Иные виды должностных преступлений
Уголовно-правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен двумя новыми статьями — ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». Нецелевое использование бюджетных средств… Читать ещё >
Иные виды должностных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат Иные виды должностных преступлений
1. Уголовно-правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов
2. Отказ в предоставлении информации Федеральному собранию или Счетной палате Российской Федерации
3. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации Литература
1. Уголовно-правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен двумя новыми статьями — ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в зависимости от способа совершения является частными случаями злоупотребления или превышения должностными полномочиями. Однако привлечение к ответственности за подобные действия по ст. 285 или 286 УК РФ было практически невозможным, так как при формальном нарушении порядка расходования бюджетных средств в силу конструктивных особенностей составов ст. 285 и 286 УК РФ требовалось доказывать существенность причиненного вреда, а также наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности. Составы преступлений, предусмотренных новыми статьями, сконструированы как формальные и не содержат указания на какие-либо мотивы. Криминообразующим признаком помимо самого факта нецелевого использования бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов является крупный размер израсходованных нецелевым образом сумм — свыше 1 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 285.1).
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления в части правильного и законного расходования бюджетных средств.
Предмет данного преступления — бюджетные средства, к которым в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса (БК) РФ относятся дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ссуды, а также трансферты населению (ст. 75 БК РФ). По предмету преступления ст. 285.1 необходимо отграничивать от ч. 2 ст. 176 УК РФ, предметом которой является государственный целевой кредит — разновидность бюджетного кредита как формы финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).
Объективная сторона ст. 285.1 УК РФ определяется как расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью (документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета), уведомлением о бюджетных ассигнованиях (бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств), сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств (соглашение о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, нормативный акт органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления и т. п.), совершенное в крупном размере.
Критерием установления нецелевого характера расходования бюджетных средств является не содержательный — достижение надлежащего результата в результате использования бюджетных средств, а юридический признак — соблюдение всех формально установленных условий, предусмотренных при выделении данных средств.
Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств. Легальное определение должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Применительно к комментируемой ст. под должностными лицами получателя бюджетных средств понимаются лица, выполняющие преимущественно административно-хозяйственные функции, т. е. функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
Получателем бюджетных средств в соответствии со ст. 162 БК РФ является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Прямыми получателями бюджетных средств являются в соответствии со ст. 159 БК РФ также органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (распорядители бюджетных средств).
Данное преступление совершается с прямым умыслом: должностное лицо получателя бюджетных средств понимает нецелевой характер расходования бюджетных средств, осознанно нарушая условия их получения.
В качестве квалифицирующих признаков данного преступления в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ предусмотрено совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору (п. «а») (содержание квалифицирующего признака является типовым) и в особо крупном размере (п. «б»). Особо крупным размером в соответствии с примечанием к данной статье признается сумма, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 285.1).
В ст. 285.2 УК РФ установлена ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Непосредственный объект данного преступления — интересы государственной власти и государственной службы в части правильного расходования средств государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. К числу внебюджетных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Объективная сторона ст. 285.2 УК РФ выражается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, совершенном в крупном размере.
Использование средств государственных внебюджетных фондов на цели, не указанные в законодательстве и не определенные в структуре расходов на текущий год в соответствии с бюджетом соответствующего фонда, является нецелевым. Нецелевым является также перерасходование средств по одной ст. за счет недофинансирования других статьей в структуре расходов. Данное деяние, совершенное в крупном размере, т. е. в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 285.1 УК РФ), влечет за собой уголовную ответственность.
Субъектом данного преступления являются должностные лица государственных внебюджетных фондов, в чью компетенцию входят вопросы расходования средств соответствующих фондов как в целом, так и на уровне территориальных подразделений. Причем ответственность по данной статье могут нести как должностные лица, принимающие «стратегические» решения о расходовании средств внебюджетных фондов на цели, противоречащие законодательству или бюджетам фондов, так и рядовые чиновники, нарушающие порядок расходования средств фонда на местах.
Субъективная сторона — прямой умысел.
Квалифицирующие признаки данного состава аналогичны квалифицирующим признакам, закрепленным в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ.
2. Отказ в предоставлении информации Федеральному собранию или Счетной палате Российской Федерации правовой бюджетный уголовный гражданство Объектом данного преступления выступают интересы государственной власти РФ в части полного и объективного информирования Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ. Специфика деятельности указанных органов требует обладания полной и достоверной информацией, что в конечном итоге должно обеспечить их нормальное и эффективное функционирование.
В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ от 11.01.1995 г. «О Счетной палате РФ» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ» Совет Федерации, Государственная дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, обязано дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
Статья 14 данного закона предусматривает право члена Совета Федерации и депутата Государственной думы (инициатор запроса) направить запрос Председателю Правительства. РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных законом.
Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
При совершении данного преступления в форме предоставления неполной или ложной информации характерным для него является наличие предмета преступления в виде документов (оригиналов и копий), справок, отчетов, письменных ответов на запросы, иных материалов и т. п.
Состав отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной сконструирован как формальный. Анализ диспозиции ст. 287 УК РФ позволяет выделить четыре альтернативных формы объективной стороны:
1) неправомерный отказ в предоставлении информации — явно выраженная позиция должностного лица относительно своего нежелания предоставлять требуемую информацию. Неправомерным является отказ без наличия каких-либо законных оснований. К правомерным основаниям отказа в предоставлении информации относятся несоблюдении формы запроса, направление запроса некомпетентному органу или должностному лицу и т. д. При этом необходимо иметь в виду содержание ст. 18 ФЗ РФ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ», в соответствии с которым недопустимым является вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Отказ соответствующих должностных лиц в предоставлении информации по указанным видам деятельности является обоснованным и правомерным;
2) уклонение от предоставления информации — непредставление ее в указанный законом срок без указания причин или со ссылкой на какие-то надуманные обстоятельства;
3) предоставление неполной информации имеет место, когда объем предоставленной информации не соответствует объему запроса;
4) предоставление заведомо ложной информации — предоставление сведений, заведомо не соответствующих действительности. В этом случае при наличии признаков служебного подлога содеянного следует дополнительно квалифицировать и по ст. 292 УК РФ.
Субъективная сторона данного преступления — прямой умысел. Должностное лицо осознанное и намеренно бездействует, отказывая в предоставлении информации или уклоняясь от ее предоставления либо предоставляя ее частично, или действует, включая в предоставляемую информацию заведомо ложные сведения.
Субъект преступления — должностное лицо, которому был направлен запрос и которое обязано было предоставить Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ необходимую информацию.
Отказ в предоставлении информации лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, влечет ответственность по ч. 2 ст. 287 УК РФ.
В ч. 3 ст. 287 УК РФ содержатся признаки особо квалифицированного состава данного преступления:
а) деяния, сопряженные с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Речь в данном случае идет как о правонарушениях, совершенных должностным лицом — субъектом рассматриваемого преступления, а равно о правонарушениях, совершенных любым иным должностным лицом органов государственной власти. Обращает на себя внимание, что в данном пункте речь идет именно о должностных лицах органов государственной власти — должностные лица органов местного самоуправления остаются за его пределами;
б) деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Данный признак является типовым, но при его вменении необходимо помнить, что группу лиц по предварительному сговору могут образовать только должностные лица. В организованную группу помимо должностного лица (лиц) могут входить и иные лица, не обладающие признаками специального субъекта;
в) деяния, которые повлекли тяжкие последствия. Оценка тяжких последствий в данном составе разнится в зависимости от того, кто выступает адресатом неполучения или получения ложной или неполной информации. Если в качестве такового выступает Федеральное Собрание РФ, то тяжкими могут признаваться последствия в виде принятия закона, не соответствующего социальным и экономическим реалиям, и в силу этого не работающего или создающего напряженность в обществе, к существенному нарушению планов законотворческой деятельности, затягиванию принятия закона и т. п. Если адресатом является Счетная палата РФ последствия могут выражаться в ошибочных решениях, принятых Счетной палатой или другими органами власти (в том числе и правоохранительными по вопросу о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела).
3. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации Объектом преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК РФ, выступают интересы государственной и муниципальной службы в части выдачи основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (паспорта) иностранным гражданам и лицам без гражданства и порядка приобретения гражданства РФ.
Предметом данного преступления является паспорт гражданина РФ, а также документы, необходимые для получения гражданства РФ.
В соответствии с Положением о паспорте российского гражданина, утвержденным Постановлением Правительства РФ от июля 1997 г. № 828 в актуальной редакции паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Перечень документов, влекущих за собой приобретение гражданства РФ, установлен ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 121-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. ФЗ РФ от 18 июля 2006 г.) и конкретизирующим его Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ № 1325 от 14 ноября 2002 г. (в действующей редакции) (разделы 2, 3 и 6). К таковым, в частности, относятся вид на жительство; документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия); документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды, и т. д.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, образована двумя альтернативными действиями: 1) незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину либо лицу без гражданства (специальный состав по отношению к злоупотреблению (превышению) должностными полномочиями с расширенным субъектным составом); 2) внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (частный случай служебного подлога).
Выдача паспорта производится территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, предусмотренном МВД РФ. Незаконной она является во всех случаях выдачи его лицу, не имеющего гражданства РФ и, соответственно, документов, подтверждающих получение иностранным гражданином либо лицом без гражданства гражданства РФ, выдача паспорта при предоставлении заведомо для должностного лица подложных документов; выдача паспорта в нарушение установленного порядка при упрощенном порядке получения гражданства РФ и т. д.
Внесение заведомо ложных сведений в документы, влекущее приобретение гражданства РФ, означает такое содержательное или техническое их изменение, которое связано с целью приведения их в соответствие с требованиями, выполнение которых необходимо для получения гражданства.
Субъективная сторона — прямой умысел: лицо, незаконно выдавшее паспорт или внесшее ложные сведения в документы, необходимые для получения гражданства РФ, должно осознавать характер и общественную опасность своих действий.
Субъект преступления специальный — в части выдачи паспорта должностное лицо и государственный служащий Федеральной миграционной службы; в части внесения ложных сведений в документы, влекущие получение гражданства РФ, должностные лицо, государственные и муниципальные служащие, выдающие соответствующие документы либо работающие с ними в процессе работы с документами при получении гражданства.
В части 2 статьи 292.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав, являющийся частным случаем халатности при осуществлении служебной деятельности не только должностными лицами, но и государственными служащими.
Объективная сторона рассматриваемого преступления складывается из трех элементов: 1) деяние в виде невыполнения или ненадлежащего выполнения должностным лицом либо государственным служащим своих служебных обязанностей (деяние); 2) последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства Российской Федерации; 3) причинная связь между ними.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект — специальный: должностные лица и государственные служащие, в служебные функции которых входит подготовка документов и выдача паспорта гражданина РФ, а также должностные лица и государственные служащие, выдающие документы, необходимые для получения гражданства РФ, работающие с ними и принимающие решение о получении гражданства.
1. Бастыркин, А. И. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практическое пособие / А. И. Бастыркин. — 2-е изд., доп. — СПб: Юрид. центр Пресс, 2010. — 459 с.
2. Бюджетное право: учеб. пособие для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, С. Н. Бочарова, Д. А. Ремихановой. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 311 с.
3. Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике: международная коллективная монография / М. Норрос и др.; пер. с англ. — М.: Статус, 2009. — 607 с.
4. Дмитриенко, А. В. Коммерческое право: учеб. пособие /А.В. Дмитриенко. — М.: Наука-Спектр, Дашков и Ко, 2010. — 231 с.
5. Карпов, А. В. Трудовое право России: учеб. пособие /А.В. Карипов — М.: Омега-Л, 2010. — 268 с.
6. Кикоть, В. Я. Наука управления: основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности / В. Я. Кикоть, С. С. Маилян, Д. И. Грядовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 751 с. — (Науч.школы Моск. ун-та МВД России)
7. Кучерявенко, Н. П. Курс налогового права: в 2-х т. Т.1: Общая часть /Н.П. Кучерявенко. — М.: Статут, 2009. — 862 с.
8. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие /М.Н. Марченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 240 с.
9. Мельниченко, Р. Г. Адвокатская деятельность: универсальные правила успеха /Р.Г. Мельниченко. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 215 с.
10. Нотариат: учеб. пособие / под ред. Г. Б. Мирзоева, Н. А. Волковой, Л. В. Щербачевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. — 447 с.
11. Пластинина, Н. В. Гражданские дела: комментарии и рекомендации по составлению претензий и исковых заявлений / Н. В. Пластинина. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 364 с.
12. Правоведение: учебник для вузов /под ред. Б. И. Лугинского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. — 462 с. — (Основы наук)
13. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов /М.М. Рассолов. — М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. — 635 с.
14. Российское гражданское право: учебник. В 2-х т: Т.1: Общая часть, вещное право, наследственное право, интеллектуальные права, личные неимущественные права /под ред. Е. А. Суханова. — С.: Статут, 2010. — 957 с.
15. Сборник задач по гражданскому праву: Ч.1: Учебно-методическое пособие /под ред. Е. С. Ема, Н. В. Козловой. — М.: Статут, 2010. — 957 с.
16. Свечникова, И. В. Авторское право: учеб. пособие / И. В. Свечникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 223 с.