Типы организаций.
Менеджмент организации.
Управление производством
Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) — характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации — эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия… Читать ещё >
Типы организаций. Менеджмент организации. Управление производством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
менеджмент управление индустриальный Любая организация — это процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. От того, как организована система, зависит способность к адаптации, к развитию.
Организация является сложной технико-экономической и социальной системой. Уровни взаимодействия: «организация — внешняя среда», «индивид — организация», «подразделениеподразделение» .
а) Виды организации по отношению с внешней средой.
Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) — характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации — эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример — стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют бюрократической.
Характеристика бюрократии как организации М. Вебера:
- 1. наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников;
- 2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям;
- 3. подчинение должности, а не личности;
- 4. определение обязанностей, прав, власти;
- 5. иерархический принцип построения организации — подчинение нижестоящего уровня иерархии вышестоящему;
- 6. подбор кадров по профессиональным качествам; на должность назначают, а не выбирают;
- 7. продвижение — по принципу старшинства или достижений;
- 8. подчинения руководителя общим правилам.
Органическая организация — широкая специализация в работе, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней управления, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, неформальный характер отношений. Такая организация эффективна, когда используется современная технология, не рутинное, не стандартизованное производство; имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределенность целей и задач; задачи сложные (например, разработка компьютерных программ); быстрая адаптация к изменениям внешней среды. Прямая противоположность «идеальной бюрократии» .
б) Виды организаций по взаимодействию с человеком Корпоративная организация — корпорация как социальный тип организации. Это замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии — касты, в Европе — гильдии, министерства, ведомства, партии). Объединение в корпорацию происходит по социальным, профессиональным, кастовым критериям. Важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов — монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация.
Характеристики:
- · преимущество общей цели над индивидуальной;
- · отождествление себя с организацией;
- · ответственность организации за своих членов; суверенитет организации;
- · принятие решений по принципу большинства или старшинства;
- · превалирование интересов производства над интересами работника;
- · двойная мораль — корпоративная и индивидуальная;
- · лояльность организации.
Индивидуалистская организация — свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность.
Характеристики:
- · объединение ресурсов вокруг человека;
- · принцип увязки интересов всех участников организации;
- · сочетание конкуренции и кооперации;
- · личность как субъект интереса — суверенитет личности;
- · принятие решения по принципу меньшинства (не принимается, если против него выступает меньшая часть членов организации);
- · преобладание интересов работника над интересами производства.
- в) Типы организаций по взаимодействию подразделений
Управленческие возможности в области координации при проведении специализации отдельных работ ограничены — это ограничивает размеры организации. Решить это возможно, если группировать схожие работы и исполнителей вместе, т. е. осуществлять их организационное обособление. Этот процесс называется департаментализацией. Он отличается по природе, целям, принципам. Существует много подходов в группировании специализированных работ в организациях‚ которые различаются тем, что ориентированы они по преимуществу на группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата (более подробно — в 3-м вопросе).