Менеджмент профессионального бокса
Профессиональному боксу свойственны все атрибуты нематериального производства — производимый отраслью продукт не имеет осязаемой формы и предметного воплощения. Однако это не означает, что его нет. Отрасль профессионального бокса производит такие продукты, как здоровье, долголетие, развлечение, интересный досуг. Подобно другим отраслям экономики, инвестиции в физическую культуру и спорт приносит… Читать ещё >
Менеджмент профессионального бокса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Костанайский социально — технический университет.
имени академика З. Алдамжар Педагогический факультет Кафедра естественных наук.
Курсовая работа.
по дисциплине «Менеджмент».
ТЕМА: МЕНЕДЖМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БОКСА.
Выполнил: Назаров Ануар Тулегенович Студент 5курса специальности ФКиС, ЗО Научный руководитель:
Безъязычный Владимир Семенович, старший преподаватель кафедры «Естественных наук».
Костанай 2011.
СОДЕРЖАНИЕ Введение.
1. Спорт в экономической системе.
1.1 Современный спорт как экономический ресурс.
1.2 Менеджмент профессионального бокса.
1.3 Реализация менеджмент-проекта на примере международного турнира профессиональных боксеров.
1.4 Результаты исследования содержания деятельности менеджера профессионального бокса.
1.5 Задачи необходимые для выведения казахстанского бокса на мировой уровень Заключение Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времен спорт играет очень важную роль в жизни всего человечества. И это не только физическое и духовное влияние на развитие самого человека. В современном мире спорт стал еще и выгодной отраслью для вложения денег и получения достаточно больших капиталов..
Гонорары всемирно известных спортсменов огромны, на чемпионатах мира и всевозможных состязаниях они зарабатывают огромные деньги за достаточно небольшой период времени. Но еще большие суммы зарабатывают люди, которые вкладывают деньги в развитие спорта, во всевозможные спортивные испытания и непосредственно в самих спортсменов..
В данной работе мы рассмотрим причины и следствия вложений денег в спорт, а также развитие менеджмента спорта в современном мире. Эта тема очень актуальна на данный момент, потому что с каждым годом инвестиции в сферу спорта становятся все выше и выше. Но для получения высокой прибыли в сфере спорта необходим грамотный менеджмент всех процессов, поэтому в данной работе мы также рассмотрим и сам процесс менеджмента и маркетинга в данной отрасли..
Современные экономические системы представляют собой сложные конгломераты взаимодействующих между собой рынков и субъектов хозяйственной деятельности, каждый из которых выполняет определенные функции. Любое предприятие или отрасль занимают свое место в системе общественного разделения труда, удовлетворяют потребности особых групп потребителей..
Спрос со стороны бизнеса, государства и массового потребителя предъявляется как на материальные товары (т.е. те, которые имеют вещественную форму), так и на материальные активы — т. е. работы и услуги, которые в осязаемой форме не существуют. Соответственно, отрасли и предприятия, которые производят материальные продукты, относят к материальному производству (например, автомобилестроение, пищевую промышленность, металлургию и т. п.), а производящие нематериальные блага (такие, как образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт) — к отраслям нематериального производства..
Профессиональному боксу свойственны все атрибуты нематериального производства — производимый отраслью продукт не имеет осязаемой формы и предметного воплощения. Однако это не означает, что его нет. Отрасль профессионального бокса производит такие продукты, как здоровье, долголетие, развлечение, интересный досуг. Подобно другим отраслям экономики, инвестиции в физическую культуру и спорт приносит мультиплицирующий эффект — капиталовложения в человеческие ресурсы приносят кратное увеличение первоначальных инвестиций. В отрасли физической культуры и спорта имеются свои потребители и производители, свои рыночные и нерыночные институты, собственная индустрия, гармонично встроенная в национальную и международную экономику. Всю совокупность хозяйственных отношений, имеющих место в физкультуре и спорте, а также в смежных с ней отраслях, изучает специальная наука — экономика физической культуры и спорта..
Экономика физической культуры и спорта представляет собой прикладную дисциплину, входящую в комплекс экономических наук, изучающих хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов и общества в целом с целью познания и объяснения природы этой деятельности, прогнозирования экономических процессов и их регулирования. Более конкретно, экономика физкультуры и спорта — это наука, изучающая методы решения практических задач, возникающих в сфере спортивных отношений, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на уровне отдельных спортивных организаций и общества в целом..
Необходимо подчеркнуть, что за рубежом термины «физическая культура» и «экономика физической культуры» практически нигде не употребляется. Используется комплексный термин «спорт», который вбирает в себя все многообразие отношений по подготовке, воспитанию, управлению спортом и связанной с ним деятельностью. В российской практике и странах СНГ используется два термина — «физическая культура» и «спорт». Однозначной трактовки этих понятий не существует, однако считается, что физическая культура — это систематическое и разнообразное совершенствование и укрепление человеческого тела путем физических упражнений; способствует физическому воспитанию широких масс и росту спортивных достижений. Иными словами, под физической культурой у нас в стране понимается непрофессиональный оздоровительный спорт и его инфраструктура, система подготовки спортсменов-любителей (физкультурников). В термин «спорт» вкладывается несколько иной смысл, — это в большей степени профессиональная и коммерциализированная система, продуцирующая спортсменов и тренеров, то есть людей более профессионально подготовленных, нежели физкультурники. При этом принято подразделять спорт на профессиональный и любительский. Любительский спорт — это многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта. Профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией..
Как следует из определения, экономика физической культуры и спорта как наука изучает хозяйственные отношения в спортивной области и спортивной индустрии на двух уровнях:.
во-первых, на общегосударственном и международном (макро-уровне);.
во-вторых, на уровне отдельных спортивных и физкультурных организаций, клубов, федераций и иных объединений с различными формами собственности и источниками финансирования (микро-уровне)..
Таким образом, макроэкономика спорта оперирует агрегированными, совокупными показателями (например, уровнями финансирования и доходов спортивных организаций и учреждений страны или стран мира, общим количеством спортсменов, тренеров, спортсооружений и т. д.), выявляет тенденции развития физкультуры и спорта, вырабатывает меры по государственному регулированию экономических отношений в спортивной сфере..
Экономика профессионального бокса призвана решать следующие задачи:.
Накапливать и систематизировать экономические знания в области физкультуры и спорта;.
Генерировать новые знания и исследования в сфере экономики профессионального бокса;
Выявлять и формулировать экономические проблемы, возникающие в процессе развития хозяйственных отношений в сфере профессионального бокса, а также указывать пути их решения;.
Определять тенденции развития экономических процессов в отечественном и зарубежном спорте, прогнозировать их направление и динамику;
Выдавать практические рекомендации по повышению эффективности хозяйственных отношений в профессиональном боксе.
Исследование теоретических и практических аспектов экономики профессионального бокса проводится при помощи специальных методов научного познания, которые зачастую органически сочетаются и в ряде случаев дополняют друг друга..
1. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БОКСА.
1.1 ЭКОНОМИКА И СПОРТИВНЫЙ БИЗНЕС менеджмент профессиональный спорт бокс В нашей стране и за рубежом создается множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации — фитнесс и шейпинг-клубы, массажные салоны, секции бодибилдинга, рукопашного боя, бокса и т. д. Другой составляющей спортивного бизнеса является профессиональный спорт — профессиональные клубы, лиги и федерации, действующие на основе самофинансирования и получающие доходы за счет рекламной, издательской деятельности, продажи прав на телеи радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и иной коммерческой деятельности. Кроме того, современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажеров и аксессуаров. Как отдельные компоненты спортивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радиои телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т. п.) и бизнес на спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, тренажерные залы, спорткомплексы)..
По своей сути бизнес очень похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежит соревновательность и конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом деятельности как в спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, самовыразиться, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Спорт и бизнес, таким образом, тесно связаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы..
Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга. В отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, спортивный бизнес выполняет социально значимую роль в противостоянии чрезмерному потреблению алкоголя и табака, в борьбе с вредными привычками и малоподвижным образом жизни..
Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и эмоциональный потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умения в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни. В данном аспекте спортивный бизнес выступает важнейшим элементом процесса воспроизводства качественной рабочей силы, развития и укрепления трудовых ресурсов..
Выполняя функцию реабилитации и восстановления потенциала рабочей силы, спортивный бизнес частично высвобождает финансовые и материальные ресурсы государства. Правительство, таким образом, получает за счет развития спортивного бизнеса сразу несколько полезных эффектов, которые заключаются:.
§ в снижении государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровня;
§ в развитии социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой оздоравливается население и создаются новые рабочие места;
§ снижается потребление алкоголя и табака, уровень преступности;
§ за счет спортивного бизнеса увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Самостоятельной отраслью экономики спортивных и зрелищно-массовых мероприятий является туризм. В мировой экономике роль туризма постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм по данным Всемирной Туристской Организации, обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект индустрии туризма..
Несмотря на то обстоятельство, что туризм является само-стоятельной отраслью экономики, он самым тесным и непосредственным образом связан со спортивной индустрией, причем связь эта со временем оформляется все более рельефно и ее нетрудно проследить на примере туристических рынков Западной Европы. Так, например, доля спортивного и событийного туризма возросла в последние годы по зимним видам спорта на 20%, а по летним видам — на 80%. Этот процесс, как отмечают специалисты, характерен не только для Западной Европы. В частности, российские эксперты в области туризма констатируют, что «наибольший вклад в эту тенденцию вносит возрастающая популярность зимних видов спорта, а также поездок на дальние расстояния в страны, где летний период приходится на европейскую зиму. Среди видов туризма наибольшей популярностью пользуется спортивный и круизный туризм».
Крайне высоко значение спорта в инновационных экономических процессах. Для того чтобы новые технологии, опытно-конструкторские разработки и иные атрибуты научно-технического прогресса внедрились в хозяйственную практику, необходимы их всесторонние испытания. Такие разноплановые испытания новых идей, материалов, технологий, двигателей, моторных масел, шин и других изделий дает спорт высших достижений. Именно в спортивных соревнованиях, в экстремальных условиях, выявляются лучшие качества новых разработок, их удобство, экономичность и иные эксплуатационные характеристики. В то же время в предельных режимах работы проявляются и слабые стороны тех или иных материалов или компонентов конструкций, становятся более ясными возможные пути устранения недостатков и направления перспективной модернизации изделий..
Высокие требования спортсменов привели к созданию сверхлегких гоночных велосипедов из композитных материалов, новым технологиям создания спортивной обуви, тканей, защитных очков, шлемов, коньков, лыж, а также многих других изделий..
В то же время следует подчеркнуть, что физическая активность, спорт и туризм помимо прямых экономических выгод, оцениваемых количественно, приносят и иные блага нематериального характера, которые напрямую не поддаются количественной оценке. Здесь имеются в виду прежде всего такие факторы, как расширение кругозора и интеллектуального уровня людей в процессе их участия в соревнованиях, в культурно-познавательных и обучающих программах. Свой досуг люди проводят более рационально и конструктивно; физкультура и спорт дают каждому человеку колоссальные возможности для самовыражения, самосовершенствования и самоутверждения. Физическая культура и спорт, таким образом, являются существенным фактором роста благосостояния общества и улучшения качества жизни людей..
Что представляют собой физическая культура и спорт для современного общества, государства и экономики в целом? Это важнейшая проблема, являющаяся центральной для настоящего исследования, по основным вопросам которого обязательно будут даны исчерпывающие и аргументированные ответы. Безусловно следует признать, что физическая культура вполне может рассматриваться как одно из немногих неэкономических благ, т.к. она доступна практически любому человеку вне какой-либо связи с определенной экономической системой. Но в настоящем исследовании основным объектом, подлежащим детальному анализу будет профессиональный и оздоровительный спорт..
Спорт во все времена, во всех странах и у всех народов был особо уважаем и почитаем в обществе и государстве, ему неизменно уделяли отдельное и повышенное внимание самые известные политики, деловая элита и популярные средства массовой информации. Спортивные звезды становились героями и кумирами и неизменно пользовались настоящей всенародной любовью, признанием и уважением. Народ всегда почитал и любил спорт, многие современные популярные виды спорта фактически выросли из народных игр и забав. На Руси испокон веков были популярны кулачные бои «стенка на стенку» и стреляли на дальность и меткость из лука. В Азии появились шахматы и веками развивались различные виды восточных единоборств. В Канаде зародился хоккей, а в Англии впервые стали играть в футбол. А самый успешный, инвестиционно привлекательный и доходный спортивный проект современности под условным названием «Летние Олимпийские игры» имеет многовековую античную историю и народные традиции древней земли Эллады. Многие страны (особенно бывшие социалистические в Восточной Европе) активно развивали и целенаправленно финансировали спорт за счет бюджетных средств, а также довольно успешно прямо и косвенно использовали различные формы проявления спорта в политической, экономической и социальной жизни государства и общества..
Современный спорт действительно очень многогранен и многолик, он представляет собой очень сложное и противоречивое экономическое и социальное явление. Спорт образно похож на многослойный пирог, каждый слой которого представляет свой уникальный и особенный интерес для комплексного экономического исследования. В исследовании проводится анализ спорта как сложного экономического явления, а также показано влияние и роль каждого условного «слоя» на развитие спорта вообще, и общества и государства в частности. Спорт сегодня представляет собой одновременно:.
— национальное достояние и предмет национальной гордости, весомый политический капитал и эффективный инструмент политической жизни,.
— важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень экономического развития страны и воспроизводство носителей рабочей силы, а также способный создавать специфические продукты,.
— новую и особую сферу экономических и деловых отношений..
В политической жизни спорт довольно часто и успешно используется известными политиками в Казахстане и за рубежом как важный инструмент политической жизни и серьезный ресурс в политической борьбе за власть. Для многих представителей политической элиты (губернаторов, мэров и депутатов разных уровней законодательной власти) сегодня очень важны спортивные достижения как целых профессиональных команд, так и отдельных знаменитых спортсменов на курируемых и опекаемых ими направлениях практической деятельности..
Спорт в последние десятилетия стал объектом рыночных отношений, в исследовании он рассматривается как самостоятельный и эффективно функционирующий институт рынка. Поэтому подробно исследуются субъекты и объекты индустрии спорта, выявляются экономические интересы и потребности всех основных субъектов этих рыночных отношений. Спорт как индустрия впервые становится объектом комплексного экономического исследования..
Становление рыночных отношений в Казахстане существенным образом повлияло на процессы рыночной трансформации индустрии спорта и ее интеграции в рыночное хозяйство, что сегодня становится объективным фактом. Хотя безусловно в индустрии спорта есть свои специфические особенности развития, а также определенные отдельные проблемы, мешающие ее эффективному и качественному развитию. Именно поэтому творческая разработка и исследование проблем, связанных с динамичной рыночной трансформацией индустрии спорта, их комплексный анализ приобретают особую остроту и актуальность, поскольку позволяют выявить общие качественные тенденции развития индустрии спорта на современном этапе становления всего рыночного хозяйства в Казахстане..
1.2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ И МЕНЕДЖМЕНТЕ Процессы управления и управленческая деятельность встречаются на практике повсеместно. Управление является неотъемлемой функцией организованной живой природы — биологического и социального характера, широко используется в технических и кибернетических системах. Такое повсеместное проникновение во все сферы жизнедеятельности общества управленческих процессов вызвано тем, что без целенаправленного управления невозможно упорядоченное функционирование сколько-нибудь сложных систем, сохранение их структуры и целостности. Любой живой организм, даже самый простейший и низкоорганизованный, без управленческих процессов не смог бы адаптироваться к внешней среде, поддерживать внутреннюю стабильность и обмен веществ.
Без управления не могут обойтись и системы более высокого уровня — социальные, экономические, политические. Все эти сложно организованные системы формируются для достижения каких-либо целей, — например, для достижения максимального благосостояния общества, духовного и физического совершенствования.
По мере своего развития человеческое общество продуцирует искусственно сконструированные системы управления технического и информационного назначения. К ним относятся регуляторы всех типов, электронные управляющие устройства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и проч.
Управление, таким образом, понятие многомерное, охватывающее самые различные уровни и направления социальной, технической, биологической и иной деятельности. В настоящем курсе мы будем рассматривать лишь один специфический вид управленческой деятельности, который связан с людьми, организациями и социальными взаимодействиями. Данный раздел науки и практической работы принято называть менеджментом (от англ. manage — управлять, уметь обращаться).
Учитывая вышесказанное, мы можем дать следующие определения управлению и менеджменту..
Управление — это целенаправленное воздействие на объект с целью обеспечения его заданного функционирования в соответствии с постав-ленными целями..
Менеджмент — это социальная управленческая деятельность, связанная с обработкой информации и выработкой оптимального (т.е. наилучшего в определенном смысле) решения, а также его реализацией..
Оптимальное управленческое решение не возникает самопроизвольно, без надлежащего обдумывания (анализа) проблемы, проработки альтернативных вариантов решения возникающих задач, прогнозирования развития будущих событий и их планирования. Любой управленческий акт должен проходить указанные стадии — только тогда он будет выверенным и сбалансированным. Именно такое управление принято называть компетентным.
Но выработать наилучшее управленческое решение — только часть дела. Для того чтобы его претворить в жизнь, требуется реализовать целый комплекс практических мероприятий и целенаправленных социальных взаимодействий. Необходимо подобрать и правильно расставить управленцев (менеджеров) всех уровней, адекватно организовать их работу и координацию усилий, применять должную систему мотивации, поощрения и санкций, контроля и отчетности. Рационально выстроенная последовательность данных действий называется управленческим процессом.
В управленческой сфере, как и во многих других областях человеческой деятельности, имеет место разделение труда. Специфические функции по управлению людьми и организациями выполняют профессиональные менеджеры — специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями. Эти знания и умения накапливаются постепенно, по мере усвоения теории и практики. На начальных ступенях своей карьеры будущий менеджер работает под чьим-либо началом (управлением), воспринимая позитивно или критически имеющиеся методы руководства. При этом область управленческой деятельности самого начинающего специалиста минимальна. Например, выпускник физкультурного вуза начал свою трудовую деятельность с должности тренера фитнесс-клуба. По мере продвижения по служебной лестнице практическая работа тренера все в большей степени замещается работой менеджера.
Из представленной диаграммы видно, что по мере карьерного роста все большую долю рабочего времени специалиста по физической культуре и спорту занимает управленческая деятельность — вначале небольшими коллективами сотрудников и сферами профессиональной деятельности и далее по нарастающей.
Большие управленческие системы немыслимы без квалифицированных менеджеров и организационных структур (отделов, управлений, департаментов), которые на постоянной основе выполняют заданные функции. Подобные организационные структуры могут иметь иерархический (соподчиненный) характер — например, Федеральное агентство РФ и его территориальные управления, или являться автономными (самоуправляемыми) образованиями — такими, как спортивные федерации, лиги, ассоциации.
Как же управлять всей огромной разнообразной массой предприятий, организаций, спортсменов и тренеров, как поддерживать любительский и профессиональный спорт в надлежащем состоянии, обеспечивать здоровый образ жизни и полезный досуг гражданам страны?
В принципе существуют два основных способа управления:
· Административно-принудительный, основанный на приказах и внешнем принуждении;
· Демократический, который основан на творческой инициативе индивидов.
Оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Так, главным преимуществом административно-принудительного метода является его простота и эффективность в краткосрочном периоде. Централизация управления подчиняет систему единой воле и задачам, дисциплинирует ее. Однако этот метод почти не предусматривает инициативу и творчество, излишне формализован и бюрократичен.
Что же касается демократического способа управления, то его преимущество — это отсутствие внешнего принуждения, большой потенциал разнообразия и развития. Тем не менее, его достоинства — это оборотная сторона недостатков. Отсутствие внешнего управляющего и побудительного начала допускает постоянные споры и разногласия, что, в свою очередь, снижает оперативность управления.
Какой же способ лучше, на каком из них строить систему управления? Однозначного ответа или универсальной модели не существует. Оба способа следует использовать в известной комбинации и разных соотношениях, зависящих от целей системы управления и условий, в которых она функционирует. Иногда максимальный положительный эффект дает административно-принудительная система управления, когда через принуждение насаждаются новые традиции и институты (так было на этапе становления физкультурно-спортивной отрасли в России и СССР). Но затем данная система управления утрачивает свою эффективность и результативность, требует коренной модернизации и реформирования (таков нынешний этап развития российской физической культуры и спорта 1991;2005 гг.).
1.3 Реализация менеджмент-проекта на примере международного турнира профессиональных боксеров В спорте высших достижений, профессиональном спорте спортивные соревнования занимают определенное, ведущее место, представляя собой сложное полифункциональное социальное явление. Вся совокупность составных компонентов спортивного состязания и способ взаимосвязи, взаимодействия между ними, характеризует общую структуру спортивного соревнования как целостного образования.
Данный методологический подход позволил нам предложить свою модель соревнований профессиональных боксеров как социальной системы (см. рис.1). Эта модель наглядно демонстрирует, из каких компонентов она состоит, как они взаимодействуют между собой. Разработанная модель дает ясное представление, что проведение поединков профессиональных боксеров дело достаточно сложное, требующее системного подхода, выбора адекватных организационно-управленческих методов.
В данной работе рассматривается роль одного из компонентов предложенной модели, а именно — менеджера в организации поединков боксеров. В деятельности менеджера профессионального бокса организация и проведение поединков боксеров занимает ведущее место.
Рис. 1. Поединок профессиональных боксеров как социальная система По сути, вся деятельность менеджера направлена на подготовку этих поединков. Это наглядно продемонстрировали результаты исследования по изучению содержания работы менеджера в профессиональном боксе. Деятельность менеджера проанализирована на примере подготовки и реализации менеджмент-проекта по организации и проведению международного турнира, посвященного 20-летию становления отечественного профессионального бокса. Он был проведен Межрегиональной федерацией профессионального бокса (Санкт-Петербург, Россия) 25 июня 2009 года в Петербурге. Один из авторов статьи (С. И. Микаэлян) являлся менеджером данного турнира..
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Было проанализировано предстоящее спортивное мероприятие. Структура и содержание поединка профессиональных боксеров как социальной системы, представленной на рис. 1, показывают сложный характер взаимосвязей между компонентами. Такое многокомпонентное явление требует соответствующего системного подхода к реализации проекта. Наиболее удобная и часто применяемая на практике форма такого подхода служит методика построение целевой модели в виде «дерева целей» [4,6,7 и др.]. Посредством модели «дерева целей» описывается их упорядоченная иерархия. Для решения нашей задачи была осуществлена последовательная декомпозиция главной цели «Международный турнир по боксу» на подцели (см. рис.2)..
На рис. 2 приведены подцели первого уровня и частично второго уровня. Составление целевых моделей — это начальный этап менеджмент-проекта по проведению Международного турнира по боксу среди профессиональных боксеров. Целевая модель рассматриваемого проекта позволила определить основные направления и дифференцировать всю совокупность целевой деятельности по организации турнира на отдельные работы и операции..
На следующем этапе разработки менеджмент-проекта эта модель легла в основу разработки сетевого графика планирования организации и проведения Международного турнира по боксу (см. табл.). В таблице приведен фрагмент документа..
Большая подготовительная работа дала свои положительные результаты во всех запланированных направлениях деятельности менеджера. Прежде всего, нужно отметить спортивную составляющую проекта.
Рис. 2. Целевая модель («дерево целей») организации и проведения Международного турнира по боксу В Международном турнире приняло участие 14 боксеров (7 пар), из них 7 человек из-за рубежа, шесть пар — это профессиональные боксеры высокого уровня, которые провели от 15 до 54 боев на профессиональном ринге. Пять боксеров являлись действующими чемпионами своих стран, четверо-призеры международных турниров. Приглашение профессиональных спортсменов такого уровня потребовало определенных усилий от менеджеров боксеров и промо-утера турнира. В качестве супервайзера соревнований был мастер спорта по боксу, первый в стране международный арбитр WBC В.Микаэлян. В качестве рефери в ринге были приглашены известные в прошлом боксеры-профессионалы Ю. Арбачаков, А. Артемьев, С. Плисов, М.Нестеренко. Все это позволило провести бои на высоком спортивном уровне, обеспечив объективное судейство..
Сетевой график планирования организации и проведения Международного турнира по боксу (25 июня 2009 года).
№ п/п. | Перечень основных работ. | Срок исполнения. | Продолжительность. | |
1. Организационное обеспечение поединков. | ||||
1.1. | Заключить договор менеджеров боксеров с промоутером о проведении боксерских поединков. | До 1 июня. | 5 дней. | |
1.2. | Подготовить порядок проведения турнира. | До 15 июня. | 2 дня. | |
1.3. | Подготовить проект приглашения партнерам, спонсорам для согласования их участия в турнире. | До 15 июня. | 5 дней. | |
… | … | … | ||
1.11. | Обеспечить охрану правопорядка. | 25 июня. | 3 дня. | |
2. Организация приема и размещения боксеров. | ||||
2.1. | Согласовать требования к местам проживания и питанию участников турнира. | 15 июня. | 5 дней. | |
3. Информационная поддержка турнира. | ||||
3.1. | Заключить договор на разработку и изготовление афиш, рекламных щитов, листовок, программы турнира. | До 10 июня. | 2 дня. | |
4. Финансовое обеспечение турнира. | ||||
4.1. | Составить смету турнира. | До 15 июня. | 5 дней. | |
Турнир проходил в зале «Гигант холле», полностью заполненном любителями бокса. Успешному проведению турнира в значительной степени способствовала продуктивная работа менеджера с партнерами и спонсорами. Реализация менеджмент-проекта показала, что даже при хорошо продуманном плане действий, многое зависит от умения менеджера договариваться с партнерами и спонсорами, официальными лицами и находить взаимовыгодные предложения. Но эти проблемы лежат уже в другой плоскости менеджмента и выходят за рамки настоящей статьи.
В качестве партнеров и спонсоров выступили фирмы ДМ Плюс Девелопмент, Компания Вест, ЗАО «Аромат» «Архыз» и другие. Проживание участников турнира обеспечила Sokos hotels.
На всем протяжении подготовки и проведения турнира проводилась значительная работа по его информационной поддержке. Были выпущены необходимые информационные материалы, проведены пресс-конференции для журналистов.
Как показал анализ проделанной работы, план подготовки был выполнен полностью, что, по мнению участников и гостей, способствовало успешному проведению турнира.
Разработка и реализация менеджмент-проекта по проведению Международного турнира среди профессиональных боксеров показали свою эффективность как метод организации спортивных соревнований. Детальная проработка «дерева целей», сетевого плана проведения турнира способствовали целенаправленной деятельности ответственных исполнителей, всех участников турнира и в первую очередь менеджера, что, в конечном счете, позволило успешно провести турнир. Вместе с тем, анализ проделанной работы показал, что кроме детальной проработки документов для проведения соревнования на высоком уровне, требуется тщательная работа с партнерами и спонсорами, четкое формулирование предложений, которые могут их заинтересовать. Бесспорно, еще одним важным фактором является наличие определенного опыта управленческой работы по проведению соревнований, широта профессиональных связей менеджера с партнерами.
1.4 Результаты исследования содержания деятельности менеджера профессионального бокса Для решения задачи по определению содержания деятельности менеджеров в профессиональном боксе мы использовали метод экспертных оценок. Современная экспертиза, как отмечено, это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации и анализ ее с целью выработки оптимальных решений.
Результаты экспертных оценок существенно зависят от числа экспертов в группе. Как отмечают авторы, установить оптимальную численность группы экспертов чрезвычайно трудно. Однако существует ряд подходов, позволяющих хотя бы приблизительно решить вопрос о необходимом числе экспертов. Авторы приводят подход, в котором представлена зависимость между количеством экспертов в группе и средней групповой ошибкой. Опираясь на него, мы остановились на 23 экспертах.
Формируя группу экспертов, мы исходили в первую очередь из компетентности специалистов в области профессионального бокса. При подборе экспертов, мы руководствовались рекомендациями авторов, чтобы группа не состояла из представителей одной узкой специальности, так как в этом случае их мнение будет в определенной степени тенденциозным. Поэтому в нашем исследовании среди экспертов представлены: профессиональные боксеры, тренеры, члены федераций профессионального бокса, судьи, менеджеры. Следует подчеркнуть, что при определенном уровне развития профессионального бокса в стране, тем не менее, круг знающих специалистов в данной области, очень узок.
Характеризуя экспертов, следует отметить, что 22 из них имеют высшее образование, двое являются кандидатами педагогических наук. Стаж деятельности в профессиональном боксе распределился следующим образом: от 0 до 5 лет — 4 человека; 6−10 лет — 7 человек; свыше 10 лет — 12 человек.
Важной характеристикой экспертов служит их спортивная квалификация. Из 23 экспертов 11 являются мастерами спорта, 3 — мастерами спорта международного класса; 6 -заслуженные мастера спорта. Пять экспертов в свое время были чемпионами мира и Европы по боксу среди профессионалов. Четыре эксперта имеют почетное звание «Заслуженный тренер», один — «Заслуженный работник физической культуры».
Для определения содержания деятельности менеджера в профессиональном боксе экспертам была предложена специально разработанная анкета, которую они заполняли индивидуально. Им предлагалось определить степень значимости включенных в анкету видов управленческой деятельности менеджера (5 — наибольшая степень значимости, 1 — наименьшая).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ специальной литературы показал, что существует много классификационных схем структуры управленческой деятельности. Не останавливаясь подробно на результатах этого анализа, отметим, что, опираясь на научные работы нами был выбран функциональный состав управления социальными системами. Управленческая деятельность менеджера включает следующие управленческие функции: целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля, информационная (см. схему). Каждая функция включала определенные действия и операции. В результате аналитической работы, содержание деятельности менеджера в профессиональном боксе было структурировано по функциям управления.
Схема. Основные функции менеджера профессионального бокса.
В таблице представлена часть обработанных результатов экспертного опроса специалистов..
Если анализировать полученные результаты в целом, то они свидетельствуют о том, что большинство экспертных оценок находятся в пределах 4 — «согласен» и 5 -«полностью согласен». Из 37 предложенных в анкете видов управленческой деятельности, только четыре из них получили оценки меньше 4 баллов и находятся в пределах оценок между «согласен» и «нейтрален» (в таблице сохранены порядковые номера управленческих действий, которые они имели в анкете). Эти оценки, выставленные экспертами, предложенным видам деятельности менеджера в профессиональном боксе, позволяют заключить, что они составляют суть управленческой работы менеджера. Из полученных результатов видно, что деятельность менеджера многогранна, ему приходится решать разнообразные вопросы. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно проанализировать полученные результаты. Но даже название управленческих действий, приведенные в таблице, и их экспертные оценки дают общее представление о степени важности той или иной операции в структуре деятельности менеджера в профессиональном боксе..
Если рассматривать виды управленческой деятельности отдельно по функциям, то полученные результаты показали следующее..
Вид управленческой деятельности, раскрывающий содержание функции целеполагания «Установление, на каких условиях будет проводиться боксерский поединок, включая сумму вознаграждения (контракт на каждый бой)» получили от экспертов наибольший балл — среднее значение — 4,87. Разброс оценок здесь тоже не большой..
Среди видов деятельности, составляющих содержание функции планирования, наибольшую оценку у экспертов получили: «Определение и согласование с промоутером с кем и за какой титул будет проходить боксерский поединок» — 4,83 и «Определение сроков проведения боксерского поединка» — 4.69. Здесь также разброс оценок невелик..
Статистические характеристики результатов исследования содержания деятельности менеджера профессионального бокса (N=23).
Содержания управленческой деятельности менеджера профессионального бокса. | x. | с. | ± m. | |
Функция целеполагания. | ||||
6. Распределение гонорара между боксером и членами группы подготовки (менеджер, тренеры, врач и т. д.). | 4,09. | 1,28. | 0,27. | |
24. Установление, на каких условиях будет проводиться боксерский поединок, включая сумму вознаграждения (контракт на каждый бой). | 4,87. | 0,46. | 0,10. | |
Функция планирования. | ||||
22. Определение и согласование с промоутером с кем и за какой титул будет проходить боксерский поединок. | 4,83. | 0,39. | 0,08. | |
23. Определение сроков проведения боксерского поединка. | 4,69. | 0,47. | 0,10. | |
32. Осуществление делового взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом. | 4,52. | 0,59. | 0,12. | |
36. Установление деловых контактов во время боксерских поединков. | 4,48. | 0,59. | 0,12. | |
Функция организации. | ||||
1. Обеспечение оформления и поддержания боксерской лицензии и иных разрешающих документов. | 4,78. | 0,52. | 0,11. | |
20. Организация условий подготовки боксера (тренировочный зал, его оснащение, спарринг-партнеры, экипировка и т. д.). | 4,78. | 0,42. | 0,09. | |
Функция мотивации. | ||||
8. Содействие социальной защите прав и интересов боксера (страхование и др.). | 4,57. | 0,51. | 0,10. | |
37. Владение речевой культурой, иностранными языками. | 4,57. | 0,57. | 0,10. | |
Функция контроля. | ||||
12. Анализ деятельности группы подготовки (тренер, врач и т. д.). | 4,26. | 0,81. | 0,17. | |
14. Анализ собственной деятельности менеджера. | 4,43. | 0,66. | 0,14. | |
Функция информационная. | ||||
3. Ведение базы данных спортивных результатов боксеров по версиям разных Международных боксерских организаций (рейтингов боксеров). | 4,69. | 0,59. | 0,12. | |
11. Представление в распоряжение боксера полной и точной информации о предполагаемом сопернике. | 4,69. | 0,56. | 0,12. | |
Экспертные оценки видов управленческой деятельности, раскрывающие суть функции организации работы менеджера в профессиональном боксе, распределились следующим образом. Наивысшие оценки — 4,78 — получили: «Обеспечение оформления и поддержания боксерской лицензии и иных разрешающих документов» и «Организация условий подготовки боксера (тренировочный зал, его оснащение, спарринг-партнеры, экипировка и т. д.)»..
Функция мотивации включает управленческие действия, получившие наибольшие экспертные оценки: «Содействие социальной защите прав и интересов боксера (страхование и др.)» и «Владение речевой культурой, иностранными языками». Их средний балл — 4,57..
В функции контроля наибольшую экспертную оценку получило управленческое действие — «Анализ собственной деятельности менеджера» — 4,43 и «Анализ деятельности группы подготовки (тренер, врач и т. д.)» — 4,26..
И, наконец, функция информационная: «Ведение базы данных спортивных результатов боксеров по версиям разных Международных боксерских организаций (рейтингов боксеров)» и «Представление в распоряжение боксера полной и точной информации о предполагаемом сопернике» получили одинаковые экспертные оценки — 4,69..
В бланке анкеты экспертам было предложено ее дополнить теми видами управленческой деятельности, которые, с их точки зрения, в анкету не попали. Таких дополнений от экспертов не поступало..
Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что, в первую очередь, сфера деятельности менеджера в профессиональном боксе в целом была достаточно полно представлена в предложенных операциях и действиях, вошедших в анкету. Бесспорно, этот перечень может уточняться, дополняться, но предложенная структура и содержание управленческой деятельности менеджера служит ее основой. Далее, исследование выявило основные или ведущие операции в каждой функции управленческой деятельности менеджера. В-третьих, разработанная структура и содержание деятельности менеджера полезна действующему специалисту для анализа собственной работы, ее систематизации и оптимизации. И, наконец, полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по подготовке менеджеров в профессиональном боксе..
1.5 Задачи спортивного маркетинга, необходимые для выведения казахстанского бокса на мировой уровень.
Спортивный маркетинг имеет ряд определенных задач:.
1. впечатлить зрителя, болельщика, предоставить ему интересное зрелище, от которого он не мог бы оторваться, спровоцировать его на эмоциональное сопереживание, заставить выбрать чью-то сторону, заинтересовать его в развитии и исходе событий;
2. вовлечь в процесс спонсора, воспитать в нем приверженность клубу, показать ему всю выгоду сотрудничества с тем или иным клубом, создать ассоциативную связь между брендом спонсора и брендом профессионального клуба, внушить болельщикам и зрителям, что спонсор «свой», надежный;
3. создать новостные поводы, информировать СМИ и вовлечь СМИ в жизнь клуба, заставить их принять сторону данного клуба;
4. извлечь из спортивного события прибыль не только для самого клуба, но и для спонсоров, а также проконтролировать зрительские впечатления и сделать определенные выводы;
5. создать иллюзию «эффекта присутствия», акцентировано взаимодействуя с различными культурными организациями.
Часто спорт сравнивают с шоу-бизнесом, потому что те или иные спортсмены становятся примерами для подражания для большинства людей. Таким образом нужно накалить обстановку вокруг того или иного клуба, создать ему историю, причем драматического характера, чтобы зритель не только наслаждался игрой команды или отдельных игроков, но и всей душой сопереживал клубу, интересовался постоянно его событиями и так далее..
Для большинства казахстанцев бокс — это действительно спорт с большой буквы. Казахстанскому боксу необходим прогресс и укрепление его позиций в мире.
Казахстан проводит ряд решительных шагов и прорывных инициатив, которые позволяют вывести казахстанский бокс на качественно новый уровень. Одним из таких нововведений стало привлечение к работе федерации и развитию бокса новых людей, в том числе, и бизнесменов.
Наступил этап, когда нам необходимы привлечение нового резерва людей и серьезные финансовые вливания в казахстанский бокс..
Растущая конкуренция в мире спорта приводит к тому, что в последние годы казахстанский бокс испытывает серьезное давление со стороны многих стран, в том числе в Азии. Все помнят, как успешно выступили китайские спортсмены на Олимпиаде-2008. Поднимаются и такие нетрадиционные для бокса страны, как Индия. То есть отечественный бокс развивается в условиях нарастающей конкуренции со стороны боксеров других стран..
В этой связи возникла необходимость увеличения объемов финансирования как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций, в данном случае — со стороны Федерации бокса..
Важно привлечь заинтересованных людей, которые, во-первых, достигли успехов в бизнесе и имеют возможность помогать спорту; во-вторых, тех, кто близко к сердцу принимает вопросы развития спорта, сами являлись в прошлом хорошими спортсменами, кто следит за спортивной деятельностью, жизнью нашей страны, искренне переживает за нее, за ее авторитет..
Перед федерацией стоят большие задачи:.
В первую очередь, необходимо развивать материально-техническую базу..
Во-вторых, необходимо создать научно-методологический центр, который будет постоянно действовать при федерации. Для всего этого требуются средства..
В процессе подготовки спортсменов важна не только материально-техническая база. Понятно, что нам необходимо поднимать методологическую базу нашей тренерской работы..
Для этой цели необходимо организовать семинары внутри Казахстана, точно так же, как и принимать участие в международных семинарах. Бокс в мире развивается, и у нас есть возможность активно общаться с нашими коллегами, к примеру, из России..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявлена и раскрыта функциональная роль индустрии спорта в общественном воспроизводстве на различных этапах развития рыночной экономики. Это позволило обосновать, что современная мировая и казахстанская индустрия спорта является институтом рыночной экономики, представляющим собой одну из предпосылок сохранения и приумножения национального богатства, повышения качества экономического роста. Развитие индустрии спорта (особенно сегмента оздоровительного спорта) оказывает существенное влияние на воспроизводство носителей рабочей силы и предпринимательских потенций в составе трудоспособного населения..
Доказано, что в современном обществе происходит эволюция экономических отношений в индустрии спорта. Показано, что раньше во всем мире наблюдалось преобладание любительского спорта над профессиональным, а в современных условиях рыночной трансформации приоритетное развитие получил профессиональный спорт. Спорт рассматривается как самостоятельный сектор рынка, имеющий многообразные стороны проявления. Среди внешних признаков рыночной трансформации индустрии спорта выделено ставшее более четким разделение на профессиональный и любительский спорт, являющееся результатом произошедшей профессионализации международного олимпийского движения как объективного фактора развития предпринимательской деятельности в спорте..
Внутренние признаки рыночной трансформации являются следствием радикальной модернизации экономической системы бывшего СССР и стран социалистического лагеря, которые совпали по срокам с международной трансформацией индустрии спорта и проявляются в следующем:.
— многообразие форм собственности действующих спортивных организаций;.
— многообразие источников и структуры финансирования спортивных организаций как субъектов индустрии спорта (с преобладанием смешанных моделей финансирования);.
— повышение долгосрочной инвестиционной привлекательности индустрии спорта для субъектов предпринимательства;.
— развитие предпринимательской деятельности на клубном уровне в профессиональном и оздоровительном спорте;.
— доминирование внешнего и внутреннего предпринимательства в хозяйственном механизме спортивных организаций (клубов, федераций, ассоциаций и союзов);.
стратегическая и оперативная конкуренция между основными субъектами индустрии спорта как платформа развития их деловых коммуникаций;.
деловое и социальное партнерство спортивных организаций и предпринимательских структур как обязательное условие трансформации рыночных отношений в индустрии спорта..
Определены методологические основы индустрии спорта как особой сферы экономических отношений, формирования и развития рынка профессионального и оздоровительного спорта. Выявлена совокупность объективных и субъективных факторов развития рыночных отношений в индустрии спорта..
Индустрия спорта определена как сектор рынка на уровне мировой и национальной экономики, в которой складываются экономические отношения между основными субъектами этой индустрии. В противоположность физической культуре, ставящей своей целью физическое развитие человека, укрепление его здоровья и совершенствование его двигательной активности (это так называемые рекреационные и релаксационные задачи), профессиональный спорт как основной сегмент индустрии спорта стал новой сферой предпринимательской деятельности. В индустрии спорта осуществляется своя производственно-хозяйственная деятельность, применяются свои специфические технологические процессы, в результате чего производятся разнообразные специфические спортивные продукты в форме товаров и услуг..
Субъекты индустрии спорта:
— органы законодательной и исполнительной власти (на федеральном, региональном или местном уровнях);
— спортивные федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта;
— профессиональные спортивные клубы;
— профессиональные спортсмены;
— спортивно-оздоровительные клубы;
— спортивные менеджеры;
— спортивные и маркетинговые агентства;
— предприятия, специализирующуюся на сдаче в аренду спортивных сооружений;
— околоспортивные предпринимательские структуры, являющиеся партнерами, спонсорами и рекламодателями в индустрии спорта;
— средства массовой информации;
— основные потребители продуктов индустрии спорта (болельщики и зрители).
В индустрии спорта представлены интересы четырех основных групп экономических отношений:
предпринимателей, потребителей продукции, наемных работников и государственных структур. Данные группы представляют собой основные заинтересованные стороны в индустрии спорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Микаэлян, В. В. Некоторые результаты становления профессионального бокса: организационный аспект / В. В. Микаэлян, С. И. Микаэлян // IV Международный Конгресс «Человек. Спорт. Здоровье». — СПб., 2009. — С. 69−70..
2. Бокс: энциклопедия / сост. Тараторин Н. Н. — М.: Терра Спорт, 1998. — 320 с..
3. Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. — М.: Статистика, 1980. — 263 с..
4. Жолдак, В. И. Менеджмент: монография / В. И. Жолдак, С. Г. Сейранов. — М.: Физическая культура, 2006. — 372 с..
5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. — М.: Академия, 2001. — 426 с.: ил. — (Высшее образование)..
6. Переверзин, И. И. Искусство спортивного менеджмента / И. И. Переверзин. -М.: Советский спорт, 2004. — 416 с..
7. Курамшин, Ю. Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа: монография / Ю. Ф. Курамшин. — 2-е изд. доп. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 148 с..
8. Курамшин, Ю. Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика [Текст]: монография / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2005. — 408 с..
9. Жолдак, В. И. Основы менеджмента / В. И. Жолдак. — Малаховка: [б.и.], 1994. — 238 с..
10. Зуев, В. Н. Менеджмент для спортивного организатора / В. Н. Зуев, И.И. Су-лейманов. — Омск: [б.и.], 1997. — 241 с..
11. Менеджмент организации: учебное пособие. — М.: ИНФРА, 1995. — 432 с..
12. Филиппов, С. С. Основы менеджмента в сфере физической культуры / С.С..