Организация работ в магазинах республики Беларусь
По этажности торговые здания могут быть однои многоэтажные (двухи более). Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие, организация технологического процесса в одном уровне экономичнее, площади таких магазинов используются более эффективно. В более крупных городах, особенно в центральной их части, где плотная застройка… Читать ещё >
Организация работ в магазинах республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План
1. Признаки, лежащие в основе классификации торговых зданий
2. Метода самообслуживания. Критерии магазина самообслуживания
3. Права потребителей РБ, их характеристика
4. Типы разделения труда и их значение в торговле Список литературы
1. Признаки, лежащие в основе классификации торговых зданий Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам: месту расположения, капитальности, материалу стен и конструктивных элементов, этажности, функциональному назначению и конструктивным особенностям.
По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные.
Наиболее эффективными являются отдельно стоящие торговые здания. Их располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у транспортных остановок. Архитектурно-планировочные решения этих зданий могут максимально учитывать требования, предъявляемые к современным магазинам, необходимость создания условий для внедрения новых технологий. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры. Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов, они включают предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения. К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (например, пекарня и хлебный магазин, колбасный цех и магазин колбасных изделий, швейная мастерская и магазин по продаже готового платья и т. д.).
С развитием индивидуального предпринимательства такое совмещение становится весьма эффективным. Особое место среди торговых зданий занимают магазины-склады, которые включают комплекс различных сооружений в зависимости от его назначения. Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых зданий. Их достоинство заключается в том, что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затруднены погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, мусор захламляют двор, шум механизмов, автомашин, прибывающих с грузом, мешает жителям.
Встроенно-пристроенные помещения магазинов бывают двух типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроенно-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.
По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины. При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства.
Сооружения облегченного типа предназначены для мелкорозничной торговой сети: ларьков, палаток, киосков, павильонов. Они требуют меньше материальных и денежных затрат, сроки их строительства небольшие. Кроме того, они легко собираются и разбираются и быстро могут перемещаться в нужное место. Однако они менее удобны для организации технологического процесса. Условия труда в них хуже, чем в магазинах, более узкий ассортимент товаров, меньше удобств для покупателей [4, с. 195].
В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные.
Каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные и железобетонные здания по степени огнестойкости относятся к несгораемым и трудносгораемым, а деревянные — к сгораемым.
По этажности торговые здания могут быть однои многоэтажные (двухи более). Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие, организация технологического процесса в одном уровне экономичнее, площади таких магазинов используются более эффективно. В более крупных городах, особенно в центральной их части, где плотная застройка и трудности с земельными участками, возникает необходимость в строительстве многоэтажных магазинов. С точки зрения архитектуры они выглядят более привлекательно и вместе с другими общественными зданиями формируют облик города.
По функциональному назначению и конструктивным особенностям торговые здания подразделяются на универсальные и специальные.
В торговых зданиях универсального назначения имеются условия для организации торговли различными товарными группами. Специальные торговые здания необходимы для торговли особыми видами товаров (например, магазины-салоны для торговли мебелью, бытовой техникой, магазины-склады, магазины-заготпункты).
Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Технологические требования предусматривают возможность рациональной организации торгово-технологического процесса с применением современной техники и новейших технологий. С учетом технологических требований определяют состав помещений магазина, их взаимосвязь, размещение, движение грузовых и покупательских потоков. Здание должно легко поддаваться реконструкции.
Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, возможность возведения его индустриальным методом, выразительный архитектурно-художественный облик. Архитектура здания должна быть увязана с общей композицией застройки. Цветовое и художественное решения всех элементов магазина должны сочетаться и способствовать главному функциональному назначению магазина — наилучшим образом показать товар и создать максимум комфорта покупателю.
Экономические требования предусматривают оптимизацию всех видов ресурсов как в процессе строительства, так и эксплуатации.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Эти устройства необходимы не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.
Особые требования предъявляются к устройству прилегающих к магазину зон. Выделяются зоны для покупателей и хозяйственные. Зона для покупателей имеет площадки для отдыха, тротуары для подхода к павильонам, киоскам, торговым автоматам, витринам и другим средствам рекламы, а также стоянки для парковки индивидуального транспорта.
Хозяйственная зона необходима для подъезда и разгрузки автомашин с товаром, хозяйственных построек, навесов для тары и т. д.
Зоны для покупателей и хозяйственная должны быть четко разграничены и разделены линией озеленения либо ограждением, потоки грузовые и покупательские не должны пересекаться.
Выделенные автостоянки имеют специальные нормативы, которые будут увеличиваться по мере возрастания количества покупателей-автомобилистов.
2. Метода самообслуживания. Критерии магазина самообслуживания Традиция продавать товары через прилавок обслуживания зародилась со времени появления товарообменных процессов и сохраняется и в наше время. Универсальность процесса организации розничной продажи делает традиционный метод приемлемым для реализации продовольственных и широкого круга непродовольственных товаров.
Традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) — метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар. Данный метод предусматривает все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание.
Традиционное обслуживание используется, если товар поступает не подготовленным к продаже, требует взвешивания, отмеривания и других операций, выполняемых продавцом. Обслуживание продавцом рекомендуется, прежде всего, при продаже товаров, которые требуют более подробных разъяснений. В США, например, этот метод продажи, используется преимущественно в специализированных магазинах (булочных, мясных, обувных и т. п.).
В магазинах, торгующих через прилавок, процесс продажи более затратный, включает много операций, большая часть которых является трудоемкой. Так, выявление спроса сопровождается предложением и показом товаров. Далее оказывается помощь при выборе и осуществляются консультации и предложение сопутствующих товаров, новинок. И только после этого выполняются операции по взвешиванию, отмериванию; проводятся расчеты за товары; товары упаковываются и выдаются покупателю.
Таким образом, процесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазина невелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образования очереди. Кроме того, важно отметить, что продавец осуществляет весь процесс обслуживания, и он должен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями.
Понятно, что далеко не каждый работник отвечает требованиям профессионального мастерства, что вызывает дополнительные сложности в организации обслуживания и требует от менеджера торгового зала особого внимания и контроля.
В связи с этим, если позволяют условия, целесообразно использовать метод самообслуживания.
Самообслуживание — метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Технологический процесс продажи методом самообслуживания представляет собой «цепочку» последовательно осуществляемых операций:
Метод самообслуживания применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, велосипеды, мотоциклы, лодки, моторы, палатки, радиои телевизионная аппаратура, радиосувениры и некоторые другие товары.
Различают полное и частичное (ограниченное) самообслуживание.
Полным считается самообслуживание, если все товары реализуются в магазине данным методом. Частичным самообслуживание является в том случае, если некоторые товары продают непосредственно продавцы. Такие товары, как правило, поступают в магазин в нерасфасованном виде, и предварительная их фасовка не является целесообразной. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров должна составлять не менее 70% общего объема розничного товарооборота магазина.
Кроме того, различают предприятия с полным или частичным обслуживанием. При полном обслуживании в обязанности продавца-консультанта входит готовность лично помочь покупателю на всех этапах поиска, сравнения и выбора товара. Частичное же обслуживание предполагает возможность подключения продавца к поискам покупателем того или иного товара либо предложение консультации относительно представленных в магазине товаров.
Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно-технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с традиционным методом. Однако следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений:
ь разработка оптимального планировочного решения торгового зала;
ь неограниченный вход покупателей и свободный доступ к выложенным на оборудовании товарам;
ь использование покупателями при отборе товаров инвентарных корзин или тележек;
ь возможность получения в любое время консультации или помощи консультанта-продавца;
ь свободная ориентация покупателей в торговом зале, обеспеченная рациональной системой указателей и других информационных средств;
ь преобладание продаж методом самообслуживания (не менее 70%) в общем товарообороте.
Разработка оптимального планировочного решения предполагает, как правило:
v линейную планировку оборудования;
v размещение единого узла расчета у выхода из торгового зала;
v строгое разделение входящих и выходящих потоков;
v рациональное размещение секций, товарных групп и зон приложения труда продавцов.
Таблица1. Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и самообслуживания
Методы | Преимущества | Недостатки | |
Традиционный | ь обеспечивает сохранность товара; ь более квалифицированные консультации | ь включает много операций (более затратный); ь замедляется обслуживание (низкая пропускная способность); ь есть вероятность образования очереди; ь существенные затраты на персонал | |
Специфика | Особую роль играет профессиональный уровень продавца | ||
Самообслуживание | ь свободный доступ к товарам; ь увеличение пропускной способности; ь экономия времени покупателей; ь благоприятные условия для совершения импульсивных покупок; ь эффективное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования; ь рост объемов продаж, снижение издержек и повышение производительности труда | ь более высокие единовременные затраты на организацию технологического процесса продажи; ь специфика планировки, торгово-технологического оборудования, система защиты от краж; ь более высокие затраты на забывчивость покупателя | |
Специфика | Отсутствие психологического барьера при выборе покупки | ||
По-прежнему представляют интерес для практиков разработанные коллективом ученых ЦИНОТУР (Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации) Методические рекомендации по переводу на самообслуживание магазинов потребительской кооперации (Москва, 1971 г.). Кроме того, с 1996 г. НИИ Белкоопсоюза также предпринимает некоторые шаги к упорядочению работы магазинов потребительской кооперации. Так, в требованиях к образцово-показательным магазинам системы потребительской кооперации изложены основные принципы использования торговых площадей, методов продажи, разработки технологических схем размещения оборудования; рекламно-информационного оформления и осуществления других организационно-технологических операций в магазинах. Безусловно, назрела необходимость в серьезных исследованиях вопросов торгового обслуживания на уровне специального научного института, которые на Западе удачно работают уже не одно десятилетие. Так, в США создан Центр торгового образования и исследований при университете в штате Флорида, деятельность которого финансируют 12 общенациональных и региональных торговых компаний.
Эффективность самообслуживания качественно повышается при использовании штрихового кодирования товаров. В странах Запада практически вся торговля основана на штриховых кодах. При его отсутствии торговля не принимает товар от производителя либо принимает, но со значительной скидкой. Штриховое кодирование оправданно экономически, если оно охватывает не менее 85% товаров. При этом магазины, независимо от их размеров, уменьшают текущие затраты на реализацию товаров при соблюдении установленного ассортимента. Появляется возможность ускорить время расчетов с покупателями, постоянно следить за состоянием товарных запасов, ходом продаж.
Наряду с использованием пластиковых банковских расчетных карточек в некоторых магазинах успешно внедрены магазинные карты. Их использование позволяет не только упростить расчетные операции, но и «закреплять» покупателей за своим магазином. Наличие карточки дает покупателю право на дополнительные услуги (бесплатная рассылка каталогов торгового предприятия, информация о новых товарах, заказ по телефону и т. д.).
3. Права потребителей РБ, их характеристика Процесс преобразований, охвативший все сферы экономической жизни в Республике Беларусь, потребовал разработки и укрепления политики и законодательства в области защиты прав и интересов потребителей.
Право — одно из средств, с помощью которого государство охраняет интересы потребителя. Его нормы предусматривают общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, а также санкции за их нарушение.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90−3 от 9 января 2002 г., иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь.
Закон запрещает принятие нормативных актов по защите прав потребителей какими-либо государственными органами.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей товаров и распространяется на все предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, а также граждан-предпринимателей.
По закону потребителем является гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законом «О защите прав потребителей» определены следующие права потребителей.
1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
Это право обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общеобразовательной школы, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.
2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, дающая возможность сделать компетентный выбор. Обязанность предоставления такой информации возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).
Своевременность предоставления информации предусматривает ее полное наличие уже при заключении договора купли-продажи товара.
Понятие «необходимая информация» включает такой объем информации, которого достаточно для любого потребителя и для компетентного выбора товара.
3. Право на безопасность товаров.
Это право закреплено в ст. 9 Закона «О защите прав потребителей». Согласно закону, потребитель вправе требовать, чтобы товар при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока службы или годности товара. Если срок службы товара изготовителем не установлен, то он считается равным десяти годам.
4. Право на свободный выбор товара.
Законом установлено, что потребитель имеет право на свободный выбор товара надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца.
Все потребители имеют одинаковые права на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. В то же время отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством предоставлены льготы и преимущества в торговом и других видах обслуживания.
5. Право на надлежащее качество товара.
Потребителю должны быть проданы товары, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативно-технической документации: ГОСТу, стандартам, техническим условиям, техническим описаниям и т. п.
Другое важное требование: продавец, исполнитель обязаны реализовать товар, соответствующий представляемой информации о его потребительских свойствах. Такая формулировка в сущности устанавливает обязательное знание продавцом (исполнителем) конкретного назначения данного товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.
Правилами торговли запрещена продажа недоброкачественных товаров, изделий, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также поступивших без необходимой документации по качеству.
6. Право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара.
Ст. 16. Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, подлежит возмещению в полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет.
7. Право на государственную защиту своих прав.
Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы. К ним относят: Министерство торговли; Министерство здравоохранения; Министерство образования; Министерство транспорта и коммуникаций; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство связи; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство промышленности; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
8. Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой прав и интересов, охраняемых настоящим законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь.
Согласно ст. 43 Закона «О защите прав потребителей», потребители имеют право на судебную защиту.
Судебная защита является разновидностью, специфичной формой государственной защиты и осуществляется судебными органами.
9. Право на общественную защиту своих прав.
Наряду с системой государственных органов по защите прав потребителей действует и система общественной защиты прав потребителей. При этом обе системы не противодействуют, а дополняют друг друга и дают возможность потребителям лучше знать свои права и эффективно их защищать. Система общественной защиты потребителей значительно расширяет сферу применения законодательства о защите прав потребителей и является залогом и основой развития широкого потребительского движения.
10. Право на создание общественных объединений потребителей.
Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством.
Права общественных объединений потребителей определены в ст. 46.
4. Типы разделения труда и их значение в торговле Для того чтобы организовать производство экономических благ, необходимы соответствующие условия. В таких случаях принято говорить «необходимы экономические ресурсы».
Экономические ресурсы есть совокупность возможностей и предпосылок, имеющихся в распоряжении общества и необходимых для создания экономических благ с целью удовлетворения потребностей.
Среди экономических ресурсов выделяются 4 группы: трудовые ресурсы, материальные ресурсы, финансовые ресурсы, природные ресурсы.
Трудовые ресурсы — трудоспособная часть населения страны, готовая быть включенной в процесс производства. К трудовым ресурсам относят тех, кто не только располагает определенным уровнем подготовки, но и способен приобрести специальность, повысить квалификацию [2, с. 111].
На предприятии трудовые ресурсы являются важнейшим элементом производительных сил, определяют темпы роста производства и производительности труда, качество продукции и успешную работу предприятия.
Рациональное разделение труда работников магазина предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь торговый персонал подразделяется на категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, оперативно-вспомогательный, технический и вспомогательный.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. К ним относятся директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры и т. д.
Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий).
Заместитель директора (заведующего) магазина руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.
Товароведы выполняют функции по изучению спроса, заключению договоров с поставщиками и контролю за их выполнением, организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д. магазин торговля потребитель труд Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций).
Основной (торгово-оперативный) персонал — это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.
Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.
Оперативно-вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала. К ним относятся фасовщики, рубщики мяса и др.
Технический персонал (механики холодильных установок, слесари, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования) обеспечивает работу соответствующего оборудования.
К вспомогательному персоналу относятся дворники, уборщики, грузчики.
Функциональное разделение труда имеет смысл при условии, что все работники будут полностью загружены в течение всего рабочего дня.
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории.
Круг обязанностей определяется квалификационным справочником и должностными характеристиками.
Следствием разделения является кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания, увеличивается протяженность зон обслуживания, обеспечивается взаимозаменяемость.
Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного времени в течение рабочего дня. Например, должность заведующего товарным отделом может быть совмещена с должностью администратора, товароведа, продавца, контролера, контролера-кассира; продавца — с должностью заведующего отделом, администратора, контролера, контролера-кассира, уборщика и т. д. Такое совмещение должностей (профессий) может быть обеспечено за счет овладения работниками магазина второй профессией.
Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными своими должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, относящиеся к другим профессиям (должностям). Например, заведующие отделами могут участвовать в обслуживании покупателей, продавцы выполнять вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т. д. Прогрессивной формой кооперации является бригадная организация труда.
1. Закон о защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь № 90−3 от 9 января 2002 // Собрание законов Республики Беларусь / Составитель Гавриленко В. Г. — Минск: Право и экономика, 2007. — С. 134−149.
2. Лемешевский И. М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / И. М. Лемешевский. — Мн.: ФУАинформ, 2005. — 672 с.
3. Организация и технология торговли: учебник / С. Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С. Н. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. — Мн.: Выш. шк., 2005. — 479 с.
4. Организация и технология торговых процесс: Учебник для кооп. вузов / Ф. Г. Панкратов, Э. А. Арустамов, П. Ю. Балабан и др.; Рук. авт. колл. Ф. Г. Панкратов. — М.: Экономика, 1990. — 304 с.