Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трудовая деятельность школьников

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Будучи обусловлена главным образом учебно-воспитательными задачами, трудовая деятельность имеет (или должна иметь) иное строение, чем труд взрослых. Во многих отношениях она строится по законам учебной деятельности и воспитания. В процессе труда, как правило, педагогу приходится организовывать наблюдение учащихся, выделять из общего фона объект восприятия, сближать однородные объекты и явления… Читать ещё >

Трудовая деятельность школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава I. Теоретические основы изучения трудовой деятельности школьников

1.1 Психолого-педагогические особенности трудовой деятельности школьников

1.2 Философские взгляды на трудовое воспитание Глава II. Практическая часть. Трудовая деятельность школьников

2.1 Трудовая деятельность в лагере

2.2 Рекомендации по проведению школьного субботника Заключение Список использованной литературы Приложение

Введение

Актуальность: осуществляя основные принципы воспитания, современная школа строит свою работу на основе соединения обучения с трудом. Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи во многом связано с формированием трудовых качеств личности школьника.

Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста. В этом и заключается актуальность исследования проблемы трудового воспитания школьников.

Цель исследования: теоретическое обоснование необходимости знания особенностей трудового воспитания учащихся.

Объект исследования: процесс обучения трудовой деятельности в школьника.

Гипотезой исследования: является предположение о том, что организация труда, способствует воспитанию трудолюбия у школьников.

Задачи исследования:

· изучить теоретико — методологический материал про трудовую деятельность;

· выявить особенности трудовой деятельности школьников

· разработать методологические рекомендации по трудовому воспитанию.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования:

· теоретические (описание, анализ);

· эмпирические (наблюдение, беседа) Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы изучения трудовой деятельности школьников

1.1 Психолого-педагогические особенности трудовой деятельности школьников Мы с детства слышим такие высказывания как «труд облагораживает человека», «труд сделал из обезьяны человека», то есть труд неотъемлемая часть человеческой жизни. Так, что же такое «труд»?

1. Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага[28].

2. Труд — это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, услышать, почувствовать. И труд вовсе не способность что-либо сделать, а сама деятельность, которую также можно увидеть, потрогать, услышать, почувствовать. Также труд можно измерить и оценить в различных системах счисления[29].

3. Труд — работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет[29].

Таким образом «труд» это занятие, которое требует физической отдачи. В первом определении понятия труд это деятельность, благодаря которой человек развивается и то, что дает ему выгоду: материально и духовно. Во втором определении, «труд» — это деятельность, результат которого конкретный, т. е материальный. В третьем определении «труд» — это, деятельность от которого человек напрягается, устает физически или умственно.

Деятельность это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результата[29].

Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Основные формы деятельности: игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд[5].

Хотя труд детей и похож на труд взрослых, во многих отношениях, и прежде всего по своим функциям и психологическому содержанию, он отличается от последнего. Сходство трудовой деятельности школьников с трудом взрослых состоит в том, что в ней воспроизводят (или пытаются воспроизвести) типичное содержание труда взрослых и на этой основе формируют лучшие черты и свойства передового рабочего. Похожими являются также условия труда и его организация (звеньевая или бригадная форма, нормирование труда, соревнование). Сходство заключается и в том, что в обоих случаях создается общественно полезная продукция. Ведь труд, не имеющий в виду создания ценностей, по словам А. С. Макаренко, не является положительным элементом воспитания[11].

Будучи обусловлена главным образом учебно-воспитательными задачами, трудовая деятельность имеет (или должна иметь) иное строение, чем труд взрослых. Во многих отношениях она строится по законам учебной деятельности и воспитания. В процессе труда, как правило, педагогу приходится организовывать наблюдение учащихся, выделять из общего фона объект восприятия, сближать однородные объекты и явления с целью сравнения, синтеза, обобщения, а также совершать и другие действия. Чтобы стимулировать формирование тех или иных качеств личности, педагог создает ситуации воспитания: контролирует отношения учащихся к производственным заданиям, подводит итоги рабочего дня, показывает их общественную значимость, организует взаимопомощь, систему полномочий и условия для их осуществления, а также учит совмещать личные интересы и интересы коллектива, строить оптимальные отношения с товарищами и многому другому.

По сравнению со взрослыми школьники предъявляют более высокие требования к профессиональному содержанию своей трудовой деятельности, к представленности в ней основных составляющих той или иной профессии (предметов, средств и условий труда, типичных трудовых задач и др.). 18]

Специфичны и противоречия трудовой деятельности школьников. Одно из них состоит в том, что вид деятельности, на основе которого проводится трудовое обучение, часто не совпадает (для разных учеников в неодинаковой мере) с желаемым для конкретного учащегося в плане его будущего. Ведь реальный выбор профессии по времени происходит позже, чем организуется трудовое обучение. Кроме того, в сегодняшней школе детей приобщают, прежде всего, к тем профессиям, в которых наше народное хозяйство испытывает наибольшую потребность.

Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда. Ее можно определить также как сложное синтетическое новообразование, включающее в себя понимание общественной и личной необходимости труда: относительно развитые волевые качества и черты характера, выражающие отношение к труду; общетрудовые умения, навыки и способности. Понимание общественной и личной необходимости труда проявляется в соответствующих мотивах, благодаря которым труд для ребенка приобретает личную значимость. Под общетрудовыми понимаются те умения и навыки, которые используются во многих видах труда: планирование и самоконтроль его выполнения, рациональная организация рабочего места, культура обращения с инструментами, культура движений, правильное чередование труда и отдыха, чтение схем и чертежей и др. К ним относится также и умение трудиться в коллективе, устанавливать и поддерживать оптимальные взаимоотношения с другими его членами. В ряду способностей, необходимых во многих видах труда, можно назвать такие, как общая работоспособность, техническое мышление, пространственное воображение, коммуникабельность и др.

Как показывает опыт трудового воспитания учащихся на базе учебно-производственных комбинатов, психологическая готовность к труду может быть одновременно и психологической готовностью к освоению конкретного вида труда. Так, например, многие учащиеся после двух лет обучения уже имеют твердое профессиональное намерение, получают квалификацию по той или иной специальности[20].

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит не только в производительном труде, но и в таких видах деятельности, как игра, учение, трудовое и производственное обучение, бытовой труд, техническое творчество. Изучая общеобразовательные предметы, школьник, например, усваивает научные основы современного производства, значение труда в жизни человека и общества в целом, знакомится в теории с содержанием труда в различных профессиях. У него формируются мотивы-побуждения к участию в общественном производстве. При организации коллективной работы на уроке у учащихся воспитывается также чувство ответственности за общий успех, они приобретают такие общетрудовые умения и навыки, как планирование, рациональная организация своего труда, самоконтроль, взаимоконтроль, обмен способами действия и другие[7].

Сближению деятельности учащихся на учебно-производственных комбинатах, с трудовой деятельностью взрослых способствует сочетание производственного обучения с выполнением несложных заказов базовых предприятий. Благодаря выполнению производственных заказов трудовое обучение приобретает в глазах учащихся большую общественную значимость. Создаются и условия для формирования общественно ценных мотивов (осознание общественной пользы своего труда, чувство ответственности и др.), ознакомления с элементами рациональной организации труда (экономией сил, рабочего времени, материалов, энергии и др.), развития экономического мышления.

Формы организации учебно-трудовой деятельности школьников обычно тесно связаны и с учением, и с трудовой деятельностью взрослых (разумеется, не в одинаковой мере). Внутри них функционируют компоненты и той, и другой деятельности, при их организации используются уже сложившиеся у школьников мотивы и способы действия, формы взаимоотношений, учитывается уровень развития ответственности за свои поступки и других черт и качеств личности. В них вводится типичная для труда мотивация, включаются некоторые трудовые приемы и операции, используются простейшие орудия труда, звеньевая и бригадная форма работы. Благодаря такой интеграции происходит дальнейшее развитие и преобразование чисто учебных мотивов и способов действия в трудовые, формирование на их основе новых побуждений, умений и навыков, усвоение новых видов взаимоотношений с другими людьми.

Во многих трудовых объединениях школьников по примеру взрослых организуется соревнование, которое способствует формированию сплоченного трудового коллектива, воспитанию у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за общий успех. Через участие в соревновании школьники практически постигают основные права и обязанности коллектива, которые юридические закреплены в Законе о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями[11].

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т. д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных[14].

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т. д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т. д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей[16].

Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педагогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся[27].

Итак, анализируя понятие деятельность можно сказать, что это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе, а трудовая деятельность людей, как процесс материального производства — представляет собой одну из форм человеческой деятельности, направленной на преобразование природного мира и создание материальных благ. Это необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества, а деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

1.2 Философские взгляды на трудовое воспитание Педагогические взгляды Джона Локка/

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям[13].

Педагогическая теория Жан-Жака Руссо Жан-Жак Руссо — в сочинении «Эмиль, или о воспитании» с особой силой подчеркнул значение трудового воспитания. «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека… всякий праздный гражданин есть вор», — писал он. Трудовое воспитание он рассматривал как основу нравственного воспитания, как средство приобретения здравых понятий и развития умственных способностей. Воспитание и образование, по Руссо, должно научить детей трудиться, обучить ряду ремёсел и ведению сельского хозяйства. Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический труд — это неизбежная обязанность общественного человека. «Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин — это плут». Поэтому свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий[21].

В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Эмиль живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский Ушинский редактировал в 1860—1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал.

В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский поднялся даже до констатации общественных противоречий: «потребность больших и больших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается; число самостоятельных производств уменьшается; одна громадная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один дуреет от жира; другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину…» Но, нарисовав в таких сильных выражениях ужасающую картину общественных противоречий, правильно подметив факты концентрации капитала и крушения мелких производств, не выдерживающих конкуренции с крупными, Ушинский вследствие классовой ограниченности своего мировоззрения не сумел вскрыть причину этих противоречий, не поднялся до понимания классового строения общества и классовой борьбы и не мог, следовательно, увидеть действительных путей уничтожения этих общественных противоречий[19].

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения.

Таким образом, исследованный материал позволяет сделать вывод, что труд учащихся должен правильно, педагогически целесообразно организован. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств школьника. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем будет воспитываться в ребятах нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность. Труд всегда был источником красоты, нравственное воспитание в труде позволяет учащимся непосредственно воспринимать красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность.

Трудовое становление предполагает не только овладение трудовыми умениями и навыками, развитие трудовых качеств личности, но и формирование культуры социального поведения, умственного и физического труда, общественной активности на основе трудовой инициативы и деловитости.

Глава II. Практическая часть. Трудовое воспитание школьников

2.1 Трудовая деятельность в лагере Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью — формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них. Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться[8].

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы[15].

Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий. Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели — повод похвалить их. Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны. Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

Мы рассмотрели вариант работы трудового лагеря на примере пришкольного лагеря «Незабудка» села Абага, Амгинского улуса, воспитанниками которого являются подростки из неблагополучных семей, семей с низким материальным достатком, трудных подростков.

Следуя нормам, утвержденным для подростков, они работали ежедневно по 2,5 часа.

Цели деятельности:

— создание временных рабочих мест;

— развитие личности подростка, адаптированного к современным социальным условиям.

Задачи деятельности:

· формирование у подростков осознанной потребности в труде, пропаганда здорового образа жизни через организацию оздоровительных и спортивных мероприятий;

· работа по адаптации подростков к современным условиям жизни через трудовую деятельность по реализации их интересов и потребностей, через расширение сферы их общения и деятельности;

· формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и в процессе взаимодействия подростков и взрослых;

· осуществление профилактики асоциального поведения;

· знакомство участников смены с историей и культурой своей республики;

· воспитание чувства патриотизма, любви к родине.

К работе в лагере допускаются дети 14 лет.

Виды трудовой деятельности в лагере следующие:

· высадка рассады цветов на клумбы на территории школы,

· прополка и поливка клумб и уход за растениями,

· уборка мусора с территории школы,

· изготовление ограждений для саженцев деревьев.

Здесь целью является создание атмосферы сотрудничества, дружелюбия и равноправного партнерства между детьми.

Направление деятельности.

С участниками лагеря проводятся и воспитательная работа — это беседы о правилах дорожного движения, безопасном пути в лагерь и домой, правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, физическом здоровье, инструктажи по правилам безопасной работы на пришкольном участке, инструктажи по технике безопасности на рабочем месте, по пропаганде ЗОЖ, по профилактике вредных привычек, проводились спортивные мероприятия. Кураторы лагеря должны создать атмосферу сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками трудовой бригады.

Ежедневно в лагере должна проводиться линейка, где подводят итоги предыдущего дня, и отряд получит задание на рабочий день.

Помимо трудовой деятельности должен быть организован и досуг детей: посещение кинотеатра, прогулка в парк культуры и отдыха, походы на природе и т. д.

школьный субботник лагерь педагогический

2.2 Рекомендации по проведению школьного субботника Задачи проведения субботника:

· Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду.

· Воспитание готовности к профессиональному самоопределению.

· Бережное отношение к общественному имуществу.

Общественно-полезный труд — составная часть учебно — воспитательного процесса. Он составляет основную часть содержания обучения и воспитания учащихся 5 — 9 классов. Очень часто можно услышать из уст современных людей фразу, что субботники — это пережиток прошлого. Что они проводились лишь для того чтобы коммунистическая партия показала, насколько важен физический труд, насколько слои населения равны между собой.

Субботник, как и любая другая совместная деятельность, очень сближает коллектив. А если деятельность трудовая, то эффективность и вовсе в два раза увеличивается. Скорее всего, это происходит по той причине, что четко обозначенная физическая цель (копай здесь и вот здесь), намного понятнее, чем абстрактная (подготовить концерт ко Дню Учителя). Физическая деятельность влечет за собой более понятное сотрудничество, появляется поддержка внутри коллектива. Быть может, школьники разных возрастов и накричат друг на друга, даже подерутся, за то, что кто-то кому-то ткнул веткой в глаз. Но в долгосрочной перспективе это их также сплотит, как и беспричинная ссора сближает молодую пару влюбленных. Стоит отметить, что субботник всегда является общешкольным, в то время как другая совместная деятельность может об этом лишь мечтать.

При наличии у ученика противопоказаний к физическому труду они могут приниматься к облегчённому физическому или интеллектуальному труду: проектная деятельность, составление различных графиков, таблиц, работа с книгами и периодической печатью в библиотеке и т. д. (по согласовании с родителями).

При организации общественно — полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда. У каждого субботника должна быть цель. Например:

· подмести школьное крыльцо и дорожку;

· убрать мусор с территории школы;

· побелить деревья и бордюры;

· вскопать грядки;

· вынести весь мусор.

На субботник желательно выходить в теплый день и после занятий. К работе могут привлекаться учащиеся 5-го, 9−11-е классов.

Принадлежности для субботника, особенно в сельских школах учащиеся могут принести из дома, с разрешения родителей. Это могут быть:

· веники;

· метлы;

· грабли;

· лопаты.

Объем работы должен быть такой, чтобы каждому досталось задание. Ученики средних классов могут подметать крыльцо, дорожки, выносить мусор, убирали территорию. Ребята постарше, выносить тяжелые мешки с мусором, убирать тяжелые не нужные бревна, железа, девочки белить деревья, и бордюры, мальчики вскапывать грядки, чтобы никто не скучал без дела. Педагогический состав тоже активно должен принимать участие в субботнике. Учителя могут не только направлять своих подопечных, но и демонстрировать им как правильно выполнять то или иное задания, а то и самим браться, за лопату или метлу, в общем, всячески помогать учащимся, мотивировать их, чтобы у них было отличное настроение для приложения всех усилия для того, чтобы территория вокруг родной школы засияла чистотой.

Такие субботники становятся прекрасными доказательствами того, что труд делает людей сплоченнее, дружнее и трудолюбивее.

Заключение

Завершая, исследование мы можем сказать, что изучив психолого-педагогические особенности трудовой деятельности школьников, проанализировав, взгляды на трудовое воспитание философов и педагогов мы сделали вывод, что трудовая деятельность является одним из важных средств, методов воспитания ребенка. Благодаря трудовому процессу ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Меняется самооценка школьника, под воздействием успеха от трудовой деятельности, удовлетворения от законченной, выполненной работы он пересматривает свои возможности.

В начале исследования нами были поставлены следующие задачи:

· изучить теоретико — методологический материал про трудовую деятельность;

· выявить особенности трудовой деятельности школьников

· разработать методологические рекомендации по трудовому воспитанию.

Изучив теоретический материал, мы поняли, что трудовая деятельность школьников похожа на труд взрослых тем, что у них схожие условия, так же в том, что они обе приносят общественную пользу, как говорил А. С. Макаренко «Ведь труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания». Оказывается во многих трудовых объединениях школьников по примеру организуется соревнование, которое способствует формированию сплоченного трудового коллектива, воспитанию у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за общий успех. Через участие в соревновании школьники практически постигают основные права и обязанности коллектива, которые юридические закреплены в Законе о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, все это им пригодится в будущем, во взрослой жизни.

Особенностями трудовой деятельности школьников, на наш взгляд, является результат, благодаря которому появляется практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду крайне важна тем, что подразумевает уровень развития, который является достаточным для успешного овладения любым видом труда.

В эмпирической части мы разработали рекомендацию по проведению школьного субботника, в которой затронуты самые распространенные виды трудовой деятельности школьников на субботниках.

Таким образом, мы считаем, что все поставленные задачи в ходе исследования выполнены.

1. Аверичев Ю. П. Организация трудового обучения и воспитания школьников / Ю. П. Аверичев. — М.: Педагогика, 1976. — 90с.

2. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании. Хрестоматия. / Д. Е. Аксенов. — М.: Просвещение, 1983.-24с.

3. Байдалинова Э. А. Производительный труд в воспитании школьников / Э. А. Байдалинова. — Алма-Ата: Раун, 1990.-201с.

4. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников / С. Я. Батышев. — М.: Педагогика, 1981. -129с.

5. Боголюбов, Л. Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 ч.: // Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2003. -93с.

6. Боголюбов, Л. Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся. 10 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М.: Просвещение, 2002.-73с.

7. Воспитание всесторонне развитой личности школьника в процессе трудовой деятельности — Кишенев: Штиинца, 1989. -82с.

8. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы — М.: Б.и., 1986. -41с.

9. Жильцов П. А. Содержание и методы трудового воспитания сельских школьников / П. А. Жильцов. — М.: МГЗПИ, 1989.-15с.

10. Золотухин Д. С. Трудовое воспитание сельских школьников / Д. С. Золотухин. — М.: Просвещение, 1990. -29с.

11. Иващенко Ф. И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988.-63−70с.

12. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А. Климов. — М.: Знание, 1986.-54с.

13. Кочетов А. И. Основы трудового воспитания / А. И. Кочетов. — Минск, Нар. асвет, 1989.-29с.

14. Липник В. Н. Трудовое воспитание в школе / В. Н. Липник. — М.: «Знание», 1987.-60с.

15. Лось А. Как воспитать трудового человека / А. Лось // Нар. образование. — 2002. — № 1.-17−19с.

16. Макаренко А. С. Трудовое воспитание / А. С. Макаренко. — Минск, Нар. Асвет, 1977. -30.

17. Матюшкин В. В. Большое внимание формированию культуры труда / В. В. Матюшкин // Школа и пр-во. — 2002. — № 1.-19с.

18. Несомненное условие счастья / Сост. Е. Ю. Чепенас. — М.: Педагогика, 1990. -42с.

19. Пашков А. Г. Труд в школе: Кризис или обновление? / А. Г. Пашков. — М.: Знание, 1992. -89с.

20. Писарев Д. И. Избр. пед. соч. М. 1951.-45−52с.

21. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: «Академия», 2002. -19.

22. Смирнов М. И. Психологические проблемы трудового воспитания / М. И. Смирнов. — Киев: Изд-во КГПИ, 1992.-22с.

23. Содержание трудового воспитания школьников / И. И. Зарецкая и др. — М.: Педагогика, 1989. -87с.

24. Ступина Е. Воспитание предпринимательских качеств у молодежи / Е. Ступина // Народное образование. — 2003. — № 10.-6−10с.

25. Сухомлинский В. А. Трудовое воспитание в сельской школе / В. А. Сухомлинский. — М.: «Знание», 1957. -23с.

26. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы — М., 1990. -99с.

27. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1999.-20с.

Приложение Анкета для родителей по трудовому воспитанию детей Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Следует ли вырабатывать в современных детях потребность трудиться? Почему? ___

2. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка? ___

3. Какими навыками самообслуживания владеет Ваш ребёнок? ___

4. Привлекаете ли Вы ребёнка к хозяйственно-бытовому труду в семье? Почему? ___

5. Какие домашние поручения выполняет ребёнок? ___

6. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое? ___

7. Часто ли Вы занимаетесь совместным ручным трудом (конструирование, шитьё, вязание, аппликация? Раз в неделю ___, раз в месяц ___, раз в полгода ___, никогда или очень редко___

8. Как Вы понимаете воспитание ценностного отношения к труду у детей? ___

9. Каким образом в Вашей семье происходит формирование у ребёнка первичных представлений о труде взрослых, и о его роли в обществе и жизни каждого человека? ___

10. Считаете ли Вы возможным для своего ребёнка выполнять посильные поручения воспитателя в детском саду? Какие, по Вашему мнению, могут быть поручения? ___

11. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в детском саду? ___

12. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в семье? _

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой