Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Классификации причин и условий преступности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полезность данной классификации прежде всего в том, что она дает теоретическое обоснование каждому из классифицируемых понятий, в определенной степени позволяет практике более четко уяснить, что такое причины, а что условия совершения преступления (преступности), как их формулировать в процессуальных документах, в частности в представлениях, вносимых органами расследования, частных определениях… Читать ещё >

Классификации причин и условий преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Множественность и многообразность причин и условий преступности, их разноуровневость требуют дифференцированного подхода у субъектов предупредительной (профилактической) деятельности. Немалое значение в решении данного вопроса имеет разработка научно обоснованной классификации названных негативных социальных явлений.

Классификация причин и условий преступности — это деление их на различные группы по различным основаниям (критериям).

В литературе выражены неоднозначные подходы к отбору и систематизации данных о причинах и условиях преступности. Многообразие позиций и точек зрения отечественных криминологов можно свести к тому, что следует разделять и различать причины совершения преступлений (как и причины преступности) и условия, им способствующие.

Таким образом, можно констатировать, что для практической деятельности мы имеем классификационную основу негативных социальных процессов, детерминирующих преступность, их механизм действия.

По механизму действия их можно разделить:

  • • на причины (порождают);
  • • условия (способствуют).

Полезность данной классификации прежде всего в том, что она дает теоретическое обоснование каждому из классифицируемых понятий, в определенной степени позволяет практике более четко уяснить, что такое причины, а что условия совершения преступления (преступности), как их формулировать в процессуальных документах, в частности в представлениях, вносимых органами расследования, частных определениях судов, при принятии управленческих решений субъектами предупредительной деятельности по выявлению причин и условий преступности (преступления).

При этом нельзя забывать, что каждая наука имеет свой набор терминов, которые бывают довольно специфичными, часто условными и которые нельзя толковать произвольно. Сказанное свидетельствует о том, что криминологическая наука должна, вероятно, создать для практики своего рода криминологический словарь[1].

Для того чтобы классификация была теоретически глубокой, обоснованной и практически пригодной, ученые предложили следующее основание — уровень действия.

По уровню действия выделяют причины и условия:

  • • всей преступности;
  • • отдельных видов преступлений;
  • • конкретного преступления.

Приведенная выше «тройная» классификация не исключает возможности подойти к исследованию причин и условий преступности с других позиций.

По природе своего возникновения причины и условия преступности делятся:

  • • на объективные;
  • • субъективные;
  • • смешанные (объективно-субъективные).

Однако возможны и иные критерии классификации рассматриваемых нами явлений. Так, по содержанию криминологические детерминанты подразделяют в зависимости от сферы социальной жизнедеятельности:

  • • на социально-экономические;
  • • политические;
  • • идеологические;
  • • культурно-воспитательные;
  • • правовые;
  • • технические;
  • • организационно-управленческие и т. д.

Классификация причин и условий по содержанию является наиболее полной, основной и практически значимой.

Классифицировать причины и условия можно и по другим признакам (полные и специфические; коренные и некоренные; социальные и биологические; внутренние и внешние и т. д.).

Самостоятельно классифицируются условия преступности:

  • • формирующие;
  • • способствующие.

Условия формирующие — это те явления и процессы, которые порождают другие процессы и явления, выступающие впоследствии в роли причин преступности. К формирующим условиям можно отнести, например, недостатки в воспитательной работе в трудовых коллективах в силу чего у граждан формируются такие качества, как корысть, жадность или негативное отношение к закону.

Условия способствующие — это те явления, которые облегчают совершение действия преступника (например, отсутствие охраны товарно-материальных ценностей на складе, алкогольное опьянение преступника и др.).

Классификация причин и условий преступности необходима для более глубокого и полного их изучения, так как в небольшой (отдельной) группе легче выявить общие черты, закономерности негативных социальных явлений, порождающих другое негативное явление (преступность).

  • [1] См.: Курс советской криминологии. В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 210—211.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой