Деятельность экономического суда Брестской области
Понятие «мировое соглашение» охватывает: во-первых, способ урегулирования спора. При заключении мирового соглашения суд не разрешает дело по существу — стороны самостоятельно урегулируют спор на основе примирения. Процедура урегулирования спора — это порядок совершения действий, направленных на урегулирование спора (примирительное производство). Во-вторых, реализацию сторонами их процессуального… Читать ещё >
Деятельность экономического суда Брестской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Институт управленческих кадров Факультет управления Кафедра гражданского и хозяйственного права ОТЧЕТ О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ в Экономическом суде Брестской области Минск 2015
Содержание Введение
1. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность суда
2. Структура экономического суда Брестской области
3. Права и обязанности судей экономического суда, председателя его заместителя при рассмотрении экономических споров
4. Структурная подведомственность и подсудность экономического суда
5. Порядок ведения протоколов судебного заседания суда первой, апелляционной инстанции
6. Порядок приостановления исполнения решений суда, также их пересмотра
7. Порядок рассмотрения дел приказного производства
8. Изучение примирительной процедуры: а) принципы примирительной процедуры, б) порядок назначения примирительной процедуры
9. Мировое соглашение, его форма и содержание, порядок утверждения мирового соглашения, исполнение мирового соглашения Заключение суд мировой соглашение примирительный Введение Задачами преддипломной практики являются приобретение навыков анализа и самостоятельного решения конкретных задач по будущей специальности; изучение организационно-правовых аспектов деятельности организации; сбор материала для подготовки и написания дипломной работы.
С 3 ноября 2014 г. по 10 января 2015 г. я, Семенова Ирина викторовна, была направлена для прохождения преддипломной практики в Экономический суд Брестской области. Данный субъект находится по адресу: г. Брест, ул. В. Хоружей, 8.
Основной целью при прохождении практики является закрепление знаний и умений, полученных во время всего курса обучения, предметное знакомство с работой по специальности, овладение навыками будущей профессиональной деятельности.
При прохождении практики в Экономическом суде передо мной были поставлены следующие задачи:
— изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда;
— изучить структуру экономического суда Брестской области;
— принимать участи в судебных заседаниях суда первой инстанции, судебных заседаниях апелляционной инстанции;
— ознакомиться с порядком ведения протокола судебного заседания суда первой инстанции, апелляционной инстанции;
— принимать участие в проведении примирительной процедуры.
Преддипломная практика является важным этапом в обучении, так как она позволяет:
совместить знания и информацию, полученную во время прохождения практики и применить эти знания на практике в дальнейшем;
выявить уровень знаний по получаемой специальности, недостатки, которые могут негативно повлиять на дальнейшее обучение и работу.
1.Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность экономического суда Привести исчерпывающий перечень (список) источников хозяйственного процесса затруднительно в силу его объема. Одни источники напрямую регулируют хозяйственный процесс, другиеопосредованно.
Поэтому предлагаю их классифицировать по юридической значимости и предметной направленности.
1. Конституция Республики Беларусь 1 994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Именно Основной Закон относит хозяйственные суды к органам власти, определяет принципы правосудия, устанавливает порядок назначения судей, провозглашает право на судебную защиту.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 174-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 г.
3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Закон Республики Беларусь, 29 июня 2006 г., № 121-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 198-З
4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Республики Беларусь, 20 декабря 2006 г., № 243-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 г. № 243-З
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., J№ 218-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2014 г. № 226-З
7. Указы и Декреты Президента Республики Беларусь: в части создания и упразднения хозяйственных судов, назначения и освобождения судей, определения структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, регламентации других вопросов хозяйственной процессуальной деятельности и др. К числу таковых относится, например, Указ Президента Республики Беларусь, 8 октября 2008 г., № 553 «О некоторых вопросах деятельности хоэкономических судов Республики Беларусь»
9. Постановления Совета Министров Республики Беларусь (например, «Об установлении численности работников аппаратов экономических судов областей и г. Минска», 6 января 2009 г., № 2).
10. Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
11. Совместные постановления Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (например, «О разграничении дел между общими и хозяйственными судами», 22 июня 2000 г., № 4/331).
12. Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
13. Решения органов судейского самоуправления.
14. Международные соглашения по вопросам экономического правосудия, в которых участвует Республика Беларусь.
2. Структура экономического суда Брестской области Численность судей хозяйственных судов Республики Беларусь установлена Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь» от 8 октября 2008 г. № 553 в количестве 135 единиц, что отражено на рисунке 3.1 в разрезе конкретных хозяйственных судов. Экономический суд области состоит из:
1) председателя суда;
2) заместителе;
3) судей;
4)помощник председателя суда;
5) помощники судей;
6) отдел государственных закупок, информационного и материально-технического обеспечения;
7) отдел статистики и анализа судебной практики;
8) отдел организационно-кадровой работы и делопроизводства;
9) отдел финансирования, бухгалтерского отчета и отчетности.
3. Права и обязанности судей экономического суда, председателя его заместителя при рассмотрении экономических споров
Председатель экономического суда Брестской области:
формирует судебные составы соответствующего суда;
вносит Председателю Верховного Суда Республики Беларусь представления для назначения составов судебных коллегий;
вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.
Председатель экономического суда Брестской области:
организует деятельность соответствующего суда;
осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию
Заместители председателя экономического суда Брестской области:
в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы;
председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;
отчитываются перед Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь о работе возглавляемых ими судебных коллегий.
Заместители председателя экономического суда области:
ведут личный прием граждан;
организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В случае отсутствия председателя экономического суда области или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей.
Судьи суда, рассматривающего экономические дела, при рассмотрении дела пользуются равными правами.
Судья суда, рассматривающего экономические дела, при единоличном рассмотрении дела или решении иных вопросов процесса действует от имени суда, рассматривающего экономические дела.
При единоличном рассмотрении дела по первой инстанции вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства, решаются судьей суда, рассматривающего экономические дела, единолично.
При рассмотрении дела судом, рассматривающим экономические дела, в коллегиальном составе вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства, решаются судьями суда, рассматривающего экономические дела, большинством голосов. Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования. Судья, председательствующий в судебном заседании, голосует последним.
При рассмотрении дела судом, рассматривающим экономические дела, в коллегиальном составе судья суда, рассматривающего экономические дела, не согласный с решением большинства, обязан подписать выносимое судебное постановление и вправе изложить свое особое мнение без отметки об этом в подписываемом судебном акте. Особое мнение излагается в письменной форме и подписывается судьей суда, рассматривающего экономические дела, одновременно с подписанием судебного постановления.
Особое мнение судьи суда, рассматривающего экономические дела, приобщается к делу, но не объявляется лицам, участвующим в деле.
Судья суда, рассматривающего экономические дела, принимавший участие в рассмотрении дела в суде, рассматривающем экономические дела, первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах, рассматривающих экономические дела, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Судья суда, рассматривающего экономические дела, принимавший участие в рассмотрении дела в суде, рассматривающем экономические дела, апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах, рассматривающих экономические дела, первой, кассационной и надзорной инстанций.
Судья суда, рассматривающего экономические дела, принимавший участие в рассмотрении дела в суде, рассматривающем экономические дела, кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах, рассматривающих экономические дела, первой и апелляционной инстанций.
Судья суда, рассматривающего экономические дела, принимавший участие в рассмотрении дела в суде, рассматривающем экономические дела, надзорной инстанции, за исключением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах, рассматривающих экономические дела, первой и апелляционной инстанций.
4. Структурная подведомственность и подсудность экономического суда Суду, рассматривающему экономические дела, подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.
Суд, рассматривающий экономические дела, разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан.
Заявление, принятое судом, рассматривающим экономические дела, к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу.
Суд, рассматривающий экономические дела, рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.
Суд, рассматривающий экономические дела, если иное не установлено законодательными актами, разрешает возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, — организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.
К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры:
вытекающие из правоотношений, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров;
вытекающие из обязательств вследствие неосновательного обогащения;
касающиеся недействительности сделок;
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
о защите права собственности и других вещных прав;
о возмещении убытков, вреда.
Законодательными актами к подведомственности суда, рассматривающего экономические дела, могут быть отнесены и иные дела.
Суд, рассматривающий экономические дела, рассматривает дела:
об экономической несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей;
по спорам, связанным с применением условий учредительства юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, и (или) участия в них;
о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане.
Дела, подведомственные суду, рассматривающему экономические дела, рассматриваются по первой инстанции экономическим судом области (города Минска), за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции:
дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
дела, связанные с государственными секретами;
иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел судам, рассматривающим экономические дела, имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.
Иск предъявляется в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суд, рассматривающий экономические дела, рассматривающий первоначальный иск.
Иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и города Минска, предъявляются по выбору истца в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения либо месту жительства одного из ответчиков.
Иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестны, может быть предъявлен в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь.
Иск к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в суд, рассматривающий экономические дела, по месту причинения вреда.
Иск к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь.
Иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора.
Выбор между несколькими судами, рассматривающими экономические дела, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
5. Порядок ведения протоколов судебного заседания суда первой, апелляционной инстанции В судебном заседании с участием лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания суд, рассматривающий экономические дела, первой инстанции составляет соответственно протокол судебного заседания или протокол о совершении отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом для отдельных категорий дел.
В протоколе судебного заседания и протоколе отдельного процессуального действия указываются:
год, месяц, число и место проведения судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия;
время начала и окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия;
наименование и состав суда, рассматривающего экономические дела, рассматривающего дело;
наименование и номер дела;
сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;
сведения о представленных и предъявленных суду документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей;
сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальных прав и процессуальных обязанностей;
сведения о предупреждении переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта — об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетелей — за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;
устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;
соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и требованиям истца, удостоверенные подписями сторон в протоколе;
устные пояснения, сделанные лицами, участвующими в деле, свидетелями, экспертами, специалистами, представителями государственных органов, органов местного управления и самоуправления по поводу своих письменных объяснений, показаний, заключений, консультаций;
устные консультации специалиста;
определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания;
отметка об использовании средств аудиозаписи, систем видеоконференцсвязи и иных технических средств в ходе судебного заседания;
дата составления протокола.
В протоколе о совершении отдельного процессуального действия указываются также сведения, полученные в результате совершения этого процессуального действия.
Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам — в течение пяти дней.
Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия ведет секретарь судебного заседания — помощник судьи.
Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия подписываются судьей суда, рассматривающего экономические дела (председательствующим в судебном заседании), и лицом, которое вело протокол.
Лица, участвующие в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и (или) протоколом о совершении отдельного процессуального действия и представлять замечания в отношении полноты и правильности их составления в течение пяти дней после подписания соответствующего протокола.
Замечания на протокол судебного заседания и (или) протокол о совершении отдельного процессуального действия, представленные в суд, рассматривающий экономические дела, по истечении пяти дней, судом, рассматривающим экономические дела, не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему.
О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания и (или) протокол о совершении отдельного процессуального действия суд, рассматривающий экономические дела, выносит определения не позднее пяти дней со дня поступления замечаний в суд.
Судом, рассматривающим экономические дела, может проводиться стенографическая запись, а также звукоили видеозапись судебного заседания. В этом случае в протоколе судебного заседания и (или) протоколе о совершении отдельного процессуального действия делается запись только по вопросам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, седьмым, девятым-одиннадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым части второй настоящей статьи. Электронные либо иные носители звукои видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания или протоколу о совершении отдельного процессуального действия.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями суда, рассматривающего экономические дела, рассматривавшими дело.
В постановлении суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции указываются:
наименование и состав суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления; предмет спора; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий; фамилия и инициалы секретаря судебного заседания — помощника судьи;
фамилия, собственное имя, отчество (наименование) лица, подавшего апелляционную жалобу (протест);
дата принятия судебного постановления судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции;
краткое содержание судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции;
основания, по которым в апелляционной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции;
доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (протест);
объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;
обстоятельства дела, установленные судом, рассматривающим экономические дела, апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
при изменении или отмене судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции — мотивы, по которым суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции;
выводы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста).
В постановлении суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, в том числе понесенных в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.
Постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции принимает постановление об отмене решения суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле.
При достижении сторонами примирения в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса, по всем или отдельным требованиям в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции принимает постановление об утверждении соглашения о примирении, отмене решения суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции и прекращении производства по делу в части достигнутого соглашения.
6. Порядок приостановления исполнения решений суда, также их пересмотра Исполнение судебного постановления может быть приостановлено по ходатайству лица, подавшего жалобу в порядке надзора, при условии, если это лицо обосновало невозможность поворота его исполнения или предоставило другой стороне по делу встречное обеспечение возможных убытков путем внесения на соответствующий счет суда, рассматривающего экономические дела, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного постановления.
Вопрос о приостановлении исполнения судебного постановления решается должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.
По результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении исполнения судебного постановления выносится постановление.
Исполнение судебного постановления может быть приостановлено до окончания производства по пересмотру дела в порядке надзора.
Приостановление исполнения судебного постановления может быть отменено должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, до окончания пересмотра дела в порядке надзора. Об отмене приостановления исполнения судебного постановления выносится постановление.
Постановление о приостановлении исполнения судебного постановления утрачивает силу после окончания надзорного производства и оставления без изменения судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой, апелляционной, кассационной или нижестоящей надзорной инстанций.
Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Основаниями для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
обстоятельства, опровергающие выводы суда, рассматривающего экономические дела, по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и суду, рассматривающему экономические дела;
установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложная консультация специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;
установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи с этим делом;
отмена судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, или другого суда либо постановления иного органа, послуживших основанием для принятия этого судебного постановления, и принятие соответствующего постановления, противоположного по содержанию соответствующему акту (в целом или его части), на основании которого было принято судебное постановление по этому делу;
признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда, рассматривающего экономические дела, или иного суда общей юрисдикции недействительной сделки, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;
признание Конституционным Судом Республики Беларусь законодательных актов, примененных судом, рассматривающим экономические дела, в деле, не соответствующими в целом или их части Конституции Республики Беларусь либо не соответствующими в целом или их части нормативным правовым актам большей юридической силы.
7. Порядок рассмотрения дел приказного Приказным производством является вынесение судом, рассматривающим экономические дела, определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя.
В приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до ста базовых величин.
Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования:
об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества;
об исполнении гарантийного обязательства (за исключением банковской гарантии);
об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга (за исключением случаев письменного признания должником задолженности).
Определение суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
В заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:
наименование суда, рассматривающего экономические дела, в который подается заявление;
фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);
требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;
обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;
расчет взыскиваемой суммы;
перечень прилагаемых документов.
Заявление о возбуждении приказного производства подписывается взыскателем или его представителем.
К заявлению о возбуждении приказного производства должны быть приложены доказательства направления должнику копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в суд, рассматривающий экономические дела. К заявлению о возбуждении приказного производства, подписанному представителем, должна быть приложена доверенность, подтверждающая его полномочия на подписание заявления о возбуждении приказного производства.
Вопрос о принятии судом, рассматривающим экономические дела, заявления о возбуждении приказного производства решается судом, рассматривающим экономические дела, единолично.
О возбуждении приказного производства суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, в котором указывает должнику на необходимость представления в суд, рассматривающий экономические дела, отзыва на заявление о возбуждении приказного производства в порядке, предусмотренном частью первой статьи 223 настоящего Кодекса.
Определение суда, рассматривающего экономические дела, о возбуждении приказного производства направляется взыскателю и должнику не позднее пяти дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в суд, рассматривающий экономические дела.
Должник в течение семи дней со дня получения им определения о возбуждении приказного производства представляет в случае несогласия с заявленными требованиями в суд, рассматривающий экономические дела, отзыв на заявление с приложением к нему документов, подтверждающих возражения против требования взыскателя.
Непредставление должником в установленный срок отзыва на заявление о возбуждении приказного производства, а также его согласие с заявленным требованием являются основаниями для вынесения судом, рассматривающим экономические дела, определения о судебном приказе.
Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более двадцати дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в суд, рассматривающий экономические дела.
Суд, рассматривающий экономические дела, исследует письменные доказательства при рассмотрении дела в порядке приказного производства.
В определении суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе должны быть указаны:
номер приказного производства и дата вынесения определения;
наименование суда, фамилия, собственное имя, отчество судьи суда, рассматривающего экономические дела, вынесшего определение;
фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
размер подлежащих взысканию денежных средств или перечень имущества, подлежащего взысканию, с указанием его стоимости;
размер неустойки, процентов, если их взыскание предусмотрено законодательными актами или договором;
суммы судебных расходов, подлежащие взысканию с должника в бюджет или в пользу взыскателя.
Определение суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе оформляется и подписывается судьей суда, рассматривающего экономические дела, в трех экземплярах, один из которых остается в деле, другой направляется должнику, а третий заверяется гербовой печатью суда, рассматривающего экономические дела, и выдается взыскателю.
Определение суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе вступает в законную силу с момента вынесения.
8. Изучение примирительной процедуры: а) принципы примирительной процедуры, б) порядок назначения примирительной процедуры Основными принципами примирительной процедуры являются:
— добровольность;
— равноправие сторон;
— сотрудничество сторон;
— добросовестность сторон;
— независимость примирителя;
беспристрастность (нейтральность) примирителя;
конфиденциальность.
Примиритель может быть назначен в суде, рассматривающем экономические дела, первой, апелляционной, кассационной инстанций по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда, рассматривающего экономические дела.
Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственную должность в суде, рассматривающем экономические дела, либо из числа медиаторов, иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение. Вопрос о назначении примирителя решается судом, рассматривающим экономические дела, без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.
При назначении примирителя по инициативе суда, рассматривающего экономические дела, стороны в течение семи дней с момента вынесения определения вправе представить возражения. При наличии возражений одной из сторон суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Дальнейшее производство по делу осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 34 настоящего Кодекса, и обязан заявить об этом суду, рассматривающему экономические дела. Суд, рассматривающий экономические дела, по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.
Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в суде, рассматривающем экономические дела, апелляционной и кассационной инстанций — сроков Примирительная процедура завершается при:
— достижении примирения и заключении соглашения о примирении;
— недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя;
— истечении срока примирительной процедуры.
При достижении примирения по всем или отдельным требованиям стороны заключают соглашение о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон, основанные на условиях, предусмотренных частями первой-третьей статьи 63, статьей 122 настоящего Кодекса.
Соглашение о примирении может содержать указание на заключение сторонами нового договора, который может прилагаться к этому соглашению. Защита нарушенного права по новому договору в случае неисполнения его добровольно производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Соглашение о примирении подписывается представителями сторон и утверждается определением суда, рассматривающего экономические дела.
Утверждение и исполнение соглашения о примирении производятся судом, рассматривающим экономические дела, в порядке, установленном настоящим Кодексом для утверждения и исполнения мирового соглашения.
9. Мировое соглашение, его форма и содержание, порядок утверждения мирового соглашения, исполнение мирового соглашения Рассмотрение хозяйственного спора может быть закончено с помощью примирительной процедуры заключения мирового соглашения.
Мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Идея заключения мирового соглашения исходит из того, что стороны урегулировали спор и осознанно пришли к результату, который устраивает обе стороны, после чего оно утверждается хозяйственным судом. Это позволяет обеспечить исполнимость мирового соглашения, придать ему характер юридически значимого документа.
Мировому соглашению всегда присущи двусторонность, обоюдность при его заключении, другие же примирительные процедуры могут завершиться путем одностороннего волеизъявления одного из участников спора (например, отказ от иска, признание иска могут произойти в результате применения иных примирительных процедур). Обоюдность означает, что спор разрешен на основе компромисса, потребности и интересы каждой из сторон удовлетворены, следовательно, в дальнейшем между ними могут развиваться деловые связи, способствующие достижению главной цели предпринимательской деятельности — получению прибыли.
Взаимные уступки, как правило, составляют содержание мирового соглашения, однако не являются его обязательным элементом. Взаимные уступки — побочный результат мирового соглашения, процессуальный эффект, сопутствующий в некоторых случаях мировым соглашениям.
Заключение
мирового соглашения может выразиться во внешней форме, сходной с таким процессуальным действием, как частичный отказ от иска или частичное признание иска.
Основное отличие мирового соглашения от схожих процессуальных институтов (признания иска и отказа от иска) заключается в двустороннем волеизъявлении контрагентов по спору, выражающемся в двустороннем процессуальном действии: заключении мирового соглашения и ходатайстве к суду о его утверждении. Отказ от иска и признание иска совершаются одним из субъектов спора и не зависят от согласия другой стороны, хотя и не исключают его.
В широком понимании мировым является соглашение, в котором сформулированы условия примирения. Его сущность заключается в окончании процесса путем мирного урегулирования спора. Взаимные уступки являются отличительным признаком мирового соглашения. Их сущность состоит в том, что стороны, распоряжаясь своими материальными правами, в процессуальном плане взаимно отказываются от требований полностью или в части или видоизменяют их в меньшую сторону. Размер уступки может определяться несколькими параметрами: рентабельностью конкретного правоотношения, рентабельностью будущих правоотношений, минимизацией судебных издержек по конкретному спору.
Понятие «мировое соглашение» охватывает: во-первых, способ урегулирования спора. При заключении мирового соглашения суд не разрешает дело по существу — стороны самостоятельно урегулируют спор на основе примирения. Процедура урегулирования спора — это порядок совершения действий, направленных на урегулирование спора (примирительное производство). Во-вторых, реализацию сторонами их процессуального права. В-третьих, договор, в котором содержатся обязательства сторон. Соответственно оно рассматривается как правоотношение (представляет собой права и обязанности его сторон), как юридический факт (его заключение — юридический факт в области процессуального права, материальные правоотношения еще не изменяются). Мировое соглашение, утвержденное судом, выступает как документ (акт фиксации воли сторон) На практике заключение мирового соглашения иногда предпочтительнее вынесения судом решения, особенно если предвидятся трудности с его исполнением. Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и способах исполнения обязательства друг перед другом или одной из сторон перед другой стороной. В мировом соглашении могут содержаться условия о рассрочке или об отсрочке исполнения обязательства, об уступке прав требования, о признании долга, о распределении судебных расходов и др.
Мировым соглашением стороны могут подтвердить наличие существующего между ними материального правоотношения, определить иной объем своих прав и обязанностей, изменить, прекратить данное правоотношение.
Установленное мировым соглашением новое правоотношение между сторонами обязательно для исполнения В теории процесса существуют различные понятия мирового соглашения:
1) волеизъявление сторон, направленное на достижение определенности в отношениях между ними в целях окончания процесса путем самоурегулирования правового конфликта;
2) соглашение сторон об условиях разрешения судебного спора на приемлемых для них условиях, договор об условиях прекращения спора;
3) судебная сделка, влекущая прекращение процесса на взаимоприемлемых для спорящих сторон условиях.
Классификация мировых соглашений.
В теории мировые соглашения подразделяют на судебные и внесудебные.
Внесудебное мировое соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, а судебное — объединяет в себе как материально-правовые, так и процессуально-правовые действия.
Судебное мировое соглашение — это возмездная гражданско-правовая сделка сторон хозяйственного судопроизводства либо процедура исполнения их решений, совершаемая ими путем взаимных уступок с целью осуществления субъективного права и прекращения судопроизводства либо процедуры принудительного исполнения решения, условия которой вступают в законную силу после утверждения судом, порождают для ее сторон права и обязанности и могут быть исполнены принудительно.
Внесудебное мировое соглашения представляет собой соглашение о разрешении материально-правового спора на определенных условиях. Внесудебные мировые соглашения по связи с судопроизводством подразделяются на непроцессуальные (заключаются, как правило, не участниками процесса, они не направлены на прекращение процесса) и процессуальные (урегулированы нормами процессуального права, заключаются участниками процесса, направлены на прекращение процесса, утверждаются судом).
Среди внесудебных непроцессуальных мировых соглашений выделяются мировые соглашения: 1) заключаемые в областях, связанных с судебным урегулированием спора (связанные с производством по делу) и 2) не связанные с производством по делу. Необходимым признаком первой группы является обращение за защитой нарушенных или оспоренных прав или законных интересов в судебные органы либо после окончания производства по делу. Мировые соглашения, не связанные с производством по делу, заключаются между сторонами, когда спор не достиг судебного вмешательства, когда разногласия еще не достигли определенной остроты, производство по делу в суде еще не возбуждено.
Внесудебные непроцессуальные мировые соглашения можно подразделить на: 1) утверждаемые каким-либо органом и 2) никем не утверждаемые. Внесудебные мировые соглашения могут утверждаться соответствующим хозяйственным судом либо третейским судом — при третейском разбирательстве Мировые соглашения можно также подразделить по характеру правоотношений на: 1) спорные и 2) бесспорные. Заключая мировое соглашение в исковом производстве, стороны в определенной мере «связаны» предметом исковых требований и обязаны согласовывать его условия с тем, чтобы окончательно урегулировать имеющийся спор. Так, и в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается мировое соглашение, возникающее из спорного правоотношения, которым всегда необходимо урегулировать спор, конфликтную ситуацию между участниками. В делах же о несостоятельности (банкротстве) чаще всего заключается мировое соглашение, возникающее из бесспорного правоотношения.
По характеру взаимоотношений между участниками мировое соглашение бывает: 1) равноправное, так как юридическая обязанность субъектов корреспондирует их субъективному праву, присущее исковому производству и делам о несостоятельности (банкротстве), и 2) неравноправное, основанное на отношениях «власти-подчинения», в которых, с одной стороны, выделяется полномочие лидирующего субъекта, а с другой стороны, корреспондируются им процессуальные права и юридическая обязанность участников процесса, присущее мировому соглашению в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Классифицировать мировое соглашение также можно по количеству участников экономического спора и их взаимных уступок на: 1) двустороннее и 2) многостороннее. В двустороннем мировом соглашении участие принимают стороны, заключившие его на основании взаимных уступок. В многостороннем мировом соглашении количество участников увеличивается (например, кроме сторон, в заключении мирового соглашения принимает участие третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора) и, соответственно, требования, предъявляемые ими друг к другу, а также взаимные уступки носят более сложный характер.
Стороны вправе заключить мировое соглашение в хозяйственном суде любой инстанции и на любой стадии судебного процесса, в том числе на стадии исполнения судебного постановления.
Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. В то же время не допускается заключение мирового соглашения в случаях, когда спорные правоотношения урегулированы нормами материального права, носящими императивный характер. Так, не может быть заключено мировое соглашение по спорам о взыскании в бюджет подлежащих уплате налогов, сборов и других обязательных платежей. Таким образом, утверждение мировых соглашений по делам отдельных видов производств, предусмотренных главами 25, 26, 28, 29 и 30 ХПК, не допускается Процессуальный закон устанавливает требования, предъявляемые к форме и содержанию мирового соглашения (см. рисунок .1).
В мировом соглашении может быть предусмотрено распределение судебных расходов между сторонами, заключившими мировое соглашение. Если такого указания нет, то хозяйственный суд разрешает этот вопрос в общем порядке. В случае, если стороны не предусмотрели порядок распределения судебных расходов в мировом соглашении и истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, хозяйственный суд должен отказать в утверждении мирового соглашения в связи с тем, что условия данного мирового соглашения нарушают права и законные интересы государства.
В соответствии с установленной процедурой один экземпляр мирового соглашения представляется в экономический суд, утверждающий мировое соглашение, и приобщается к материалам дела.
На практике мировое соглашение заключается по спорам о взыскании денежных средств, когда стороны в судебном заседании на условиях взаимных уступок урегулировали свой спор. Утверждение судом мирового соглашения имеет важные правовые последствия: производство по делу прекращается и истец утрачивает право повторного обращения в суд с тем же требованием к тому же ответчику.
Заявление об утверждении заключенного сторонами мирового соглашения рассматривается хозяйственным судом, в производстве которого находится дело, о чем выносится определение.
Если производство по делу находится в стадии исполнения решения, мировое соглашение представляется на утверждение хозяйственному суду первой инстанции, принявшему судебное постановление, или по месту исполнения решения.
Мировое соглашение, поступившее в хозяйственный суд до принятия судебного постановления, которым завершается рассморение дела (жалобы, протеста), рассматривается в судебном заседании этого суда, назначенном для рассмотрения дела (жалобы, протеста), с извещением сторон.
Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнительного производства, рассматривается в месячный срок со дня его поступления в хозяйственный суд в судебном заседании с извещением сторон. Неявка сторон мирового соглашения, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.
В резолютивной части определения или постановления об утверждении мирового соглашения указываются:
содержание мирового соглашения;
порядок распределения судебных расходов.
В определении об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, указывается, что судебное постановление, на основании которого выдан приказ, не подлежит исполнению. Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения определением или постановлением хозяйственного суда.
Согласно действующему законодательству, преюдициальность не может быть отнесена к свойствам определения суда об утверждении мирового соглашения. По мнению некоторых ученых, обстоятельства, установленные определением суда об утверждении мирового соглашения, должны быть приравнены к обстоятельствам, установленным судебным решением, и не должны доказываться вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. К таким обстоятельствам должны быть отнесены: факт заключения сторонами мирового соглашения по спору о конкретном предмете; установленные судом в описательной части определения до процессуальные отношения сторон, а также условия мирового соглашения, содержащиеся в резолютивной части указанного определения.
Определение об утверждении мирового соглашения или об отказе в утверждении мирового соглашения может быть в установленном порядке обжаловано.
Заявление об утверждении мирового соглашения, заключенного сторонами, рассматривается судом, рассматривающим экономические дела, в производстве которого находится дело.
По результатам рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения, заключенного сторонами, суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение.
Если производство по делу находится в стадии исполнения решения, мировое соглашение представляется на утверждение суду, рассматривающему экономические дела, первой инстанции, принявшему судебное постановление, или по месту исполнения решения.
Мировое соглашение, поступившее в суд, рассматривающий экономические дела, до принятия судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, рассматривается в судебном заседании суда, назначенном для рассмотрения дела, с извещением сторон.
Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнительного производства, рассматривается не более одного месяца со дня его поступления в суд, рассматривающий экономические дела. Стороны мирового соглашения извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон мирового соглашения, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.
В резолютивной части определения (постановления) суда, рассматривающего экономические дела, об утверждении мирового соглашения указываются:
содержание мирового соглашения;
порядок распределения судебных расходов;
порядок взыскания государственной пошлины при неисполнении добровольно мирового соглашения.
В определении суда, рассматривающего экономические дела, об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, указывается, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, не подлежит исполнению.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения определением (постановлением) суда, рассматривающего экономические дела.
Определения (постановления) суда, рассматривающего экономические дела, об утверждении мирового соглашения или об отказе в его утверждении могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Мировое соглашение исполняется сторонами добровольно.
В случае, если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, суд, рассматривающий экономические дела, по заявлению заинтересованной стороны выдает исполнительный документ в порядке, установленном разделом ІV настоящего Кодекса. Вопрос о выдаче исполнительного документа рассматривается судом, рассматривающим экономические дела, без вызова сторон.
Заключение
В ходе прохождения преддипломной практики мною были применены приобретенные теоретические знания на практике. Руководителем практики от организации была рационально организована моя работа: в первую очередь, меня ознакомили со структурой экономического суда Брестской области, с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность экономического суда.
В ходе практики я изучила порядок оформления экономических дел на стадии принятия и назначения к судебному разбирательству, также мной были изучены постановления определений суда первой инстанции. Протоколы судебного заседания, а именно:
— в каких случаях следует составлять протокол судебного заседания;
— какие предъявляются требования к содержанию протокола;
— в какой срок должен быть изготовлен протокол судебного заседания.
Так же мне позволили участвовать в судебных заседаниях по делам о банкротстве о взыскании суммы долга по договорам купли-продажи.
Кроме того, мне было предоставлено персональное рабочее место, компьютер, доступ к законодательной базе, документации экономического суда, где я смогла более подробнее ознакомиться с материалами дел в порядке приказного производства, искового производства.
Помощники судейсекретари суда отнеслись ко мне очень доброжелательно, оказывали необходимую помощь и поддержку.
Прохождение преддипломной практики мне позволило усвоить теоретический материал, преподаваемый в Академии; понять как «работают» законы, подзаконные акты; осознать их значимость в практической деятельности.