему обратились взоры всей Галлии. Новообретённый авторитет франков и тесное сотрудничество Хлодвига с епископами позволило ему собрать первый поместный собор в Орлеане. В эпоху Меровингов Соборы собирались часто. Они предусматривали реорганизацию церкви внутри Франкского королевства. Короли Меровинги постепенно принимали участие в поставлении епископов. Однако последние оставались единственными судьями в делах веры. Церковь Галлии не создала подлинно оригинальной богословской традиции, но она явила миру несколько высокообразованных писателей. Среди них Сидоний Аполлинарий и святой Авит Вьенский.

Начиная с конца IV века, возросло количество монастырей. Наиболее значительные события, касающиеся богословской мысли и духовности, в истории галльского христианства связаны с монастырём на острове Лерин. Вдохновлённые идеями аскетизма, принесёнными святым Кассианом с Востока, эта община выпустила целое поколение монахов. Среди них великие митрополиты Арльские святой Илларий и святой Кесарий. С IV—IX вв. монастыри стали центром образованности.

Несмотря на такие заслуги Хлодвига не канонизировала. Церковь, ссылаясь на то, что он к власти пришел, убирая своих соперников.

Единственный из Меровингов, вошедший в историю с репутацией «доброго короля» был Дагоберт I.

В конце VII и начале VIII века меровинговская династия вступила в период упадка. «Ленивые короли передали власть майордомам. Молодые Хотя каролингские майордомы в течение десятилетий держали в своих руках власть, лишь сын Пипина Карл, известный как Карл Велкий, был коронован на знаменитой рождественской церемонии 800 года.

Карл Великий величайший монарх. Это воин, законодатель, основатель империи, покровитель искусств и наук.

За сорок шесть лет правления он предпринял пятьдесят три похода и завоевал много земель в Италии и Германии. Он хотел, чтобы эти земли соединила, прежде всего, христианская вера.

Его понимание власти проявилось в особой институции — так называемых государственных посланниках. Это были представители духовной и светской власти.

Свое правление он рассматривал как служение Церкви. В жизни он вмешивался лишь затем, улучшить дисциплину епископов, клириков, монахов.

Если Хлодвиг связал Церковь с епископатом, то Карл пошёл дальше. Он связал её с папством. Франкский король был защитником католичества не только от ариан, но и союзником папы против лангобардов.

Ещё до коронации Карла, святой Бонифаций реорганизовал галло-франкскую Церковь, к тому времени пришедшую в упадок. Как представитель папы он восстановил иерархию, установил строгое правило относительно целибата и обязал епископов всякий год объезжать епархии. чале

Так обстояли дела в конце VIII начале IX вв. И наверное никто из главных участников этих фундаментальных сдвигов в политической географии не осознавал их последствий для судьбы христианства в будущем.

Список используемых источников

и литературы

1. Григорий Турский. История франков [Текст] / Historia Francorum. — М.: Наука, 1987. — 464 с.

2. Фредегар. Хроника, кн. III, 24. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — russdom.ru›oldsayte/ 2006/20 0601i/20 060 121.htmlМосква. — 17.11.2011.

3. 3. Сарагосская хроника, 507 год. [электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.vostlit. info/Texts/rus17

4. Ле Гофф, М. Цевилизация средневекового Запада [Текст] / Ле Гофф. — Екатаринбург: У-Фактория, 2005. — 560 с. Лебек, С. О. Происхождение франков [Текст] / С. О.

5. Леббек. — М.: Скарабей, 1993. — 477 с.

6. Солодовников, В. К. Соборы Галльской Церкви Эпохи Меровингов [Текст] / В. К. Солодовников. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.gumer. info/bogoslov_Buks/History_Church/Solodovnikov_Sobors. php

7. Мейендорф И., прот. Единство империи и разделения христиан [Текст] /прот.И. Мейендорф. — Православный Св. — Тихоновский гуманитарный ун-т.: 2012. — 520 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой