Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовая защита авторского права и смежных прав

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Документы — основа любого судопроизводства. Начиная от точности указания названия юридического лица и его адреса в правоустанавливающих документах и заканчивая правильным оформлением каждого документа, направляемого в суд, — все может оказать крайне важное влияние на результаты рассмотрения дела судом. Основную сложность в споре, возникающем в связи с защитой авторских прав, составляет… Читать ещё >

Правовая защита авторского права и смежных прав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет Кафедра информационных систем Контрольная работа По дисциплине: Интеллектуальная собственность Тема: Правовая защита авторского права и смежных прав Выполнила:

ст. гр. И-53 д.

Сухарева О.А.

Проверила:

Кокодей Т.А.

Севастополь

  • 1. Характеристика нарушений авторского права и смежных прав 4
  • 2. Понятие контрафактных произведений и фонограмм 6
  • 3. Характеристика пиратства в сфере интеллектуальной собственности 8
  • 4. Порядок защиты личных и имущественных прав владельцев авторского права и смежных прав 13
  • 5. Процедуры защиты авторского права и смежных прав 16
  • Библиографический список 21
  • Введение
  • Достоинство человека — общечеловеческая ценность, для нормального функционирования любого государства, общества в целом необходимо признание данного тезиса. Достоинство неотъемлемо от человека, оно выражает природу человека, на нем базируются и из него следуют права человека, они являются некой формой существования достоинства, в них оно получает свое воплощение.
  • К числу общепризнанных прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относит право на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса, право на образование.
  • Для реализации данных прав необходимо создать благоприятные условия созданию и использованию произведений.
  • Культурные права и свободы способствуют поддержанию человеческого достоинства, что отмечается в Уставе ЮНЕСКО, в котором, в частности говорится: для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей.
  • Таким образом, если государство заботиться о творческой интеллигенции, то это «мудрое «государство, ибо оно в конечном итоге «думает» о самосохранении и развитии общества.
  • Кроме того, интеллектуальная собственность есть не только духовное богатство, она играет важную роль в экономическом обороте. Лишь реализация одних авторских прав в ряде стран Запада обеспечивает от 4 до 7% валового сбора. Это еще раз подчеркивает необходимость придать вопросам охраны интеллектуальной собственности должное внимание, поощрять творчество или, как сказал Авраам Линкольн поддерживать пламя гения топливом интереса.

1. Характеристика нарушений авторского права и смежных прав

Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений и иных правообладателей, которым соответствующие права принадлежат в силу закона или договора. Смежные права охраняют интересы исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Согласно «Глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности», смежные права — это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений).

Нарушение авторских прав и смежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а также в присвоении авторства. Рассмотрим содержание данных нарушений и их особенности в отдельных сферах.

Примерами незаконного использования объектов авторского права или смежных прав являются: «переработка» чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста), незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.

Присвоением авторства является выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем, а также издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.

Продукция, изготовленная и распространяемая с нарушением авторских прав, называется контрафактной. Доля контрафактной продукции в различных сферах достигает 95 — 98%. Данное криминальное явление приняло организованные формы и отличается высокой общественной опасностью.

Криминальный бизнес, связанный с изготовлением и распространением контрафактной продукции не отличается сверхдоходностью. Его привлекательность связана с крайне невысоким уровнем риска. Это является причиной устойчивого интереса к данной деятельности со стороны организованных преступных групп.

Большое место в незаконном обороте объектов интеллектуальной собственности занимает контрафактная аудиопродукция. По оценкам экспертов, в 1996 году в мире было продано 1,5 млрд. пиратских аудиокассет и 350 млн. пиратских компакт-дисков. Таким образом, каждый третий аудионоситель был произведен и реализован с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Уровень пиратства на рынке аудиопродукции несколько снизился (в основном за счет крупных городов).

Значительная часть контрафактной аудиопродукции импортируется из Китая и Болгарии. В этот бизнес вовлечены хорошо организованные преступные группы. Лидерами по выпуску нелегальной продукции до последнего времени были Китай (включая Гонконг), Тайвань, Малайзия, Макао, Болгария и Чехия.

В последнее время отмечаются такие виды незаконного использования объектов интеллектуальной собственности как публичный показ программ спутникового телевидения и организация студий кабельного телевидения без соответствующих разрешений (лицензий).

В области полиграфии и книгоиздательства уровень «пиратства» составляет около 70 процентов. Наиболее распространенным видом нарушений является увеличение издательствами тиража сверх указанного в заявке правообладателя, а также незаконный выпуск переводных изданий.

Преступления, связанные с нарушением авторских прав в большинстве случаев являются основой других серьезных экономических преступлений (незаконное использование товарного знака, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, обман потребителей и других).

2. Понятие контрафактных произведений и фонограмм

Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлением» понимается изготовление с помощью имеющейся записи «контрафактных» повторов этой записи, т. е. экземпляров (копий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon — фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственности. В последнее время под термином «контрафактный» подразумевают «пиратский», как производное от английского неологизма «piracu» — также нарушение прав интеллектуальной собственности.

Понятие контрафактных произведений и фонограмм описаны в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» .Введенного в действие постановлением ВР № 3793-XII (3793−12) от 23.12.93, ВВР, 1994, N 13, ст.65)

Данный Закон охраняет личные неимущественные права и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства — авторское право, и права исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания — смежные права.

В его статье № 1(определение терминов) указанно следующее: «контрафактний примірник твору, фонограми, відеограми — примірник твору, фонограми чи відеограми, відтворений, опублікований і (або) розповсюджуваний з порушенням авторського права і (або) суміжних прав, у тому числі примірники захищених в Україні творів, фонограм і відеограм, що ввозяться на митну територію України без згоди автора чи іншого суб'єкта авторського права і (або) суміжних прав, зокрема з країн, в яких ці твори, фонограми і відеограми ніколи не охоронялися або перестали охоронятися; «(контрафактный экземпляр произведения, фонограммы, видео граммы — экземпляр произведения, фонограммы или видеограммы, воспроизведенный, опубликованный и (или) распространяемый с нарушением авторского права и (или) смежных прав, в том числе экземпляры защищенных в Украине произведений, фонограмм и видеограмм, которые ввозятся на таможенную территорию Украины без согласия автора или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав, в частности из стран, в которых эти произведения, фонограммы и видеограммы никогда не охранялись или перестали охраняться;)

Таким образом, контрафактными являются экземпляры произведений, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав. Контрафактными также являются экземпляры, импортируемые без согласия автора.

Каким же образом возникают контрафактные продукты? Рассмотрим два способа на примере видео кассет:

· Первый — закупка заведомо контрафактной продукции у тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих клиентов у прилавков магазинов или на расположенных неподалеку остановках транспорта. В других случаях предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и поставляет.

· Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет. Это связано с дополнительными расходами по приобретению:

а) видеомагнитофонов;

б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть, необходим канал их поставок);

в) специального упаковочного материала (термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки» видеокассет (может быть использован и простой утюг!);

г) «балок» — чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер — кассеты) для их последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение для тиражирования (используется собственная квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих (часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

Контрафактные экземпляры подлежат обязательной конфискации. Кроме того, в качестве превентивной правовой меры может быть применена конфискация материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений (бумага, картон, ватман, ризографы, ксероксы, компьютеры, видеомагнитофоны и др.).

3. Характеристика пиратства в сфере интеллектуальной собственности

Вопреки распространенному мнению пиратство в сфере авторского права и смежных прав наносит ущерб не только авторам, исполнителям, компаниям аудио-, видеоли компьютерной индустрии. Его теневая природа способствует потерям экономики в общем, а высокая рентабельность привлекает всех, кто стремится ним заниматься и скрывать свои доходы. Отсутствие вознаграждения авторам, исполнителям становится препятствием развитию культуры в стране, созданию новых фильмов, компьютерных программ, написанию песен и т. п.

На сегодня, по данным международных экспертов, каждый третий музыкальный компакт-диск, который продается в мире — пиратский. По данным Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), объемы продажи пиратской музыкальной продукции, не менее чем в 25 странах, превышают легальный рынок и составляют приблизительно 4,5 млрд долларов.

Среди условий становления современного рынка авторского права и смежных прав важное место занимает запрет пиратства и борьба с ним. Что же такое пиратство и как это понятие определяется международным и отечественным законодательством?

Как известно, пиратство зародилось в далекой давности одновременно с развитием морского дела и, как следствие, торговли. Греческой peirates означает грабитель, разбойник, морской разбой. В международном праве — это насильнические действия (задержка или затопления, грабеж), содеянные против торговых судов в открытом море частными или государственными судами.

Пиратство в сфере авторского права и сопредельных прав в его современном понимании связанное с возможностью копирования произведений или их записей без разрешения автора, исполнителя, производителя фонограммы (видеограммы), радиотелеорганизации или другого лица, которому такие права принадлежат. В скором времени после изобретения фонографа Едисона, который сделал возможным запись звука, в 1908 г. в США состоялось первое судебное разбирательство в деле неразрешенного распространения копий записей музыки. Тем не менее к тому времени не было законодательных оснований для привлечения к ответственности пиратов и их оправдали. Однако со временем американский Конгресс внес изменения в закон про авторское право, признав распространение и продажу записей незаконным. С того времени дела о пиратстве стали повседневно рассматриваться судами, и на сегодня понятие «пиратский» есть обычным в праве интеллектуальной собственности.

Так, регламентом № 3295/94 Совета Европейского сообщества от 22 декабря 1994 г. предусмотренные мероприятия, направленные на запрет свободного распространения, экспорта или реэкспорта, и установления режима временного запрета для подделанных и пиратских товаров. Последние определяются как «товары, которые являются копиями или содержат копии, изготовленные без согласия владельца авторских или сопредельных прав, или владельца прав относительно рисунка или модели, зарегистрированных в соответствующем национальном праве».

Одно из соглашений, заключенных в рамках Мировой организации торговли — TRIPS (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) относит к товарам, которые нарушают авторские права «любые товары, которые являются копиями, сделанными без согласия правовладельца или лица, надлежащим образом им уполномоченного в стране производства товара, и которые прямо или опосредствованно изготовлены из любого изделия, если изготовления такой копии стало нарушением авторского права или сопредельных прав в соответствии с законодательством страны импортирования». Таким образом, признаком пиратства есть воспроизведения опубликованных произведений или фонограмм любым способом для публичного распространения без соответствующего разрешения. Похожее определение дает и Закон Украины «Про авторское право и смежные права"(далее — Закон). В перечне нарушений авторского права и (или) смежных прав есть и пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав. Это — «опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз из таможенной территории Украины и распространения контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм и программ организаций речи».

Однако словарь терминов с авторского права и смежных прав Всемирной организации интеллектуальной собственности к термину пиратства включает также неразрешенную «ретрансляцию чужих радиопередач». Природа такого нарушения похожая — несанкционированное использование чужой собственности. Вместе с тем в данном случае нет необходимости делать экземпляры произведений или фонограмм. Больше того, в цифровую эпоху, в которой мы живем, стало распространенным копировать произведения и их записи, не изготовляя их экземпляры, через Интернет. Есть ли это нарушение авторского права и смежных прав пиратством в соответствии с определением этого понятия в указанном Законе? Вопрос на сегодня остается открытым.

Вместе с тем, Интернет-пиратство связано с использованием глобальной сети не только для незаконные копирования, а и для незаконные распространения компьютерных программ. Соответственно положениям Закона под пиратство подпадает распространение именно контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, компьютерных программ, баз данных и т. п., в частности, скопированных через сеть «всемирной паутины».

По определению Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), к фонографическому пиратству принадлежит «неавторизованное производство и распространение звукозаписи». Соответственно положениям Закона звукозапись на материальном носителе исполнения или любых звуков есть фонограммой. Поэтому определения понятия пиратства в Законе вообще совпадает с определением, предложенным IFPI.

Важно, что при попытке определения понятия «пиратство» часто берется к вниманию именно коммерческая сторона и противоправный аспект деятельности. Например, «пиратство — в сфере авторского права и смежных прав понимается как любые действия, направленные на воспроизведение, распространение или любое другое использование произведений или объектов смежных прав без разрешения правообладателя, как правило, с целью получения прибыли и в коммерческом масштабе». В данном определеннии пиратство охватывает не только экземпляры произведений, фонограмм и т. п., а включает в себя использование произведений или объектов смежных прав, которое есть более широким определением понятия пиратства. Одним из основных признаков пиратства есть незаконное использование авторского права и смежных прав без разрешения субъектов этих прав и как следствие — без выплаты им вознаграждения. Нужно указать, что целью незаконной деятельности есть получение прибыли от использования авторского права и смежных прав (прямой или опосредствованной).

Получение прибыли предусматривает также предоставление в прокат экземпляров, например, видеокассет, дисков. Прокат экземпляров без соблюдения прав авторов, субъектов смежных прав в определенной мере может влиять на уменьшение продажи, и как следствие невыплаты авторского вознаграждения. Также один-единый прокатный экземпляр может быть безконтрольно воспроизведен много раз. Последнее соображение есть в особенности важным относительно цифровых технологий, которые обеспечивают простые и недорогие способы воспроизведения и распространения неограниченного количества экземпляров произведения без потери качества.

Законодательством предусмотрено, что прокат экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных на равне с распространением, производством может осуществляться с соблюдением прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и т. п. Однако на сегодня положение относительно проката не отображено в определении понятия пиратства.

Вообще пиратство в сфере авторского права и смежных прав можно рассматривать в узком и широком понимании. В узком — эти законодательные определения пиратства: незаконное производство и введения в обращение именно контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм, программ передач. Статьи Уголовного кодекса Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях, на самом деле предусматривают ответственность за нарушение авторского права и смежных прав — это незаконное распространение произведений, исполнений, фонограмм, видеограмм и программ передач, присвоение авторства на объект права интеллектуальной собственности, а также незаконное воспроизведение, тиражирование и распространение на аудиои видеокассетах, дискетах, других носителях информации. При этом лишь последнее из пересчитанных нарушений соответственно Закону есть пиратством. Пиратство в сфере авторского права и смежных прав в широком понимании — это нарушения прав путем использования произведений или объектов смежных прав без разрешения субъектов этих прав, при этом основная цель такого использования — получение прибыли.

Таким образом, в Украине пиратство определяется в законодательстве в узком значении. А потому остается вопрос отнесения к понятию пиратства использования произведений, фонограмм, компьютерных программ, распространенных без производства их копий, а также предоставления в прокат их экземпляров с нарушением прав авторов, исполнителей других субъектов сопредельных прав.

4. Порядок защиты личных и имущественных прав владельцев авторского права и смежных прав

Автор — главный субъект авторского права. Это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, являющееся объектом авторского права. Не имеет значения его дееспособность. Моментом возникновения авторского права являетс я завершение создания произведения, без официального оформления авторства, независимо от опубликования. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, или иного специального оформления, или соблюдения каких-либо формальностей.

Субъектами авторского права могут быть как граждане Украины, так и иностранцы. Иностранные граждане — авторы пользуются защитой авторского законодательства в Украине если созданные ими произведения находятся в какой-либо объективной форме на территории Украины, а если нет — то в соответствии с международными договорами Украины и совместными конвенциями по авторскому праву (Женевской, Бернской).

Субъектами авторского права могут быть соавторы, если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц. Различаются два вида соавторства :

1) произведение образует одно неразрывное целое (например, «Золотой теленок», «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова) ;

2) произведение состоит из 16 частей, каждая из которых выполнена определенным соавтором и может иметь самостоятельное значение (например, учебник, написанный коллективом автора, каждый из которых написал отдельные главы).

Субъектами авторского права являются правопреемники автора — наследники, контрагенты по авторским договорам, к ним переходят некоторые авторские права.

Авторские права подразделяются на:

1) личные

2) имущественные

Личные неимущественные права — это право авторства, право на авторское имя, право на защиту произведения от всяких искажений и посягательств, право опубликование произведения (обнародование).

Личные неимущественные права — право авторства, право на имя и право на защиту произведения и репутации автора бессрочны. Эти права не переходят по наследству. Но наследники могут осуществлять защиту этих прав, и эти правомочия наследников сроками не ограничиваются.

Личные (неимущественные) права автора закреплены в ст. 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и заключаются в следующем:

1) требовать признания своего авторства, упоминания его имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;

2) запрещать упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимным;

3) выбирать псевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;

4) противодействовать любому искажению, извращению или иному изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора;

5) право на обнародование произведения.

Имущественные права — это исключительные права на использование произведения, т. е. право воспроизводить его, распространять, публично показывать, публично исполнять, сообщать для всеобщего сведения в эфир ил и по кабелю, переводить и т. д., а также получать авторское вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается договорами, а в законе определяются лишь минимальные ставки.

Имущественные права автора перечислены в ст. 14 указанного Закона, где предусматривается, что автору или другому лицу, имеющему авторское право, принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в частности ему принадлежит исключительное право разрешать или запрещать:

1) воссоздание произведений;

2) публичное исполнение и публичное оглашение произведений;

3) публичный показ;

4) любое повторное публичное оглашение в эфире или по проводам уже переданных в эфир произведений, если оно осуществляется другой организацией;

5) переводы произведений;

6) переделки, адаптации, аранжировки и другие подобные изменения произведений;

7) распространение произведений путем продажи, отчуждение иным способом или путем сдачи в наем или в прокат и иной передачи до первой продажи экземпляров произведения;

8) сдача в наем после первой продажи, отчуждение иным способом экземпляров аудиовизуальных произведений, музыкальных произведений, в нотной форме, а также произведений, зафиксированных на фонограмме или в форме, читаемой машиной;

9) импорт экземпляров произведений.

5. Процедуры защиты авторского права и смежных прав

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Украины любое лицо (как частное, так и юридическое) имеет право обратиться в суд за защитой своих неимущественных или имущественных прав. Автор или иное лицо, являющееся владельцем авторских прав, имеет право обратиться в суд за защитой авторских прав вне зависимости от того, связано ли нарушение с неисполнением обязательств по авторскому договору или является незаконным использованием авторских прав. Правом на обращение в суд в связи с нарушением авторских прав имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица, которым авторские права принадлежат на предусмотренном законом основании.

Гражданин имеет право представлять свои интересы в суде как лично, так и через представителя. Наличие специального образования у представителя не требуется. Однако для квалифицированного обеспечения защиты интересов гражданина очень желательно наличие у представителя профессионального образования.

Крайне важное значение для правильного разрешения спора имеет четкое указание обстоятельств, на которых истец основывает свое исковое требование к ответчику. Речь идет об обстоятельствах, послуживших поводом обращения в суд.

Судебная защита прав интеллектуальной собственности (согласно Свидетельству, Патенту, лицензионному договору, договору передачи прав и т. д.) осуществляется:

— в местном суде общей юрисдикции;

— в местном хозяйственном суде;

— в третейском суде.

Согласно Законодательству Украины право интеллектуальной собственности включает неимущественные и имущественные права. Объем прав на объект интеллектуальной собственности определен в Гражданском кодексе и соотверствующих законах. Прежде чем говорить о защите права интеллектуальной собственности, такое право надо получить. И иметь документальное подтверждение своих прав (Свидетельство, Патент, лицензионный договор, договор передачи прав и т. д.).

Формы защиты права интеллектуальной собственности:

· Юрисдикционная, т. е. та, что обеспечивается с использованием госаппарата (уголовное и гражданское судопроизводство и производство по делам об административных нарушениях). Эта форма защиты права интеллектуальной собственности, особенно защита защиты права интеллектуальной собственности в суде, — наиболее острое и эффективное оружие защиты.

· Неюрисдикционная, т. е. та, что охватывает собой действия граждан и организаций (в т.ч. через их представителей — патентных поверенных), осуществляемую ими самостоятельно, без обращения к госорганам.

Способы защиты права интеллектуальной собственности согласно Гражданскому кодексу Украины (п. 2 ст.16):

1) признание права (т.е. какого-то конкретного права интеллектуальной собственности; особенно актуально — в отношении авторских и смежных прав);

2) признание договора недействительным (например, лицензионного договора);

3) прекращение действия, которое нарушает право (т.е. право интеллектуальной собственности);

4) восстановление положения, которое существовало до нарушению права (интеллектуальной собственности);

5) принудительное выполнение обязательств в натуре (например, выплата неперечисленного лицензионного платежа за использование объекта интеллектуальной собственности);

6) изменение правоотношений (например, изменение условий лицензионного договора на использование объекта интеллектуальной собственности);

7) прекращение правоотношений (например, прекращение действия лицензионного договора на использование объекта интеллектуальной собственности);

8) возмещение убытков и прочие способы возмещения имущественного вреда (например, возмещение убытков, причиненных нарушением права интеллектуальной собственности);

9) возмещение морального (неимущественного) вреда;

10) признание незаконными решения, действия или бездействия органа государственной власти (например, прекращение действия патента, выданного Госдепартаментом интеллектуальной собственности).

Защита имущественных прав — наиболее распространенная цель защиты права на объект интеллектуальной собственности.

Имущественные права на объект интеллектуальной собственности:

· право на использование объекта права интеллектуальной собственности;

· исключительное право разрешать использование объекта права интеллектуальной собственности;

· исключительное право препятствовать неправомерному использованию объекта права интеллектуальной собственности, в том числе запрещать такое использование;

· иные имущественные права интеллектуальной собственности, установленные Законом;

Документы — основа любого судопроизводства. Начиная от точности указания названия юридического лица и его адреса в правоустанавливающих документах и заканчивая правильным оформлением каждого документа, направляемого в суд, — все может оказать крайне важное влияние на результаты рассмотрения дела судом. Основную сложность в споре, возникающем в связи с защитой авторских прав, составляет необходимость подтвердить принадлежность прав авторства на произведение, использование которого является предметом спора. Например, молодой автор принес в издательство рассказ для публикации, но ему было отказано в связи с малохудожественностью его произведения. Через некоторое время он узнает, что его рассказ был опубликован в сборнике, изданном этим издательством под другим именем. Никто, кроме самого автора и издателя, не был знаком с этим рассказом. В соответствии с действующим законодательством установлена презумпция авторства, основанная на том, что автором считается лицо, которое указано в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения. Степень трудности доказывания авторства этого молодого человека будет определяться наличием дополнительных обстоятельств: наличия у него других произведений, которые либо опубликованы, либо принадлежность их авторства не оспаривается, наличием других произведений у того лица, под именем которого было опубликовано спорное произведение, и другими. Тем не менее, доказывание авторства спорного произведения будет осложнено необходимостью назначения экспертизы, приглашением свидетелей, что значительно увеличит длительность судебного процесса. Несколько более простая ситуация с доказыванием авторства в других сферах искусства. Например, в художественной фотографии и живописи, где оригинал произведения неотъемлемо связан с самим произведением. В этих случаях достаточным подтверждением авторства произведения будет служить наличие на нем имени или псевдонима автора, сделанных его рукой. Однако наиболее надежным доказательством авторства произведения является предварительная регистрация экземпляра произведения.

Защита прав интеллектуальной собственности в суде — наиболее эффективный способ защиты права на объект интеллектуальной собственности.

Библиографический список

1. Охорона інтелектуальної власності в Україні / С. О. Довгий, В. О. Жаров, В. О. Зайчук та ін. — К.: Форум, 2002. — 139 с.

2. Бондаренко С. В. Авторське право і суміжні права. — К.: Інст. інтел. власн. і права, 2004. — 260 с.

3. Зинов В. Г. Управление интеллектуальной собственностью. — М.: Дело, 2003. — 512 с.

4. Цивільний процесуальний кодекс України, від 18.03.2004 р., № 1618-IV;

5. Материалы со страниц Internet (http://copyright.com.ua, http://intuit.ru).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой