Особенности поведения и общения в информационных сетях
Широкая доступность, граничащая с агрессивным навязыванием; по сути, Сеть не выдвигает даже самых простых требований к возрастному, культурному, интеллектуальному и нравственному уровню пользователя. Глобальность — возможность вести диалог с многочисленными культурами, а также контркультурами, что приведет к релятивизации ценностей, размыванию границ дозволенного и недозволенного. Нравственные… Читать ещё >
Особенности поведения и общения в информационных сетях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нравственные принципы виртуального общения: свобода слова, открытость, толерантность, равноправие сторон, вежливость. Их особенность в зависимости от вида виртуальной коммуникации.
Появление термина «Интернет-этика», как правило, связывается с анонимной группой Интернет-активистов, распространивших в1989 г. манифест, где предлагались моральные принципы поведения для всего сетевого сообщества. С их точки зрения безнравственным признавались такие явления, как использование нелегального доступа к ресурсам Интернета, препятствование легальному доступу, растрата интеллектуальных и информационных ресурсов через такие действия; нарушение целостности информации, находящейся в открытом доступе, а также нарушение тайны личной жизни других пользователей. Этими требованиями впервые был очерчен значительный круг проблем сетевой жизни, которые можно назвать нравственными. Позже они уточнялись, находили новые трактовки, однако, можно утверждать, что в основе всех моральных затруднений, находящихся в поле внимания этики Интернета, лежит одна фундаментальная дилемма. Ее можно сформулировать в виде следующего вопроса: «Является ли сетевое пространство естественным продолжением нашей обычной, повседневной реальности, где действуют привычные всем моральные устои, или же оно есть особенный мир, где существуют собственные законы и ценности»? От ответа на этот вопрос зависит способ решения всех частных дилемм, начиная от смысла и назначения самой Сети, заканчивая обсуждением меры допустимого в виртуальном общении.
Этическое осмысление различных сторон жизни Интернета началось с момента его зарождения. Уже тогда стало понятным, что ряд важнейших особенностей Сети неизбежно обернется кризисными явлениями в сфере общественной морали. Как правило, указывают следующие характеристики.
Глобальность — возможность вести диалог с многочисленными культурами, а также контркультурами, что приведет к релятивизации ценностей, размыванию границ дозволенного и недозволенного.
Анонимность, выраженная в соблазне скрываться за вымышленными именами, и, на первый взгляд, безнаказанно вредить.
Быстрая воспроизводимость данных, молниеносное распространение информации, что влечет за собой не только возможности распространения порочных явлений, но также и неспособность рядового пользователя отличить достоверные сведения от недостоверных. Сюда же следует отнести появление элементарных способов махинаций с интеллектуальной собственностью и авторским правом.
Широкая доступность, граничащая с агрессивным навязыванием; по сути, Сеть не выдвигает даже самых простых требований к возрастному, культурному, интеллектуальному и нравственному уровню пользователя.
Интерактивность, связанная с появлением многочисленных способов общения, целый ряд которых носит враждебный, унижающий достоинство личности характер.
Наконец, наблюдаемая с первого взгляда бесконтрольность, а, значит, — вседозволенность.
Указанные сущностные черты сетевого пространства позволили миллионам людей изначально увидеть в нем возможность дополнительной свободы, в том числе, от социального контроля и моральных требований. Получалось, что Интернет внушает человеку соблазн совершить то, на что в реальной жизни он бы никогда не решился. Этот очевидный вывод потребовал начать осмысление сетевых процессов с точки зрения того, как можно предотвратить нарастание нравственного кризиса.