Развитие кодификаций гражданского права
Промежуточной волной наверняка можно назвать кодификации, вдохновленные Австрийским гражданским уложением 1811 г. Ареал этих кодификаций был небольшим — страны, ранее входившие в состав Австро-Венгерской империи. Так, сам кодекс был издан изначально только для наследственных земель австрийской короны, но в 1852 г. он был распространен на все владения империи. Кроме того, он послужил источником… Читать ещё >
Развитие кодификаций гражданского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идея кодификации — издания унифицированного сборника гражданских законов, несмотря на ее революционное происхождение, проникает к концу XIX столетия во все страны мира. Как мы уже отмечали, здесь строго различимы несколько волн кодификаций. К первой относима сама наполеоновская кодификация и вызванные ею подражания. К наиболее значимым примерам из этой волны следует отнести Итальянское гражданское уложение 1865 г., источником которого послужил Кодекс Альбертино (Codice Albertino) 1837 г., созданный по образу и подобию ФГК. Характерно, что перед итальянцами стояла та же самая задача, что и перед немцами, — объединение правовой системы страны, созданной в результате политического объединения разных государств. На практике эта задача решалась через проведение принципа равенства всех перед законом вне зависимости от социального происхождения. Что важно — этот принцип провозглашался еще ст. 24 Пьемонтского органического статута 1848 г. Как и ФГК, Итальянское уложение исходило из принципа секуляризации брака — узаконивало гражданский брак и модернизировало наследственные отношения — отменяло фидеикомиссы. Вместе с тем Уложение отличалось от образца: запрещало развод, зная только суррогат его — раздельное проживание; режим имущества супругов объявлялся раздельным, но допускалось решение этого вопроса посредством брачного контракта; незаконнорожденные дети не лишались возможности наследования {cm. 194); требовало обязательной регистрации договора ипотеки; но не знало понятия законного процента и др.
Промежуточной волной наверняка можно назвать кодификации, вдохновленные Австрийским гражданским уложением 1811 г. Ареал этих кодификаций был небольшим — страны, ранее входившие в состав Австро-Венгерской империи. Так, сам кодекс был издан изначально только для наследственных земель австрийской короны, но в 1852 г. он был распространен на все владения империи. Кроме того, он послужил источником для некоторых независимых стран, например Сербии, где в 1844 г. издается первый Гражданский кодекс. Особенностью этого кодекса было сохранение понятие коллективной собственности (так называемая zadruga), преимущественное право наследования которой строго следовало родовому принципу. Безусловно, к феодализму это положение не имело никакого отношения. Стоит отметить, что до 1907 г. ABGB действовал и в немецко-говорящих кантонах Швейцарии.
Вторая волна кодификаций — ГГУ и последовавшие за ним кодификации начала XX столетия. BOB уже послужило предметом нашего анализа, поэтому, чтобы не повторяться, укажем на другой наиболее знаменательный случай кодификации, вызванный примером работы немецких пандектистов — Швейцарский гражданский кодекс (Schweizerisches Zivilgesetzbuch — SZGB) 1907 г.
Примечательная сама по себе система SZGB. Она не знает книги, посвященной обязательственному праву. Пятой (последней) книгой SZGB считается Schweizerisches Obligationenrecht (SOR) в редакции 1911 г., заменившая старый закон аналогичного содержания от 1881 г. Сама система SZGB имеет следующий вид, отличный от ФГК и ГГУ: книга 1 — субъекты права; книга 2 — семейное право; книга 3 — наследственное право; книга 4 — право собственности. Пятая книга, как мы уже сказали, представляет собой сепаратный закон 1911 г. Характерно также и то, что эта книга служит одновременно источником торгового права, поскольку содержит в себе разделы, посвященные торговым товариществам, торговой регистрации и др.
Примечательна техника Швейцарского кодекса, которая позволяет судье отыскивать применимую к делу норму права. «В случае отсутствия применимого постановления законодателя судья выносит решение на основании обычного права; в случае отсутствия обычая — согласно нормам, определяемым им самим, как если бы он был законодателем» (cm. 1 § 2 SZGB). Видно, за истекшее столетие вера законодателя в разум отдельного судьи только укрепилась, и ему предоставлена свобода усмотрения в решении дел: «Он должен руководствоваться при этом установленными положениями доктрины и судебными решениями» (cm. 1 § 3 SZGB).
Особенностью Швейцарского кодекса считается то, что некоторые вопросы, традиционно подпадающие в сферу регулирования гражданского права, он не рассматривает — например, решение по отмене фидеикомиссов отнесено к компетенции отдельных кантонов.
Именно на основании вышеперечисленных кодификаций происходила унификация гражданского законодательства стран, появившихся в мире после Первой и Второй мировых войн. Сказанное относится даже к странам социалистического лагеря (см. выше). Эти страны, прежде всего Восточной Европы, как ни странно, практически не отменили действие старых, «буржуазных» гражданских кодексов после прихода к власти коммунистов, ограничившись внесением в них только некоторых поправок, соответствовавших концепции, отрицавшей частную собственность как общественное явление.